'Вопросы к интервью
27 декабря 2003
Z Парковка Все выпуски

В гостях — Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты.


Время выхода в эфир: 27 декабря 2003, 01:01

27 декабря 2003 года
В прямом эфире «Эхо Москвы» Виктор Травин — президент коллегии правовой защиты.
Эфир ведет Сергей Бунтман, Александр Пикуленко, Сергей Асланян.

С. БУНТМАН: Замечание на пейджере: «Болтовня на «Парковке» не меняет ситуацию на дорогах. Поэтому надо слушать слушателей, как бы это ни банально звучало. Максим». В руки вам жезл.
А. ПИКУЛЕНКО: А у слушателей, как у врачей: на два врача три диагноза. Боюсь, что запутаемся, поэтому слушать придется нас.
С. БУНТМАН: Пожалуйста, Максим, никто вам не возбраняет писать на пейджер 961 22 22 для абн. «Эхо Москвы». Вот и весь сказ. Давайте сейчас мы займемся нашими новостями. Потому что новости у нас есть чрезвычайно любопытные.
С. АСЛАНЯН: Итоги года, на самом деле.
С. БУНТМАН: Это Сергей Асланян, здесь еще Виктор Травин есть.
С. АСЛАНЯН: Президент коллегии правовой защиты.
В. ТРАВИН: Главное, президент, а дальше необязательно.
С. БУНТМАН: Скажите, президент Травин, все-таки мы под елочками много чего найдем?
В. ТРАВИН: Во-первых, добрый вечер. Ситуация вот какая. Я хочу сказать, что этот год был самым урожайным на нормативно-правовые акты у нас в стране. И последствия всего, что было в этом году издано, будем пожинать в следующем году.
С. БУНТМАН: Оптимистично звучит.
С. АСЛАНЯН: Все подарки под елкой сохранятся.
В. ТРАВИН: Должен обратить внимание на некоторую тенденцию. Если в прошлом году, в 2002, у нас было принято всего два кардинальных документа, касающихся водителей и дорожной ситуации, это КоАП новый и постановление правительства о порядке медицинского освидетельствования водителей в состоянии опьянения, но в этом, 2003 году, у нас документов: изменений, внесений и дополнений, поправок и новых инструкций было издано столько, что я сегодня сел и начал считать. И к сожалению, поскольку у меня сломался калькулятор, сломался и я — посчитать я не смог. Но если есть на то желание, я могу схематично обрисовать все основные этапы нашего большого пути. Я подчеркиваю, этапы здесь носят
С. АСЛАНЯН: Предварительный.
В. ТРАВИН: Злой характер.
С. БУНТМАН: Двусмысленность какая-то.
С. АСЛАНЯН: Президент, правильно скажите: до чего мы допрыгались.
В. ТРАВИН: Допрыгивались мы с вами в этом году вот до чего. Я постараюсь, если потом будет желание, возможность и время рассказать более подробно. Кратенько. Изменения в ПДД: непредоставление транспортного средства сотрудникам ФСБ, аптекарям, фармацевтам, а также сотрудникам загадочного органа государственной охраны, я не знаю, что это такое, но в изменениях ПДД теперь назван орган государственной охраны. Я так понимаю, что под этим органом может выступать любое лицо, которое считает себя охранником государства. Так вот, непредоставление транспортного средства этим гражданам влечет наложение штрафа, как это и было прежде, всего лишь 200 рублей. Но поскольку многие не знают, чем они рискуют, то уже начинают транспортные средства свои предоставлять. Потом начинают бегать по судам с попыткой вернуть себе затраченные средства или вернуть ущерб, причиненный в результате погони за каким-нибудь автомобилем и получением двух пулевых пробоин. Это самое неприятное — наша новая обязанность предоставлять транспортное средство в том числе и фармацевтам. Еще очень неприятный момент. Думаю, он пока только начинается в Москве, но Москва у нас кузница экспериментов, и дальше он разойдется по всей стране — «от Москвы до самых до окраин». У нас началась, наверное, с точки зрения Мосгортранса, это правильная практика, с точки зрения обывателя — неправильная. Если вдруг вы поставили свое транспортное средство так, что оно мешает проезду трамвая, или не дай бог, оно у вас сломалось на трамвайных путях, в московских судах уже рассматриваются уже несколько дел, и насколько я знаю, иски Мосгортранса к водителям удовлетворены, Мосгортранс рассчитал уникальную методику, сколько стоит час простоя всем трамваям, вставшим в пробке и не имеющим возможность проехать по трамвайным путям. Суммы фигурировали в судах разные, но в среднем от 30 до 100 с лишним тысяч рублей.
С. БУНТМАН: Мама родная.
В. ТРАВИН: Не дай бог, ваша машина стала на трамвайных путях, вы обязаны будете возместить причиненный Мосгортрансу ущерб.
С. БУНТМАН: Логично.
С. АСЛАНЯН: «Уступи дорогу трамваю» становится еще более актуальным.
В. ТРАВИН: Да.
А. ПИКУЛЕНКО: В том числе и троллейбусу, и автобусу, вообще-то надо уступить, я бы хотел добавить.
В. ТРАВИН: Но автобус может объехать, а трамвай не может. Поэтому самое дорогое место на парковке сегодня — это на трамвайных путях. Дальше, я так понимаю, это будет и по России в целом.
С. БУНТМАН: А вообще, как решать эту проблему с трамвайными путями?
В. ТРАВИН: Очень просто — не ставить. А если вы ломаетесь, то вызывать ГАИ. Это вопрос судебного спора. Кто что сможет доказать, был ли на самом деле причинен ущерб, умышленно он был причинен или по неосторожности, или трамвайные пути превышали ГОСТ — высоту 2 см, и не могут переехать поэтому, сломался на путях? Может быть, виноват трамвайный парк, но никак не я. Я думаю, что пойдут даже встречные иски от пассажиров, которые по 3 часа ждут трамвая, и которым ничто не мешает ходить по графику, но, тем не менее, они не ходят. Поэтому здесь палка о двух концах. Мосгортранс начал играть, как мне кажется, с огнем.
С. АСЛАНЯН: Редкостная палка — о трех концах.
В. ТРАВИН: Да. Дальше. Верховный суд в этом году, если не ошибаюсь, 25 сентября сказал, что не обязательно снимать машину с учета перед их продажей.
С. БУНТМАН: Вот здесь вопрос уже есть от Юрия из Екатеринбурга.
В. ТРАВИН: Это очень важно. Верховный суд сказал, что, если гражданин, собственник транспортного средства, обязан регистрировать транспортное средство в ГАИ, то есть, иначе говоря, получать таким образом допуск к участию в дорожном движении. Ведь что такое регистрация в ГАИ? Это получение допуска к участию в дорожном движении. Есть знаки — допущен, нет знаков — не допущен. Поэтому если в этом заинтересован сам водитель, чтобы пользоваться транспортным средством, он обязан зарегистрировать. Но где сказано, что он обязан ее снимать, машину, с учета? На него возлагается обязанность милицейскими приказами, постановлениями правительства, но никак не здравым смыслом. Поэтому Верховный суд сказал, продавайте машину без снятия с учета. Пусть по месту новой регистрации совершаются сразу действия и по снятию с учета, и по постановке ее на учет. Но, несмотря на то, что МВД обещало нам эту инструкцию подготовить, о реализации этого постановления Верховного суда, до сих пор таких инструкций нет, поэтому очереди колоссальные по сей день в ГАИ, народ топчется для того, чтобы снять машину с учета. Это не есть правильно, это вопреки решению Верховного суда.
С. БУНТМАН: У нас очень многие положения законов не работают, поэтому меня не удивляет. Тот-то закон, который в пользу обывателя, как правило, не всегда начинает работать, особенно, если это идет в разрез со «взяткоемкостью» сотрудников ГАИ. А снятие с учета — достаточно «взяткоемкий» процесс. Поэтому никакое решение суда не заставит потерять деньги.
С. АСЛАНЯН: Да, решение суда не обязательно к исполнению в нашей стране.
В. ТРАВИН: 8 декабря вступило в силу постановление правительства России, постановление Госдумы, подписанное Президентом, о внесении изменений, дополнений в 161 федеральный закон. Их столько уже, что просто в голове каша. Есть совершенно мерзкое, на мой взгляд, предложение, оно уже вступило в силу со дня опубликования, с 15 декабря, за неуплату штрафа. Я понимаю, что деньги надо собирать в бюджет, что водителей надо наказывать, они должны чувствовать неотвратимость наказания, это понятно. Так вот, за неуплату штрафа налагается штраф в 2-кратном размере или 15 суток ареста. Я на днях с одним судебным приставом пытался на эту тему поговорить, он, к сожалению, так и не смог ответить на вопрос. Если сегодня судебный пристав не в состоянии, чаще всего, взыскать штраф в 50 руб., то как они собираются взыскать в 2-кратном размере, 100? Механизм-то ведь тот же.
С. АСЛАНЯН: Посадить проще.
В. ТРАВИН: Это если злостное, неоднократное, если удастся доказать, что был умысел, если удастся, в соответствии с презумпцией невиновности, доказать, что вообще не было оплачено. Ведь можно сказать, что квитанция была, я утерял, отправлял по почте ее в ГАИ, по дороге она исчезла. Еще одна, по сути дела, неработающая репрессивная мера.
С. БУНТМАН: Любая репрессивная мера, которая не работает, куда-нибудь упрятанная в недра закона, может выстрелить в любой момент, при наличии политической воли.
В. ТРАВИН: Эта стрельба и начнется. Самое неприятное — страховщики отвоевали 2 коэффициента. 7 октября Верховный суд сказал, что 2 коэффициента по обязательному страхованию автогражданской ответственности автовладельцев не законны. И один коэффициент — это касающийся мощности двигателя, это второй повышающий коэффициент по территории преимущественного использования транспортных средств. 7 октября мы отпраздновали, я объединяю всех автовладельцев, большую победу. Но страховщики, правительство, авторы этого постановления о страховании, о тарифах, они добились кассационной коллегией Верховного суда отмены решения Верховного суда. Поэтому в такой конфликт вступил Верховный суд с кассационной коллегией Верховного суда. Поэтому мы все проиграли напрочь. 2 коэффициента к нам опять вернулись. Страховщики показали, кто в России хозяин.
А. ПИКУЛЕНКО: Не для того страховщики пообещали всем процент от полученных денег, чтобы лишаться его. Один процент ГАИ, остальное государству и другим структурам. 5% себе.
С. АСЛАНЯН: Процент от двух миллиардов — это неплохо.
В. ТРАВИН: Москва утвердила постановление о порядке задержания транспортных средств, о штраф-стоянках. Колоссально противоречивый и зверский по своей сути документ. Он был издан во исполнение решений Верховного суда, который сказал, что могут субъекты Федерации сами устанавливать порядок задержания транспортных средств. Москва поторопилась и это сделала. Сегодня за эвакуацию транспортного средства, за принудительную эвакуацию, я подчеркиваю, мы должны будем заплатить по ныне существующим в Москве расценкам 1930 рублей, это почти стоимость базовой страховки. Я думаю, что мы еще страховщикам должны сказать, что это не предел хамства. Мы от страховки, может быть, что-то получим в случае причинения ущерба.
С. БУНТМАН: Страховка — это все-таки вложение.
В. ТРАВИН: Да. А здесь вы платите за то, что в течение получаса вашу машину отволокли на спецстоянку, 1930 рублей. Каждый час хранения задержанного транспортного средства мы называем это удержанием, не хранением, будет обходиться в 56 рублей 27 коп. Я прошу обратить внимание на эту точность, доведенную до скрупулезности.
С. БУНТМАН: То есть, не зря сидели, считали.
В. ТРАВИН: Да. Это не просто «давай стольник, и разбежимся». За сутки, а забрать машину, устранить причину задержания, вряд ли удастся, потому что надо в ГАИ получить штампик, что причина задержания устранена, доехать до стоянки, еще найти ее, получить копию протокола, за сутки набегает 1300 рублей. Итого, эвакуатор 1900, стоянка 1300.
С. АСЛАНЯН: 100 долларов получается.
С. БУНТМАН: 3118 рублей с копейками.
В. ТРАВИН: Получается, что в Москве за 700-800 рублей можно получить шикарное место на стоянке в ГСК, на месяц. А не за 1300 на грязной, вонючей стоянке где-нибудь возле помойки только на одни сутки. А за эти 100 долларов, думаю, можно снять вполне приличный гараж, благоустроенный и отапливаемый. Тем не менее, нам предлагают 100 долларов за сутки хранения и за эвакуацию заплатить.
С. БУНТМАН: Это же штрафная стоянка.
В. ТРАВИН: Дело вот в чем. В кодексе не сказано, что это еще один вид наказания. Штраф-стоянка как мера обеспечения по делу. Чтобы пьяного водителя отстранить, пока он не протрезвел, не имеющего документы отстранить, пока он не привез.
С. АСЛАНЯН: И не сдаст экзамены на право управления.
В. ТРАВИН: Слава богу, таких ситуаций у нас не будет. Если водительское есть, никто не вправе принуждать к повторной сдаче экзаменов. Но что в русле этого федерального закона, 161, самое неприятное? То, что у нас теперь грядет снятия номерных знаков, к сожалению, пока еще МВД не сдало инструкцию о порядке снятия.
С. АСЛАНЯН: Это не по 161, это по постановлению.
В. ТРАВИН: Не суть важно. Нет пока у нас еще приказа МВД, который гласит о том, что у нас будет, в каком порядке номерные знаки будут складироваться под одного начальника, под ногами, в кабинете, в каком порядке они будут выдаваться на руки. Самое главное, кто будет скручивать номерные знаки? Обяжут меня? Я так понимаю, что приказ МВД не вправе обязывать граждан, он может только обязать своих сотрудников. Значит, видимо, теперь все сотрудники ДПС будут вооружены отвертками и электродрелью. Так вот что самое интересное. За что же будут снимать номерные знаки. Давайте сначала поймем, что такое снятие номерных знаков. Номерные знаки сняты, значит, произошло запрещение к эксплуатации транспортного средства.
С. АСЛАНЯН: Хотя более правильно было бы снимать водительское сидение, либо руль.
В. ТРАВИН: Либо лобовое стекло.
С. БУНТМАН: Не надо подсказывать.
В. ТРАВИН: За что же снимают номерные знаки и запрещают эксплуатацию транспортного средства? Скажем, за то, что превышение СО СН в вашем автомобиле выше допустимых пределов. Опять-таки измерять это будет сотрудник ДПС или экологической милиции на посту? Причем я не уверен, что у него прибор работает правильно, а наш автопром выпустил «правильный» автомобиль.
С. АСЛАНЯН: При том, что экологической милиции у нас до сих пор нет официально.
В. ТРАВИН: Снятию номерных знаков подлежат машины, у которых нет аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. Я просто сразу предупреждаю всех: надо заглянуть в багажник, чтобы понять, завтра лишитесь номерного знака, есть там у вас аптечка с огнетушителем? Если нет, то готовьте отверточку, лучше сразу открутить чуть-чуть, ослабить болты, чтобы сотрудник ДПС их не сорвал вместе с задком вашего автомобиля. Дальше. Если имеется ограниченный обзор в салоне. У вас что-то висит в салоне, болтается. Причем, ограничен он или нет, это будет решать исключительно сотрудник ДПС, вам такого права не дано. Это вы уже в суде будете «бодаться». Про тормозную систему, рулевое управление — это понятно, если они не исправны, значит, даже спорить не будем. Загрязненные внешние световые приборы. Опять-таки нигде не будет сказано, что такое загрязненные. Это один миллиметр грязи, 2.5, или когда фару отковырять из грязи уже невозможно? Это что, лезть со штангенциркулем и измерять? И последнее. Неработающие в штатном режиме дворники, стеклоомыватели и замки дверей. Саша, я бы задал вопрос тебе. Что такое дворник, работающий в штатном режиме? У каждой машины, по-моему, свой штат. У меня на разных машинах дворники все в разных режимах работали.
А. ПИКУЛЕНКО: Это ведь все можно проверить только при прохождении автомобилем техосмотра. Как известно, приказ 329 никто не отменял. Что такое дворники? По идее, ГОСТ наш гласит, что стеклоочистители должны работать во всех режимах, установленные заводом-изготовителем на данную модель автомобиля. То есть, прерывистый, с паузой, если она есть. Если хотя бы одного режима нет, так же, как не работают фароомыватели, а это на наших машинах нет. Одновременно с включением стеклоочистителей на ряде моделей автомобилей включаются еще фароочистители. Если все это не работает, машина к эксплуатации запрещена, так же, как звуковой сигнал, не только неработающий, но и не согласованный, многотональный. Этот пункт правил — техническое состояние автомобиля, это отдельное приложение. Оно вынесено за пределы дорожного движения.
С. АСЛАНЯН: Вынесено оно на усмотрение инспекции.
А. ПИКУЛЕНКО: Да.
С. БУНТМАН: Мы продолжим после новостей. Я хотел бы ответить на 3 сообщения. «Я живу во дворе дома, который заставлен машинами, ни Скорая помощь, ни пожарные здесь не проедут. Если государство хочет привести все в порядок, вы против». Спокойно. «Почему в передаче о мерах против владельцев машин не говорят также убежденные горячо, что пьяными за руль садиться нельзя, а потом бы говорили о штрафных санкциях?» Я отвечу Петру и Маше. Во-первых, проводить во дворах никто не против, но как?
А. ПИКУЛЕНКО: Это государственная проблема. Можете построить везде места.
С. БУНТМАН: А два. На то, что пьяным за рулем, что нельзя нарушать. Нельзя, когда речь идет о другом, Маша. Вы же сами прекрасно понимаете, не надо подставлять. Понимаете, о чем идет речь. Это по умолчанию. Мы имеем в виду водителей, которые соблюдают правила движения, соблюдают все то, что полагается действительно в реальности, согласно правилам и законам. А потом уже говорится о произволе. Ясно?
НОВОСТИ
С. БУНТМАН: «Господа, вы зря так иронизируете с нарушениями всяких правил в Москве автолюбителей. До такой степени обнаглели, что их надо на фонарях вешать — автолюбителей, которые распустились. Не дают подъехать автобусу на повороте, подрезают». Не только. Паркуются на остановках.
С. АСЛАНЯН: А пешеходы как разгулялись по улицам, просто страшно. Хоть пулеметы ставь.
С. БУНТМАН: Да, стоит поставить, потому что бегают через улицу непонятно как.
С. АСЛАНЯН: Гадят в лифте. Этих вообще сразу к стенке.
С. БУНТМАН: Давайте разберемся. Мы говорим об идиотизме, а не о необходимых правилах. Сколько раз говорили, что на желтой сплошной, где даже остановка запрещена, не то что стоянка, паркуется куча машин. Никому это не интересно. А интересно совершенно другое. Почему это получается так.
С. АСЛАНЯН: Почему инспектору ГАИ неинтересно ловить людей на желтой линии, а интересно лежать в засаде со спидганом? Потому что со спидганом деньги гораздо больше, вот и все.
С. БУНТМАН: Почему не организованы те же самые проверки, как полагается?
С. АСЛАНЯН: Когда говорят о том, что водители в Москве распустились, я бы сказал так. Водителей в Москве умышленно распустили для того, чтобы поток штрафов не ослабевал. Потому что я помню еще те времена, когда я сел за руль 13 лет тому назад. Инспектора на дороге уважали, но только по одной причине, что инспектор занимался делом.
С. БУНТМАН: Это может быть из следующей нашей передачи, из программы «Не так». Но при императоре Павле говорили, что так как никто не мог понять, за что награждают и за что наказывают, награда лишилась прелести, а наказание лишилось своего действия.
С. АСЛАНЯН: Перестало быть удовольствием.
С. БУНТМАН: Перестало быть наказанием. Потому что никогда не знаешь, когда тебя накажут или за что тебя наградят.
В. ТРАВИН: В этой связи хочу сказать, что у нас наказанию подлежат за нарушение правил дорожного движения, не только водители, но и пешеходы. Я за свою практику не видел ни одного пешехода, оштрафованного на запрещающий сигнал светофора, за создание аварийной ситуации автомобилю. А все почему? Потому что с пешехода денег не возьмешь. Интересно воевать с теми, у кого можно взять деньги. Нет у водителя документов водительских, его могут доставить на 3 часа в отделение милиции для установления личности. Пешехода доставить практически невозможно, потому что он убежал. Этот хоть машину свою бросил здесь, его хоть по машине можно будет найти. Я не представляю себе сотрудника ДПС, который будет гнаться за пешеходом, с них взять нечего. Поэтому главная задача — наполнить деньгами бюджет. Проще это делать с водителей, а не с пешеходов. Поэтому у нас в принципе изначально не заложено ни в КоАП, ни в ПДД борьба с нарушением этих правил. Заложен один главный принцип — собрать деньги в бюджет, с кого можно. В бюджет Москвы на этот год заложено 9 млн. руб., которые Москва ждет от нас с вами, видимо, уже получила до окончания этого года, за превышение нами скорости движения в Москве. Первого января этого года наступило, мы уже Москве одной задолжали 9 млн. руб. за превышение скорости. Хотя еще на дорогу не выехали, потому что мало кто в ту ночь мог выехать.
С. БУНТМАН: «В одной из передач про автомобили г-н Пикуленко говорил, что грузовики с пятницы вечера по утро воскресенья не будут ездить по шоссе. Они ездят. Прокомментируйте, пожалуйста. Владимир».
А. ПИКУЛЕНКО: Да, действительно, такой законопроект готовился, и он должен был вступить в действие уже с осени 2003 года, но, к сожалению, «номер» не прошел. А так в Подмосковье хотели ввести ограничение на выезд большегрузного транспорта из гаражей, а также на передвижение, особенно в пятницу и выходные дни, дабы разгрузить те потоки для водителей, которые выезжают на дачу и на природу. Не прошло.
С. АСЛАНЯН: Зато, тем не менее, прошла поправка к ПДД, которая с 1 января посмотрим, как она будет исполняться, по запрету движения «Газели» в левом ряду. Маленький праздник на нашей улице, нюанс здравого смысла, когда из «Газели» взяли и сделали грузовик, признали, что это не легковая машина. Потому что по сию пору, по 31 декабря «Газель» считается у нас легковой машиной.
С. БУНТМАН: Как известно, тощая корова — еще не газель. Но здесь получается, что со всеми повадками легкового автомобиля, с быстрыми переездами в левый ряд, маневрированием и бодрыми подрезаниями. Это ужасно. Еще один. Опять тебе, Саша, что ты говорил, что в Англии большие штрафы. А стоило сюда приехать, много дерут. За что штрафы, как они налагаются.
А. ПИКУЛЕНКО: Да, ведь весь вопрос не в том, какие штрафы, а каким образом этот штраф будет накладываться и за что. Ведь постановление «эвакуированный трамвай» звучит глупо. Я всегда говорю, что господин Касьянов, подписав эту бумагу, прочитал ее хотя бы? Нет. Понятно, что так же и все остальное. Как можно устранить причину задержания на штрафной стоянке, если задержали автомобиль за техническую неисправность, за неисправные тормоза, рулевое управление или сцепное устройство. Причем, представляете, задержали за неисправное сцепное устройство 40-т грузовик. Каким образом он будет эвакуирован, если эвакуация по этому закону допускается только методом транспортировки?
С. АСЛАНЯН: Да, погрузки.
А. ПИКУЛЕНКО: Вот о чем идет разговор. Представьте себе, вы выехали.
С. БУНТМАН: Подвезут, потому что экскаваторы перевозят.
А. ПИКУЛЕНКО: Понятно. Ведь дело в том, что я не против закона, когда он действует неотвратимо и правильно. Я против закона, который делает из меня и из таких как я людей идиотов.
С. АСЛАНЯН: И заведомо невыполнимые.
А. ПИКУЛЕНКО: Да. Зачем писать закон, которого не можете выполнить.
С. АСЛАНЯН: Причем последнее законотворчество говорит о том, что люди, создающие эти нормативные акты, готовы дифференцировать все до мельчайших подробностей. То есть самый маленький нюанс они именно в дорожной сфере пытаются покарать и наказать. Давайте с таким же успехом придумывать наказания за конкретные проступки. Например, за то, что люди привыкли гадить в лифтах, давайте сделаем уголовную статью, поставим пост, сделаем специальный отряд. Есть экологическая якобы милиция, которой на самом деле нет, которая принюхивается к выхлопным трубам, потому что якобы дышать нечем. В лифте, на самом деле, тоже, получается, нечем дышать. Давайте туда отрядим специальных людей в форме и с пистолетами, и дадим им полномочия по конкретному разделу правонарушений. К чему такая дифференциация в автомобильной сфере, почему борются за каждый миллиметр нашего движения по дороге в сторону к осевой, в сторону от осевой. При этом вне правового поля оказывается еще не менее конкретные деяния людей, не имеющих автомобиля, а например, просто катающиеся в лифтах?
С. БУНТМАН: Вопрос. Я не понимаю, Ольга Петровна, кто вам сказал, что можно спокойно сбить на зебре человека и уехать, и за это ничего не будет.
А. ПИКУЛЕНКО: Это, как всегда, мнение конкретного журналиста на данную статью уголовного кодекса. Поверьте мне, что да, действительно, если с формальной точки зрения подойти, то да, можно переехать человека и уехать. Но, поверьте мне, уголовная ответственность все равно наступает.
С. АСЛАНЯН: Да, причем две: совершение ДТП с пострадавшим и оставление его человека в опасности. Это две статьи УК. И вторая является отягчающим обстоятельством, вам уже не 3 года дадут условно, а все 5 и вполне реально. Это ваше право выбора, можете сбить, уехать.
А. ПИКУЛЕНКО: Можете. Бегать за вами теперь, в общем-то
С. БУНТМАН: Насчет бегать за. Наталья спрашивает: «На тротуаре возле дома меня сбила грузовая машина. Знаю водителя и номер машины. Обратились в ГИБДД, уже месяц они ищут виновных».
А. ПИКУЛЕНКО: А зачем в ГИБДД? Прокуратура.
С. АСЛАНЯН: Во-первых, надо было заявление оставить в ОВД, в ГАИ сразу же. И требовать вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, если был причинен вред хотя бы средней степени тяжести. Если это было до 8 декабря, потому что после 8 декабря у нас средняя степень тяжести не относится к уголовно наказуемым деянием, к сожалению. Надо было делом заниматься. Во-первых, надо было знать, кто из дознавателей занимается, и каждый день его трясти, смотреть, искать, какие выносятся документы, постановления о возбуждении, о прекращении, об отказе возбуждения. Делом заниматься нужно. Не надо ждать милости от природы в лице ГАИ.
С. БУНТМАН: Виталий из Москвы: «Ходили ли вы пешком по улицам Москвы?» — Да. «Были ли вы когда-нибудь в Европе?» — Да. «Не надо защищать водителей, наглее которых ни в одной стране нет».
А. ПИКУЛЕНКО: Можно я не соглашусь? Я не спорю, что не надо защищать наглых водителей. Но если вы когда-нибудь посмотрите, что творится в таких странах как Пакистан, Индия, Турция, Египет, где много наших соотечественников бывает, вы поймете, что наше движение все-таки организованное движение. Там порядок организации движения, который вовсе не подходит цивилизованному человеку.
С. АСЛАНЯН: И ко всему прочему, в данном случае разговор идет не о том, чтобы защитить всех водителей, в том числе и которые виноваты. Речь идет о том, как наше законодательство на сегодняшний день давит на нас уже по факту наличия автомобиля. Мы еще ничего не сделали, но нас уже обнесли красными флажками.
В. ТРАВИН: Мы уже должны.
С. БУНТМАН: Просто еще дело в том, что в людях серьезно сидит такая вещь, что этих сволочей, от олигархов до автомобилистов всех пересажать и перевешать. А меня, маленького человека, меня государство защитит с помощью репрессивных мер как можно более жестких, неизвестно куда применяемых, чтобы все боялись. Кто боялся? Что ж делать. Я даже характеристики давать не буду.
В. ТРАВИН: История ничего не научила этих людей.
С. БУНТМАН: И не научит никогда. Потом будет то же самое будет. Как слушательницу, которую сбил грузовик на тротуаре. И который никто не может найти. Это плохо, что никто не может найти. А что это из одного и того же корня, стволы, что идиотские постановления, что, где, за что снимать, что отволакивать и с какого брать взятки, совершенно неправомерные, это из одного корня растет эта пакость.
В. ТРАВИН: Это результат того, что мы не заставляем как налогоплательщики, оплатившие работу правоохранительных органов, их работать, вот и все. Если они не могут работать, придите, заберите их деньги, которые заплатили, наймите других в погонах.
С. БУНТМАН: В том-то все и дело. Спрашивают, почему такой налог, почему так надо платить.
А. ПИКУЛЕНКО: О каком налоге?
С. БУНТМАН: На транспортные средства.
А. ПИКУЛЕНКО: Транспортный налог установлен правительством, ставки транспортного налога устанавливаются регионами. Например, в Москве не все должны платить транспортный налог. Если у вас мощность меньше 70 л.с., вы вообще от него освобождаетесь. Причем многие не получили еще квитанцию на оплату транспортного налога.
С. АСЛАНЯН: Москва город олигархов, поэтому платят все владельцы «Мерседесов».
С. БУНТМАН: Илья из Санкт-Петербурга: «Мы призываем, — мы с вами, — стремиться нам с вами к Германии, Англии, в худшем случае к Италии, Франции».
С. АСЛАНЯН: В чем стремиться?
С. БУНТМАН: А вы знаете, я а) не видел, б) не приставал не по делу, сколько я там катался тоже, а вы еще больше там катались.
А. ПИКУЛЕНКО: Конечно. Причем один раз меня остановили за грубейшее нарушение. Причем, прикинувшись «полным неговорящим», мне на чисто французском языке сказали: «Финиш вояж». После этого я сразу начал прозревать, и сказал, да, пожалуйста, я заплачу сколько надо.
С. БУНТМАН: Нет, никакого вечного боя, Марина, пешеходов с автомобилистами, это мы считаем, что у нас вечный бой. У нас в троллейбусе вечный бой. При выходе из подъезда вечный бой. У нас всегда вечный бой. «У моей знакомой мать сбил на зебре автомобиль, уехал с места происшествия. За ним гнались, но не догнали. За матерью вызывали вертолет настолько тяжелое было ранение. Никто никакого виновника не нашел. Так что не надо врать про неотвратимость». Именно, что мы не врем про неотвратимость, ее нет. Ее хотелось бы. Потому что получаются такие вещи много раз, сбивают просто в наглую на переходе человека, а потом постепенно начинается, даже если известен водитель, никуда не убежал, начинает изменяться картина происшествия. Получаются другие схемы.
А. ПИКУЛЕНКО: «Басманное правосудие».
С. БУНТМАН: Да. Начинается там. Оказывается, тетенька, которую сбили, или женщина с ребенком, у нее был заступ, как в легкой атлетике, в прыжках в длину. Наступила на планочку или что-нибудь такое. Она сошла с этого перехода, и все дальше и дальше она уходит. И потом вдруг чуть ли не на другой улице все происходит.
В. ТРАВИН: И в другой день, с другой женщиной. И так далее.
С. БУНТМАН: Да, в 500 метрах. Вот о чем мы говорим.
А. ПИКУЛЕНКО: Я вам могу привести пример. В одном из провинциальных городов, чтобы спасти сына руководителя этого города, передвинули за ночь на 30 м пешеходный переход, где произошло ДТП. Официально опубликованная информация. Пожалуйста. Это тоже в нашей стране все происходит.
С. БУНТМАН: Правильно. А на это мы ответим, потому что Вера спрашивает.
А. ПИКУЛЕНКО: Во-первых, Вера, вы должны возить с собой полис. Это основной документ, который является доказательством того, что вы застраховали, что вы имеете право пользоваться именно этим автомобилем, и вы именно тот человек, который застраховался. А наклейка на лобовом стекле это дополнительный документ, который позволяет сотруднику ДПС определить, застраховались вы или нет. Поэтому оба этих, почему-то мне не в первый раз задают этот вопрос, якобы в страховом обществе говорят, что только наклейка, а полис, в общем-то и не нужен. Рекомендую, что полис нужен, и в дополнении к правилам дорожного движения написано, что полис необходим. А также я вообще советую вам возить еще и два бланка заявления о ДТП, которые прилагаются вам при оформлении.
С. АСЛАНЯН: Это возить обязательно, поскольку ради них все и затевалось.
В. ТРАВИН: Давайте я поясню еще один очень важный момент. Вопросов у нас будет возникать огромное количество в новогоднюю же ночь. Какая ответственность наступает за отсутствие полиса у вас в кармане, и за отсутствие страховки вообще, в принципе.
А. ПИКУЛЕНКО: Правда, любимая казуистика президента Травина. Но факт остается фактом.
В. ТРАВИН: Мы сломали глаза, голову и руки, пока наконец-то докопались в Кодексе, в постановлениях и в правилах до сути. При этом сами неоднократно ошибались, везде, где только можно, говорили все наоборот, теперь дошли до истины. Поэтому заявляю теперь совершенно ответственно. Если у вас нету полиса вообще, то есть, вы его не приобретали, ни в какие отношения со страховой компанией не вступали, 500-800 руб. штрафа за отсутствие страховки и более ничего. Если же у вас полис есть, вы страховались, вернее, свою гражданскую ответственность, но сегодня почему-то забыли его дома, за это 50 руб. штрафа, как за неполный комплект документов, которые вы в соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД обязаны возить с собой. И штраф-стоянка до устранения причины задержания.
С. БУНТМАН: 3118 руб. и копейки.
В. ТРАВИН: Да, 100 с лишним долларов. Пока полис из дома не привезете, не предъявите его в ГАИ, не докажете, что у вас он есть.
С. БУНТМАН: Понятно. В общем, увы, но надо его точно так же, как документы необходимые, возить.
С. АСЛАНЯН: Он здоровый, формата А4.
А. ПИКУЛЕНКО: По поводу транспортного налога. Вообще, я советую транспортный налог платить, даже если вы своего автомобиля не видели давно. Потому что государство с вас не слезет. Потому что потом придется заплатить больше. Не хотите платить, не знаете, где ваша машина, придите в вашу районную ГАИ и напишите: «утрачен автомобиль с документами при невыясненных обстоятельствах». Пусть ищут. А вам дадут справку, что они его ищут. Пока ищут, никто с вас налога взять не может.
В. ТРАВИН: Только нужно будет копию заявления со штампиком ОВД направить в налоговую инспекцию.
А. ПИКУЛЕНКО: Обязательно.
В. ТРАВИН: Иначе мы не докажем с вами. Важно только при этом не заявлять, что автомобиль похищен. Потому что факт хищения
А. ПИКУЛЕНКО: Утрачен при неустановленных обстоятельствах.
В. ТРАВИН: Очень многие, заблуждаясь, бегут с заявлением в ОВД: «Автомобиль похищен». Нет, вы добровольно передавали его по доверенности, поэтому речь о хищении здесь не идет.
С. БУНТМАН: Константин спрашивает: «Нужно ли оригинал полиса возить обязательно?». Или можно ксерокопию?
В. ТРАВИН: Нет. И законом о страховании, и правилом о страховании не предусмотрено наличие в кармане копии. Только оригинала.
С. БУНТМАН: И даже копия, нотариально заверенная?
В. ТРАВИН: Не предусмотрено. Не сказано нигде в законе, что можно возить с собой копию, пятую-десятую, заверенную или незаверенную.
С. БУНТМАН: Илья спрашивает: «Сколько раз могут штрафовать за отсутствие полиса?».
В. ТРАВИН: Москва решила для себя так: раз в сутки. Хотя это не лезет ни в какие рамки. Обратите внимание: вас задержали за управление транспортным средством без страховки. На вас наложили взыскание в виде штрафа, выдали копию постановления вам на руки. Вы сели и поехали дальше. То есть, вы еще раз совершили то же самое административное правонарушение, выразившееся в управление транспортным средством лицом незастрахованным. Инспектор может вас догнать и еще раз остановить. И так до самого Магадана. Поэтому говорить, что раз в сутки. Спасибо, конечно, если ГАИ будет именно так делать. Надо просто низко поклониться за это. Но формально имеют право точно так же как за техосмотр. Вы же опять сели за руль, еще раз совершили правонарушение. Значит, еще один протокол.
А. ПИКУЛЕНКО: Кстати, по поводу «вилки» был очень интересный вопрос. Как будет определяться, кто должен заплатить 500, а кто 800. Оказывается, определять будет инспектор, исходя из социального положения нарушителя.
В. ТРАВИН: Наверное, имущественного.
А. ПИКУЛЕНКО: Вот кто на «Оке» и бедный, тот 500. А тот, кто на «Мерседесе»... Это мне напоминает революционную интуицию.
В. ТРАВИН: Главное, не перепутать, кому сколько.
С. БУНТМАН: «Повысится ли штраф за ТО? И какие последствия, если он отсутствует с 1 января?»
В. ТРАВИН: Нет, штраф за ТО не повышен. Слава богу, в новый кодекс пока никто не вносил изменения штрафных санкций. Все они остались и в течение полутора лет действуют.
С. АСЛАНЯН: Просто предложение было такое.
В. ТРАВИН: Предложение было увеличивать в несколько раз или считать МРОТ не в 100 руб., применительно к административному праву, а в 600 с лишним.
А. ПИКУЛЕНКО: Только весной, и не раньше.
В. ТРАВИН: Одним словом отвечаю на вопрос. Нет, не изменились, штрафы те же.
С. БУНТМАН: Скажите, полисы обязательного страхования для юридических лиц, тоже надо возить оригинал его?
А. ПИКУЛЕНКО: А вот для юридических лиц тем более надо возить оригинал, потому что для юридических лиц в полисе не написано, кто конкретно управляет автомобилем. Там в полисе написано только одно: название этой организации. Все. Поэтому уж там-то оригинал нужен тем более.
В. ТРАВИН: В полис, по любому, должны быть вписаны лица, которые допущены к управлению транспортным средством. Чем больше лиц вписано, тем выше стоимость самого полиса.
А. ПИКУЛЕНКО: Да, Вить, но понимаешь как, я не знаю, нарушение это или нет, но дело в том, что страховые компании для юридических лиц вписывают в полис, там, где «лица, допущенные к управлению автомобилем», ООО «Безграничная безответственность Сукины Сыновья».
В. ТРАВИН: Не видел таких полисов. Но если есть такие, мне кажется, что это не соответствует ни постановлению.
С. БУНТМАН: А что будет юридическим лицам. Написано: «Многие государственные организации и предприятия не оформили полисы автострахования на свои автомобили. Какие санкции ждут с нового года», спрашивает Борис.
А. ПИКУЛЕНКО: Государевым людям не будет ничего. Им на 2004 год разрешили стукать нас бесплатно.
С. БУНТМАН: «У меня машина старая, я ее хочу списать. Нужно ли мне платить страховку?».
А. ПИКУЛЕНКО: Если на ней ездить, нужно, если нет, то страховка не нужна.
С. БУНТМАН: Валентин Николаевич, до Магадана включительно. «Вы сказали, что штрафовать можно до самого Магадана, а в Магадане уже не штрафуют». Нет, включительно. Вот в океане уже вряд ли.
А. ПИКУЛЕНКО: У нас, кстати, постановление правительства, подписанное г-ном Касьяновым, касается не только автомобильного транспорта, так же и маломерных судов, выходящих на акваторию. На них тоже распространяются и штрафные стоянки, и прочие санкции, в том числе, запрещение к эксплуатации.
В. ТРАВИН: То есть, если вы с «Жигулей» пересаживаетесь на катер на границе
А. ПИКУЛЕНКО: Это по поводу океана.
С. БУНТМАН: Давайте ответим Михаилу на любопытный вопрос. И это будет все у нас. «Я сейчас в загранкомандировке. В конце января поеду в Россию на машине, купленной за рубежом. Из России выехал до введения закона об обязательном страховании. Как мне быть со страховкой?»
С. АСЛАНЯН: На границе.
А. ПИКУЛЕНКО: На границе вас с удовольствием застрахуют. Даже ничего делать не надо. Нежно возьмут под руку, заглянут в глаза и скажут, сколько надо заплатить.
С. БУНТМАН: Ну вот и все. Спасибо, господа. Это была программа «Парковка».


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире