'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 29 декабря 2016, 17:08

О.ЖуравлеваДобрый вечер. Это программа «Особое мнение». У нас в гостях Виктор Шендерович, писатель и журналист. Здравствуйте

В.ШендеровичДобрый вечер.

О.ЖуравлеваЕстественно, вопрос, который наши слушатели к вам обращают: на чьей вы стороне.

В.ШендеровичЭто потрясающая формулировка вопроса.

О.ЖуравлеваЭто главное сейчас.

В.Шендерович«На чьей ты стороне?» Я писал об этом требовании определиться, — собственно это и было содержанием моего поста, который опубликован на «Эхо Москвы». Что мне настойчиво предлагают выбор меду сифилисом и гонореей. Обязательно определись: что-то одно! Нет, в нашу лавочку ничего третьего не завезли. Ты обязательно должен выбрать. Либо надо шумно радоваться гибели самолета Минобороны, либо срочно расстрелять как бешеную собаку Аркадия Бабченко.

О.ЖуравлеваИли хотя бы Божену Рынску.

В.ШендеровичИли, на худой конец, Божену. Обязательно — либо это, либо это. А я все настойчиво предлагаю, в виде исключения, воспользоваться некоторым промежутком гигиеническим. Который называется — здоровый образ жизни. Ну, вот необязательно выбирать между этими крайностями! То что сегодня мы видим, откомментировано многократно. Тут что интересно, с общественной точки зрения… Если отвлечься от подробностей. Сколько я помню, Божена — она частный человек; как получилось, что высказывание где-то в каком-то фейсбуке частного человека вдруг стало главной общественной темой?

О.ЖуравлеваГоворят, по телевидению рассказывают.

В.ШендеровичДа, комментарии по телевидению! Частный человек; ее нравственный облик должен волновать, мне кажется, ее мужа. Ну, максимум. Как это стало темой обсуждения? Почему вдруг? Ничего не вдруг. Это называется, тут уже один знаток написал… это из профессионального запаса пропагандистов. Этот метод называется «разжижение». Там много методов: «тухлая селедка», «метод разжижения». Как только появляется опасная для государства, для начальства, значимая тема, которую невозможно скрыть, невозможно просто изъять… — все-таки еще не Северная Корея…. — Ее начинают разжижать. Есть метод «тухлой селедки», когда просто наваливается грязная дезинформация, и человек уже просто…

О.ЖуравлеваВы сейчас хотите сказать, что это не естественная реакция некоторых…

В.Шендерович: Божена частный человек, как получилось, что высказывание в фейсбуке стало главной общественной темой

В.ШендеровичНет, разумеется. Ну что ты, какая естественная реакция!

О.ЖуравлеваИ петицию про гражданство тоже…

В.ШендеровичПроследить можно поминутно, как это появлялось! Как это становилось федеральной новостью. Это абсолютно рукотворная история. Чтобы десятки миллионов человек вместо вопроса о том, какого хрена мы делаем в Сирии, почему не открываются закрылки у военного самолета, почему повезли на этой старой рухляди, у которой не открываются закрылки? что мы там делаем? почему гибнут люди? Вместо обсуждения сущностных вопросов, в том числе об ответственности конкретных людей — и политической ответственности, и реальной ответственности, — вместо этого десятки миллионов открыли варежку и радостно обсуждают Божену Рынску. И требуют лишить ее гражданства. Один блогер внимательный посчитал, что за сутки петиция с требованием лишить Божену гражданства набрала столько же, сколько петиция о сохранении реабилитационного центра для онкобольных детей за три месяца не набрала! Это, как справедливо заметил этот блогер, все, что вам надо знать о нашем духовном, на всю голову, обществе. Он другое слово употребил. Вот собственно и все. Самоедство. Но это рукотворное самоедство! То, что людей совершенно не интересуют ни онкобольные дети, ни война, ничего! Но на Божену Рынску — навели на резкость.

О.ЖуравлеваА вот привычка проверять, что еще плохого сделал «Шарли Эбдо».

В.ШендеровичНадо же чем-то заниматься. Понимаешь, Кадыров либо должен давать показания круглые сутки по делу об убийстве Эстемировой, братьев этих, которых он замочил, Немцова… Либо он должен круглые сутки сидеть в Следственном комитете и давать показания по делу об убийствах, потенциальным заказчиком которых — наиболее вероятным — он является (а в ряде случаев связь прослеживается прямо), либо он должен рассуждать о «Шарли Эбдо». И раскрывать опасность, которую таит западная либеральная демократия. Он занимается вторым. А мы это почему-то тоже комментируем. Какая разница, что он сказал?

О.ЖуравлеваЯ сейчас не про него абсолютно.

В.Шендерович«Шарли Эбдо» — где наши враги?

О.ЖуравлеваЯ пытаюсь понять, помимо Кадырова кого-то еще интересует, чем занято это издание.

В.ШендеровичКонечно. У нас пожизненная радость от «Шарли Эбдо». Мы теперь знаем, где враги России! Это не те, кто устраивает войны и хоронит людей заживо десятками…

О.ЖуравлеваА может быть, просто, Шендерович, вы ненавидите все русское, и поэтому естественный ход народного гнева вам представляется какой-то акцией.

В.ШендеровичПо поводу всего русского — нет, ты знаешь, с А. П. Чеховым и С. В. Рахманиновым легко нахожу общий язык, иногда в буквальном смысле. Общий русский язык. Легко! Нет, нет… По поводу «всего русского» — ты знаешь, я вспомнил у другого классика у Л. Н. Толстого в «Анне Карениной»… Вронский сопровождал князя одного иностранного, который искал всего специфически русского. Потом там блестящая реприза, что из всего русского ему более всего понравились французские актрисы и шампанское с белой печатью. Любовь ко всему русскому — это отдельная тема. Нет, я вообще по национальной принадлежности не делю. А вот по степени идиотизма или преступности… — это не делится по национальностям, к счастью. А то все было бы очень легко.

О.ЖуравлеваА тема хорошей и плохой благотворительности. Она тоже вброшена?

В.ШендеровичНет, это тема существующая. Лиза Глинка… Случай Лизы Глинки описан в знаменитом 66-м сонете Шекспира, в 12-й строке. «И праведность на службе у порока», — сказано у Шекспира. Видимо, этот случай был замечен до Лизы Глинки. Абсолютная праведность на службе у порока. Обсуждать и осуждать Лизу Глинку было много желающих при ее жизни…

О.ЖуравлеваЭто правда.

В.ШендеровичИ нашлись те, которые порадовались ее смерти в связи с этим. Это случай тяжелый моральный как мне кажется. Эти осуждения. Лиза Глинка сделала свой выбор: она миссионер. Это выбор правозащитника, миссионера, доктора. Это выбор абсолютно ясный! Она летит на несчастье как магнит на железо. Она должна оказать помощь этим страдающим. Почему они страдают? — этим должны заниматься другие.

О.ЖуравлеваА в этом нет никакой ………и? Многие слушатели пишут: как можно, надо заниматься изменением политического режима.

В.ШендеровичКто-то должен заниматься. Должна быть и Новодворская, и Лиза Глинка. А президента выбирала не Лиза Глинка нам. Это мы выбрали. А она просто знает, что есть либо бомжи у Павелецкого вокзала… либо эти в Донбассе… У Павелецкого вокзала, в Сирии. Есть люди, которые нуждаются в помощи! Для эффективного оказания помощи нужно сотрудничать с властью — она сотрудничает с властью. Она мне рассказывала в эфире радио «Свобода», что Миронов ей давал охрану, машины, охранников. Ну, плюсик в карму Миронова. Что — она должна отказываться от этого, потому что ее не вполне устраивает нравственный облик Миронова? Нет, ребята; братцы, мы проходили это в более легком случае с Чулпан Хаматовой.

О.ЖуравлеваТоже случай был так себе.

В.Шендерович: Вместо обсуждения сущностных вопросов, десятки миллионов открыли варежку и обсуждают Рынску

В.ШендеровичДа, давайте не предъявлять претензии праведникам, которые пытаются спасать людей.

О.ЖуравлеваНо это же государство должно спасать. Они тем самым его освобождают.

В.ШендеровичНаше государство убивает. То, что праведность — в лице Чулпан Хаматовой, в лице Доктора Лизы… — регулярно оказывается на службе у порока, это типовая вещь. Из 66-го сонета Вильяма Шекспира.

О.ЖуравлеваВ переводе Маршака.

РЕКЛАМА

О.ЖуравлеваИ снова с вами программа «Особое мнение». В студии Виктор Шендерович, писатель и журналист, инженер человеческих душ.

В.ШендеровичАга; патологоанатом, я бы сказал.

О.ЖуравлеваЕще пару слов про нравственность. Почему на самом деле по-моему каждая трагедия, она может быть не во всем обществе, но в некоторых его частях вызывает вот этот зуд. Разобраться, у кого какая аватарка в соцсетях.

В.ШендеровичЭто когда-то Ходорковский при последней своей встрече с Путиным (перед тем как его Путин за это посадил), он обратил внимание, что добывать нефть хочет один человек, а контролировать в налоговых органах — пять человек на место. Просто обратил внимание на соотношение в Губкинском институте — и в налоговых органах. Добывать хочет один учиться, а контролировать и делить – пятеро! У нас страна контроля, в том числе нравственного. Все огромные знатоки! И когда возникает ситуация, когда можно проконтролировать чужую нравственность, — вот тут нас хлебом не корми. Мы страна такой могучей нравственности, что тут же начинаем друг друга учить. Но я хочу в связи с этим заметить. По поводу этого обострения в сторону Божены, тем не менее… просто процитировать, ну вдруг нас услышат коренные, столбовые знатоки нравственности и общественной безопасности. Цитата например, из вице-спикера ГД Жириновского, которого мы с вами кормим. Не Малашенко Игорь, а мы с вами, своими налогами. После взрыва в бельгийском аэропорту: «Теракты в Европе нам выгодны, пусть подыхают и погибают».

О.ЖуравлеваЗнаменитая фраза.

В.ШендеровичМихаил Хазин, бывший чиновник администрации президента, видный экономист, большого ума человек, что видно из названия книги «Закат империи доллара». Он призвал публично к расчленению Украины, изгнанию, частичному уничтожению тех нескольких миллионов украинцев (на секундочку), которые будут не в восторге от этого расчленения.

О.ЖуравлеваМожете поручиться за точность цитаты?

В.ШендеровичДа.

О.ЖуравлеваТак на всякий случай. Кавычки.

В.ШендеровичНет не закавычено, это изложение. Это можно было посмотреть в новостях. Охлобыстин, большой деятель культуры, предлагал, как ты помнишь уничтожать геев. Физически, подчеркиваю.

О.ЖуравлеваДавайте вспомним еще, что Киселев по телевизору рассказывал.

В.ШендеровичСовершенно верно. Я просто хочу спросить, по поводу нашего гуманизма такого и нашей повышенной нравственности, которая выражается в охоте на Божену Рынску: это ничего, что вот эти люди, часть из которых мы кормим своими налогами, такое говорят? Никого не теребунькает это? никто не хочет… Ну, я конечно понимаю, что когда В. Т. Третьяков на федеральном канале обсуждает Божену. Я понимаю, что Божена возбуждает его больше, чем вице-спикер Жириновский, но надо как-то контролировать себя немножко. Потому что это какая-то в чистом виде сублимация.

О.ЖуравлеваХорошо. С этим более-менее понятно. Есть еще у нас вообще очень много новостей по реакции на другие новости. Ну потому что последствия трагедии с боярышником выражаются в историях с зеленкой, валокордином, запретами…

В.ШендеровичПоскольку люди пьют «Боярышник», надо запретить зеленку.

О.ЖуравлеваРазумеется. Это логично.

В.ШендеровичЯ хочу вспомнить про… После Беслана — отменяют выборы губернаторов. При всей разнице масштабов — это же наше знаменитое умение делать выводы.

О.ЖуравлеваНо вот сейчас сплошные выводы.

В.ШендеровичК вопросу о причинно-следственных связях. Потрясающее умение.

О.ЖуравлеваНо с другой стороны разве плохо, случилась трагедия с детьми на Сямозере, вот наконец сейчас мы читаем, что подписаны новые правила, касающиеся детского отдыха. Ну, учимся на  ошибках.

В.ШендеровичНе сильно-то мы учимся на  ошибкках. Но это в данном случае виден размер учения, качество обучения и работа над ошибками: после «Боярышника» запретить зеленку и йод….

О.ЖуравлеваНу вроде сказали, что пока нет.

В.ШендеровичГосударевы люди всерьез это обсуждают! Это тема в новостях. Это опять — на наши налоги, люди на больших зарплатах решают вопрос о запрете зеленки в связи с тем, что люди пьют тормозные жидкости и «Боярышник». Потому что это спиртосодержащее! Это что? Это так работает система, созданная система номенклатурная, безответная система. Где главная задача – обозначить свою активность. Прошел эксцесс, надо обозначить свою активность. Мы видим, мы реагируем, мы боремся!

О.ЖуравлеваНо как-то реагировать надо. Вот банки, сначала Сбербанк, теперь следующие банки.

В.ШендеровичПодожди секунду, Оля, вот не будем слезать с этой точки. Наведем еще на резкость. Те люди, которые таким образом… государевы люди при должностях, при зарплатах, при аппаратах! — когда качество реакции такое, и после этого они остаются на своих должностях, при своих зарплатах…

О.ЖуравлеваА какой должна быть реакция. Сделать дешевле напитки?

В.Шендерович: Давайте не предъявлять претензии праведникам, которые пытаются спасать людей

В.ШендеровичОля, я не претендую на звание министра здравоохранения, министра торговли, депутата ГД, я не жру государственных денег. Поэтому у меня не надо спрашивать, какая должна быть реакция.

О.ЖуравлеваНо не такая.

В.ШендеровичНо с точки зрения здравого смысла, борьба с зеленкой и йодом в связи с этим — это означает, совершенно очевидно, только одно: обозначение своей номенклатурной активности. Мы не сидим, мы работаем, вы видите, мы стараемся! Мы изо всех сил решаем проблему. То, что после этого эти люди не идут вон по требованию общественности, которые говорят, ребята…

О.ЖуравлеваОбщественность сейчас занята другим.

В.ШендеровичОна лишает гражданства Божену Рынску. Ну, ветер ей в парус.

О.ЖуравлеваЯ все-таки хотела про реакцию сбербанка, а теперь и другие банки готовы к этой реакции присоединиться. Для тех погибших, которые были клиентами банков, предлагается помощь родственникам, простить кредиты, скостить долги.

В.ШендеровичСамо по себе чего же плохого — государство помогает…

О.ЖуравлеваНе государство, а крупные банки. Сбербанк, ВТБ-24, Открытие.

В.ШендеровичПонятно. Ну не будем валять дурака. Государство помогает, так или иначе, семьям погибших. Все это правильно. Вопрос только в избирательном и очень пиаровском характере такой помощи. Ты чего-нибудь слышала о помощи семьям десантников, тайно закопанных при начале этой авантюры?

О.ЖуравлеваОни засекречены, я думаю.

В.ШендеровичТо есть им помогают, но засекречено? Но так — не слышали в новостях, что сказали, тем людям, которых просто бросили в это пекло, их там убили — и потом их по-тихому закопали тайно. Если бы не Шлосберг, мы бы даже об этом не узнали. Вот — выборочность этой помощи. И пиаровский характер. Само по себе, конечно, все хорошо, только истина конкретна, и дальше мы видим контекст, и контекст поганенький, конечно. Он пиаровский, и тоже… Опять-таки — святое (действительно, без иронии говорю) для меня имя Лизы Глинки. Я ее знал, и я уважаю ее. Как Жванецкий говорил: я уважаю чудовищный выбор моего народа. Я уважаю ее чудовищный выбор помогать бедным так, что одновременно быть вынужденой пиарить Путина и его авантюры. Это ее был выбор. И так, как она за это заплатила… — уже обсуждать тут нечего. Но я просто хочу сказать, это отдельный такой случай. Она — праведность на службе у порока. (Пауза). Мне трудно… я начал говорить, и я понимаю сразу, какая может быть реакция…

О.ЖуравлеваНазвать именем. Сделать какие-то доски, это правильно.

В.ШендеровичЯ замолчал, — я понимаю, как это сейчас звучит, и сколько я снова огребу… Но, тем не менее. Назвать именем Лизы Глинки надо, но когда через запятую с Моторолой… Я говорил о контексте… Мне это кажется посмертным кошмаром Доктора Лизы: она уже через запятую с Моторолой. Уж тут-то попользуют мертвую! Как живую пользовали, — а уж мертвую попользуют, мама не горюй! И я вот даже торможу об этом говорить… тормозил, — нет, ничего. Ужас! Посмертный ужас. Потому что теперь уже все: с мертвыми можно уже и так. И вот через запятую, мы уже видим у Захара Прилепина, вот два героя: Лиза Глинка и Моторола. Не угодно ли? И уже не возразишь.

О.ЖуравлеваА разве это не вызовет массовой поддержки?

В.ШендеровичВызовет, разумеется.

О.ЖуравлеваТак о чем это говорит? О чутье.

В.ШендеровичЧьем чутье?

О.ЖуравлеваЭтих людей, которые понимают, что народу понравится.

В.ШендеровичСекундочку. С этим народом уже можно делать все, что угодно. После 15 лет вливаний из Останкино в башку — можно делать просто что угодно уже. Вопрос только в том, какова будет этому цена. Потому что это называется словом «растление».

В.Шендерович: Само по себе все хорошо, только истина конкретна и дальше мы видим контекст, и контекст поганенький

О.ЖуравлеваМы продолжим этот разговор. Мы встретимся после небольшого перерыва.

НОВОСТИ

О.ЖуравлеваИ снова с вами программа «Особое мнение». Мы как-то все вокруг одной темы крутимся.

В.ШендеровичОна главная по большому счету.

О.ЖуравлеваПишет Алекс1890: каждая новость значительное событие в нашей стране все сильнее разделяет народ на два лагеря. Условно говоря, путинцев и антипутинцев. Согласитесь?

В.ШендеровичСоглашаюсь, только я хочу спросить: кто объявил эту гражданскую войну, ты не помнишь?

О.ЖуравлеваБывают и необъявленные войны.

В.ШендеровичНет, война была объявлена! На Поклонной горе во время предвыборного митинга Владимира Путина. Когда вдруг оказалось, что все, кто против него — враги России. «Не Москва ль за нами», не помнишь? Декабрь 2011 года.

О.ЖуравлеваА сейчас вот «никто не создаст таких проблем».

В.ШендеровичЭто важная история, потому что разделение народа — и драматическое разделение — вот, мы видели и в Америке только что. Видеть люди друг друга не могут, очень сильное располюсование. Выборная кампания, мы это видели… Но — беспрецедентная история. Чтобы администрация объявила, что все, кто против нее, враги страны! А это было объявлено. Это и было сказано. Это враги. Я – это Россия, — сказал Путин, я – это Россия, а все, кто против меня это враги. Тогда появились «национал-предатели». Потом им рассказали, что это цитата из Гитлера, и они быстренько слили эту тему. Но тема появилась: это было сказано. Это было сказано русским языком!

О.ЖуравлеваТо есть это было осмысленно.

В.ШендеровичЭто совершенно осмысленно.

О.ЖуравлеваА зачем?

В.ШендеровичКак?

О.ЖуравлеваЗачем нужна расколотая страна?

В.ШендеровичПутину? Ставка на люмпена. Потому что стало совершенно очевидно, что никакие Сколково, попытка скрестить ужа и ежа…

О.ЖуравлеваТогда надо того люмпена беречь. Тогда им нужно заниматься.

В.ШендеровичЛюмпена берегут и им занимаются. Круглые сутки телевидение обслуживает люмпена. Юмор со спущенными штанами…

О.ЖуравлеваА чего же они тогда политуру пьют и прочую дрянь.

В.ШендеровичЭто ничего. Их много, с точки зрения государства это посильная плата за одурение населения. Потому что от «Боярышника» для Путина вреда гораздо меньше, чем от Бабченко, Улицкой, Пионтковского… От головастиков, от интеллигенции, от людей с чувством собственного достоинства. От людей, которые его не лидером понимают страны, а наемной рабочей силой.

О.ЖуравлеваНо неужели трагедия иркутская это тоже вина государства?

В.ШендеровичРазумеется, да: мы платим большие деньги за контроль. Есть огромные средства, вкачанные в… Государевы люди, институции, которые должны проверять, контролировать, поскольку это все тоже коррупционное насквозь, то вот так, когда что-то такое происходит, — помнишь, «Булгария» утонула? Тоже копнешь чуть-чуть, поскребешь амальгамку, на втором сантиметрике — коррупция. Коррупция! кто-то выписал разрешение этому дырявому судну плавать. Кто-то не проверил. Это же все коррупция. Просто низовая коррупция. Не на уровне «Байкалфинансгрупп» и кооператива «Озеро». С миллиардами долларов и списком «Форбс». А вот такая коррупция… Она пронизала все. Она абсолютно легитимизирована. И конечно, «Боярышник» разумеется, в том числе. Только мы с тобой говорили об этом: что-то не видно помощи, торжественной помощи. Потому что одно дело хор Александрова, другое дело люди, которые потравились на территории этого государства…

О.ЖуравлеваТам в списке пострадавших есть дети, у которых погибли оба родителя.

В.ШендеровичДа. И чего слышно у нас? Сбербанк не хочет ли чего-нибудь? Это риторические вопросы. Потому что когда ты помогаешь в этом случае (с хором — В.Ш.) — то ты благородный патриотический господин. А тут ты кто? Чего, какой-то ребенок в Иркутске? С точки зрения государства — пропади пропадом. С точки зрения этого государства — подчеркну. С его приоритетами -совершенно очевидно.

В.Шендерович: Коррупция, кто-то выписал разрешение дырявому судну плавать. Кто-то не проверил. Это же все коррупция

О.ЖуравлеваТо есть получается приоритет на тех людей, которых государство вообще в глаза не видит и знать не знает. Странно, какой-то парадокс.

В.ШендеровичОпора на люмпена, на потребителя Останкино, а не на пользователя «Эхо Москвы» и «Медузы». Опора на них. Столько образованного народа, сколько сейчас линяет, бежит из России, — это сравнимо с цифрами гражданской войны. Просто бегут; это бегство. И это конечно, очень уже заметно, и будет еще заметнее. Не устаю цитировать Паскаля: 300 человек уедет из Франции, — говорил Паскаль, — и Франция станет страной идиотов. Делаем поправку на демографию размера страны, на глобализацию: 300 тысяч, 3 миллиона — это заметное проседание. Очень заметное. Этим ребятам, из этой корпорации, которая сейчас крышует Россию и захватила ее, — им столько не надо. Нефтегазовая обслуга, официанты для корпоративов, артистs. Все! Зачем им вся эта интеллигенция? Зачем, к чему. Пускай едет. Сейчас такой промежуточный вариант…

О.ЖуравлеваКогда начнут беречь. Какое должно быть количество людей, когда начнут беречь.

В.ШендеровичЗачем? Задаю тебе административный вопрос. Не как человеку, воспитанному на Льве Толстом, Антоне Чехове, а с точки зрения человека, воспитанного в высшей школе КГБ. По целесообразности: зачем их беречь?

О.ЖуравлеваКончится в какой-то момент.

В.ШендеровичКакой в них толк. Чего им кончится?

О.ЖуравлеваЛюди кончатся. Некому будет петь, сторожить.

В.ШендеровичНет, Расторгуева и Бабкину мы оставим для корпоративов. Еще там кого-то. Отлично! По вкусу. Нефтедобыча есть пока, все. Официанты есть. Вот Пригожин прекрасный официант, хороший. Эти никуда не денутся. Этих покормить, остальные перебьются. А вот интеллигенция эта ваша паршивая, которая что-то об себе понимает, которая не хочет в казарме жить, и в стойле не хочет, и которая обижается, когда ей дают пощечины, — не целует руку на лету барскую, а оскорбляется, видишь ли! А еще голос подают. А еще недовольны! А еще протестуют! Вот сидит Иван Непомнящих, красивый, образованный мальчик с лицом юного декабриста. На 2,5 года посаженный за то, что он чудовищным образом травмировал психику мента, когда сорвал с него шлем его космонавтский. На Болотной. Когда били всех вокруг, когда этот мент бил безоружных.

О.ЖуравлеваВ этом году как мне показалось…

В.ШендеровичПросто я хочу зафиксировать…

О.ЖуравлеваСтало распространяться на людей, совсем никак не связанных ни с какой Болотной…

В.ШендеровичЯ просто хочу зафиксировать, что интеллигент юный с лицом Костолевского из фильма «Звезда пленительного счастья», красавец юный образованный Ваня Непомнящих, — даже русский как назло, даже, черт возьми, еврейства ему не пришить… — сидит в лагере. Дадин сидит в лагере совестливый, который с плакатиком выходил… А Охлобыстин, Жириновский, вот это все — это элита у нас! Значит, мы будем дальше идти ко дну. Если эти у нас в лагере, а эти элита. Вот и все.

О.ЖуравлеваТак в лагере уже сейчас находятся воспитательницы детсадов, которые не пойми чего где-то перепостили.

В.ШендеровичНу разумеется.

О.ЖуравлеваКакие-то продавщицы вечернего гастронома.

В.ШендеровичРазумеется, потому что хренова туча особистов, которым надо отрабатывать свои зарплаты. Потому что если они совсем не будут возбуждать дел, то даже у Путина возникнут вопросы — а хрена ли они едят хлеб? Может их разогнать. Нет, батюшка, нет! с зеленкой боремся. Блогеров сажаем, работа идёть! Все нормально, мы за тебя, главное. Они должны изображать…

О.ЖуравлеваА нельзя ловить преступников. Никак не получается.

В.ШендеровичА это трудно — ловить преступников. Это мозги надо иметь. Лучше блогера. За те же деньги.

О.ЖуравлеваСогласна.

В.ШендеровичКроме того, по поводу ловли преступников, это старая прокурорская шутка: главное, чтобы в процессе расследования не выйти на самих себя.

О.ЖуравлеваЭто тоже верно. Но кстати на себя в этом году тоже выходили.

В.ШендеровичПредставляешь, сейчас Следственный комитет начнет на самом деле заниматься преступниками.

О.ЖуравлеваЯ к финалу подвожу. Виктор Анатольевич, дорогой, мы должны резюмировать то, что в этом году было не так, как во всяком другом и что будет в следующем по-другому. Как мы будем отмечать столетие революции.

В.ШендеровичВсе так было, как в прошлом году. Специально посмотрел прошлогоднюю…

О.ЖуравлеваНичего нового?

В.ШендеровичВсе также.

О.ЖуравлеваСажали тех же.

В.ШендеровичВсе то же самое. Гниение продолжается. Все это продолжает гнить. До прихода Кондратия ничего не изменится. Мы сами себя загнали — мы, общество — загнали себя в такую ловушку, что наше — буквально — будущее зависит от того, с какой стороны откроется окошко в одном темном мозгу. От этого зависит, введем мы войска в Сирию, выведем мы войска из Сирии… либерализация будет или Северная Корея. Вот чего у него там откроется, какое окошко. Мы так и живем. В ожидании того, какое окошко откроется…

О.ЖуравлеваНам говорят, что никакого варианта уже нет. Из этого выйти уже невозможно. Можно только с этим человеком, либо кровавый переворот.

В.ШендеровичЭто нам он же и говорит.

О.ЖуравлеваНе только он.

В.ШендеровичЭто он и говорит, разумеется. И чем дольше будет этот человек, тем кровавее будет выход. Либо как альтернатива — просто деградация и загнивание. Ничего третьего. Третий путь называется эволюция.

О.ЖуравлеваА она возможна?

В.Шендерович: Назвать именем Лизы Глинки надо, но когда через запятую с Моторолой, то это кажется посмертным кошмаром

В.ШендеровичВозвращение демократических процедур. Послушай, есть старая шутка: если мысль не приходит в голову, она не приходит никуда. Если народ захочет вернуть демократические процедуры — эта возможность есть…

О.ЖуравлеваВы сами говорите, что народ уже за 15 лет обрел определенные черты и уже все, поздно пить Боржоми.

В.ШендеровичЕсли народу не хватит инстинкта самосохранения в какой-то момент, когда уже дойдет гиря до полу, если не хватит в этот момент даже инстинкта самосохранения, — ну значит пойдет по линии, противоположной естественному отбору…

О.ЖуравлеваВы верите, что есть такой народ многомиллионный, который вдруг из чувства самосохранения пойдет на выборы?

В.ШендеровичСекундочку. Я знаю, что в 140 миллионом российском народе найдется тысяч 100 честных, образованных совестливых людей. Найдутся экономисты, юристы… Все это мы проходили в советское время, когда казалось — выжженная пустыня. И ничего, кроме Черненко и Суслова. Казалось. Потом, опа – вдруг выясняется, что есть эти, другие, пятые, десятые… И треть съезда российских советских депутатов состояла, в общем, из приличных людей! Или четвертая часть. Очень много! Сахаров был, Рыжов, Афанасьев. Вдруг выяснилось, что есть. Мы их не знаем. Они сейчас маргиналы. Они размазаны тонким слоем. Частично уехали. Эти люди — есть. Дальше вопрос, повторяю, инстинкта самосохранения. Если мы настаиваем на том, что элита — Кадыров, Сечин, Жириновский и Охлобыстин, то — вперед! Вперед в ад. Если в какой-то момент до вас дойдет… — Афанасьева нет, Рыжов старенький, но есть какие-то другие люди, которые помнят, как выглядят правила приличия! Хотите – милости просим. Не хотите – вперед в ад! Вопрос только повторяю… — сам себя цитировал, неловко, но, тем не менее: эволюция начинается с того, что обезьяна почувствует себя человеком. Что ей не понравится ходить на четвереньках и пахнуть.

О.ЖуравлеваСколько еще Шендерович сможет жить в аду?

В.ШендеровичЯ не живу в аду. Я живу на родине и стараюсь уворачиваться от государства.

О.ЖуравлеваТо есть, есть еще запасы.

В.ШендеровичУ меня какое-то пространство пока есть. Несколько квадратных метров. Там и живу.

О.ЖуравлеваВиктор Шендерович писатель и журналист со своим особым мнением. Всем спасибо, всего доброго.

Комментарии

343

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


(комментарий скрыт)

m_anuchin 02 января 2017 | 05:42

Живем в условиях постоянных попыток насильственно искажать наше сознание...
При этом народ-то и так мягко говоря недостаточно информированный и не склонный к анализу


nikky1957 02 января 2017 | 10:39

m_anuchin: А Вы считаете, что Шендерович - человек склонный к анализу? Не смешите меня.


m_anuchin 02 января 2017 | 06:55

Все верно, нужно это чувствовать, понимать и пытаться демонтировать (мирно) этот режим...


lodochnic_ 02 января 2017 | 15:33

Кошмар - это, когда евреи поддерживают бандероавцев )))


segris 02 января 2017 | 15:48

Господин Шендерович, Вы, для начала, почитайте хотя бы сайте Эхо Москвы, уверяю Вас, Вы ужаснетесь от того, какой ужас и бред несут здесь, как минимум около половины пользователей, на которых Вы предлагаете опереться.
tvar1974
Как ВЫ смеете клеветать на страну, цивилизованность которой одобрена всем Западом, на этом сайте за такое распинают на кресте:)


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

latrodectus 02 января 2017 | 18:04

Ребята, а может быть, нужны кому то эти катастрофы, взрывы, войны, убийства? Только не тем, о ком мы сразу подумали, а тем, кто за ними?


alexandr_chatskiy 02 января 2017 | 18:36

" Журавлева
―Пишет Алекс1890: каждая новость значительное событие в нашей стране все сильнее разделяет народ на два лагеря. Условно говоря, путинцев и антипутинцев. Согласитесь?

В.Шендерович
―Соглашаюсь, только я хочу спросить: кто объявил эту гражданскую войну, ты не помнишь?

О.Журавлева
―Бывают и необъявленные войны.

В.Шендерович
―Нет, война была объявлена! На Поклонной горе во время предвыборного митинга Владимира Путина. Когда вдруг оказалось, что все, кто против него — враги России. «Не Москва ль за нами», не помнишь? Декабрь 2011 года. "

Лжёте, Шен-вич - а "Партия жуликов и воров" (ПЖиВ) тоже была там "выдумана", или вами сотоварищи гораздо раньше ?!
И заметьте, что вам, "креативным", не заплатили той же монетой, и не назвали любимый вами ПАРНАС, руководимый честнейшим "Мишей 2%" - МПЖиВ ("Малой партией жуликов и воров").
А - жаль (что не назвали).


alexandr_chatskiy 02 января 2017 | 19:20

" В.Шендерович
―Я просто хочу зафиксировать, что интеллигент юный с лицом Костолевского из фильма «Звезда пленительного счастья», красавец юный образованный Ваня Непомнящих, — даже русский как назло, даже, черт возьми, еврейства ему не пришить… — сидит в лагере. Дадин сидит в лагере совестливый, который с плакатиком выходил… "

И не говорите, Шен-вич, просто ужас!...

Остаётся лишь удивляться, каким образом вы сотоварищи всё ещё на свободе?!
Или у вас какие-то "особые" отношения с "кровавым режимом" ?!
А может, Вас спасает ТО, что Вы совершенно не напоминаете (лицом) юного Костолевского?
Я просто хочу зафиксировать своё удивление. И посоветовать вам и ведущим подобные передачи, прежде (или после) чем рыдать по поводу того, что "всех сажают", попытаться доступно объяснить своё пребывание всё ещё на свободе.
Иначе создаётся впечатление, что вы ёрничаете и валяете дурака.
Зафиксируйте на будущее.


naryta 02 января 2017 | 20:45

Шендерович, праведникам нет нужды сотрудничать с властью, они делают добро просто потому, что это их сущность. Вы же нас убеждаете, что делать добро - это служба, которая исполняется эффективнее при связке с начальством.
А тогда права Журавлева: такое "делание добра" - обязанность государства и праведность здесь не причем. Просто, получается, что и Елизавета Глинка, и Чулпан Хаматова - это такие орудия государства.


(комментарий скрыт)

satanclaws 03 января 2017 | 13:46

мерзкая русофобская пархатая скотина


inve100rs 03 января 2017 | 18:19

Уважаемый звукорежиссёр! Во время рекламных блоков в видеоверсии убирай громкость рекламы, чтоб Вас разорвало...В студии интереснейшие люди. Говорят во время рекламы как настоящие, не на публику. Это же уникально! А ты гад устраиваешь такую кака фонию что хочется приехать к тебе и порвать руками на клочки. Либо рекламу крути. Либо дай послушать ГАД уникальные диалоги великих людей.


ambotan 04 января 2017 | 14:36

Зарапортовался ты, Витек. С куклами у тебя получалось лучше. Выдохся и помалкивай.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире