'Вопросы к интервью
17 ноября 2007
Z Музейные палаты Все выпуски

Личные вещи и облачения русских патриархов — выставка в музеях Московского Кремля к 90-летию восстановления патриаршества в России


Время выхода в эфир: 17 ноября 2007, 12:12





К.ЛАРИНА: 12 часов 18 минут. Начинаем программу «Музейные палаты». У нас сегодня «Кремлевские палаты», — возвращаемся к истокам. Добрый день, Ксения Басилашвили!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Привет! Но в рамках «Музейных палат», приглашаем в кремль.

К.ЛАРИНА: Конечно, потому что приглашаем в кремль, на выставку.

Наталья Бушуева, наша гостья сегодня. Добрый день, Наталья, здравствуйте!

Н.БУШУЕВА: Добрый день.

К.ЛАРИНА: «Личные вещи и облачение русских патриархов» — так называется выставка?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет! Выставка называется по-другому, это мы так тему заявили нашего разговора, потому что мы подробно будем рассматривать эти экспонаты. Выставка называется «Собор русских патриархов», (к 90-летию со дня восстановления патриаршества в русской православной церкви).

Я так понимаю, что у нас сегодня не этим одним эфиром ограничится раскрытие темы – «90-летие восстановления патриаршества», потому что вслед за нами, в эфире Сергея Бунтмана будет подробно рассматриваться личность патриарха Тихона. А мы вот так сейчас «разминаем» эту ситуацию, подготавливаем аудиторию.

Н.БУШУЕВА: От предметов пойдем.

К.ЛАРИНА: Наталья – куратор выставки, которая открылась в кремле, и сегодня, я думаю, мы подробно о ней поговорим. Нас Наташа проведет по палатам, по экспонатам. Да?

Ну, для начала давайте мы выполним наши обязательства перед слушателями. Мы куда зовем-то? На выставку, естественно?

К.БАСИЛАШВИЛИ: На эту выставку мы еще не можем позвать: не отпечатали билеты, сейчас вот срочно печатают билеты и буклеты. Как только появятся, тут же мы их в нашей программе разыграем.

Но мы приглашаем на другую прекрасную выставку, которая рядом открыта.

Если выставка «Собор русских патриархов» откроется в Мирроваренной палате, то эта выставка работает так наискосок по Соборной площади от Мироваренной палаты, в Успенской звоннице Московского кремля – это выставка «Под царским вензелем», выставка, которая приехала к нам из Эрмитажа, и мы с тобой тоже о ней подробно говорили, — это выставка Императорского фарфорового завода.

У нас есть билеты очень красивые, они же приглашения бесплатные на выставку. Она работает до 13 января ежедневно, кроме четверга, с 10 утра до 17 вечера.

Кроме того, мы вам предлагаем, особенно для тех, кто в других городах, каталог выставки «Под царским вензелем», прекрасно изданный, с рассказами о вещах, с рассказами об Императорском заводе. Это издательство «Пропелея»,

Санкт-Петербург, 2007 год, и каталог, может быть, такой более мужской вариант – «Государственный историко-культурный заповедник «Московский кремль. Каталог собрания огнестрельного оружия Англии с ХУП – начала Х1Х века».

Нужно ответить на вопрос. Внимание! Ну, поскольку выставка работает в Мироваренной палате, отсюда и вопрос:

Назовите, пожалуйста, основу миро. Основу миро – вот этот вот такой, ну как точно определить?

Н.БУШУЕВА: Да, то есть, основную составляющую.

Я поясню: Мироваренная палата называется так в связи с тем, что в определенный момент, после того, как патриаршество было запрещено, и здесь, на дальнем доме, располагались московские конторы синода. И в Крестовую палату была перенесена печь для варения миро. Это было единственное место в Москве, где приготовляли миро. Вот почему она называется Мироваренной.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Церковное масло миро. Назовите, пожалуйста, его основную составляющую.

И я напоминаю наш sms, на который присылайте, пожалуйста, правильный ответ: +7 (985) 970-45-45.

Ну, а мы начинаем нашу прогулку с Наташей, и сейчас у нас придет как раз «Мироваренная палата», именно там открывается выставка.



К.ЛАРИНА: А сколько патриархов задействовано? Какие имена здесь можно встретить на этой выставке?

Н.БУШУЕВА: А вы знаете, как вы говорите, — мы задействовали всех патриархов, — это особенность нашей выставки.

Дело в том, что вот это событие – 90-летие восстановления патриаршества произошло в 1917 году, но наша коллекция так исторически сложилась, она может представить очень хорошо, просто в шедеврах служение патриархов досинодального периода. Поэтому мы обратились к коллегам из других музеев, чтобы нам предоставили экспонаты по ХХ веку.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но всего 15 патриархов, всего-навсего?

Н.БУШУЕВА: Или всего, или на самом деле, это огромный комплекс. Огромный комплекс, это очень большой период в истории, и досинодальный, и в период ХХ века, после восстановления патриаршества.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Наташа, здесь надо, наверное, исторические рамки для наших слушателей определить, потому что не все ориентируются хорошо.

Введение патриаршества, потом его отмена, обозначить какие-то временные категории.

Н.БУШУЕВА: Патриаршество было установлено на Руси в 1589 году, накануне смутного времени. Именно тогда в Успенском соборе был поставлен первый патриарх Иов, 1589 год. И на протяжении ХУП века можно назвать такие имена, наверняка известные для всех, как патриарх Гермоген, патриарх Филарет, который был, собственно говоря, отцом и соправителем первого Романова – Михаила Романова. Затем в царствование Алексея Михайловича возникает такая фигура, как патриарх Никон.

У нас, кстати, была несколько лет назад очень большая выставка, где мы постарались собрать очень много вещей, почти все вещи, связанные, так или иначе, с этим периодом – не только с личностью Никона, но и с личностью Алексея Михайловича.

И после смерти патриарха Адриана, уже в Петровское время, патриаршество было отменено. То есть, начался очень длительный синодальный период, когда церковь фактически зависела от государства, когда во главе церкви, когда церковью управлял Святейший правительствующий синод.

К.ЛАРИНА: А с чем это было связано? Простите, Наташа. Почему отменили, в принципе запретили патриаршество?

Н.БУШУЕВА: Ну это было решение Петра Первого, потому что он хотел подчинить церковь государству. Вот так и случилось.

И уже в ХХ веке, накануне очередной такой трагедии, накануне Гражданской войны, было решено этот институт восстановить.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это какой год, Наташа?

Н.БУШУЕВА: Это 1917 год.

К.ЛАРИНА: Год революции.

Н.БУШУЕВА: Вот открывшийся Поместный собор, одним из принятых решений его было: восстановление патриаршества. Собственно, что и случилось, и вскоре, осенью, патриарх Тихон был избран. Он носил титул Всероссийского патриарха. Это единственный патриарх, который носил титул Всероссийского патриарха.

Интересно, что год это сложный, и очень сложно было добиться разрешения на интронизацию в Успенском соборе. Такое разрешение было получено, и, надо сказать, что из Оружейной палаты для торжества настолования были выданы: древний посох святителя Петра, который присутствует и у нас на выставке тоже. Он участвовал абсолютно во всех интронизациях.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А посох византийский сам по происхождению? Из Константинополя?

Н.БУШУЕВА: Да, да. Константинопольский.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Какая история огромная за ним!

Н.БУШУЕВА: И были получены также облачения, как говорили прежде, «бывших патриархов» — это клобук патриарха Никона, который тоже присутствует у нас на выставке; ряса патриарха Гермогена.

К.ЛАРИНА: А где они хранятся, простите?

Н.БУШУЕВА: Все это хранится в наших фондах.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Наташа, кстати, хранитель. Наша гостья Наталья Бушуева – хранитель, как раз, вот этого комплекса вещей.

Н.БУШУЕВА: Ну, не только я. Дело в том, что эти вещи хранятся в разных коллекциях.

К.ЛАРИНА: А в патриархии нет? Не хранится никаких реликвий?

Н.БУШУЕВА: Я знаю, что посох святителя Петра выдавался дважды святейшему патриарху Алексию Второму на момент интронизации и в день службы, посвященной его 70-летию.

И сейчас, относительно недавно сделана точная копия древнего посоха святителя Петра. И вот она, как раз, вот эта вот копия, этот посох хранится в ризнице святейшего патриарха, и святейший патриарх любезно предоставил нам на выставку этот посох.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Наташа, мы так много об этом посохе говорим. Может быть, пару слов более подробно, что он представляет собой, а то так сложно понять.

Н.БУШУЕВА: Ну, вообще этот посох действительно является настоящей святыней. Точно так же, наверное, относятся не только люди, которые имеют непосредственное отношение к церковным службам, но и музейные сотрудники. Но впоследствии этот посох был переделан – древняя часть, то есть, его вот эта вот основа.

К.ЛАРИНА: Он из чего, из какого материала сделан?

Н.БУШУЕВА: Деревянный, и там такие металлические, золотые накладочки. И некоторые из них действительно сохранились со времен святителя Петра.

К.ЛАРИНА: Мы сейчас слушаем Новости. Потом продолжим нашу экскурсию по выставке музеев Московского кремля, выставке, приуроченной к 90-летию восстановления патриаршества в России.

Напомним, что в гостях у нас куратор выставки Наталья Бушуева.

НОВОСТИ

МУЗЕЙНАЯ СТРЕЛКА. ДАЕМ МАЯЧОК:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Привлекательны ли музеи кремля для посетителей? Да, безусловно, и поводов для этого несколько:

во-первых, кремль трудно не найти, его невозможно потерять, его знают все, направление укажет каждый. А значит, вам не придется отчаянно топтать переулки в его поисках, как когда-то я тратила время на нахождение музея Тропинина. То-то теперь этого музея в принципе не стало, вероятно, дело в невыгодном расположении на местности.

Затем, кремль открыт, когда другие музеи отдыхают, и в него можно смело идти в понедельник, но остерегаться четвергов, выходного уже для кремля.

Близость к власти может отпугнуть, но не посетителей кремля. Наши слушатели идут в кремль совсем за другим – их интересуют детали. Например, до 13 января в Успенской звоннице можно вблизи рассмотреть уникальный фарфор, редкая выставка ваз и сервизов Императорского фарфорового завода. Триста предметов приехали в Москву из собрания петербургского Эрмитажа. И, между прочим, часть экспонатов впервые отправилась на междугородние гастроли.

К некоторым научным сотрудникам кремля сейчас с лишними вопросами лучше не обращаться, не отвлекать по пустякам: они с головой ушли в подготовку новой выставки, которая, безусловно, привлечет ваше внимание. Посвящена она периоду тяжелому в нашей истории, кровавому, страшному. И, как это бывает, полному парадоксов и противоречий. Вспомним и опричнину, и высокие образцы древнерусской культуры – выставка «Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного» откроется в кремле 14 декабря в Одностолпной палате.

Новый выставочный год блеснет в феврале клинками – первая выставка февраля посвящена современному авторскому холодному оружию. А в этой категории попадаются удивительные экземпляры – с первого взгляда не понять: это настольная скульптура на спальный столик, или боевой, заточенный ножик.

Март – месяц, которого мы все ждем по разным причинам. Но именно в марте обещают открыть для посетителей просмотровую площадку на красавице-колокольне Ивана Великого.

И, наконец, выставка, ставшая темой нашей программы, — «Собор русских патриархов» откроется 21 ноября и продлится до конца февраля. Путь к ней от Кутафьих ворот, вдоль по площадям и закоулкам кремля до Мироваренной палаты.

К.ЛАРИНА: Ну, что? Мы возвращаемся в музеи Московского кремля. Но я, кстати, хотела уже назвать победителей, которые ответили на наш вопрос.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но ответ пока держим в секрете.

К.ЛАРИНА: Да, потому что мы сейчас по телефону все-таки решили принять один ответ. Телефон напомним: 363-36-59. А можно вопрос еще раз повторить, Ксения?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Назвать основную составляющую миро.

К.ЛАРИНА: Да, наши победители, которые правильно ответили на sms (Перечисляет имена и номера телефонов победителей).

Ну, а теперь внимание! Наташа тоже может взять наушники. Внимание! Телефон прямого эфира еще раз: 363-36-59. Кто готов ответить на этот вопрос по телефону? Пробуем. Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это Раиса. Вареное деревянное масло.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Деревянное?

РАИСА: С красным вином.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет.

К.ЛАРИНА: Масло с красным вином?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Там есть точный ответ, его много называли.

К.ЛАРИНА: А Раиса испугалась, наверное, мобильного телефона. Сама позвонила и испугалась. Так, еще!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Давай, другой голос посмотрим? Люди, которые не могут прорваться.

К.ЛАРИНА: А я не знаю, тут мобильные телефоны, как я определю?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да? Тут Наташа поможет.

К.ЛАРИНА: Вот это говорит, берите, вот это берите…

Алло, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло!

К.ЛАРИНА: Да, да. Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Это Виктор.

К.ЛАРИНА: Да, Виктор.

Виктор: Я из города Железнодорожного. Миро на основе оливкового масла делается.

К.ЛАРИНА: Правильно!

К.БАСИЛАШВИЛИ: Виктор, вы – энциклопедия.

ВИКТОР: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Спасибо, спасибо большое. Да, Виктор, телефон ваш есть, позвоним после программы. Довольна, или не очень?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Итак, основная составляющая – это оливковое масло. Ну да, прекрасно, когда слушатели знают правильный ответ.

Н.БУШУЕВА: Не просто оливковое масло, но оливковое масло высшего качества.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Высшего качества – первой пробы. А назывались разные ответы, в том числе млечный сок дерева босвелия, представляешь?

К.ЛАРИНА: Батюшки святы!

Н.БУШУЕВА: Вообще, надо сказать, в разное время в состав миро входило разное количество составляющих – от 40 до 75. Там, по-моему, можно назвать некоторые: мускатное, розовое, фиалковое, имбирный корень, кардамон, лимонное масла, гвоздичное, ладан, мастика – много всего, да. Это уже такие составляющие, не основные, а ингредиенты, которые добавляют.

К.ЛАРИНА: Ну, давайте вернемся на выставку. Мы остановились на посохе. Но давайте дальше по экспонатам пройдемся. Что-то еще нам назовете интересное, Наташа. Можете снять, они вам мешают. Они нам больше не понадобятся. Это мы без них жить не можем.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, мы хотели, тем более что еще масса интересных есть вещей.

Н.БУШУЕВА: Мы постарались представить всех 15 патриархов. Как нам это удалось – вы можете это оценить уже 21 числа.

К.ЛАРИНА: Выставка открывается 21?

Н.БУШУЕВА: Выставка — да, для посещения открывается с 21 ноября.

Ну, а я немножко расскажу об экспонатах.

Как я говорила, досинодальный период представлен экспонатами музеев Московского кремля. Некоторые вещи, связанные со святителем Тихоном, с патриархом Сергием, с патриархом Алексием Первым, Старогородским, нам предоставил Церковный археологический кабинет при Московской духовной академии.

Также есть вещи, которые отобраны лично святейшим патриархом из своей ризницы.

К.ЛАРИНА: Ну, например, что?

Н.БУШУЕВА: Два облачения. Одно принадлежит патриарху Пимену, второе – патриарху Алексию Первому, Старогородскому. Очень красивое, роскошное облачение, и также мы попросили у святейшего из его ризницы его саккос, его архиерейское облачение, которое было выполнено недавно в мастерских Сретенского монастыря.

Собственно, почему нам это было интересно, потому что это такая некая реплика на малый саккос митрополита Фотия, который хранится у нас в музее. Мастерицы знакомились с фондами, приезжали, работали с нашими специалистами, и получилось очень удачно.

К.ЛАРИНА: Но там же не всегда такие все традиционные, там же какие-то канонические вещи надо соблюдать, вот, если мы говорим об облачениях, или у каждого индивидуальный был какой-то пошив?

Н.БУШУЕВА: Ну, в принципе – да. Ну, как сказать? Размеры – да, то есть, существует определенный канон. Но надо сказать, интересно вот: облачения, которые принадлежали патриархам ХУП века, на протяжении всего времени бережно сохранялись в патриаршей ризнице, иногда переделывались, то есть, более раннее – какое-то нравилось облачение, в последующем патриарх переделывал его для себя.

К.ЛАРИНА: То есть, там что? – Мода тоже существовала

какая-то? Ну, наверное? Детали менялись, наверное.

Н.БУШУЕВА: Да нет, дело в том, что это обычное явление. Нормально, надо сказать, что ткани были очень дорогими, ткани были привозными, и работа была высококлассная, высокохудожественная. И очень часто брали какие-то детали и переносили их на новую ткань, например.

К.ЛАРИНА: Ну, а кроме облачений, какие еще экспонаты там представлены? Головные уборы еще?

К.БАСИЛАШВИЛИ: А я еще про облачения хотела послушать. Мне показался очень интересным момент, что мастерицы сегодняшние, они владеют мастерством вот этого золотного шитья, и какого-то невероятно – это же огромный труд! Сколько уходит времени на создание вот этого саккоса, облачения, вот то, что представлено. Сколько времени ушло?

Н.БУШУЕВА: Да, конечно, по-моему, в течение двух лет шили облачение.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это одно? Один наряд, — скажем так?

Н.БУШУЕВА: Ну, там их, естественно, было несколько. В комплект облачения входят: саккос, палица, два амфора – малый и большой, епитрахиль и поручи.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Видишь, мы даже названия слышим, но мы не понимаем функции. Надо, наверное, более подробно рассказать об этом.

Н.БУШУЕВА: Поручи одеваются поверх…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Как манжеты такие?

Н.БУШУЕВА: Да, одежды такие, они символизируют узы Христа. Вот, достаточно любопытные, интересные.

К.ЛАРИНА: А головные уборы?

Н.БУШУЕВА: Головные уборы представлены разные. Ну,

во-первых, это архиерейская шапка – митра первого патриарха Иова. Она такой древней формы и совсем не похожа на то, что мы видим сейчас. Дело в том, что по изобразительному материалу такой формы шапки появились после того, как русская церковь стала автокефальной, то есть в середине ХУ века.

Также есть клобуки, «клобуки большого наряда», как о них пишут в документах архивных, то есть парадный клобук патриарха Филарета с золотыми дробницами, украшенными чернью. Клобук патриарха Никона совершенно новой формы, нового кроя, выполненный по греческому клобуку.

К.ЛАРИНА: Клобук – это вот такой высокий, да?

Н.БУШУЕВА: Да. Клобук – это… Вот сейчас, кстати, называют клобуками монашеский головной убор высокий черный головной убор с такой тканью, которая просто наметана.

К.ЛАРИНА: Ниспадающая?

Н.БУШУЕВА: Да. А патриаршие – называются «кукколь», вчера приходил к нам один священник к нам на выставку…

К.ЛАРИНА: А «с чернью» — это что такое? – Вышитое?

Н.БУШУЕВА: Нет, чернь – это такое украшение металла, черневое серебро так делают, либо золото.

К.ЛАРИНА: А драгоценные камни присутствуют там

где-нибудь?

Н.БУШУЕВА: Да, конечно. В большом количестве.

К.ЛАРИНА: Очень интересно. А вот где? – В головных уборах, или где-то еще они расшиты? И облачение расшито драгоценными камнями?

Н.БУШУЕВА: Везде. Там есть и богослужебные предметы – Евангелие, украшенное драгоценными камнями, жемчугом. Головные уборы.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы когда говорили про эти клобуки, и ты еще сказала «кукколь».

Н.БУШУЕВА: Да, кукколь – это современное название.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И митры. А интересно, символы, наверное, у этих головных уборов тоже есть? Но они менялись с прошествием времени. Менялась высота, как, например, митра она более низкая, низкий более головной убор, такой ближе к голове. Клобук высокий. Почему эта изменялась высота? Может быть, что-то символизировало это?

Н.БУШУЕВА: Нет, митра относится к богослужебному облачению, а клобук носится в повседневной жизни…..

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что-нибудь клобук обозначал? Я имею в виду не только сан, но и символ какой-то.

Н.БУШУЕВА: Ну, во всяком случае, это узы Христовы. Ну, я, честно говоря, не знаю. Я знаю, что вот белые клобуки – это клобуки патриаршие.

К.ЛАРИНА: А по предметам еще? Что такое «личные вещи»? Что входит в это понятие?

Н.БУШУЕВА: Вы знаете, у нас личных вещей не так много. То есть, мы специально хотели от этого отойти. Мы пытались показать служение. То есть, там, в основном, вещи, связанные с богослужебной практикой, с прославлением там каких-то святых, со складами.

К.ЛАРИНА: Какие-то обрядовые, да?

Н.БУШУЕВА: Да. И там какие-то иконы, связанные с конкретным предстоятелем.

Из личных вещей, хоть у нас практически ничего нет, единственная тоже ну не совсем, наверное, личная вещь, нам привезли и предоставили один экспонат – это пишущая машинка патриарха Сергия.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это очень интересно!

Н.БУШУЕВА: Любопытно, ну, не то что сама машинка – ну, машинка, обычная машинка, но этот документ, который на ней напечатан, он тоже, кстати, представлен на выставке, он удивительный. Это Послание патриарха Сергия пастырям и пасомым «О защите Отечества». Напечатано и подписано оно 22 июня 1941 года.

К.ЛАРИНА: А, наверняка еще какие-то рукописные материалы представлены?

Н.БУШУЕВА: Там есть патриаршие вставленные грамоты, то есть, например, о поставлении какого-то дьяка в попы. То есть, видимо, грамота написана писарем, а подпись стоит собственноручная патриаршая и его печать.

К.ЛАРИНА: А книги?

Н.БУШУЕВА: Да, конечно, и книги тоже. Причем, это и Евангелие, и какая-то другая литература. Дело в том, что многие…

К.ЛАРИНА: Мне кажется, что это уже личные вещи наверняка читают!

Н.БУШУЕВА: Нет, не совсем так. Книги, в основном, связаны с богослужебной какой-то практикой, и многие патриархи были покровителями книгопечатания. В ХУП веке очень активно печатаются книги и способствовали, благословляли на это именно патриархи.

А, кстати, есть еще один экспонат, его тоже нам предоставили наши коллеги – это книга «Развитие православия в Эстонии». Интересно, что это не просто так – вот книга, она написана по материалам докторской диссертации святейшего патриарха Алексия Второго.

К.ЛАРИНА: А вот смотрите, все-таки ХХ век – это еще и фотографии искусства? Фотография уже существовала. Здесь есть что-нибудь у вас?

Н.БУШУЕВА: Нет, фотографий у нас нет.

К.ЛАРИНА: Ничего нет?

Н.БУШУЕВА: Нет.

К.ЛАРИНА: А прочесть что-то про каждого патриарха, про конкретного возможно на этой выставке? Просто одно дело, когда просто экспонаты выставлены, другое дело, когда ты его с каким-то конкретным человеком ассоциируешь.

Н.БУШУЕВА: Конечно, там есть аннотации, и выходит буклет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Из знаковых вещей знаковых патриархов, конечно, здесь нужно вспомнить Гермогена, судьба которого, ты знаешь, тоже надо ее напомнить, потому что…

Н.БУШУЕВА: Трагическая. Да, совершенно верно, Это

патриарх-мученик. Он действительно с такой трагической судьбой, который был поставлен на патриаршество в 1606 году – время очень сложное. И за свою гражданскую позицию был заточен в Чудов монастырь поляками, и умер там от голода.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но удивительно, что сохранились вещи, которые принадлежали Гермогену. Сохранился комплекс.

Н.БУШУЕВА: На самом деле, не совсем так. Единственная вещь в музеях Московского кремля, принадлежащая Гермогену, это панагия, 1603 года, серебряная двустворчатая панагия. Причем, она принадлежала митрополиту Казанскому Свияжскому Гермогену, в бытность его еще митрополитом.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это нательное такое…Нет, не нательное, а на наряд церковный. На цепи вешалась, как медальон, как нательный крест?

Н.БУШУЕВА: Нет, вообще панагия предназначалась изначально, туда была вложена частица просфоры. Поэтому они были двустворчатые, чтобы можно было вложить туда. И это единственная вещь, которая связана у нас с патриархом Гермогеном.

Но выставлен комплекс очень интересный. Дело в том, что в 1913 году праздновалось 300-летие Дома Романовых и было решено прославить патриарха Гермогена, и специально для этого был выполнен комплекс вещей. По инициативе и непосредственном участии императрицы Александры Федоровны в мастерских различных монастырей был выполнен комплекс вещей на раку. Он похоронен, мощи перенесены туда, где мощи. И на раку был выполнен целый комплекс вещей: это мантия, то есть, она не носилась эта мантия, она возлагалась на раку. Причем, интересно, что…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Укутывалась как бы ею вот эта вот…

Н.БУШУЕВА: Причем, интересно, что и рисунок был выполнен в иконописной мастерской Ивановского монастыря при участии Виктора Михайловича Васнецова.

А сама мантия сшита монахинями Алексеевского монастыря во главе с игуменьей Сергией. А также епитрахиль — еще одна такая интересная подробность – выполнена монахинями Вознесенского монастыря.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И сразу объясняем: епитрахиль – функция?

Н.БУШУЕВА: Епитрахиль – это часть облачения священника, которая одевается, как и поручи, на подрясник, на нижнее, то есть, не поверх саккоса, а вот вниз туда.

К.ЛАРИНА: Объяснили! (Смеется). Можно еще объяснить, где это находится?

Н.БУШУЕВА: Епитрахиль?

К.ЛАРИНА: Да, да, да. Она куда надевается?

Н.БУШУЕВА: Она надевается на шею и спускается нижней частью…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Высокое вот это, за головой.

Н.БУШУЕВА: Нет, нет, ничего подобного, нет! Она надевается на шею, спускается…

К.ЛАРИНА: Как шарф?

Н.БУШУЕВА: Да, как шарф по двум сторонам.

К.ЛАРИНА: О! Лежит вот как на лацканах таких, вот по верху.

Н.БУШУЕВА: Да. И интересно – в нижней части епитрахили шиты надписи, собственно, они передают, наверное, основную идею архиерейского служения: «Пастырь добрую душу свою полагает за овцы». И еще одна, ну я просто переведу сразу на русский: «Будьте мудрыми, яко змея, и непорочными, как голуби».

К.ЛАРИНА: Значит, еще раз скажем, что для посещения выставка открыта с 21 ноября и продлится сколько?

Н.БУШУЕВА: Она будет долго идти. По-моему, до конца февраля.

К.ЛАРИНА: А экскурсии там будут по ним, чтобы кто-нибудь, как Наталья Бушуева с нами рядом походил бы, и нам

чего-нибудь порассказал?

Н.БУШУЕВА: Я думаю, что планируются экскурсии.

К.ЛАРИНА: Будет, да?

Н.БУШУЕВА: Я думаю, что да.

К.ЛАРИНА: Ну что же, а что нам предлагает Ксения?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я хотела только напомнить, что эта выставка открыта совместно с Фондом поддержки русской культуры. Так правильно называется?

Н.БУШУЕВА: Нет, этот Фонд называется… Это некоммерческий фонд, он является соорганизатором выставки «Русская культурная инициатива». Они еще помогают восстанавливать иконостасы Чудова монастыря, Воскресенского. Важная, нужная деталь.

К.ЛАРИНА: Что у нас в «Фокусе»?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Приглашаем на выставки, в том числе в других музеях. Наши слушатели просили нас знакомить с тем, что происходит в музеях других городов. Вот туда я вас и зову – в другие города и страны. Но тема церковная остается.

В НАШЕМ ФОКУСЕ:

К.БАСИЛАШВИЛИ: Выставка, посвященная императору Византии Константину, находится сразу в нескольких городах Германии, включая Бонн. Но главные события разворачиваются в старом католическом центре страны –Триер. Ценности отбирали из 160 музеев мира, включая Лувр, Ватикан и Британский музей. Но и сам по себе Триер, столица одной из Римских провинций богат на византийские ценности.

В Рейнском музее одна из лучших коллекций мозаики. Коллекция местного собора, его начали строить в 1У веке, всемирно знаменита.

В Париже ежегодно проходят выставки-салоны новейших литургических облачений.

Высокая парижская мода обратилась к церкви. Демонстрируются современные образцы риз, ряс, выполненных из великолепных материалов, со сложной вышивкой и украшениями из драгоценных камней. Стоимость такой одежды, понятно, высокая – от 3 тысяч евро, и скорее предназначена для музеев.

Ну, а мы можем вспомнить колоритный эпизод фильма Феллини «Рим», где церковная мода вышла на подиум.

Церковные облачения, украшенные золотным шитьем, представлены на выставке «Строгановы. Послания столетий». 24 ноября она откроется в Пермской художественной галерее. Событие приурочено к дате: 450 лет назад семье Строгановых была выдана грамота на владение Пермскими землями.

К выставке издан альбом «Искусство пермских вотчин Строгановых». В нем 600 иллюстраций – церковные раритеты в храмах и музеях Перми – заслуга этой известной фамилии.

Мы все живем рядом, и все такие разные! Удивиться и порадоваться этому нехитрому, но столь ценному факту можно в Петербурге, в Музее истории религий. Накануне в нем открылась выставка очень интересная, по-своему уникальная. Посвящена она всем церковным конфессиям, представленным в городе. Вы только послушайте список. Участвуют: буддийский дацан, еврейская хоральная синагога, армянская апостольская церковь, евангелистская лютеранская церковь Ингрии, просто евангелическая лютеранская церковь, римско-католическая православная и духовная академия-семинария, и даже древлеправославная Поморская церковь. Будут читать открытые лекции, давать концерты, разговаривать, знакомиться. Неизвестное станет ближе и понятней.

На сайте «Музеи» в Интернете здорово сказано: «Каждая религия представляет общечеловеческую культурную ценность». Музей стремится научить посетителей терпимости и уважению к иным взглядам. И призывает к диалогу.

Он уже давно не Музей атеизма, и благополучно выехал из Казанского собора, но остался в центре Петербурга обновленный, абсолютно современный и своевременный.

Музей Истории религий теперь расположен на Почтамтской улице, в бывшем особняке Ягужинских, позже отданным под нужды почты.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире