'Вопросы к интервью
30 июля 2014
Z Обложка Все выпуски

Русский мир против русского мира


Время выхода в эфир: 30 июля 2014, 20:07

О.ЖУРАВЛЕВА: Добрый вечер, в эфире Ольга Журавлева и Андрей Позняков, это программа «Обложка».

А.ПОЗНЯКОВ: Говорим мы о русском мире, вернее, о двух русских мирах, которые мы противопоставляем друг против друга — «Русский мир-1», «Русский мир-2», — этому была посвящена статья в «Ведомостях» и материалов колонке Владислава Иноземцева, политолога, главы Центра исследований постиндустриального общества – он рассуждал о том, что несколько некорректно использовать понятие «Русский мир» как некое целое и единое, и он решил предложить свою концепцию и противопоставить один «Русский мир», мир эмигрантов успешных, другому «Русскому миру», миру русскоязычных, русских людей, которые остались на постсоветском пространстве.

О.ЖУРАВЛЕВА: У нас был анонсирован сам Владислав Иноземцев, почему-то он к нам не пришел – надеюсь, что с ним все в порядке, просто телефон у него не отвечал, и мы немножко волнуемся. Но статья у нас есть.

А.ПОЗНЯКОВ: И тема горячая, острая, которая стала особенно острой на фоне событий на Украине. В последний раз мы неоднократно возвращались к понятию «Русский мир», оно неоднократно всплывало то тут, то там. И мы будем говорить об этом с вами – тема народная, про нас, русских, не очень русских, кто себя считает частью «Русского мира», кто не считает. Предлагаю начать с того, существует ли «Русский мир», и вообще, что это такое, потому что говорят об этом все, но четкого понимания лично у меня его нет.

О.ЖУРАВЛЕВА: Наши слушатели тоже обращаются с этим вопросом – что такое «Русский мир», кого включает в себя это понятие, — задает вопрос Дмитрий Мезенцев. Но есть люди, которые для себя на этот вопрос ответили. Покер из Москвы считает, что «так называемый «Русский мир», по сути, есть фашизм», — это тоже мнение многих слушателей, что это вариант русской идеи.

Но мы попытаемся уйти от экстремизма в этом определении. Надо просто понять, что имеет в виду тот же Путин как собиратель «Русского мира», идеологи разнообразные – далеко не всех их можно считать экстремистами , есть вполне себе спокойные люди, как тот же Владислав Иноземцев, который не вносит чудовищных националистических идей в это понятие.

А.ПОЗНЯКОВ: Раньше он не проявлял себя сторонником радикальной агрессивной политики России по отношению к другим государствам. Давайте вместе размышлять, если это понятие не очерчено, давайте придумаем его, создадим.

О.ЖУРАВЛЕВА: От Виктора из Саратова призыв: «Только, пожалуйста, не русскоязычные. Они, если прислушаетесь к речи этих сторонников федерализации Украины, суржико-язычные». Виктор, а мы не об Украине сейчас говорим. Давайте проголосуем — является ли для вас объединяющим, общность русских людей, язык, или что-то другое? — культура, история, кровь, если хотите. Хотя понятие крови для меня совсем странное. Если вы считаете, что главное объединяющее русских людей – русский язык — 660-06-64. Если есть другие объединяющие факторы — 660-06-65.

А.ПОЗНЯКОВ: Вопрос о языке, или о том, что может быть маркером «Русского мира», мне кажется достаточно важным, потому что так мы можем понять сущность этого. Иноземцев в своей статье оговаривается, что он пишет о 35 миллионах. Которые живут за рубежом, но при этом считают себя русскими людьми. Я не вполне понимаю, как это можно определить, считают они себя, или не считают, — может быть, среди них опрос проводили, либо это мнение, но это один из достаточно понятных подходов как мы знаем из общего курса университетского этнологии, это один из подходов для определения идентичности тех или иных этносов или этнических групп.

С другой стороны, может быть русских людей гораздо больше или меньше. Есть у нас позиция РПЦ, есть такое понятие как «Русь святая», и Иноземцев напоминает слова патриарха, который говорил, что именно православная вера объединяет «Русский мир» и является определяющим.

Я этот вопрос обсуждал с Сергеем Шаргуновым, и меня поразило, что кто-то может не понимать, что существует «Русский мир». А мне кажется важным разобраться, есть он, или нет.

О.ЖУРАВЛЕВА: Как ты считаешь, существует американский мир? Африканская страна с рекламой «Кока-колы» под влиянием американского мира?

А.ПОЗНЯКОВ: Ты сразу тянешь в политическую сторону. Русский мир это политика, влияние, распространение своего влияния.

О.ЖУРАВЛЕВА: Статья Иноземцева тоже говорит об этом, что это и элемент влияния.

А.ПОЗНЯКОВ: Я хочу на это посмотреть более общегуманитарно. Мне кажется, что речь идет скорее о культурных вещах, идентичности культурной, о том, на каких произведениях литературы и искусства люди воспитываются, какие ценности в них заложены. Мне кажется, можно говорить о европейском мире, западном, восточном мире. Можно западный мир членить на несколько культурных общин больших.

О.ЖУРАВЛЕВА: Подожди, — «Русский мир» как советский мир можно себе представить. Все, что было под СССР, и эти выходцы из бывшего СССР как часть «Русского мира», — там можно говорить об этом, потому что люди выросли на одном учебнике литературы, истории, — они менялись от поколения к поколению, но, тем не менее – была общая культура. Но от этого нынешние пенсионеры, живущие в Киргизии или Таджикистане, неважно, на каком языке они говорят. Они стали частью «Русского мира». Или как?

А.ПОЗНЯКОВ: И другая мысль – те же люди, которых Иноземцев не относит к «Русскому миру», которые проживают на территории СНГ, они тоже воспитывались в СССР, но разговаривают на национальных языках, относят себя к национальным культурам и к «Русскому миру» не относятся. Но учебники у них были общие. Где здесь пролегает грань?

О.ЖУРАВЛЕВА: Подведем итоги голосования — 43,7%, что удивительно, сказали, что русский язык объединяющий. Мне казалось, что будет больше, что русский язык ценность более глобальная. 56,3% говорят, что есть другие, более важные. Какие? Православие, история, участие личное в истории, или то, как мы ее изучали из поколения в поколение. Александр из Оренбурга пишет: «Русские – это соучастники великой истории русских, как носителей, как минимум, двух ценностей – добро и справедливость». А швейцарский гражданин, носитель швейцарской духовности, он добро и справедливость презирает?

А.ПОЗНЯКОВ: Наконец, прозвучало у нас слово «духовность».

О.ЖУРАВЛЕВА: В сетевизоре голосование 69 на 31. Тут совсем по-другому.

А.ПОЗНЯКОВ: Любовь приводит цитату из Городницкого: «Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь. Русские в душе, как и другая нация». Мы заговорили, что есть, возможно, какой-то политический контекст в понятии «Русский мир».

О.ЖУРАВЛЕВА: Павел из Дубны: «Думаю, стоит оглянуться вокруг: есть ли итальянский, британский, французский мир? Или это чисто эксклюзивно русское изобретение?» — интересный вопрос. С одной стороны, многие говорят о некоем особом пути, особом значении и смысле, поэтому всяким мелким людям, вроде итальянцев и британцев не до того. Хотя, с другой стороны, может, это как раз империя?

А.ПОЗНЯКОВ: Запустим голосование. Считаете ли вы, что «Русский мир» это скорее политическое понятие. Если вы считаете, что это скорее политика – то звоните 660-06-64, если это скорее духовное понятие — 660-06-65. Предлагаю принять звонки слушателей. Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Валентин, я звоню из Московской области, сейчас на даче, я москвич. Очень интересная тема «Русский мир». Если вы помните, совсем недавно отпрыски царской фамилии приезжали сюда, в Питер, к нам в Россию, и мы считали их истинно русскими, — несмотря на то, что большую часть жизни они провели на Западе, в Европе. И они себя считали истинно русскими. Русский мир оговорим границами России или каких-то стран. Это понятие аналогично тому, которое нам внушали в советский период – общность советских людей. Общность сейчас не советских людей, а людей, которые имели одно воспитание и одно мироощущение, которым это мироощущение и воспитание прививалось как советское.

О.ЖУРАВЛЕВА: Хотите ли вы сказать, что ваше воспитание, ваш культурный контекст может быть сравнимо с воспитанием великих княжон, или кого-то еще?

СЛУШАТЕЛЬ: Могу сказать, что это приблизительно то же самое. На самом деле воспитание великих княжон базировалось на определенных ценностях. И мое воспитание – мне сейчас 50 с лишним, тоже базировалось на определенных ценностях, которые, в принципе, от ценностей воспитания великих княжон мало чем отличались.

А.ПОЗНЯКОВ: А что это за ценности, что в них уникального?

СЛУШАТЕЛЬ: Все очень просто Великие княжны воспитывались на ценностях, прежде всего, это наши церковные заповеди, это основное. Это понятие то, что они важны для страны, что они несут в себе начало созидательное.

А.ПОЗНЯКОВ: То есть, человек для государства?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. И я тоже воспитывался в таких же ценностях, правда. Тогда их называли не церковными заповедями, а заповедями советского коммуниста. И в принципе эти заповеди были трансформированы в свое время большевиками, но именно по этим заповедям воспитывался и советский народ. Другое дело, — ну, нельзя сказать, что это одно и то же, но в принципе, культура с дореволюционных времени культура, в которой существовали мы, мы росли в 80-е гг., в принципе, мало чем отличаются.

О.ЖУРАВЛЕВА: Понятно. Только сразу возникает вопрос – когда высказываются все эти объединяющие вещи. Добро и справедливость, ценности, — вы уверены, что другие христиане в мире не разделяют того же отношения к заповедям труду, добру.

А.ПОЗНЯКОВ: Да и не только христианские это ценности.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я считаю так, что они тоже разделяют те же самые отношения к заповедям. Однако та среда, в которой проходили воспитание именно те христиане, она резко отличалась от той среды, в которой мы получили здесь. Не секрет, если мы посмотрим назад, в историю, то Россия через войны, через тернии.

О.ЖУРАВЛЕВА: То есть, у нас особый путь. И в христианстве тоже?

СЛУШАТЕЛЬ: Ни в коем случае. У нас не особый путь, у нас особые условия. Путь у всех один, а условия разные. К сожалению, России не повезло в той части, что очень уж много народа положило свои головы ни за что. Это и период первой мировой, период революции, репрессий, 37-го года, это и послевоенный период. Ну и что говорить, и 90-е, — до сих пор мы не знаем. Сколько людей в 90-е умерли или погибли по причине голода и так далее.

А.ПОЗНЯКОВ: Все-таки, нет политики в этом понятии, или это что-то более широкое и духовное?

СЛУШАТЕЛЬ: Я уверен, что политики используют и пытаются нас навести, чтобы мы активно использовали. Грубо говоря, политики пытаются разыграть карту нашего особого пути. На самом деле особого пути нет, есть просто некая общность.

О.ЖУРАВЛЕВА: Одним словом, «Русский мир» это духовная общность, которая таким сложным сплавом объясняется.

А.ПОЗНЯКОВ: Я останавливаю голосование, что в понятии «Русский мир». Больше духовности, с этим мнением не согласились 55%, 45% считают, что в этом понятии духовность преобладает.

О.ЖУРАВЛЕВА: В сетевизоре – политическое — 91%, а духовное – 19. Можно говорить о мире сетевизора.

А.ПОЗНЯКОВ: Мне кажется, это возрастная социальная разница – люди, которые пользуются активно интернетом, у них немножко другие ценности.

О.ЖУРАВЛЕВА: Невероятный разброс. «Живущие в Латвии русские и русскоговорящие, для которых русский язык и русские, славянские обычаи, это и есть «Русский мир» за рубежом России, а их хотят оторвать от этого «Русского мира»», — Сергей из Кронштадта. Как их хотят оторвать? Не поняла.

А.ПОЗНЯКОВ: Денис Платонов спорит, что у нас есть общность с княжнами и русскими эмигрантами: «Всех перебили в 30-е, — какая русская духовность?»

О.ЖУРАВЛЕВА: Андрей у нас историк по образованию, — правда? Я вспомнила знаменитую историю, как Король Солнце посылал своего внука в Испанию королевствовать, и сказал: будь хорошим испанцем, но не забывай, что ты француз, — вот вам и испано-французский мир. Очень многие истории монархов рассказывают о том, как человек из иного мира попадает на трон и очень серьезно воспринимает свою задачу, как тот же Жан-Батист Бернадот, который стал шведским королем, не зная ни слова по-шведски. Серьезно понимает свою задачу – ему пишут речи, ставя правописание французское. И он всерьез пытается переквалифицироваться, болеть за эту страну, разделять ее ценности и желать ей процветания. Это возможно.

А.ПОЗНЯКОВ: Возможно ли? На самом деле в этом видится двуличие. Это, с одной стороны, попытка ассимилироваться как можно быстрее и смелее, с другой стороны, обратная тенденция – попытка ни в коем случае не ассимилироваться, и остаться, — если ты уехал работать в США, жить по американским порядкам, зарабатывать деньги и воспитывать детей в американских школах. Сначала ты уезжаешь туда ради этого, а потом ты там пытаешься — что? Быть русским, советским человеком? Такая «довлатовщина»? О.ЖУРАВЛЕВА: Приходишь на вечера, играешь на балалайке, покупаешь черный хлеб в специальном магазине. Одно другому не мешает. Елена напоминает, что Екатерина Вторая воспитывалась не у нас, и ничего, справлялась. Да, некоторые наши государи воспитывались в Шлезвиг-Голштинии.

А.ПОЗНЯКОВ: У Романовых много всякой крови, и не только немецкой. «Русский мир за рубежом это общность людей, родившихся и воспитанных на нашей земле, но нашедших место для продолжения существования более подходящее».

О.ЖУРАВЛЕВА: Земля как объединяющий факт?

А.ПОЗНЯКОВ: А как быть с детьми людей, которые уехали? Значит только первое поколение мигрантов?

О.ЖУРАВЛЕВА: Тогда вся конструкция Иноземцева летит в тартарары, потому что люди из первых волн русской эмиграции, и их потомки – это седьмая вода на киселе, они все уже родились там.

А.ПОЗНЯКОВ: Кстати, я не понимаю, что считать нашей землей. Обостряя ситуацию, когда «Русский мир» упоминается в контексте Украины, речь идет, понятно, о сепаратистах, сторонниках ДНР и ЛНР, — эти люди, которые там бегают сейчас с оружием, пытаются создать государство, которое должно войти в состав России, они на нашей земле родились. Или не на нашей? А их дети уже родились формально в другом государстве – как к ним относиться, это «Русский мир», или нет.

О.ЖУРАВЛЕВА: Мы упомянули язык, воспитание, землю — а если ребенок родился, когда родители были в командировке?

А.ПОЗНЯКОВ: Пока я не вижу убедительных решений, как нам объединить «Русский мир».

О.ЖУРАВЛЕВА: Во всяком случае, некие признаки «Русского мира» мы обнаружили.

А.ПОЗНЯКОВ: И будем продолжать их искать после перерыва на новости.

НОВОСТИ

О.ЖУРАВЛЕВА: Продолжаем программу.

А.ПОЗНЯКОВ: Мы отталкиваемся от статьи Вячеслава Иноземцева в «Ведомостях» и переходим к идее разделения разных «Русских миров», разных людей. Вкратце перескажу суть концепции Иноземцева. Он пишет о том, что необходимо разделять разных русских, которые находятся за рубежом. Первые это те, кто покинул родину во времена великого исхода первой четверти 20-го века, вторые это те, кто по собственной воле уезжал из России и постсоветских стран из каких-то экономических соображений и стремления к самореализации и третьи – те, кто оказался за пределами России, будучи русскими, в силу политических причин – просто потому, что распался СССР.

О.ЖУРАВЛЕВА: То есть, они не смогли уехать ни на Запад, ни в Россию, а остались в сопредельных странах бывшего СССР. Судя по статье, это люди-неудачники, — по тому, как это описывается. То есть, они как бы ничего не достигли вроде бы, и вот они сейчас. Как говорит автор статьи, и являются главным объектом всех политических призывов к «Русскому миру», — эти самые русские люди на Украине, в Казахстане, Прибалтике. Хотя они сами не заметили, как уехали в Европу. Остались в СССР и уехали в Европу.

А.ПОЗНЯКОВ: Это основа для противопоставления. Приведу несколько ярких слов, которые использует Иноземцев – это арьергард — те, кто остались и авангард — те, кто поехали на запад.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вперед, как будто бы они лучше.

А.ПОЗНЯКОВ: Это скорее «Пятая колонна», люди, которые стремятся к России и пытаются держаться российских ценностях – это те, кто остались. И это люди, которые пытаются ассимилироваться, развиваться, продвигаться дальше – те, кто уехали. Иноземцев подчеркивает, что «Русский мир» эмигрантов, «Русский мир»-1 – это люди, которые занимают высокооплачиваемые рабочие места, он напоминает, что в США средний заработок таких русских превышает в среднем на 39%.

О.ЖУРАВЛЕВА: Если речь идет о людях, которые уехали в первой половине 20-го века, то они уже ничего не зарабатывают, живут на то, что заработали. Или имеются в виду их семьи?

А.ПОЗНЯКОВ: Думаю, что семьи.

О.ЖУРАВЛЕВА: Когда берут интервью у достаточно пожилых представителей русской аристократии, которые остались на Западе – удивительный консервированный русский язык, — наверное, так говорила русская аристократия, у которой французского было немножко больше, чем русского.

А.ПОЗНЯКОВ: Хочется расширить нашу тему. Существуют различные страны, которые используют французский язык – например, Канада. Очень любопытно наблюдение французов о том, как разговаривают канадцы. Неоднократно мне рассказывали, что обнаруживали в речи канадцев слова. Которые удивительно старые, слова, которые использовались в 18-19 веках и больше во Франции не употребляются. Они сохранились в современной канадской речи.

О.ЖУРАВЛЕВА: А какая часть Африки говорит по-французски? Это тоже французский мир, или это что? Французы, уехавшие в колонии и оставшиеся там, жители колоний, которые офранцузились в большей степени – это можно считать общностью?

А.ПОЗНЯКОВ: Мне кажется, это очень неловкий вопрос для самих французов или для британцев про британский мир — в коцне концов, существует содружество бывших британских колоний. Это вопрос о том, как страны ушли от своего статуса колониальных империй, и любое напоминание, что есть какой-то французский мир…

О.ЖУРАВЛЕВА: Это напоминание о вашем грязном колониальном прошлом.

А.ПОЗНЯКОВ: О том, что вы государством самостоятельным не были до относительно недавнего времени. Мне кажется, это не очень прилично с политической точки зрения звучит. Хотя националисты должны это активно использовать.

О.ЖУРАВЛЕВА: «Внутри России тоже должен быть «Русский мир», — откуда тогда столько мигалок и хамства власти?» — Сергей. Может быть, это часть «Русского мира», а мы не все поняли, что объединяет? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» — Александра, а в Париже русский дух есть? Там, где могут жить частички «Русского мира» по Иноземцеву? Или это какие-то другие русские?

Статья, кстати, у нас была на сайте. Есть в этой статье такая идея, что нужно ориентироваться на действующий, активный и энергичный «Русский мир».

А.ПОЗНЯКОВ: Собственно, это главный посыл.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. А не ориентироваться на людей, которые достаточно вялые и несчастные, которые до Росси не доехали, а ассимилироваться в той действительности тоже не сподобились.

А.ПОЗНЯКОВ: Раз мы с грехом пополам решили, что политика не преобладающее, но важное значение имеет в этом понятии, исходя из голосования, речь идет именно о внешней политики России. Иноземцев говорит о том, что нам надо, может быть, отказаться от поддержки всевозможных националистических, сепаратистских движений, в том числе, на Украине, в Латвии и Литве, не вкладывать деньги во всевозможные активистские организации в Прибалтике, потому что на самом деле это всегда хорошо видно и подрывает доверие к Росси, вызывает негативное отношение.

С другой стороны, может быть, нам следовало бы обратить внимание на людей, которые уехали на Запад потому, что они продвинутые.

О.ЖУРАВЛЕВА: То есть, попытаться создать условия для самых ценных, извините, русских, чтобы они захотели вернуться. Правда, я этих условий представить себе не могу.

А.ПОЗНЯКОВ: Зарплатой научного сотрудника в российском вузе.

О.ЖУРАВЛЕВА: Видимо, в этой ситуации придется опираться только на дух, и говорить, что у нас пахнет лучше. С третьей стороны, при всех этих позывах аккумулировать русские силы вне России на постсоветском пространстве не так просто обустроиться соотечественникам. У нас же была история поддержки соотечественников.

А.ПОЗНЯКОВ: Постоянно эта тема поднимается – возврат утекших мозгов.

О.ЖУРАВЛЕВА: А потом вдруг возникает тема, что если спортсменка хочет вернуться из США, у нее проблемы с получением российского гражданства – она недостаточный вклад внесла, недостаточно золотой у нее была медаль. Очень часто люди пишут из Казахстана – трудно получить гражданство. Казалось бы, русские люди, чаще всего военные. И вроде фактически им никто не стремится помогать. Будут ли помогать французским русским? Хотя у нас при этом есть Депардье – как носитель русского духа.

А.ПОЗНЯКОВ: Приятно осознавать, что наш соотечественник – Депардье. Зададим вопрос — надо нам поддерживать «Русский мир-1» — эмигрантов, западный «Русский мир», успешный мир людей — 660-06-64, или поддерживать «Русский мир-2», постсоветских русских, бывшего СССР — 660-06-65?

О.ЖУРАВЛЕВА: Нам еще напоминают, что есть такая общность стран, как франкофония, — туда входят бельгийцы, канадцы, африканские страны, швейцарские франкоговорящие.

А.ПОЗНЯКОВ: Люди, которые понимают друг друга. Есть попытки понять общность людей, которые говорят на романских языках, были всевозможные проекты конференций, когда людям запрещали говорить на родном языке и понимать друг друга. Любопытный проект.

О.ЖУРАВЛЕВА: Сергей из Кронштадта настаивает на том, что те русские в Латвии. Которых обманули и предали, они остались верны русским традициям и обычаям, их заставляют тать латышами, заставляют учить историю, которую для них придумали. Они молча этому сопротивляются, им некуда порой ехать в Россию, и они, к сожалению, не очень нужны в России». Сергей, я все про «обманули, предали, они остались верны русским обычаям и традициям», — здесь я готова согласиться. Единственное, я пытаюсь понять, о каких русских традициях, — даже славянских идет речь, если это люли в 60-е годы советского прошлого? Какие они несли русские славянские традиции? Может, я что-то не понимаю?

А.ПОЗНЯКОВ: С другой стороны, зачем это нужно? Это такое сочувствие, из снисхождения их подедрижвать? Поему их поддерживать? Иноземцев человек практичный он считает, что нам было бы выгоднее, Россия бы поднялась еще лучше с колен, если бы мы обратились к наиболее продвинутой части «Русского мира», к «Русскому миру»-1. Тут я не соглашусь, — а зачем они нам нужны? Люди уехали, и уехали, пусть работают дальше. Можно потратить огромное количество средств семьям, которые уже начали ассимилироваться в другом мире. Может быть, кто-то из них приедет зарабатывать деньги, — деньги играют важную роль, но это семьи, которые в любом случае будут жить на две страны. Какой это мир будет?

О.ЖУРАВЛЕВА: Приводится пример о китайцах, которые вернулись в Китай из внешнего мира и вроде бы с их появлением и пошло развитие, этот скачок, что западные китайцы, получившие некий западный заряд, дали некий толчок Китаю. Мне кажется, что там как-то иначе все устроено и иной подход у китайцев к своим соотечественникам. Хотя, наверное. Китайский язык это относительная общность, — они друг друга не понимают, если живут в разных городах.

А.ПОЗНЯКОВ: Совершенно верно. Там даже письменные есть различия. В статье есть конкретное предложение, — какая может быть ответственная политика, — политика ответственной репатриации, страна настолько богата, что вполне может позволить себе не лукавую раздачу российских паспортов абхазам и молдаванам, а выдачу их всем тем. Кто имеет русские корни и обеспечение их всем необходимым при переезде.

О.ЖУРАВЛЕВА: Если есть корни, получишь деньги? Мне кажется, что это наивная концепция. Сколько раз люди, которые имевшие не просто корни, а место рождения город Орел, Смоленск, Москва, не получали никакой радостной встречи. Почему это вдруг изменится? Не понимаю.

А.ПОЗНЯКОВ: Еще одна идея была у Иноземцева, что нужно толерантнее относиться к двойному гражданству на государственном уровне, терпимее. Но мне кажется, что подобная политика опасна тем, что этого «Русский мир»-1 будет становиться все больше и больше, потому что люди получат возможность попробовать себя и здесь, и там. Сейчас людей держат некоторые обязательства, сложности с получением второго гражданства, — где жить, какие налоги платить. Это станет проще, и конечно, люди поедут. Зачем нам терять еще больше мозгов, когда мы не можем их обеспечить здесь, на родине, вводя такую политику, в общем-то, пособничество отъезду. Но это вопросы к Иноземцеву. Но мы задавали вопрос слушателям, надо ли нам поддерживать «Русский мир»-1 или «Русский мир-2».

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот здесь я ожидала этого результата. Успешных наших «западенцев», а также жителей Бразилии и Америки считают, что нужно поддержать 47%, а тех, кто считает, что нужно поддерживать тех, кто остался на постсоветском пространстве – 53%.

А.ПОЗНЯКОВ: И точно такой же результат в сетевизоре — 46 на 54.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот она, русская духовность. Нам успешные люди не нужны, нам нужны наши, которые наши советские, которые просо несчастные люди, они не смогли приехать в Россию, — надо их поддержать. Это очень русская черта, чтобы все обнялись — в тесноте, да не в обиде.

А.ПОЗНЯКОВ: Послушаем звонки слушателей.

СЛУШАТЕЛЬ: Аркадий из Екатеринбурга. Мне кажется, никого не надо поддерживать, надо создавать условия, чтобы люди стремились сюда приехать, кто считает себя русскими, и им было комфортно и хорошо. Но это очень сложно для государства. Значительно проще надувать щеки и говорить о том, что мы будем поддерживать каких-то русских, а реально ничего не делается в этом направлении.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, что касается постсоветского пространства, здесь экономика срабатывает очень быстро — как только становится очевидно, что в России лучше, чем в соседней стране, то сознанием хоть какого-нибудь русского языка сюда приезжают с постсоветского пространства, — неважно, русские по крови, или нет, — люди, которым здесь удобнее.

СЛУШАТЕЛЬ: Несомненно. Только они гражданство получить не могут. Это вопрос опять же о создании условий для того, чтобы здесь людям было комфортно и их ждали. Никто не требует, что вот они приехали и дайте им денег. Они были гражданами СССР, русскоязычные – почему их сюда не привлекать? Это, кстати, более квалифицированные люди, чем те же таджики.

О.ЖУРАВЛЕВА: Таджики тоже граждане бывшего СССР.

СЛУШАТЕЛЬ: Но таджики менее квалифицированные, чем русскоязычные в тех же постсоветских республиках.

О.ЖУРАВЛЕВА: Тогда почему для таджика уехать сюда хорошо и тут ему золотое дно, а для русскоязычных нет? Почему на сне наводнили русскоязычные нелегалы и легалы из сопредельных стран? Почему это таджики и киргизы?

СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что таджики и киргизы едут на тяжелую работу и низкие деньги. Но у нас же не хватает реально квалифицированных рабочих.

О.ЖУРАВЛЕВА: С этим я согласна. Но каждый раз, когда я слышу историю про то, что мы сейчас создадим условия, и в нашу страну захотят поехать люди, и те же самые люди потом говорят – ну, сколько же их здесь. Сколько можно? В такси белорусы, в троллейбусе молдаване, почему овощами торгуют армяне, азербайджанцы. Где же русские люди?

А.ПОЗНЯКОВ: Нужно создать условия, чтобы было выгодно приезжать тем, кого нам хочется, и чтобы у нас был выбор между первыми и вторыми. Но пока мы эти условия создать не очень можем.

О.ЖУРАВЛЕВА: Дмитрий: «Русские из Франции не очень-то хотят возвращаться в Россию» — Дмитрий, по-разному.

А.ПОЗНЯКОВ: Я знаю людей, которые вернулись из Парижа в Россию.

О.ЖУРАВЛЕВА: Есть еще интересная история – когда русская женщина выходит замуж за иностранца, в надежде, что это устроит ее судьбу, а он ей говорит: у вас здесь так здорово, я здесь останусь.

А.ПОЗНЯКОВ: И это частая история.

О.ЖУРАВЛЕВА: У нас здесь действительно здорово, что и говорить.

А.ПОЗНЯКОВ: Конечно, есть свои плюсы. Слушаем еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Иван, я звоню из Санкт-Петербурга. У нас «Русский мир» еще надо построить, чтобы поддерживать. Русский мир это такое понятие, которое руками не ощутить Я для себя 15 лет эту формулу вывел, императивную, могу поделиться. Она короткая, состоит из четырех слов, и ничего непонятного в ней не останется. Это формула бог, отечество, семья и служба. Служба богу, отечеству и семье. Во всех возможных видах. Сюда же входит православие, в понятие «Бог» входит…

О.ЖУРАВЛЕВА: Православие, самодержавие, народность.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, подождите. Это, безусловно, вытекает из этой формулы, но общество уже совершенно другое, поэтому православие, самодержавие, народность подвергается осмеянию. Какое самодержавие? Хотя я сам конституционный монархист по своим взглядам. Но дело в том, что в понятие «Бог» входит мораль, нравственность. В понятие…

О.ЖУРАВЛЕВА: А остальным людям вы в этом отказываете?

СЛУШАТЕЛЬ: … русская эстетика.

О.ЖУРАВЛЕВА: «Русская эстетика» — это лучше.

СЛУШАТЕЛЬ: И это не ограничение Россией. Посмотрите на Израиль.

А.ПОЗНЯКОВ: Вы говорите, что «Русский мир» нужно создавать и поддерживать. А зачем?

СЛУШАТЕЛЬ: Для того, чтобы мы жили в мире, чтобы наша страна все наши друзья благоденствовали, чтобы мы растили детей на свободной, мирной земле, чтобы мы были объединены императивами. Да, мы грешим, все это топчем ногами, но поймите, 70 лет разрыва императивов… не было этого в кодексе коммунизма. А эрзац, что является заменителем, никогда не будет настоящим. Поэтому нам надо все это еще только построить.

О.ЖУРАВЛЕВА: Хорошо, резюмируя то, что сказал Иван, можно сказать, что еще строительство «Русского мира» не закончено, еще нельзя говорить о том, что он есть.

А.ПОЗНЯКОВ: Я с ужасом это слушаю, вспоминаю то, что происходит на востоке Украины и если подумать, что это только начало строительства «Русского мира», мне становится как-то не по себе.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, хотелось бы как-то по-другому это увидеть. Максим пишет: «По мне даже Якутия и Дагестан уже не совсем «Русский мир»», — да, мы еще забыли о том, что на территории России «Русский мир» разный. Жаль, что мы не провели голосование, ощущаете ли вы себя частью «Русского мира», но думаю, у нас еще будет возможность.

А.ПОЗНЯКОВ: Боюсь, что еще не раз мы вернемся к этой блестящей теме.

О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо вам большое. Всего доброго.

А.ПОЗНЯКОВ: До свидания.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире