'Вопросы к интервью
М.МАЙЕРС: Почти уже десять минут шестого. Еще раз, здравствуйте. У микрофона Маша Майерс. Это программа «Мамочки-мамаши», я представляю наших гостей: Майя Бакрадзе, заведующая отделением диагностики восстановительного лечения Научного центра здоровья детей. Здравствуйте, Майя, не в первый раз встречаемся.

М.БАКРАДЗЕ: Здравствуйте.

М.МАЙЕРС: И Сергей Максимов, вице-президент Московской Федерации закаливания и зимнего плавания, председатель Клуба моржей Серебряного бора.

Добрый день, здравствуйте!

С.МАКСИМОВ: Добрый день!

М.МАЙЕРС: Майя, во-первых, вопросы уже приходят: +7 985 970-45-45, пожалуйста, присылайте СМС-сообщения, постараемся на ваши вопросы ответить, а после половины шестого будем уже общаться с вами по телефону. Готовьтесь!

Тема нашей программы: «Если хочешь быть здоров, закаляйся»! Я вторую строчку брать не стала из этой песни, чтобы Майю Бакрадзе не обидеть: как я помню, там поется: «Постарайся не забыть про докторов». По-моему, это несправедливо, правда, или нет?

М.БАКРАДЗЕ: В общем-то, с одной стороны — справедливо: здоровьем ребенка заниматься должна семья, так же, как и государство. А доктор должен лечить болезни. Но лишь только совместными усилиями членов семьи вместе с врачом можно решить проблемы общей иммунизации, общего оздоровления ребенка, лишь вместе с врачами.

А здесь, с этой точки зрения абсолютно правильно то, что родители не должны думать о том, что врач решит эту проблему, а совместно с врачом. И в этом отношении решение проблемы о здоровье, на самом деле, это решение членов семьи, всех членов семьи.

М.МАЙЕРС: То есть, первый тезис таков, что закаливание — это не лечение, а это…

М.БАКРАДЗЕ: Закаливание — это повышение сопротивляемости организма ребенка инфекционным агентам.

Мы с вами должны достичь одного-единственного — чтобы наш малыш болел, как можно меньше.

Может ли закаливание полностью решить вопрос: болеет ли ребенок, или нет, — наверное, нет. Если он встречается с новыми вирусами, он может болеть, но он должен болеть, как можно реже и как можно менее тяжело.

М.МАЙЕРС: Сергей, скажите, пожалуйста, а, собственно, закаливание — это то, чем вы занимаетесь на протяжении долгих лет, но при этом вы не медик, вы, как раз, практик, как я понимаю.

С.МАКСИМОВ: Ну я то-практик, но в моей истории, в моей жизни мне пришлось изучать медицину: тогда у меня была проблема со здоровьем, мне пришлось изучить медицину. Мой принцип по жизни: делай всё сам. Поэтому на чужих дядей и тетей надеяться не стоит, нужно, если надо, изучить и медицину. Вот поэтому я сам изучил медицину, и отработал методику здорового образа жизни, которая у меня из пяти принципов состоит.

Значит, пять условий: режим питания, режим голодания, режим — нагрузка на мышцы, режим закаливания, вот то, что вы говорите, и массаж активных точек.

М.МАЙЕРС: А вы в первую очередь на себе экспериментировали, когда основали эту методику?

С.МАКСИМОВ: В первую очередь, чтобы спасти свою жизнь, я все начал на себе экспериментировать.

М.МАЙЕРС: Да, но здесь единственная маленькая поправка и комментарии — одно дело: вы знаете свои реакции, вы доверяете самому себе, и другое дело, когда мама с папой приносят домой первенца, неделя от роду, привозят из роддома, и начинают чесать затылки: а вот вроде, как иммунитет — это хорошо! А что же нам делать? Потому что ребеночек такой маленький, такой крохотный, и так страшно сделать ему больно, или холодно.

С.МАКСИМОВ: Так вот, в нашем клубе есть и женщины — одна треть, и дети, где-то 20 детей — от нуля до десяти лет. И по нашему уставу, когда я регистрировал в Минюсте наш Клуб моржей Серебряного бора, я писал там и про детей. Но мне Минюст вычеркнул детей: дети должны быть у родителей, и родители должны отвечать за своих детей. То есть, семья должна воспитывать. Это то, о чем говорит наш уважаемый доктор.

То есть, воспитание детей — это не государство, это не врачи, это только семья, это только родители.

М.МАЙЕРС: Ну хорошо, давайте обратимся уже к теме «Закаливание» непосредственно, давайте поговорим о том, все-таки, Майя, в те времена, когда появилась эта песня, которую мы сегодня цитируем, закаливание — это была, по-моему, такая программа Минздрава, такая пропагандистская история, да? «Давайте закаляться»! И все дружно пошли закаляться — и детей в детских садах поливали водой из ведер — там холодной, теплой, — уже никто не разбирался: была такая политика партии, что называется.

Как обстоят дела с закаливанием сегодня?

М.БАКРАДЗЕ: Ну, давайте поговорим так: что такое — когда снижается температура окружающей среды, что происходит? — сужаются кровеносные сосуды кожи, ну и слизистые носового хода. В это время происходит снижение температуры слизистой носа на два градуса. И в связи с тем, что снижается температура, значит, поступление антител снижается, защитные клетки снижают свое действие, соответственно повышается именно риск инфекции.

Что же происходит при закаливании?

При закаливании идет тренировка сосудов и вместе с этим у тренированного, закаленного ребенка и взрослого температура в носу снижается лишь только на 0,3— 0,5 градусов. Итак, основа — это тренировка сосудов. И оказывается, для закаливания не нужны совершенно низкие температуры.

Самое главное для закаливания это: систематичность и контрастность воздействия, постепенность и контрастность воздействия.

М.МАЙЕРС: А насколько контрастность может от нормы удаляться в разные стороны?

М.БАКРАДЗЕ: Это все допустимо до определенного, разумеется, момента, то, что мы говорим сейчас — постепенно.

В первую очередь, на что бы я хотела обратить внимание: прежде, чем малыша начинают закаливать, вообще начинают с оптимизации места жизни. То есть, это правильный, абсолютно рациональный режим дня — вовремя спать, длительность сна, прогулки перед сном.

Рациональное питание. Оказывается, на сегодняшний день 15% всего лишь населения России употребляют ежедневно фрукты и овощи. Это немаловажный фактор!

М.МАЙЕРС: Ну, это еще экономика, к сожалению.

М.БАКРАДЗЕ: К сожалению, экономика, да.

Третий момент — это лечебная гимнастика, физкультура.

Следующие моменты — это культурное просвещение семьи, пассивное курение, нерациональное питание, неадекватный режим дня — все это усугубляет, и, конечно, приводит к различным заболеваниям, повышает риск развития заболеваний.

Следующий момент — это экспозиционная профилактика. Что она включает? Она включает как можно меньше контакта детей с больными вирусными инфекциями.

Следующий момент: если в семье кто-то болеет, то носите маски, мойте руки чаще. Просто детям нужно ограничить пользование общественным транспортом, когда есть масса заболеваний.

Следующий момент — это одежда. Одежда ребенка, представьте себе, особенно зимой, должна быть на один слой меньше, чем у взрослого.

М.МАЙЕРС: Меньше?!

М.БАКРАДЗЕ: Меньше, меньше! — Он двигается, он не должен потеть, он должен быть сухим, когда возвращается домой.

М.МАЙЕРС: То есть, взрослый человек: майка, свитер.

М.БАКРАДЗЕ: Это мы говорим о зиме. Желательно, чтобы наши дети не носили шубы, — это в первую очередь, майка — три слоя одежды достаточно зимой для ребенка.

М.МАЙЕРС: Майка, свитерочек и куртка.

М.БАКРАДЗЕ: Сверху — теплая куртка.

М.МАЙЕРС: А почему мех не рекомендуется? Это же натурпродукт.

М.БАКРАДЗЕ: Во-первых, это тяжело, двигаться им тяжело, и они потеют. И их просто очень жалко. Ребенок должен быть сухим.

Следующий момент должны помнить абсолютно все родители: посещение детского сада.

Ведь представьте себе, в детском саду маленькие дети, общаясь друг с другом, обмениваются потогенами. А на них вырабатывается коллективный иммунитет. Что же происходит? Очень часто заболевает ребенок, и его держат две-три недели дома. А за это время что происходит? — Обмен. Появляется новая инфекция, и каждый раз, когда он появляется в группе, он вновь инфицируется, вместо того, чтобы, как только снижается

лихорадка, вы должны вашего малыша, даже с сохранившимися катаральными явлениями, такими, как насморк, кашель, пустить в детский сад. Потому что, если даже он выделяет вирус, то он безопасный для окружающих детей, потому что он заразился этим же вирусом, который в группе.

Итак, самое основное для закаливания, это мы сказали о том, что нельзя растить ребенка в тепличных условиях, иначе все наши с вами меры будут сводиться на нет.

И дальше идет это уже закаливание, которое начинается, разумеется, с воздушных ванн. Существуют воздушные, это специальные — солнечные и водные. Самые мощные — водные. Так как, если сравнить воздух и воду, то теплопроводность воды гораздо выше, соответственно, и энергии, и мощности эффект гораздо выше. И это все начинается с рождения, в роддомах. Когда мы пеленаем нашего малыша, обязательная гимнастика.

М.МАЙЕРС: Пеленают малышей все, а опускают за пятку в тазик с водой не все. Понимаете, какая штука?

М.БАКРАДЗЕ: Знаете что? Начинаем всё постепенно, уважаемые все мамы. Это важный момент закаливания!

М.МАЙЕРС: Это Майя Бакрадзе.

Сергей Максимов, мне хотелось бы вас спросить: с чего вы рекомендуете начать, и с каким возрастом вы работаете в вашем Клубе, минимальным?

С.МАКСИМОВ: Ну, для примера, от нуля.

Для примера я расскажу опыт нашей одной мамы —

Ольга Коряковцева.

М.МАЙЕРС: Да, которую мы ждем, может быть, она сейчас подъедет.

С.МАКСИМОВ: Которую мы ждем. У нее трое детей сейчас.

Она — заслуженный педагог и заслуженный воспитатель. Она правильно воспитывает своих детей. Трое детей у них. Эти дети рождены в воду. Двое детей — Сашенька и Миша рождены дома, в ванну. Врачей мы признаем только, чтобы получить справку о рождении ребенка.

М.МАЙЕРС: Ну, давайте, все-таки не будем отвергать институт медицинской помощи!

С.МАКСИМОВ: А второго ребенка родила она в Чёрном море, в воду. Все трое в воду рождены!

Теперь, дальше, как рождаются дети?

М.МАЙЕРС: Это мы знаем, в общих чертах.

С.МАКСИМОВ: Нет, я рассказываю, как у нас родыпроходят..

М.МАЙЕРС: Да, у вас все по-другому.

С.МАКСИМОВ: Да, у нас все по-другому.

Вот Ольга плавает беременная в проруби, вот она сегодня, в воскресенье, проплыла, а в понедельник дома, в ванну рожает первого ребенка.

И в первый же месяц она его берет и окунает.

М.МАЙЕРС: В воду?

С.МАКСИМОВ: В воду — приходит в прорубь и окунает в прорубь этого ребенка.

М.МАЙЕРС: В прорубь?! Майя, сделайте что-нибудь, я вас умоляю!

У меня шок! Мне в студии холодно, у нас тут 24 градуса.

М.БАКРАДЗЕ: Да, я не вижу в этом никакой необходимости, когда видим прекрасные эффекты.

Максимально тренированного ребенка можно купать в воде при температуре даже 8-10 градусов, но поверьте, это не нужно! Мы видим прекрасный эффект и от температуры 12-14 градусов. А что касается того, о чем говорит Сергей: прорубь, лёд, — это особый выбор взрослого человека. Давайте скажем так: если взять подростка, то в какой-то степени здесь есть героизм, но у малыша нет выбора. Так давайте делать все, что не будет больно, ведь опускание в холодную прорубь это, в общем-то, больно.

М.МАЙЕРС: Это стресс. Я ссылаюсь на те источники, которые я смотрела, когда готовилась к этой передаче. И у стресса существуют две фазы. Первая фаза — это когда организм мобилизуется, а вторая — это фаза истощения, когда как раз вот наступает реакция на этот стресс. И в этом случае погружение ребенка в холодную воду — это же стресс! И все-таки это делается. Я смотрю на Сергея, потому что я хочу какие-то комментарии, какое-то объяснение получить все-таки таких методов.

С.МАКСИМОВ: Я вам сейчас объясню. Вот закаливание. Вот

этот термин «закаливание», это не только холодом закаливаться. Закаленный человек, закаленный ребенок, человек вырастает из ребенка, и закалять нужно, начать закаливать ребенка. И закаливание — это не только холодная вода, это и жар, это и холод, это и воздух, и сквозняки, это и голодание, понимаете, это и определенное питание, это и болевое закаливание, это и воля, и дух.

М.МАЙЕРС: Но не надо все доводить до кипячения, или до льда. Ну я понимаю, вы широко смотрите на это все.

Есть одна проблема, что мы не успеем в одной передаче обсудить все эти тонкости, поэтому мы, как правило, разбиваем, понимаете? И вот сегодня мы решили говорить именно о температурном закаливании.

С.МАКСИМОВ: Вот температурное закаливание. Наши дети ох, как отличаются от обычных детей, которые рождаются в роддоме, ох, как отличаются!

Вот одной нашей девочке в том году двадцатилетний юбилей справили моржевания, и двадцать лет ей.

М.МАЙЕРС: Не болеет?

С.МАКСИМОВ: Она не болеет.

М.МАЙЕРС: Я прочитаю сообщение, и наши слушатели поделятся своим опытом. Хорошо? Потому что ваши примеры очень показательны, давайте послушаем, что люди скажут.

Можете ли вы прокомментировать вот какую фразу: Самая трудная задача — установить первую нагрузку для малыша. С чего начинать? Майя, Сергей!

М.БАКРАДЗЕ: Нагрузка на малыша должна начинаться с воздушной ванны.

М.МАЙЕРС: Просто переодели ребенка.

М.БАКРАДЗЕ: Да, просто переодели малыша. Температура в комнате — обязательный фактор. Потребление у грудных детей энергетически более высокая, как и употребление кислорода больше — мы должны чаще открывать форточку, чтобы был доступ холодного воздуха, свежего воздуха. То есть, поверьте, постепенность и нарастание к шести месяцам можно давать температуру в комнате до 18 градусов. Это нормально.

М.МАЙЕРС: Это нужно делать?

М.БАКРАДЗЕ: Это нужно, постепенно это нужно, это необходимо.

М.МАЙЕРС: А потом еще ниже, или оставлять на этом уровне?

М.БАКРАДЗЕ: Можете максимально до 15, то же самое, что с водой. Минимально до 15. Новорожденный ребенок купается в 32-34 градусной воде, каждые 2-3 дня вы уменьшаете температуру на один, два градуса, и доводите постепенно, постепенно минимальную температуру, которая будет 14, 15 градусов. Это нормально. Ниже 18 грудничкам не стоит опускать температуру.

Если так посмотреть на малыша по сравнению с взрослым, что же происходит? Площадь поверхности тела малыша по отношению к массе намного больше. В связи с этим дети быстрее переохлаждаются и быстрее перегреваются. Поэтому, если даже есть такие желающие, которые моржуют, конечно, это должно быть количество времени, то есть, не более сорока секунд, максимум, 60 секунд. Это нагрузка на организм малыша, если это очень низкие температуры.

Но поверьте, намного больший эффект дает контрастное закаливание — контрастный душ, баня — пожалуйста! Которые могут привести и к лучшим результатам, которые уже доказаны и проверены много лет.

М.МАЙЕРС: Сергей, самая трудная задача установить первую нагрузку для малыша. Ваш комментарий?

С.МАКСИМОВ: Самый сильный стресс ребенок испытывает, между прочим, по указаниям врача. Врачи неправильно устанавливают методику рождения детей. Вот когда человечек рождается, и он выходит из утробы матери, там влажная, теплая, комфортная среда, прямо в воздушную среду, это первый стресс ребенка. Ольга Коряковцева, которая вот, наконец, пришла, она для своих детей этот стресс убрала.

М.МАЙЕРС: Сергей, я прошу прощения, я вынуждена вас прервать по одной простой причине: у нас тема родов и тема «Роды в воду» — это другая тема, другой передачи, а сейчас мы говорим не об этом.

С.МАКСИМОВ: Это закаливание.

М.МАЙЕРС: А вопрос мой к вам: каким образом, с чего начинать работу с малышом, которого вы решили закаливать, который уже рожден? Вот пускай он будет уже рожден!

С.МАКСИМОВ: Вот он уже рожден, его один раз нужно окунуть в ледяную воду.

М.МАЙЕРС: Сразу?! В первый день, в первый час?

С.МАКСИМОВ: Нет, Оля, скажи, скажи, Оля, когда ты начала окунать своих детей?

М.МАЙЕРС: Одну минуту, я представлю. До нас наконец-то добралась Ольга Коряковцева, преподаватель и мама троих детей. Оля, добрый день. Вот мы спорим, уже спорим по поводу того, что можно, а что нельзя. Майя Бакрадзе, заведующая отделением диагностики и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей призывает к тому, что перегибать не надо, тем более, перегибать сразу. То есть, контрастные какие-то варианты — один градус, полградуса на протяжении времени, а вот Сергей Максимов говорит о том, что сразу ребенка — в ледяную воду.

Каков ваш личный опыт, какой точки зрения вы придерживаетесь?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Ну, даже дело здесь не в личном опыте, а есть научно обоснованные теории Аршавского. Дело в том, что адаптированные возможности самые большие у новорожденного ребенка. Это именно тот период, когда организм настроен на адаптацию к внешнему миру. И с новорожденным делать можно очень многое. Но действительно нужно учитывать то, какие были роды, как проходила беременность, чтобы действительно не усугубить ребенку вот этот стресс после родов. Потому что роды — это величайший стресс в жизни человека, что еще Фрейд доказал. И с новорожденным можно действительно начинать закаливающие процедуры сразу.

А вот, что касается ребенка, который уже какое-то время живет, то есть, ему уже к месяцу, так обязательно нужно, когда прошло несколько дней после родов. Тут я не могу исходить из личного опыта, потому что всех своих детей действительно я сразу начинала обливать после родов ледяной водой. У меня зимой родились первая и третья девочки, я их окунала где-то в 4, 3 недели было где-то, когда уже ребенок от родов отошел. То есть, это уже не будет наложение одного стресса на другой. А мальчик у меня летом родился, поэтому у него просто получился плавный переход.

Но дело в том, что если ребенок уже не новорожденный, конечно, надо учитывать то, какой ребенок, какое у него здоровье, какая ситуация.

М.МАЙЕРС: Вы знаете, Ольга, самый главный вопрос, который сейчас возник в моей голове, такими крупными буквами: ЗАЧЕМ?! ЗАЧЕМ?! ЗАЧЕМ?!!! Новорожденного ребенка — в ледяную прорубь?

Я прошу прощения, у нас закончилась первая половина нашей программы. Сейчас вы слушаете выпуск новостей. И далее — мы продолжим передачу «Мамочки-мамаши». Подключайтесь. Будем читать ваши сообщения, и слушать ваши звонки.

РОДДОМ 3 ОТ ПЯТНИЦЫ ДО ПЯТНИЦЫ

На этой неделе в подшефном роддоме «Эха Москвы» появились на свет 110 малышей: 65 мальчиков и 45 девочек. От души поздравляем счастливых родителей!

Самый большой новорожденный на этой неделе весил 5 килограммов 500 граммов, и был ростом 61 сантиметр. Самый маленький весил 2 килограмма 150 граммов и был ростом 46 сантиметров.

Самой возрастной маме было 38 лет, самой молодой — 19.

ХАМОВНИЧЕСКИЙ ЗАГС ОТ ПЯТНИЦЫ ДО ПЯТНИЦЫ

В нашем подшефном Загсе на этой неделе зарегистрировано 45 маленьких москвичей, из них: 26 девочек и 29 мальчиков.

Самое популярное женское имя Анастасия, их появилось три.

Кроме того, стало больше на две Дарьи, Алисы, Анны и Марии. А также девочек на этой неделе назвали: Марианна, Светлана, Полина, Мирта, Виктория, Алена, Радмила, Ника, Анна-Мишель, Николь, Кристина, Дэймел-Елизавета, Камила и Кира.

Самыми популярными мужскими именами стали: Александр, Георгий и Алексей. Их появилось по двое.

Также мальчиков на этой неделе назвали: Никита, Яков, Антон, Чарльз-Валентин-Джон, Клементий, Берке-Денис, Глеб, Феликс, Данила, Фёдор, Абдулмалик, Роман, Егор, Гумат, Тимофей, Иван, Рустам, Вячеслав, Гордей, Богдан, Пётр, Савва и Давид.

Мы благодарим за предоставленную информацию заведующую Хамовническим Загсом Наталию Анатольевну Агафонову и главного врача третьего роддома Галину Ивановну Михайличенко.

М.МАЙЕРС: Ну, раз наш электронный малыш сказал «Спросите у доктора», значит, спрашиваем у доктора. Это Майя Бакрадзе, заведующая отделением диагностики восстановительного лечения Научного центра здоровья детей, также в этой студии Сергей Максимов, вице-президент Московской федерации закаливания и плавания, председатель Клуба моржей Серебряного бора и Ольга Коряковцева, преподаватель, мама троих детей.

Вопрос, который повис в конце первой половины нашей передачи: Зачем? Зачем мы закаливаем детей?

М.БАКРАДЗЕ: Итак, еще раз. Уважаемые мамочки, закаливание — это метод повышения сопротивляемости организма инфекционным агентам. Чтобы дети болели меньше вирусными инфекциями и различными заболеваниями, мы должны закаливать их. И в первую очередь тренировать сосуды. Для того чтобы тренировать сосуды при охлаждении окружающей среды, я вам рассказывала о том, что снижается температура в носу, и я сказала о том, что необходимо тренировать сосуды и вместе с этим повышать сопротивляемость организма.

М.МАЙЕРС: Но при этом вы — сторонник умеренных мер?

М.БАКРАДЗЕ: Умеренных, потому что доказано совершенно четко, что очень низкие температуры не нужны — эффект абсолютно такой же и дети не болеют.

М.МАЙЕРС: Ольга, пожалуйста, ваше мнение, зачем все-таки вы закаливаете детей, и почему применяются сразу такие резкие методики?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Ну, вы знаете, для многих людей закаливание — это необходимые процедуры, как чистка зубов, или что-то еще, это образ жизни, а это совсем другой подход.

М.МАЙЕРС: Чистка зубов — это тоже образ жизни!

О.КОРЯКОВЦЕВА: Ну, понятно. Но дело в том, что, например, к закаливанию относится хождение босиком, правильно? Я, например, мои дети и мой муж — мы всегда ходим босиком дома, даже если совсем холодно. Потому что мы придерживаемся той же теории, что теплообмен в конечностях несколько другой, и даже, если ноги прохладные, — это нормально.

М.МАЙЕРС: Ну, пол-то у вас не земляной и не деревянный, а там тоже бетон, там линолеум.

О.КОРЯКОВЦЕВА: Ну, тем не менее, на улице мы тоже стараемся летом ходить босиком, но не в городе, конечно, не по асфальту, а за городом, естественно, по максимуму. Просто действительно это наш образ жизни.

Для кого-то это будут закаливающие процедуры — сняли носочки, походили там по коврику туда-сюда. То есть, надо учитывать ситуацию, надо учитывать образ жизни семьи. Это очень важно! Я знала одну семью, где папа с мамой ходили дома в толстых шерстяных носках, это для них была привычка такая, а ребенок бегал голенький. И они его старательно обливали холодной водой, ледяной, то есть, максимально холодной, из крана. Папа делал это железной рукой, мама стояла рядом, просто сжавшись в комочек, и еще повторяла: «Бедненький, как мне тебя очень жалко, очень жалко. Сейчас все закончится очень быстро! Не волнуйся, все очень быстро закончится»! Ну, эффект от такого закаливания не только нулевой, а он просто отрицательный. Это доказано.

Поэтому вопрос ставится так: нужны ли закаливающие процедуры данной семье, с учетом образа жизни данных родителей?

Если, скажем, бабушка с дедушкой это предпринимают и живут отдельно, этот вопрос можно решить. А если мама с папой ведут соответствующий образ жизни, закаливать детей просто глупо.

М.МАЙЕРС: Оля, но с другой стороны, извините, я могу пить и курить, но это не значит, что мой ребенок будет делать то же самое, или я буду его учить тому же, что умею я.

О.КОРЯКОВЦЕВА: Но это другое дело.

М.МАЙЕРС: Я рожаю ребенка, и мне кажется, что он будет лучше: здоровее, умнее, красивее меня. И я работаю для того, чтобы так и было!

О.КОРЯКОВЦЕВА: Опять же, исходя из личного опыта, я могу сказать, что, если мама не обливается холодной водой, и папа, а особенно мама и, конечно, дети это чувствуют и они тоже не хотят обливаться холодной водой: они не понимают, зачем это нужно.

Когда маленькие дети, совсем маленькие, они просто кричат, орут, ну видно, что им это не нужно. В этом я убедилась.

М.МАЙЕРС: Ну, понятно. Вот у меня просто личный посыл другой. Мне кажется, Майя, в общем, весьма убедительно объясняет, по моим ощущениям, это мое личное мнение, в чем польза закаливания. Я, например, не обливаюсь, но мне кажется, что какие-то умеренные методики я бы использовала.

О.КОРЯКОВЦЕВА: Я должна сказать: людям с определенным образом жизни нужно действительно использовать умеренные методики, нужно использовать другие способы повышения иммунитета: витаминизация, в конце-концов, прививки.

М.МАЙЕРС: В чем все-таки смысл того, что вы ребенка опускаете в месячном возрасте в ледяную прорубь?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Я не беру прорубь. Прорубь — это экстремальный вариант, конечно, это просто потому, что я давно купаюсь в проруби, и, конечно, уже стала делать это со своими детьми.

До рождения старшей дочки я купалась в проруби уже почти семь лет. Это большой опыт был, поэтому, конечно, я просто стала дочку брать вместе с собой, потому что я чувствовала, что ей хочется туда, в прорубь.

Но когда я была беременная, я просто внимательно относилась к своему организму, прислушивалась — не вызывала никаких негативных реакций.

М.МАЙЕРС: Плавали беременная, да?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Конечно. И, естественно, хождение босиком, по снегу и все такое прочее. Я просто прислушивалась к своему организму. И потом я занималась, я готовилась к родам. Я занималась в Школе родительской культуры, и нам там объясняли, что обливание максимально холодной водой, какую только можно получить в домашних условиях, действует, как очень сильный стресс на организм. Стресс в рамках физиологического понятия, который обосновал Аршавский. Здесь все научно обосновано — физиологический стресс, краткий, здесь важна краткость, он действует на организм, как встряска. И повышаются возможности организма противостоять различным неблагоприятным воздействиям. То есть, организм приходит в состояние боевой готовности. И, если время от времени эту встряску производить, организм будет на страже к всяким таким факторам.

Ну и, конечно, нужно учитывать то, какой ребенок. Если он ослабленный и так далее, как он отреагирует на эту встряску.

М.МАЙЕРС: Уважаемые гости! Я понимаю, что существуют особенные люди, наверное. Наверное, Ольга к таким людям относится. Я не знаю, я предполагаю.

И мы могли бы пригласить в эту студию людей, скажем, альпинистов, которые говорят: «Давайте подниматься с младенцами на Эверест». Или наездников, которые говорят: «А давайте скакать на лошади». То есть, увлеченные люди — понятно.

Вот, что вы можете, Оля, по вашему опыту посоветовать среднестатистическим мамам и папам, вот таким обычным городским жителям, как я, например? Я не медик и я не экстремал. Я просто-напросто живу, слушаю иногда «Эхо»,

что-то читаю. Ничего я такого вот не знаю, не знаю, кто такой профессор Аршавский. У меня есть некое ощущение того, что мне хочется, чтобы мой ребенок был здоров. Что вы можете посоветовать?

О.КОРЯКОВЦЕВА: В идеале нужно начинать закаливание ребенка с закаливания мамы беременной. И опять же, с рождения ребенка нужно закаливание начинать сразу, потому что наибольшие адаптивные возможности организма именно после рождения.

М.МАЙЕРС: Ради чего? Ради того, чтобы повысить иммунитет, о чем говорила Майя, или еще какие-то цели?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Ради того, чтобы повысить иммунитет. У меня дети ходят, например, средний ходит в садик, а старший ходит в школу. Они болеют в среднем реже, чем многие дети. Это я могу сказать совершенно точно. А маленькие дети вообще почти не болеют, только, если зубки режутся, там какие-то такие проблемы могут быть. Это же сказывается, конечно.

Но ребенок, которого уже не закаливали какое-то время, конечно, надо что сказать? — Надо начинать с лета, потому что летом тепло. И вот здесь нужно просто, как говорится, брать быка за рога. То есть, активно ходить босиком по теплой земле, по песочку, и купаться в воде, в той, в которой купаются взрослые люди. Как раз и будет постепенное снижение негативных факторов.

М.МАЙЕРС: Сергей, что вы посоветуете с высоты своего положения и своего богатого опыта?

С.МАКСИМОВ: Закаливать ребенка нужно для того, чтобы из него вырос нормальный, здоровый работоспособный гражданин нашего общества. Из детей вырастают люди. И люди могут быть хлюпики, могут быть нормальные, могут быть кисейные и так далее. То есть, все начинается с ребенка! Нужно закаливать ребенка.

Закалы бывают разные. Методы закаливания разные. Хотите — уважаемого доктора принимайте, хотите — Ольги Коряковцевой опыт перенимайте, каждый родитель должен принять для себя метод закаливания ребенка. Но он обязан принять! Если он не примет, он вырастет больным, неработоспособным человеком. И нам он такой не нужен! Нам нужны здоровые люди!

М.МАЙЕРС: Но это вам не нужен! Ну, понятно, чтобы в армию топали дружным строем!

С.МАКСИМОВ: Армия тоже нужна, это часть общества!

М.МАЙЕРС: Это другая тема для разговора. Может быть, у нас общество больное, поэтому у нас и армия такая. И люди такие.

С.МАКСИМОВ: А вот общество у нас, да, больное из-за того, что люди привыкли к этой цивилизации: сидеть на диване, смотреть телевизор, есть вкусненькое. А надо уметь быть и голодным, и холодным, и вкалывать!

М.МАЙЕРС: Майя Бакрадзе, пожалуйста! Мнение врача, виновного во всех смертных грехах.

М.БАКРАДЗЕ: Мы все втроем сходимся в одном: чтобы дети наши были здоровы. И смысл всего закаливания, прежде всего, это должны быть положительные эмоции.

М.МАЙЕРС: О чем Ольга говорила, да?

М.БАКРАДЗЕ: Абсолютно правильно. Без мучений. Если наш малыш ёжится, плачет, ну поверьте — эффекта не будет от закаливания. Или перенесите время, или подождите.

М.МАЙЕРС: А какие, кстати, моменты в поведении детей, или реакции организма становятся таким вот красным флажком, что уже пора прекращать, или менять метод?

М.БАКРАДЗЕ: Нет, смотрите: если это идет речь о том, что мы гуляем на свежем воздухе, то, конечно, вы трогаете малыша — носик холодный, или нет. Если это жара, то он не должен быть потным. Если мы уже плаваем, то он не должен плакать — у него не должно быть неприятного ощущения.

И достаточно хорошим эффектом, я думаю, что мы все с этим согласимся, является баня. Вы знаете, мне предпочтительнее дать контраст воздействия температуры, когда русская баня — 60 градусов, доводить две-три минуты. На первой ступени сидишь, малыша оставляешь, доводить его до 8-10 градусов. За время посещения бани, два-три раза он может посетить эту сауну, вместе с этим выходят воздушные ванны, меняется температура, или окунается в бассейн. Это дает прекрасные результаты. Поэтому все вот эти вот моржевания, ради Бога! Это выбор каждого взрослого, на самом деле, но мне предпочтительнее, я думаю, что и многим докторам, более постепенное, но систематическое воздействие.

М.МАЙЕРС: Майя, скажите еще, пожалуйста, что касается негативных реакций, что — это воздействие на нервную систему, и что это может быть, либо возбудимость, либо вялость?

М.БАКРАДЗЕ: Смотрите, если ребенок плавает, считается, что если температура низкая, то она как-то более взбадривает. Некоторые добавляют туда морскую соль. Нужно помнить о том, что морская соль немножечко взбодрит организм ребенка. Если теплоты больше, чем нужно, то ребенок становится более вялым. Самое главное: если вы его купаете в ванной, то нужно его еще раз облить водой на два-три градуса ниже, чем сама ванная.

М.МАЙЕРС: Вопросы! ...7 985 970-45-45 — это наш СМС-номер. Сторонники закаливания, интересующиеся: 783-90-25, противники: 783-90-26.

Соответственно, все, что касается положительно опыта, положительного настроя, вот первая линия, отрицательный опыт, отрицательное отношение — вторая линия. Давайте послушаем, что вы нам скажете. Я прочитаю СМС сначала, пока вы набираете номер.

Аня: «Может ли закаливание спасти ребенка одиннадцати лет от весенней аллергии. Есть ли взаимосвязь»?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Да, Чирковский это доказал: троекратное окунание в холодную воду. На самом деле, тут тоже надо смотреть. Вот я, например, училась у замечательного человека — духовная акушерка Светлана Аникина. Она работала вначале в Центре «Медуница», потом — в «Возрождении», у нее как раз такой случай: у нее старшая дочка, когда родилась, посчитали, что слишком низкий вес и не принесли на кормление. Причем, не приносили в течение первых трех дней. И у нее на всю жизнь осталась такая проблема, как аллергия, особенно весной.

И, тем не менее, такой вот тяжелый случай, вот именно потому, что не было грудного вскармливания первые три дня, особенно сразу не было прикладывания. И она прибегает к самым различным средствам, не только окунания. Хотя дочка у нее в проруби купается, это ее личный выбор — она уже взрослая. Но только это одно не спасет.

М.БАКРАДЗЕ: Разумеется, только это не спасет. Если мы говорим о весенней аллергии, когда подразумевается поллиноз, на цветение различных трав, деревьев, возникает просто конъюнктивит, ринит, конечно, закаливание, каким-то образом, комплекс. Но, если есть аллергия, никуда не денешься. И нужно помнить всегда, что существует еще и холодовая аллергия, это достаточно опасный момент.

М.МАЙЕРС: И солнечная.

М.БАКРАДЗЕ: Да, да.

М.МАЙЕРС: «Моей внучке два года. Мы её не водим в сад, и она ни разу еще не болела, а её подружка постоянно болеет в саду. Врачи говорят, что она переболеет и будет здоровее в будущем, чем моя внучка. Правда, или нет»?

М.БАКРАДЗЕ: Ну, в какой-то степени, правда. Объясню, почему: потому что каждый новый контакт с новым вирусом — это антитела, и ребенок тоже с ними встретится, должен встретиться с этими вирусными инфекциями.

М.МАЙЕРС: То есть, бабушку надо расстроить и сказать, что у нее еще все впереди, да?

М.БАКРАДЗЕ: Вы знаете, что? Ну, если ребенок закаленный, то вероятность того, что он не будет хватать, — грубо говоря, все эти вирусы, намного ниже. Но он должен встретиться с этими вирусными инфекциями, еще не родились дети, которые не болеют.

М.МАЙЕРС: Вот вопрос Сергею, наверное: «Обливался холодной водой полгода, болел, как и все Может, что-то не так»?

С.МАКСИМОВ: Конечно, не так. Понимаете? У каждого должна быть своя мерка: один может минуту обливаться, а другой — две секунды, налил холодной, и тут же льет горячую на себя воду, потом — снова холодной. Понимаете, каждый должен найти себя в этом деле.

М.МАЙЕРС: Так, пока найдешь, там черт-те сколько раз переболеешь.

С.МАКСИМОВ: Самое главное в закаливании — это то, что сказал наш уважаемый доктор: нужно, чтобы люди улыбались, чтобы хорошее настроение было. От хорошего настроения все зависит, в первую очередь зависит здоровье. Так вот, я хочу вам доложить, что ледяная вода создает хорошее настроение. Мы радуемся, выныривая из ледяной воды, мы радуемся, мы хотим делать добро, мы такие счастливые! Понимаете? Взлететь хотим!

М.МАЙЕРС: «Здравствуйте! С чего начать закаливание? Ребенку пять лет, часто кашляет, можно ли обливать его холодной водой»? Ольга!

О.КОРЯКОВЦЕВА: Вы знаете, я вообще-то могу привести различные книги. Дело в том, что обливание прохладной водой — это не закаливание, это ребеночек охладится слегка. Это не стресс, это не будет физиологического стресса, не будет встряски организма. А от обливания прохладной водой эффект другой! И тут есть большая вероятность, что ребенка можно застудить, простудить, переохладить, и так далее.

А если его действительно кратко, быстро, моментально облить холодной водой — не из душа, а из ведра, из тазика, тогда будет воздействие на большую поверхность тела — больше рецепторов активизируются. И после этого завернуть в полотенце, укутать, растирать не обязательно. Но не обязательно делать на улице, если ребенок ослаблен, можно делать дома, когда температура воздуха повыше. Вот тогда будет именно эффект закаливания. Вероятность того, что он простудится, меньше.

М.МАЙЕРС: Майя!

М.БАКРАДЗЕ: Я остаюсь при своем мнении. Я знаю, что для школьника открывать окно, 12-14 градусов в комнате.

М.МАЙЕРС: По два принципиальных подхода, понятно.

М.БАКРАДЗЕ: Не нужно растягивать, иногда некоторые снижают температуру в неделю на полградуса. Ну, это не даст эффекта, разумеется. Два-три дня и два-три градуса.

М.МАЙЕРС: Вы слышали два мнения. Делать выбор все равно предстоит вам.

«С чего начать закаливание четырехмесячного ребенка»? — Это Ира спрашивает. Ну, наверное, те же самые рекомендации.

О.КОРЯКОВЦЕВА: Только надо вместе, вместе, обязательно вместе! Если ребенка обливать, а маму нет, это очень проблематично будет действительно.

М.МАЙЕРС: А Ольга спрашивает: «Есть ли сауна около проруби»?

С.МАКСИМОВ: Нет сауны: сауна — это излишество.

М.МАЙЕРС: Излишество! Понятно, Оля?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Нет, я склоняюсь к тому мнению, что контрастная процедура дает действительно наибольший закаливающий эффект, а главное — безопаснее.

М.МАЙЕРС: «Прекрасные результаты — утренние растирания отжатым жестким полотенцем с горячей водой», — Виктор так считает. Разделяете?

С.МАКСИМОВ: Горячая вода хороша после холодной.

О.КОРЯКОВЦЕВА: Массаж всех рецепторов просто.

М.МАЙЕРС: Дина: «Правильно ли начинать водное закаливание с обливания ног»?

С.МАКСИМОВ: Надо начинать с головы.

О.КОРЯКОВЦЕВА: Нет, что касается вообще малышей, то, как делают обычно? Взрослого можно предупредить, — сказать: сейчас обольемся. И облить быстро, начиная с головы, сверху, а маленьких обычно принято именно предупреждать: чуть-чуть на ножки, и потом — сверху. Но закаливать отдельно ноги тоже, в общем-то, полезно. Есть такой момент.

М.МАЙЕРС: Вот Максим из Петербурга пишет, не могу не прочитать: «Пытка над бэби зело хорошо закаляет характер. Не пробовали»?

О.КОРЯКОВЦЕВА: Ну, это, наверное, просто, как комментарий, да?

М.МАЙЕРС: Ну это, наверное, шутка. Еще одна шутка, что моржи после купания в проруби дают детям по 50 граммов и сами принимают это.

С.МАКСИМОВ: Это неправда! У нас никто водку не носит. Горячий чай — пожалуйста! Водку — ни в коем случае: это аморально!

О.КОРЯКОВЦЕВА: Не аморально, а это просто сильная нагрузка на сосуды будет очень.

М.МАЙЕРС: «У моего брата 9 детей. Он запрещает им надевать шарфы», — Сергей из Оренбурга.

И Зина: «Если ребенок заболел, можно ли продолжать обливание холодной водой»?

М.БАКРАДЗЕ: Все зависит от того, чем он заболел: если он болеет всего несколько дней вирусной инфекцией, то ради Бога — возобновляйте закаливающие процедуры. Через три, пять дней. А если он болеет лихорадкой до пяти дней, то через две недели, а если десять дней была лихорадка, то давайте через три-четыре недели. Но прекращать не стоит.

М.МАЙЕРС: Наталья: «Мне приходилось обливать младенцев ледяной водой во время аллергических приступов. Точно знаю, что никакого психологического шока и психологических последствий от этого не бывает, если сами не психуете».

С.МАКСИМОВ: Правильно! Ни в коем случае не психовать. Мама должна быть такой же спокойной и радостной.

М.БАКРАДЗЕ: Я хочу уточнить, о какой аллергической реакции говорит мама? Просто, если это приступ бронхиальной астмы, или это что? Или это просто маленькое пятно, которое появилось, которое считается тоже аллергической реакцией? О чем же речь?

М.МАЙЕРС: «Что лучше — записать ребенка в спортивную секцию, или закаливать? Может быть, и то, и другое»?

М.БАКРАДЗЕ: Да, конечно. Закаливание полезно, можно делать дома.

М.МАЙЕРС: Пять минут до конца передачи.

Сергей Максимов, вице-президент Московской федерации закаливания, Ольга Коряковцева, преподаватель, мама троих детей, и Майя Бакрадзе, заведующая отделением диагностики восстановительного лечения Научного центра здоровья детей. Давайте пару звонков, я надеюсь, успеем. Много вопросов на пейджер и на СМС. Не могу не прочитать.

Ну, что? 783-90-25 и 783-90-26. Начнем со сторонников. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте! Меня зовут Екатерина. Я — сторонница этого закаливания. У меня дочка аллергик, со всякими проблемами.

М.МАЙЕРС: Наушники надевайте, а то наши гости еще вас не слышат.

Да, пожалуйста!

ЕКАТЕРИНА: Я сторонник этого метода. У нас была проблема у дочки с засыпанием. Мы, собственно говоря, поэтому начали закаливаться. Я прочитала книгу Тимофеевой, педиатра, у которого огромный опыт, и все знают врачи-педиатры ее. Она — одна из старейших педиатров. И еще подруга мне подсказала, так сказать, поддержала меня. Как это делается? — У меня дочка принимает теплый душ, и потом я ее обливаю. Мы начали не очень холодной водой, но потом я много снижала температуру, и сейчас она закаливается — абсолютно холодной водой я ее обливаю, даже когда бывает не очень холодная, она не удовлетворена.

Но единственное: мы сразу надеваем халатик, прямо на мокрое тело, и сразу в постельку, под одеяло. И она там отогревается. А потом уже ложится в свою постель.

М.МАЙЕРС: Да. Спасибо за ваш звонок.

СМС: «Обливаюсь каждый день в ванне, рекомендую вам. Стал лучше переносить холод. Вопрос: Обязательно ли обливать голову? Я ограничиваюсь лицом»? Это Марк.

С.МАКСИМОВ: Обязательно обливать голову.

М.МАЙЕРС: А вы тоже так считаете?

Потому что я помню, я пришла в баню и мне посоветовали вот лить на затылок, вот сюда, на шею.

М.БАКРАДЗЕ: Шея тоже считается, если мы начинаем просто закаливать, допустим, отдельные участки, которые считаются, это: шея, поясница, ноги — ну, желательно, в общем, все туловище вместе обливать.

М.МАЙЕРС: Противники: 283-90-26. Добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте. Сергей, Воронежская область.

М.МАЙЕРС: Здравствуйте, Сергей! Почему вы против закаливания? Или вы не против?

СЕРГЕЙ: Потому что вот, во-первых, сами родители должны вести здоровый образ жизни, которые имеют детей. А, во-вторых, мне кажется, все-таки закаливание, все-таки не нужно проводить, и оставить это на потом, чтобы сам ребенок это сделал себе — принял решение закаливаться, или нет.

М.МАЙЕРС: Ну да, понятно. Спасибо. Вы знаете, это такое мнение, с которым я встречалась, когда говорят в каких-то сферах, например, в духовных: не надо ребенка крестить, пусть он сам вырастет, выберет религию.

М.БАКРАДЗЕ: Это другое.

М.МАЙЕРС: Я понимаю, что это другое, я просто привожу пример. Или, как в Японии: пусть ребенок до двух, или до трех лет, или до скольких-то там лет делает все, как он хочет, растет так, как он хочет, не надо его ни приучать к режиму, ничего. Или не надо ребенку, как сказала одна моя подруга. Она купила ребенку газировку, а я сказала: купи ребенку свежевыжатый сок, она сказала: пусть у ребенка будет детство, а на диетах посидеть она еще успеет. В общем, это та точка зрения, которая существует, имеет право на существование.

Еще два звонка, две минуты остается. Добрый день, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Стас, город Москва.

М.МАЙЕРС: Пожалуйста, ваш опыт.

СТАС: Дело в том, что в детстве я был очень больным ребенком, меня мучил герпес и были частые простуды. Называется хронический фарингит. Моя мама с ног сбилась, чтобы каким-то образом поставить меня на ноги. И в разгар одной из таких ситуаций, когда я был весь облеплен болячками на губах, и вечная температура 37 и 2, длилась уже, наверное, около месяца, она взяла и просто положила меня в ванну, прочитав заранее какие-то книги одобренные Минздравом.

Если ваши гости, кстати, могут посоветовать литературу, то было бы очень интересно, я бы хотел это почитать.

Эффект был потрясающий: примерно через 4-5 дней у меня сошли всякие нехорошие прыщики, болячки, температура нормализовалась. А еще примерно через недели две, это было зимой, я купался уже в проруби. И я провел курс примерно два года. С тех пор болею не очень часто. И, если что-то происходит нехорошее, обычно сразу начинаю принимать контрастный душ.

М.МАЙЕРС: То есть, вы не делаете это постоянно, а просто вы сразу обращаетесь, вы проводите курс процедур в тот момент, когда вам это необходимо?

СТАС: Да. Из-за лени. Но в принципе, после вашей передачи собираюсь делать ежедневно.

М.МАЙЕРС: Спасибо! Я больше не буду принимать звонок: у нас не остается времени.

Я только единственное, очень надеюсь, что мы вот этой передачей не навредили, а помогли. В каком смысле не навредили? Что после нашей передачи не будет никаких спонтанно принятых, резких, и, может быть, в чем-то необоснованных решений.

Кстати, Сергей, ведь вы же с этого начали, что сначала вы изучили все медицинские книги, потом прошли, какой-то личный опыт приобрели, и только после этого вы стали призывать к этому людей окружающих. То есть, сначала изучите, а потом попробуйте сами.

С.МАКСИМОВ: Нужно изучать, экспериментировать, а потом делать выводы.

Но если кто хочет обратиться к нам, то, пожалуйста: у нас есть сайт в Интернете.

М.МАЙЕРС: Я прошу прощения, Сергей, мы не можем давать эту информацию. Я надеюсь, что вас найдут при помощи, может быть, нашей редакции. Мы оставим ваш телефон и ваши координаты на «Эхе Москвы».

Спасибо огромное! Я благодарю наших гостей. Это Сергей Максимов, вице-президент Московской федерации закаливания и плавания, председатель Клуба моржей Серебряного бора; Ольга Коряковцева, преподаватель, мама троих детей и Майя Бакрадзе, заведующая отделением диагностики, восстановительного лечения Научного центра здоровья детей.

Если хотите быть здоровыми, закаляйтесь! Но главное — будьте осторожными.

Спасибо большое!



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире