20 декабря 2002
Z Особое мнение Все выпуски

Персонально Ваша…


Время выхода в эфир: 20 декабря 2002, 19:08

В прямом эфире радио «Эхо Москвы» Татьяна Смольякова, обозреватель «Российской газеты»
Эфир ведет Нателла Болтянская

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Прежде, чем мы  начнем обсуждать зарплату бюджетников в четыре уровня, несколько строчек из досье: «Во всех отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек, в  том числе в образовании 5,8 млн., в здравоохранении 4 млн., в науке полмиллиона, в учреждениях культуры и искусства 0,57 млн., в органах соцзащиты населения  — полмиллиона». Итак, какова цена профессии, на ваш взгляд, какие выводы вы можете сделать?
Т.СМОЛЬЯКОВА: Реформа, которую предполагается осуществить в будущем году, реформа заработной платы работников бюджетной сферы, она должна эту цену поднять. Сегодня все соглашаются и в правительстве, и работодатели, и работники, — с тем, что зарплата в сфере бюджетной не соответствует трудозатратам, и она очень сильно отстает от зарплат в промышленности. Есть совершенно колоссальные ножницы, — например, в северных регионах, например, в Норильске, где есть очень крупные предприятия, и где работники этих предприятий зарабатывают очень хорошие деньги, а учителя, которые учат детей этих работников, получают зарплату, которая где-то на уровне прожиточного минимума, или даже ниже. Т.е. ситуация совершенно ненормальная, поэтому, собственно, все это сейчас и затеяно чтобы ее как-то выправить.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: На ваш взгляд, в какой бюджетной сфере ситуация самая катастрофическая?
Т.СМОЛЬЯКОВА Я  бы не стала разделять там хуже, а там лучше. Везде одинаково плохо. Но в последнее время заметно, что наиболее активны учителя они постоянно дают о себе знать, о своих проблемах, поэтому может показаться, что, наверное, у них самое сложное положение. Но я думаю, что все бюджетники примерно в одинаковой ситуации.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Итак, один из важных пунктов реформы отказ от единой тарифной сетки. Что это будет означать?
Т.СМОЛЬЯКОВА С 1992 г. в нашей стране действует единая тарифная сетка, которая распространяется на все предприятия и организации бюджетной сферы, она состоит из 18 разрядов, и  на сегодняшний день каждый работник бюджетной сферы подпадает на какую-то ступень этой сетки. По общему убеждению эта система единой тарифной сетки для всех отраслей бюджета уже свое изжила. То есть нельзя оценивать труд в том же образовании и здравоохранении, и всех чесать единой гребенкой. И главная идея предстоящей реформы в том, чтобы отказаться от единой тарифной сетки, и перейти вместо этого на отраслевые системы оплаты труда. Т.е. каждая отрасль будет создавать и уже создает свои системы, которые будут учитывать особенности работы именно в этой отрасли.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но если каждая отрасль будет создавать свои сетки, свою систему тарификации, то как это отразится на судьбе тех же северных учителей?
Т.СМОЛЬЯКОВА Это, конечно, сильно сказано как это отразится на судьбе. Дело вот в  чем при всем при том, что будут создаваться эти отраслевые системы, остается, и это надо подчеркнуть, — по крайней мере, пока, — система районных коэффициентов. Т.е. если человек живет в Норильске, у него определенный коэффициент, тот же, что и для всех жителей этого района, живущих в неблагоприятных условиях. Поэтому вырастет зарплата учителя по новым тарифам, и плюс коэффициент, который сегодня есть, увеличит его зарплату. Н.БОЛТЯНСКАЯ: вы произнесли важную фразу насчет трудозатрат и зарплат. Как вы считаете, каковы должны быть ставки, чтобы они покрывали трудозатраты?
Т.СМОЛЬЯКОВА Это вопрос интересный и самый важный. Мне недавно пришлось побывать на заседании Комитета по образованию и науке в думе, на котором обсуждалась эта новая система, и там были озвучены оценки, которое сделало Минобразования — на сколько нужно повысить сегодня зарплату в сфере образования, чтобы она была, как мы говорим, достойной. И чтобы эта система заработала эффективно. В Минобразовании считают, и их поддерживает отраслевой профсоюз и депутаты Госдумы, — что в идеале зарплата должна быть в среднем в системе образования повышена в два с половиной, 2,7 раза. Как минимум в два раза.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос на пейджере: «Сколько чиновников у нас находится в управленческом аппарате снизу доверху, и, соответственно, какая разница в оплате труда учителя и управленца? Какие необходимо принять меры для сокращения управленческого аппарата», — спрашивает Николай Иванович.
Т.СМОЛЬЯКОВА Этот вопрос сегодня широко обсуждается, и не только обсуждаются, но и принимаются определенные меры. Есть такое решение и в администрации президента и в правительстве о том, чтобы провести ревизию в управленческом аппарате, и лишних людей убрать.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А сколько их?
Т.СМОЛЬЯКОВА Я не могу сейчас сказать, эта цифра постоянно меняется.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Но порядок цифр вам известен?
Т.СМОЛЬЯКОВА Нет, боюсь ввести в заблуждение, но знаю, что этот процесс сейчас идет. Здесь еще один момент есть если вспомнить последний съезд ректоров, давайте вспомним о том, что президент назвал совершенно потрясающие цифры.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Хорошие или плохие?
Т.СМОЛЬЯКОВА Плохие, на мой взгляд. Он говорил о том, насколько не рационально в самой системе образования, в частности, высшего образования, используются государственные средства. Он привел такие цифры среди студентов медицинских вузов 50% не идет работать по специальности. Среди студентов сельзхозвузов 60%. То есть получается, что мы готовим колоссальное количество людей, тратим колоссальное количество денег, и это все улетает просто в трубу. Т.е. в  самой системе образования есть резервы, которые необходимо использовать.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: И в течение какого периода их  предполагается начать использовать?
Т.СМОЛЬЯКОВА Пока конкретные сроки не стоят, но, кстати, хотелось бы напомнить, что совсем недавно у нас с вами была перепись населения, и там, кроме всего прочего, были вопросы, связанные с образованием. Среди многих задач, которые ставит перед собой перепись населения есть и такая выяснить, какое количество людей у нас работают по специальности, которую получил в вузах, и техникумах, какое количество не работает, и в каких регионах.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос от Ирины: «Почему в тарифной сетке не предусматривается оплата ученой степени учителям?»
Т.СМОЛЬЯКОВА Не знаю, почему не предусматривается. В принципе в тех материалах, которые у меня есть из Минобразования, доплата за ученую степень обязательно предусматривается. За звание «почетный учитель», например, тоже. Там, правда, нет такой пометки только для вузов, — думаю, там имеются в виду все.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Послушаем телефонный звонок.
АЛЕКСАНДР: Вы хотя бы раз были на  Севере? Жили? Вы так рассказываете, что слов нет. Хоть бы один месяц вы побыли в Вологодской области.
Т.СМОЛЬЯКОВА Я была на  Севере, почему и упомянула Норильск я была именно там, на Таймырском полуострове, я знаю, встречалась с учителями и врачами. И я себе представляю, как люди там живут.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Послушаем еще звонок.
МАРИЯ ФЕДОРОВНА: Я учитель, имею звание «Отличник народного образования». В этом году взяла на несколько часов меньше ставки, и мне сняли надбавку за «отличника народного образования» — разве это нормально?
Т.СМОЛЬЯКОВА Я так полагаю, что это ненормально. Но дело в том, что видимо, наша слушательница пенсионерка, судя по всему. С пенсионерами сейчас особенная ситуация. Она постепенно улучшается, но у них там действительно есть определенные ограничения они получают пенсию и какую-то часть зарплаты. Это просто другая тема.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Исходя из множества претензий к предстоящей реформе есть в ней какой-то позитив?
Т.СМОЛЬЯКОВА да, претензий много. Но, во-первых, все-таки, я хотела бы сказать о том, что Минтруда, которое разрабатывало концепцию этой реформы, подчеркивает, что последнее слово еще не сказано. Работа продолжается, принимаются предложения, критика, и т.д. Я думаю, что сейчас очень четко на все вопросы даже А.Починок не сможет ответить. А что касается позитива думаю, что он все-таки  есть. Скажем, когда общественности была представлена система оплаты труда в образовании, к ней отнеслись очень хорошо. Там на самом деле она учитывает все нюансы.
Н.БОЛТЯНСКАЯ:Например?
Т.СМОЛЬЯКОВА: Во-первых, она учитывает уровень образования ни одна сфера бюджетная не учитывает этого. Это здорово. Она учитывает стаж работы, звание, уровень учебного заведения. Т.е. если учитель работает, учит детей в исправительно-трудовой колонии, у него совершенно другой заработок. И позитив в чем, на мой взгляд, — в том, что да, денег пока, на будущий год, в бюджете заложено маловато для бюджетников. Предполагается увеличить зарплату в среднем на 33% — то, конечно, мало, это все признают, как бы «по одежке протягивай ножки». Но дело в том, что если сегодня создать очень хорошую, стройную, разумную систему оплаты труда, которая бы действительно учитывала особенности той или иной деятельности, то может быть не  сегодня, может быть, в будущем году, — она обязательно сработает, даст свой эффект.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Т.е. вы считаете, что первый импульс был дан?
Т.СМОЛЬЯКОВА Он будет дан, когда реформа будет принята. Сейчас это все в процессе разработки, кто не знает, я скажу, что планируется запустить реформу с октября будущего года.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Будут ли меняться квоты для преподавателей вузов?»
Т.СМОЛЬЯКОВА Не готова ответить, это узкий вопрос, которым я не занималась.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Еще один вопрос по поводу звания «отличник народного образования» «В школе проводится доплата только за звания «отличник народного образования» и «заслуженный учитель», но не за ученую степень. Почему?»
Т.СМОЛЬЯКОВА опять же  вопрос задается о том, что происходит сегодня. У нас сейчас речь идет о завтрашнем дне, о том, что будет завтра. Я думаю, что люди, которые задают эти вопросы это люди социально активные, и они имеют право и должны принять участие в обсуждении и в подготовке этой реформы. Они могут присылать свои предложения в зависимости от того, в какой сфере человек работает, в свои министерства. То есть от того, как мы вместе сейчас поработаем, будет зависеть и результат.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А я напомню, что в  студии была Татьяна Смольякова, обозреватель «Российской газеты». Спасибо вам большое.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире