'Вопросы к интервью
30 октября 2004
Z Парковка Все выпуски

книга Л.М.Шугурова «В погоне за Руссобалтом»


Время выхода в эфир: 30 октября 2004, 15:10

С.БУНТМАН: Ну, что же, мы с вами переходим на «Парковку». «Парковка» у нас сегодня мало того, что историческая, еще и книжная «Парковка», потому что вышла книга Льва Михайловича Шугурова «В погоне за Руссобалтом». Наконец-то вышла эта книга. У нас сегодня в гостях те люди, которые эту книгу издавали. Ну, а по телефону сейчас будет Лев Михайлович Шугуров, я так думаю. У нас в гостях Ольга Евгеньевна Чурилова – генеральный директор издательства.

О.ЧУРИЛОВА: Агентства «КМК».

С.БУНТМАН: А что такое агентство «КМК»?

С.АСЛАНЯН: Генеральный заказчик.

С.БУНТМАН: Генеральный заказчик. А «КМК» как расшифровывается?

О.ЧУРИЛОВА: Уже никак.

С.БУНТМАН: Уже просто «КМК». А как расшифровывается ЦДТС?

А.ЗАХАРОВ: Центральная декоративно-техническая студия. И я — ее главный редактор.

С.БУНТМАН: Александр Захаров – главный редактор издательства.

С.АСЛАНЯН: Это тот самый Захаров Александр Николаевич.

С.БУНТМАН: А это тот самый Асланян, как всегда что-то говорящий по субботам. Книга замечательная, большая, подробная, с множеством фотографий, рисунков, чертежей, чего угодно, плакатов.

А.ЗАХАРОВ: На самом деле, книга не просто замечательная, и событие не просто книгоиздательского уровня. 21 октября, когда была официальная презентация этой книги, произошло событие более серьезное по последствиям. Благодаря Льву Михайловичу Шугурову, и благодаря гостям студии – Александру Николаевичу и Ольги Евгеньевне Чуриловой, нашей стране вернули часть ее истории. До этого момента у нас о Руссобалте были легенды, сказки и упоминания.

С.БУНТМАН: Вот что было и что стало, давайте у Льва Михайловича спросим сейчас.

А.ЗАХАРОВ: Лев Михайлович сейчас расскажет, как он пришел к этому. Но я, как читатель и житель этой страны, абсолютно счастлив, что наконец-то и мне, в том числе, вернули часть того, что было утрачено. Потому что Руссобалт – это часть нашей истории. Ее до этого момента не было. Теперь эта история наконец-то опять есть. Это часть истории страны.

С.БУНТМАН: Ну, что же. Лев Михайлович!

Л.ШУГУРОВ: Да, добрый день!

С.БУНТМАН: Здравствуйте, Лев Михайлович! Еще раз поздравляем вас с выходом этой книжки чудесной.

Л.ШУГУРОВ: Спасибо.

С.БУНТМАН: Что было о Руссобалте? Вот я сейчас задам вопрос слушателям. Пока слушатели будут размышлять. И задам я вопрос следующий: назовите мне, пожалуйста, дату, когда была выпущена первая машина. Причем если вы внимательно слушали, если вы знаете, у вас есть время сейчас подумать и полистать, может быть, что-то. Лев Михайлович мне подсказывает.

Л.ШУГУРОВ: Молчу-молчу.

С.БУНТМАН: Но не эту книгу, потому что, если вы правильно скажите, все остальные сведения о Руссобалте вы получите в виде книги Л.М. Шугурова, выпушенной нашими гостями. Итак, Лев Михайлович, что было до этого и что, в принципе, вам хотелось сделать, кроме такого общего, о чем сейчас говорил Сережа Асланян – вернуть огромнейший кусок истории, очень важный, не такой большой по объему, но очень важный.

Л.ШУГУРОВ: Ну, во-первых, мне казалось, что об этой марке, об этой фирме, об этих автомобилях никто ничего не знает. По крайней мере, после октябрьского переворота об этом говорили ничтожно мало. В Большой Советской энциклопедии там строчек 10 было написано – и все. И вот в 1959 году Юрий Аркадьевич Хайфан издал маленьким тиражом брошюрку «Первые русские автомобили и их эксплутационные качества». И там, по крайней мере, не во весь голос, но в полголоса было рассказано и о Руссобалте. Вот это и была первая публикация. А я, работая на заводе АЗЛК, на заводе, который делает «Москвичи», у меня там был приятель Валерий Николаевич Беляев, который историй глубоко интересовался и немножко романтически подходил к истории. И я его как-то спросил: «Ну, а что Руссобалт?» «Да» — говорит. – «Что? Заурядная машина. Что в ней интересного?» Потому что он был отравлен романтическими историями вокруг «Бугатти», «Роллс-ройса», «Испано-Суизы», там были такие яркие цветы на этих клумбах, и ему казалось, что растительность в виде Руссобалта – это вроде ГАЗона. Ну, и меня это как-то завело. А вопрос-то ему задал, когда вышла брошюрка Хайфана. И Хайфан мне подарил один ее экземпляр. Вот тогда и задал этот вопрос. И  тогда я закусил губу и стал лихорадочно искать, собирать, сметать, вырезать все, что было связано с Руссобалтом. И тут меня ударило. Я читал везде «Руссобалт». Но когда мне попалась первая дореволюционная фотография, я прочел надпись наискось через радиатор: «русско-балтийский». И я потом сообразил, что, во-первых, эта надпись была очень длинная, и она на радиаторе не вмещалась. И после буковки «т» в слове «балт» была точка. И, вообще, «русскобалт» плохо ложилось на русский язык. И так за марками машин утвердилось вот такое прозвище  — Руссобалт, хотя он был «русско-балтийский». Ну, и вот сейчас, когда эта книжка вышла. А я собирал материалы для нее, писал и потом выжидал в разных издательствах. Прошло 32 года. И когда эта книжка вышла, я иногда и сейчас ловлю себя на мысли, что, может быть, это сон, может быть, это даже бред.

С.БУНТМАН: Нет, это не сон и не бред.

Л.ШУГУРОВ: И когда я ее потрогаю, я убеждаюсь, что это явь.

С.БУНТМАН: Это 100-процентная явь. Я сейчас смотрю эту книгу. Она у меня здесь у пульта лежит. Лев Михайлович, спасибо. Но вы с нами остаетесь во всей этой нашей беседе.

Л.ШУГУРОВ: Да.

С.БУНТМАН: Пришли ответы правильные. Ближе всех, даже по месяцам, ответ Бориса. Он так немножко подвел к тому самому 9 июля 1909 года. Он нам здесь сказал: май, июнь. Т.е. у нас Борис 406. Борису отправляется абсолютно явственная, материально существующая книга, а вовсе никакой не призрак.

Л.ШУГУРОВ: А я его поздравляю и по радиоволнам протягиваю ему руку.

С.БУНТМАН: Вот так вот. Тоже абсолютно реально. Хорошо. Борис у нас выиграл. Я хотел бы один вопрос переделать. Можно?

Л.ШУГУРОВ: Да.

С.БУНТМАН: Потому что я сейчас заглянул в конец книжки, где перспектива уникального такого возрожденного Руссобалта. Но очень интересным способом присутствовал Руссобалт в нашем осознании. Вот там же, виртуально, как реальная машина. Я хотел бы задать такой вопрос: скажите, пожалуйста, какой писатель в своем романе довел непрерывное производство Руссобалтов до 70-ых годов 20-ого века. Назовите, пожалуйста, этого писателя.

Л.ШУГУРОВ: Писатель?

С.БУНТМАН: Писатель придумал, довел. Только не вы, Лев Михайлович.

Л.ШУГУРОВ: Так. А я не знаю, между прочим.

С.БУНТМАН: А это слушатели мне ответят: 974-22-22. У меня вопрос к Александру Николаевичу и к Ольге Евгеньевне: вы как подходили к этой книжке? Ну, понятно, Лев Михайлович, который исследовал и годами искал Руссобалт. А с чего у вас началось эпопея Руссобалта?

О.ЧУРИЛОВА: Во-первых, наверное, из любви к автомобилям.

С.БУНТМАН: Вообще?

О.ЧУРИЛОВА: Да, вообще. Во-вторых, к автомобилям старым, о которых никто не знает. И когда Лев Михайлович показал эту книгу, было очень интересно попробовать это сделать. Тем более, вокруг нее ходили легенды, что никто этого сделать не может, что у книжки очень странная и тяжелая история. Мы, конечно, промучились с ней года полтора. И как только мы подписывали контракт со спонсорами, спонсоры либо бюджет урезали, либо у них какие-то проблемы начинались.

Л.ШУГУРОВ: Это был рок.

О.ЧУРИЛОВА: В результате мы решили сделать это на свои деньги. Потом, когда мы приняли это решение, к нам присоединился Александр Николаевич, и появился спонсор.

Л.ШУГУРОВ: Это тоже был рок. Счастливый.

С.БУНТМАН: Счастливый рок.

О.ЧУРИЛОВА: Так вот все произошло.

С.БУНТМАН: Хорошо. Как вы подходили к этой книжке? Как сама по себе книжка, не только само произведение, текст, но и все остальное?

А.ЗАХАРОВ: Ну, здесь все гораздо глубже, потому что я познакомился со Львом Михайловичем, еще будучи студентом, он мне читал курс «Конструирование гоночных автомобилей». И именно оттуда он пригласил меня в журнал «За рулем» на последней странице обложки рисовать уже всем известные рисунки.

С.АСЛАНЯН: Да. На них выросло ни одно поколение.

Л.ШУГУРОВ: И последняя страница обложки стала фактически первой из-за рисунков Захарова.

А.ЗАХАРОВ: Так вот. И как раз сбор этих материалов, рост, написание происходило у меня на глазах. Лев Михайлович, наверное, первому открыл глаза мне на то, что была такая марка в России. Ведь до сих пор считалось, что до революции автомобильной промышленности в России не было. Это, вообще, была отсталая от Запада страна, в который не было вообще ничего. Но все началось с «АМО-ЗИЛ» или, даже правильнее сказать, с «ГАЗа». Вот официальная советская историография по автомобильной промышленности. А на самом деле оказалось, что было нечто из ряда вон выходящее. И вот я расцениваю эту книгу Льва Михайловича как открытие вот этого огромного белого пятна, именно возвращение нам куска нашей истории. Ведь этот завод, Русско-балтийский вагонный завод, это было совершенно уникальное предприятие, которое выпускало весь подвижной состав пассажирского железнодорожного транспорта, делал заказные поезда для царя, т.е. это класса «люкс» — те самые литерные и комфортабельные, эксклюзивные и VIP. Очень много они строили двигателей таких газовых и стационарных. Но самое главное, что наряду с автомобилями они выпускали и самолеты. Это ведь крупный концерн, который еще тогда, во время Первой мировой войны серийно выпускал гигантские четырехмоторные бомбардировщики «Илья Муромец». А началось этого с того, что Игорь Сикорский на Руссобалте построил четырехмоторную такую воздушную яхту-биплан для царя. Царь никогда на ней не  летал, но на балкон выходил, который там был впереди. И если, так сказать, экстраполировать развитие завода со всей страной, если бы мы, так сказать, победили в Первой мировой войне так же, как и наши союзники по Антанте, то, наверное, и Руссобалт бы развивался и дальше, да? Она могла быть реально такая судьба. Но это было бы не просто. И сейчас можно проследить, что было бы дальше. Ведь завод эвакуировали частично в Санкт-Петербург, частично в Москву, частично в Тверь. В Твери это менее известный Тверской вагоностроительный завод. В московских Филях ремонтировали, выпустили те остатки автомобилей Руссобалта, которые были собраны, а затем завод ремонтировал бронетехнику всяческую, что-то там строил. Потом был отдан строительной компании «Юнкерс». У него сложная интересная судьба. У этого завода был собственный аэродром в Филевской пойме. Там выпускали тяжелые бомбардировщики и прочие экспериментальные летающие сооружения. А сейчас это всем известный космический центр им. Хруничева. Вот что такое Руссобалт сегодня. И будучи вот таким разносторонним, я думаю, что на сегодняшний день это был бы концерн такой: помесь «Боинга», например, американского и немецкого «Даймлер-Крайслера».

С.БУНТМАН: А, может быть, мы, Александр Николаевич, я хотел бы и Льву Михайловичу и всем задать этот вопрос: может быть, мы все так идеализируем судьбу Руссобалта, если бы ничего не было. Ведь сколько у нас, например, Лев Михайлович рассказывает в эфире о фирмах автомобильных огромных и знаменитых в странах, где ничего такого, как у нас, в общем-то, не происходило, но которые отживали свою судьбу, перепрофилировались. Лев Михайлович, почему вы все-таки тоже думаете, что именно у такого предприятия, как Руссобалт, была бы перспектива?

Л.ШУГУРОВ: Я думаю, что была бы, потому что, к несчастью, судьба в нашей стране так вот повернулась, что произошел Октябрьский переворот, и потом – хозяйственная разруха. И, по сути дела, после разрухи все пришлось создавать заново, по другой схеме, по другому плану, и уже, к несчастью, и кадры были уничтожены или уехали за границу, и все пришлось, грубо говоря, перелопачивать. Это наша беда. Теперь я вот хотел бы здесь сделать в сторону маленький зигзаг. Когда книга «В погоне за Руссобалтом» впервые была показана на Красной Пресне, на выставке, там экземпляры смотрели многие посетители. И вот один из них дозвонился ко мне домой. Я спросил: «Да, я — автор книги. А вы книгу видели?» Он говорит: «Да. И я ей разочарован».

С.БУНТМАН: Почему?

Л.ШУГУРОВ: Это было интересно. Я говорю: «А почему?» «Во-первых, она слишком роскошная. Это никому не нужно. Потому что сейчас живем бедновато, и на такую книгу денег у многих нет». Я говорю: «Ну, согласен. А еще что-то есть?». «Есть. Кому нужна эта история? Нас уже сейчас последние 15 лет пичкают избытком историей. И тут сейчас еще какая-то автомобильная история». Я говорю: «А что бы вы хотели видеть?» «А я бы хотел видеть книгу на серой бумаге, в мягкой обложке, но чтобы в ней рассказывались прикладные вещи. Вот у меня ВАЗ-2110. Я остановился на красный свет, заглушил, а он потом не заводится». Я говорю: «Ну, что же, это может быть…» И тогда я ему напомнил слова Пушкина, потому что Пушкин примерно лет 170 назад написал, я точно эту цитату не приведу, но смысл таков: знание истории кладет водораздел между необразованностью и просвещением. И он хмыкнул. И тогда я ему сказал: «А вот великий китайский философ Конфуций…» Он говорит: « А кто это?» Я говорю: «Ну, лет 1000 с лишним назад жил и он написал, что нация, которая не знает своей истории, не имеет будущего». И он тут что-то замолчал. И я, чтобы поддержать разговор, спросил: «Ну, а вы-то чем интересуетесь?» «А я интересуюсь рыбалкой, смотрю телевизор, пью пиво и ремонтирую свой ВАЗ-2110». Так вот у него до вершины просвещения очень долгий путь. Я вот надеюсь, что эта книга поможет какую-то брешь на этом пути к просвещению ликвидировать, проложить такой мостик. Так мне кажется.

С.БУНТМАН: Нет, ну эта книга не может быть иной.

А.ЗАХАРОВ: Она могла быть иной. Я благодарю судьбу, что ни одна попытка издания у других не удалась. А  удалась эта. Потому что я мечтал сделать эту книгу. Я очень рад, что издательство «Патриот» не выпустило ее на серой бумаге в мягком переплете, который бы опошлил саму идею.

С.АСЛАНЯН: Для рыбаков, которые любят пиво.

Л.ШУГУРОВ: Может быть.

С.БУНТМАН: Почему? Например, я люблю пиво.

А.ЗАХАРОВ: Все мы любим, но не надо отрицать главного.

С.БУНТМАН: Да, но эта книжка… Я ее предпочту книжечке на серенькой бумажечке.

О.ЧУРИЛОВА: Можно еще добавить?

С.БУНТМАН: Конечно.

О.ЧУРИЛОВА: По поводу потенциальной возможности Руссобалта стать одной из известных марок на сегодняшний день. Есть такой факт, что, по-моему, в 1905 году правительством был выпущен указ, и были выданы дотации 5 автомобильным заводам. Из всех смогли выпустить только «Руссобалт» и «Лебедь». Я так думаю, что, если бы не было революции, то дотации были бы намного увеличены, и все было бы совсем по-другому. Не один завод, а пять заводов. И не одна марка, а пять.

С.БУНТМАН: Нет, а с другой стороны: как есть, так есть. И вот есть у нас, в конце концов, книга сейчас. Я хотел бы дать правильный ответ и назвать имя победителя.

Л.ШУГУРОВ: Так.

С.БУНТМАН: Какой писатель довел производство Руссобалтов до 70-ых годов 20 века?

Л.ШУГУРОВ: Интересно, кто.

С.БУНТМАН: Это Василий Павлович Аксенов в книге «Остров Крым». Крым, который превратился в остров, и где происходила та, отдельная от всей России, жизнь, больше напоминающая дореволюционную, и развивалось все так, как бы не было революции. Естественно, там было небольшое производство Руссобалта. По-моему, они даже на экспорт там делали.

Л.ШУГУРОВ: А я вот не изволил прочесть.

С.БУНТМАН: Это совершенно чудесный, замечательный роман. Один из самых моих любимых романов Аксенова.

Л.ШУГУРОВ: Интересно.

А.ЗАХАРОВ: Именно этот роман был для меня таким очень мощным катализатором моего отношения к Руссобалту, потому что благодаря этому, например, мы сделали такую попытку осуществить виртуальный путь, который мог быть по всей России по развитию автомобилей. Потому что ведь, прямо сказать, классиков в нашей истории нет. Наших собственных автомобилей всего два: «Победа» и «Нива». И тот, и другой автомобиль, так сказать, мирового уровня, самобытный и национальный. Хотя, классика у всех производителей находится где-то в районе 30-ых годов. Так вот. С Никитой Гончаровым мы сделали такую серию дипломных проектов студентов-дизайнеров Строгановского института. Этому предшествовали курсовые. В проектах были очень интересные машины. Они, конечно, были только на бумаге, они не были выпущены в металл, но это была очень интересная работа. И эта тема продолжается, потому что в Строгановке периодически возникает проект Руссобалта. И вот буквально в прошлом году защитился один молодой человек с совершенно уникальным проектом Руссобалта, открытого, четырехместный. «Царская охота» назывался.

С.БУНТМАН: Да. Я видел.

А.ЗАХАРОВ: Там места для оружия. Это что-то запредельное. Такого княжеского уровня машина. Это в Строгановке постоянно происходит. А у меня, так сказать, осталась мечта попробовать пройти непройденный путь виртуально. Потому что у нас автомобильная промышленность занята своими проблемами выживания. Но кроме этого есть интеллектуальные силы на этих же самых заводах, которым не так интересно рисовать одну и ту же ручку. Хочется чего-то такого огромного, да? И вот такое предложение. Его надо будет более тщательно сформулировать и как-нибудь реализовать. Но и даже то, что было сделано, в общем-то, оно внесло свой вклад, и, как вы правильно говорите, в конце книги есть маленькая завещающая глава о том, что Руссобалт – это не прошлое, у него еще не появилось будущее. Есть такие горячие головы вроде меня, которые пытаются эту марку возродить.

С.БУНТМАН: Через 5 минут продолжим.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Ну, мы с вами на «Парковке». Я напоминаю, что говорим мы с вами о книге Л.М. Шугурова «В погоне за Руссобалтом». Лев Михайлович у нас по телефону. Лев Михайлович, вы здесь, с нами?

Л.ШУГУРОВ: Да.

С.БУНТМАН: Сейчас я представлю гостей еще раз. Ольга Чурилова – генеральный директор агентства «КМК», Александр Николаевич Захаров – главный редактор издательства ЦДТС.

Л.ШУГУРОВ: Я хочу вот то, что сказал Александр Николаевич о новой идее, о новом проекте, о работе студентов-строгановцев. Я бы хотел сказать: ну, а что же, новое – это всегда хорошо забытое старое. И вот мне кажется, что при благоприятных обстоятельствах, конечно, может быть, и родятся представительские автомобили марки «Руссобалт», сделанные в новой манере, по-другому, но в духе прежнего Руссобалта. Потому что ведь до февраля 1917 года в императорском гараже, где было 50 автомобилей, 2 автомобиля были марки «Руссобалт». Не смотря на то, что мы рассказывали там довольно много о том, что самодержец не любил отечественное, что вообще в нем было больше немецкой крови, чем русской. Тем не менее, два Руссобалта были в императорском гараже. И когда в 1912 году финишировал военный испытательный пробег, здешние 4 Руссобалта и еще штук 30 иностранных машин, то на правом фланге при осмотре императором всей колонны стояли 4 Руссобалта, и с них он начинал осмотр. Это я к слову.

С.БУНТМАН: Лев Михайлович, сейчас я задам вопрос слушателям. Все-таки я задам вопрос о числе выпушенных автомобилей Руссобалт. Вот я этот вопрос задам третьим. Итак, вот сейчас мы попробуем или угадать. Ответ я на последний вопрос я назвал, но не назвал победителя. Очень много пришло правильных ответов.

Л.ШУГУРОВ: Отрадно.

С.БУНТМАН: Просто десятки. Первым ответил Алексей из Вологды. В Вологду у нас поедет Руссобалт. Сколько было выпущено Руссобалтов вообще. И самое близкое число к реальному будет у нас отмечено. До 50 минут вы можете присылать нам ответы на пейджер: 974-22-22. Мы продолжаем наш разговор. Дело в том, что, Александр Николаевич, вы хотели сказать еще именно о проектах возрождения Руссобалтов.

А.ЗАХАРОВ: Да. Надо сказать, что кроме таких вот студенческих работ, дипломных работ, которые остаются на бумаге, в  основном, и в мечтах, хотя это тоже очень интересные и перспективные вещи. Самое главное, что одна из таких очень интересных современных московских фирм, маленьких, но высокотехнологичных, это компания «А-левел». Она известна достаточно. Это они сделали «Волгу В-12», «Мерседес Биг» у них машина, да? Кроме того, их инжиниринговая компания создала свой филиал в Германии. И сейчас занимается подготовкой к европейским гонкам автомобиля «Порше ГТ». Т.е. возвращают его в конкурентную борьбу с «Феррари», причем при помощи отечественных высоких технологий. Т.е. они делают супермощный «Порш». Не самой фирме «Порш», а гоночной команде, которую создали и с которой выступают. Так что это достаточно серьезная компания, которая умеет делать хорошо автомобили, умеет их учить ездить, и они сейчас поставили перед собой задачу сделать Руссобалт 21-ого века. Я видел этот проект. Очень интересная машина. Это уже не рисунки. Я думаю, что весной многие уже смогут увидеть эту машину живьем. Они создали, как всегда, один из лучших автомобилей на сегодняшний день, с хорошим мотором. Но они практически все переделывают. И самое главное, что они переделывают кузов. Это не пластик. Это металлическое основание и углепластиковые панели внешние. Т.е. достаточно современная машина, которая собирает в себе образы большинства известнейших таких классических автомобилей 30-ых годов. Это большое спортивное купе под название «Импрессион». И это будет первый Руссобалт 21-ого века. И я мечтаю его увидеть живьем, может быть, даже проехать на нем. Потому что это должна быть очень интересная машина. Хотя, конечно, это не возрождение серийного производства. Но это будет уникальная машина, которая не будет повторяться. Но тем не менее. Это будет Руссобалт.

С.АСЛАНЯН: Это будет возрождение имени.

С.БУНТМАН: Но это тоже. Ведь вы, Лев Михайлович, очень много рассказывали нашим слушателям таких историй. Это ведь практика, которая существует в мире.

Л.ШУГУРОВ: Да.

С.БУНТМАН: Помните, мы с вами в прошлый раз о «Бугатти» говорили?! Это примерно то же?

Л.ШУГУРОВ: Примерно то же. И я думаю, что вот это возрождение даже символично, потому что марки с высоким авторитетом, высоким именем не имеют права умирать. И, конечно, если находятся такие фирмы состоятельные, технически высоко подкованные, почему бы им не создавать новую марку, а, напротив, возрождать прежнюю?! Я думаю, что эта тенденция хорошая. Тем более, что сейчас появились уже и «Испаносуизы», правда, опытные образцы такого шикарного автомобиля. Так что, почему бы и нет.

С.БУНТМАН: Знаете, меня чрезвычайно заинтересовал проект восстановить такой виртуальный путь Руссобалта. Вот просто я сейчас начал думать, не знаю, как Сережа, но вот я сейчас начал думать, как сейчас выглядел бы Руссобалт конца 20-ых годов, 30-ых годов.

А.ЗАХАРОВ: Это самое интересное.

С.БУНТМАН: Что был бы Руссобалт в 40-ых годах. Как бы принимал участие в войне Руссобалт.

А.ЗАХАРОВ: Скажу вам по секрету, я нарисовал автомобиль Руссобалт почти каждого десятилетия. Их никто не видел, это эскизы. Но проработка уже сделана. И я надеюсь издать такую книгу, в которой будет мое видение Руссобалта. Но, тем не менее, я хотел бы это сделать национальным, общегосударственным делом. Может быть, и для студентов, и для профессионалов. Пока не знаю, в какой форме: то ли конкурса, то ли такого состязания без призов, то ли, может быть, какой-нибудь государственной программой. Ведь у нас есть научно-исследовательские автомобильные институты. Им делать абсолютно нечего. Потому что каждый завод имеет свою научную базу, а теоретические исследования в области автомобиля – это достаточно смешно на сегодняшний день. Это ЭКПО «Энергия» должна сейчас этим заниматься, которая имеет космические технологии, чтобы строить автомобили следующего десятилетия. А вот НАМИ как раз могло бы заняться такой темой – темой «пройти непройденный путь», создать эти машины, отобрать лучшее и материализовать это виртуальный путь, чтобы каждая из этих машин стояла, и чтобы это было общим национальным достоянием.

С.БУНТМАН: Вообще, очень интересная, такая не игрушечная идея, потому что это, наверное, очень полезно, потому что можно посмотреть, посмотреть не рывком, а эволюционно посмотреть. Хотя бы и посмотреть, но прийти к очень интересным конструктивным выводам.

А.ЗАХАРОВ: Конечно. Опираясь на опыт предыдущих поколений, вернуться туда, исправить ошибки и сделать что-то новое на том технологическом уровне, сделать это своим и проложить дорогу в будущее. Это было бы, наверное, полезно всей промышленности.

С.БУНТМАН: А вы знаете, а, наверное, и программу можно было бы написать.

А.ЗАХАРОВ: Она написана, в принципе. Ее нужно опубликовать и придумать какую-то поддержку, реализацию на более высоком уровне.

С.БУНТМАН: Я имею в виду еще и не ту программу. Я имею в виду программу компьютерную. Потому что, Лев Михайлович, кто мог воздействовать, если подсчитать, с кем мог быть обмен идеями, какие могли быть конструктивные решения чуть раньше, чуть позже. Ведь это тоже интересно просчитать.

С.АСЛАНЯН: Я думаю, что для этого компьютер не нужен. Достаточно головы и знания истории той самой пресловутой.

С.БУНТМАН: Я хочу сказать, что у нас есть победитель.

Л.ШУГУРОВ: Прекрасно.

С.БУНТМАН: И не просто приблизительно он сказал, а он назвал точную цифру.

Л.ШУГУРОВ: Книгу прочитал.

С.БУНТМАН: 623.

Л.ШУГУРОВ: А кто это?

С.БУНТМАН: А это вот Андрей из Москвы. 8916.

Л.ШУГУРОВ: А я хочу добавить к этой цифре вот что. Мы все так думаем: ну, что там Руссобалт, ну, делал он там 250 машин в год, это ничтожество,  — вот так вот мы сегодня мыслим. К слову, о ничтожестве: в том же 1911 году, например, такие фирмы, как «Альфа-Ромео», как «Бьюик» тоже делали по 150-200 машин в год, просто судьба для них сложилась иначе. Так что Руссобалт не был отсталым, не был мелким, а он держался на определенном уровне фирм. Вот это вот, мне кажется, важно помнить. И потом, я, слушая, что говорил Александр Николаевич, я бы, конечно, сказал, что погоня за Руссобалтом не только в бумажной форме. Я думаю, слушая его слова, что погоня за Руссобалтом приведет к реальному результату в металле и алюминии. Все мне кажется реальным.

А.ЗАХАРОВ: А еще очень хотелось бы, чтобы публикация этой книги привела к поиску и находке подлинного Руссобалта.

Л.ШУГУРОВ: Это да.

А.ЗАХАРОВ: Вот на что, больше всего, я надеюсь: на то, что появятся, откопается где-то в Западной Европе подлинный, настоящий Руссобалт, который каким-то образом, чудом там сохранится.

Л.ШУГУРОВ: Ну, вдруг, кто знает. А я тут вспомнил такую вещь: когда я задумывал писать эту книжицу «В погоне за Руссобалтом», то я прочел серию очерков Нагеля в журнале «Автомобиль», дореволюционном, естественно, о том, что на Руссобалте он проехал по Европе, по Северной Африке. И этим очеркам он дал такой заголовок « В погоне за Солнцем». Потому что Нагель и двое его коллег по журналу, Никифоров и Кузьмин, приехали в Ниццу, заночевали. Утром, не выспавшись, с тяжелой головой проснулись, отправились в путь, они собирались в Монте-Карло всего-навсего, тут, неподалеку, километров 25. Но заблудились, выехали в совсем другую сторону, не на Восток, а на Запад. И тогда Нагель провозгласил: «Любое дело, которое мы начали, мы обязательно доведем до конца, как бы глупо это не выглядело». И они поехали на Запад, т.е. догоняя солнце. И вот поэтому такой заголовок серии очерков был. И вот я, начитавшись этих очерков, решил, долго не задумываясь, назвать книгу «В погоне за Руссобалтом». Так вот это тоже навеяно Руссобалтом тоже.

С.БУНТМАН: Я вот все время здесь, слушая и гостей, и Льва Михайловича, я все время просматриваю эту книгу. Фотографии просто невероятные.

С.АСЛАНЯН: Ну, пока страна облизывается на фотографии, я еще подолью масла в огонь: а какие здесь рисунки. Вот у меня есть такой вопрос: Александр Николаевич, вот здесь есть несколько ваших рисунков Руссобалта с такой чертежной точностью, которая меня еще с детства поражала, когда я в «За рулем» видел подобные работы. Картинки цветные. Фотографий в те времена, когда был Руссобалт, не было. Так скажем, она не была распространена, потому что в 1908 году она была в нашей стране. Вот это цвет, насколько я знаю, вы не ошибаетесь ни в форме, ни в содержании, как художник. Откуда цвет?

А.ЗАХАРОВ: Очень хотелось бы в это верить, но это все разговоры и обсуждения, потому что в каких-то статьях… но, в основном, мой консультант – Лев Михайлович Шугуров. Это человек энциклопедических знаний, и просто он может сказать: « Я что-то там читал», и легкую цитату из какого-то описания. И там проскальзывает, что это было серым, а, может быть, даже какой-то серый цвет. Например, флагом, которые стоят на машине, можно определить, в общем-то, по тональности, к какому цвету флага они ближе. Например, флаг на машине, на которой едет Сан Себастьян, на ней флаги России и Испании. В Монте-Карло флаг России и Монако. Можно сравнить, какой цвет.

Л.ШУГУРОВ: По интенсивности.

А.ЗАХАРОВ: Мы знаем: белый, синий, красный. Какой из них? Потому что на черно-белой фотографии трудно понять, какой из них красный, а какой – синий, трудно. Причем за это время сменились реактивы, и серебро стало другим. Сейчас гораздо темнее синий, чем красный. А тогда красный был темнее, чем синий. И надо еще на это поправку делать. Огромное количество нюансов. И флаги позволяют определить, что же ближе. Огромное количество информации, которое записано между строк, в каких-то, совершенно не относящихся к этому делу, статьях.

Л.ШУГУРОВ: А можно было цвет и так определить: радиатор не был хромированным, он был латунным, значит, цвет латуни уже известен. Шины пневматические. Они делались из натурального каучука без подкрашивания красной краской или сажей, они были светло-серыми. Так что вот уже 2 цвета можно было определить. Скажем, баранка, обод руля, всегда был деревянным тогда. И значит, полированное дерево, светлее или темнее, но ясно, что оно не могло быть красным, синим или зеленым. И вот таких вот пограничных признаков было очень много. И, в целом, это создавало эту цветовую гамму любого рисунка Руссобалта, который делал Александр Николаевич.

С.БУНТМАН: Потом, военная форма, конечно.

С.АСЛАНЯН: Такое впечатление о фотографиях: как будто пришли в библиотеку и отобрали самые хорошие. Но ведь за этим стоит колоссальный труд!

А.ЗАХАРОВ: Да. Надо сказать огромное спасибо Андрею Нятьеву, который занимается поиском истории советских мотоциклов, причем очень узкого периода – от революции и до ВОВ. Но в поисках мотоциклов он натыкается на автомобили, и дарит это Льву Михайловичу. Так в эту книгу попали эти суперроскошные фотографии, причем все они отличного качества. Я получил огромное удовольствие, когда я их обрабатывал, ретушировал, подправлял. Там где-то были сколы, потому что, как правило, стеклянные негативы, но это можно было поправить. Но ни в коем случае здесь ничто не нарисовано. Это очень легкая ретушь. Но качество! Это совершенно другие лица, другие люди, взгляды, другая осанка. Очень много интересного. Вы не пожалеете, когда откроете эту книгу и посмотрите тот объем высококачественных фотографий.

Л.ШУГУРОВ: И еще есть такой момент с иллюстрациями довольно забавный. В книге довольно много фотографий, которые где-то в статьях публиковались. Скажем, снимок автомобиля, стоящего на заводском дворе, окруженный толпой людей. Я потратил массу времени, чтобы узнать этих людей. И, в общем-то, половину из этих людей я знаю, половину фамилий я в подрисовочной подписи сделал. Не говоря о том, какая модель, это, бесспорно, удалось восстановить, и какой номер шасси, удалось восстановить. И более того, я заметил одну такую вещь, что современный читатель, в основе своей, в первую очередь уделяет внимание иллюстрациям. И поэтому мы договорились с Александром Николаевичем, чтобы иллюстрации сделать как можно крупнее, дабы их можно было рассматривать. И еще один есть секретик: если внимательно изучать фотографии, то можно увидеть, что один и тот же автомобиль, с тем же номером шасси, двигателя, он повторяется крупным планом, мелким планом только для того, чтобы привлечь внимание к картинкам, привлечь внимание к какой-то фрагментам этой машины. Потому что нынешний читатель любит рассматривать картинки в первую очередь.

С.БУНТМАН: Лев Михайлович, спасибо вам большое. И мы сейчас уже завершаем нашу программу. Времени уже нет. Вот только если кратко согласиться или опровергнуть. Вот здесь ложка дегтя. «Руссобалт», — пишет нам Владимир. – «Такая же русская машина, как «Жигули». Производство полностью основано на технологии бельгийской фирмы «Фондют».

Л.ШУГУРОВ: Это все так, конечно. Но  и не забудем, что многие зарубежные фирмы, например «Опель» в 20-ые годы скопировал «Ситроен» и таких примеров, будь у нас время, я бы перечислял целый час. Так что мы не выпадаем, а тоже идем в общем русле.

С.БУНТМАН: Ну, и «Мерседес» все-таки машина Луцкого.

Л.ШУГУРОВ: Да. Какие-то модели тоже.

С.БУНТМАН: Спасибо. Я напоминаю, что вопросы мы задавали. Сколько было выпущено автомобилей – 623. Дальше. 9 июля 1909 года вышла первая машина. И писатель, который продлили в своем романе производство Руссобалта до 70-ых годов – это Василий Аксенов. Спасибо большое Ольге Чуриловой и Александру Захарову. Спасибо вам за замечательный подарок.













Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире