'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 23 апреля 2020, 12:05

В 41м году было мало не пустить к Москве вражескую пехоту и бронетехнику. Главная задача — сломить превосходство немцев в воздухе, превратив наши самолёты в «летающие танки», неуязвимые для винтовок и пулеметов. Добиться этого удалось уже в первые два года войны, силами московских заводчан и конструкторов, трудившихся на фронте и в эвакуации.
Коллектив Нынешнего Всероссийского НИИ авиационных материалов в октябре 41-го разделился: часть — командировали на фронт — ремонтировать машины после боя, другие — помогали налаживать вывезенное на восток производство, обучали персонал — и непрерывно корпели над чертежами и расчетами. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать и наладить производство материалов, которые бы обеспечили нашим истребителям и штурмовикам наилучшие летные и боевые качества.

Вместе с коллективом подмосковного завода «Электросталь», также эвакуированного на восток, сотрудники ВИАМа наладили полный цикл выплавки качественной стали в мартеновских печах. Производственная база, утраченная на западе и на юге страны, была восстановлена. С сентября 41-го по январь 42-го объемы выплавки выросли в сто раз. Стахановские рекорды — подкрепляли новаторскими инженерными идеями: была разработана авиационная броня для самолетов Ил-2, которая защищала экипаж и ключевые узлы. Термин «активная броня» тогда ввел в обиход Сталин, лично ознакомившись с разработкой. Нелишним для авиации стало и разработанное заводскими инженерами фибровое покрытие для бензобака. Первая опытная партия насчитывала 2 тысячи изделий. Идея была в том, чтобы, за счет эластичности материала, пулевые отверстия на бензобаке затягивались, и утечка топлива устранялась сама собой.
Немало пришлось потрудиться инженерам ВИАМа и над защитой экипажа. В мае 42-го они начали разрабатывать бронестёкла для кабины. Они состояли из двух слоёв: первый — оргстекло, второй — стекло силикатное. В итоге удалось добиться и пулестойкости, и идеальной прозрачности. Разработки шли в специально созданной лаборатории в городе Куйбышеве, а производство удалось наладить в Горьковской области.

Повысить скорость боевых самолетов позволили новые сплавы для двигателей. Применяемые при производстве клапанов и других деталей, они обеспечили прирост мощности и продлевали срок службы, а главное, не содержали дефицитных материалов, таких, как кобальт, никель, вольфрам и молибдэн. Получить эти металлы в достаточном количестве можно было разве что по ленд-лизу от союзников, но поставки часто задерживались, а иногда и вовсе срывались. Институт ВИАМ бросил силы на создание материалов-заменителей и развитие новых методов термообработки. Так на смену дорогостоящей легированной стали пришли новые марки сплавов, с малым добавлением других металлов. Новая отечественная сталь присутствовала в деталях каждого боевого самолёта. Получается, что в каждой из почти ста тысяч крылатых машин была частица труда москвичей-ВИАМовцев.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире