'Вопросы к интервью

Т. Фельгенгауэр Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». И я рада приветствовать в этой студии политолога Алексея Малашенко. Здравствуйте, Алексей Всеволодович.

А. Малашенко Здравствуйте.

Т. Фельгенгауэр Я думаю, что начнем, очевидно, с церемонии открытия посольства США в Иерусалиме. Церемония уже началась и понятно, что реакция на это неоднозначная. Есть огромное количество стран, которые выражают и возмущение, недовольство и озабоченность. Кстати, и в российском МИДе сказали, что последствия могут быть не самыми хорошими и уж точно это добавит напряжения в регионе. Как вы оцениваете это упорство США и конкретно Дональда Трампа, который сказал, что нет, мы все-таки откроем. Чего бы ни тянуть, как все предыдущие президенты.

А. Малашенко Вы знаете, Татьяна, это можно назвать упорством, как хотите. Но это еще и последовательная политика. Потому что, не считая Обамы, по-моему, все пообещали это посольство туда перевести.

Т. Фельгенгауэр Но никто не сделал.

А. Малашенко Но никто не сделал. А Трамп на то и Трамп, чтобы так поступать. Если мне память не изменяет, он объявил об этом в декабре, кажется 6 декабря прошлого года и тогда были разговоры о том, что это будет в 19-м году. Но было принято решение в связи с 70-летием создания Израиля это перенести на более ранний срок. И, кстати говоря, Нетаньяху уже тогда говорил о том, что это будет в 18-м году. Он опытный сам человек, он искушенный. То он приезжает на наш военный парад, то такие вещи неожиданные предсказывает. И какова была реакция. Сейчас уже по-моему все забыли. Обсуждалось в ООН на Генеральной ассамблее. Но обсуждалась не Америка с ее решением, а вообще что нельзя там делать столицу израильского государства. Кто эту идею поддержал громче и всех и безоговорочно. Я боюсь ошибиться, но там были Гватемала, Гондурас, Науру, Того, Палау, кажется, есть такое государство.

Т. Фельгенгауэр Знакомые все лица.

А. Малашенко В общем, их там было не то 7, не то 8, то есть волна народного возмущения по ООН, она хотя и была достаточно высокой. Но она не настолько, чтобы ее заметили. Какие плюсы, какие минусы. Для американцев, по-моему, это плюс. Потому что это все-таки действительно последовательность. Это не сидение на двух стульях. Да, мы поддерживали Израиль и будем поддерживать, чего бы нам это ни стоило. Но это еще такой я бы сказал занятный дипломатический ход. А посмотрите, как к этому отнеслись в мусульманском мире. В арабском мире. Например, на Саудовскую Аравию посмотрите. Там что, было какое-то возмущение? Да избави бог. И вообще если посмотреть на эволюцию к арабо-израильскому конфликту, в том числе Иерусалима. В том числе перенос туда американского посольства. Вы знаете, на фоне всего того, что происходит последние 5-6-7-8 лет, как-то постепенно это все уходит в тень. Это арабо-израильское противоречие. Там много всего, я не спорю. Но это не 67, не 73, не 75 и так далее годы. Все познается в сравнении.

Т. Фельгенгауэр То есть получается, что более спокойная реакция арабских стран важнее для оценки ситуации, чем, например, решительное осуждение Турции.

А. Малашенко Ну и что? Простите меня. А что, собственно, это меняет. Все были обязаны осудить. Они и осудили. Ну как бы по традиции такие вещи осуждаются. Но за осуждением должны пойти какие-то меры, какие-то действия. Ну, там будут демонстрации, они уже идет.

Т. Фельгенгауэр Беспорядки.

А. Малашенко ХАМАС, естественно, будет поднимать свою голову. Это все правильно. Но вот такого глобального возмущения, такого крика на лужайке, как, между прочим, мы наблюдем по поводу выхода американцев из соглашения по Ирану, да на фоне вот этого все это посольство, как вам сказать, да, случилось. Ну и что.

Т. Фельгенгауэр Что во всей этой ситуации России хорошего и плохого?

А. Малашенко Я думаю, что в этой ситуации России, в общем, ни плохого, ни хорошего. Но понимаете, все познается в сравнении. Вот Россия, она сидит на двух стульях. В данном случае. Это Иран и Израиль. Это понятно. Не потому что плохая Россия, а потому что такая логика ее политики. Американцы очень четко показали, что они сидят на одном стуле. Причем они на нем так аккуратно сидят, что та же Саудовская Аравия на это не обижается. И смотрит на это с пониманием. Вот в чем дело. В общем, это достаточно я бы сказал разумный ход. У Трампа бывают разные поступки. Вот то, что он сделал с Ираном, непонятно, к чему это приведет. А тут, знаете, как-то все хорошо получается.

Т. Фельгенгауэр То есть когда вы говорите, что США поддерживает Израиль до конца, и чего бы это ни стоило, вот эти слова в принципе особо ничего и не стоят.

А. Малашенко Абсолютно ничего не буду стоить. Пошумят, пошумят и забудут. Я вам больше могу сказать. Что в самом Иерусалиме за исключением каких-то элементов, в общем, к этому тоже отнеслись достаточно спокойно. Ну и что. А тем более всякий, кто бывал в Израиле, он знает, где находится израильская власть. Да, там конечно, Тель-Авив, но в основном все в Иерусалиме.

Т. Фельгенгауэр Представитель МИДа Израиля сказал, что как минимум три страны намерены перенести свои посольства в Иерусалим. К концу года ожидается рост числа таких стран. Тут как вы считаете, будет у России шанс показать, что мы выбираем один стул.

А. Малашенко Вы знаете, я бы на месте России (очень хорошее выражение) сделал бы, я бы намекнул на такую возможность. Но не больше.

Т. Фельгенгауэр Ага, то есть делать ничего не надо.

А. Малашенко Делать ничего не надо. Но понять тех, кто это делает, возможно.

Т. Фельгенгауэр Хорошо. Давайте про второй стул. Про Иран поговорим. Тем более что сейчас глава МИДа Ирана находится в турне. Сейчас он в Москве. И следили ведущие новостей за встречей с главой МИД России. Завтра в Брюсселе встреча. Ну, в общем, турне важное и понятно, что посвящено оно заявлению Трампа о том, что США выходят из ядерной сделки. Вот тут, конечно, реакция была ого-го-го какая. И можно ли хотя бы предварительно понять последствия, что теперь будет.

А.Малашенко: Американцы очень четко показали, что они сидят на одном стуле

А. Малашенко Вы знаете, Таня, я бы не стал, во-первых, загадывать на долгий период. Ну давайте скажем до конца этого года, ну да, до конца года, полгода у нас примерно остались. Во-первых, я не скажу, что это пощечина европейцами. Но, во всяком случае, американцы поставили их в достаточно унизительное положение. Вот взяли и вышли. Вот был договор в июне в 15-м году в Лозанне. Шестерка и Иран. И, в общем, это было нормальное соглашение и иранцы, между прочим, ну конечно, израильской разведке виднее, но как мне кажется, они его соблюдали. И вот так – раз — они выходят. Я имею в виду американцев. На что они рассчитывают. Ну, во-первых, это свидетельство того, что американцы не скажу плюют, во всяком случае, еще раз вот таким жестким образом подчеркивают, кто в доме хозяин. Европа, Китай, но Россия вообще, это они сделали. Фактически они сказали европейцам, что вы там можете все, что угодно решать. Но санкции пойдут по вашим же компаниям и уже как бы они заявлены, если вы будете иметь дело с иранцами. И что теперь делать Европе. Либо ложиться под Штаты, либо принимать какие-то неожиданные ходы. Обидно для Франции, кстати, Макрон предлагал свой вариант с сохранением Лозаннского консенсуса. Меркель обидно, она это публично признала, по телевидению она выступала. Я уж не говорю про Россию и Китай. Но и я думаю, что если будет какой-то тактический выигрыш у американцев, то в любом случае будет торг и, так или иначе, это подтолкнет европейцев и политически, и психологически к той идее, что, ребята, порознь, мы, в общем, достаточно слабы. А если мы будем действовать консолидировано: Франция, Германия, Италия и так далее, то я думаю, что вот так запросто отщелкивать нас как это сделал Трамп, не получится.

РЕКЛАМА

Т. Фельгенгауэр Мы продолжаем. Алексей Малашенко нам рассказывает про ядерную сделку, из которой вышли США. А глава МИД Ирана сейчас ездит и переговаривается с главами МИД разных стран, в том числе и России. Что Ирану, собственно, за что сейчас пытается побороться Иран?

А. Малашенко Иран, во-первых, пытается побороться за себя самого. Чтобы санкции, которые опять накладывают США, чтобы не были поддержаны европейцами. Он ведет очень, я бы сказал тонкую игру. Причем не с Китаем и не с Россией. Тут как бы все ясно. А именно с Европой. И он наверняка находит понимание. Вот как это понимание будет реализовываться, это самое интересное. Во всяком случае, они пытаются это сделать. Это люди, которые понимают друг друга. Это первое. Это в международной политике. А потом простите, он работает на самого себя и на президента Рухани. Потому что если не будет какого-то нового договора, если подошел конец этому Лозаннскому соглашению, то это удар по нынешней правящей элите. В которую наш иранский министр иностранных дел и входит. И рубка будет отчаянная. Но получается, что появляется, не скажу союз, альянс, но какой-то образ согласия. В который входят: а) Иран, б) Европа и в) Россия.

Т. Фельгенгауэр Неожиданно

А. Малашенко Ну как вам сказать. Я думаю, что не то чтобы неожиданно, но допустимо. Я бы так сказал.

Т. Фельгенгауэр Да, но таким образом получается, этот странный случайный достаточно альянс противопоставляет себя США.

А. Малашенко Кто теперь себя США не противопоставляет. Понимаете, какая вещь…

Т. Фельгенгауэр Ким Чен Ын. Новый друг Дональда Трампа.

А. Малашенко Вот-вот. Если внимательно посмотреть, как идут переговоры Германия-США и Франция-США, там поцелуи, объятия, это мы все видим. Но такое ощущение, что знаете, как сказать, большая фига в кармане. Я бы так сказал. И временами это прорывается по самым разным вопросам. И Иран  — это тот момент, когда этот диссонанс, вылез. И если это один эпизод, каким-то образом, допустим, европейцы и американцы находят консенсус. Они создают не французский вариант дальнейших переговоров, не американский, а у Трампа есть такой. А опять возвращаются к чему-то общему. Это одно. А если не получится. То получается, что по Ирану, по Ближнему Востоку у американцев одна политика, а у европейцев другая. Это уже интересно.

Т. Фельгенгауэр Да, и при этом еще ЕС, который уже довольно продолжительное время находится в кризисном состоянии, потому что как-то такого единого организма действующего сообща не получается.

А. Малашенко Спасибо товарищу Трампу. Сейчас он может и получиться. Во всяком случае, по Ирану.

Т. Фельгенгауэр То есть для ЕС это хороший шанс мобилизоваться.

А. Малашенко Думаю, что да.

Т. Фельгенгауэр Или это только касается ведущей тройки.

А. Малашенко Это веха. Понимаете. Вот с этого момента в Европе, ну и раньше задумывались, а сейчас очевидно, что ну не считаются с нами. Как нам быть. Сегодня Иран, а завтра еще чего-нибудь. Кстати, а кто будет еще открывать свое посольство в Иерусалиме. Какие страны. По-моему, европейцы пока не собираются. И вот так знаете, по мелочам набирается масса всего интересного.

Т. Фельгенгауэр Но ведь у Европы нет особых рычагов влияния на США.

А. Малашенко Так Меркель про то и говорит, вот хочется найти, но если не рычаг, то хотя бы создать какие-то обстоятельства, когда можно было бы сказать: ты знаешь, вот ты решил, ты и выполняй. А мы как торговали с Ираном, так и будем. Как были инвестиции, а если ты санкции наложишь на нас, что же получается, на Иран наложил, на Россию наложил, на нас ты накладываешь. Знаешь, враг моего врага – мой друг.

А.Малашенко: Посмотрите на эту геополитическую рыхлость. Сейчас на ней может вырасти все, что угодно

Т. Фельгенгауэр Интересная может быть перестановка…

А. Малашенко Очень интересная.

Т. Фельгенгауэр …в геополитическом этом раскладе.

А. Малашенко Это совершенно необязательно, что будет именно так. Но посмотрите вот на эту геополитическую рыхлость. Вот сейчас на ней может вырасти все, что угодно.

Т. Фельгенгауэр А может ли здесь сыграть какую-то роль встреча Путина и Трампа, о которой так радостно нам сообщают некоторое время и все очень и очень ее ждут.

А. Малашенко Простите, последние, по-моему, 10 дней про это никто не говорит.

Т. Фельгенгауэр 10 дней, а две недели назад говорили.

А. Малашенко А вот за это время такое количество всего произошло, я говорю, что пока что речь идет о тактике. Превратится ли тактика в стратегию, мы увидим до конца года. Но хорошо, давайте представим, что в последние 10 дней тоже говорили, что все хотят, и Трамп хочет, и Путин хочет, и вы хотите…

Т. Фельгенгауэр Я очень хочу.

А. Малашенко Ну вот видите. А вот о чем говорить-то? О чем конкретно можно говорить и о чем можно договориться. И теперь уже, предположим, эта встреча планируется. Лавров с ним общается. Но в подкорке мидовского мозга будет сидеть очень прочная идея, что Европа-то с Америкой ругаются все больше и больше. Значит нужно менять тактику.

Т. Фельгенгауэр Тогда Россия говорит: дорогая Америка, давай честно, ты не можешь быть одна против всего мира. А сейчас получается так, что ты и Израиль с одной стороны, а все остальные с другой.

А. Малашенко Ну, Израиль не надо обижать, он с нами. Нетаньяху был на параде. Тут тоже интересно.

Т. Фельгенгауэр У Нетаньяху значит все схвачено везде.

А. Малашенко А он не глупый человек. Нет, понимаете, какая вещь, ну я как-то сам не хочу заниматься пропагандой…

Т. Фельгенгауэр Я продолжу. Хорошо, Иран это то, что разделяет Европу с Россией. У США понятно, какие отношения. С Китаем, со всеми этими пошлинами тоже проблема. Вот куда ни кинь – всюду клин. Как-то Дональд Трамп внезапно расплевался со всеми.

А. Малашенко Объяснение одно первое, которое лежит на поверхности. Это Трамп. Но давайте не будем делать ошибок. А послушаем умных людей некоторых. Не себя имею в виду. А вообще действительно все меняется. Это не шутка. Сильно меняется геополитическая ситуация. И никто к ней, в общем, не приспособлен. Ни Россия, ни Европа, ни Америка своими шагами. Даже китайцы, которые совсем недавно, лет 10 назад, предположим, начинают осознавать, что время изоляции прошло, что такой массив как Китай не может не быть включенным в эту глобальную политику, как себя вести. Если раньше китайцы действовали очень аккуратно, то какие-то медные карьеры в Афганистане, то проникновение в Судан, то инвестиции в Ирак, то еще что-то. Но это как бы так очень аккуратно. А теперь вот это самое китайское цунами заметно. И сами китайцы, с моей точки зрения, пока свое место в мире не определили. Очень хочется. Но как. И то же самое заметьте, и Европа, и Америка, и Россия, в общем, тоже непонятно, что это такое.

Т. Фельгенгауэр Я тут смотрю, приходят срочные сообщения, комментарии господина Лаврова, главы российского МИДа. Россия негативно относится к переносу посольства США в Иерусалим. Нельзя в одностороннем порядке реализовать международные договоренности. При этом Москва выступает за соблюдение всех договоренностей относительно статуса Иерусалима. Но предлагает свою площадку для переговоров по урегулированию палестино-израильского конфликта. Наверное, предсказуемые заявления дипломата.

А. Малашенко Интересно будет, когда лет через 10-12-13 мы прочтем воспоминания Лаврова. И в частности об этой ситуации. А что он думал в этот момент. А не говорил. А говорить-то, ну что еще можно сказать. Только это. И больше ничего. Он не Рамзан Кадыров, который месяца три назад заявил, что он не согласен с внешней политикой России по части Бирмы.

Т. Фельгенгауэр Но он потом передумал.

А. Малашенко Он частично передумал. Я имею в виду Рамзана Кадырова.

Т. Фельгенгауэр В принципе ничего при этом не изменилось.

А. Малашенко Тем не менее.

Т. Фельгенгауэр Тут еще есть история с Сирией, в которой тоже все завязли. И это тоже я думаю дополнительная нагрузка на всех переговорщиков. Или уже все забыли.

А. Малашенко Нет, Сирия  — это то, что может быть больше, может быть меньше, но это уже надолго. Такое ощущение, что сирийский кризис, если на него посмотреть пошире, это похлеще, чем арабо-израильский может оказаться. Потому что посмотрите, речь идет о государственных границах на Ближнем Востоке. Это Сирия, это Ирак, где были недавно выборы, которые очень хорошо показали, что там даже не 2, а 3 Ирака. Это могут быть очень сильные перемены, это курдская проблема. Это внешние акторы, это позиция Турции. Что будет в Сирии, мы не знаем. И жить этим соглашением эпохи Первой мировой войны — все, поезд ушел. И все в это вовлечены и, в общем, ни у кого нет ответа нормального. Он есть, пожалуй, у одной России. Но это неправильный ответ, но он хотя бы есть. Любой ценой оставить Башара Асада. Пока есть Башар Асад, есть целостная Сирия. И, кстати говоря, в этом отношении Россия права.

Т. Фельгенгауэр Ну как. Ценой бесконечного кровопролития.

А. Малашенко Да, да.

Т. Фельгенгауэр И помощи Башару Асаду без внешней помощи ничего бы он не сохранил.

А. Малашенко Так я и говорю, что это…

Т. Фельгенгауэр Фактически внешнее управление страной.

А.Малашенко: Пока есть Башар Асад, есть целостная Сирия

А. Малашенко Татьяна, вы меня не понимаете. Это единственный ответ, это плохой ответ. Но другого пока что, ну скажите, как вы это все видите. Вот уходит Башар, вот он заболел, у него аппендицит, он уехал куда-то. Что, закончится гражданская война? Да нет. Будет та же самая резня. Может быть, еще похлеще. Пока он есть, ну хотя бы видимость сохраняется. А кто может предложить какой-то выход. Выход только один – де-факто поделить Сирию на зоны влияния. Российское, иранское и турецкое. А Израиль на это пойдет? А Ирак на это пойдет? Ну нет выхода пока. Ведь вы посмотрите, есть Женева, Астана, Сочи. Все эти переговорные места. Ну и что? Вот они разговаривают.

Т. Фельгенгауэр Но при этом вспоминается сразу несколько географических названий, где ничего так и не получилось. Что с Приднестровьем? Ничего. Что с Абхазией и Южной Осетией? Ничего.

А. Малашенко А время такое.

Т. Фельгенгауэр Я уже молчу про Донбасс.

А. Малашенко Мы же это с вами только что проговаривали. Мир меняется. Вот нам настолько вбили в голову…

Т. Фельгенгауэр Просто таких территорий становится все больше.

А. Малашенко И будет. А Судан, который простите меня, пропал. А Чехословакия, Югославия. И пошло, и поехало. В общем, на пальцах двух рук уже не хватит посчитать. Мы привыкли к Ялте. Мы привыкли однополярный мир. И все было ясно и понятно…

Т. Фельгенгауэр И еще Крым надо было упомянуть. Сейчас делаем перерыв несколько минут.

НОВОСТИ

Т. Фельгенгауэр Мы продолжаем. Еще одна очень важная новость. В Париже напали на прохожих с ножом. Хамзат Азимов, как позднее выяснилось. Одного человека ранил смертельно, еще несколько в больнице. Самого террориста я думаю, что можно называть терактом, убили полицейские. «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России) взяло на себя ответственность за этот теракт. Что известно про Хамзата Азимова. Он из Чечни. Хотя чеченские власти так стараются от него откреститься. Что вроде он только в детстве тут жил, а потом…

А. Малашенко В 14 лет он принял французское гражданство. То есть по-моему, 1995 года рождения. Вы знаете, ну и что? А что это первый случай или последний. Таких случаев — это Лондон, вся Германия, это Париж, это Стокгольм, это Вена, это Санкт-Петербург. Это, между прочим, Китай. Где таких актов было очень много. И это Синьцзян, и… вокзал, нет, это площадь Тяньаньмэнь. То машины, то ножи, то еще что-то. Это тоже наше настоящее. Этот парень, мальчик чеченский, он кричал «Аллах акбар!». Но это не повод для того, чтобы «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России) взяло на себя вину. Я пока сильно в этом сомневаюсь. Потому что это «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России) ну вот, во всяком случае, на протяжении последнего года, скажем, оно за все готово на себя брать, лишь бы его упоминать. Поэтому так это или не так, выясняется, что у этого парня были какие-то приятели в Страсбурге, которые задержаны.

Но вопрос – что это. Это одинокие волки, вот эти, которые кидаются с ножами. Или это было что-то заранее спланировано. Не похоже. Я думаю, что это эмоции, что это фанатизм. Раздражение. Это может быть что угодно, повторяю. И когда мы говорим об одиноких волках, об этих единичных терактах с использованием ножей, машин. Пока еще не используют, по-моему, мясорубки. Но и до этого может дойти. Это вот такая общая ситуация. Это результат общей обстановки и на Ближнем Востоке, и в Европе. И что интересно – когда Рамзан Кадыров тут же заявил, что бедный мальчик ни в чем не виноват, а виноваты французские власти и Франция, которая таким его воспитала, ну первая реакция – какая глупость. Обычно несет какую-то… Да в общем, по-своему он прав. Мальчик-то воспитывался во Франции. И общая обстановка, кто там виноват конкретно, власти, экстремисты, «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России), но это уже не чеченские корни, собственно. Вот видите, как интересно получается. Это нечто большее и серьезнее. А, кстати говоря, какое количество чеченцев во Франции по французским данным. Как вы думаете? 29 тысяч. А по Европе? Примерно 100. Так что времена меняются опять же.

Т. Фельгенгауэр Но с «Исламским государством» (группировка запрещена на территории России) я поняла, что есть серьезные сомнения относительно того, что они хоть как-то к этому причастны.

А. Малашенко Очень серьезные.

Т. Фельгенгауэр Но по поводу Франции — виновата, не виновата. Одиночки или нет. Прочитала я, что оказывается, спецслужбы Франции за этим молодым человеком наблюдали. И он у них был на заметке как потенциальная угроза. И просто смысл какой во всех этих разработках и наблюдениях. Если это уже не первый раз…

А. Малашенко И не второй. И не десятый.

Т. Фельгенгауэр А вот, кстати, он был на заметке у спецслужб. И что? Зачем спецслужбы всячески чуть ли ни у вас в ванной живут, наблюдая внимательно за всем, если при этом они в итоге ничего не могут сделать.

А. Малашенко Но он же ничего до этого не делал. Это действительно безумно тяжелая проблема. Вот знают, что он читает какую-то экстремистскую литературу. Это известно. Он там где-то разговаривает и он говорит, что была бы моя воля, я бы всех наказал. Но он же ничего не делает. Как быть французским полицейским. Вот в этой ситуации. Мало ли кто чего говорит. Это не французская проблема. Это глобальная проблема. Вот у нас тут попроще в России. Тут можно всех загрести за какие-то книги, которые никакого отношения к экстремизму не имеют. Ну попроще жить. А там — на каком основании? Вот в чем дело-то, понимаете. А таких ребят, которые на это способны, там тысячи, если не десятки тысяч. Вы посмотрите, в позапрошлом году в Руане убили священника. Только за то, что он священник. Когда начали поднимать данные по поводу этих двух ребят, которые его убили. Потому что были марокканцы, соседи от них в восторге. Добрые тихие. Да, они ходят в мечеть. Да, но такие хорошие. Кто бы мог подумать. Потом выясняется, что за одним из них действительно французская полиция наблюдала. Ну наблюдала. Опять же проблема пока что нерешенная. И все об этом пишут, вы себе представить не можете, какое количество материалов, посвященных портрету террориста. Женат, не женат, дети, образование, воспитание. А все равно никого не могут вот так предупредить.

Т. Фельгенгауэр Но мне просто очень интересны вопросы профилактики какой-то. Я знаю, что в России следят за какими-то мечетями. За имамами, что они там говорят, как, зачем, почему. Это насколько вообще эффективно? Или тоже никаких данных…

А. Малашенко Есть абсолютно разные мнения. Вы знаете, я думаю, что где-то эффективно, а где-то полная липа. Это зависит от региона, от профессионализма спецслужб. И, кроме того, есть такой достаточно циничный момент. У нас была прививка. Что я имею в виду – две чеченские войны. И поэтому такого азарта, как вот сейчас в Европе, у нас уже нет. Хотя пока было живо «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России), был построен, так скажем, мост с Дальнего Востока в Сирию через всю Россию с заходом в Центральную Азию и Афганистан, Кавказ и так далее. А все это было, но, в общем, каким-то образом такого жуткого эффекта не дало. У нас, в общем, за последние годы терактов по пальцам можно пересчитать.

Т. Фельгенгауэр Тем не менее.

А. Малашенко Даже на Кавказе. Все познается в сравнении. В Европе напряженность больше, чем у нас. Как бы ни относиться, как бы кого ни критиковать. И если вы посмотрите данные «Кавказского узла» по жертвам на Северном Кавказе, там просто в разы меньше стало. Это же факт.

Т. Фельгенгауэр Есть разные объяснения тому.

А. Малашенко Я не спорю. Но есть и цифры. Тоже можем отдельную передачу сделать по цифрам.

Т. Фельгенгауэр Давайте про наш Северный Кавказ действительно отдельно соберемся. Потому что интересно, как там все поменялось. Я-то про Ирак и Ливан.

А. Малашенко Ой. Это надо две передачи делать.

А.Малашенко: Кадыров по-своему прав. Мальчик-то воспитывался во Франции

Т. Фельгенгауэр Тем не менее, недавно в Ливане прошли парламентские выборы, там победила «Хезболла». И в субботу были парламентские выборы в Ираке. На которых победил неизвестно кто. Потому что до сих пор нет официальных результатов.

А. Малашенко Татьяна, про Ливан, поскольку вы первая упомянули. Там абсолютного большинства ни у кого нет. Но «Хезболла» та самая радикально-экстремистская «Хезболла», ближайшие друзья Ирана, которые воюют в Сирии, они собрали, если мне память не изменяет, 47 мест из 120-130. И вышли на первое место. Причем это ярко выраженная религиозная шиитская группировка, и никаких разговоров, что там мы все объединимся – не было. Но премьер-министр будет тот же. А договариваться там можно. Но там действительно все очень ярко и понятно. Шииты, «Хезболла» к чему это дальше приведет, я не знаю. Но это показательно, тем более, что правящая партия, то есть не правящая, простите, партия нынешнего премьер-министра очень либерального господина, такого тихого спокойного, она потеряла, если мне память не изменяет, 11 мест. И резко пошла вниз. То есть там усиление религиозного фактора. Однозначно. А в Ираке. Там участвовало пять блоков. Три шиитских, два суннитских. И еще курды, так вот уже на слух. Это были какие-то межрелигиозные и внутрирелигиозные игры. Да, люди высказываются некоторые, я вот видел репортажи по телевидению, что нет, это не религия. Мы должны думать о реформах, о нормальной жизни. Но по сути это была еще и межрелигиозная борьба. И, между прочим, победила шиитская группировка. Блок. Во главе с Муктади Садр. Это такая радикальная шиитская семья, там очень много разной, радикально настроенной публики. В общем, получается, что Иран, несмотря на желание каким-то образом соединиться, каким-то образом сохранять государство, как был расколот на три части, так и остался. Сунниты, шииты и курды. Причем шиитов, говорят, 60%. Поди, посчитай. 20% — курдов и 20% — арабов суннитов. Как сохранить государство при этих условиях. Вот Саддам Хусейн мог. Но он там резал головы всем подряд. Ну и что делать.

Т. Фельгенгауэр Башар Асад, как мы помним тоже…

А. Малашенко Башар это тюльпанчик, что вы, по сравнению… Что вы.

Т. Фельгенгауэр Безусловно. Но пока в Ираке все-таки нет того уровня…

А. Малашенко Там есть угроза «Исламского государства» (группировка запрещена на территории России), поэтому они там из-за этого держатся. Что есть, было вернее, а может быть и есть «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России). Кстати говоря, две недели назад иракское правительство послало войска на сирийскую границу, на ирако-сирийскую границу, поскольку там действует несколько тысяч моджахедов. Вот говорят, что мы победили «Исламское государство» (группировка запрещена на территории России). Ага, щас.

Т. Фельгенгауэр Ну то есть в регионе по-прежнему у власти радикалы. И, в общем, никаких предпосылок…

А. Малашенко Предпосылок к стабилизации нет. То есть может быть и есть…

Т. Фельгенгауэр Открытый горячий конфликт, который никак не может прекратиться.

А. Малашенко Да.

Т. Фельгенгауэр И заморозить нельзя.

А. Малашенко А как? Вы знаете, заморозить, он может сам заморозиться от усталости. Но когда-нибудь это надоест.

Т. Фельгенгауэр Ну или если перестанут снабжать необходимым.

А. Малашенко Тогда они будут там драться на мечах.

Т. Фельгенгауэр О, господи.

А. Малашенко А почему бы нет.

Т. Фельгенгауэр Кстати, да. Вариант. Спасибо большое. В программе «Особое мнение» сегодня выступал Алексей Малашенко. Эфир для вас вела Татьяна Фельгенгауэр. До свидания.

Комментарии

25

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


roman_i_olga 14 мая 2018 | 17:09

Алексей, сечас израильские окупанты буйно празднуют захват чужой земли Иерусалима


vezdehod 14 мая 2018 | 17:11

Дядя Трамп сказал - дядя Трамп и выполнил...Так будет происходить и дальше и Путин рядом с ним не стол


(комментарий скрыт)

vezdehod 14 мая 2018 | 17:24

roman_i_olga:
vezdehod: а вот и трое дежурных либерала.
===========================================================
недоумок...Ты нарисовался на сайте в 17.09. а вот где твоё подкрепление?


topotuschkin 14 мая 2018 | 17:19

vezdehod: Согласен с уважаемым политологом А. Малашенко: лучше все же не увлекаться передачей ядерных и ракетно-ядерных технологий этим взбалмошным иранским аятоллам и стражам исламской революции...


(комментарий скрыт)

e_nexoma 14 мая 2018 | 17:12

roman_i_olga: "Чужой" землей Израиль наградил в том числе наш ублюдок Сталин.


vezdehod 14 мая 2018 | 17:21

Европа сумеет договорится с США в любом случае, так как они всё же остаются Союзниками и Иранский вопрос они решат на обоюдных условиях.


pravdatut 14 мая 2018 | 17:34

roman_i_olga: В РФ 90% захваченные территории.


maya11 14 мая 2018 | 18:44

roman_i_olga: Вы с какого бодуна это пишите,ненавистник. Какую землю они захватили? Вы, которые владеете 1/6 планеты и которые захватили ее у других народов, вам все мало?. Вот поэтому такие страны, как Армения, у них все получается легко и быстро, а вы со своим жлобством можете только давиться завистью.


felicsov15 14 мая 2018 | 17:15

Фельгенгауэр теперь специализируется на безумной политике Израиля


vezdehod 14 мая 2018 | 17:28

felicsov15:
Фельгенгауэр теперь специализируется на безумной политике Израиля
=======================================================================
А. что это так тебя взволновало? Политика Израиля никогда не менялась и он будет действовать по своему усмотрению, невзирая на реакцию России.


vezdehod 14 мая 2018 | 17:40

Топ-10 курортов России, популярных у туристов, выглядит так (туристов в год):

1. Сочи — 6 миллионов,
2. Анапа — 4,7 миллиона,
3. Геленджик — 4 миллиона,
4. Ялта — 2 миллиона,
5. Соль-Илецк — 1,4 миллиона,
6. Севастополь — более 1,3 миллиона,
7. Ейск — 700 тысяч,
8. Евпатория — 600 тысяч,
9 Новороссийск — 600 тысяч,
10. Светлогорск — 600 тысяч.
================================================================
Выходит. что КРЫМНАШ, но туда почему то не едут - странно Однако.


e_nexoma 14 мая 2018 | 17:30

felicsov15: Ты все, что не влезает в твою голову, считаешь безумством? Может, дело не в Израиле и Фельгенгауер, а в твоей голове?


listen_up 14 мая 2018 | 20:32

felicsov15: Похоже на то. Причем делает это довольно странно - осуждает, несмотря на свою фамилию и этнические корни. Возможно, что детская игра в левизну приобретает такие болезненные формы.


belfor2 14 мая 2018 | 21:46

listen_up: несмотря на свою фамилию и этнические корни\\\\\\\\\\\\\\\\\\Боже мой! Ну ничто не ново под луною!Причем здесь фамилия корни и прочая хренотень? Человек как личность-это его мировозрение взгляды и т.д.Танечка Шадрина очень милая девушка а его псевдоним -знак уважения к своему отчиму! Но ее личное внутрисемейное дело! А вот ее взгляды могут нравиться или нет но это ее взгляды. И если вы уважаете людей то с этим надо считаться!


listen_up 15 мая 2018 | 06:55

belfor2: Вы правы. Я прошу прощения за вторжение в личное пространство Тани Шадриной. Она, действительно, умная, образованная и тактичная ведущая.


sattana_perrrrkele 14 мая 2018 | 17:17

нда... не того человека прозвали Гнойный


spikeyapples 14 мая 2018 | 18:16

sattana_perrrrkele:
я думаю это прозвище к многим подошло бы, а сейчас мы увидим что оно подходит ко многим про кого мы этого не ожидали. как вот тот же А.Малашенко(да и кстати говоря, его однофамилец Игорь тоже). и ведь самое забавное, что его, похоже, подводит чутьё: он высказывается в том духе, что типа мировой порядок рушится, Путин и ему подобные чего-то там от этого могут выиграть, видимо думая что Путин ещё будет сидеть долго(в смысле во главе своей страны) и надо бы обеспечить себе(Малашенке то бишь) благосклонность российского "царька". то что вобще-то под существующим порядком горит земля именно прежде всего в его российском "сегменте", да и про тех же иранских муллократов и их будущее нет оснований говорить так уж уверенно, ему б круглую учёную башку, обрамлённую аккуратной бородкой, не приходит


kail34 14 мая 2018 | 17:39

Терпения слушать этого доморощенного политолога хватило на 20 минут. Неужели они все не понимают,что сегодня Европа покачевряжится,покачевряжится ,но как только США скажут,что они оставляют всех этих макроновмеркель и прочих один на один с Россией,они ВСЕ тут же лягут под Трампа,тем более,что скажут ВСЕ страны,которые раньше входили в Варшавский договор,а сегодня в НАТО? Догадайтесь с трех раз... И кто важнее Европе ,Иран с аятоллами,или США с Трампом. Пока на востоке есть русский медведь,с когтями и с зубами,у которого одна идея:Захватить еще немного территорий ,Европа будет с США,ибо нет у них альтернативы,когда российская дальняя авиация,чуть не каждый день заставляет Европу поднимать в воздух истребители...


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

furk 14 мая 2018 | 20:14

spikeyapples: Обычный пикейный жилет, ничего нового.


zaryad 15 мая 2018 | 07:04

Целостная Сирия сегодня не нужна даже сирийцам. Не даром против Асада воюет даже сирийский космонафт и герой советского союза Мухамед Фарис. Попробуйте собрать обратно Югославию... вам глаз вырвут.


timwlad73 15 мая 2018 | 08:18

Алексей Малашенко
политолог

Ни у кого нет ответа нормального. Он есть, пожалуй, у одной России. Эо неправильный ответ, но он хотя бы есть. Любой ценой оставить Башара Асада. Пока есть Башар Асад, есть целостная Сирия…
--------------
Ну вообще то господин Малашенко,запад пришёл на Ближний Восток и в Африку полностью перекроить границы всех лежащих там стран.
То есть сделать как это было в США и в Канаде во времена колониализма в 17-18 веках.
Местным аборигенам резервации ,западным колонизаторам ресурсы захваченных территорий.
Запад просто по другому мыслить и поступать не может так как это тысячелетние религиозное воспитание и образование западного общества.
В западном мире статус решает всё который и создал экономику за счёт истребления других и содержание этих других в резервациях.
Потому Карл-Маркс бессмертен как Библия революционеров,которые производят смену династий чтобы иметь доступ к тем же благам которые имеют те кто нажился на ограблении менее развитых народов и продажности людей.
Так что Россия только пытается притормозить глобальный обвал всех искусственно созданных границ и тем самым предотвратить глобальный социальный кризис который создадут миллионные волны мигрантов.
Проблема ведь в том,кто содержать будет жителей этих территорий ,где запад начнёт перекраивать границы применяя силу и организуя тем самым гуманитарную катастрофу которую навешивают с помощью пропаганды на своих конкурентов.


spikeyapples 25 мая 2018 | 20:14

timwlad73: именно действия России и ряда других стран или вернее правящих режимов ряда стран, этот кризис и происходит


ex_ex 15 мая 2018 | 08:36

В политике наблюдается некоторая "турбулентность", но она не сможет повлиять на основной расклад сил, который уже сложился на сегодня. И не сможет повлиять на позицию РФ. По большому счету ничего особенного, кроме выхода США из соглашения с Ираном, не произошло.


israeli_gae 15 мая 2018 | 16:53

Ситуация в Сирии скорей всего будет идти по "косовскому" преценденту.
Ситуация еще очевидно не созрела т.к. крайне вероятно столкновение турции и россии, понятно , что посредством прокси.
Причем скорей всего турки будут действовать в альянсе с иранцами.
Так что в сирии еще будут и будут долго воевать.
Худшее положение у русских. У них нет среди ее союзников союзников.
И потому нет верных ей "прокси".
Израиль с Россией контактирует, но тесного сотрудничества не будет.
В Израиле Россию считают "недоговорноспособной" стороной.
И кстати не только Израиль так считает.
То есть стороной , которая не соблюдает соглашения.
Мне конечно приведут контрдоводы, но все они суть основаны на пропоганде.
А я говорю о фактическом восприятии.


israeli_gae 15 мая 2018 | 16:56

israeli_gae: Единый пока Ирак, существует только потому, что это захотела США.
Суниты стояли на пороге Багдада.
Разонравиться США? Они и так снизили давление на сунов укрепившимся как бы под флагом ИГИЛ в юговосточном углу Сирии на границе с Ираком.
Так разонравиться США, уговорит их Саудия оставить их в покое и вернуться суны к порогу Багдада.
У шиитов сейчас опьянение успехов, после того как курды решили не ввязываться в большую войну и уступили Киркук, но сохранили все прочее и видимость единого Ирака.
Но это не будет вечно. Там такие глубиные процессы!!!
Есть еще немаловажная деталь. Шии Ирака считают себя все же арабами, а не персами и у них длиный перечень претензий к персам и не захотят они быть еще одной провинцией в иранской империи.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире