'Вопросы к интервью
27 ноября 2010
Z Музейные палаты Все выпуски

Выставка «Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток»


Время выхода в эфир: 27 ноября 2010, 10:15

К. ЛАРИНА: Начинаем программу «Музейные палаты». Здесь Ксения Ларина и Тимур Олевский. Тимур, доброе утро.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: И мы сегодня на Восток отправляемся вместе с нашей гостьей – Ольгой Докучаевой, заместителем генерального директора по науке Государственного музея-заповедника «Царицыно». Добрый день, Ольга, здравствуйте.

О. ДОКУЧАЕВА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: А выставка эта называется «Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток». Ну что, начнем мы с подарком.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Подарки у нас сегодня – билеты на выставку, которая действительно очень широко… широкий обзор путешествия будущего императора. Настолько большие расстояния были пройдены. И, в общем, выставка примерно такого же размера, мне кажется. Бесконечная совершенно. А еще у нас будет замечательная книга «Времена года в Царицыне». Ну это очень красивый альбом, который был, насколько я понимаю, как раз издан к открытию, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Он не совсем к открытию был издан, это вот новое наше издание. И не совсем, как бы так сказать, стандартная концепция его. Поэтому мне кажется, что это интересно нашим будет посетителям и друзьям «Царицыно».

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну а мы немножко про «Царицыно» поговорим и про Николая. Давайте так, первый вопрос будет у нас вот какой. В каких порочащих связях обвиняла, по легендам, императрица Екатерина первого архитектора Царицына Василия Баженова? Как звали гейшу, с которой в Нагасаки встречался цесаревич Николай Александрович? Это мы уже пошли по выставке. Какой памятник открыл будущий император Николай II во Владивостоке во время как раз этого путешествия? И какие города соединял первый исторический участок Транссиба, который успели построить к 1916 году?

К. ЛАРИНА: Мы только на СМС? Или можем и туда, и сюда?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Нет, мы и по телефону.

К. ЛАРИНА: Хорошо, тогда СМС напомним: +7(985)9704545. Прямо сейчас можете присылать ваши ответы. Ну а во второй части, ближе к финалу, мы примем телефонные ответы по телефону прямого эфира 363-36-59. Я бы хотела только сначала понять, Оль, а каким образом вообще родилась эта идея? Она к чему-то приурочена?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну она и в широком смысле приурочена, и в более узком. Дело в том, что вот в этом году исполнилось 120 лет с момента этого как бы вполне беспрецедентного путешествия. С другой стороны, мы как бы уже немножко готовимся к 400-летию дома Романовых. В 2013 году будет, видимо, достаточно масштабное празднование этой даты. И наконец, в общем-то, вот выбирая для себя такую тему, мы имели в виду, что Царицыно само по себе не совсем очевидно, но, тем не менее, связано с именно темой Востока и русской политики на Юге и на Востоке, потому что создавался вот ансамбль резиденции Екатерины II как раз в ознаменование побед русского оружия над Турцией. Так сказать, именно в момент празднования Кючук-Кайнарджийского мира в Москве была приобретена будущая резиденция, и началось строительство. То есть как бы связь такая довольно с путешествием Николая Александровича дальняя, но существующая.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Взгляд на Восток бросали давно, и Николай, по-моему, лишь только укрепил в этом…

О. ДОКУЧАЕВА: Да. И вот, собственно, этот аспект такой геополитики России, он, конечно, присутствует в экспозициях.

К. ЛАРИНА: То есть эта выставка не только красивая, но и просветительская.

О. ДОКУЧАЕВА: Она очень поучительная некоторым образом.

К. ЛАРИНА: Давайте мы во второй части подробнее поговорим о выставке и пройдемся по залам и на каких-то экспонатах остановимся, простите. А сейчас я хотела бы, чтобы Тимур несколько слов сказал, поскольку он побывал, пробежался.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну на самом деле я в первую очередь отметил там огромное количество оружия, там есть совершенно потрясающие для людей, которые разбираются и коллекционируют, например, солдатиков, японская панорама битвы самураев, 19-й век, подарок императору. Совершенно чудесные артефакты. Очень много подарков, которые будущий император привез из волостей российских губерний, Сибири, алеуты дарили или казаки. Он проехал же, в общем-то, весь Дальний Восток к Уралу. Но мне больше понравилось и больше всего показалось интересным эта кинохроника, которую я никогда не видел, те фрагменты, которые там представлены, их очень много. Совершенно необычно было и очень интересно. И фотографии. Вот исторический материал, то, что можно было видеть своими глазами, я даже не подозревал, что 1890 год, что могло сохраниться…

К. ЛАРИНА: А откуда кинохроника-то?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Кинохроника, я так понимаю, более поздняя, а вот фотографии, 1890 год, я не знал, что они есть. Я так понимаю, что (Ольга расскажет, наверное, подробнее), сын Менделеева, кажется, фотографировал. Да?

О. ДОКУЧАЕВА: Да. Совершенно верно.

Т. ОЛЕВСКИЙ: И сделал какое-то огромное количество по тем временам снимков. Оля, а как это происходило?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну, дело в том, что просто сын Менделеева Владимир Дмитриевич, он служил мичманом на флоте. И, собственно, вот был участником всего этого путешествия и сделал практически более 200 снимков, которые сохранились до нашего времени. И многие из них представлены на выставке. Но надо сказать, что это не единственные фотоматериалы, потому что было и большое количество любительской съемки. И конечно, вот очень эти интересные материалы, которые находятся и в Государственном архиве Российской Федерации, и в библиотечных разных хранилищах. То есть мы постарались, конечно, максимально представить вот действительно панораму этого путешествия многомерно – и в графике, и в фотографии, и в артефактах.

К. ЛАРИНА: Оль, когда мы говорим «Восток», что имеется в виду? Какие регионы восточные успел за этот год посетить цесаревич?

О. ДОКУЧАЕВА: Надо сказать, что вообще очень тщательно готовился маршрут вот этой экспедиции.

К. ЛАРИНА: А целеполагания какие были?

О. ДОКУЧАЕВА: Значит, она была запланировала заранее и тоже имела несколько разных целей. С одной стороны, это была задача вот познакомиться будущему императору России, так сказать, с мировой ситуацией и лично вступить в контакты с правителями других стран, войти как бы во всю эту ситуацию. И в то же время он как бы представлял собой Россию, и это была такая большая, скажем, демонстрация российской мощи, российского растущего влияния. И надо сказать, что это была довольно большая эскадра военных кораблей, которые сопровождали вот этот флагманский корабль-фрегат «Памяти Азова», само название говорящее. Постоянно, во время всего путешествия сопровождал крейсер «Владимир Мономах». И где-то вот уже, так сказать, на подходе к японским морям эта эскадра достигала 7 – 8 военных кораблей. Это отдельная тема, отдельный разговор, но, тем не менее, в общем, это была такая большая политическая акция. Сначала вообще планировалась кругосветка, вплоть до посещения Америки. Потом сократили все это до Востока, и, соответственно, маршрут пролегал через Египет, Индию, Цейлон, Индокитай, Китай, Японию. И вот, собственно, очень тщательно к этому готовились, маршрут разрабатывало и военное министерство…

К. ЛАРИНА: И все это за один год, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну, по сути дела, путешествие все заняло 300 дней — это почти целый год. И началось оно в октябре 90-го года и закончилось 4 августа 1891 года возвращением в Царское село.

К. ЛАРИНА: У нас сейчас новости, потом продолжим наше путешествие на Восток вместе с цесаревичем Николаем Александровичем.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Возвращаемся в программу. Напомню, что сегодня мы представляем выставку «Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток». Выставка проходит в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». И у нас в гостях замдиректора по науке музея Ольга Докучаева. Программу ведут Ксения Ларина и Тимур Олевский. Тимур, который на этой выставке побывал.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Доброе утро. Вы знаете, я хотел напомнить, что ведь вот эта вот история с окровавленной рубашкой, инцидент в Японии…

К. ЛАРИНА: Давайте мы напомним, что это такое за эпизод. Оль, пожалуйста, что это за эпизод такой драматичный?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну вот это была такая драматическая кульминация, совершенно неожиданная, естественно, этого путешествия. Дело в том, что сам по себе вот этот тур проходил в достаточно такой благоприятной атмосфере, всюду были такие очень теплые встречи – празднования, чествования, подношения от правительств и от народа, скажем так. И в Японии тоже, в общем, придавали большое значение этому визиту и встречали очень радушно. Но надо сказать, что была все же некая напряженность, потому что Япония довольно недавно еще стала, так сказать, открываться для Запада, и сразу же, в общем-то, Россия стала очень активную там политику проводить. И совсем недавно, перед визитом цесаревича Николая Александровича, в Токио, например, был открыт Воскресенский собор, освящен огромный. И, в общем, влияние, так сказать, было массированным. Это встречало тоже неоднозначный отклик у местных жителей и различных слоев общества. И вот все это вылилось в этот знаменитый инцидент, когда при посещении… Николай Александрович побывал в Киото и оттуда отправился на прогулку в соседний город Отсу, где его тоже очень торжественно встречали – была процессия рикш. И совершенно неожиданно из оцепления… полицейские местные должны были охранять, и вот один из полицейских набросился на Николая Александровича и нанес ему саблей удар по голове.

К. ЛАРИНА: То есть, по сути, покушение?

О. ДОКУЧАЕВА: Да, это было покушение. Даже и не один удар. Спас, по сути дела, Николая Александровича принц греческий Георгий, который с ним совершал всю эту поездку, и он просто тростью отбил вот эту самую саблю. И затем вот эти рикши, которые, собственно, здесь присутствовали непосредственно, они этого полицейского скрутили. Но Николая Александровича в какую-то ближайшую аптеку-лавочку отвели и оказали ему первую помощь. Была содрана буквально до черепной кости кожа на голове. И после этого его быстро доставили в Киото, и он возвратился на корабль «Памяти Азова», с которого больше не сходил до конца пребывания в Японии. Но этот инцидент вызвал огромный резонанс. То есть это было воспринято как национальный позор – то, что на гостя было совершено нападение. И буквально на следующий день, это было 29 апреля, 30 апреля вышел рескрипт императора Японии Мэйдзи с извинениями, было огромное количество депутаций от разных слоев общества – и от знати, и от крестьянства, и индивидуальные были такие посещения. Европейцы, которые находились в Японии, писали такие адреса соболезнующие. И была масса подарков, которые… (неразб.). И, значит, просто различные утешающие подарки…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Утешающая гейша, например, там была.

К. ЛАРИНА: Подождите. А вот скажите, это было что такое – плановая акция?

О. ДОКУЧАЕВА: Это было такое спонтанное, видимо, выступление…

К. ЛАРИНА: Одиночки, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Да. Как, в общем, свидетельство недовольства определенных слоев японского общества.

К. ЛАРИНА: То есть это не теракт, нет?

О. ДОКУЧАЕВА: Нет, это был не теракт. Но, скажем так, предвестие будущих все-таки таких покушений. Тем более, что в мире это был уже не первый случай, а уж в России — и говорить не приходится. Ну и вот, короче говоря, вот эти вот подарки, они были доставлены все на корабль «Памяти Азова», и затем они, естественно, оказались уже в России и у нас в музее.

К. ЛАРИНА: Простите, мне уже интересно. А каких-нибудь санкций, связанных с секьюрити, не было? То, что плохо охраняли…

О. ДОКУЧАЕВА: Был кордон полицейский, но тогда это считалось нормальным. Все же меры безопасности были гораздо более такие щадящие и слабые, по сравнению с тем, как все это усовершенствовалось к настоящему времени.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Как я понимаю, никому и в голову не могло прийти, что такое может произойти. Была свита, которая…

К. ЛАРИНА: И осталось свидетельство этого инцидента – вот вы говорите про окровавленную рубаху, которая сохранилась, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Да. Собственно, именно по этой рубашке как раз проводилась генетическая экспертиза, когда вот встал вопрос о подлинности останков императорской семьи и самого императора. Вот как раз эта рубаха и послужила вот таким материалом, который дал возможность эту экспертизу провести.

К. ЛАРИНА: И за это много подарков получил, да, Николай Александрович?

О. ДОКУЧАЕВА: Да. И эти подарки, некоторая часть из них, присутствуют на выставке. Причем очень интересные. Например, кукла такая, очень красивая, изящно сделанная – кукла гейши, имя которой мы не скажем.

К. ЛАРИНА: В полный рост, да?

О. ДОКУЧАЕВА: В полный рост.

К. ЛАРИНА: А из чего она сделана?

О. ДОКУЧАЕВА: Она сделана отчасти… это костюм совершенно натуральный. Личико, ручки фарфоровые. Ну а из чего сделана сама фигурка, я не скажу. Самурайские доспехи, оружие, это вышитый императорский штандарт, это различные свитки, веера – масса всяких подношений. И документы, конечно, вот эти вот адреса с соболезнованием, благопожеланиями и так далее.

К. ЛАРИНА: А какие-нибудь путевые записки есть?

О. ДОКУЧАЕВА: Надо сказать, что Николай Александрович вел дневники, как мы знаем. И опубликовано далеко не все из вот этого, так сказать, наследия. И когда наши сотрудники, куратор выставки Ольга Соснина эту выставку готовили, то был поднят просто огромный плат материала, в том числе вот эти неопубликованные дневники, которые, в общем, дают представление о повседневной жизни Николая Александровича, его отношении к происходящему и так далее.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Там очень интересные записки, как мне кажется, из того, что я видел на выставке – уже воспоминания о России.

О. ДОКУЧАЕВА: Вот выдержки из этих дневников, они приведены непосредственно в экспозиции и комментируют тоже все события этого путешествия.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Как он, например, в дневниках отзывался о некоторых балах, которые ему устраивали казаки, что «не без приятных личиков». Очень понравились подданные, то есть там подарки, подношения. Выходили в деревнях люди с бедными иконами, встречали его, чем Бог послал, под бой одиноких колоколов. Очень символично, между прочим, когда встречают императорскую процессию, и звонит один-единственный деревенский колокол. А потом так и получилось, что в тех же краях его и убили. И там очень интересный флаг Андреевский из рыбьей кожи.

О. ДОКУЧАЕВА: Да, это вот подарки, так сказать, народов Севера – и алеуты, и венки, и ханты. Ну, в общем, огромное количество вот этих всех народностей. Причем подношения были иногда, конечно, совершенно экзотические. Но все это, в общем, делалось от чистого сердца. И какие-то варежки, которые местные крестьянки вышивали и приносили. Возникают какие-то странные иногда просто параллели между подарками цесаревичу Николаю Александровичу и подарками нашим вождям уже в следующем столетии. Вот это вот народное сознание, то есть что дарили и что приносили от чистого сердца своим владыкам…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да, абсолютно.

О. ДОКУЧАЕВА: … Вот просто стабильность этого сознания, она просто и умиляет, и поражает.

К. ЛАРИНА: Слушайте, а вот что касается уже возвращения в Россию, каким-то образом отразилось это путешествие на российской жизни? Ну я про что спрашиваю? Если уж мы вспомнили про советское время, Хрущев после посещения Америки очень многие вещи заимствовал и как-то ввел в обиход в Советском Союзе из того, что он там увидел, из каких-то своих личных открытий. Вот здесь были какие-то вещи, которые потом нашли свое отражение в России?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну, вы знаете, тут вот, с точки зрения каких-то там технологий, институций и так далее, чужой Восток как бы не воспринимался таким эталоном, из которого надо что-то заимствовать. Потому что вообще как бы можно разделить, что воспринималось — вот этот чужеземный Восток, чужестранный, влияние на который надо расширять, Российская империя должна продвигаться с ним как-то, коммуницировать, и своя Азия, которая тоже часть Востока, но она уже как бы своя. И вот продвижение по своей Азии, освоение этих просторов – это, конечно, была тоже такая очень серьезная государственная задача…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Нерешенная до сих пор.

О. ДОКУЧАЕВА: Значит, вот, можно сказать, главной миссией уже на российской земле Николая Александровича была закладка великой Сибирской железнодорожной магистрали. То есть вот в данном случае как раз он осуществлял такую вот миссию – продвижение цивилизации до пределов российской земли.

К. ЛАРИНА: Ну еще, наверное, несколько слов, может быть, мы успеем сказать о каких-то самых экзотических экспонатах. Там из рыбьей чешуи или из чего?

О. ДОКУЧАЕВА: Из рыбьей кожи.

К. ЛАРИНА: Из рыбьей кожи флаг, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Да.

К. ЛАРИНА: Это специально делалось для него?

О. ДОКУЧАЕВА: Да, специально делалось, это один как бы из даров.

К. ЛАРИНА: Наш флаг, Андреевский флаг?

О. ДОКУЧАЕВА: Да, Андреевский флаг. Ну что еще? Назвать можно массу таких вот… Ну, например, о том, о чем говорил Тимур, в Японии была подарена такая модель – сценка битвы самураев. В Китае – это макет чайной фабрики, которой владели русские купцы. Это была крупнейшая компания по обработке и вывозу чая из Китая. И вот как раз Николай Александрович в своих дневниках пишет о том, что приятно видеть, как российский бизнес, современным языком говоря, вот так вот активно и успешно продвигается на Восток.

К. ЛАРИНА: А юрты?

О. ДОКУЧАЕВА: Вы знаете, да. Ну, юрта, там есть замечательная совершенно такая кроватка с инкрустацией костяной. Она происходит из Аничкова дворца. И надо сказать, что вот эти все реликвии и подарки хранились после возвращения Николая Александровича в Зимнем дворце и в Аничковом дворце. То есть это, скорее всего, тоже один из таких вот подарков.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Оружие там же.

О. ДОКУЧАЕВА: Оружия огромное количество. Индийское оружие там, скажем, такие экзотические погонялки для слонов, там ружья, очень красиво декорированные, холодного оружия очень много. То есть очень разнообразные экспонаты.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Почти полторы тысячи экспонатов.

О. ДОКУЧАЕВА: Да, свыше тысячи. И вообще у нас как бы в нашем проекте принимают участие 13 музеев, несколько архивов, крупнейших библиотек.

К. ЛАРИНА: Музеи все наши, российские?

О. ДОКУЧАЕВА: Все российские. Причем это главные как бы наши партнеры были – это Музей антропологии и этнографии, это Кунсткамера знаменитая…

К. ЛАРИНА: А что хранилось в Кунсткамере?

О. ДОКУЧАЕВА: А в Кунсткамере хранится как раз основной массив вот этих вот самых подарков, потому что как раз после выставки, которая была проведена по возвращению Николая Александровича в Россию, вот эти вещи были переданы в основном как раз в Кунсткамеру, где они до сих пор и находятся. И надо сказать, что, как ни странно, до сих пор вот этот пласт хорошо освещен и представлен широкой публике не был. Была только одна маленькая выставочка, в 98-м году она проходила, где они как бы слегка вот эту самую тему пробороздили.

К. ЛАРИНА: А животных не дарили?

О. ДОКУЧАЕВА: Вы знаете, он очень много охотился. Он охотился и на тигров, и на слонов, и на носорогов, и, в том числе, и дарили. Но, к сожалению, конечно, вот…

К. ЛАРИНА: Я понимаю, что это невозможно сохранить, но, тем не менее, были подарки, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Были и живые подарки, которые, к сожалению, как раз вот… Там вот он пишет, какие недуги и невзгоды преследовали этих бедных зверенышей, которых ему дарили. Но, в общем, так они, конечно…

К. ЛАРИНА: Не доехали до России?

О. ДОКУЧАЕВА: Не случилось. Но, тем не менее, вот, кстати, у нас тоже такие артефакты из животного и растительного мира присутствуют. Даже не растительного, а минералогического. Потому что в выставке принимает участие Дарвиновский музей. У нас, например, там шкура уссурийского тигра, птиц ловчих мы показываем, которые тоже присутствовали во время этих самых даров и забав императорских. Потому что не только была деловая как бы сторона поездки официальной, но было очень много, конечно, увеселений. И участвует Музей Ферсмана минералогический, где коллекции минералов, которые были преподнесены и даже отчасти собирались по пути самим Николаем Александровичем. И кстати, вот заставка нашей выставки – одно из подносных блюд из яшмы и с полудрагоценными камнями, оно как раз из Музея Ферсмана. То есть вот самые разные музеи в нашей выставке приняли участие.

К. ЛАРИНА: Давайте мы уже обратимся к вопросам и к ответам. Тимур, повтори, пожалуйста, еще раз вопросы. Я так думаю, что на СМС наверняка у нас уже есть нужный нам набор победителей. И пришло время принять ваши ответы по телефону прямого эфира 363-36-59.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Так вот, в каких порочащих связях обвиняла, по легендам, императрица Екатерина первого архитектора Царицына Василия Баженова? Как звали гейшу, с которой в Нагасаки встречался цесаревич? Гейшу ему подарили…

К. ЛАРИНА: Это ее портрет?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это ее фигура, да. Потом в результате ему подарили куклу, чуть похожую на эту гейшу. Кому памятник открыл Николай II во Владивостоке? Будущий Николай II, конечно. И какие города соединял первый исторический участок Транссиба, который успели построить в 1916 году? Собственно, на открытии начала строительства цесаревич побывал.

К. ЛАРИНА: Оля, возьмите, пожалуйста, наушники, чтобы слышать ответы. А я еще раз телефон напоминаю: 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Я бы хотела ответить на первый вопрос.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Значит, обвинила Баженова в связях с масонами.

К. ЛАРИНА: Это правда. И как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Наталья.

К. ЛАРИНА: Спасибо, записали. Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. По-моему, гейшу звали О-Мацу.

К. ЛАРИНА: А вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Артем.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Оль, а из чего же было сделано тело гейши? Вы ушли от вопроса.

О. ДОКУЧАЕВА: Вы знаете, это страшная тайна и ужасный секрет. Но там чурбачок.

К. ЛАРИНА: Чурбачок всего лишь?

О. ДОКУЧАЕВА: Да.

К. ЛАРИНА: А там что, какая-то была связь? Почему именно эта гейша запала так в душу цесаревичу?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну очень красиво танцевала, замечательно пела.

К. ЛАРИНА: А чего же они настоящую гейшу ему не подарили? Могли бы, да?

О. ДОКУЧАЕВА: Не догадались, наверное.

К. ЛАРИНА: В то время позволяли нравы, да? Вполне возможно было. Привез бы наложницу в Россию.

О. ДОКУЧАЕВА: По крайней мере, он побывал там в такой «русской» деревне, так называемой, где жили наши моряки, которые взяли себе в жены местных девушек.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Чио-Чио-сан.

О. ДОКУЧАЕВА: Да. Так что была такая практика, но Николай Александрович не рискнул.

К. ЛАРИНА: Давайте следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый день. Меня зовут Андрей. Памятник был открыт адмиралу Невельскому.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Точно.

К. ЛАРИНА: Совершенно верно, Андрей, спасибо. Еще один вопрос остался?

Т. ОЛЕВСКИЙ: Да. Какие города…

К. ЛАРИНА: Давайте. Напомню еще раз номер телефона: 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Юрий меня зовут. Может быть, я ошибаюсь, простите, если ошибусь. Но первый километр, насколько мне известно, Транссиба начинается в… (неразб.), а шел он, мне кажется, до Орла на тот момент. Но дальше – я не знаю. Может быть, я ошибаюсь.

К. ЛАРИНА: Нет, к сожалению. Не попали.

О. ДОКУЧАЕВА: Как-то он с другого края Российской империи начинался…

Т. ОЛЕВСКИЙ: Это другой Транссиб, к сожалению.

К. ЛАРИНА: Алло, здравствуйте. Алло? Говорите, пожалуйста. Нет, не говорите, еще пробуем, пожалуйста. Алло, здравствуйте. Оказался очень сложным вопрос. Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Даниил. Я про Транссиб хотел бы.

К. ЛАРИНА: Давайте, давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Исторический участок Транссиба к 16-му году соединял Челябинск и Владивосток.

К. ЛАРИНА: Совершенно верно! Спасибо вам большое, ответ верный. Тимур, назови, пожалуйста, наших победителей, которых тебе принесли.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Значит, Алла (телефон оканчивается на 269), Таня (телефон оканчивается на 663), Андрей (914 – последние три цифры) и Неля (876).

К. ЛАРИНА: Как интересно вообще устроена психология, вот разница между мужским и женским мозгом. Все женщины называют первые цифры телефона, а все мужчины – последние. Как интересно, да? Вот вам для британских ученых загадка.

Т. ОЛЕВСКИЙ: Но если я назову первые три цифры тебе, то останется угадать только одну.

К. ЛАРИНА: Ну что, дорогие друзья, значит, что у нас остается? Мне хочется, во-первых, уточнить, до какого числа выставка работает. Оль, скажите нам, пожалуйста.

О. ДОКУЧАЕВА: До 15 мая.

К. ЛАРИНА: А, то есть еще у нас времени полно. И уж коли вы у нас, может быть, скажете о каких-то ближайших тоже планах? Что у вас следует по календарю за такой масштабной выставкой, что еще предстоит увидеть нам в «Царицыно»?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну вот сейчас у нас зимой открывается, на зимний, так скажем, период, выставка в другом нашем здании – в Хлебном доме. Выставка эта наверняка будет пользоваться интересом наших посетителей, нашей публики. Это выставка работ Сергея Андрияки и его учеников его школы. У нас обновляется наша постоянная экспозиция гобеленов и шпалер, она одна из лучших у нас коллекций вообще в России. Это гобелены второй половины прошлого столетия. Но есть и исторический раздел, и этот исторический раздел пополняется и дарами московского правительства. И только что вот для «Царицыно» было приобретено 4 исторических гобелена 17-го века, которые мы будем выставлять с середины декабря, с 17-го числа открывается эта обновленная экспозиция. Так что милости просим. А, так скажем, топовым проектом будущего года у нас будет выставка тоже очень серьезная и значимая для нас, приуроченная к дате гибели императора Павла I, который для нас очень тоже значительная персона. И она будет называться «Утраченные иллюзии. Жизнь и судьба».

К. ЛАРИНА: Интересно, а сколько лет вообще не проводилось выставок на тему Павла I?

О. ДОКУЧАЕВА: Вообще-то в Петербурге примерно 8 – 10 лет тому назад была большая выставка.

К. ЛАРИНА: А в Москве?

О. ДОКУЧАЕВА: А вот в Москве не было давно. И мы как раз вот проект очень с интересом сами готовим и эту выставку ждем, потому что мы стараемся нестандартно подойти к этой фигуре.

К. ЛАРИНА: Тем более, очень многое изменилось, очень многие вещи открылись, очень многие вещи переосмыслены и по-другому оценены историей.

О. ДОКУЧАЕВА: Да, ровно так. То есть мы, конечно, хотим, в общем-то, тот самый налет такой затертости и клишированности отношения к Павлу I все-таки как бы стереть.

К. ЛАРИНА: А к Новому году у вас наверняка там что-нибудь будет, какие-нибудь праздники?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну, у нас «Елки» проходят. И кстати, вот просто нарасхват, у нас почти все билеты уже проданы на эти детские праздники. Поэтому кто хочет прийти в «Царицыно», милости просим. Только спешите, потому что…

К. ЛАРИНА: А что там у вас такое на Новый год происходит? Там балы какие-то, «елки»? Как это все выглядит?

О. ДОКУЧАЕВА: Там «елки» и в Большом дворце, и в Хлебном доме одновременно.

К. ЛАРИНА: А кто у вас заведует «елками»?

О. ДОКУЧАЕВА: У нас есть специальный отдел, который занимается…

К. ЛАРИНА: Вопрос не праздный. Я хочу просто наладить все контакты, на «Детскую площадку» позвать кого-то из отдела, который занимается детскими программами, чтобы подробнее рассказать о праздниках каникулярных и, может быть, разыграть там билеты, пригласить…

Т. ОЛЕВСКИЙ: А в парке у вас ничего не планируется организовать на Новый год?

О. ДОКУЧАЕВА: Ну, в парке, там немножко сложно, потому что все-таки это такая территория тихого отдыха. Поэтому мы вот сейчас от всяких увеселений очень шумных и многолюдных стараемся уходить, сберегая все-таки как-то парк.

К. ЛАРИНА: Ну а насчет детей сейчас мы с вами договоримся, да? Сейчас отсюда выйдем…

О. ДОКУЧАЕВА: Да, насчет детей – с удовольствием. И у нас, конечно, еще и концертные программы все время идут, и они будут обязательно проходить и в новогодние праздники. И музей не работает только 31-го, 1-го и 7-го. Во все остальные дни милости просим, музей открыт для посетителей. Мы будем рады всех видеть.

К. ЛАРИНА: Спасибо.

Т. ОЛЕВСКИЙ: СМС-ка от Елены: «Гейша – свободная женщина», — напоминает она нам.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Ольга Докучаева, зам. генерального директора по науке Государственного музея-заповедника «Царицыно». Программа «Музейные палаты» завершается. Напомню, что вели ее Тимур Олевский и Ксения Ларина. Спасибо вам, Оля.












Комментарии

2

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

otja Татьяна Сергеева 28 ноября 2010 | 01:40

Ольга волновалась и напрасно. Интересная тема, малоизвестная. Такой работой можно гордиться.
Жаль, что не у нас.


woman_like_a_man 14 декабря 2010 | 01:17

и все таки нельзя ли музеям присылать на передачи людей с хорошей дикцией(или, может, менее нервных)? все эти "нуу...эээ..значить..бээ..мээ" портят стиль передачи абсолютно. физически трудно слушать. а жаль, тема то интересная

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире