'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 27 августа 2018, 19:08

О.Журавлёва Добрый вечер. Меня зовут Ольга Журавлёва, и наш гость сегодня – дьякон Андрей Кураев. Здравствуйте, Андрей Вячеславович.

А.Кураев Добрый вечер.

О.Журавлёва Вот, вы только что отложили свой гаджет и я хотела вас как раз об этом спросить. Патриарх тут выступал перед молодежью, призвал к разумной сдержанности при пользовании гаджетами, поскольку через них, по его мнению, создается система тотального контроля над людьми. Почему Патриарха Московского и Всея Руси беспокоит тема гаджетов, как вы думаете?

А.Кураев Ну, во-первых, это общая установка всей государственной сегодня политики, чтобы люди более были прикреплены к телеэкрану, нежели к каким-то сегментам интернета, которые еще не вполне могут контролировать.

А во-вторых, это тема, которую наш Патриарх пробует озвучивать еще с 90-х годов, выдавая себя за защитника таких, народных низов православных, где с середины 90-х годов поднимается мощная волна страха перед электронной документацией, штрих-кодами и так далее. И, вот, для того, чтобы уравновесить свой имидж либерала, экумениста и так далее, который был у Митрополита Кирилла в 90-е годы, он через Чаплина, в частности, отца Всеволода Чаплина активно стал на эту тему говорить. Так что это повод еще раз об этом высказаться. Ну а, по сути, он прав.

О.Журавлёва Но насчет тотального контроля над людьми как будто это что-то плохое. Разве все остальные не стремятся как раз к тотальному контролю? И телевидение, и власть, и руководство Православной церкви.

А.Кураев Стремятся, но, как бы, гаджеты у нас тоже имеют государственную прописку и так далее. То есть ясное дело, что вряд ли компания Apple будет всех прослушивать сама и собирать данные о нас. А, вот, то, что это, действительно, прослушка, которая всегда со мною, это несомненно. Этот телефон, и это уже многие годы так. То есть в этом смысле, да, надо, с одной стороны, учиться жить в прозрачном мире, а, с другой стороны, помнить об этом и аплодировать, я думаю, тут совсем не стоит.

А.Кураев: Я глубоко убежден, что ФСБ не нуждается в публикации такого рода списков

О.Журавлёва Ну вот как раз сегодня тоже появилась где-то информация, что ФСБ расширила список важных для них ресурсов, и туда попали и Авито, и LiveJournal, и какие-то еще. Это как раз и есть тот самый тотальный контроль, от которого нас предостерегает Патриарх, видимо.

А.Кураев Знаете, я, вот, глубоко убежден, что ФСБ не нуждается в публикации такого рода списков. То есть если они сказали, что «Нам этот ресурс интересен», это не означает, что они только сейчас заметили его существование и будут его шерстить. Они, как бы, я думаю, что для себя дают такие поручения, исполняют такого рода работы без декларирования своих усилий.

О.Журавлёва Вы согласны с тем, что когда человек выворачивает свое нутро наружу как будто в исповедальни, это нехорошо, это плохо влияет на общество?

А.Кураев Ну, это его личная проблема, вопрос его собственной и культуры, и одиночества. Тут много всего, да? В том числе и проблемы какого-то и психического нездоровья такого рода людей. Действительно, мне не понятно, зачем фотографировать свои ужины или обеды, и выставлять их на всеобщее обозрение или каждый раз сообщать, куда я пошел, куда я полетел. Ну, собственно говоря, это означает, что… Или репосты всяких котиков, или каких-нибудь пусть даже мыслей мудрых людей, но чужих, не твоих. Означает, что от себя сказать человеку нечего, а, тем не менее, он вышел на публику. Все имеют свои контактики, я вот тоже, да? Ну, в данном случае это некая мода. Вот. И мода… Ну, что ее ругать? Ну, мы такие, да.

О.Журавлёва А почему так активизируется, как мне кажется, преследование за вот эти репостики и вот эти вот трансляции, в общем-то, чужих мыслей и картинок? Что такого страшного находится в этих вещах?

А.Кураев Нет, ну, это совсем другая тема, потому что если речь идет о людях, которых привлекают к ответственности, то они не от скуки, наверное, это репостили, а как раз, все-таки, высказывали какие-то свои убеждения, которые у них есть, что, в общем, довольно ценно по нынешним временам, какие бы ни были эти убеждения у человека. Вот. Ну и понятное дело, что в данном случае это психологический террор.

О.Журавлёва А к чему он должен привести?

А.Кураев К тому, что люди должны быть в достаточной степени запуганными и смирными.

О.Журавлёва А это, как вам кажется, происходит? Добиваются успеха?

А.Кураев То есть будь осторожен… Как в брежневские времена: «Будь осторожен, даже пересказывая анекдоты».

О.Журавлёва Ну, вы довольно храбро себя ведете в интернете.

А.Кураев Ну, как бы, я боялся в брежневские годы. И андроповские. Может, хватит уже?

О.Журавлёва Да? А почему сейчас не боитесь?

А.Кураев Ой… Да старый я уже.

О.Журавлёва Тогда спрошу вас по поводу еще одних настроений. Появилась сегодня информация о том, что согласно последнему опросу Левада-центра зафиксирован резкий рост ксенофобии за прошедший год у россиян, и перечисляются представители народов, которых не хотели бы видеть в России опрошенные. Там есть удивительные вещи: на первом месте, например, цыгане, которые, насколько я-то понимаю, они, в общем, в Россию не приезжают специально, а давно здесь живут. Но тем не менее. Ну, там и чеченцы упомянуты, хотя не на первых местах. Китайцы очень на таком, высоком месте. Как вам кажется, это о чем говорит?

А.Кураев Собственно, ксенофобия – это совершенно естественный феномен в стремлении защитить свою территорию, охотничьи угодья, в конце концов, свой очаг, свою пещеру, да? Это инстинкт, который и у животных есть (метят свою территорию, не пускают альтернативных самцов и так далее), да? Естественно, он есть и у людей. То есть ксенофобия – это вещь, страх чужого. Ну, а почему не надо бояться чужого? Человек, у которого нет страха, — это психически больной человек. Это диагноз психиатрический. Это очень опасно, да? У человека нет страха высоты совсем, да? Это очень опасно: ребенок может просто расшибиться, если он, вот… Бесстрашно – это нехорошо. Вот.

То есть страх такой должен быть. Он естественен. Вот. Другой вопрос – форма его, да, реализации, проявления. К каким действиям побуждает тебя, вот, именно этот твой страх, да? Как ты пробуешь защитить свою приватность, свою пещеру ту самую, свой дом, свою территорию и так далее? Вот.

А.Кураев: Человек, у которого нет страха, — это психически больной человек. Это диагноз психиатрический

В принципе, поскольку это естественный инстинкт, только нечто сверхъестественное может его побороть. Это как раз то, что мы называем там благодатью божьей, да? Ну, какое-то чудо. В некотором смысле культура – это что-то противоестественное. Культура – это антоним натуры в латинском языке, да? Культура до некоторой степени это может делать.

Но опять же, здесь если есть какой-то вот такого рода конфликт, отторжение людей, ну, надо понять, что, наверное… Знаете, как в известной формулировке «В разрушении семьи никогда не бывает виноват только один человек, это всегда двое – муж и свекровь» (ну, такая, женская точка зрения, да? Вот. Так вот и здесь, все-таки, всегда двое, да?

Вот смотрите, когда-то острие московской ксенофобии было направлено против литвинов (такие страшные люди литвины) – это, соответственно, это и белорусы, и поляки, и литовцы, и так далее. Но сейчас этого нет. Совершенно нет.

О.Журавлёва Ну, всё то же телевидение нам предлагало другие цели.

А.Кураев Ну, бог с ним, с телевидением. На самом деле, этого нету, да? Ксенофобии именно здесь нет в отношении к недавним, относительно исторически недавним каким-то недругам.

Вот, точно так же и здесь. Если бы, может быть, те же цыгане не давали сегодняшних поводов опасаться их, причем не только мужчин, а именно даже и женщин и детей, наверное, негативное отношение к цыганам – оно быстро бы исчезло, если бы, действительно, цыгане в своей массе, в своей повседневности, в контактах с остальными людьми, народами оставались бы на уровне культуры цыганской песни, цыганского театра и так далее, да? То и было бы всё замечательно: мы бы все их любили и с удовольствием с ними бы пели, танцевали и так далее. Но, к сожалению, в повседневном опыте люди, очевидно, встречают что-то еще и иное. Отсюда рассказы друг другу и отсюда какие-то, вот, страхи рождаются: «Лучше не контактировать, лучше обойти сторонкой». Бывает такое, да?

Аналогичное что касается китайцев. Как бы, наш страх перед китайцами – он в чем-то зеркален по отношению к страхам Европы к России, скажем, XIX-го века, отчасти XX-го – что это такое огромное, нависающее, необозримое, неисчислимое. Как посмотришь на глобус, где Российская империя, сколько занимает места, и крохотная Европка, а особенно посмотрите на глобус… Знаете, вот, посмотрите на карту мира (даже на глобус), где в центре находится Северный полюс. И вокруг него… То там, понимаете, вот эта бедная Европка – это такая закорючка крохотная. Вот. То есть посмотришь, подумаешь «Боже мой. Конечно, сейчас вот просто…» А Россия сверху еще, да? Ну, вот сейчас просто раздавит – это точно.

Вот, некие подобные страхи, соответственно, вызывают миллиард китайцев и так далее. Наверное, они похожи на нас, а нам всегда всего мало, нам хочется помочь всем соседям, колонизовать их и так далее, поднять их цивилизационный уровень. Может быть, китайцам тоже этого хочется?

Вот, знаете, когда я беседую с синологами, с китаистами, они как раз первое, что мне говорят, «Вот, не надо, пожалуйста, на китайцев наши комплексы переносить». Как Николай Японский писал в XIX-м веке, это великая милость божья, что величайший многочисленный народ мира совершенно не агрессивен.

О.Журавлёва Это Андрей Кураев со своим особым мнением. Никуда не уходите – мы вернемся через несколько секунд.

РЕКЛАМА

О.Журавлёва Снова с вами Ольга Журавлёва и наш сегодняшний гость дьякон Андрей Кураев. Интересный вывод сделали социологи. Учитывая, что опрос проводился во второй половине июля, можно предположить, что рост подобных ксенофобских настроений – это перенаправление раздражения россиян на другого, вызванное недовольством пенсионной реформы и ухудшением потребительских и социальных настроений. Вот с этим согласились бы выводом?

А.Кураев Нет, нет. Чего-то слишком хитро. Слишком хитро.

О.Журавлёва То есть вряд ли китайцы нам всё испортили?

А.Кураев Поймите, как бы, у нас нет телевизионных программ, в которых рассказывалось бы о том, какие цыгане или китайцы плохие.

О.Журавлёва Да.

А.Кураев Значит, если рост негатива к ним есть, то он происходит не из телевизора, а из какого-то, вот, низового уровня, слухов. И даже не из интернета. Я, честно говоря, в интернете тоже никаких постов на эту тему, ну, как-то, вот, не встречал никак.

О.Журавлёва Ну, тогда логично предположить Украину, Грузию, Америку.

А.Кураев Да. Вот, а этого нету. Поэтому я не думаю, что это какая-то такая политкампания или такая странная форма сублимации. Нет, это не так.

О.Журавлёва Ну хорошо, а про недовольство пенсионной реформой? Как вам кажется, что-то в обществе, ну я не знаю, действительно, движется? Есть, зреет это недовольство? Или это всё тоже поверху, там, на уровне политиков?

А.Кураев: Наш страх перед китайцами в чем-то зеркален по отношению к страхам Европы к России XIX , отчасти XX века

А.Кураев Недовольство есть. Конечно, эксперимент этот крайне опасный, но еще пока не начатый и даже не решенный до конца, то есть Путин благоразумно хранит пока еще молчание, по этому поводу молчит. А проблема есть, проблема очень серьезная.

О.Журавлёва Для вас это тоже проблема?

А.Кураев Да я как-то никогда не рассчитывал на то, что государство протянет мне свою титьку в старости. Поэтому для меня это не очень проблема.

О.Журавлёва Хорошо. Если можно, я вас…

А.Кураев Нет, если можно, давайте я расскажу, все-таки, одну новость, которую федеральные масс-медиа не заметили.

О.Журавлёва Давайте.

А.Кураев В эти выходные дни, видите ли, произошло нечто очень необычное: Московская Патриархия вдруг услышала писк снизу.

О.Журавлёва Да вы что?

А.Кураев Да. А именно есть далеко на Алтае городок Бийск, и там решили в порядке создания мелких епархий где-то в 2016-м еще году, решили создать местную епархию, но почему-то на Алтай нашли кадра из Молдавии, какого-то молдавского неграмотного чабана, который по-русски плохо говорит. За сколько он купил диплом Киевской академии, уж тем более епископскую панагию достоинство, я не знаю, да? Но, вот, на мой взгляд, явно товарищ, который проплачивал свою карьеру. Вот. И вот его назначили туда епископом.

И вот я за этой историей слежу вот эти все 2 года. В общем, скандал на скандале, вплоть до того, что там священники, кто могут, разбегаются. Им это трудно, а просто работники епархии просто уходят, хлопают дверью.

Один староста уволенный церковного храма царства даже в суд подал, но пока проиграл. И даже сити-менеджер местный и то публично высказывает свое недовольство этим епископом, да?

В общем, в итоге митрополит Тверской Савва – он занимает должность заместителя управляющего делами Московской Патриархии – в эту субботу-воскресенье сорвался с места, с Москвы, полетел туда. И причем упредил свой приезд довольно небывалым письмом местному епископу, в котором сказал, значит, «Я к вам прилетаю по благословению Патриарха. Вы должны обеспечить мне встречу вот с такими-то людьми».

Знаете, я, вот, еще давно говорил, когда в Казани был скандал по поводу гомосексуальных обвинений местного митрополита, я говорил, вот, что должна делать Патриархия? Послать туда комиссию и арестовать все личные дела прежде всего и найти личные дела тех людей, которые ушли из епархии. Семинаристы, которые недоучились, священники, которые вдруг бросили и ушли куда-то в даль светлую, да? Вот, их прежде всего найти и спросить «Что с вами произошло? Почему для вас стала невыносима атмосфера в этой семинарии или в это епархии?» и так далее.

И вот подобный, по сути, сценарий, наконец-то, вот, Патриархия реализует в данном случае по отношению к Бийску. Вот, я об этом… Это письмо опубликовал у себя в блоге в субботу, и вот уже в понедельник (сейчас перед эфиром) как раз смотрю в своем гаджете бийскую, алтайскую прессу. И они тоже об этом, вот, активно заговорили. То есть печать молчания – она сломана, и абсолютная чужеродность этого епископа всему местному сообществу – она, вот, совершенно вышла наружу. Так что, вот, ждем, соответственно, доклада митрополита Саввы Патриарху и, соответственно, решения синода. Ну, понимаете, это, все-таки, важно, потому что пример того… Да! А священники… Да, была коллективная жалоба где-то в январе еще священников в Патриархию. В июне, в июне была коллективная жалоба священников. То есть, все-таки, это тоже важно. Иногда, все-таки, вот, даже вот такие… Писк с мест иногда вдруг что-то, что-то сдвигает. Вот, поэтому не стоит просто, вот, в бездну отчаяния погружаться, сказать «Я не хожу на выборы, потому что мой голос ничего не значит, я не участвую в политических дискуссиях, потому что от меня ничего не значит» и так далее. Вот маленький пример, когда что-то это значило.

О.Журавлёва Слушайте, еще одна скандальная история уже не с нашей церковью. Папу Римского Франциска призывают подать в отставку, оставить понтификат, потому что бывший нунций Карло Мария Вигано говорит, что давно предупреждал его о случаях педофилии и он покрывал педофила.

А.Кураев Это очень (НЕРАЗБОРЧИВО). Дело в том, что когда вот сейчас Папа был с визитом в Ирландии, он совершил серьезный поступок – он встретился с 8-мью уже взрослыми людьми, которые были жертвами педофильски приставаний в различных институциях ирландской католической церкви. И Папа не просто просил у них прощения, он с ними провел серьезную беседу, и двое из участников этой встречи вышли к прессе и сказали, что Папа употребил слово «говно». И это слово он приложил к тем своим сотрудникам в Ватикане, которые покрывали все эти вот жалобы и так далее.

То есть, понимаете, и вдруг, вот, выходит вот это вот заявление бывшего посла, нунция Папы в США, который говорит, что он лично Папе, минуя всех этих прелатов, лично об этом рассказывал, а реакции ноль последовало, да? То есть, вот, наложение этих двух новостей создает такую, знаете, какую-то вибрацию, неприятную для Папы, я бы сказал.

О.Журавлёва Я так поняла, что слово «мерзость», употребленное в некоторых наших российских СМИ, это, наверное, то самое слово, о котором вы говорите.

А.Кураев: Я готов простить Папе, даже если было молчание в предыдущие годы. Но сейчас он возьмется за дело всерьез

А.Кураев Ну, это всё поиски эвфемизмов, да? Вот, французская (НЕРАЗБОРЧИВО), католическая газета прямо «le merde» пишет. Но дело в том, что я не знаю, на каком языке Папа беседовал с этими людьми. Вряд ли по-французски и вряд ли по-ирландски. Какое по-английски слово он употребил?.. Ну, по крайней мере, то есть по крайней мере один из мужчин, который с ним беседовал, он счел нужным уточнить: «То, что находится на дне унитаза».

О.Журавлёва Какие удивительные подробности. Но вы считаете, что есть основания Папу подозревать в том, в чем его обвиняют, да? То есть вам кажется, что там что-то не чисто?

А.Кураев Вы знаете, я думаю, что с Папой здесь, все-таки, всё немножко сложнее. Точнее говоря, обычная история. Уж простите, я про Горбачёва скажу в данном случае, да? Человек, возглавляющий определенную систему, определенное количество времени, естественно, является просто носителем функций и инерции работы этой системы. А вот если он затем находит в себе силы что-то там менять, вот это вот уже серьезно. Поэтому я готов простить Папе, даже если, вот, было это вот реальное его молчание в предыдущие годы. Но сейчас он возьмется за дело всерьез, то за это ему будет большая благодарность.

О.Журавлёва А у Русской Православной Церкви есть такие темы?

А.Кураев Темы есть. Даже намеков на то, что есть желание решить эту проблему, нет.

О.Журавлёва А почему, как вам кажется, она нерешаема?

А.Кураев Понимаете, вот то, с чего мы начали нашу беседу, это встреча Патриарха с молодежью. Ну, это же просто фантастика, да? То есть ведущая заранее знает, какой вопрос сейчас будет задан, кем будет задан. Говорит «Перейдем к этой теме. О ней вам вопрос задаст вот этот», да? Патриарх, естественно, тоже знает заранее все вопросы и все вопрошатели согласованы. То есть это потрясающе. То есть никакого диалога нет. Да? Заранее отобранные люди, заранее отобранные темы и опять: и о чем они говорят?

То есть, так скажем, да, ставится серьезный вопрос «Почему дети на приходах есть, подростков нету?» Да? Вот, на любом приходе и моем в том числе. В воскресенье, особенно если не лето, а вот, скажем, осень, уже учебный год, все дети в семьях. Вот. Просто детей сотни маленьких (дошколята, младшеклассники), да? Так, пробуешь поднять глаза чуть выше и поискать «А где там подростки или молодые люди, которые выше бабушек возвышают свои головы?», тишина. И это же, ведь, не новооткрытый храм – этому храму уже 30 лет, приходу, да? То есть детишки должны были подрасти и даже уже не одно поколение. Куда они деваются?

О.Журавлёва Чем вы это объясняете?

А.Кураев Вот, об этом Патриарха тоже спросили. Ответ был, в общем: «Интернет виноват».

О.Журавлёва Но вы-то как-то отвечаете?

А.Кураев Какие-то внешние факторы: «Мы тут не причем. А, ну да. То есть мы причем. Знаете, да? Ну, может быть, священники не находят нужных слов. Слишком ласковы бывают». Ну, в смысле, понимаете, ну в смысле там, по головке гладят, как будто ему 9 лет, а он уже подросток и с ним надо уже иначе разговаривать, а вот язык священников или педагогов этой школы не меняется. Вот это ответ Патриарха.

Это всё правда. Правда, эта проблема есть. И вообще она в семьях есть. Заметьте, что ребенок взрослеет и интонацию разговоров с ним надо менять. Это всё правда. Вот. Но только ли в этом дело?

О.Журавлёва Ну, у вас-то есть какая-то версия?

А.Кураев До конца – нет. Потому что даже те сюжеты, которые готов был бы даже сказать какой-нибудь антиклерикальный журналист, это мелко. Здесь всё гораздо серьезнее, я думаю.

О.Журавлёва То есть вам кажется, что паству теряет церковь с возрастом? Или потом она их и обретает через какое-то время?

А.Кураев Ну, это некий вообще по-своему антропологический феномен. То есть штука вот в чем. Что есть, конечно, возможность подростков оставить при церкви. Но практика показывает: это путем создания комсомола, Гитлерюгенда или чего-нибудь такого.

О.Журавлёва Юнармия.

А.Кураев Да, да. То есть создание тоталитарной совершенно структуры. Почему-то молодежи нравится, вот, военизированность такая, тоталитарность. Я бы не хотел, чтобы мы пошли этим путем. Очень не хотел бы. Вот.

О.Журавлёва А, может, не надо подросткам в церкви быть? Может, они потом в разум взойдут и вернутся, кто захочет?

А.Кураев Это понятно, что этим можно себя утешать. Но с другой стороны, тут есть, о чем серьезно подумать на уровне более серьезном, чем мог бы это Невзоров сделать там или еще кто-то из критиков церкви. Это вопрос просто антропологического уровня, философского, а не публицистики.

Поэтому я скажу, у меня ответа пока нет. Один из возможных ответов… Я так, время от времени к нему осторожно прикасаюсь. Это излишняя, избыточная, невероятная сексоцентричность православного мировоззрения.

О.Журавлёва То есть?

А.Кураев Без конца все проповеди про секс. Чего можно, чего нельзя, какие грехи и так далее. Это потрясающе! Вот, я себе понимаю, что это до некоторой степени следствие того, что церковная книжность – она монашеская, да?

Ну и вот это вот крайне негативное, однозначно негативное проявление ко всем проявлениям сексуальности кроме той, которая венчана и то там будет масса ограничений, что может позволить себе муж и жена, когда и как, и так далее. Вот. Вот это, конечно же… Ну скажем, то есть подросток с самого начала понимает, что то, что ему сейчас очень интересно, эти новые переживания и так далее – это верный повод для скандала, если он об этом заговорит со священником. Вот. И поэтому он говорит «Ладно. Я буду в своем кругу это обсуждать и так далее, но не с ним». Вот. И… Поскольку он, опять же, соотносит со своей жизни эти анафемы, сыплющиеся в проповеди, то он и себя быстро начинает относить к этим самым навеки проклятым и так далее. И тогда чего же мне туда идти?

А.Кураев: Надо от перемывания косточек этого мальчика отойти и спросить, а почему пожарники приехали без воды?

О.Журавлёва Мы продолжим разговор…

А.Кураев То есть мы тут выходим к тому, о чем писал Василий Васильевич Розанов. Вот, у него много… Желающие, кому эта тема будет интересна, посмотрите его размышления об этом. Не о подростках, а вообще, вот, тема «Эротика и церковь».

О.Журавлёва Очень интересно. Дьякон Андрей Кураев со своим особым мнением. Меня зовут Ольга Журавлёва. Никуда не уходите, мы скоро вернемся.

НОВОСТИ

О.Журавлёва И снова с вами особое мнение дьякона Андрея Кураева, меня зовут Ольга Журавлёва. Не забудьте, что на YouTube можно смотреть в разделе «Эхо Общество», там же можно комментировать (я ваши комментарии все вижу) и присылать свои вопросы +7 985 970-45-45.

По поводу подростков вы как раз сказали интересную вещь по поводу того, в какой церкви с подростками лучше работают вот сейчас в перерыве. Что это лучше получается у мусульман.

А.Кураев Ну, я просто сказал пример афганских моджахедов, да? То есть наряду с Гитлерюгендом или, там, отчасти комсомолом нашим вот пример успешной утилизации подростковой потребности в стадности, в выплеске агрессии и так далее, и тому подобное. В обостренном поиске смысла своего бытия. Вот тебе дают некие сверхценности (вручают), а заодно к ним еще и автомат. Это очень хорошо работает. Но вновь говорю, я бы не хотел, чтобы христианская церковь шла бы этим путем.

О.Журавлёва Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова назвала поджог Успенской церкви в Карелии сигналом обществу о невнимании к детям. Это, вот, буквально туда же. Потому что, как мы знаем, задержали 15-летнего юношу. Пишут, вроде бы, что он там то ли сатанист, то ли что-то еще подобное.

А.Кураев С тем же успехом президент Ассоциации шахматистов мог бы сказать, что да, это вот следствие того, что мало шахматы распространены в молодежной среде.

О.Журавлёва То есть вы считаете, что это ни о чем?

А.Кураев Ни о чем. Это некая банальность и очевидность. Поэтому просто это информационный шум.

О.Журавлёва Ну а вообще вот эта история с поджогом – для вас что-то, я не знаю, что-то понятно, кто там главный пострадавший и кто главный виноватый?

А.Кураев Видите ли, защита от дурака должна быть встроена в систему. То есть наличие дураков, неадекватов, психопатов – как бы, это совершенная очевидность и это надо учитывать везде. При строительстве космодрома или при решении вопроса безопасности Третьяковской галереи. Или даже обычной школы, детского садика и так далее. Поэтому надо от перемывания косточек этого мальчика отойти и спросить, а почему пожарники приехали без воды? Как может сгореть храм, который находится, по сути, на острове?

О.Журавлёва Окружен водой, да.

А.Кураев То есть буквально 10 метров в 3 стороны от него – это вода. И как он мог там сгореть при том, что, вроде, пожарные быстро приехали, да? Почему там не было пропитано противопожарными смесями? Почему не было сигнализации соответствующей? Ну и так далее, и тому подобное, да?

И самое главное, почему там был иконостас?

О.Журавлёва То есть?

А.Кураев Ну, «то есть». Это серьезнейшая проблема мирового уровня, почему в наших умирающих храмах старых, сельских, полузаброшенных, почему в них хранятся древние иконы?

О.Журавлёва А разве так не должно быть?

А.Кураев Ну, скажем вот, в Испании все эти древние вещи свезены в музей, заменены копиями хорошего качества.

О.Журавлёва А разве иконы не должны быть намоленными?

А.Кураев В православном богословии такого термина нет (намоленный). Вот. Да. Поэтому, по идее, я сторонник того, чтобы все более-менее ценные с художественной точки зрения, исторической точки зрения иконы, а даже и фрески… Вот, в Испании там именно фрески взяли, сняли со стен и перенесли в музей. Вот. И я думаю, что нам бы тоже это следовало делать.

О.Журавлёва То есть сама церковь деревянная XVIII-го века?

А.Кураев Ну, понятно, что рано или поздно сгорит. Понимаете, сгорит она сейчас или 200 лет, но всё равно это произойдет. Ну, к сожалению. Ну, это, вот там, молния или еще что-нибудь, лесной пожар. Мало ли что, да? Вот. Поэтому хорошо было бы ценные вещи оттуда переносить, а не просто фотографировать.

О.Журавлёва Спасибо большое.

А.Кураев Да, насчет намоленности, уж простите, кто молится в этом храме? Епархия вообще там не причем, это не наш храм. Кто там молился-то?

О.Журавлёва Ну, вот…

А.Кураев Вот.

А.Кураев: Для гуманитариев чувство собственного достоинства – оно важно. Понимание какой-то собственной защищенности

О.Журавлёва Ничего не могу сказать, нет ответа.

«РПЦ хочет избавиться от бездарных советских построек в Сергиевом Посаде, включая жилые», — сообщают нам разные источники. А немножко про этот русский Ватикан расскажите. Сергиев Посад, город вместе с жителями, вроде как, переходит во владение РПЦ? Или я чего-то не поняла?

А.Кураев Вообще тема очень сложная и противоречивая. Начнем с того, что основатель Лавры, преподобный Сергий ушел в пустыню. Вот, это была пустыня в лесах. Комары, болота. Ушел от города и ушел от власти. Сейчас почему-то идея о том, что нет, церковная власть должна туда переехать. Зачем? Совершенно не понятно. То есть создать квартал правительственных церковных учреждений.

Ну… Просто простой вопрос. Хорошо, вы всё это сделали и построили. Как вы будете рекрутировать, набирать туда сотрудников? Потому что стройными рядами церковные москвичи не будут ездить за 70 километров туда. Это означает, что вы заранее обрекаете…

Вот, скажем, та же проблема с Московской духовной академией. Было несколько лет, счастливых лет моей жизни, когда лучшее духовное заведение православного мира посылало микроавтобус к станции ВДНХ каждое утро. То есть, скажем вот, в часов 7 приходил туда автобус, микроавтобус. Профессора собирались там и нас везли прямо в академию. Да, это было замечательно. Ни электричкой хотя бы, а вот так. Это было цивилизованно. Потом решили экономить даже на этом.

Поэтому я не очень верю, что вот эти шаттлы будут с клерками Патриархии и клерками-тире-клириками (слово, кстати, одно и то же, просто в разной голосовке) ходить от Москвы до Сергиева Посада. Если этого не будет, значит, будет понижение качества этого самого персонала. То есть, вот как бы, монахи. Монахи и монахини местного производства, которые, может быть, они будут достаточно исполнительные, но идеями, креативами блистать точно не будут.

О.Журавлёва Местные жители – они вообще как-то учитываются в этой истории?

А.Кураев Я всегда интересовался, сколько поступает мальчиков из Загорска в Загорскую семинарию? Единицы. Очень мало. То есть в этом смысле нельзя сказать, что Лавра в советские или постсоветские годы как-то всерьез, вот, влияла на молодежь города, в котором она находилась. То есть некое такое здесь странное отношение…

О.Журавлёва То есть это не градообразующее предприятие?

А.Кураев ...без особой симпатии к монашеской жизни. Да, историю они любят, ценят, понимают, что за счет потока туристов и городу что-то перепадает, в частности, лучшая в Советском Союзе трасса была построена (Ярославское шоссе). Она, действительно, была лучшая в 80-е годы и так далее. Но симпатии к монашеству там особо нету.

Ну а самое интересное в этом проекте… Да, предполагается, что там будет каждый корпус у каждого из церковных министерств. Да? То есть у какого-нибудь там издательского отдела, религиозного образования и так далее, и тому подобное.

О.Журавлёва И радио «Радонеж» еще там же.

А.Кураев Зачем вам быть в одном месте, совершенно не понятно. У них разные функции, разные люди и так далее. Ну и что самое интересное, это то, что уникальный пример, пожалуй, на постсоветском пространстве: ради строительства этого квартала будет снесено действующее здание городской власти, бывшее здание загорского Горкома и Райкома. Вот. Не берусь обсуждать его архитектурные достоинства: оно, действительно, было довольно чужеродно в этом старорусском городке, в таком, обычно брежневском стиле было построено (такая, белая вставная челюсть была). Вот. Пятиэтажки рядом с нею. Да, всё это было. Да. Их предлагается снести.

В общем, понятно, что, опять же, вряд ли это инициатива местных властей. То есть это то, что навязано сверху.

И еще есть одна тут интересная вещь. Поскольку говорят о русском Ватикане, видите ли, Ватикан – это такой эксклав в центре Рима, и городская жизнь Рима обтекает этот эксклав, то есть там городские автобусы через площадь Святого Петра, как известно, не ходят, да? А здесь по плану главная, единственная, по большому счету, улица Сергиева Посада – она проходит именно по этому кварталу, который предполагается передать церкви (проспект Красной армии). И вот это вот очень серьезно.

То есть, с одной стороны, да, речь идет о том, что, действительно, нужна объездная дорога… Она нужна – это никто не спорит. Нужен какой-то дублер этого самого проспекта, это правда. Но пока и близко его нету.

О.Журавлёва Сразу же вопрос: а кто это всё финансировать должен? Это огромный проект.

А.Кураев Да, в отличие от Ватикана здесь речь идет о том, что мы будем эксклавом, но не от федерального и городского бюджета. То есть бюджет должен будет это всё построить, содержать, привлекать спонсоров, там, своих олигархов карманных и так далее. Но контролеров мы не пустим… Ну, это принцип современной церковной экономики: «Бюджет, деньги давай, но не проверяй, на что мы их тратим». Да, это будет.

О.Журавлёва Хм. Тогда еще вот одна история, которую я хотела бы…

А.Кураев Да, но только одно в этой ситуации… Как бы, кого-то радует, кого-то огорчает. Я лишь в ответ скажу: «Ваше святейшество, а вы законы Паркинсона читали?» Если помните, там говорится о том, что любое учреждение умирает ровно в ту минуту, когда для него построили отдельно стоящее здание.

О.Журавлёва Хм. Да, здесь нужно сделать обязательно пометку. Для памяти.

Учащиеся и преподаватели МГУ лишились права принимать и менять устав университета, новые поправки утвердило правительство. Сегодня, вот, опубликован документ: теперь только Ученый совет вуза. О чем это говорит? Вы как выпускник и преподаватель МГУ?

А.Кураев Видите ли, красной нитью через всю истории России проходит эта тема – борьба за автономию университетов. Кстати говоря, аналогичная и в церкви борьба за автономию духовных академий от самодурства местных епископов. То есть, скажем, какая-нибудь Московская академия всегда боролась за то, чтобы Московский митрополит не имел права голоса в решении ее судьбы. Там, синод – ладно, государь-император – ладно. Но не местный епископ. Это касается и остальных духовных академий. Вот.

Сегодня эта борьба с треском проиграна, сегодня все назначения делаются там Патриархом и так далее Московским или местным епископом в каждом отдельном случае. Вот. Ну и тем более это касается и университетов. А почему? (НЕРАЗБОРЧИВО)? Университет. Вы не можете зарабатывать деньги? Тогда чего вы противитесь против диктата спонсоров? Присосались к бюджету? Кажется, МГУ имени Садовничего отдельной строкой в федеральном бюджете проходит? Ну так получайте.

О.Журавлёва Это как повлияет на судьбу университета? Процветет он теперь или наоборот?

А.Кураев Не знаю. Потому что, что касается естественных факультетов, для математики это, может быть, не так уж важно, да? А для гуманитариев чувство собственного достоинства – оно важно. Понимание какой-то своей собственной защищенности профессиональной и человеческой, осознание того, что мой статус, мой голос что-то значит на моем рабочем месте и так далее. А когда это пространство суживается и тебе просто, в конце концов, (НЕРАЗБОРЧИВО). Прецеденты же уже были. Тебе просто положат на стол примерный конспект твоей лекции, который ты должен будешь озвучивать из года в год (краткий курс истории «Единой России»). Вот. К этому и идем.

О.Журавлёва В церкви такая же ситуация? Такой же путь?

А.Кураев Ну, тоже идет путь такой, скажем так, единой стандартизации курсов и учебников во всех семинариях. Да, это так. С одной стороны, действительно, отчасти это нужно, потому что весьма и весьма ужасные вещи там бывают порою. Но вопрос в том, что какие-то… Как всегда. И ярких преподавателей тоже на этом можно потерять.

О.Журавлёва Дьякон Андрей Кураев был сегодня гостем программы «Особое мнение». Меня зовут Ольга Журавлёва. Всем спасибо, всего доброго.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире