'Вопросы к интервью

Д.Потапенко Ну что? Всем доброй ночи. Да, это Курс дядюшки По, я Дмитрий Потапенко, никуда не делся, по-прежнему говорим об экономике и об экономике реальных вещей, и людях, которые эту экономику создают. Сегодня поговорим о самом демократичном, в общем, виде физической культуры – о беге. Ну, и людях, которые эту культуру обслуживают.

У меня в гостях Илья Слепов и Евгений Гаврилов, основатели сети магазинов для бегунов «Runlab». Правильно я слово-то прочитал?

И.Слепов Ну, по-русски-то «Лаборатория бега», конечно.

Д.Потапенко Ну, вы ж написали красиво так «Runlab». То есть я просто сразу упал ниц и чувствую, что всё. Ну, начнем с базового. Илья, вот, магазинов спортивной одежды как грязи. Чего вдруг-то?

И.Слепов А, вот, как грязи-то их как грязи, а, вот, для бегунов не было. Не было, и бедные мы бегуны мыкались по подворотням, искали, где б купить хороший товар. Ездили за тридевять земель, лишь бы достать вожделенные кроссовки. Потому что кроссовки для бегуна – это как новый папа.

Д.Потапенко Ну, это основной инструмент.

И.Слепов Ну, да, да-да. И вот такая нехватка предложения…

Д.Потапенко Вот, объясни мне, как это нехватка предложения? Понятно, что ты профессиональный бегун. Я совсем не профессиональный, как мы уже обсудили за эфиром, до сих пор хожу в… У меня-то и кроссовки, кстати, того же года, 95-го, что называется, тоже. Ну, естественно, адидасовские. Они выглядят еще практически ненадеванными, потому что я за ними слежу. Ну, не суть.

Так вот объясни мне, чего вам не хватало-то? Ну, есть, условно говоря, сейчас там Декатлон, есть там, условно говоря, Спортмастер, даже со своими очень какими-то демократичными историями. Есть отдельно представительства, там, Найка, Адидаса, Пумы, ну и далее везде. Чего вдруг-то?

И.Слепов А вот так, чтобы собрать все эти бренды под одной крышей, вот этого не было. Вот этого не было. И если кто-то и собирал их, то собирал их где-нибудь в подвальчике в районе Владыкино (станции метро). И поэтому доступ людей к правильной экипировке – он был ограничен. Его было откровенно мало.

Но мы пошли дальше – мы не просто предоставили экипировку для потребителей потенциальных, мы добавили услуги туда. Те самые, которые в России не были представлены еще никем. Соответственно, это был индивидуальный подбор беговой обуви. Вот. Это вот самая была такая, самая фишка основная, которая была организована.

Д.Потапенко В чем это заключалось?

И.Слепов Клиент приходит к нам, мы ставим его на беговую дорожку. Его снимает камера. Специальные сканеры обрабатывают движения ног. И мы видим углы приземления в коленях, в стопе, завалы, наклоны, как приземляется, на мысок, на пятку. Мы реально понимаем, как человек движется. Прям, вот, вот, в буквальном смысле слова. Исходя из этого, мы понимаем, какие кроссовки лучше всего подойдут к нему, под его технику бега. Вот это было самое основное конкурентное преимущество.

Д.Потапенко Понятно. То есть я как-то сразу, почему-то у меня всплыла фраза из фильма «О чем говорят мужчины» — «А она косолапит». Потому что когда ты начал говорить, ну, потому что, действительно, каждый человек косолапит по-своему.

И.Слепов Каждый по-своему. Вот, если например, бы…

Д.Потапенко: Ято косолаплю.

И.Слепов Ты бы к нам пришел, мы бы тебе подобрали бы…

Д.Потапенко Это была бы жесть.

И.Слепов Мы подобрали бы тебе три полоски, я уверен.

Д.Потапенко Я даже не сомневаюсь, да. Но то, что я косолаплю со своими просто модельными ногами… Всем привет, кто хочет, что называется, постебаться внизу, да. Найдите где-нибудь фотографии – у меня просто модельные ноги. Вот.

О’кей, хорошо. Насколько?.. Ну, вот, вы собрали всю эту историю. Жень, а если про клиента. Что это за клиент? Для какого клиента вы работали? И работаете сейчас. И как он меняется в динамике?

Е.Гаврилов Честно говоря, мы сразу понимали, что в первую очередь мы работаем для тех людей, которые захотели вот сейчас начать бегать. Профессионалы-спортсмены – они имеют большой опыт, они понимают, что им нужно. А некоторые профессионалы – они особенно в сборной, они находятся на контракте.

Д.Потапенко Ну, у них да. Они ходят в определенном логотипе, и там у них особо проблем-то нету.

Е.Гаврилов И они бегут… Даже больше. Под них зачастую делают кроссовки индивидуальные, под их индивидуальные особенности там стопы, ноги. То есть как костюм шьют, вот, ровно точно так же под человека делают кроссовки. Это совершенно другая вещь.

Д.Потапенко Но она стоит и других денег, и там понятно… Там про другое.

Е.Гаврилов Это про бренд, это про маркетинг, да, конкретного бренда. Поэтому, естественно, мы смотрели на тех самых любителей, которые начинают бегать, и нам больше всего хотелось, чтобы человек, вот, приходит он в бег, приходит он в спорт, чтобы он начинал заниматься, ему это нравилось и он в нем оставался.

Д.Потапенко Насколько сейчас (я в кавычки поставлю это слово) популярен бег? Потому что у нас, вот… Ну, опять-таки, мы немножко за эфиром там обсудили, я там из олдскульных таких товарищей, потому что для меня вот там спортзал, там сейчас фитнесом все увлекаются, до этого аэробикой. Для меня зал – ну, это, по сути дела, не сильно отличается от того, что было при советской власти, когда был просто школьный там зал, в котором есть набор. А я еще там занимался, когда я вытаскивал гирю 16-килограммовую на спортивную площадку и занимался… В хоккейной площадке. Но вот сейчас время немножко другое – сейчас найти таких шибанутых достаточно сложновато. Сейчас как вся эта история происходит?

Е.Гаврилов В России бег…

Д.Потапенко У нас времени мало просто, у нас бегают-то… Знаешь, вот сейчас чтоб зимой побежать, ну, это так надо, собраться.

Е.Гаврилов Ну, это уже такое разделение. Есть бегуны, которые любят бегать на улице, и, действительно, это люди, которые часто участвуют в соревнованиях. И есть люди, которые бегают в фитнес-залах, которые приходят, встают на дорожку и бегут там. То есть это немножко разные сейчас аудитории.

Д.Потапенко А, вот, в чем их разница?

Е.Гаврилов В том, что одни фокусируются на результате и пытаются получить… Ну, то есть за счет участия в соревнованиях какой-то результат и самомнение о себе. То есть впечатления о себе, ощущения себя в этом беге. А те, кто ходит в фитнес-залы, они в первую очередь работают над своим телом, и это для них инструмент, чтобы стать лучше.

Д.Потапенко О’кей. Илья, когда вы собирали эту коллекцию, насколько?.. Ну, вы же маленькие, на самом деле, так уж, по формальным признакам. У вас сколько сейчас? 4 магаза?

И.Слепов Да, 3 в Москве, один в Питере.

Д.Потапенко Ну, не суть. 4. Для вендоров, ну, назовем так скажем, для брендованных вы же никто. Ну, так: «Мальчик, отойди в сторону, не мешай деньги по карманам тырить». Как происходило контрактование с ними?

И.Слепов А вот здесь вот очень, кстати, интересный такой нас ждал сюрприз в хорошем плане. Да, объемы ничтожны по сравнению там с сетью собственной.

Д.Потапенко Ну, потому что у вас очень большой модельный ряд, очень по размерам вы выбираете. Но с другой стороны… Это с одной стороны. То есть у вас широкий ассортимент, но если говорить о продажах, то у вас же выбирается единица по сравнению с условным, там не знаю, фирменным магазином Найка, Адика или всех остальных.

И.Слепов Да, мы двигаем бег. Мы двигаем бег. И мы получаем от брендов очень хорошие условия. Почему? Потому что, возвращаясь к предыдущему вопросу, бег – это бомба. Бег – это новый черный. Реально. Сегодня бег – это новый черный. Заявиться на соревнование, на популярное соревнование за несколько месяцев до самих стартов невозможно. Десятки тысяч бегунов уже заявились. Это по сравнению с ситуацией 90-х годов это, ну, небо и земля.

Я в 90-х годах, в конце 90-х поступил в МГУ и бегал по набережной. И там не было никого. Либо там 1-2 человека, кто встречался. Сейчас в Парке Горького летом, ну, там просто сложно быстро бежать. Ролики, велосипед, бег, бег, бег, бег.

И поэтому каждый бренд понимает, что бег – это двигатель для бренда. Это новое веяние, новая тенденция, новая мода, да? Бег как часть успешной жизни, часть успеха для людей.

Д.Потапенко А почему вы сконцентрировались, условно говоря, только на обуви-то?

И.Слепов Потому что мы дали услугу – подбор индивидуальной обуви. Из-за этого пошла концентрация.

Д.Потапенко Ну а почему тогда не расширили, скажем, условно говоря, там, в кавычки поставлю, майки?

И.Слепов Добавили. Обязательно, обязательно.

Д.Потапенко Потому что, ну, вот, это логика там должна быть.

И.Слепов Конечно, конечно, конечно, конечно, да. Это дополнительный товар, который мы продаем, и так же успешно. Безусловно. То есть обувь – наша специализация, да? Но дальше есть что-то большее.

Д.Потапенко Спортпит?

И.Слепов Безусловно. Безусловно, спортпит. И вот эти вот условия, которые мы получаем от вендоров, они, соответственно, они очень сильно помогают, потому что мы двигаем эти бренды. И мы своего рода являемся экспертами в мире бега. И каждому бренду хорошо быть у нас на полках, потому что если мы рекомендуем, значит, мы знаем, что мы говорим. И нам верят. Это самое важное.

Д.Потапенко Напомню, +7 985 970-45-45 – это SMS-портал, куда вы можете прислать смску, соответственно, с вопросом. Вот у нас вопросы начали приходить. «Добрый вечер. Есть ли у вас обувь для скандинавской ходьбы? И нужна ли тут какая-то специализированная обувь?»

И.Слепов Не совсем. И да, и нет. Во многих видах спорта можно использовать обувь, которую ты покупаешь для зала. Ты можешь в ней и бегать, и ходить, и скандинавская ходьба не исключение. Поэтому когда к нам приходят клиенты, они, конечно, могут покупать одну пару кроссовок на все случаи жизни, в том числе и для скандинавской ходьбы.

Д.Потапенко Илья, вот, смотри. Вот, когда мы немножко говорили за эфиром по поводу триатлона, для многих бегунов, ну, пара обуви вообще не одна – там бывает, что их несколько. Насколько это вообще?.. То есть некоторые, наверное, на этом сходят с ума, я могу сразу сказать. Потому что я знаю несколько человек, просто которые просто там… У них там, по моим оценкам, по-моему, 12 пар обуви только, вот, просто так, для беготни.

И.Слепов Ну, вот сейчас вот, Дима, мы тебя удивим. Вот, у тебя еще два человека добавятся, у которых не меньше 40 пар обуви у каждого.

Д.Потапенко Ух ты, господи. Жень, объясни мне, зачем?.. Ну, то есть для меня, для человека, который ходит в кроссовках, купленных в 95-м, и до сих пор ходит с ними в зал, Женя, объясни, зачем 40? Ну хорошо, ладно, пусть… Не пугайте меня сорокáми, даже я просто пытаюсь понять хотя бы 5 зачем?

Е.Гаврилов Я сам по себе было занимался спортивным ориентированием, сейчас люблю бегать по бездорожью. У меня для соревнований 9 пар обуви.

Д.Потапенко Чем они отличаются? Давай, объясни.

Е.Гаврилов Весом, тем, под какую дистанцию они подходят. Попала в грязь, одно. По песку бежишь, это другое. То есть у меня вот такие различия.

Для тех, кто бежит по асфальту, там тоже зависит от того, бежишь быстро, бежишь там короткую дистанцию – одна обувь. Когда хочешь бежать там 100 километров (а такие тоже дистанции есть), то бегут в совершенно другой обуви.

Д.Потапенко: Мда. Жестокая у вас жизнь. 40 пар обуви. У нас я боюсь, что с супругой и с детьми всеми вместе взятыми… Нам чтобы 40 найти, это надо…

И.Слепов Ну, используем мы там, может быть, пар 15 активно, оставшиеся 25 – их просто жалко выкидывать.

Д.Потапенко Вы просто молитесь, что ли, на них, ребята?

И.Слепов А чтобы потом, вот, вот так же, сидя, через 20 лет сказать «А вот, у нас еще до сих пор остались те из 2000-х».

Д.Потапенко Те самые, 2000-е?

И.Слепов Да-да-да, 3 полоски. Ну, вот для этого.

Д.Потапенко Ну, хорошо, да, ладно.

И.Слепов Сердце болит, когда выбрасываешь просто. Ты столько в них пробегал. Это же… Столько пота в них, столько вот…

Д.Потапенко Верю. Но я так, наверное, как простой гражданин выбрасываю, когда они просто рвутся физически.

И.Слепов А на самом деле, для бега кроссовки имеют ресурс свой. Это очень такая, важная сейчас…

Д.Потапенко По сути дела, как шины для автомобиля?

И.Слепов Как шины, да, да-да. Пробег кроссовок. И сейчас производители пишут, какой пробег для той или иной пары обуви. Некоторые пары обуви рассчитаны там на 300 километров (соревновательные). То есть это фактически там 20 стартов и, там, несколько скоростных тренировок, и всё, и их можно в утиль сдавать. Хотя, верх, например, красивый, не рвущийся и он смотрится отлично. Но кроссовки уже не работают. Это важно понимать.

А некоторые кроссовки рассчитаны там на 2 тысячи километров, да? Зависит от веса, то, как ты их используешь. В общем, это ресурсная тема.

Д.Потапенко Да, жесть. Как хорошо, что я вас так поздно встретил, а то, слушай, когда уже на пятом десятке такое узнаешь, как-то спокойней к этому относишься.

+7 985 970-45-45 – это SMS-портал. Два вопроса девушка Ольга задает: «Смогу ли я с продольным и поперечным плоскостопием, а также с разницей длины ног на 0,5 см подобрать кроссовки для улицы и зала? Ну и, соответственно, одежду размера 2XL?» Ну, да, коллеги? Чего, Жень, чего скажем? Мне кажется, что это не есть большая проблема.

Е.Гаврилов Конечно, можно. То есть это вполне нормальная ситуация. Честно говоря, как человек, который проводил те самые первые тестирования в наших магазинах, я за первые 2 года видел всего лишь 3 девушки и ни одного мужчины, которые имеют нормальные стопы.

Д.Потапенко Ну, я понимаю, что у всех они… Они все сильно плывут и сильно разные. Особенно с возрастом, особенно с травмами.
Е.Гаврилов Я имею в виду не травмированные.

Д.Потапенко: Мм?

Е.Гаврилов То есть это вот изначально я вижу стопы и вижу, что здесь такая-то проблема, здесь такая-то, здесь такая-то. Это связано с нашей городской жизнью. И продольное плоскостопие, поперечное плоскостопие – это только особенности нашего организма, которые можно исправить кроссовками. Не столько вылечить, но помочь человеку чувствовать себя лучше.

Д.Потапенко О’кей. Тогда совершенно законный вопрос. Там, вот, с подбором обуви, с подбором одежды – насколько для среднестатистического гражданина это нужно? Потому что, ну, когда еще там, условно говоря, ну, какая-то серьезная нагрузка, я могу понять. То есть для профессионального спортсмена или хотя бы полупрофессионала. Но так, среднестатистический гражданин – оно ему надо?

Е.Гаврилов С моей точки зрения, даже статистическому гражданину это даже более важно, чем сильному атлету. Потому что какие-то свои проблемы сильный спортсмен может компенсировать за счет того, что он очень хорошо подготовлен. У него сильные мышцы, у него сильные связки, он нормально питается, он нормально восстанавливается. Любитель (что очень важно), то есть любитель приходит в спорт, чтобы получать от спорта удовольствие. Он не понимает, что от спорта тоже надо отдыхать. Он пришел отдыхать в спорт. А профессионал – он имеет соревнования, и отдых для него – это тоже работа. И в этом большая разница.

Любитель пришел, убился на какой-то тренировке, соревнованиях, не восстановился, пришел опять к тренеру и опять убился. И дальше-дальше-дальше, ему становится хуже-хуже-хуже.

И.Слепов Ну, то есть если так вот брать, есть хороший очень пример, когда, по-моему, в 1960 году на Олимпиаде в Риме был такой спортсмен Абебе Бикила. Ему кроссовки Адидас 3 полосочки не подошли, ну, не подошли. У парня не было кроссовок. Он что сделал? Он снял просто кроссовки, побежал босиком. Он пробежал 42 километра марафон олимпийский и выиграл его босиком, по мостовым. Это реальный факт. Был первый черный, который выиграл олимпийское золото. Босиком, да?

Д.Потапенко Но он ноги-то не разбил себе окончательно?

И.Слепов Всё было о’кей. И он дальше бегал и побеждал. И это говорит о том, что профессионал – он так двигается естественно как, вот, лошадь, как вот собака, да? Она же не боится повредить что-то себе, потому что она естественно двигается. Поэтому профессионалу всё о’кей, он подготовлен к этому. А любитель – нет.

Попробуй снять кроссовки и пробежать 5 километров – это сложно.

Д.Потапенко Это жесть.

И.Слепов Да-да-да. Поэтому любителям важнее.

Д.Потапенко О’кей, хорошо. Вот, мы там всё про 3 полоски, Илья. Но всегда считалось, по крайней мере считалось, что Найк – это всегда было круче. Насколько сейчас то количество брендов, которое появилось, насколько они, в общем, сильно различаются? Потому что, по крайней мере, то, что я вижу, опять-таки, как непрофессионал, они начинают сливаться, именно вот модельные ряды, становиться очень похожими друг на друга. Насколько, все-таки, это так или не так?

И.Слепов Ну, на самом деле, ты прав, сейчас конкуренция обостряется, да? Чем выше рынок, тем выше конкуренция. Компании копируют друг друга, гонятся друг за другом. Они реально очень похожи. Вот.

И разница между брендами фактически в технологиях (я говорю про технологии) не велика. Люди делают свой выбор, основываясь на предпочтениях визуальных.

Д.Потапенко Ну, то есть это, все-таки, больше маркетинг?

И.Слепов Маркетинг, эстетика, да. Но хотя есть особенности определенные, да? То есть, есть люди, у которых, например, узкая стопа, им подходит определенный бренд. Есть люди, которым удобны те или иные кроссовки, это правда. Вот. Но, в основном, технологии – они сходны. Называются по-разному, но, в принципе, сходны.

Д.Потапенко Ну, вот, у меня, по крайней мере, возникла за те годы, которые (условно я говорю) менял кроссовки, что Найк – они более широкие по кроссовкам, чем Адидас тот же, например. Ну, по крайней мере, по модельному ряду. Может быть, просто я в модель не попадал? Но в целом было ощущение, что у них именно колодка – она более широкая, чем у того же Адидаса. Я не могу сказать, что я там перепробовал (там у меня задачи такой не было, поскольку не бегун я). Но, вот, в целом-то у меня было такое ощущение.

Вопрос, который меня тоже давно волновал. Почему перестали использовать, что называется, натуральную кожу? Потому что когда-то очень давно, ну, это считалось, так, классно. А сейчас, вот, всё прямо, всё синтетика. Что произошло?

И.Слепов Ну, я тоже помню, вот, когда кроссовки… Мне мама давала денег. Она говорит: «Главное, чтобы были кожаные». Я шел в магазин Найк (на Баррикадной был тогда, в высотке), я говорю «Мне кожаные». Они говорят: «Нету». Я был раздосадован, я не знал, что делать. Вот.

Но давно уже стало понятно, лет 20...

Д.Потапенко Ну, Баррикадная – это Олимп который был, да?

И.Слепов Нет, Олимп – это был на 1905 года. А Баррикадная – был фирменный магазин Найк.

Д.Потапенко А, там, да, фирмовый.

И.Слепов Да-да-да, такой прям. Вот это было вот… Мекка-Мекка. Вожделенное место. По заоблачным ценам. Вот.

Лет 20 уже, когда поняли производители, что, в принципе, кожа уже проигрывает очень сильно материалам искусственным, и кожа осталась только в казуальной обуви. Вот. А всё, что бегается, это всё синтетика и сверхтехнологичное.

Д.Потапенко То есть всё, что более-менее полупрофессиональное…

И.Слепов Конечно, да. Легче, стретчинг, лучше тянется, дышит лучше, влагу отводит. Всё-всё-всё. Только плюсы. И главное, не трет ноги, легче обхватывает ноги, да? То есть больше по твоей анатомии. Поэтому, конечно, кожа ушла уже очень-очень далеко.

Д.Потапенко О’кей, хорошо. Насколько сейчас это всё связано напрямую со спортивными соревнованиями, Жень? Вот, есть ли прямая, скажем так, транспарентность между фирмами, которые спонсируют, и их изменением технологий? Вот, меня что больше волнует – насколько фирмы отслеживают результаты спортсменов и потом вносят изменения в технологию обуви? Насколько они в этом участвуют? Потому что спонсорство – одна история, и совершенно другая история – результаты и исследования спортсменов. Не их результатов, а спортсменов как модели (вот, я бы сказал так). Извини, что длинная такая подводка и сложно проговаривал это всё.

Е.Гаврилов Очень хороший вопрос. При этом могу 100% сказать, что практически все сильные бренды имеют свои собственные лаборатории по разработке новой обуви, новых технологий для обуви. Все спортсмены, которые у них на контракте, в большинстве случаев это не просто спортсмены на контракте, это их реальные тестеры, то есть те люди, которые тестируют новейшие технологии. И порой кроссовки, которые мы видим у них на ногах, кажутся, вроде это, вот, та же самая кроссовка, что мы можем купить в магазине. Зачастую там даже подошва стоит другая.

Один из таких примеров – это, вот, в прошлом году бегал Берлинский марафон парень. Выиграл. И он бежал в совершенно новой модели Найка. Там совершенно… Ну, безумно интересная технология. Я не имею права, наверное, пока рассказывать про мои ощущения. То есть мне дали буквально там подержать в руках, попробовать, как она себя ведет на ноге. Действительно, это очень интересно. Я понимаю, как это работает. И вот эта вещь – ее не было и нету до сих пор ни у кого еще.

Точно такой же проект есть у Адидаса. То есть Найк и Адидас борются постоянно друг с другом, и там, и там есть команды очень сильных бегунов, и там, и там они прям для них делают всё, что угодно, чтобы были лучше спортсмены их бренда. То есть поэтому спортсменов реально используют для того, чтобы показать, что да, мы круче.

Д.Потапенко Илья, если взять вообще саму культуру бега. Ты говорил там о том, что бегал по набережной, сейчас бегают… Я в кавычки поставлю это слово «клиент». Насколько изменились те люди, которые бегают сейчас?

И.Слепов Изменились. Изменились. Ну, во-первых, изменилось их число.

Д.Потапенко Ну, хорошо, число возросло.

И.Слепов Это важно.

Д.Потапенко Другое дело, что это число – перешло ли оно в качество? Вот это основной вопрос.

И.Слепов Ну, вот, раньше, если брать модель бегунов там вот, когда я стал бегать в 90-е годы, начало 90-х годов, это были либо спортсмены профессиональные, либо люди в возрасте такой, сссровской закалки, кто, знаете, утро, ЗОЖ, гантели под кроватью. Такой, да? Маечка «СССР» на груди.

Сейчас это профиль клиента такой, что это успешные люди. Успешные люди, раз. Второе, это очень много молодых. То есть динамика сдвигает возрастной барьер вниз, и очень много молодых людей, молодых девчонок, которые увлекаются бегом. И это становится как образ жизни.

И когда у людей бег становится образом жизни (что нам очень радостно и с точки зрения продаж, и с точки зрения самой миссии нашей здесь), то вот это изменение я очень отчетливо вижу. Сейчас это образ жизни, образ успешного человека. Вот, это правда.

Д.Потапенко +7 985 970-45-45 – это SMS-портал, куда можно набарабанить смсочку. Ну, мой постоянный радиослушатель Дмитрий Мезенцев (спасибо вам за приветствие) задает вопрос. Ну, он задает вопрос: «Кто ваша аудитория?» Если мы бы сегментировали прям по магазинам, вот, если, как я говорю, на слайсер положить аудиторию, что это, вот, были? Там, 3 разных группы клиентов – какие они? Чем занимаются? Соответственно, возраст, пол? Ну и далее по списку. Вот, если сегментировать с точки зрения маркетинга.

И.Слепов Ну, я бы это, наверное, разделил на 2 категории клиентов.

Д.Потапенко Еще раз говорю, как, вот, берем, вот они приходят в магазин. Кто это?

И.Слепов Ну, 2 категории клиентов. Первая – это молодые ребята. Молодые ребята, те, кто окончил институт, те, кто в процессе окончания института, первые шаги в карьере. Вот, те, кто… у кого горят глаза, кто хочет много что сделать. Они выбирают и бег, и, соответственно, они приходят к нам в магазин как к экспертам.

И вторая категория, которая такая, близкая мне, это люди, которые уже там 30-40 лет (примерно такая категория), может, чуть больше, те, которые уже много чего добились в жизни. У них хорошая работа, они много заработали, ну, родили детей, посадили дерево, построили дом. И им хочется новый вызов. И они этот вызов обретают в беге. В беге, в триатлоне, в какой-то циклике. И они идут к нам.

Д.Потапенко Давай на этой оптимистичной ноте прервемся и пока послушаем замечательные ролики рекламные. Не переключайтесь.

РЕКЛАМА

Д.Потапенко Ну что? Мы продолжаем. Напомню, это курс дядюшки По, я Дмитрий Потапенко, и мы по-прежнему говорим об экономике и людях, которые ее создают.

В гостях у меня по-прежнему Илья Слепов и Евгений Гаврилов, основатели сети магазинов для бегунов «Runlab». Мы говорили о портрете клиента, и немножко за эфиром проговорили о соревнованиях разного уровня. Ты упомянул Московский марафон, в котором принимают участие 27 тысяч. Что это за люди? Кто там бежит? Ну, то есть, условно говоря, там от пенсионеров до профи? Или там какая-то, вот, расовая сегрегация, как говорили при советской власти?

И.Слепов Ну, расовой сегрегации у нас нету, как и советской власти.

Д.Потапенко Да-да-да.

И.Слепов Вот. Там как раз, да, правильно ты сказал, всё верно. От тинейджеров, совсем молодых ребят 10-11 лет (такие люди) до пенсионеров, до тех… По-моему, самый возрастной участник был, если я не ошибаюсь, 78 лет, по-моему, если не ошибаюсь. И причем это в США, в Европе это норма – таких людей там десятки.

Д.Потапенко Ну, там это связано, мне кажется, с общей культурой старения. Потому что у нас ключевое, у нас есть 2 вещи, очень сильно табуированные в сознании. Первое, это смерть табуируется как класс. Вообще такое ощущение, что мы никогда не умираем. И второе, это старость. То есть у нас считается, что если старик, то, в общем, максимум, на что он способен, это, не знаю там, семечки, ну и лучшее приложение – это внуки. А уж путешествующий там человек 60 или, там, вышедший на пенсию для нас это какой-то такой нонсенс, мы всегда это воспринимаем: «Вау! Надо же! Он чего-то еще… Он еще чего-то делает». При том, что у нас даже возраст дожития уже там он, вроде, достигает 70-ти.

Хорошо. А, вот, когда мы говорим про такой марафон, насколько часто организуются такие мероприятия?

И.Слепов Ну, сейчас всё чаще и чаще. Рынок растет. И востребованность…

Д.Потапенко А зима? Зима вырезается?

И.Слепов А зима – это лыжные гонки. Каждые выходные есть лыжные гонки, где участвуют там сотни людей. Опять же, это приличный показатель. Вот, в прошлые выходные были соревнования (я сам участвовал), 30 километров Мещерский парк около Сколково «Зимний гром». Хорошая лыжная гонка – там, по-моему, 800 человек участвовало.

Д.Потапенко Ну, прилично.

И.Слепов При том, что в этот же день были еще параллельно другие лыжные гонки. И в этот же день был даже беговой марафон.

Д.Потапенко Да. Ну, это да. Жень?

Е.Гаврилов На самом деле, зима сейчас уже не пропускается. Вспомним «Титан». Это Подмосковье. Там не только марафон, там несколько было дистанций, вплоть до 50 километров. Но там вышло порядка 2 тысяч человек или даже 2,5. То есть даже зимой люди сейчас готовы бегать.

Д.Потапенко Слушай, тут есть, Жень, у тебя даже поклонники. Напомню, +7 985 970-45-45 – это SMS-портал, куда можно набарабанить смску. Тебе вопрос. Многие, я так понял, трилайнеры или триатлеты хвалят кроссовки «Хокка», или «Нокка» — я не знаю, к сожалению. Которые покупают в Европе. «Будет ли представлен у вас этот бренд? Вадим».

Е.Гаврилов Да, конечно, будет.

Д.Потапенко Что за такие кроссовки офигительные? Я так понимаю, они стоят как крыло от «Боинга», скорее всего?

Е.Гаврилов Нет, не настолько всё дорого. Это просто новый бренд, который придуман и реализован французами. Он выходит на российский рынок в этом году, и, естественно, мы тоже будем его представлять у себя. Удобные, хорошие кроссовки.

Д.Потапенко Понятно. Но насколько они нужны, собственно говоря? То есть новый бренд-то. Чего? Старых не хватает? Что в них такого уникального? То есть, есть там какая-то, вот, мулька, которая прямо, вот, снесет всё, сносит рынок? То есть, знаешь, честно, меня заинтриговали эти вещи, потому что я говорю, как человек, который кроссовки покупал очень давно, просто хочется… Я хочу видеть их просто, что там такого? Они должны, наверное, левитировать на магнитной подушке, судя по всему. Я просто должен встать, и они уже там меня 42 километра и всё нормально. Что в них такого?

Е.Гаврилов В этих кроссовках, вот, конкретной этой фирмы… Называется она «Hoka One One».

Д.Потапенко Ну, просто да. Человек писал по-русски, а я уж воспроизвел как мог, да.

Е.Гаврилов Да. Они специализируются на кроссовках, которые очень сильную амортизацию имеют. То есть сделал…

Д.Потапенко Один раз подпрыгнул – 10 километров пробежал.

Е.Гаврилов Ну, немножко не так, но примерно да.

Д.Потапенко Понятно.

Е.Гаврилов Вот, для того, чтобы… Как раз ты говоришь, что у тебя проблемы с коленом. Вот…

Д.Потапенко У меня его просто нет. Колена нет.

Е.Гаврилов Да. Они сделаны…

Д.Потапенко То, что я хожу, это большое такое, удивительная штука.

Е.Гаврилов Вот, они сделаны так, чтобы были максимально мягкие и снимали нагрузку с коленей.

Д.Потапенко Угу.

Е.Гаврилов В Европе их тоже очень любят, и особенно любят те ребята, которые бегают по горам, потому что в них можно прыгать, и когда там падаешь в низ, вот, вся эта толстая подошва – она съедает удар, и это приятно и хорошо.

Д.Потапенко То есть она всё амортизирует, о’кей. Когда мы говорим о прочей экипировке, насколько она важна в том числе и для бега? Только не пугайте меня, сколько у вас маек. Я уже понял, что у вас по 40 пар кроссовок. Я так чувствую…

И.Слепов Маек поменьше. Реально.

Д.Потапенко Меньше, чем 40?

И.Слепов Меньше, чем 40, и я думаю, даже намного меньше. Есть определенный консерватизм в этом. Кроссовки более важны.

Д.Потапенко Ну хорошо, там, скажем так, шорты? Тоже какое-нибудь количество немеренное? Потому что я знаю, что шорты для бега…

И.Слепов Не-не-не, всё очень легко. Всё, тут дальше, тут вообще, я бы сказал бы так… Одежда технологичная – она важна. Но когда ты подбираешь себе ее одну, то, в принципе, тебе ее хватает надолго. Ресурса у нее нет кроме как порвалась, забыл, потерял, выкинул. Вот. Тут нет такого прям разнообразия. Но, безусловно, если я сейчас скажу о какой-нибудь там вещи, компрессионные гетры, например, Дмитрию Потапенко будут очень нужны. Он удивится, спросит, что это такое. Есть такие фишки.

Д.Потапенко Ну, я приблизительно догадываюсь, да.

И.Слепов Да-да-да. Есть-есть-есть специально там штаны для восстановления там, да? Все эти вещи есть. Но начинающему там или любителю не так важно. Важно, чтобы одежда была технологичная, безусловно. Но покупать там 20 видов термобелья бессмысленно, ну, на мой взгляд. Хотя, это будет делать чек, но, честно говоря, я за честную игру: это не нужно.

Д.Потапенко Ну, отлично. Вот, кстати, раз про честную игру, напомню +7 985 970-45-45 – это SMS-портал. У нас, чувствуется, очень профессиональная аудитория. Я сразу могу сказать, не всё… Я 90% не знаю. «Почему у нас в России мало представлена фирма Брукс? Хотя, в США забеги больше 50% бегают именно эту фирму?» — задает Александр Лапкин.

И.Слепов Ну, вот, Александру я сразу отвечу, что в магазинах «Лаборатория бега» Брукс представлен.

Д.Потапенко А с чем связано, что, вот?..

И.Слепов Именно потому, что в США бегают больше 50-ти… Ну, не 50%, на самом деле, поменьше.

Д.Потапенко Ну, его оценочное суждение, так что имеет право на это.

И.Слепов Да. В любом случае Брукс – один из лидеров рынка США, однозначно. Мы представляем, в наших магазинах есть эти кроссовки, да. Безусловно. Но они не так популярны, и надо тоже понимать, что бренд может быть очень известный в США, но если здесь в России не вкладываться в маркетинг…

Д.Потапенко Но это всё равно, я так понимаю, это маркетинг на 90%.

И.Слепов Да, он не будет так известен, и люди… А люди хотят надевать то, что популярно, то, что носят звезды и так далее.

Д.Потапенко Хорошо, давай вернемся к деньгам. Сколько стоит открыть такой магазин как ваш?

И.Слепов Смотря где. Если в Москве?

Д.Потапенко Да?

И.Слепов Ну, вот, последний магазин у нас поставил рекорды по стоимости открытия – там порядка 25 миллионов рублей мы отдали за этот магазин. Это такой антирекорд, но тут было заложено…

Д.Потапенко Это сколько площадь-то?

И.Слепов Там 250 метров.

Д.Потапенко 250 метров?! Это…

И.Слепов Но здесь был заложен брендбук, очень приличная стоимость. Это новый брендбук, да? Мы делали ребрендинг компании, и это было заложено, касты были заложены в этот магазин. Это просто метод подсчета. Реально где-то обходится там порядка 15 миллионов.

Д.Потапенко Откуда деньги?

И.Слепов Деньги organic grow, органический рост. То есть мы начинали с одного магазина.

Д.Потапенко Ну, на первый магазин где деньги нашли?

И.Слепов Ну, вот, это, значит, мы… Сейчас расскажем. Было всё просто.

Я к тому времени… Это был 2010-й год. Нет, это был 2011-й год, я уже занимался бизнесом и я, соответственно, уже заработал необходимую сумму для начала. Вот. А когда я пригласил Женю…

Д.Потапенко Что за бизнес был?

И.Слепов Бизнес был это пульсометры Polar. Тоже такой, узкосегментированный товар, мониторы сердечного ритма Polar, Garmin, Suunto. Это вот те бренды, которыми я занимался и добился некоторых успехов. Вот.

Я пригласил Женю в качестве партнера в новый проект «Лаборатория бега», и Женя продал квартиру и получил деньги вожделенные. Вот так мы и сделали, соответственно, первый магазин.

Д.Потапенко Жестоко. То есть вы продали квартиру?

И.Слепов Ну, конечно. Это же и есть… Если… Как? Пустые карманы – они очень сильно мотивируют двигаться. Потому что нет пути назад, да? Жребий брошен, рубикон перейден. Это вот ключевая фраза в бизнесе. Если у тебя нет путей отступления и ты вложил последнее, ну, ты будешь работать круглосуточно, что, в принципе, и требуется.

Д.Потапенко Хорошо. Срок окупаемости такого магазина?

И.Слепов А это зависит от вас. Очень важный момент, что помимо, вот, как бы, бизнес-идеи в том, что мы вшили услугу в цену кроссовок… Кстати, кроссовки по ценам – они одинаковые во всех магазинах, в том числе и в нашем. Но в нашем у вас возможность поработать индивидуально, то есть мы анализируем вашу технику и под вас подбираем. Вот.

Очень важный момент – это то, что у нас в магазине работают профессионалы. Это профессиональная команда людей, которые знают о беге всё. Это наш слоган, мы им живем. Мы сами были в сборной страны когда-то, вот, сами дышим, любим, бегаем. И поэтому мы фактически продаем не кроссовки, а продаем свой опыт. Вот, что важно. Это ключ к успеху, это очень важно.

Д.Потапенко Хорошо. Но тогда совершенно законный вопрос. У нас, к сожалению, люди об этом мало задумываются, но для того, чтобы бегать и не травмироваться, нужно ставить технику бега. И для этого, ну, по крайней мере, и людей надо готовить. Потому что, ну, вот, зачастую это такое заблуждение, что просто взял и побежал. Ну, когда ты, условно говоря, там пробегаешь, там, 5, там, ну даже до 10 километров в неделю, это, в общем, можно как-то махнуть на это рукой. Но когда ты начинаешь более-менее профессионально, то… Ну, даже не профессионально, просто когда возникают уже километражи, там уже надо ставить в том числе и технику бега, которую, на мой взгляд, практически, ну, большая часть не спортсменов, а тех людей, которых я вижу в марафоне… Я потому что не могу сказать, что… Я в нем не могу принимать участие, понятно, что это не мой вид спорта. Но то, что я вижу, как люди бегут, по моим ощущениям они, в общем, через какое-то время, если они будут бегать марафон, они просто себе разнесут те самые колени.

И.Слепов Да, всё правильно. Техника бега такая, врожденная и правильная от природы бывает, там, у 5-ти процентов, может, у 10 процентов населения.

Д.Потапенко Ну, это единицы.

И.Слепов Остальные люди, кто начинают бегать, конечно, они бегут… Ну, «неправильно» — слово, вот, некрасивое. Они бегут не идеально, давайте так называть это. Не идеально.

Подкорректировать это можно двумя способами. Первый, это…

Д.Потапенко Просто когда ты упомянул о команде, которая занимается профессионально, на мой взгляд, ну, поскольку, я так понимаю, у вас есть же школа-то бега как таковая?

И.Слепов Да-да-да. Вот, я как раз к этому и клонил.

Есть два варианта. Про один я скажу так, очень с такими, с некоторыми дополнениями. Но тоже надо понимать: это когда тело, в принципе, человека – оно адаптируется к нагрузке. Даже если с человеком не будет работать тренер и человек не будет перебирать в нагрузке, то постепенно тело само начнет двигаться экономично. Экономичнее. Вот. Это есть такая особенность нашего человеческого организма.

Д.Потапенко Ну, это понятно.

И.Слепов Да. С ней нужно очень-очень аккуратно, потому что, на самом деле, мы сейчас плохо слушаем, мы плохо понимаем, как наше тело сигнализирует нам. И поэтому, конечно, лучше работать с тренером.

У нас, да, у нас есть беговой клуб «Лаборатории бега». Причем, есть несколько программ, и есть как раз для начинающих, называется «Анатомия бега», где за 8 уроков мы рассказываем (теория плюс практика), как и что такое бег. Вот. Чтобы люди дальше уже могли эти знания применять и дальше строили свой тренировочный процесс более грамотно. Ну а, соответственно, беговые курсы – также мы работаем с ведущими тренерами, которые, соответственно, и готовят наших начинающих любителей, что очень важно. То есть ты под присмотром профессионалов постоянно.

Д.Потапенко Сколько сейчас человек в компании?

И.Слепов Около 40 человек сейчас.

Д.Потапенко Ну, то есть это на все магазины ты имеешь в виду?

И.Слепов Да, да-да-да.

Д.Потапенко О’кей. Насколько тяжело найти, соответственно… Ну, в данном случае их сложно назвать «продавцами». Ну, назовем их продавцами, хорошо, о’кей. Я бы их назвал консультантами или, там, профессиональными тренерами. Насколько это сложно?

И.Слепов Ну, это сложно, потому что у нас определенные требования. В первую очередь это мы ищем людей, близких нам по духу. Такие вот… Нам нужно сойтись в общей культуре, в общих взглядах на определенные вещи. Вот. Но такие люди есть, и мы сами из спорта, и оттуда же берем людей. Вот. Дальше дело техники. Проще взять… Наш, как бы, стиль, да? Мы находим человека, близкого нам по культуре, и учим его продавать, чем если мы берем человека чуждой нам культуры, но который умеет продавать. Мы за первый вариант.

Д.Потапенко О’кей. Жень, когда мы говорим о продажах, в том числе и профессиональной одежды, насколько у вас?.. Ну, поскольку у вас товар-то импортный, насколько на вас влияют скачки курса? Ну, даже не на вас, а на клиента? Потому что клиента, в общем… Ну, одно дело, там условно говоря, курс по 32, а сейчас курс там временно, пока сейчас наши орлы не развлекутся с покупкой Роснефти Башнефтью, вернее, наоборот, Башнефти Роснефтью, он будет там, они будут его до 55-ти гонять, потом обратно вернут. Так у вас-то вся история совершенно долларовая, ну, скажем, валютная?

Е.Гаврилов У нас не совсем долларовая, все-таки, потому что большинство брендов сами привозят сюда товар и мы его берем здесь в представительствах, и мы видим цены рублевые. Естественно, что фирмы выставляют цены относительно некоего курса.

Спасибо брендам: когда у нас случился скачок курса, они выдерживали очень долго цены на низком уровне, ниже, чем в Европе. Была ситуация как, в общем-то, и с iPhone’ами, что к нам приезжали ребята из-за границы и закупались у нас кроссовками.

Д.Потапенко Насколько здесь?.. Что-нибудь в России шьется?

Е.Гаврилов Кроссовки пока не делаются. Одежду пытаются шить, но, к сожалению, у нас порой даже есть станки, но нету еще наработанных рук, которые могут это делать качественно. Есть немного фабрик, там, Сивера, насколько я знаю, в Рязани – но она делает не для бега, она для аутдора больше делает, для альпинизма. И есть фабрика в Екатеринбурге – там тоже ребята беговую и лыжную форму шьют.

И.Слепов Ну, в общем, импортозамещение у нас пока не началось, но направление есть.

Д.Потапенко Но я так, насколько оно вообще может начаться? Потому что у нас, все-таки, я так понимаю, рынок не очень большой.

И.Слепов А я сейчас вот по нашему… У нас есть еще private label, то есть мы под брендом «Runlab» выпускаем аксессуарику определенную для бега, да? Это там стартовые номера, держатели для номеров, специальные рюкзаки. И мы вначале их делали в Китае. Мы делали в Китае – было дешевле. Вот.

Но сейчас мы делаем это в России. Банданы, например, да? Мы делаем в России, и качество нас устраивает. И нас устраивает цена. И это очень здорово. И честно говоря, я только радуюсь вот этому моменту, что в России мы, наконец-то, что-то можем делать. Пусть не много, пусть чуть-чуть, но тренд – он, в принципе, есть. В принципе, есть. И это хорошо.

Д.Потапенко Напомню, +7 985 970-45-45. Профессиональная аудитория не даст вам уйти, как говорится, живьем. «Вопрос Илье и Жене. Анализ техники бега сейчас предлагают многие магазины. Какие, на ваш взгляд, перспективные направления для дальнейшей дифференциации «Лаборатории бега» от конкурентов?» — вопрос от Артема.

И.Слепов Ну, отвечу сейчас, да. Вот эта ситуация… Значит, мы были первыми на рынке.

Д.Потапенко Вот это называется «Получи, фашист, гранату». Вы что думали? Я же говорю, аудитория-то всегда профессиональная.

И.Слепов Да-да. Кстати, очень правильный, хороший вопрос. Мы были первые на рынке, когда с этой услугой сюда вышли. Мы знали, что нас скопируют. Я прописывал это в бизнес-плане, что через 3 года появятся либо похожие проекты беговых магазинов, либо крупные бренды будут это использовать. И так и случилось. Вот.

Было несколько курьезных ситуаций, когда компания Адидас нам присылает фотографию – они сделали услугу по анализу техники бега, и назвали ее, знаете, как? «Runlab».

Д.Потапенко Ну, замечательно.

И.Слепов Потрясающе. Мне очень тоже понравилось. Я думаю, ну, здорово. Мы им позвонили (они наши партнеры), они поменяли на RunHab, а потом на Test Your Run.

А недавно у нас нам прислали фотографию, что компания Спортмастер…

Д.Потапенко Надо было оставить «Runlab» и сказать «Вы знаете, вот у нас вчера деньги завалялись, решили Адидас купить».

И.Слепов Вот, да-да-да. Ну, на самом деле, мы шутили. Я говорил: «О, слушайте, вот тут миллион долларов уже. Вот, отлично. Вот они, вот они». Да, это же у нас патентным правом защищено, и поэтому странно, что они это не просекли.

А недавно нам прислали фотографию, что Спортмастер сделал анализ техники бега. Назвал его, знаете, как? «Лаборатория бега».

Д.Потапенко Ну, замечательно.

И.Слепов Вот. Поэтому мы в любом случае впереди, нас копируют. Нам это очень нравится. То есть мы купили уже и Адидас, и Спортмастер. Всех скупили. Вот. Но…

Д.Потапенко Богатые ребята. Вы так случайно с четырьмя магазинами зашли и скупили всё.

И.Слепов Если серьезно, конечно, говорить про дальнейшие моменты, то мы сейчас смотрим в сторону построения 3D-моделей человека на основе инфракрасных датчиков. Это очень тоже перспективная, интересная технология. Мы к ней готовимся, и будем двигаться в эту сторону.

И потом мы сейчас сделали свой софт российский. То есть сейчас у нас если мы начинали с того, что мы покупали лицензию на софт западный, то за эти несколько лет мы на основе нашей большой статистики сделали свой собственный софт (разработали), вот. Женя очень долго с этим проектом занимался, и сделали очень успешный софт. Вот. Это вот такое.

Д.Потапенко Понятно, парни. Спасибо, что зашли. Спасибо, Илья, спасибо, Женя. Ну, как говорится, мы разговор, судя по всему, только о кроссовках начали, потому что мне предстоит еще понять, зачем мне 40 пар кроссовок. Надеюсь, что мне они не пригодятся. И зачем они вам.

Спасибо, что зашли.

И.Слепов Спасибо.

Е.Гаврилов Спасибо.

Д.Потапенко Это был Курс дядюшки По. Не переключайтесь.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире