'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА: Мы уже начинаем наше «Книжное казино». В Москве 13 часов 11 минут. У нас, по сути, получается чуть ли не первые гости. Да, Май?

М. ПЕШКОВА: Да, первые гости.

К. ЛАРИНА: Видите, как? Это невозможно гостей собрать на праздники новогодние, а тут у нас уникальная совершенно сегодня ситуация, у нас есть гости, да какие! Значит, мы представляем сегодня проект, который называется «Круг лета Господня». Это «Антология русской поэзии». Но это не просто сборник стихотворений, это какое-то уникальное совершенно издание, поскольку это настоящий альбом, которым могут украсить… кому-то захочется украсить им интерьеры собственных квартир, да? (смеется) А кому-то действительно вот книга на всю жизнь, что называется, книга, которая вам всегда будет интересна.

М. ПЕШКОВА: А кому-то читать вместе с детьми.

К. ЛАРИНА: Да. Да вообще ее читать надо. Я представляю наших гостей. В нашей студии кураторы проекта Аркадий Левин и Александр Агейкин. Добрый день, здравствуйте.

А. ЛЕВИН: Здравствуйте.

А. АГЕЙКИН: Здравствуйте, с Новым Годом.

К. ЛАРИНА: Олеся Николаева, поэт замечательный….

О. НИКОЛАЕВА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Добрый день, Олеся, здрасьте. Всех с Новым Годом и, естественно, с наступающими рождественскими праздниками, поскольку, я думаю, что как раз вот выход такого издания можно будет назвать приуроченным к рождественским праздникам. Ну, давайте немножечко расскажем об этом, поскольку все-таки мы на радио, а не на телевидении, показать невозможно. Давайте попробуем рассказать, что же это такая за уникальная история. Кто начнет? Пожалуйста.

А. АГЕЙКИН: Ну, вот позвольте мне начать, потому что эту книгу выпустил Храм Христа Спасителя, это первый издательский проект Храма. Мы ее готовили довольно основательно и долго, потому что она действительно предназначена в первую очередь для семейного чтения, к ней будут прикасаться дети, родители. Традиция будет возрождаться, мы надеемся, семейного чтения, когда вся семья собирается за столом. Особенно это было традиционно для Святочных вечеров. И прикоснутся к удивительному миру русского искусства, русской поэзии. Потому что эта книга наполнена как замечательными стихами, шедеврами русской поэзии, так и прекрасными картинами русских художников. Она была так изначально и задумана, чтобы было не просто чтение, а некая игра, некое прикосновение к чему-то таинственному, потому что все, что… появляются как шедевры в искусстве – это, конечно, все-таки свыше.

К. ЛАРИНА: Здесь сколько: три тома?

А. АГЕЙКИН: Четыре.

К. ЛАРИНА: Четыре времени года.

А. ЛЕВИН: Да, если позволите, я вот…

К. ЛАРИНА: Да, конечно.

А. ЛЕВИН: … продолжу. Значит, это четырехтомник. И приложение к нему. Значит, четыре тома по времени года. Соответственно, осень, зима, весна и лето. И каждый том делится на две части. Первая часть — это стихи гениев русской поэзии о времени года. Ну, вот, скажем, там, лучшие стихи об осени, которые есть в русской поэзии, которые поместились, собственно, в это и так огромное издание, потому что оно весит около десяти килограмм, этот четырехтомник в коробке…

К. ЛАРИНА: Золотой обрез.

А. ЛЕВИН: Нет, это вот… ну, да, это вот такие…

К. ЛАРИНА: Золотой.

А. ЛЕВИН: Таких всего несколько сделано, и вот… да. Вообще он сделан… ну, в блестящем полиграфическом качестве, но  без излишеств. Вот. И, значит, вот первая часть – это вот стихи русских поэтов о времени года. А вторая часть – это все православные праздники, которые есть в этом времени года, и стихи тех же гениев русской поэзии о православных праздниках. Ну, скажем, осень, там, первое сентября – это что? День Донской иконы Божьей Матери, да – и стихотворение Блока о Донской иконе Божьей Матери. И особенно на самом деле меня… я занимался вот художественным оформлением этой книжки… ну, вот не только я, еще замечательная иконописец и реставратор Наталья Петровна Ермакова. И меня… наибольшее потрясение для меня – это, конечно, поэзия Серебряного века, которая собрана здесь, потому что и Северянин, и Бальмонт, и Бунин, и Ахматова, и Цветаева – их стихи о православных праздниках, они, конечно, ну, наибольшее такое потрясение вызвали. Потому что, ну, мы знаем Пушкина, Тютчева – понятное дело, да? Так или иначе знаем, там, скажем, там, Бродского, меньше Аверинцева. Но вот Серебряный век был вообще практически закрыт. Ну, так как-то случилось, что пока народ читал, то их не публиковали. И даже, там, скажем, такого Есенина, скажем, вот собранного вот вместе…такую поэзию Есенина, в общем, мало кто знает. И, к сожалению, большая часть современной молодежи представляет себе, в общем, по фильму, который, в общем, удачен…

К. ЛАРИНА: По Сергею Безрукову.

А. ЛЕВИН: … сильно, да, местами и отнюдь не везде. Вот. И там совершенно образ другого человека. А вот на самом деле он, наверное, все-таки сокровенно таков. Вот. И, значит, первая часть, она оформлена картинами пейзажной русской живописи. То есть, там идет картина в разворот. Причем это картины редкие великих русских художников. То есть, это там… там и Саврасов, и Кустодиев, и Куинджи, там, и так дальшее. Но очень часто просто не узнать, что этот художник. Вот мы даже пробовали, играли с профессионалами. Я говорю: «Чья картина?» Никто не угадывает. Ну, действительно, потому что редкие картины взяты, а художники первого ряда гениев. И потом, значит, вот эта картина в разворот. А книги огромные, они в разворот формат А3. и потом идет 10 примерно разворотов – фрагменты этой картины, где малюсенькая какая-нибудь там… не знаю, там, собачка на фоне, там, бегущих саней становится… вот растягивается на А3 и становится главным персонажем. Ну вот все это так хитро подобрано…

К. ЛАРИНА: Это вы все придумали, Аркадий?

А. ЛЕВИН: Ну да, так случилось, да. Там нас там долго уговаривали, что это невозможно…

А. АГЕЙКИН: Нам говорили, что так никто не делает и так делать нельзя. Исходя из полиграфического опыта говорят: «Вы неофиты и вы совершенно не понимаете ничего в полиграфии. Так делать просто нельзя».

А. ЛЕВИН: Да, но оказалось, что можно. Мало того, это издание, оно представляло, собственно, всю… все российское книгоиздание в этом году на международном конкурсе «Искусство книги». Ну, и получила главную премию национальную «Книга года 2010». Так что, в общем, оказалось, что так можно. Ну, собственно, не об этом. Много хочется рассказать…

К. ЛАРИНА: Сейчас-сейчас, мы немножко поговорим вообще об истории, как возник этот проект. Олесь, вы когда это увидели впервые?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, я-то уже увидела, вот когда это все…

К. ЛАРИНА: Произошло, да?

О. НИКОЛАЕВА: … вот эта вся роскошь, она появилась. Вот. И я даже ничего не знала о том, что такое готовится. И мне, конечно, было очень интересно. Я, кстати, все четыре тома с жадностью и не просто просмотрела, а прочитала. И у меня, знаете, какое возникло ощущение? Мне… с одной стороны, конечно, это невероятно насыщает душу и как-то ее оздоровляет, потому что я совершенно уверена, что подлинная поэзия может человека исцелить. И я даже вот знаю такие примеры, когда вот человек немощный, в унынии пребывающий, вот если он встанет, наберет воздух в легкие и прочитает с выражением, отдаваясь всем своим существом, «Мороз и солнце; день чудесный!..» Ну, и дальше пойдет:



Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На темном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно:



Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.



Вот вы знаете, вот это нужно прочитать, и совершенно изменится вообще весь какой-то вот ключ этого настроения, да? Он как-то повернется, и все пойдет куда-то в другую сторону. Это целебное чтение. Это с одной стороны. С другой стороны, понимаете, русская поэзия – это такое богатство, это такие, не знаю… драгоценные, роскошные сокровища, вот, что, конечно, очень много что не вошло по чисто техническим причинам, потому что что ж тогда вообще, двенадцать томов таких издавать? Двадцать, может быть? И поэтому так много прекрасного вообще, превышающего просто человеческие какие-то способности стихи, они остались за пределами этой книги, и захотелось их перечитать. Вот. Поэтому… Ну и, конечно, я хочу сказать, что она гениально совершенно…

К. ЛАРИНА: Оформлена.

О. НИКОЛАЕВА: … оформлена. Действительно вот это, наверное, показатель вообще высшего мастерства, когда вот вроде бы так нельзя, а вот оказывается… а вот оказывается, можно, а вот оказывается… И это очень важно, в искусстве создать прецедент.

А. ЛЕВИН: Если позволите, я два слова еще скажу про оформление второй части, которое делала вот замечательный иконописец современный Наталья Петровна Ермакова…

А. АГЕЙКИН: Это новое открытие для людей, да, тоже…

А. ЛЕВИН: Да. Это тоже совершенно уникальная история. Здесь использованы фрагменты Киевской и Хлудовской псалтыри. То есть, вот эти… здесь тысячи фрагментов Хлудовской и Киевской псалтыри, а это, соответственно, 9-й и 14-й век.

А. АГЕЙКИН: Это истоки живописи.

А. ЛЕВИН: Это вообще истоки книжной графики.

К. ЛАРИНА: То есть, что было, когда еще ничего не было, да?

А. ЛЕВИН: Ничего не было вообще, а вот от руки они рисовали. И вот тысячи этих фрагментов были отреставрированы специально, потому что они в основном все с утратами и так далее. Было когда-то в издательстве «Искусство», по-моему, в 70-е годы, если не ошибаюсь, исследование о Киевской псалтыри. Было такое. И там было просто, ну, репринтное некое издание очень маленьким тиражом. И вот специалисты какие-то знают, что это такое. И оттуда, и из Хлудовской псалтыри были взяты миниатюры и ими украшены стихи Пастернака, Бунина, Волошина. И это производит совершенно фантастическое впечатление, потому что… ну вот да, как будто для них, собственно, и рисовали. Для пастернаковских, там, стихов или, скажем…

А. АГЕЙКИН: Много-много веков назад.

А. ЛЕВИН: Да, да.

К. ЛАРИНА: А скажите, а кто составлял поэтическую эту часть, содержательную, да? Вот я поняла, Аркадий занимался дизайном, да? Скажите, Александр, как вот собирался вообще….

А. ЛЕВИН: Отец Александр являлся научным консультантом, собственно, антологии, потому что здесь все праздники православные даны с комментариями…

К. ЛАРИНА: Сколько здесь вообще поэтов задействовано, в этом четырехтомнике количественно?

А. АГЕЙКИН: 94 поэта, да, они на форзаце здесь представлены…

А. ЛЕВИН: Более 700 стихотворений.

А. АГЕЙКИН: … и автор-составитель – преподаватель воскресной школы Храма Христа Спасителя Ольга Яковлевка Нерсесова, которая не дожила вот до того момента, как взяла в руки эту книгу, но она отдала весь свой опыт, все свои знания, чтобы составить эту книгу. Ольга Яковлевна – замечательный педагог, замечательный специалист, человек энциклопедически развитый и с энциклопедическими знаниями. И вот под научным руководством Валентина Непомнящего, вот при моем маленьком участии рождался этот сборник. Потому что было гораздо больше произведений, которые хотелось бы включить, но вот все-таки технически это было невозможно. Но сама идея составления этого сборника, она возникла… потому что, можно сказать, вот это приложение, маленькая тоненькая книжечка, которая входит в комплект – это основное, с чего началось. Потому что, работая с детьми в воскресной школе, Ольга Яковлевна увидела то катастрофическое состояние наших детей, которые не знают ни поэзии, ни литературы, не умеют говорить, не умеют выражать свои мысли. И чтобы с ними работать, чтобы был материал для работы с этими детьми, как раз и началась работа над этой антологией, которая вот увидела свет в такой издании.

А. ЛЕВИН: Надо сказать, что Ольга Яковлевна, она… в миру ее звали Флора Яковлевна, Флора Яковлевна Нерсесова, да. Ну, как бы в миру… это она была крещена как Ольга. Но она замечательная была и сценарист, и актриса, и режиссер, и педагог. Она преподавала в Щукинском училище и потом сделала свое отделение музыкального театр, и занималась, и выпустила огромное количество актеров очень известных теперь. И, занимаясь вот здесь детьми, как раз вот это вот методическое пособие по основам красноречия и совершенно уникальное вот это вот приложение она придумала, и действительно с этого началось. Потому что когда занимаются с детьми, если все-таки с ними начинают заниматься словом, то все помнят с детства всякие поговорки: там, «Бык-бык-тупагуб, тупагубенький бычок», там, и так далее и так далее. Ну, в общем, куча бессмысленного…

А. АГЕЙКИН: Шла Саша по шоссе…

А. ЛЕВИН: Да, и сосала сушку. И все это помнят с детства…

К. ЛАРИНА: Скороговорки…

А. ЛЕВИН: … куча всякой бессмыслицы. И вот она сделала совершенно замечательное приложение. Это, ну, собственно, свод таких… ну, всех технологических приемов, скажем, да, профессиональных, по которым занимаются журналисты и актеры и, там… и, наверное, в семинариях проходят что-то подобное. Ну, потому что слово, оно магично по Флоренскому, и вообще надо с ним аккуратно. Вот. И поэзия есть звучащее слово, прежде всего, поэтому, собственно, это и прилагается, это пособие. Так вот, здесь вместо всех этих вот известных с детства, там, тренировочных упражнений были выбраны сотни, наверное, тысячи пословиц и поговорок из святоотеческой литературы…

А. АГЕЙКИН: Которые вышли из святоотеческой…

А. ЛЕВИН: Скажем, да, которые так или иначе… да, связаны с мудростью евангельскойе. Это чрезвычайно важно и совершенно замечательно. И там просто сокровище. И взрослые на самом деле… ну, такие, образованные, интеллектуальные – конечно, для них это… ну, есть много здесь открытий и чего-то, что…

А. АГЕЙКИН: Мало кто знает, что многие пословицы, например, вышли от премудрости Соломона, да? И здесь эти пословицы представлены. И когда ребенок это заучивает, у него не просто бессмыслица в голове, а именно какие-то вот жемчужины мудрости духовной.

К. ЛАРИНА: А зачем такое надо было делать дорогое издание? Ведь вот, как правильно сказала Олеся, что стихотворение, оно само по себе, оно самодостаточно. Задаю такой провокационный вопрос, но тем не менее хочу понять, в чем смысл сочетания вот дорогого дизайна, уникальных совершенно придумок, которые, как я понимаю, до вас никто не делал, потому что так нельзя, как мы поняли, да, книгу делать? Но вы пошли на такой риск. Вот для чего?

А. АГЕЙКИН: Ну, потому что это было предназначено в первую очередь… цель была – возрождение традиций семейного чтения. А ребенок прикасается к такой книге, которая ему интересна, которая красива, в которой есть картинки. Поэтому и было принято решение сделать ее интересной, красивой, чтобы ее было приятно детям раскрыть, интересно было бы сесть и смотреть. Не просто родители бы заставили сидеть и слушать, и ребенок бы думал о чем-то другом, а то чтобы он увидел бы, прикоснулся, его бы это заинтересовало. Ну, вот другими методами, наверное, сегодня невозможно…

А. ЛЕВИН: Мультимедийный мир. Понятно, что дети – это всегда… это сейчас уже никуда не денешься, это и компьютер, и телевизор и так далее. И визуальное восприятие, оно сейчас преобладает.

К. ЛАРИНА: Ну вот, кстати, вот к этому мне не хватает, например, приложения чтецкого аудио, чтобы это мне все прочитал, там, не знаю, тот же Аркадий как артист.

А. АГЕЙКИН: Была такая задумка, кстати…

К. ЛАРИНА: Да? Потому что она… настолько вот здесь все сопряжено, все вместе, в ней ощущается даже музыка, вот она прям слышится, когда открываешь эту книгу, она вот не молчащая. Это не просто сувенир…

А. АГЕЙКИН: … с Ольгой Яковлевной работали над книгой, была идея сделать как приложение еще диск с классической музыкой и с чтением стихов…

К. ЛАРИНА: Ну, конечно…

А. АГЕЙКИН: … знаменитыми авторами. Но это удорожало проект, поэтому… мы три года искали средства, чтобы издать эту книгу. Поэтому все…

К. ЛАРИНА: А тираж какой?

А. АГЕЙКИН: 6 000.

К. ЛАРИНА: То есть, это так, совсем немного, да?..

А. ЛЕВИН: На самом деле имеет смысл сказать, что у книжки есть сайт. Вот волонтерский… вообще весь этот проект, по сути дела своей, волонтерский, и сделан совершенно удивительный сайт, на котором эта книга выложена… ну, не вся, не целиком, не полностью, но представить себе… составить представление об этой книге, безусловно, возможно. И адрес этого сайта

antologia.xxc.ru – ну, как Храм Христа Спасителя… если по-русски… в смысле, по-английски, то xxc.ru. ну, либо на главном сайте Храма Христа Спасителя есть огромный баннер там просто вот над сайтом, да, перехода на это издание, и там ее можно полистать, посмотреть, почитать рецензии. Там сотни отзывов, собственно, о книге…

К. ЛАРИНА: А вот еще такой у меня вопрос опять же по поэтической части. А современная поэзия там есть?

А. АГЕЙКИН: Есть.

К. ЛАРИНА: Есть? А кто, скажите?

А. АГЕЙКИН: Аверинцев, Бродский… ну, до Бродского…

К. ЛАРИНА: Вот, Олеся должна была быть там…

О. НИКОЛАЕВА: (смеется)

А. ЛЕВИН: Критерий был такой: все-таки вот уже ушедшие гении. Именно ушедшие и только гении. Ну, вот как-то вот мы так подбирали…

К. ЛАРИНА: В том числе поэты, которые в советскую эпоху писали, творили, да? Уже сказали про Есенина, естественно, есть Пастернак…

А. АГЕЙКИН: Пастернак, Бродский, да…

А. ЛЕВИН: Есть Гиппиус.

К. ЛАРИНА: … умудрялись писать эти… такие стихи в советское время. Ну что… да, Олесь, пожалуйста.

О. НИКОЛАЕВА: А можно вот я только скажу несколько слов…

К. ЛАРИНА: Давайте, давайте.

О. НИКОЛАЕВА: … вот почему такое издание. Мне вообще кажется это издание вообще символическим, потому что это такая замечательная культурная акция Церкви, это издано Храмом Христа Спасителя. Вот русская классика. И надо сказать, что у меня большая библиотека поэтическая, я все это могу прочитать в каких-то… в разных совершенно изданиях, в том числе напечатанных на какой-то там бедной бумаге. Там своя есть, может быть, такая эстетская прелесть тоже, читать на этом. Но тут это символическое какое-то явление, потому что это вот Церковь вот такую красоту, вот так она оценила вот эти культурные деяния. Вот так это нужно подавать, да? Потому что это воистину такие сокровища, и человек, который с детства приобщился к ним, запомнил их вот, он уже, может быть, не пропадет.

К. ЛАРИНА: Как охранная грамота.

О. НИКОЛАЕВА: Потому что, да, он уже… у него будет какая-то защита от пошлости этого мира.

К. ЛАРИНА: Давайте сейчас остановимся на новости, потом продолжим, вопросы вам зададим. И я все-таки надеюсь, что прочтем что-нибудь из этого сборника. Вот Олеся прочитала, пусть и Левин прочтет обязательно что-нибудь.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Продолжаем «Книжное казино». Напомню, что сегодня мы представляем «Антологию русской поэзии: Круг лета Господня». Храм Христа Спасителя эту книжку, этот четырехтомник издал, и там же, кстати, эту книгу можно купить. Я напомню, что в нашей студии Олеся Николаева, поэт, кураторы проекта Аркадий Левин и Александр Агейкин, протодьякон Храма Христа Спасителя. Давайте мы сейчас вопросы зададим. Аркадий, давайте это сделаем, чтобы народ подумал, и минут через десять по телефону прямого эфира будете отвечать на вопросы. Пожалуйста.

А. АГЕЙКИН: Всем известна картина Ильи Репина «Пушкин на публичном экзамене в Царскосельском лицее» и произведения трех российских знаменитостей, изображенных на этом полотне, вошли в представляемую Антологию. Это, конечно, Гавриил Державин, Александр Сергеевич Пушкин и человек, сидящий рядом с Державиным, человек, который для Пушкина во все годы его жизни оставался непререкаемым авторитетом, как и для всего русского общества 19-го века. Кто этот человек, после смерти которого Иван Аксаков написал: «Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию, не оскудевая, не померкая»?

К. ЛАРИНА: Это первый вопрос. Теперь следующий.

А. ЛЕВИН: Второй вопрос: как один из родоначальников романтизма в русской литературе определял взаимоотношения поэзии и религии?

К. ЛАРИНА: Надо назвать родоначальника и, собственно, процитировать, да?..

А. ЛЕВИН: Да, ну… да, желательно, безусловно. Третий вопрос. Чье имя связывает три понятия: «громокипящий кубок», «далматинский Ядран» и «Рождество»? Четвертый вопрос: кто из русских поэтов написал стихотворение про снежную бурю, песни кота и мальчика? И последний вопрос: кто из наших соотечественников лауреатов Нобелевской премии в области литературы написал наибольшее количество стихотворений о Рождестве?

К. ЛАРИНА: Ну что же, думайте, дорогие друзья, минут через десять по телефону прямого эфира 363-36-59 будем ждать ваших ответов. Ну, а теперь главный вопрос, который задают наши слушатели здесь на смс: где купить?

А. ЛЕВИН: Ну, как мы говорили уже, у книжки сделан сайт совершенно замечательный, на котором есть отдел заказов…

К. ЛАРИНА: То есть, можно заказать из любой точки мира.

А. ЛЕВИН: Вообще из любой точки мира: и в Москве, и где угодно абсолютно. И это наиболее доступный способ на самом деле приобретения. Ну, наиболее доступный способ – это приехать…

А. АГЕЙКИН: Для тех, кто живет в Москве…

А. ЛЕВИН: … можно приехать на Кропоткинскую и с утра до вечера и в верхнем, и в нижнем Храме в книжной лавке можно приобрести за пожертвование эту книжку.

К. ЛАРИНА: Так что, дорогие друзья, если хотите это приобрести, обращайтесь. На самом деле уникальное совершенно издание. Давайте мы прочитаем стихи – так хочется…

А. АГЕЙКИН: Хорошо.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста.

А. ЛЕВИН: Знаете, вот я прочту, если позволите, стихотворение Бунина. Это из зимнего тома…

К. ЛАРИНА: Я вспомнила, где я видела…

А. ЛЕВИН: Что?

К. ЛАРИНА: В «Иванове».

А. ЛЕВИН: Что в «Иванове»?

К. ЛАРИНА: В «Иванове», да, точно! (смеется) Измучилась, голову себе сломала. У доктора Львова играла… играет, надеюсь. Играете сейчас?

А. ЛЕВИН: Играем, играем, да, да…

К. ЛАРИНА: Извините.

(смех)

А. ЛЕВИН: Итак, Иван Бунин.



Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.



Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб —

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.



Вот снова след размеренный и редкий,

И вдруг — прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон — и ветки,

Обитые рогами на бегу…



О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!



К. ЛАРИНА: Спасибо.

А. ЛЕВИН: Очень люблю эти стихи.

К. ЛАРИНА: Олесь, а вы?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, тогда вы… давайте уж я тогда тоже прочитаю.

К. ЛАРИНА: Давайте я пока прочту. Можно я пока прочту, а вы пока найдете?

О. НИКОЛАЕВА: Зимнее обязательно читать?..

К. ЛАРИНА: Да что хотите. Я вот «Лето» открыла и прям сразу наткнулась на потрясающие стихи…

О. НИКОЛАЕВА: Я буду тогда «Осень»…

К. ЛАРИНА: Давайте, давайте. Так, внимание, читаю.



Не мои ли страсти Поднимают бурю? С бурями бороться Не в моей ли власти?... Пронеслася буря — И дождем и градом Пролилася туча Над зеленым садом. Боже, на листочках Облетевшей розы Как алмазы блещут Не мои ли слезы? Или у природы, Как у сердца в жизни, Есть своя улыбка И свои невзгоды?





Это Яков Полонский, совершенно поразительное стихотворение. Вообще здесь вы очень много нового узнаете. Вот мы начали со школьной программы, говорили про том, что там уже совершенно все забыли, в головах у детей полная каша. Тютчев у нас там представлен двумя-тремя стихотворениями в школьной программе. А даже вот у вас вот в вашей «Антологии» поразительные есть стихи, которые давным-давно никто вообще не читал. Пожалуйста, кто там у нас… чего нашли? Олесь, нашли что-нибудь для себя?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, сейчас…

К. ЛАРИНА: Олеся все наизусть знает.

О. НИКОЛАЕВА: Глаза просто разбегаются, разбегаются, разбегаются…

К. ЛАРИНА: Да-да-да.

О. НИКОЛАЕВА: О! Мандельштам!

К. ЛАРИНА: Давайте, давайте.

О. НИКОЛАЕВА: Мандельштам, конечно, конечно.



В спокойных пригородах снег

Сгребают дворники лопатами.

И с мужиками бородатыми

Иду, прохожий человек.



Мелькают женщины в платках,

И тявкают дворняжки шалые,

И самоваров розы алые

Горят в трактирах и домах.



А. АГЕЙКИН: А какая иллюстрация к этому стихотворению!

О. НИКОЛАЕВА: Чудесная!

К. ЛАРИНА: Так, теперь про иллюстрации. Тоже хочу понять, как все-таки это все… это вы все придумывали? У вас ассоциации рождались? Это же надо сколько знать всего…

А. ЛЕВИН: Ну, есть театральная библиотека, где есть знакомые девушки, которые пускали ночью оставаться в библиотеке…

К. ЛАРИНА: Долго, долго искали?..

А. АГЕЙКИН: В основном по ночам работали сутками…

К. ЛАРИНА: Аркадий, долго эти совпадения искали? Сколько времени?

А. ЛЕВИН: Ну, как-то так… На самом деле, все, что получается, оно все свыше, и к нам имеет отношение только постольку-поскольку, мы сидим и трудимся. А чего нам приходит – то приходит. Я к вот этому так отношусь…

А. АГЕЙКИН: И замечательно, что есть у людей доброе сердце. Эти иллюстрации были предоставлены для этого издания издательством «Белый город» совершенно безвозмездно.

А. ЛЕВИН: На самом деле абсолютно уникальные и земной им поклон, спасибо огромное. Хотя они не верили в то, что это может быть.

(смех)

К. ЛАРИНА: А споров не было творческих вот вокруг иллюстраций?

А. ЛЕВИН: Да нет, особых не было. Ну, то есть были, но такие, конструктивные, рабочие и так далее.

О. НИКОЛАЕВА: А, наверно, потому что коллектив был маленький, да? Если был бы большой…

А. ЛЕВИН: Да, наверное…

О. НИКОЛАЕВА: Каждый отвечал за свое направление.

К. ЛАРИНА: И сколько времени вы это делали, сколько шла работа над книгами? Сколько по времени?

А. ЛЕВИН: Ну, собственно, подбиралось это в течение, наверно, лет трех, наверное, собиралось. Надо сказать, что здесь было действительно раза в три, наверно, больше. Но это было бы вообще… то есть, вот первые экземпляры, которые мы отнесли Валентину Семеновичу Непомнящему и вот отцу Александру на прочтение и на какое-то осмысление всего этого дела – это весило, там, килограмм 25-30, наверное, каждый мешок.

А. АГЕЙКИН: И Ольга Яковлевна уже не набирала это, потому что девочки-ученицы набирали все эти тексты совершенно безвозмездно тоже и помогали привозить все это, вычитывать, смотреть, отбирать. Была, кстати, очень радостная работа над этой книгой, и даже никаких не было ни конфликтов, ни ссор – ничего. Просто вот любящие друг друга люди, любящие поэзию, любящие русское искусство, и все это рождалось…

К. ЛАРИНА: Так надо продолжить тогда, раз все так хорошо, раз так все совпали…

А. АГЕЙКИН: Но, к сожалению, Ольги Яковлевны нет уже…

К. ЛАРИНА: Но вы-то есть…

А. АГЕЙКИН: … но остались ее предложения, остались ее планы, да…

А. ЛЕВИН: Вот одна книжка тоже уже…

К. ЛАРИНА: Скажите, скажите, можно же сказать, почему. Нельзя говорить, боитесь?

А. АГЕЙКИН: Нет, мы не боимся…

К. ЛАРИНА: Ну.

А. АГЕЙКИН: Тоже уникальные такие антологии, сборники. Вот сейчас практически материал готов, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. Тоже от первого «Жития» и до современных произведений, связанных с преподобным Сергием. И тоже есть уникальные вещи, которые, например, уже больше ста лет не издавались совершенно.

А. ЛЕВИН: Давайте я прочту…

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. ЛЕВИН: … стихотворение Иосифа Бродского «Рождество 1963 года».

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. ЛЕВИН:

Спаситель родился

в лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры.

Буран бушевал и выматывал душу

из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

смотрела, как трех караванов дороги

сходились в пещеру Христа, как лучи.



К. ЛАРИНА: Красота. Олесь, а вы свое прочтете что-нибудь? Вас тут нету, к сожалению.

О. НИКОЛАЕВА: (смеется) Так у меня нету, я свои-то не взяла.

К. ЛАРИНА: Вы Пушкина наизусть помните, а себя – нет.

О. НИКОЛАЕВА: Ну ладно, я маленькое прочту…

К. ЛАРИНА: Давайте!

О. НИКОЛАЕВА: … какое я знаю наизусть. Просто оно очень простое, незамысловатое…

К. ЛАРИНА: Давайте.

О. НИКОЛАЕВА: Да?



Мальчик, усни… Это комната детская. Это не ты — искушенный и опытный: рядом облезлая кукла немецкая — слушатель и утешитель безропотный.

Не для того ль ты, дурной, заблудившийся, рыскал и плакал ночами ненастными, чтобы проснуться от жизни приснившейся в утренней комнате с окнами ясными?..



К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Я думаю, что надо будет нам отдельно подумать, отец Александр, о книге с участием современных поэтов, ныне живущих. Их, кстати, не так много.

А. АГЕЙКИН: Можно как продолжение «Антологии» сделать…

К. ЛАРИНА: Настоящих мало…

А. АГЕЙКИН: То, что поэт не вошел в книгу – это говорит о том, что он еще, слава Богу, жив и здрав. Поэтому можно сделать продолжение…

О. НИКОЛАЕВА: Вы знаете, я хочу все-таки вступиться за моих товарищей, друзей. И я считаю, что можно сейчас собрать потрясающую антологию современной поэзии…

К. ЛАРИНА: Есть, да?

О. НИКОЛАЕВА: Да. И которая будет, извините, на уровне вполне антологии какой-нибудь Серебряного века.

К. ЛАРИНА: Ну кого бы вы назвали?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, я бы безусловно бы… вот например, у… не знаю… там, у Ивана Жданова есть просто гениальное стихотворение, называется «Сестра», да? Вот это стихотворение, ну, просто оно вот по вершинам русской поэзии 20-го века. Ну, и 21-го теперь уже, да? Это я просто совсем недавно об этом думала, что в принципе это возможно. И это можно найти и у Гандлевского прекрасные стихи, и у… ну, Олега Чухонцева, и у Александра Кушнера. Нет, это все, все, все это набирается…

К. ЛАРИНА: Есть поэзия, да?

О. НИКОЛАЕВА: Можно. У Тимура Кибирова есть сейчас… недавно у него вышла книжка «Греко— и римско-кафолические песенки и потешки». И там есть такие стихи, совершенно не похожие на его… на его предыдущий период. Вот. И вообще поэт такой… с каким-то своим поэтически путем, когда он как бы уходил от наработанных приемов совершенно в неожиданную сторону. И вот последняя его книжка была совершенно…

К. ЛАРИНА: Просто проект родился сейчас на передаче, отец Александр. Надо же как-то противостоять этому миру… (смеется)

О. НИКОЛАЕВА: Я просто… может быть, я кого-то не назвала… можно, да, конечно. И есть такие стихи прекрасные у Юрия Кублановского, и у Светланы Кековой, и у Инны Лиснянской. То есть, это можно набрать замечательную вот такую сокровищницу. Вот. Это будет просто уникальное, может быть, издание. Вот я, к сожалению, не очень хорошо… вот не умею вот этим… я плохо с компьютером работаю…

К. ЛАРИНА: А вот у нас тут есть человек специальный…

А. ЛЕВИН: Я тоже…

К. ЛАРИНА: Нет? Все вручную? (смеется)

О. НИКОЛАЕВА: Такая идея у меня вот недавно совсем родилась, что это возможно, это, может быть, было бы полезно, чтобы отделить злаки от плевел, потому что очень сейчас критерии очень размыты, что же такое поэзия…

К. ЛАРИНА: Это правда, это правда…

А. ЛЕВИН: Если позволите, я…

К. ЛАРИНА: Да.

А. ЛЕВИН: Ну, во-первых, согласен с тем, что говорит Олеся, безусловно. Но вот хотел вернуться к нашей «Антологии». Знаете вот, что мне в голову пришло? Что… здесь же на каждый день можно найти стихи, вот которые посвящены конкретному празднику, конкретному дню…

А. АГЕЙКИН: Ну, не каждый день…

А. ЛЕВИН: Не каждый, да…

А. АГЕЙКИН: Знаменательные…

А. ЛЕВИН: Знаменательные и значимые какие-то, да. На все собрана вот совершенно уникальная поэзия. И вот я подумал, что сегодня 2 января – а что у нас на 2 января?

К. ЛАРИНА: Так.

А. ЛЕВИН: Открываю…

К. ЛАРИНА: А здесь просто календарь можно сделать…

А. АГЕЙКИН: Месяцеслов…

А. ЛЕВИН: Ну да, так и есть. И вот 2 января Сергей Бехтеев, «Святому» (памяти Иоанна Кронштадского…

К. ЛАРИНА: Сегодня.

А. ЛЕВИН: День памяти Иоанна Кронштадтского.

А. АГЕЙКИН: Который был почитаем очень в конце 19-го – начале 20-го века, был покровитель действительно многих известных людей. И известных, и неизвестных, и бездомных. Поэтому это особая…

А. ЛЕВИН: … здесь вот есть краткая такая статья о нем. Ну, сейчас, может быть, не время ее читать, а прочту стихотворение.

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. ЛЕВИН:

Молитвенник русской земли, Хоть ты от нас ныне вдали, Но молим мы слезно тебя: Спаси нас, отцовски любя.



Скорбящих в изгнаньи людей Надеждой и верой согрей, Покой им душевный верни В жестокие, лютые дни.



Горячею силой молитв Спаси от чудовищных битв И скрой от безбожных врагов В кровавое время Голгоф.



К. ЛАРИНА: Ну что, давайте мы уже будем принимать ответы наших слушателей. Только, Насть, у меня тут у телефона нет этих колокольчиков, тогда у себя включай, ладно, да?

О. НИКОЛАЕВА: А можно мне только одну сказать важную вещь?..

К. ЛАРИНА: Давайте.

О. НИКОЛАЕВА: Отметить, что, помимо того, что здесь собраны стихи русских поэтов, здесь же есть стихи, которые написаны русскими святыми: Амвросием и Варсонофием… преподобным Амвросием и преподобным Варсонофием Оптинскими, святителем Филаретом Московским. Ну, и замечательным, конечно, святителем Иоанном Шаховским в Сан-Франциско. Вот. Это, конечно, потрясающе, что, оказывается, вот святые наши, они тоже писали стихи, причем довольно такие традиционные, силлабические…

К. ЛАРИНА: Ну как они вообще, способны конкурировать с профессиональными поэтами?

О. НИКОЛАЕВА: Очень хорошо…

К. ЛАРИНА: Да?

А. ЛЕВИН: Вы же знаете, конечно, переписку Филарета и Пушкина…

К. ЛАРИНА: Ну да

А. ЛЕВИН: Ну как, способен конкурировать?

К. ЛАРИНА: Еще как!

(смех)

К. ЛАРИНА: Ну давайте, а то у нас времени совсем мало остается. Поехали. Наш телефон 363-36-59. Пока вопросы повторять не будем. Если что-то напомнить, то чуть позже напомним. Поехали.

СЛУШАТЕЛЬ1: Алло?

К. ЛАРИНА: Але-але.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Ничего не слышим.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте, с наступившим Новым Годом.

К. ЛАРИНА: Да, спасибо. Так.

СЛУШАТЕЛЬ1: И Рождеством наступающим.

К. ЛАРИНА: Спасибо, спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ1: Я хочу на пятый вопрос ответить.

К. ЛАРИНА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ1: Можно?

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ1: Бунин.

К. ЛАРИНА: О чем спрашивали? Какой пятый вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ1: Нобелевский лауреат, который написал…

К. ЛАРИНА: Больше всего о Рождестве. К сожалению, нет, не попали.

СЛУШАТЕЛЬ1: А, извините…

К. ЛАРИНА: Давайте еще пробовать. Пожалуйста, следующий звонок. Але-але-але, кто говорит? Але?

СЛУШАТЕЛЬ2: Алло.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ2: Так, значит, митрополит Филарет – это Аксаков написал.

К. ЛАРИНА: Это первый вопрос, самый сложный, да? На картине Репина.

А. АГЕЙКИН: Да, это митрополит Филарет, он изображен еще архимандритом, потому что в 1815-м году он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, приглашался на экзамены в Царскосельский лицей.

К. ЛАРИНА: Отлично. Спасибо большое, ответили правильно, и мы вас записали в победители. Следующий звонок. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ3: Але, добрый день.

К. ЛАРИНА: Да. Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ3: С Новым Годом вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо, и вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ3: Я хочу ответить на вопрос про Ядран, Рождество и кубок.

К. ЛАРИНА: Так.

СЛУШАТЕЛЬ3: Игорь Северянин.

К. ЛАРИНА: Игорь Северянин! Верно. И вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ3: Меня зовут Марина.

К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Марина, ответ верный, вы тоже записаны. Следующий звонок, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але? Говорите пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬ4: Але, добрый день.

К. ЛАРИНА: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ4: С Новым Годом вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо, вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ4: Больше всех рождественских стихов написал Иосиф Бродский.

К. ЛАРИНА: И это правильный ответ. И вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ4: Спасибо.

К. ЛАРИНА: Вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ4: Людмила.

К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Людмила. Все, ответили, записали. Следующий звонок, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ4: Але?

К. ЛАРИНА: Да-да.

СЛУШАТЕЛЬ4: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ4: Я хочу ответить на два вопроса…

К. ЛАРИНА: А только на один можно.

СЛУШАТЕЛЬ4: Только на один?

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ4: По поводу… (неразборчиво)

К. ЛАРИНА: Уже ответили, на этот вопрос уже ответили.

СЛУШАТЕЛЬ4: Тогда по поводу того, кто сидел рядом…

К. ЛАРИНА: Тоже ответили. Увы, к сожалению, вам не повезло. А у нас там сколько осталось еще?

А. ЛЕВИН: Один остался, один вопрос…

К. ЛАРИНА: Один! Про что?

А. ЛЕВИН: Кто из русских поэтов написал стихотворение про снежную бурю, песни кота и мальчика?

К. ЛАРИНА: Давайте попробуем. Пожалуйста, 363-36-59.

А. ЛЕВИН: Нет, еще один…

К. ЛАРИНА: Еще один.

А. ЛЕВИН: Кто из родоначальников романтизма в русской литературе… как один из родоначальников романтизма в русской литературе определял взаимоотношения поэзии и религии?

К. ЛАРИНА: Ну давайте. Кто там у нас готов? Есть у нас звонок?

СЛУШАТЕЛЬ5: Алло?

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ5: Алло, здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Здраствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ5:

Кот поёт, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре,

За окном играет буря.



Афанасий Фет.



А. ЛЕВИН: Замечательно.

СЛУШАТЕЛЬ5: Меня зовут Наталья, я живу в Москве.

К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Наталья, все для вас, вы абсолютно точно ответили на этот вопрос. Ну, давайте еще. Але, здравствуйте, говорите пожалуйста. Але?

СЛУШАТЕЛЬ6: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ6: С праздниками вас!..

К. ЛАРИНА: Спасибо, вас тоже

СЛУШАТЕЛЬ6: … с наступившими и будущими. Это Жуковский. «Есть Бог в святых мечтах земли» – он так определял поэзию и религию.

К. ЛАРИНА: Браво!

А. ЛЕВИН: Ну да, браво. Это действительно Жуковский, но имелась в виду другая несколько цитата.

К. ЛАРИНА: Все, записали.

О. НИКОЛАЕВА: Но это очень все равно хорошо, это в точку, в точку тоже.

К. ЛАРИНА: Слушайте, но вы поняли, что это одни женщины звонили, а?

О. НИКОЛАЕВА: Гениальные женщины.

К. ЛАРИНА: Вот это поразительно. Вот все-таки поэзия – это женское дело.

А. ЛЕВИН: Нет, не скажите. Это не так. Не согласен.

К. ЛАРИНА: В театр ходят одни женщины, стихи читают одни женщины…

А. ЛЕВИН: Нет, не согласен.

А. АГЕЙКИН: Это, может, сегодня.

А. ЛЕВИН: В театр женщины ходят не одни.

К. ЛАРИНА: Они тащят за собой несчастных мужчин.

(смех)

К. ЛАРИНА: Которые упираются.

А. ЛЕВИН: Вы знаете, вот на самом деле вот так как-то так случилось, при том, что действительно книга получила беспрецедентные награды в этом году… беспрецедентное количество наград. Мы получили и вот премию Святых Кирилла и Мефодия за выдающийся вклад в развитие славянской культуры, «Книгу года 2010», «Искусство книги» — представляли, собственно, Россию на этом конкурсе. Но про книгу очень мало кто знает, и вот как-то мы…

К. ЛАРИНА: Ну вот, теперь знают все.

А. ЛЕВИН: Надеюсь, что да. Но вот не поленитесь, дорогие, зайдите на сайт. Очень просто: набираете в любой поисковой системе «Круг лета Господня», и вот первая строчка – это обязательно будет сайт книги, и можно побродить, посмотреть…

К. ЛАРИНА: Мы, кстати, адрес поместим. У нас будет расшифровка нашей сегодняшней передачи, текст, стенограмма, и мы там поместим адрес, ссылку на ваш сайт обязательно. Спасибо большое, мы должны уже заканчивать нашу программу. Напомню, что уникальный проект мы сегодня представляли, «Круг лета Господня». Я думаю, что многие слушатели заинтересовались этими книжками, обязательно их найдут, если не в Интернете, то придут в Храм Христа Спасителя и там посмотрят или купят.

А. ЛЕВИН: Ну, они есть в магазинах, но там они…

К. ЛАРИНА: Очень дорогие.

А. ЛЕВИН: Да, да, к сожалению.

К. ЛАРИНА: Олеся Николаева, Аркадий Левин и Александр Агейкин, спасибо вам огромное, с наступающими вас праздниками, и всегда рады вас видеть.

А. ЛЕВИН: Спасибо.

О. НИКОЛАЕВА: Спасибо, и вас с праздниками.

А. АГЕЙКИН: С наступающим Рождеством.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «КОНИ БЕСПРЕДЕЛА» (ГРУППА «АКВАРИУМ»)

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

maks01 03 января 2011 | 00:10

Человек не верующий, более того, убежденный атеист, с большим интересом сразу после прослушивания передачи зашел на сайт и познакомился с изданием.
Великолепно! Поздравляю создателей этой антологии.
Но для кого издана она ценой в 5000 р.? Для детей цапков в надеждем, что они вырастут и станут не такие как их родители?
Конечно это издание дорогое, но если церковь или православная общественность, награждающие друг друга орденами за вклад в клерикализацию России, действительно хотят сделать доброе дело они ДОЛЖНЫ профинансировать издание такого количества книг, что бы они попали в каждую школьную библиотеку России. где пропаганду

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире