'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА: 10 часов и 17 минут, начинаем программу «Музейные палаты». Здесь в студии ведущие программы Ксения Ларина и Тимур Олевский. Тимур, приветствую тебя.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: И сегодня мы с вами отправимся на выставку «Русские народные картинки, сказки и забавные листы» из собрания Государственного литературного музея. Об этом нам расскажут Ксения Белькевич, куратор выставки и, собственно, главный герой, комикс-художник Хихус. Организатор фестиваля «КоМмиссия». Можно я вас буду называть «Павел»?

ХИХУС: Нет.

К. ЛАРИНА: Ах!!!

(смех)

ХИХУС: Зачем вы меня продали?

К. ЛАРИНА: Ну, слово «Хихус» не идет в такое раннее утро.

ХИХУС: А вот, должны привыкнуть.

К. ЛАРИНА: Ну, хорошо…

ХИХУС: … за 10 лет существования фестиваля…

К. ЛАРИНА: Хихус есть Хихус.

ХИХУС: … могли бы привыкнуть.

К. ЛАРИНА: Все, пусть будет Хихус. Ксения, ну, вы-то Ксения?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да!

К. ЛАРИНА: Слава тебе, Господи! Здрасьте. Перед тем, как начать разговор с нашими гостями, давайте, мы все-таки сориентируем наших слушателей, поскольку сегодня Ночь музеев у нас традиционная, да, Тимур? Может, что-то расскажешь?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, вся Москва сегодня собирается ходить в музеи. И надо сказать, что сегодня самые крупные музеи, известные, естественно, работают до полуночи. В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке свободное посещение. Насколько я знаю, там какие-то платные билеты в ЦДХ, но точно также работает долго Третьяковская галерея на обеих площадках. В Музее Пушкина — Диор до полуночи. Исторический музей — до 23-х часов. И в Коломенском, в Царицыно, в Архангельском, во всех усадьбах, практически, большие программы. В Царицыно, например, сегодня будет интерактивная программа, обзорная экскурсия «Ночные образы Царицыно» до 11 вечера. В Дарвиновском музее до полуночи все животные, звери, планетарии, и прочие естественнонаучные развлечения. Ночь в Музее Востока, как обычно, до 11 часов вечера. И там, между прочим, продолжается выставка фотографий японских эпохи Мэйдзи «Зерцало вкуса в эпоху перемен».

К. ЛАРИНА: То, что мы представляли, да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: В этом году, между прочим, Ночь в музее проводят и многие библиотеки, например, в Тургеневке на Чистых прудах в рамках выставки, в рамках года России в Италии будет выставка «Живописные прогулки Анастасии Пасторе», а во дворе — венецианский карнавал, какие-то всевозможные театральные представления, и все это в центре Москвы. Ну, и еще стоит отметить, что…

К. ЛАРИНА: А винзаводы всякие?

Т. ОЛЕВСКИЙ: А про Винзавод…

ХИХУС: … «Ночь в комиксах» на Винзаводе…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Но прежде я хочу сказать, что в Московском музее современного искусства, моем любимом, на Петровке…

К. ЛАРИНА: Это у Василия, да?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, у Василия, сегодня тематическая экспозиция: «Если бы я только знал» и ретроспектива фотографий Майкла Кенны. А кроме того…

ХИХУС: «Ночь в комиксах!» — финальный аккорд десятой КомМиссии, у нас юбилейный 10-й фестиваль, и Ночь в комиксах зажигает на Винзаводе и в Artplay, приходите смотреть комиксы и мультики, пока мы их не поснимали и не попрятали на балкон, вот. Будет много всего интересного, а сегодня у нас, кстати говоря, на Artplay детский день, на Винзаводе — день Марвела, вот, на Artplay весь день будут рисовать с детьми, такое семейное мероприятие, со всеми детьми приходите, будет мило, весело и бесплатно.

К. ЛАРИНА: А ночь у вас до которого часа продлится?

ХИХУС: На Ванзаводе Ночь комиксов будет до 12 — до нуля, но дальше перехватит киноклуб и будет показывать комиксные фильмы, вот. А на Artplay, по-моему, гуляем всю ночь.

К. ЛАРИНА: Прекрасно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кстати, сегодня можно попробовать попасть на один из трех бесплатных маршрутов автобусных, которые специально запущены для Ночи музеев. Один из них свяжет музеи запада, запад и юг столицы, другой — музеи в пределах Садового кольца. И третий — музеи-усадьбы. Ну, и еще отмечу, что в Санкт-Петербурге сегодня два крупных музея, к сожалению, в акции не участвуют, Эрмитаж и Русский музей, по крайней мере, точно это неизвестно. Но Петергоф и Павловск очень даже присоединяются. И я так понимаю, что всех слушателей в Петербурге приглашают к себе.

К. ЛАРИНА: А у вас что-нибудь есть в Литературном музее сегодня?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, конечно. Музей Серебряного века традиционно готовится очень интересная программа, каждую Ночь музеев мы принимаем участие. Это музей, который всегда принимает участие. Сегодня до позднего вечера там будет очень интересная программа, можно придти, это дом-музей, мемориальный музей Брюсова на проспекте Мира.

К. ЛАРИНА: Ну, что, теперь пошли уже к русским народным картинкам. Ты чего-нибудь посмотрел уже, Тимур Олевский?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, я посмотрел то, что представлено на КомМиссии. Надо понимать, что выставка…

К. ЛАРИНА: … КомМиссия проходит на Винзаводе.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, КомМиссия, основная…

К. ЛАРИНА: Давайте, разберемся с площадкой.

ХИХУС: Давайте, так: основная площадка КомМиссии — это Винзавод. И там висит большинство выставок, и некоторые из них продлили даже до 20-го числа. Вот. Но основной зал, конечно, завтра утром мы уже начнем разбирать. Поэтому, если кто не успел посмотреть, очень советую сегодня это сделать.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И тут как раз Литературный музей подхватывает инициативу…

ХИХУС: Вот, мы да, на Винзаводе очень специально повесили «Россия встречает Америку», мы повесили американских супергероев напротив русского лубка, чтобы это было вот реально видно, откуда ноги растут. Ноги растут из нашего лубка!

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, на самом деле, это очень интересный факт, то, что считается, что старинный русский лубок, это старинный русский комикс по своей сути, это те же самые картинки, объединенные с текстом, и история начинается именно оттуда, с 17-го века. И таким образом мы решили проанонсировать нашу выставку «Русские народные картинки, сказки, забавные листы», которая открывается у нас в будущий вторник, и с 18-го числа мы уже ждем всех на массу мероприятий для детей. Мы постарались по-новому поговорить о теме лубка, потому что сейчас они, конечно, немножко подзабыли. И малоизвестна эта тема, и малоинтересна, к сожалению, ну, в силу того, что потеряла она популярность. И вот такой у нас современный, я считаю, подход, за что, конечно, хочется сказать слова благодарности Хихусу.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я хочу отметить, что Хихус очень интересно мне вчера рассказывал, я попрошу его даже повторить о том, чем же лубок принципиально отличается от привычного комикса. Там есть совершенно другой принцип, закон изображения, да?

ХИХУС: Ну, надо сказать, что как бы комикс в Россию пришел вместе с христианством из Византии в совершенно классическом, уже полностью сформированном, виде, в виде жития святых. То есть, в центральном кадре заявлялся главный персонаж, а потом с левого верхнего угла по кругу надо было читать историю, соответственно, святого, или, там, кого-то еще. Вот, и все было абсолютно уже сформировано. То есть, были облачка с текстом, была вот эта последовательность картинок, четко разбитая на рамки. Но, конечно, когда русский народ как бы прихватил это и начал адаптировать, кое-что потерялось, кое-что переигралось. То есть, довольно много лубка есть, в котором утерялась совершенно рамочная культура кадра, да, но общая идея сохранилась, то есть, с центре лубка изображен частенько генерал Скобелев, например, который там машет саблей — я уже забыл — на японцев или на кого-то там еще, вот. А вокруг такими небольшими группками расположены разные ситуации, в которых он там побеждал, попадал в сложные ситуации, и все это так по кругу по-прежнему читается. Не везде, вот прямо сейчас мне подсовывают очень смешной комикс про медведей, которые на самом деле, при ближайшем рассмотрении оказываются мышами…

(смех)

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Это известная лубочная картинка, история о том, как мыши кота хоронили. Здесь вложен сюжет сатирический, ну, сатира на Петра Первого, на его смерть, на его реформы, и каждый персонаж, мышка тянет лямку, или Митрошка тянет…

К. ЛАРИНА: … вот они…

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да. Да, вот, но это один из самых известных сюжетов лубочных картинок. И Петра Первого много, как бы, сделали на него сатирических картинок: кот казанский, ум астраханский…

ХИХУС: … народ российский, он же ничего не забывает.

К. ЛАРИНА: 17— век, да?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да. Но, надо сказать, что лубок пришел в Россию с 17-го века, со второй половины, и он пришел из Европы. Пришли листы из Германии, которые потом стали переводиться, и традиция как раз таких печатных листов, она пришла из Европы. И дальше уже, конечно же, сюжеты адаптировались под российскую действительность, и рождались уже совершенно новые персонажи, характерные именно для нашей страны. Но, надо сказать, что изначально все лубочные картинки, рассказывающие о различных рыцарях, о Еруслане Лазаревиче о Бове-Королевиче, это все герои, прототипы героев французского классического романа, который со временем устарел, и в России он уже совершенно по-другому стал звучать. Это история романтическая о борьбе великой за прекрасную женщину, она приобрела характер былинной сказки.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я, знаете, что предлагаю?

К. ЛАРИНА: Свадьба медведя Мишки Косолапого…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Пока не поздно, и еще не случились новости…

К. ЛАРИНА: А, вопросы!

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я задам быстро несколько вопросов…

К. ЛАРИНА: … забыли…

Т. ОЛЕВСКИЙ: … совершенно замечательные. Во-первых, у нас каталоги выставки «Лубок».

К. ЛАРИНА: Ну, это просто книжка отдельная. Это даже не каталог.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А во-вторых… да, это великолепная…

К. ЛАРИНА: … великолепная книжка.

Т. ОЛЕВСКИЙ: … сегодня каталог КомМиссии, тут много-много-много комиксов современных российских…

ХИХУС: 400 авторов подавало на конкурс, и 100 самых интересных попало в каталог.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А еще у нас билеты на мастер-класс в Литературный музей, но про это расскажет Ксения уже после перерыва. Я сейчас попробую задать вопросы, а Ксения мне поможет, если я ошибусь в каких-то названиях, они очень тяжелые для меня.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Я готова.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Какой известное литературное произведение легло в основу лубочной книжки: «Страшная красавица» или «Три ночи у гроба»? Следующая книжка, которую придется опознать, какое литературное произведение легло в ее основу, называется так: разбойник Тарас Черноморский или приключения казацкого атамана Урвака. Известная лубочная картинка Яга-баба на свинье с крокодилом драться едет. На кого это… про кого это произведение? Вот, придумайте. Яга-баба на свинье с крокодилом драться едет.

К. ЛАРИНА: А есть правильный ответ?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, конечно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Конечно, есть.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: В основу этой картинки, действительно, положены реальные персонажи.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И еще один вопрос, не могу его не задать, специальный вопрос от Хихуса. Никогда не догадаетесь, какой журнал, российский журнал, стал первым российским журналом комиксов?

ХИХУС: Был выпущен как первый российский журнал комиксов, потом немножко изменился.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Но он до сих пор существует.

К. ЛАРИНА: Ну, что, напомним смс +7 985 970 45 45.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Продолжаем программу «Музейные палаты», напомню, что сегодня мы говорим о выставке «Русские народные картинки, сказки и забавные листы», собрание Государственного Литературного музея. У нас в гостях комикс-художник Хихус, он же организатор фестиваля КомМиссия. И Ксения Белькевич — куратор выставки, научный сотрудник Литературного музея. Я все не могу оторваться от этого, так называемого каталога, на самом деле это просто отдельная книжка лубочная. И очень много вижу вариантов сюжета «Мыши кота погребают», все-таки, почему такой живучий оказался сюжет, Ксения, скажите нам, пожалуйста.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: В петровскую эпоху очень был популярен лубок и лубок, как сатирический жанр, был, наверное, единственным средством для того, чтобы высмеять политическую ситуацию того времени и поэтому…

К. ЛАРИНА: … то есть, такое скоморошество своего рода?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, конечно. Совершенно верно. Может быть, я бы хотела рассказать, наверное, с самого начала историю лубка. Вот, как все начиналось. Мы об этом говорим уже, все никак не расскажем. На самом деле, название «лубок», оно было принято уже далеко позже после того, как лубок сам появился, как появились лубочные картинки. Лубок появился у нас в России в 17-м веке, а дали ему название «лубок» в 20-х годах 19-го века, Снегирев выбрал такое название. Были разные другие названия. Были «потешные картинки», были «забавные листы», просто «листы», «московские листы», «суздальские листы», и все это было одно и то же, как раз те самые лубочные картинки. Почему название «лубок»? Потому, что изначально лубок печатался на деревянных досках из липового луба, потом уже изменился способ печати, использовалась литография, использовалась хромолитография, но изначально это были картинки, которые печатались при помощи деревянных досок. Есть еще другое мнение, почему лубок называется лубком: потому что офени, торговцы уличные, они разносили эти картинки в лубочных ящиках. И есть еще третье такое мнение, почему картинки называются лубком, потому что лубок — это… лубочный — это такой эпитет ко всему, сделанному грубо, неряшливо и, ну, так «деревянно». Поэтому так и называют «лубок». Ну, а какое мнение из этих верно — неизвестно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: … некоторые картинки настолько точные, там такая штриховка мелкая…

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Это уже литография.

К. ЛАРИНА: Ксения, ну, я думаю, что просто за годы жизни и десятилетия и столетия даже, лубок превратился просто в отдельный жанр искусства, не только искусства живописи, но и театральное, и кинематографическое, и музыкальное, вот, многие, кстати…

ХИХУС: … вот, про кино, которое…

К. ЛАРИНА: … говорят, что «Цитадель» — это абсолютно лубок вот по жанру. В этом, мне кажется, ничего уничижительно нет, но просто действительно, такое незатейливое, грубое, веселое и неправдоподобное.

ХИХУС: И вот что мне кажется особо интересным, почему-то все думают, что современный албанский язык в Интернете придумал Удав и компани. Нет, это просто, вот, приходите на выставку, и вы увидите, что «медведь с казою прохлаждаюца на музыке своей забавляюца». Это все реально написано, как на том смешном интернетовском языке, как слышим, так и пишем, который вовсе не изобрели вот сейчас, а который именно в лубке использовался, потому что такие вот были люди, которые писали, как им слышится. Это очень смешно, очень привлекательно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А у кого дома был лубок?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: О, у меня была история такая замечательная, моя тетя-художница, она разрисовала на стенах кухни лубок, и была замечательная забава у всех в нашей семье детей читать эти лубочные подписи, и было парочку картинок таких, которые все могли читать, а парочку за шкафом неприличных, и мы их читали, когда родители выходили из комнаты, и хихикали ужасно.

К. ЛАРИНА: А, кстати, неприличные есть картинки в лубке?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, конечно. Но они…

К. ЛАРИНА: Тоже целое отдельное ответвление, наверное?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, конечно. Именно поэтому, из-за того, что лубок приобрел такую, скажем, слишком вольную форму, и стал, действительно, трактовать сюжеты очень за гранью фола, действительно, в 1860-м году патриарх Иаким издал указ об ограничении издания лубочных картинок, и в 1850-м году цензурой вообще было наложено, действительно, очень много запретов по поводу того, какие сюжеты могут использоваться в лубочных картинках.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я просто еще хочу, я понимаю, что ведь лубочные картинки появлялись не в каких-то домах простолюдинов, малограмотных людей. Это, в общем-то, дома людей образованных, я так понимаю?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Это изначальная история. Потом лубок перешел уже на низкий жанр и стал популярен уже среди деревенских жителей и низших слоев населения города.

ХИХУС: Но, в общем, даже среди деревенских жителей повесить на стенку лубок, это значит, там, типа, у меня изба образованная, мы — люди читающие, такие со знанием, понимающие, мы в город ездили, картинку смешную купили. Все соседи пришли смотреть. То есть, это такой был, изначально комикс на Руси был символ большой образованности и грамотности. Ну, как минимум, в деревне.

К. ЛАРИНА: А откуда собирали выставку, Ксения?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Это выставка, представлены материалы собрания Государственного Литературного музея, и подготовила ее Нателла Алексеевна Топурия, наш хранитель фондов лубочных. А в собрании музея — коллекция Клепикова, который являлся сотрудником музея и большим коллекционером и собирателем лубочных картинок русских.

ХИХУС: Надо сказать, что и образовательная функция здесь вполне просматривается. Где, например, русский мужик мог посмотреть на слона, да? Вот, пожалуйста, здесь слон во всех видах.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: В основу этого сюжета вложена настоящая история о том, как действительно по улицам слона водили, потом Крылов написал басню, кстати, мы видим здесь тоже изменение картинки…

ХИХУС: А вот и Моська, между прочим, здесь изображена.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Да, появляется здесь Моська, здесь уже зеваки на улицах города, которые уже видят совершенно другую историю, которая написана Крыловым.

ХИХУС: Мы пошуршим так страничками…

К. ЛАРИНА: Ну там, я так понимаю, что вообще переходит постепенно лубок вот в этом каталоге, во всяком случае, то, что я вижу, просто уже в книжную иллюстрацию. Да?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Совершенно верно, на нашей выставке представлены иллюстрации Маора, это они сделаны в лубочном стиле, абсолютно повторяют весь этот жанр, но при этом они, конечно же, совершенно другая работа, это авторская работа художника, профессионального художника, потому как в лубке, над лубком таким традиционным лубком, конечно, работали люди, которые еле-еле умели рисовать, в том числе и писать. Поэтому очень много ошибок. Хихус, вы тоже знаете авторов.

ХИХУС: А я, это самое, я только радуюсь, мне кажется, что вообще надо отменить эти дурацкие правила грамматики, писать, как слышится…

Т. ОЛЕВСКИЙ: … есть «Цитадель», а есть Павел Бардин, который сразу делал под лубок гоп-стоп.

К. ЛАРИНА: Гоп-стоп, абсолютный лубок!

Т. ОЛЕВСКИЙ: … удивительный лубок.

К. ЛАРИНА: А бывает лубок трагический, страшный?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Страшный, конечно! И, надо сказать, что лубок, — мы говорим сейчас о картинках, но параллельно с лубочными картинками развивался жанр лубочной литературы. И существовал круг издателей, которые работали над лубочными книжками. Существовал особенный круг писателей, которые создавали эти книги. И здесь очень интересно, что как в лубке авторы повторяли, копировали друг друга, и известные картинки, ну, действительно происходило копирование, так и в литературе авторы копировали известные произведения известных авторов. Сказки Пушкина или произведения гоголя, или массу других, классические романы иностранные тоже они пересказывали. Очень много было вариаций сказок Ершова, сказки «Конек-горбунок». У каждого, себя уважающего, лубочного писателя был свой вариант как раз вот сказки Ершова «Конек-горбунок». Они все писали вот, у каждого был такой набор его работ.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, а сейчас, вообще, что-нибудь работает в такой технике? Я хочу подвести к мастер-классам, что у вас такое будет?

К. БЕЛЬКЕВИЧ: На мастер-классах мы говорим об истории лубка и мы говорим на выставке, ну, мне кажется, что лубок — достаточно сложная тема для детей в связи с тем, что она очень малоизвестна сейчас. И что мы делаем? Мы рассказываем о лубке, мы делаем старинную русскую игрушку из лыка, потому что это опять же адрес к лубку как к материалу, с которого все начиналось, у нас будет мастер-класс, на следующей неделе уже начнутся мастер-классы, 20-го мая в пятницу, в 16-00 и в 17-00, — старинные русские игрушки из лыка. Дальше мы будем делать театр теней по забытым сказкам, потому что многие сказки, есть сказки, которые были пересказаны авторами, лубочными писателями, а есть сказки авторские, например, евстигнеевские сказки, и сказка колдуна говоруна, например, очень интересное название, сказка о Бабе-Яге и о трезглазом коте. Мы будем рассказывать об этих сказках, которые перестали уже… уже их никто не помнит. И будем делать спектакль театра теней. У нас будет две даты, когда мы это делаем, 20 мая и 27 мая. А 26 мая мы пригласим Хихуса, и он научит нас делать рисованные истории. Я бы хотела, чтобы ты рассказал об этом подробнее, что мы будем делать на этом мастер-классе.

ХИХУС: Ну, конечно, трехглазого кота рисовать, чтобы вообще, обидимся на Симпсонов, скажем, что они идею трехглазой рыбки потянули из русского лубка. Нет, на самом деле будем рисовать рисованные истории и в той стилистике, в которой вам захочется. Захотите — мангу сделаем, захотите — русский лубок. А самое интересное будет, их попытаться объединить, какую-нибудь такую большеглазую японскую деву с самурайским мечом, которая едет на русском петухе поражать какого-нибудь злодея.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Почему, объясни мне, Хихус, почему не умирает жанр вообще комикса в век такой, в общем-то, доступной анимации.

К. ЛАРИНА: Он даже развивается. А в кино как развивается жанр.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Фильмы должны это все отодвинуть на второй план.

ХИХУС: Значит, во-первых, не умирает, потому что это не жанр, а вид искусства. Вот. Это полноценный вид искусства, который — я тоже называл это жанром, потом меня искусствоведы столько раз поправляли, что я уже запомнил, что надо говорить «вид». Вот. Это реально совершенно полноценный вид искусства, который, конечно, похож на анимацию, я делаю комиксы и мультики. Разница гигантская. Если в мультике мы на звуке 50% выезжаем на смешных упс— парам…то в комиксе этого просто нет, и в комиксе появляется понятие эллипса, то есть, пространство между кадрами, которое читатель должен додумать. И вот самое большое искусство — это правильно построить повествование так, чтобы читатель в этом эллипсе не потерялся, то есть, история не разорвалась, а с другой стороны, ну, сделал я в мультике персонажа со смешной походкой, — помните, как «Ну, погоди!» начинается: волк смешной идет под смешную музычку, ничего, собственно говоря, не происходит. Но 30 секунд нам смешно и интересно смотреть, как он просто бродит по улице. В комиксе, к сожалению, я себе не могу такой вольности позволить, потому что музычки нет, вот, и мне приходится как бы сразу значительно плотнее, то есть он мгновенно у меня в комиксе встретится уже и с милицией, и с зайцами, вот, просто потому, что, кстати говоря, был такой журнал «Ну, погоди!» комиксный. Вот, и там истории куда плотнее шли.

К. ЛАРИНА: Да, а почему в советское время это слово было под запретом?

ХИХУС: А дело в том, что — я могу разные версии всякие рассказывать, то есть, я могу реально рассказать, что такой знаменитый Эрже нарисовал про Тентена своего, что он поехал в Советский Союз и бился там со злодеями-коммунистами, и ЦК КПСС, действительно, запретило специально комиксы, потому что их придумало ЦРУ, чтобы оболванить наших детей. Я хочу сказать, что во всех странах мира было абсолютно одно и то же: в то время, когда российских комиксистов здесь прессовало КГБ, в Америке сенатор Маккарти таскал комиксистов с криками, что это все КГБ придумало, вот, а в Японии, в стране манги, где 40% полиграфической продукции сейчас вот эта манга, да? Началось все с того, что разгневанные родители поставили мусорные контейнеры, написали на них обидный иероглиф «вредная манга», торжественно отбирали у своих детишек мангу, приносили ее в эти контейнеры и по воскресеньям сжигали, чтобы показать, как они все это не любят.

К. ЛАРИНА: Кошмар!

ХИХУС: То есть, это везде. Дело в том, что это нереально свободный жанр. Вот, то же самое, что лубок, да? Почему его очень быстро возненавидело правительство? Потому, что людей, которые делают такие вещи, контролировать практически невозможно. Им не нужен никакой бюджет, им не нужно ничего, кроме карандаша и веселых мыслей в голове.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А это опасно.

ХИХУС: А это опасно для любого правительства, поэтому, конечно же, да, то есть, если раньше это можно было вырезать на доске и напечатать десять копий и раздать в десять деревень, то сейчас это можно мгновенно выложить в интернет, как Линор Горалик со своим Зайцем ПЦ, вот, и, там, через две недели регулярного выкладывания своих смешных или грустных историй десять тысяч читателей начинают с нетерпением ждать продолжения. То есть, это реальный способ поговорить с людьми о чем-то, вот мы сейчас, например, о чем-то несмешном, например, вот мы сейчас, у меня здесь проект Респект идет, это 10 художников со всей Европы, и мы рисуем комиксы о проблеме ксенофобии, о проблеме миграции, да, потому что, сколько умных книжек ни пиши, молодежь их читать не будет под девизом «не осилил много букв». Да? А комиксы будет наши читать. Конечно, мы не решим, разумеется, там, такую глобальную проблему десятком комиксов, даже большими тиражами и бесплатными…

Т. ОЛЕВСКИЙ: … может быть, очень много маленьких проблем.

ХИХУС: Ну, мы просто заставим народ задуматься, реально, а это единственное решение проблемы. То есть, единственное решение таких серьезных проблем — это начинать думать о них. Вот. И нет простых никаких ответов на эту тему, а есть тема для раздумья. Вот, мы пытаемся такую тему поднять и вбросить.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А сегодня, кстати, у вас, расскажите, французские комиксы, которые приедут сегодня на Винзавод, там такая история.

ХИХУС: А на Винзаводе, например, мы привозили очень — они уже улетели, сегодня будет Марвил, сегодня будет американский комикс в 2-30 будет вице-президент компании рассказывать, что они такого придумали и куда они собираются развиваться, а также искать, кстати говоря, русских талантов, если вы сами рисуете, можете придти — он реально хедхантер, и реально, на самом деле, с моей великой гордостью, могу сказать, что президент самой большой американской комиксной корпорации приехал сюда именно потому, что он увидел каталог КомМиссии и сказал: «Ну, ничего себе, у вас рисуют ребята! Я поехал искать к вам новых талантов. Потому что нам надоел один Спайдермен, нам хочется развиваться».

К. ЛАРИНА: Ну, кстати, мы все, советские дети, мы все комиксы рисовали дома, просто мы не знали, что это так называется. Вот, при тотальном дефиците книг…

ХИХУС: Знали мы. Знали, можно было привозить журнал «Пиф», он принадлежал коммунистической партии Франции.

К. ЛАРИНА: Да, да, в первый раз этот журнал «Пиф» появился у нас где-то то ли в школе, то ли, не помню… это был вообще такой восторг, мы начали все рисовать, как подорванные. И особенно эта графика, я помню, нас так всех поразила, у меня осталось детское впечатление: первое знакомство с черно-белым комиксом, что даже в голову не приходило.

ХИХУС: А не помните, как мы с дрожанием рук ждали прихода журнала, как ни странно, «Наука и жизнь»…

К. ЛАРИНА: Да.

ХИХУС: … потому что на задней странице про Пифа и Геркулеса печатали комиксы. И все дети Советского Союза…

К. ЛАРИНА: А еще вот интересно, тоже момент, который — мы сегодня его не коснулись — когда герои рисованных комиксов стали не персонажами мультфильмов, а художественного кино. Вот, это же первое. Если говорить, кто был первый, Хихус, наверняка вы знаете.

ХИХУС: Нет, не знаю, кто был первый, но я могу вас просветить в этом отношении, что все герои кино сначала были персонажами комиксов, потому что любой фильм начинается с раскадровки, а это именно комикс, который рисуют вместе художник и, соответственно, режиссер фильма.

К. ЛАРИНА: Но это же не издается в книге? Мы же этого не видим.

ХИХУС: Книжки издаются, и продаются неплохими тиражами, например, зависит, кто рисовал и как рисовал. Вот, кстати, я открываю первый факультет комиксов… кафедру комиксов и манга на факультете дизайна МФПА, вот, будем учить там раскадровку и все остальное. И мне, кстати, кажется, что это такое большое культурное событие, что у нас появляется первый в России госдиплом комиксист-мангака, а? Круто звучит?

(смех)

Т. ОЛЕВСКИЙ: … мы успеем ответить на вопросы.

К. ЛАРИНА: Я такую нашла красивую историю про Шевчука, БГ, Макаревича! Обалдеть!

ХИХУС: Которые защищали Химкинский лес.

К. ЛАРИНА: Ну, просто! «Место встречи», называется.

ХИХУС: «Место встречи изменить нельзя», там вместо персонажей сохранены полностью диалоги про то, что «ты Мурку могешь…»

(смех)

К. ЛАРИНА: Медведев говорит: «Сладко поет фраерок, надо остановить трассу». А это про Шевчука, конечно: я – Юра-музыкант. Ну, замечательно. А это… Это на КомМиссии, да?

ХИХУС: На выставке Комиссии и на сайте www.kommissia.ru.

К. ЛАРИНА: Я так рада, что мы встретились, вы для меня открыли мир сегодня. Вот, для меня все это была какая-то параллельная реальность.

ХИХУС: Ура! Поэтому мы 10 лет и делаем фестиваль. А Венедиктов при этом коллекционирует…

К. ЛАРИНА: Венедиктов у нас сумасшедший…комиксоман.

ХИХУС: Он давал свою, один раз давал свою коллекцию, тематически мы подбирали для выставки на фестивале. Я спросил: «А сколько вы можете дать нам «для показать» широкой публике?» Он сказал: «Ну, сколько «Газелей» найдешь, столько и дам»

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Браво.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Послушайте, сегодня еще автор комикса «Я, волк и шоколадка», что это такое, кто приедет? Я забываю…

ХИХУС: Это, да, это на артплее сегодня будет великолепная Дельфина Пере, ее зовут, она француженка, «КомпасГид» ее издал, очень нереально прикольную книжку. Она в виде комикса, это замаскированные психологические практики для детей в такой очень веселой форме про то, как мальчик встретил волка, а волка никто не боялся. А волку очень хотелось быть страшным. Вот, мальчик и учит волка пугать других детей, а на самом деле это вот такой серьезный практикум на изживание детских страхов. И она как раз сегодня будет вести мастер-класс на артплей и будет вживую с детьми все это рисовать и веселиться.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: А завтра она будет в «Лавочке детских книг» на Солянке.

ХИХУС: Да.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Тоже будет мастер-класс.

К. ЛАРИНА: Давайте, все адреса назовем, а то у нас народ запутается, где что.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Давайте.

Т. ОЛЕВСКИЙ: То, что сегодня?

К. ЛАРИНА: Да.

Т. ОЛЕВСКИЙ: А потом то, что…

ХИХУС: Значит, сегодня на Винзаводе происходит в 2-30 Марвел, американский комикс. Потом русские комиксисты учат всех рисовать комиксы. А потом все это в 9-30 вечера начинается уже «Ночь в комиксах!», которая будет состоять из наших выставок, из анимации и студии Тунбокс, очень смешной. Вот, и прочих увеселений. Там будет, например, стена, обклеенная портретами знаменитостей с пустыми баблами, называется «знаменитости разговаривают», можно будет вписать чего, кто кому чего сказал, самостоятельно. Потом, это перехватывает киноклуб, который показывает самые крутые и веселые комиксные фильмы, а параллельно, соответственно, на артплее, который очень просто, метров 300 вдоль забора…

К. ЛАРИНА: … это все – Винзавод?

ХИХУС: Рядом с Винзаводом, в 300-х метрах, находится Artplay, и там сегодня весь день гуляют… но там очень просто найти на самом деле вдоль железнодорожных путей…

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Там просто идти некуда.

ХИХУС: … деваться некуда. Значит, весь день у нас детский день: там, фотостудии, там, Дельфина Перре, там, рисование веселых осьминожиков на руках и делание из них комиксов… ну, в общем, для всех возрастов, весь день идет, ну часов до 5-ти, идет детско-семейная программа. Потом с вечера начинаются комиксы и немецкие мультики, фестиваль электронной музыки, и всякие другие увеселения.

К. ЛАРИНА: Это, напомню, метро «Курская», да?

ХИХУС: Да, это от метро «Курская» совсем рядом.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И теперь — Ксения.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Русские народные картинки, сказки и забавные листы, выставка открывается в Трубниковском переулке дом 17 с 18-го числа, 19-го числа и 26-го мая у нас мастер класс и театр теней по старинным русским сказкам. Дети сами научатся делать спектакль, управлять фигурами, делать фигуры и покажут родителям спектакль. 20 мая мастер-класс старинная русская игрушка из лыка. И 26-го мая — Хихус со своим мастер-классом рисованных историй.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И, позвольте, я быстро хотя бы попробую ответить на вопросы. Очень быстро. Известное литературное произведение, которое легло в основу лубочной картинки «Страшная красавица или три ночи у гроба» — конечно же, «Вий» Гоголя. «Разбойник Тарас Черноморский, или приключения казацкого атамана Урвака» — Тарас Бульба. Известная лубочная картинка «Яга-баба на свинье с крокодилом драться едет» — сатира Петра Первого и Катерины, я хочу это видеть, потому что я не представляю себе.

ХИХУС: Вот она, вот. Сейчас покажем. И первый российский комиксный журнал…

К. ЛАРИНА: «Веселые картинки»?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Нет.

К. ЛАРИНА: «Мурзилка»?

ХИХУС: «Огонек»! «Огонек» был сделан как рисованное приложение к газете «Ведомости» в тысяча восемьсот каком-то там году, у меня есть эти настоящие, оригинальные номера прямо в целлофанчике. Вот лежат. И именно он, совершенно в классическом комиксном ключе, иллюстрировал всякие новости потешно и не очень.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Так, победители: победила Женя, номер начинается на 193, Александр правильно ответил, номер 753 первые три цифры, Игорь — 292 и Марина — 384. Ждите, замечательные совершенно, богатые призы.

ХИХУС: Да, прекрасные каталоги КомМиссии и билеты на мастер-классы и великолепной красоты каталоги Русские народные картинки, сказки и забавные листы. И каталоги КомМиссии.

К. ЛАРИНА: Можно стырить?

ХИХУС: А, да, да.

(смех)

ХИХУС: Здесь уже призы…

К. ЛАРИНА: … растаскивают…

ХИХУС: … растаскивают…

(смех)

Т. ОЛЕВСКИЙ: Я напомню, что Исторический музей сегодня до 23-х часов, а Третьяковская галерея…

К. ЛАРИНА: Ну-у? Допоздна?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Допоздна, до 12-ти. Музей Востока до 23-х. Приходите на Ночь музеев.

ХИХУС: И Винзавод до 12-ти, а артплей до упора.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Спасибо вам.

К. ЛАРИНА: Еще раз напомню, что наши гости сегодня — художник Хихус и Ксения Белькевич, научный сотрудник литературного музея. Спасибо.

ХИХУС: Спасибо, что позвали.

К. БЕЛЬКЕВИЧ: Спасибо.









Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире