11 апреля 2020
Z Парковка Все выпуски

Летние шины Cordiant, особенности их эксплуатации


Время выхода в эфир: 11 апреля 2020, 16:05

Е.Васильев Друзья, добрый день, в студии — Егор Васильев, и мой гость Александр Еремин, представитель компании Cordiant.

А.Еремин День добрый.

Е.Васильев И сегодня мы поговорим о шинах. Что это такое вообще, почему мы, кстати, к этому вопросу сегодня пришли, это тоже интересно. В принципе, сейчас происходит смена сезона, это во-первых, а во-вторых, в связи текущей интересной обстановкой в мире все всё больше пересаживаются на личный транспорт, то есть, шины все-таки нужны.

А.Еремин Как-то обтекаемо. «В связи с ситуацией»…

Е.Васильев Да, в связи с ситуацией, но я тут уж не знаю что сказать, потому что можно ненароком оскорбить кого-нибудь в лучших случаях, поэтому поговорим о шинах. Шины это вообще достаточно интересная история, потому что, с одной стороны, это что-то простое, черное, круглое, что нужно купить, поставить на машину и использовать. А с другой стороны, мы начинаем при более внимательном рассмотрении вопроса понимать, что шина — это намного более серьезный инструмент, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, она сложно устроена, там много всяких деталей, элементов, корд такой, корд сякой, боковины, брекеры, протектор, один слой, первый, второй слой и так далее.

Плюс ко всему, шина за счет того, что обладает определенными характеристиками механическими, на сжатие, на, скажем так, восстановление исходной формой, реакцией на поворот… Она фактически может задавать характеристики управляемости автомобиля. И порой не очень хорошие шины могут сильно удивить пилота. Хотелось бы немножечко обсудить особенности шин, особенности шин Cordiant, и насколько я знаю, сейчас Cordiant использует различные методики испытаний вот этих самых шин, о чем я хотел бы тебя, Александр, и спросить.

А.Еремин Во-первых, хочу сказать, что любая шина очень сильно формирует впечатление автомобилиста от самого автомобиля. Если мы выберем неправильную обувку, не по сезону или ту, которая не соответствует тем режимам езды, с которыми мы сталкиваемся каждый день, то, возможно, впечатления от машины будут полностью испорчены. Я думаю, у каждого из нас был такой опыт.

Е.Васильев Если мы говорим о шинах, естественно, далеко не всегда человек пользуется шиной в течение только одного сезона. Проездил лето, снял…

А.Еремин Не дай бог один сезон пользоваться, конечно.

Е.Васильев …снял и забыл. А вот что происходит с шинами в процессе их длительной эксплуатации? Естественно, уменьшается профиль проекта. А вот как это влияет на характеристики и насколько стабильны характеристики шин Cordiant при этом?

А.Еремин Ты знаешь, во-первых, это очень интересная тема, и буквально недавно мы провели большое исследование. Но, наверное, я бы хотел сначала немножко в сторону отойти. Бытует мнение о том, что шины портятся со временем. Ты знаешь, для кого-то это в принципе городская байка, но для некоторых ребят это большая проблема. Вот буквально сегодня я проводил мероприятие с экспертами шинной отрасли, которые занимаются продажами. И к ним в розницу в точку приходят потребители и просят шину этого года выпуска. При том, что…

Е.Васильев Распространенная история в последнее время. Все знают, где посмотреть дату выпуска.

А.Еремин Конечно. Но мало кто задумывается, что летом мы выпускаем зимние шины, а зимой выпускаем летние. И, соответственно, даже при самом хорошем раскладе в этом году получится купить прошлогодние шины.

Е.Васильев Понятно. А каким образом оцениваются остаточные характеристики управляемости на б/ушных шинах, например?

А.Еремин Существует несколько методик, которые позволяют испытывать шины на протяжении их жизненного цикла. Можно, конечно, поставить все шины на конвой их автомобилей, и этот конвой будет ездить до полного истирания рисунка протектора. Конечно, такие испытания ведутся. Но понятно, что это долгосрочные проекты, которые занимают очень много времени, и таким способом не получается прокатать большое количество шин. Это во-первых. А во-вторых, большая часть подобных испытаний проводится именно на ходимость и не затрагивает такие моменты как безопасность. Управляемость и торможение на сухом и мокром покрытии. Недавно мы проводили испытание наших шин Cordiant Comfort 2 с премиальным конкурентом. Мы взяли несколько комплектов шин. Первый оставили без изменения, абсолютно новые шины. ПОставили… НРЗБ.

Е.Васильев Эталонный образец.

А.Еремин Конечно, более дорогой и премиальный. Затем следующие комплекты. Мы взяли, поставили на специальный станок для абразивной обработки грузовых шин, и сняли рисунок протектора до 4,5 мм. Это где-то середина жизненного цикла шины.

Е.Васильев Если мы говорим о жизненном цикле, на сколько рассчитана шина по ресурсу? Или зависит от манеры езды?

А.Еремин Исключительно от манеры езды. У одного водителя шины могут прослужить 100 000 километров, а у другого с трудом продержатся 30 000. Все зависит от водителя, и поэтому очень мало испытаний ведется на ходимость в сегменте легковых шин. В грузовых шинах более-менее одинаковые режимы езды, нагрузки, перегруза и дорожных условий. Поэтому пробеги можно сравнивать между собой. В легковых шинах абсолютно все зависит в первую очередь от водителя.

Е.Васильев И разнообразие машин намного больше.

А.Еремин Естественно.

Е.Васильев И потом, когда шина дотерлась до 4,5мм, она поехала на испытания?

А.Еремин Не совсем. Мы взяли третий комплект и сточили там рисунок протектора до 1,6 мм. То есть, это уже все, по нашему техническому регламенту безопасности колесных средств.

Е.Васильев То есть, дальше уже болгаркой только нарезать протектор, чтобы…

А.Еремин Дальше уже только болгаркой нарезать проектор. Для того, чтобы сымитировать реальные условия эксплуатации этих шин, мы поставили их на автомобили, и автомобили прошли 10000 километров, чтобы сымитировать усталость каркаса шин. И после этого мы провели серию испытаний. Самые показательные — торможение со 100 км/ч до 5 км/ч на сухом асфальте, и с 80 км/ч до 5 км/ч на мокром асфальте. До 5 км/ч, кстати, это интересный момент, потому что…

Е.Васильев Из-за АБС?

А.Еремин Именно. Именно на этой скорости отключается система АБС, чтобы данные в разных сериях торможения можно было сравнить между собой, все шинники всегда проводят испытания именно до этой скорости.

Е.Васильев АБС отключается потому, что просто шаг дискретизации у венцов, этой непонятной шестеренки, с которой работает датчик, он не позволяет на маленьких скоростях оценивать блокировку колеса.

А.Еремин Да. И происходит разлет в результатах испытаний. Многие, кстати, думают, когда мы говорим о таких скоростях, что испытатели сидят за рулем, какие-то отсечки делают, конусами размечают на полигоне те места, где автомобиль затормозил. На самом деле я слышал такие версии.

На самом деле, все эти замеры производятся с помощью специального прибора, с помощью рейслоджика. Автомобиль разгоняется до какой-то скорости, например, до 100 км/ч, и тормозит в пол до полной остановки. Прибор сам считает тот выбег, который автомобилю потребовался, чтобы затормозить с 80 до 5 км/ч.

Е.Васильев Соответственно, торможение в пол — это грубый удар до упора…

А.Еремин Соответственно. Мы пытаемся сломать педаль.

Е.Васильев И, наверное, есть специально обученный человек, у которого права нога намного сильнее…

А.Еремин Намного. То есть, культурист бы позавидовал. Мы провели серию таких испытаний и сравнили между собой новые шины, шины в середине своего жизненного цикла, и уже изношенные шины, которые пора поменять на новые. И разница в результате испытаний между новыми и б/у шинами со средней величиной, остаточной величиной рисунка протектора составила в пределах 2%. Что у нас, что у премиального бренда. Соответственно, в середине своего жизненного цикла шина хорошо отрабатывает и на сухом асфальте, и, что самое важное, на мокром асфальте.

Е.Васильев Они фактически сохраняют свои эксплуатационные…

А.Еремин Свои эксплуатационные показатели. Конечно. Эти показатели прописаны на евромаркировке, которая наклеивается на каждую шину. У нас, например, на шинах Cordiant Comfort 2 показатель A, это самый высокий по сцеплению с мокрой поверхностью.

Е.Васильев Это, соответственно, все вопросы, связанные с тем, что не только поверхность мокрая, но еще и с возможным аквапланированием, сбором воды в ламели, в канавке…

А.Еремин И отводом воды, конечно. Мы все понимаем, что чем меньше рисунка остается, тем хуже работает шина. Но у всех шин этот процесс деградации происходит нестабильно. И поэтому нам было важно посмотреть и показать, как этот процесс происходит в массовом сегменте на наших шинах Comfort 2. И вот разница между новыми и изношенными с высотой 4,5 мм оказалась в пределах 2%.

Е.Васильев То есть, фактически износ в 4,5, это все равно новая шина?

А.Еремин Это вполне живая шина, которую можно эксплуатировать. А вот 1,6мм, здесь уже интереснее. Здесь разброс ведется на десятки процентов. Увеличение тормозного пути, и этого тот звоночек, который говорит о том, что шины пора поменять на новые.

Е.Васильев Так когда ее все-таки пора менять, когда 1,6 или 4,5?

А.Еремин По регламенту — 1,6. Есть индикатор высоты остаточной рисунка протектора. По регламенту — 1,6мм.

Е.Васильев Это еще считается допустимым?

А.Еремин Минимально допустимым. По своему опыту и результатам тестов могу сказать, что как только остается около 2 мм, если мы говорим о летних шинах, пора бы поменять на новый комплект, потому что с отводом влаги начинаются проблемы.

Е.Васильев А сейчас мы как раз и говорим о летних шинах, потому что все-таки, несмоторя ни на что, не было зимы, весны тоже, скорее всего, не будет. Наступит сразу жаркое лето. Вот в связи с этим вопросом. Многие думают о том, что надо переобуться с зимних шин на летние, но некоторые люди этого не делают никогда. И существует такая байка, что после определенного износа зимняя шина превращается в летнюю, притом — в весьма неплохую. Вот так ли это?

А.Еремин Нет, это, естественно, не так. Зимняя шина остается зимней. И если летом ездить на зимних шинах, то мы получаем целый букет проблем. Это и повышенный тормозной путь, что на сухом, что на мокром асфальте. Это повышенный износ шин. То есть, комплекта хватит совсем ненадолго. И, естественно, большое количество проблем с дорожным покрытием, если это шипованная шина. А в России, я напомню, 70% покупателей выбирают именно шипованные шины.

Е.Васильев Сейчас как раз на эту тему ведутся различные диспуты, и в правительстве в том числе, так что я думаю, в ближайшее время те, кто будет использовать шипованные шины, они дополнительно пострадают за свой снобизм, наверное.

Кстати, еще момент. Понятно, что с точки зрения технологий управлеямости, наверное, вряд ли случатся в ближайшее время супер-прорывы, когда шина будет так прилипать к покрытию, что в любых условиях она будет чувствовать себя хорошо. Тут чудес, наверное, не случится. С другой стороны, начинают появляться различного рода сообщения, что в шину можно встроить какой-то микрочип, она может о чем-то думать, передавать информацию, анализировать качество дороги. Вот Cordiant что думает об этом направлении?

А.Еремин Это очень интересный вопрос, на самом деле, в первую очередь он, конечно, связан с новым законодательством в России по поводу маркировки всех шинных изделий. Пока вопрос с тем, как именно будут маркироваться шины, не решен, есть несколько вариантов, все они тестируются и Cordiant, в том числе, входит в рабочую группу, на наших заводах проводятся тесты. По поводу истории о том, что шина будет что-то сообщать. Естественно, проводится масса экспериментов по поводу внедрению в шину RFID-чипа. Он специально создан для того, чтобы отмечать данные о шиномонтаже, о давлении и так далее. Но в первую очередь все эти технологии придут в мир грузовых ЦМК, цельнометаллокордных шин, потому что там, в мире грузовых шин, принято считать стоимость километра пробега. На этом основана экономика компаний. Кстати, раньше в России это было менее заметно, сейчас все больше и больше компаний, которые занимаются перевозками, начинают считать, там появляются настоящие профессионалы своего дела.

Поэтому в легковые шины, в массовый сегмент вряд ли это придет в ближайшее время. А вот в грузовые точно.

Е.Васильев Тут есть, кстати, интересный момент. У Cordiant, насколько я понимаю, очень серьезное подразделение, занимающееся именно грузовыми шинами, ведь грузовики, я вот недавно с этой темой столкнулся, и к своему удивлению обнаружил, что зачастую в профессиональном большегрузном транспорте используются технологии, которые далеко не всегда присутствуют даже в люксовых легковых автомобилях. И фактически работа с грузовиками, работа с такого рода транспортом — это задел на будущее для легковых технологий.

А.Еремин Да, мало кто об этом задумывается, но большинство передовых технологиях в первую очередь приходят именно в грузовики. И на грузовом транспорте являются нередкими пробеги в 300-400 тысяч километров. Очень разнообразны сами типы шин, потому что если мы берем автопоезд, то различие шин по осям идет. И глубокое понимание рынка профессионалами, и те, кто эксплуатирует, и те, кто производят и продают, понимают, что и зачем делает.

Е.Васильев Фактически здесь экономика является двигаталем прогресса.

А.Еремин Конечно.

Е.Васильев Пока владельцы личных автомобилей на этот вопрос внимания не обращают.

А.Еремин Знаешь, я очень часто езжу по регионам с разными встречами с представителями, в том числе, шинной отрасли. И 4-5 лет назад вопрос, например, ходимости шин не стоял вообще. По большому счету, людям было неважно, сколько шины ходят, потому что отъездила она сколько-то сезонов и все. Сейчас стоимость среднего комплекса становится все и выше. Дюймаж растет, диаметр шин…

Е.Васильев По поводу диаметра хорошее замечание. С какого момента шина становится премиальной, именно по размерности?

А.Еремин Мне кажется, нет такой градации, премиальная она или массовая.

Е.Васильев Я слышал от одного шинного производителя, что вот такая размерность — массовая, а вот такая — преимальная.

А.Еремин Наверное, с 19-го дюйма. Но на текущий момент он тоже становится более массовым. Но в России пока этот процесс малозаметен. Самый популярный в России размер — 20555 r16. И предпосылок к тому, чтобы 17-й дюйм стал самым продаваемым, самым популярным, пока нет. Это вопрос многих лет.

Е.Васильев И здесь вопрос, наверное, дорожной сети.

А.Еремин Конечно. Низкопрофильные шины в России долго не живут. Эта практика, к сожалению…

Е.Васильев Или автомобили на низкопрофильных шинах.

А.Еремин Или подвески в автомобилях.

Е.Васильев Понятно. А вообще сейчас, наверное, не существует передач, в которых бы не упоминался маленький злобный вирус, COVID-19, о котором все говорят. Он, конечно, оказывает влияние на текущую обстановку с точки зрения автомобильного бизнеса. Потому что возникают проблемы и с поставками машин, запчастей. Влияет ли коронавирус как таковой на шинную промышленность? Как он может повлиять?

А.Еремин Я думаю, он влияет на все, но это вопрос к тому, как устроен бизнес. Нас, естественно, многие процессы завязаны на работу с партнерами из других стран. За границей мы покупаем сборочное оборудование для станков, потому что понятно, что сами шинники станки для заводов не покупают, разрабатывают это все за границей. Компоненты резиновой смеси тоже покупаются за границей многие, они привязаны с курсам валют. Существуют логистические задержки, какие-то проблемы. Но у любой компании, которая занимается крупным производством, всегда есть свои правила. У нас, например, не менее 3 поставщиков каждого типа химии из разных регионов, чтобы минимизировать проблемы при поставках или при каких-то чрезвычайных ситуациях.

Е.Васильев И потом приходящий покупатель в шиномагазин, может, понюхав шину, сказать, что это испанская химия, урожай прошлого года, хороший был год… Но фактически получается так, что сейчас Cordiant уже занимается выпуском зимних шин на следующий сезон?

А.Еремин Очень скоро начнем. Это вопрос буквально дней.

Е.Васильев И если мы говорим о коронавирусе, если он будет продолжать нас мучить, то пришло лето, пришло время покупки зимних шин.

А.Еремин Это очень частый вопрос. И он связан не только с коронавирусом, но и с курсами валют, с тем, что происходит на рынке. Мне этот вопрос задавали больше 30 раз за последнюю неделю, что будет с ценами на все. И может быть, сейчас стоит купить комплект зимы, поставить в сарай, гараж, на балкон… В холодильник, вместе с гречкой рядом. может быть, стоит так сделать. Здесь сложно давать советы, потому что я думаю, что даже маститые эксперты не представляют, что будет у нас через полгода. Но лично я бы купил.

Е.Васильев Вообще тут не надо быть большим экспертом. Как показывает многолетняя практика, все от плохого развивается к еще более плохому.

А.Еремин Точно не дешевеет.

Е.Васильев Никогда не бывает по-другому. А вот, кстати, еще один момент. Если мы проводим некую аналогию между шинным производителем и автопроизводителем, то у производителя должен быть некий портфель моделей. Малый классы, НРЗБ обязательно, универсал такой, универсал такой, спорт-купе, полный привод… Существует ли некий набор типов шин для шинного производителя, наличие которого считается хорошим тоном?

А.Еремин Я не скажу за других производителей шин, но у нас портфель следующий. У нас есть в сегменте летних шин флагман Cordiant Comfort 2. Очень часто меня спрашивают, почему именно Comfort, ведь обычно у других премиальный бренд Sport, что-то со спортом связанное. Но наши опросы водителей в регионах показали, что водителей больше всего беспокоит комфорт. Причем как комфорт акустический, так и упругая амортизация неровностей.

Е.Васильев Хорошо это прозвучало.

А.Еремин Дороги мы все знаем какие. Может, в центре крупных городов хорошее, но и то после такой зимы, когда часто температура переходила через ноль, мы все видим как асфальт уезжает вместе с остатками снега.

Е.Васильев На юг.

А.Еремин Будем надеяться, что на юг, хотя бы порадуемся тогда за него — погреется. Так что главным является комфорт. Именно поэтому в нашем портфеле Cordiant Comfort 2 — это наш флагман. У нас есть и Cordiant Sport 3, это шины для чуть-чуть более активного вождения. Кроме того, у нас есть Cordiant Road Runner, это шины для более спокойной езды для массовых автомобилей. У нее направленный рисунок протектора, значит, она хорошо отводит влагу из пятна контакта. Вряд ли на ней можно показать какие-то высокие скорости, но при этом езда будет тихой и безопасной.

Е.Васильев Направленный рисунок протектора — это всегда улучшение одних характеристик за счет других, как я понимаю.

А.Еремин Да, в первую очередь за счет… Страдает управляемость. Иногда, в некоторых вариантах у других производителях страдает акустических комфорт. Такие шины обычно достаточно громкие. Но у нас блоки рисунка протектора сдвинуты друг относительно друга, это разрезает эффект резонанса.

Е.Васильев Хорошая идея: шины должны что-нибудь проигрывать на ходу, какую-нибудь мелодию.

А.Еремин Я как-то раз ездил на одном французском автомобиле, у которого звук поворотника — это Марсельеза. И я не шучу, там можно было выбрать, 10 вариантов в меню бортового компьютера, и один из них — Марсельеза. Поездил час, у меня была дилемма. Или не пользоваться поворотниками, или поменять этот звук. Поэтому я думаю, что мы воздержимся…

Е.Васильев В общем, искусство в массы через шины продвигать не будем.

А.Еремин Искусство требует жертв.

Е.Васильев Прекрасно. Кстати, существует ли какая-то связь между количеством моделей в летней линейке шин и зимней линейке шин? Не бывает ли так, что есть Cordiant Comfort 2 летняя, и на базе этой хорошей шины делается ее зимний «братик»?

А.Еремин Вообще такой практики нет, потому что летние и зимние шины принципиально разные. начиная от своей конструкции, заканчивая резиновой смесью. Связи абсолютно никакой.

Е.Васильев А вот с точки зрения конструкции что принципиально отличает зимние от летних?

А.Еремин Очень часто, когда мы говорим про конструкцию, мы приходим к разговору про пятно контакта. И раньше, буквально несколько лет назад, когда шли какие-то презентации, когда я слушал, в том числе, наших конкурентов, всегда говорили о форме пятна контакта. Мы знаем, что это должен быть прямоугольник, что все технологии, вложенные в рисунок протектора, должны всегда работать.

Е.Васильев А присутствует ли в этом прямоугольнике соотношение золотого сечения?

А.Еремин Не уверен. Но по идее — да.

Е.Васильев Это было бы совсем красиво.

А.Еремин Он же еще меняет свою форму в зависимости от скорости, температуры и давления в шине. Сейчас история немножко меняется, шинники смотрят вглубь и работают над распределением удельных давлений внутри пятна контакта. Соответственно, и в статическом положении, и в движении. Это очень интересная характеристика, которая позволяет улучшить характеристики зимних шин.

Е.Васильев То есть, мы уже говорим не о прямоугольнике, а о некоторой правильно ориентированной фигуре…

А.Еремин Все равно прямоугольник. Но распределение давлений внутри прямоугольника, оно разное.

Е.Васильев И если какой-нибудь особо одаренный водитель, пытаясь повысить ресурс шины, накачивает туда давление больше, чем необходимо, это не приводит к хорошим результатам?

А.Еремин Просто приводит к тому… Технологии, заложенные и испытанные, просто перестают работать.

Е.Васильев Есть еще такой интересный момент. У большинства автопроизводителей присутствует рекомендованное давление для шин определенного типа и размера. Как это коррелирует с рекомендациями по давлению производителя шин?

А.Еремин На 100%, когда мы шину разрабатываем, мы всегда понимаем, на каких автомобилях ее будут эксплуатировать. Она изначально создается под те рабочие давления, под тот диапазон, который есть у целевого парка.

Е.Васильев А бывают ли автомобили, для которых как ни делай шины, все будет плохо?

А.Еремин Здесь надо пальцами уже показывать, я как-то не очень хочу это делать. Бывают автомобили, которые эксплуатируют шины в особенных условиях. Естественно, внедорожники. Мы, как шинные производители, всегда рекомендуем смотреть на табличку и устанавливать необходимое давление. Но как только речь заходит о бездорожье, все шину травят, используют на пониженном давлении, чтобы увеличить пятно контакта, чтобы давление удельное в пятне контакта уменьшилось, а проходимость у шины увеличилась. Для любого шинника это — страшный сон, потому что износ идет повышенный.

Е.Васильев А фактически шина начинает работать на разрыв? Возникают нагрузки в слое корда резины…

А.Еремин Не только. Есть еще подобные нагрузки в районе бортового кольца, в том месте, где шина как раз крепится на обод. И с этим связано большое количество проблем. Мы понимаем, как только давление низкое, чуть больше газа, чуть больше пробуксовок, шина слетает с диска. Помимо этого, естественно, шина терпит большое количество ударов судьбы, я бы сказал так, на бездорожье.

Е.Васильев И не в состоянии на них ответить.

А.Еремин Иногда в состоянии. Мы следим за тем, как шины эксплуатируются. У нас есть агрессивная шина для бездорожья Cordiant Off Road, мы ее выпускаем уже достаточно давно. И она очень популярна в России, она в своем сегменте шин МТ-класса занимает больше 50%.

Е.Васильев И она как раз позволяет работать на пониженном давлении?

А.Еремин Мы это не рекомендуем? Я не могу официально вот так в микрофон сказать, что мы рекомендуем. Но так же как и автопроизводители в рамках жизненного цикла автомобиля проводят рестайлинг, мы улучшаем характеристики наших шин в процессе производства. И мы модернизовали Cordiant Off Road, мы увеличили диаметр бортового кольца и изменили плетение нитей металлокорда. Плюс возле бортового кольца, а это то место, где шины крепятся на обод, существует слой наполнительного шнура. Это особо твердая резина. Все вместе в совокупности препятствует тому, чтобы шина разувалась. И мы сделали эти улучшения, которые показывают на реальном бездорожье, что шина стала разуваться реже.

Е.Васильев А сейчас мы прервемся на рекламу и через небольшое время…

НОВОСТИ

Е.Васильев Друзья, добрый день. С вами Егор Васильев и Александр Еремин, представитель компании Cordiant. И мы продолжаем наш разговор о нелегкой жизни шин в условиях нашей удивительной реальности.

Вот, кстати, говорил здесь о том, что шины умеют правильно взаимодействовать с дорожным покрытием. Фактически можно ведь создать идеальную шину, для которой качество дорожного полотна будет уже несущественным, она сильно облегчит жизнь пилота. Это возможно? Просто дороги делать очень дорого, как показывает практика, у нас не получается делать дороги.

У нас получается делать дороги, но непрерывно, а так, чтобы сделали, и она осталась, такого нет. МОжет быть, проще делать уникальную шину, которая будет все эти неровности нивелировать, и человек, управляя машиной, будет чувствовать себя хорошо.

А.Еремин К сожалению, невозможно сделать шину, которая решит все проблемы. Улучшая одни характеристики, мы автоматически немного ухудшаем другие. Любая шина — это баланс свойств. А если говорить о плохих дорогах, то существуют решения. Более эластичная боковина, которая лучше амортизирует неровности. При этом очень часто, когда говоришь о таких боковинах, люди говорят, что она чуть более тонкая, и ее будут чаще пробивать.

А на самом деле ситуация обратная. Поскольку боковина более эластичная, больше высота этой боковины может гасить энергию удара. И такие шины лучше противостоят тем неприятностям, которые мы встречаем на дороге.

Е.Васильев Но при этом такие шины, скорее всего, не могут ехать на очень высокой скорости, правильно?

А.Еремин Это не спортивные шины абсолютно точно.

Е.Васильев Чем более эластичная боковина, тем ниже порог скоростной, который мы можем…

А.Еремин Можно немножко перефразировать. У всех этих шин индексы скорости выше 200 км/ч. Это далеко за пределами гражданских скоростей. Запас у них очень большой. Но они не созданы для гоночного трека. В принципе, все технологии, которые работают на треке, они не очень хорошо работают в городе с некачественным покрытием. Потому что улучшая спортивные характеристики, мы автоматически очень сильно ухудшаем все, что связано с комфортом и с противостоянием удару.

Е.Васильев Плюс ко всему спортивные характеристики шин подразумевают,что шина может очень остро реагировать на поведение пилота. В реальной жизни, наверное, нам такие истории ни к чему.

А.Еремин Не все пилоты готовы к тому, чтобы шина настолько реагировала.

Е.Васильев Еще один момент. Сейчас очень развивается сегмент электрического транспорта. По некоторой информации отдельные шинные производители заявляют о том, что они занимаются разработкой шин исключительно для электрокаров. В чем специфика?

А.Еремин В первую очередь специфика в том, чтобы сопротивление качению было пониженное. То есть, мы экономим энергию, потому что батарея ограничена, зарядка ее занимает время, это не то что заехал на АЗС и полный бак.

Е.Васильев Зарядка занимает катастрофическое время. Я всегда удивляюсь, когда появляется реклама, что сделали электрический SUV. SUV — это машина для путешествий. Путешествовать три часа, потом два часа заряжаться, а потом путешествовать еще три часа как-то печально.

А.Еремин У меня хорошо отпечаталась в памяти картина. Я возвращался из какого-то путешествия, заехал в районе четырех утра на подъезде к Москве на заправку, а возле заправки стояла Tesla, которая заряжалась. И, видимо, уже очень давно, потому что водитель сидел внутри очень грустный. И его вот так стаканчики с кофе пустые окружали. И явно сидеть ему еще где-то час.

Е.Васильев И это важный момент, что была одна Tesla. А если бы стояла вторая.

А.Еремин Не дай бог.

Е.Васильев То есть, прежде всего, когда мы говорим о шинах для электротранспорта — это снижение потерь при качении?

А.Еремин Да.

Е.Васильев Это же приводит к ухудшению характеристик управляемости…

А.Еремин Это ухудшает управляемость. Но мы как производитель на текущий момент в этот сегмент не смотрим. Мы разрабатываем и производим массовые шины. Пока сегмент электромобилей очень и очень мал. Как только он станет больше, естественно, мы тоже посмотрим в эту сторону.

Е.Васильев Тут видел интересное исследование, что падение цен на нефть не приведет рост к электрического транспорта. Скорее, спровоцирует более длительный срок эксплуатации бензиновых автомобилей. Но это дело десятое. Еще один момент, связанный с шинами. Шина стоит денег, к сожалению.

А.Еремин К счастью, как шинный производитель могу сказать — к счастью.

Е.Васильев Я, как человек, который пользуется автомобилем, несколько расстроен этим печальным фактом. Но, если мы проводим аналогию между шинным производителем и производителем автомобиля, автопроизводители активно используют финансовые инструменты, чтобы стимулировать спрос. То есть, появляются кредитные программы, программы с остаточной стоимостью, различные истории, позволяющие человеку относительно легко приобрести автомобиль.

А.Еремин Комфортно, я бы сказал.

Е.Васильев Что у Cordiant на эту тему есть?

А.Еремин Это интересный вопрос, потому что большинство покупателей даже не представляют, что у шинников тоже есть такие инструменты. Они, во-первых, действительно удобные, а во-вторых экономят и время, и средства. У нас есть два инструмента, которые бы я рекомендовал и сам бы пользовался. Во-первых, это кешбек на летние шины, 10%, условия у нас на сайте прописаны.

Е.Васильев Я просто плачу на 10% меньше?

А.Еремин Нет, ты платишь всю сумму, а потом тебе 10% возвращается. Так же,как любой другой кешбек устроен.

Е.Васильев То есть, мне 10% возвращается на карточку?

А.Еремин Там все на сайте прописано, все условия. Но получить этот кешбек очень просто, он работает в большинстве регионов. И у нас уже, несмотря на то, что сезон переобувки еще не наступил, потому что до сих пор ночью бывают заморозки, у нас уже есть большое количество клиентов, которые воспользовались этим кешбеком. Второй инструмент, который я искренне бы рекомендовал — безусловная гарантия. Она означает, что ты можешь купить комплект шин Cordiant, можешь проехать на них 100 000 км, а можешь проехать вообще нисколько. Можешь прийти в точку продаж шин и купить другой комплект шин со скидкой в 50%. Предыдущий комплект, естественно, нужно сдать.

Е.Васильев А при этом какие-то документы нужны, что я его купил?

А.Еремин Это зависит от торговой точки.Во многих даже документы не нужны. Это акционная история, там очень широкий диапазон тех лет, когда были выпущены эти шины. Просто нужно посмотреть на сайте, чтобы неделя и год выпуска попадали в тот диапазон, который нужен.

Е.Васильев А диапазон ограничен временем?

А.Еремин Временем. Но он очень широкий. Поэтому вне зависимости от причины она называется безусловной. Для тех, кто очень много ездит, это очень классная история, которой нужно пользоваться.

Е.Васильев Очень удивительная история. Приходишь, сдаешь старый автомобиль…

А.Еремин Сдаешь с пробегом в 100 000 километров.

Е.Васильев При том в любом состоянии.

А.Еремин То есть, она может даже не сама приезжать.

Е.Васильев Где-то лежит неподалеку. Кстати, у автомобилей есть VIN, уникальный номер, по которому можно проследить всю историю. А у шин есть что-нибудь подобное?

А.Еремин Есть у грузовых уникальный серийный номер, у легковых вся идентификация проходит по неделе и году выпуска. Но в ближайшем будущем вводится обязательная маркировка шин на территории Российской Федерации. У каждой шины будет свой уникальный QR-код, и ее история можно будет проследить от торговой точки до производителя.

Е.Васильев Но это не защита от контрафакта, конечно. Потому что трудно представить, чтобы шины кто-то пытался подделывать. Это больше европейские требования, как я понимаю.

А.Еремин Это больше российские требования.

Е.Васильев Даже так. Это очень интересно.

А.Еремин Каждая шина будет промаркирована.

Е.Васильев То есть, система ЭРА-ГЛОНАСС пока еще не внедряется в шины Cordiant.

А.Еремин Не дай бог.

Е.Васильев Прекрасно. По поводу шин еще один момент. На самом деле, как я понимаю, у каждого состава конкретной шины существует своя рецептура. Это секрет, как я понимаю.

А.Еремин За семью печатями.

Е.Васильев Это, видимо, секрет такой же, как секрет производства кока-колы. В разных сейфах лежат разные бумажки с описанием различного рода ингредиентов. Но, возвращаясь к нашему, к текущей ситуации. Шинный производитель завязан на строго определенную номенклатуру или существует какая-то вариативность? В Бразилии кончился каучук, поэтому будет покупать каучук в Белорусии.

А.Еремин Легендарный белорусский каучук, как устрицы и креветки. На самом деле, у нас есть ряд поставщиков по каждому виду продукции из разных стран, из разных регионов, которые поставляют абсолютно одно и то же. То есть, идентичные компоненты резиновой смеси. Мы можем миксовать их, можем менять регионы, но рецептура остается неизменной. Тут есть важный момент. Естественно, мы рецептуру периодически меняем. Но это делается в рамках научных исследований, чтобы улучшить какие-то характеристики.

Е.Васильев А где осуществляются испытания шин? Как выглядит процесс разработки, сколько времени на это тратится? Вот я вдруг сегодня решил,что я хочу получить новую модель шины. От момента принятия решения до появления товарного образца сколько времени пройдет?

А.Еремин Все зависит от сегмента шины. Наверное, в районе двух лет. Вообще процесс следующий. У нас редко возникает мысль, а не выпустить ли нам такую шину. Это так не работает.

Е.Васильев А какая мысль возникает?

А.Еремин В первую очередь — анализировать рынок. Кому какие шины нужны, какой целевой парк, какие требования. Потом мы определяем базовые характеристики для нее, какой-то эталон, она должна отличаться на сколько то процентов от эталона. После этого создается техническое задание на разработку шины, разработкой у нас занимается научно-технический центр НРЗБ.

Е.Васильев Он базируется в России?

А.Еремин Он базируется в России. Головная организация находится в Москве. Разработка находится в Ярославле и в Омске.

Е.Васильев Это просто техническая база…

А.Еремин Это технические базы. Прорабатываются несколько вариантов конструкции, рисунков протектора, проводится масса испытаний на компьютере. После этого выбирается несколько вариантов, изготавливаются опытные партии,проводятся испытания на полигонах. Если мы говорим о зимних шинах, то это полигон Test World, самый крупный независимый полигон, он расположен на севере Финляндии. Если мы говорим о летних шинах, то это НРЗБ, которая расположена недалеко от Барселоны, в Испании.

Е.Васильев Кстати, глобальное потепление может сказаться на номенклатуре выпускаемых шин, на технологии их создания?

А.Еремин По поводу номенклатуры я ничего сказать не могу, у нас первая зима такая теплая в центральном регионе. Она далеко не везде такая температура. Месяц назад я был в Якутске на испытательном полигоне, там было -47, у них рекордно как раз низкая температура была.

Е.Васильев Наверное, не существует шин для таких низких температур, никто не разрабатывает?

А.Еремин Специально, конечно, никто не разрабатывает, потому что это очень узкие условия, которые есть только в нескольких регионах. Больше скажу, обычно в таких температурах используют, если на дороге есть лед, фрикционные шины, не шипованные. Потому что ниже 30 градусов у льда такая фактура и такая плотность, что шип просто не пробивает.

Е.Васильев Я исследовал этот вопрос, сталкивался в жизни много раз, когда шипованные шины вообще перестают работать. Меня это заинтересовало, выяснилось, что у воды множество агрегатных состояний, они испытываются намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд. И да, в какой-то определенный момент времени шип как спичка не дает протектору касаться льда. А лед настолько твердый, он начинает увеличивать твердость по мере падения температуры, что шип туда не проваливается. И в результате мы получаем красивые дорогие коньки, и печальные результаты.

А.Еремин Кстати, здесь есть обратная сторона. В тех регионах, где очень низкие температуры и очень много снега, он принимает фактуру такого спрессованного покрытия очень плотного. Это и Якутск, и север Сибири, там шипованные шины хорошо работают и при очень низких температурах.

Е.Васильев Потому что плотность невелика.

А.Еремин Плотность невелика, конечно. Там шип работает.

Е.Васильев То есть, фактически мы сейчас приходим к понимаю, что фрикционные шины так называемые — это шины, которые займут львиную часть рынка. А шипованные шины в силу специфики и законодательства станут эксплуатироваться в определенных условиях, не у нас.

А.Еремин Об этом говорят после каждой теплой зимы. Тем не менее, расклад следующий. 70% зимних шин, которые продаются в России — это шипы. И я не думаю, что этот расклад в ближайшее время серьезно поменяется, по одной простой причине. Как только мы выезжаем за пределы крупных городах…

Е.Васильев Не надо выезжать из города просто.

А.Еремин Сидите дома, да. Придем к этому. Как только выезжаем на загородные трассы, встречается большое количество льда. А где лед — там, конечно, нужно выбирать шипованные шипы.

Е.Васильев Фактически, шины — это инструмент, который хорошо работает в определенных условиях. Вот если мы говорим о московском лете. Оно, наверное, не очень дождливое, достаточно сухое. Неплохое покрытие в Москве и Подмосковье. Какие бы шины ты мог порекомендовать для эксплуатации в нашем регионе?

А.Еремин Для какого автомобиля? Это важный вопрос.

Е.Васильев Например, для переднеприводного автомобиля малого класса.

А.Еремин Cordiant Comfort 2, конечно. Несмотря на то, что у нас качественное покрытие, у нас есть прекрасные стыки на эстакадах, которые мы чувствуем позвоночником каждый день. У нас есть… Если выехать за МКАД, я сам живу за МКАДом, асфальт сошел с остатками снега.

Е.Васильев Это просто специальные технологии. Асфальт обновляется таким образом. Потом приезжает специальная служба и кладет новый.

А.Еремин Пока не приезжает.

Е.Васильев Не успели. Сейчас такая обстановка…

А.Еремин Я бы выбрал те шины, которые хорошо амортизируют неровсти. И у нас достаточно сухой климат, но если идут дожди, дорога превращается в настоящий потоп.

Е.Васильев Не надо ездить в дождь. Я все понял.

А.Еремин Сейчас дойдем до того, что вообще не надо ездить. У нас в России есть проблема с разуклонкой на дорогах, вода не стекает с дороги, и с ливневыми канализациями. Как только дождь, сразу стихийное бедствие. Поэтому важно, чтобы у шины было хорошее спецпление с поверхностью.

Е.Васильев Еще один важный момент. Автомобили бывают переднеприводные, полноприводные в различных конфигурациях и заднеприводные. Существует ли какая-то специфика подбора шин в зависимости от типа трансмиссии?

А.Еремин В первую очередь нужно смотреть на стиль езды и на условия эксплуатации. Все шины плюс-минус одинаково решают те задачи, которые перед ними поставлены. Если брать шинный рынок, мы на нем выделяемся тем, что для нас российский рынок является приоритетным, поэтому мы изначально создаем шины не глобальные, которые заточены под все рынки, а именно под наши условия эксплуатации, которые очень специфичны. У нас тут и большой разбор температур, и разброс качества дорожного покрытия, потому что во всех регионах дороги разные абсолютно. Поэтому когда автомобилист выбирает шины, надо в первую очередь проанализировать свои маршруты и те проблемы, с которыми сталкивается автомобиль. По сути шины решают проблемы.

Е.Васильев Сразу возникает идея. Наверняка пока нет такого приложения ни у кого, которое могло бы анализировать пробег годовой, маршруты, по которым перемещался автомобиль, и подбирать для этого автомобиля оптимальные шины.

А.Еремин И качество покрытия.

Е.Васильев Качество покрытия плюс-минус нам понятно. Здесь дорога первой категории, здесь дорога второй категории, тут грунтовка, там гравийка. И по идее, можно таким образом оптимизировать подбор шин, существенно сократить проблемы, связанные с технической деградацией автомобиля. Кстати, ведь как я понимаю, шины Cordiant не ставятся на конвейере на эти машины?

А.Еремин Ты не совсем прав, мы аккредитованы как поставщик у некоторых производителей. Но здесь история следующая, поставка на конвейер называется первичной комплектацией. И для любой шинной компании эта история невыгодная, потому что зачастую шины поставляют даже ниже себестоимости. Поэтому на текущий момент мы не поставляемся, но это история связана скорее с бизнесом, а не с тем, какие шины мы выпускаем.

Е.Васильев А вот с точки зрения технологий изготовления, какие-то существуют проблемы, которые решить очень тяжело? При создании шины?

А.Еремин Я думаю, что абсолютно все проблемы решаемы. Это вопрос технологий, вопрос опыта конструкторов, которые этим занимаются. Для нас был сложный момент, когда НРЗБ адаптировали свои разработки к суровым условиям эксплуатации. Потому что Россия — это уникальный рынок, такого нет нигде. И разбросы температур, разбросы дорожного покрытия. Сделать те шины, которые хорошо работают здесь, было очень и очень сложно.

Е.Васильев Если шина хорошо работает здесь, будет ли она хорошо работать там?

А.Еремин Там обычно, мы же поставляемся более чем в 50 стран мира, там обычно все хорошо с дорогами. И то, что работает здесь на плохих дорогах, там гарантированно будет работать хорошо.

Е.Васильев То есть, гарантированно шина, произведенная для суровых российских реалий, лучше?

А.Еремин Я тут немножко перефразирую. У нас у всех есть такая особенность менталитета: то, что сделано в России, наверное, оно не очень. Вот. Во многом идет еще с советских времен. За границей очень часто ситуация обратно. Сделано в России, какие-то непонятные военные технологии, ничего про них не знаем, но тем не менее…

Е.Васильев Скорее всего, это хорошо.

А.Еремин Скорее всего, это хорошо. Да. И это работает.

Е.Васильев Ну что же, друзья. На этом мы с Александром прощаемся. Было очень интересно пообщаться. И если будут возникать какие-то вопросы, касающиеся шин Cordiant, то отправляйте нам свои сообщения, свои вопросы, и мы попытаемся в следующий раз на них ответить.

А.Еремин Спасибо!

Е.Васильев Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире