'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 02 мая 2018, 19:08

А.Соломин Добрый день! У микрофона Алексей Соломин. И сегодня гость программы «Особое мнение» — дьякон Андрей Кураев. Андрей Вячеславович, здравствуйте!

А.Кураев Добрый вечер!

А.Соломин События развиваются а Армении. Вы, наверное, следите, краем глаза, по крайней мере, что перекрывают дороги и прочее. И священники, кстати говоря – тоже наши корреспонденты передают – многие поддерживают это движение, выходят сами на протесты. Никол Пашинян говорил, что ему звонил католикос Дома Килийского Аран I и приветствовал это движение. С вашей точки зрения, подобная позиция церкви, она уместна, она правильна, или церковь должна сторониться политических процессов?

А.Кураев Буквально на этой неделе наш патриарх Кирилл сказал, что церковь имеет право давать свою нравственную оценку политическим событиям и деятелям. Так что я не буду спорить с нашим патриархом.

А.Соломин Оценку, да, но тут ведь прямое участие фактически в этих процессах. Протест ведь в данном случае – это политический протест.

А.Кураев Да, конечно. Ну, опять, что я буду судить? В Армении своя культура, в том числе, политического действия, церковной жизни. Я, с одной стороны, искренне рад тому, что на их улице праздник (с неизвестными последствиями, непредсказуемыми). Но несколько дней национальной солидарности, ощущения того, что «мы что-то можем, от нас что-то зависит, мы – творцы своей истории» — это дорогого стоит. И это, заметьте, без проведения Олимпийских игр и миллиардных трат на них. Какой-то эффект сопоставимый. Тоже несколько дней эйфории, которая потом забудется, а последствия ее бог знает какие сложные.

Я же чего от этого ожидаю? Мне бы очень хотелось, чтобы армяне показали нам, что слово «революция», вопреки «кремлевским соловьям» не означает катастрофу, не синоним слова «катастрофа».

А.Соломин Не приводит к крови.

А.Кураев Да, не приводит к крови или к какой-нибудь страшной колонизации государства, потери независимости, суверена и демократии, и так далее; что смена власти по требованию народа, причем мирного требования – это не означает развал страны. Может означать, может. И, действительно, бывал весьма катастрофический опыт революции.

Но опыт России не есть опыт всего мира. И мы знаем, что те же «бархатные революции» потому и бархатные, потому что с ними происходят определенные улучшения и культурной и политической, и гуманитарной ситуации, и так далее.

Правда, после «бархатных революций», действительно, были весьма двусмысленные революции и исламском мире на пространстве от Туниса до Сирии, скажем, с последствиями зачастую довольно негативными для стран типа Ливии. И из этих катастроф, в которые они свалились, многие до сих пор и не выбрались.

Поэтому у меня нет однозначной ассоциации и готовности всегда: А, где-то народ вышел на улицы с протестом против правительства – значит, замечательно. То есть нет шаблона, чтобы аплодировать, нет шаблона, чтобы осуждать, говорить: «Что ж вы делаете? Вы петлю себе на шею вешаете». Всякое может быть. Посмотрим.

Что мне не нравится в армянских событиях – это то, что лидер армянской оппозиции уже заявил, что он не признает перевыборы в парламент, если его не сделают лидером государства. Вот это уже очень странно. Если ты считаешь, что ты – голос народа, то почему ты заранее отказываешься признать результаты всенародного голосования в парламент?

А.Соломин Вы, наверное, уже ответили на мой следующий вопрос даже. Вы сказали о том, что прислушиваться к мнению народа, но в случае с «бархатными революциями» люди, которые выходят на улицы, это есть народ, часть народа – это есть те люди, к которым уже стоит прислушиваться или часть людей, мнение которых надо уважать, но все-таки проводить выборы, какие-то другие процессы, которые позволяют узнать мнение большинства населения страны?

А.Кураев Я думаю, что если достаточно напугать исполнительную власть «бархатной революцией», то есть надежда на то, что всенародные выборы будут честными, без подтасовки результатов. То есть опасны чем бывают вот такие всенародные выборы? Тем, что те, кто давно уже окопались у власти, могут написать тот итог, который им интересен, чтобы сохранить то, что они называют стабильностью. Но если эти чиновники уже достаточно напуганы и понимают, что у них нет гарантий даже если они нарисуют правильные результаты, нет гарантий, что завтра они сами не окажутся под судом именно за свои художества, и что они нарисовали, в частности, в ночь последующую за выборами, то тогда есть надежда на то, что они не будут заниматься этими художествами. Тогда результатам выборов можно доверять.

А вот следующий вопрос, он уже философского уровня: где границы прямой демократии? В какой степени, действительно, народ источник власти? Может ли он сам осознавать свои интересы или нет?

А.Соломин У вас на это есть ответ, свое мнение?

А.Кураев Обычно, чем правее философ, тем более отрицательный ответ на этот вопрос он дает. И ответ на этот вопрос, я думаю, будет меняться от страны к стране и от эпохи к эпохе. Потому что квалификация избирателей даже рядовых со временем, мне кажется, все-таки растет. Да, через опыт страшных ошибок, очарований, разочарований… Скажем, в Швейцарии работает эта прямая демократия через опыт постоянных ежегодных всенародных референдумов, не только выборов. В России — как-то не очень.

А.Соломин А регулярность этих референдумов, она бы приблизила нас к этому состоянию?

А.Кураев Думаю, что да.

А.Соломин То есть чем чаще мы будем проводить всеобщие референдумы, тем больше мы будем…

А.Кураев Опять же начинать с вопросов, в которых каждый человек компетентен: мой двор, моя улица…

А.Кураев: Мне бы хотелось, чтобы армяне показали нам, что слово «революция» не означает катастрофу

А.Соломин В вашем дворе наверняка это проводится.

А.Кураев Нет, конечно.

А.Соломин Вы в Москве живете?

А.Кураев Да.

А.Соломин Ну, это тема, ладно, отдельная… Вы сказали о другой культуре Армянской церкви. А можете пояснить, чем она отличается от Русской православной церкви?

А.Кураев Не могу. Я ее не изучал. Вот для меня такая, может, главная радостная весть, можно сказать, этой истории – это то, что предыдущий лидер Армении Серж Саргсян, он все-таки ушел, он не стал цепляться за власть, он не стал воевать за себя до последнего армянина, что называется. Вот это очень важно. Это некое чувство ответственности, в том числе, за свой народ.

А.Соломин Ответственность или трусость – что это?

А.Кураев Нет, я думаю, это ответственность. Ответственность человека, который понимает, что его народ слишком мал, чтобы позволить себе гражданские войны. И это я цитирую одного армянского парламентария, с которым я в начале 90-х годов беседовал. Меня удивило, что они приняли закон, который запрещает деятельность сект в стране. Меня это удивило, я спросил, как, почему? Он сказал: «Вы знаете, отец Андрей, мы армяне слишком маленькая нация, чтобы позволить себе деление еще и по религиозному принципу».

Я понимаю, что тезис спорный, но он срабатывает сейчас, на наших глазах. Надеюсь, что сработает. Надеюсь, что горячие дискуссии, предстояние не приведет к чему-то необратимому.

Вы знаете, это, вообще, особенность кавказского менталитета, будь то в Абхазии или в Грузии… Вот видишь, местные жители между собой начинают собачиться. И говорят пусть даже на своем языке или на русском, говорят настолько на высоких тонах и с такими словами, что кажется, что сейчас начнется стрельба. Потом все стихло, разошлось.

А.Соломин Без объяснения причин?

А.Кураев Не в этом дело. Они мгновенно разгорались, но в конфликтах между собой у них есть тормоза, которые прекращают их взаимное бодание, то есть некий механизм самозащиты в них тоже встроен.

А.Соломин Есть еще один неприятный эпизод. Обсуждается, по крайней мере, он. 23 апреля, когда протесты начинались, здесь, в Москве тоже была акция протеста. И около 300 человек пришли к зданию Армянской церкви в Москве. И сообщается, что глава российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви Езраз вызывал полицию. Как вы к этому относитесь?

А.Кураев Это меня весьма удивило, потому что вряд ли зданию епархии и собору что-то угрожало. Поэтому в данном случае этот его поступок мне не очень понятен. И, как мы видим, он находится в определенном контрасте с тем, как реагировало духовенство, в том числе, и высшее в самом Ереване. Как я понимаю, что у этого нашего архиепископа довольно конфликтные отношения с самим Эчмиадзином и с Ереваном как таковым.

А.Кураев: Если напугать исполнительную власть «бархатной революцией», есть надежда, что выборы будут честными

А.Соломин С главой Армянской церкви.

А.Кураев Да. То есть у него, что называется, свой бизнес.

А.Соломин А это имеет какое-то отношение к связям с русским патриархатом?

А.Кураев Не знаю. Здесь всё что угодно может быть.

А.Соломин Представители других церквей имеет какие-то отношения с Русской православной церковью?

А.Кураев Безусловно, но эти отношения же могут быть разные, начиная от чисто протокольных и кончая совместными бизнес-проектами в самом буквальном смысле слова.

А.Соломин То есть, например, какие? Кто этим занимается?

А.Кураев Нет, я не знаю, я просто говорю, что может быть, что угодно. То есть кому-то нужно, может быть, какое-то «окно» на таможне, кому-то еще что-то.

А.Соломин Хорошо. Мы сделаем короткий перерыв. В студии радиостанции «Эха Москвы», телеканала RTVi и YouTube-канала «Эхо Москвы» — дьякон Андрей Кураев. Меня зовут Алексей Соломин. Никуда не уходите, мы вернемся буквально через мгновение.

А.Соломин Вы сказали, что для вас этот поступок был странный. Я имею в виду представителя Армянской церкви, который вызвал полицию из-за собравшихся около церкви людей.

А.Кураев Он странен хотя бы тем, что это несколько странно – звать люди из иного государства, полицию другой страны для того, чтобы разобраться со своими соотечественниками и единоверцами.

А.Соломин У него не было, по-моему, возможности позвать армянскую полицию.

А.Кураев Не было. Но я вообще не понимаю, зачем надо было звать полицию в данном случае. Но впрочем, я ничего не знаю о поведении самих этих митингующих. Почему, в какую минуту он решил, что есть какая-то угроза и что нужно реагировать так? Этого я тоже не знаю.

А.Соломин Первомайские праздники у нас сейчас. Шествия были вчера. Вы не присоединялись и к какому из них?

А.Кураев Я бы с удовольствием посмотрел трансляцию новосибирской монстрации. Там колонна демонстрантов прошла. Мне кажется, единственное, что было живое, интересное в этот день в этих колоннах.

А то, что показывали кремлевские каналы на Красной площади, откровенно и цинично пробуждая ностальгию брежневско-хрущевских лет и картинкой, и лозунгами, и интонациями и голосами дикторов даже, и музыкой и прочим, — вот это было, конечно, очень цинично и позорно. То есть это была демонстрация национального позора. Иначе назвать это нельзя.

Дело в том, что сама история Первомая – это история, действительно, революционная. Да, есть реальные проблемы классового, социального неравенства. Они есть. Есть проблемы несправедливой оплаты труда. Есть проблемы, простите, просто безбожной организации этого самого труда, когда человек ежедневно рискует своим здоровьем и жизнью на работе. Всё это было в XIX веке, все это стало потихонечку убавляться, умаляться в 20-м столетии под влиянием реального профсоюзного рабочего движения и рабочих партий в разных странах мира. Это факт.

И 1 мая и демонстрации 1 мая – это всегда демонстрации протеста. И только у нас, когда официальные революционеры официально 70 лет правили советской страншй – это главная шизофрения советской идеологии: у власти якобы находится якобы революционная партия, которая при этом поет: «Есть у революции начало, нет у революции конца», — и вот эти революционеры, соответственно, встречают революционную демонстрацию, которая приветственно машет им ручками, а они ей отвечают с Мавзолея.

А.Соломин То есть если это шествие, празднующее победившую революцию пролетариата, почему, в чем здесь противоречие?

А.Кураев Ах у нас НРЗБ победивший пролетариат сейчас. Я не знал.

А.Соломин Сейчас нет, возможно.

А.Кураев Да и, честно говоря, пролетариат был скорее пострадавшей стороной, а тоже не победившей. Потому что в 30-е годы уж точно, такие условия труда и такие законы появились, которых в царские времена на худших заводах и фабриках не было. И закон «о колосках» и много чего такого. И, тем не менее, цинично… особенно последние годы было совсем цинично, когда, как пел Ким по этому поводу, «интеллигенты и милиционеры единство демонстрируют свое» в этот день.

И мы 1 мая на экранах телевизоров видели то же самое: интеллигентов и милиционеров. Люди, явно в большинстве своем согнанные с предприятий, со своих контор, несущие одинаковые транспаранты. Ничего авторского, ничего живого. И никаких требований. И рядом с этим выступает товарищ – как его, Шмаков, Жмаков? – который… простите, иначе, как проститутка назвать его не могу, достаточно дорогостоящая. Лидер независимых профсоюзов. От кого они не зависят? От рабочих точно не зависят. А от Кремля зависят. От олигархов зависят. Где хоть одна серьезная акция, которую ты провел со своими профсоюзами?

Мы с советских еще времен помним, был какой-то замечательный фильм 4-серийный советский про убийство одного профсоюзного американского деятеля – хороший детектив типа «Бегство мистера Кинли» или что-то такое, — там очень хорошо в этом фильме была показано – по американскому роману был поставлен этот фильм – технология скупки олигархами профсоюзных лидеров, чтобы он были управляемы вручную. То есть на митингах они говорят горячо и замечательно: «Долой!.. Даешь!..» и так далее, а на самом деле в нужную минуту… Как Жириновский у нас в одних аудиториях: «Долой кремлевских олигархов!» и так далее, но когда надо всегда голосует так, как скажет Кремль.

А.Кураев: Я дитя своего времени. На моих глазах советская культура, она гуманизировалась

Точно так же эти профсоюзы. Ведь уж в какой стране должны бы быть забастовки, так это у нас, потому что у нас больше, чем где бы то ни было в цивилизованном мире разрыв между доходами управленцев или доходами синих воротничков, доходами владельцев бизнеса и доходами реально работающих людей. И эта социальная несправедливость не вызывает недоумения ни у церкви, ни у профсоюзов, и даже ни у о коммунистов.

А.Соломин Вы могли бы представить себе представителя церкви на этом марше протестном?

А.Кураев Нынешней церкви – нет. А, в принципе, почему бы и нет? Вполне возможно.

А.Соломин Священнослужители и рабочие – между ними много общего?

А.Кураев Я думаю, что должно быть много общего. Это вопрос самовыбора и самоощущения священника. Вот у священника его храм – в рабочем районе. Конечно же, он может подружиться с каким-нибудь местным олигархом, и у него все будет хорошо, и ему будут золотить купола и всё прочее. Но есть другой вариант, что он может реально выслушивать и видеть боль рабочих и их жен, печальные судьбы их детей.

А.Соломин Ну, как любого человека.

А.Кураев И может сочувствовать им и, в том числе, помогать.

А.Соломин Он же не должен, наверное, делать разницы между олигархом и рабочим в данном случае, если человек к нему приходит?

А.Кураев Должен. Почему? А простите, если к священнику приходит на исповедь, скажем, ребенок или подросток. Он должен разделять? Должен, потому что разные вопросы, разные грехи, разные возможности. Одно дело опять же исповедь старик и исповедь молодого человека, разговор с семейной женщиной, матерью детей – у нее один могут быть грехи и зона ответственности. И другой вопрос – просто девчонка, девушка…

А.Соломин Хорошо, я уточню. Должен ли он делать разницу в том… олигарху грехи должны отпускаться тяжелее? То есть не так легко, скажем?..

А.Кураев Я думаю, что он его должен, во-первых, спрашивать о его олигархических грехах, а не только о том, нарушал ли он пост в среду и пятницу и не ругался ли матом. Потому что, конечно, олигарх может прийти и исповедаться в обычных грехах…

А.Соломин Это какие грехи – олигархические?

А.Кураев Задержка зарплаты рабочим, например.

А.Соломин Это грех?

А.Кураев Грех. В Библии сказано, что это грех, который вопиет к Богу прямо, божьего суда требует немедленно – задержка зарплаты рабочим. Это наравне с убийством, кровосмешением и гомосексуализмом. Там короткий перечень таких грехов, меньше чем 10 этих грехов, которые вопиют к небу об отмщении.

А.Соломин А как он там формулируется правильно?

А.Кураев Ну, так и формулируется: Удержание мзды наемнику. Или, скажем, фискальные грехи: обман государства…

А.Соломин Неуплата налогов.

А.Кураев Да. Я думаю, рабочего бесполезно об этом спрашивать. А олигарха почему бы не спросить? А коррупция, а подкуп?

А.Соломин У нас, кстати, очень много наемных сотрудников получают серую зарплату в серых конвертах до сих пор. Это грех?

А.Кураев Это формально, может быть, и одно и то же, но для наемного сотрудника – это одно, а для того, кто…

А.Соломин Простительно…

А.Кураев В больше степени простительно, по крайней мере, на совесть ему не стоит давить в этом случае. А вот когда речь идет о владельце бизнеса, здесь всё серьезно.

А.Соломин Потому что он ответственен.

А.Кураев Да, конечно. Коррупция опять же, подкуп чиновников. Потому что совсем не то же самое, что дать тысячу рублей гаишнику. Хотя формально вроде бы одно и то же.

А.Соломин А у нас многие коррупционеры приходят в церковь и просят о прощении?

А.Кураев Я не знаю, я же их не исповедую. Приходят-то многие, только, боюсь, каются они в том, что пили молочко по пятницам, а не в том, о чем я сейчас говорю.

А.Соломин Может быть, они сами не считают себя коррупционерами?

А.Кураев: У детей есть право знать язык родной культуры, в том числе, православной

А.Кураев А задача духовника обычно всегда в этом и состоит. И ребенок тоже далеко не все считает грехом из того, что церковь считает грехом, или родители его считают грехом. И поэтому ребенка в воскресной школе и прихожанина, бывает, нужно убедить посмотреть на себя немножко другими глазами, не как не героя, а как не некую иную субстанции. Так что здесь это пасторский долг духовника. Но я убежден, что наши священники – обычно это епископы, которые общаются с богатыми людьми, — они предпочитают эти темы не затрагивать.

А.Соломин Почему? Чтобы не терять золотые купола?

А.Кураев Да. Зачем же спонсора отгонять от себя? А формально вроде бы да: я спросил по обычному опроснику…

А.Соломин Если будет человек, который все-таки пойдет по тому пути, который вы обозначили, и не будет смотреть не его спонсорство потенциальное или уже действующее, ему что-то будет за это вот в действующей иерархии?

А.Кураев Может быть, да. Может быть, потому что этот олигарх может побежать жаловаться епископу, а для епископа, естественно, важнее дружба с олигархом, чем какой-то там поп, который портит его отношения с власть имущими. Как однажды прошипел мне патриарх в день Пасхи 2009 года: «Не портите мне отношения с Фурсенко» — тогдашним министром образования.

А.Соломин Это следствием чего было?

А.Кураев А то, что я активно писал о том, что Министерство образования административный ресурс задействовало для того, чтобы как можно меньше школ избрало Основы православной культуры, а голосовали бы в пользу Основ светской этики. Причем патриарх потом и сам об этом говорил. Факты были совершенно очевидные, но тем не менее. Это была очень важная фраза, не портить отношения пусть даже с таким чиновником, как Фурсенко.

А.Соломин А вы в данном случае не выступали как лоббист?

А.Кураев Чего? Естественно выступал. Лоббист церковных, в том числе, интересов. Причем, я делал то, что патриарх мне и поручил делать. Так что это была прямая зона моей ответственности в том году. Потому что я писал учебник этот самый для школ и так далее. Ну, ладно. Просто это маленькая деталь, которую не стоило бы вспоминать, если бы это не было таким каноном по большому счету нашего архипасторства. То есть, конечно, если дружба с губернатором или ректором градообразующего завода – это гораздо важнее для местного епископа, чем какой-то поп, который за какую-то духовность ратует.

А.Соломин В церкви существует какой-то свой аналог профсоюза, профсоюзного движения?

А.Кураев Это вопрос. Все-таки нельзя исключать, что не появятся священники, у которых совесть устроена иначе, и они будут реагировать на боль рабочего люда. И будут с ним. Плюс к этому умный по-настоящему епископ, он бы стал поддерживать таких священников. В конце концов, католическая церковь в свое время именно так в 60-е годы остановила рост влияния компартии во Франции и Италии. Там было целое движение: «Священники – на заводы». То есть священники шли, устраивались сами на заводах.

А.Соломин У вас, кстати, тоже, по-моему, есть специальность — токарь вы, по-моему?

А.Кураев Да, я токарь второго разряда по диплому.

А.Соломин Это не основная рабочая профессия?

А.Кураев Рабочая профессия основная. То есть после этого я и другие профессии осваивал, но первая профессия, которую я освоил, которая была сертифицирована, — именно эта.

А.Соломин Пригодилась?

А.Кураев Я думаю, в жизни, так или иначе, пригождается всё. Запах цеха я знаю, по крайней мере. Что такое «заводская проходная, что в люди вывела меня» — это я помню.

А.Соломин Андрей Кураев в студии радиостанции «Эхо Москвы». Меня зовут Алексей Соломин. Мы сделаем еще один перерыв и вернемся сразу после него.

НОВОСТИ

А.Соломин Здравствуйте! Эфир ведет Алексей Соломин. И у нас в гостях сегодня Андрей Кураев. Андрей Вячеславович, еще раз вас приветствую!

По поводу праздников раз уж мы начали говорить, есть стойкое ощущение, что празднование Дня Победы превращается уже достаточно давно из священного праздника в область, которая подвергается постоянно фетишизации. То есть люди уже плохо понимают, что это за праздник, почему он такой. Люди вешают георгиевские ленточки – наверное, вы знаете, слышали, — на бутылки с алкоголем, раздают шоколадные медали. Как вы к этому относитесь? Это часть необходимая, нормальная для людей, для народа, или это to much, что называется?

А.Кураев Во-первых, я дитя своего времени. На моих глазах советская культура, она гуманизировалась. Шел медленный процесс ее очеловечивания, ее избавления от партийного такого содержания, политизации. Она все больше стала говорить о человеке.

А.Соломин Это в 80-е уже?

А.Кураев Нет, это с конца 60-х годов.

А.Соломин Но потом был период брежневский, который возрождал…

А.Кураев Да, именно про этот период я и говорю. Это процесс гуманизации, христианизации советской официальной культуры, начиная с «Судьбы человека» Шолохова и так далее. И в военной теме это сказывалось в том, что появились книги о так называемой малой правде, «окопной правде». Это и Гроссман, да, это и Юрий Бондарев, Астафьев, конечно, Распутин, Белов.

А.Соломин Гроссман разве не был изначально запрещен?

А.Кураев Нет. Прежде чем быть запрещенным, он успел кое-что написать и издать. Так вот это была война глазами человека. Это и фильм «Двадцать дней без войны», в конце концов. То есть где, действительно, вроде бы про войну, но без стрелялок. Просто о человеке и его душе и так далее.

И главное, что было в этих книгах, этих фильмах, песнях, в конце концов, у Высоцкого того же, — это разговор о войне без маршей, без триумфальных маршей, без барабанной дроби, без медных труб. Война как катастрофа, война как беда. И в общем, мы потихонечку шли к Ремарку: «На Западном фронте без перемен» и так далее. Вот к такому пониманию войны. Да, плюс к этому, действительно, переводилась эта западная литературу как о Первой мировой войне, так и о Второй мировой войне.

И это было здорово, я считаю. Вот для меня это мейнстрим культурный, человеческий, этический мейнстрим. И вот сейчас это напрочь забыто. Сегодня мы вернулись снова к эпохе фильма «Взятие Берлина», где сволочные, поганые фашисты, а мы их бьем как какой-нибудь Рембо колотит вьетнамцев – вот на этом уровне – тысячами, не считая. Кто этих вьетнамцев считает? От плеча… от пуза, точнее говоря, автоматной очередью: «Сейчас вот этих тараканов мы раздавим. Непонятно во имя чего, но мы хорошие просто»

А.Соломин Просто мы можем.

А.Кураев Да. Это сегодняшнее выведение войны за рамки какого-то этического контекста. А просто мы победили, поэтому правы. Прав тот, кто сильней. И, совершенно понятно, что вот это вот натужное педалирование военно-победной риторики и тематики, во-первых, оно приводит к отрицательному, противоположному, в конце концов, эффекту. Ну, перекормили. Любым блюдом можно перекормить. Любой правдой можно перекормить и вызывать отторжение, если постоянно и в лошадиных дозах это вкладывать.

Плюс к этому совершенно понятно, что за этим стоит сиюминутный политический интерес, во-первых, выдать нынешних хозяев страны за преемников тех, кто тогда были организаторами победы, хотя просто ни по каким параметрам они и рядом не стояли; и якобы, что их нынешние ссоры из-за бабла с партнерами, где пройдет тот или иной газопровод и кто с него будет деньги иметь, и это выдавать за какой-то аналог священной войны тех лет, — вот это пошло. Я считаю, что это оскорбление национальных, религиозных, каких угодно чувств. Какой угодно конфликт с Сирией стать рядом с Великой Отечественной, а это постоянно сегодня происходит…

А.Кураев: Мы не знаем, что сейчас происходит вокруг северокорейского лидера, какое он давление испытывает

И главное, разговор о войне, забывающий про ее цену с этим чудовищным «Можем повторить», с милитаризацией детишек, начиная с детского садика. Давно и не мной сказано, что слово «победа» на две трети состоит из слова «беда».

А.Соломин Вернемся на секунду к той теме, которую мы уже обсудили, потому что наш слушатель Александр из Санкт-Петербурга задает уточняющий вопрос: «Правильно ли я понял, что только что в прямом эфире уважаемый дьякон Андрей Кураев сообщил, что продавливал влияние в школах той самой церкви, иерархи которой, по его мнению, так неверно ведут себя, и делал это, будучи автором, учебника, то есть ему это было выгодно, и налицо явная гармония интересов?»

А.Кураев То есть мои убеждения, которые я никогда не считал… Да, я считаю, что возможно разговор на языке культурологи, не миссионерский разговор, а просто рассказывающий… У детей есть право знать язык родной культуры, в том числе, православной.

А.Соломин Почему это надо делать через школу, а не, скажем, телевидение?

А.Кураев А почему школа не должна об этом говорить?

А.Соломин Потому что в школе есть о чем поговорить с детьми, и у школы не так много времени для коммуникации.

А.Кураев Достаточно времени, в том числе, в небольшом объеме и об этом. Учителя жалуются, что слишком мало часов на эту тему. Я слышу постоянно от людей, которые реально в проекте, у которых есть реальный опыт общения с детьми на эту тему, вот они говорят, что, на самом деле, мало, нужно продолжение.

А.Соломин А ученики вам скажут, что нужно готовиться к экзаменам.

А.Кураев Четвертый класс, перестаньте. Там нет этих проблем.

А.Соломин Там тесты есть переходные.

А.Кураев Нету.

А.Соломин В среднюю школу тоже сейчас тесты ввели.

А.Кураев В 2009 году их не было. И никого не отчисляли из 5-го класса школы.

А.Соломин Поскольку мы заговорили об образовании, не могу вас не спросить об этом печальном или забавном – как вы сами скажете – эпизоде с директором лесного колледжа, технического университета в Ухте, которые перевел на казарменное положение общежитие. Как вы к нему относитесь?

А.Кураев Если его не было, его надо было бы придумать, поэтому – я по-платоновски скажу – это идея путинизма в чистом виде, такое небесное явление.

А.Соломин Почему? Путин по-другому себя немного ведет.

А.Кураев А вот в том-то и дело. Это уже туман прикрытия. А в реальности – вот вам силовик, которого поставили… ну, прокурором, пусть не округа…

А.Соломин Но вы от него не услышите таких слов, каких говорил директор этого колледжа.

А.Кураев А это неважно. Это общий голос эпохи.

А.Соломин По-моему, это просто глупость такая.

А.Кураев Нет. И то, что, простите, эту несчастную стюардессу «Аэрофлот» уволил за одно слово, а этого чудака на букву «М» никто не потревожил даже после этого, он остался при всех своих полномочиях своей власти над детьми…

А.Соломин Но его осудил губернатор.

А.Кураев И что из этого? Что сделал губернатор? На должности остался? Остался.

А.Соломин Должен был слететь?

А.Кураев Я считаю, что да. Есть такая… профнепригодность. Очевидная профнепригодность. Здесь много чего в этом видео интересное. Это и «молчание ягнят». Эти подростки, видите, какие они терпимые.

А.Соломин Что они должны были сделать?

А.Кураев Ну, хотя потребовать с ними не разговаривать в таком тоне.

А.Соломин Отчисление.

А.Кураев Я всё понимаю.

А.Соломин Но вы бы сделали такой выбор на их месте?

А.Кураев Я понимаю, что я взрослый человек и так далее. Но в данном случае и поведение этих ребят, их бесконечная эта терпимость тоже она интересна.

А.Соломин Судя по тому, что видео оказалось в интернете, значит, что они не такие уж терпилы.

А.Кураев Это тоже важно. То есть оказывается, что единственное средство для гонимых и слабых – это все-таки печать.

А.Соломин Публичность.

А.Кураев Да, публичность. Это тоже важный урок. И тоже это показатель нашего времени.

Но я говорю, вот эта манера затыкать военными отставниками… Офицеров бывших не бывает – затыкать ими кадровые дыры. И курс на общую милитаризацию всей атмосферы жизни общества, всё это «оказачивани» классов на Кубани – это такой термин. Там просто замгубернатора по «оказачиванию» есть. Программа соответствующая.

Вся эта мода на стиль милитари. В той же республике Коми, там же – фантастика, когда целые школы превращаются в кадетские школы при ФСИНе. То есть, понимаете, детей изначально готовят быть вертухаями. Это же фантастика!

А.Соломин Или заключенными.

А.Кураев Ну, это вряд ли их к этому готовят. Представляете, изначально ребенок вступает в определенную колею и ему от этой кармы будет тяжело избавиться. Удивительная вещь.

А.Соломин Северная Корея внезапно мирится с Южной Кореей. Как вы думаете, это же, действительно, уникальная новость. Никто никогда не предполагал, что вот так по щелчку буквально вдруг всё завертится в обратном направлении.

А.Кураев Собственно, иначе и быть не могло.

А.Соломин Почему?

А.Кураев А какие еще варианты? Через тотальную бомбежку залить Северную Корею напалмом? Нет. Варианты какие? Революции бархатные или не бархатные народа Северной Кореи – это крайне маловероятно. Обычно такие вопросы решаются путем верхушечного переворота. А у него есть два варианта: или, соответственно, элита избавляется от своего лидера, как с Чаушеску поступили и резко меняет стиль жизни страны — это один вариант. Второй вариант: типа нашего горбачевского, когда сам лидер становится предателем своей партии, тех слов и деклараций, которые он сам от имени правящей партии говорил пару лет назад.

А.Соломин То есть на верхнем самом уровне кто-то должен проиграть, уступить?

А.Кураев Я не знаю. Может быть, для него это победа какая-то – он будет считать. Я говорю, человек, в конце концов, тот же северокорейский лидер, в Швейцарии получал образование, поэтому у него может быть свое, скрываемое от соратников мнение о том, как надо жить.

А.Соломин Просто интересно, почему в других случаях это не работает.

А.Кураев А мы что, видим, что здесь работает? Неизвестно. Мы не знаем, что сейчас происходит вокруг северокорейского лидера, какое он давление испытывает, какая к нему приходит информация о настроениях в элитах на генералитете его собственной страны.

А.Соломин Спасибо вам большое за эту беседу. Дьякон Андрей Кураев в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и канала RTVi, и YouTube-канала «Эхо Москвы». Меня зовут Алексей Соломин. Спасибо, что были с нами, всего доброго!

Комментарии

37

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

topotuschkin 02 мая 2018 | 19:18

Согласен с уважаемым дьяконом А. Кураевым: хорошо, что представители малых кавказских и закавказских народов и народностей научились так трогательно оберегать друг друга в любых своих спорах и выяснениях отношений.
Вполне поучительно и Достойно подражания...


e_nexoma 02 мая 2018 | 19:21

topotuschkin: Кому-кому, а нам это не грозит, мы живем в стране, в которой люди не нужны сами себе, где уж тут говорить о любви к ближнему.


cattt 02 мая 2018 | 19:23

topotuschkin: Вроде умный человек, рассуждает правильно, а принадлежит самой мракобесной структуре, вот уж пути господи неисповедимы.


02 мая 2018 | 19:27

cattt:
Вроде умный человек, рассуждает правильно, а принадлежит самой мракобесной структуре, вот уж пути господи неисповедимы.
====================================================================================
Он не принадлежит к мракобесам, так как не прислуживает Гундяеву и давно отлучён от церковной кормушки. Он больше Человек. чем церковник.


e_nexoma 02 мая 2018 | 19:38

vezdehod: Речь не о том. Тут вопрос в том - как можно быть умным и верующим одновременно, ведь это вещи несовместные.


e_nexoma 02 мая 2018 | 19:41

Продвигая религиозное образование в школе, Кураев явно забывает истину, что благими намерениями мостится дорога в ад.


hryunmorzgov 02 мая 2018 | 22:43

e_nexoma: ...как можно быть умным и верующим одновременно, ведь это вещи несовместные.
======================
Отчего?
Можете считать меня верующим, и если не умён - то каков критерий ума, на Ваш взгляд?))

Если в Вашем посте заменить слово ""верующий на ""член (или приверженец) РПЦ, - соглашусь...


vsudarev7 03 мая 2018 | 10:49

e_nexoma: "ведь это вещи несовместные"
ну это как сказать. Весьма неглупый человек Эйнштейн симпатизировал большевикам. То есть тем , которые в сибирской и североуральской тайге уморили миллионы. Были и другие примеры


02 мая 2018 | 20:39

vezdehod: Уважаемый Яков Кротов с хомячками не согласен и считает, что Кураев - мракобес и прислужник Гундяя.


hryunmorzgov 02 мая 2018 | 22:47

nata_roo: ...Яков Кротов с хомячками не согласен и считает, что Кураев - мракобес и прислужник Гундя...
======================
А ссылку можно?
Или цитату?..

Я частенько слушаю Якова Гавриловича, и Ваши слова - откровение для меня...


03 мая 2018 | 17:35

hryunmorzgov: В эфире, сколько я помню, этого не было, потому что не могло быть никогда. А вот в ЖЖ Кротова и его ФБ (james.krotov) этого полно. Из наиболее яркого см. ЖЖ Кротова от 1 января 2014г, пост 16:30:

"Очередной конфликт внутри номенклатуры – церковного подотдела. Очередной господин, который “кажется сравнительно открытым” (так мне его рекомендовали), заявляет, что пострадал, потому что не хочет, чтобы Церковь превращалась в казарму. Это как если бы отправленный в отставку генерал заявил, что его наказали, потому что он не хочет, чтобы армия превращалась в казарму.

Верите, что из такого отставного барабанщика, начавшего свой чекистский стук уже в семинарии, вырастет балерина? Интересуетесь, кто более “открыт” – Гиммлер или Геббельс? Я – нет. Считаете, что этот господин своими книгами привел многих – а может, и Вас лично – ко Христу? Я думаю, что кто пришел “ко Христу” через подобных демагогов, тот пришёл отнюдь не ко Христу, и рано или поздно это даст себя знать, если только человек не раскается в том, что обольщался и обманывался.

Даже отец Всеволод Чаплин на фоне этого господина – Честертон. Отец Всеволод по крайней мере никогда не начинал первым. Прикажут – скажет гадость, не прикажут – потягивает коньяк. А этот – первопроходец в заднепроходы. Первым запустил байку, что Восьмое марта – жидомасонский праздник. Первым издал отдельную книгу против отца Александра Меня как предателя православия. Передовик-с!… И что-то мне кажется, что он и после снятия с пары постов не останется без кафедр, микрофонов и гонораров."


hryunmorzgov 03 мая 2018 | 20:05

nata_roo: Спасибо за труд, Ната.
Для меня сие откровение.

Если приведённые Вами слова не фейк, многое в моём мировоззрении надо уточнять, а то и пересматривать.

Видите ли, я не слишком, а точнее, совсем не воцерковлённый человек, и бэкграунда о.Кураева не знаю, а суждения о его порядочности и политическом мировоззрении черпаю исключительно из его речей на Эхе.
Подкупает несомненная образованность диакона и политическая позиция, альтернативная РПЦ, а также отсутствие в его речах ломания шапки перед тов.Гундяевым...

И последнее - я действительно ни разу не слыхал от уважаемого о.Якова подобных слов в адрес о.Андрея.

Буду думать и разбираться...


03 мая 2018 | 21:28

hryunmorzgov: Пардон, Вы что, не в состоянии проверить, фейк это или нет? Вам же все вводные даны...


hryunmorzgov 03 мая 2018 | 21:56

nata_roo: Вот-вот.
На досуге и почитаю...


hryunmorzgov 04 мая 2018 | 11:58

hryunmorzgov: Проверить по ЖЖ не получается, гиперссылки заблокированы, а в открытом доступе явно внеконтекстные мысли.
Надо искать выступления самого о.Андрея, где там есть антисемитизм и проч.
Ни времени, ни желания копошиться в этом у меня нет.

Уважая самого о.Якова, просто приму его версию к сведению и буду наблюдать за развитием событий.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

topotuschkin 02 мая 2018 | 20:06

cattt: Еще и с солидным университетским образованием.
Крайне противоречивая и многогранная, мятущаяся личность, типичный "Лишний человек - Герой нашего времени".
Но в 80-е - 90-е годы никто даже и предполагать не мог, что в угаре путинизма, особенно в его предсмертных судорогах и конвульсиях, РПЦ станет играть столь зловещую и противоречивую роль рассадника мракобесии, оболванивания наивного народа и насаждения идеологии черносотенного погрома с оправданием неправедных захватнических войн, оккупаций, агрессий, аннексий и интервенций...


02 мая 2018 | 20:41

topotuschkin:

>> Но в 80-е - 90-е годы никто даже и предполагать не мог, что в угаре путинизма, особенно в его предсмертных судорогах и конвульсиях, РПЦ станет играть столь зловещую и противоречивую роль рассадника мракобесии

Стоит подтянуть матчасть. РПЦ в 80-90-е ровно этим и занималась, т.к. в советское время, как и сейчас, являлась отделением спецслужб.


topotuschkin 02 мая 2018 | 23:31

nata_roo: Это никому не помешает подтянуть.
Ни в 80-е, ни в 90-е годы РПЦ не была де-факто идеологическим отделом путинского Политбюро.
А то, что РПЦ еще со сталинских времен было филиалом государственной тайной полиции гостапо, с тех же пор и было вполне общеизвестно.
Только вот до нынешнего совсем откровенно циничного идиотитмз-кретинизма путинского не опускались все-таки, хотя тенденции уже тогда вполне опасные просматривались.
Гражданское общество и здесь все прозевало и прохлопало, а напрасно.
Крайне важный урок на будущее...


hryunmorzgov 03 мая 2018 | 20:08

nata_roo: ...в советское время, как и сейчас, являлась отделением спецслужб.
===========================
Это несомненно, но были же люди типа о.Меня, о.Якунина, о.Ардова, наконец, о.Якова Кротова...


03 мая 2018 | 21:32

hryunmorzgov: Увы, их мало.


taglit 02 мая 2018 | 21:27

cattt: Парламентский секретарь Министерства юстиции Янис Иесалниекc (VL-TB/LNNK) предложил жителям Латвии покинуть страну, если их не устраивает латышский язык.
Об этом политик написал в своем Twitter.



"Если кому-то здесь, в Латвии, не нравится и хочется всё по-русски, тогда смело можете возвращаться на родину", - написал Иесалникс, снабдив свою публикацию хештегами #1мая, #ШествиеЖданок и иллюстрацией "Родина-мать зовет!".


hryunmorzgov 02 мая 2018 | 22:56

taglit: ...смело можете возвращаться на родину", - написал Иесалникс, снабдив свою публикацию хештегами #1мая,...
=========================
И что?
Никто и никого не держит, это закономерно: милее тебе шмаковские шествия на главной площади страны и грохот тачанок с ракетами в день Победы - можешь переселиться в эту страну, тем более - она твоя историческая родина.

А желаешь жить в свободном мире - будь любезен для начала выучить язык страны пребывания.....


02 мая 2018 | 19:24

Наш товарищ Жириновский выживет при любой власти. так как ог готов служить ей до самой ЕЁ кончины.


02 мая 2018 | 19:42

Первый послевоенный парад был проведён 9 мая 1965 году - в этот день нам всем вручили Юбилейные медали "Двадцать лет победы над Германией" Но проводить эти Парады нужно проводить только в юбилейные даты. а не каждый год.


(комментарий скрыт)

hryunmorzgov 02 мая 2018 | 23:00

e_nexoma: ....вообще нужны?
===============
Нужны, но по важным и нечастым поводам, иначе самая святая дата инфлюирует и вырождается в фарс, как ни крути...


(комментарий скрыт)

aallttoo 02 мая 2018 | 19:28

Соломин аки дитя малое, неразумное.
На фоне Кураева - особенно смешно


02 мая 2018 | 19:33

aallttoo:
Соломин аки дитя малое, неразумное.
На фоне Кураева - особенно смешно
============================================================================
Его напарник Нарышкин тоже недалеко от него ушёл - видимо съели что-нибудь.


topotuschkin 02 мая 2018 | 19:41

aallttoo: Да, слабоват, узковат, а временами и попросту неглубок.
Многим гостям надо ставить намного более сильных радиоведущих...


hryunmorzgov 02 мая 2018 | 23:03

topotuschkin: Многим гостям надо ставить намного более сильных радиоведущих...
====================
Лаечка за эту фразу, Алекс.

Соломин просто недостаточно прям в высказываниях, а проще - трусоват, и не умеет. в отличие от Невзорова, это скрывать за пышными и велеречивыми формулировками...


Vladimir Lukov 02 мая 2018 | 19:51

aallttoo: почему-то Венедиктов этого упыреныша держит. И еще большего упыря Нарышкина. Ему, видимо, что-то дали или чем-то угрожали. "Эхо" стало отражать "голос" Кремля с его чекистской начинкой.


nran 02 мая 2018 | 22:32

Езрас родной брат католикоса всех армян, в прямом смысле, не в переносном, можете проверить, хотя хватит даже если посмотреть на фотографии. какой там конфликт между ним и Эчмиадзином? ))) на самом деле это просто вопрос о том кто с кем дружит и за кого болеет.


hryunmorzgov 02 мая 2018 | 22:36

Умница и отлучённый Кураев и конъюнктурщик Соломин: кто кого?
Послушаем...


juju11 03 мая 2018 | 06:41

Просьба к редакции ЭМ : приглашайте почаще Андрея Кураева и, желательно, в программу с большей продолжительностью по времени.


allexsib 03 мая 2018 | 07:23

Кураев ,конечно,сведущ,в вопросах теологии и связях церкви с политикой,однако,не смотрит на процессы "постсовковых" стран,как на неизбежное. Прибалтика и Молдова(ну...эти-то ,,в связи с близостью Европы),Киргизия и Украина,Грузия и теперь,вот-Армения.Все эти государства,медленно освобождаются от "советской действительности".Чтобы забыть рабство,необходимо,минимум-40 лет,каковые и мотал Моисей,свой народ по пустыне. У нас прошло -30,неполных.Через 10-12 лет,не будет ни Путина ,ни батьки Лукашенко.Останутся ,конечно,"султанаты",типа Азербайджана (с наследным правлением,там даже их ближайшие соседи-турки,настроены похоронить светское своё государство,вернувшись к авторитаризму) и Туркмении с Таджикистаном,но...,видимо,"восток-дело тонкое" и не подходит для демократии,пусть и такой её,византийской формы,как у других "постсовков".....


josepp 03 мая 2018 | 07:36

Лишь бы не так:"Есть у Революции начало, Нет у Революции конца!"


sigizmund68 03 мая 2018 | 12:18

фильм назывался "Рафферти", кстати до сих пор не плохо смотрится.


ermakda 03 мая 2018 | 14:21

Вам бы, батюшка, или крест снять или вывеску сменить.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире