'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 14 июня 2009, 13:35

К. ЛАРИНА: 13:15, начинается наше традиционное воскресное «Книжное казино», сегодня оно у нас проходит не в совсем традиционном режиме, поскольку решили мы выйти в буквальном смысле в люди, в народ. И сегодня мы работаем на двух площадках. Здесь, в студии «Эхо Москвы» ведущая программы Ксения Ларина и Майя Пешкова, а совсем недалеко, на Тверской, в торговом доме «Москва», в книжном магазине я вижу счастливую, улыбающуюся Татьяну Устинову и Владимира Роменского, нашего коллегу-корреспондента, Володя, добрый день. Я вас не слышу, к сожалению, только вижу. А вы нас слышите? Если слышите – кивните. Слышат.

Я не очень привыкла общаться, когда меня не слышат, но стоит сказать, что сегодня Татьяна Устинова находится там не только для того, чтобы на «Эхо Москвы» посветиться, но и встретиться со своими читателями и почитателями. Я надеюсь, что их там немало собралось. Таня будет подписывать свои книжки с большой скидкой. Майя, давай скажем, какие книги сегодня Татьяна представляет в розыгрыше.

М. ПЕШКОВА: Сегодня не просто книги, а книги с автографами, несмотря на то, что Татьяна сейчас на Тверской. «Первое правило королевы», «Близкие люди», «Мой генерал», «Развод и девичья фамилия», «Седьмое небо», «Дом, фантом в приданное», «Закон обратного волшебства» и последняя книга, я её вижу впервые – «Весенний детектив. Пять шагов по облакам», в совершенно новом ,красочном оформлении. Вот такие книги получат наши слушатели. А в магазине «Москва» много наименований книг Татьяны Витальевны.

К. ЛАРИНА: К сожалению ,мы сейчас работаем так – мы можем на вас смотреть, про вас рассказывать, а вы можете параллельно общаться со своей аудиторией, поскольку мы её не слышим. Звука нет, есть только прекрасная картинка, я надеюсь, что тот вопрос, который я хотела задать Тане, я успею задать. Пока мы можем совершенно точно задать вопрос нашим слушателям, чтобы они начали отвечать на смс. И 10 наших слушателей получат книги с автографами Татьяны.

М. ПЕШКОВА: Все книги подписаны Татьяной Витальевной. И автограф гласит: «Слушателю «Эхо Москвы» удачи и здоровья».

К. ЛАРИНА: Итак, вопрос. Имя какого известного литературного героя переводится как Геракл и одно из многочисленных произведений о нём называется «Подвиги Геракла». Речь идёт о детективной литературе. Пожалуйста, угадайте имя этого персонажа и пришлите нам на смс +7-985-970-45-45. В ожидании звука, там Таня уже начала подписывать книжки, каждый занимается своим делом – Таня подписывает книжки, Володя Роменский ждёт, когда мы друг друга услышим. Пока могу сказать комплимент Володе, что ему совершенно точно светит карьера киноартиста, поскольку он невероятно красив. Таня, скажи, что красивого мальчика мы тебе прислали? Самого лучшего!

А пока стоит сказать о том, что Татьяна, помимо того, что она пишет книги, она ещё является нашей коллегой, поскольку ведёт программы на питерском канале. И вот то, что я прочитала, Таня мне покивает, если это правда, правда ли, что запускается новый проект «После смерти»? Да. Тогда я про него расскажу. Татьяна Устинова и историк Лев Лурье 19 июня. На следующей неделе открывают на Пятом канале телевизионный проект «После смерти», это еженедельное 44-минутная историческое расследование причин ухода из жизни людей, чьи имена известны всем. Это печальная тема, мне бы очень хотелось, чтобы Таня об этом немного рассказала, если звук появится. Пока нет звука, жалко, потому что тема серьёзная, трагическая и предполагает рассказ о событиях самых тяжёлых.

Люди самые разные называются, начиная с Чайковского, о судьбе которого будет программа 19 числа в 23:10.

М. ПЕШКОВА: А о ком ещё?

К. ЛАРИНА: Виктор Шилов, Андрей Васильев, Вячеслав Попов и многие другие. Наши слушатели начинают писать ответы на вопрос. А народу сколько! Как приятно! Мы сегодня, как дураки, объявляли с утра: «Люди добрые, приходите в магазин «Москва» на Тверской, встреча будет не только с Устиновой, но и с «Эхо Москвы». Мы сейчас решили сделать самый простой ход. По мобильному телефону Таню набрать. Таня, ты здесь?

Т. УСТИНОВА: Здесь. Я радуюсь, я тоже всегда волнуюсь, когда начинается что-то новое, и понятно, что первый блин комом. Это всегда к удаче. Я  считаю, что чем сложнее подготовительный этап, я точно знаю, дальше пойдёт лучше и веселее, это 100% так и есть.

К. ЛАРИНА: У нас с тобой есть связь. Расскажи, какие книги у тебя на столе.

Т. УСТИНОВА: У меня на столе последняя книжка, вышедшая, «Там, где нас нет». Книжный магазин «Москва» сделал такую выставку прекрасную. Я всегда стесняюсь, когда я сижу на фоне своих книг, правда, потому что я не понимаю, что всё это я понаписала, мне кажется, что мне это всё непонятно. Но я люблю очень книжные магазины, я люблю, когда вокруг много фильм. И когда много вокруг читателей. И магазин «Москва» — это такое место, куда люди приходят всегда, несмотря на выходные и то, что все разъехались.

К. ЛАРИНА: Таня, сейчас самое книжное время, потому что отпуск и люди набирают на отдых хорошие книжки. Мне кажется, ничего другого в этом определении «отпускная литература» нет. У людей возникает возможность открыть любимую книжку и прочитать её с начала до конца.

Т. УСТИНОВА: Совершенно верно.

К. ЛАРИНА: По поводу книги «Там, где нас нет», она стала лидером продаж по многочисленным данным, и в «Комсомольской правде» она возглавляет пятёрку лучших книг в период отпуска.

Т. УСТИНОВА: Это хорошо.

К. ЛАРИНА: Но там написана такая вещь. «Если вы ожидали от Устиновой классического детектива, то будете, возможно, разочарованы. Татьяна Витальевна попала в сети мелодрамы». Звучит интригующе.

Т. УСТИНОВА: Это не совсем так, потому что эта книжка, там три повести, первая называется «Там, где нас нет», как назван этот сборничек, вторая – «Третий четверг ноября», и третья – «Тверская осень», где главный герой – книжный магазин. Ты, конечно, не Андрей Белый, и я не могу написать, чтобы главным героем повести или романа стал Петербург, как у Белого, но я старалась написать так, чтобы главным героем был книжный магазин, которому в прошлом году исполнилось 50 лет. Для нашей страны, для наших традиционных неумений сохранять ценности, это очень много – 50 лет, это очень долгий срок.

И мне нравится, что книжные магазины центральные московские как-то продолжают оставаться книжными магазинами долго и давно. Но к чему я это говорю? К тому, что две первые повести не такие детективные, там есть и убийство, и пропажа человека.

К. ЛАРИНА: А любовь?

Т. УСТИНОВА: Любовь обязательно! Ксения, куда же нам с тобой без любви! Третья повесть – это история книжного магазина подлинная, люди, которые здесь работают, мне дали биографию магазинов, в котором много разных историй происходило. Магазин ограбили, причём, абсолютно в полном соответствии с классикой жанра, залезли через пол. В магазин приезжали президенты, шейхи, принцессы. В последней повести классического детективного сюжета, где была бы какая-то кошмарная интрига…

К. ЛАРИНА: А как же убийство в книжном магазине?

Т. УСТИНОВА: Нет, эта повесть больше документальная, чем художественная. Я не могла придумать убийство в книжном магазине, написала всё, как было.

К. ЛАРИНА: А читатели там присутствуют в качестве героев?

Т. УСТИНОВА: А как же! Там чудесный старичок присутствует, которого я видела, Катя Мосина, которая здесь работает, одна из героев этой повести. Главная героиня, которую в повести зовут Марина Леденёва, на самом деле это Марина Каменева, директор магазина, мы все её знаем, сейчас она здесь, с нами, в магазине, в ожидании, когда появится связь.

К. ЛАРИНА: Давай, передай трубочку Кате Мосиной.

Т. УСТИНОВА: Сейчас я дам….

К. ЛАРИНА: Катя Мосина – это директор по общественным связям, по маркетингу.

Е. МОСИНА: Я тебя слышу, Ксюша.

К. ЛАРИНА: Я тебя тоже слышу, ура!

М. ПЕШКОВА: Катя, привет!

К. ЛАРИНА: Катя, расскажи, входит ли Татьяна Устинова в число любимых читателей торгового дома «Москва»?

Е. МОСИНА: Безусловно. Любая новая книга Татьяны, это не потому, что она рядом сидит, всегда входит в рейтинги лучших продаж. И сейчас тоже последняя книга, о которой шла сейчас речь, «Там, где нас нет», она тоже в пятёрке лучших.

К. ЛАРИНА: Таня Вам интересна, как личность почему? С ней легко разговаривать, я знаю. Она зажигает, она любит встречаться с читателями.

Е. МОСИНА: Мне кажется, что Татьяна открыла новый жанр в детективе – очень интеллигентного, не просто иронического детектива, где смыкается и психология, и детективная линия, и прекрасный языке, и юмор. Наш читатель, он как раз читатель таких книг. Если это жанровая литература, он любит, чтобы она была высокого уровня.

К. ЛАРИНА: Какую литературу сегодня выбирает ваш читатель, учитывая такое жаркое отпускное время? Что-нибудь полегче, наверное или что-то серьёзное?

Е. МОСИНА: Самое разное. У нас, например, чтобы мы всё время не крутились внутрижанровой литературы, у нас книга месяца прошлого, май тоже был жарким, была книга Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва».

К. ЛАРИНА: Это что-то трагическое.

Е. МОСИНА: Ну, если говорить о ситуации с русским языком, то это действительно трагическая история. Так вот, этой книги мы продали больше 700 экз. Это значит, что эта проблема волнует очень и очень многих.

К. ЛАРИНА: То есть, не только фикшн, но и нон-фикшн хорош в любое время года.

Е. МОСИНА: Это и такие книги, как Питер Мэйл ,который пишет целую серию романов о Франции, где рассказывается и о литературе, и о традициях, и о культуре французских провинций. Эти книги очень востребованы. Конечно, у нас в рейтинге «Ласточка и сокол» Бориса Акунина. Много новых биографий интересных, как всегда у нас.

М. ПЕШКОВА: А как обстоят дела с детской литературой? Много ребят приходит?

Е. МОСИНА: А у нас есть сейчас дети. Вот только что девочку видела. А вот к нам пришёл Алексей Алексеевич.

К. ЛАРИНА: А на чём он прилетел, на метле?

Е. МОСИНА: Скажи, пожалуйста, ты за какой книжкой к нам пришла?

РЕБЁНОК: Я хочу выбрать книжку, которая мне понравится.

К. ЛАРИНА: А какие ты книжки любишь?

Е. МОСИНА: А ты любишь книжки с картинками?

РЕБЁНОК: Да.

Е. МОСИНА: А какие ты книжки уже читала? Что тебе больше всего понравилось? Какая книжка?

РЕБЁНОК: Мне понравилась книжка про поделки.

Е. МОСИНА: А какие-нибудь сказки ты читаешь?

РЕБЁНОК: Да, некоторые читала. Я уже не помню, какие.

К. ЛАРИНА: Давно было, в детстве. Молодец.

Е. МОСИНА: Не только художественная литература, но и развивающая пользуется спросом.

К. ЛАРИНА: Ребята, я хочу, чтобы вы там всем нашим читателям и слушателям передали большой привет от нас. Мы уходим на Новости, потом возвращаемся.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Пока по телефону.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Продолжаем мы наше «Книжное казино», которое сегодня с трудом продирается сквозь дебри техники, вот Татьяна Устинова, которая находится в книжном магазине «Москва» на Тверской, схватила быстро трубку телефонную, мы сейчас её услышим. Таня, жуткий вопрос я же должна задать, уже все тебя спросили, кроме меня. Догадайся, про что.

Т. УСТИНОВА: Ну… Не могу…

К. ЛАРИНА: Ну как это! Про удивительное преображение! Была такая счастливая, полная, полногрудая и полновсякая женщина! Сейчас кое-что осталось, но большая часть куда-то исчезла. Это что? Тяжёлая доля писателя или это плановое похудение?

Т. УСТИНОВА: Плановое. Я рада бы сейчас сказать, что настигло меня большое чувство на старости лет, но ничего этого сказать я не могу. Всё как было, так и осталось, просто вот так я решила, что теперь я блондинка в душе, помимо всего прочего.

М. ПЕШКОВА: Известно, что Вы девушка консервативная, как же Вы на это решились?

Т. УСТИНОВА: Я действительно консервативная девушка, но я в какой-то определённый момент поняла, что что-то должно поменяться. Несмотря на то, что это банально звучит, но я знаю, что все перемены начинаются с себя. Как только ты меняешься сама, так сразу меняется окружающий мир. И в моём немолодом уже возрасте, как говорил Хоботов, я это просто точно знаю, что если хочешь, чтобы мир изменился, надо что-то в себе поправить. И я поправила.

К. ЛАРИНА: Ну расскажи, как это всё получилось, если это не секрет.

Т. УСТИНОВА: Самый лучший рецепт всех времён и народов дала когда-то Майя Михайловна Плисецкая. Называется он «Сижу не жравши». Что касается подробностей, то физические законы, а я, как физик, знаю это точно, исполняются всегда одинаково. И есть такая закономерность, о которой говорил Пётр Леонидович Капица – чем проще утверждение, тем оно более достоверно. Поэтому всё, на что люди никогда не обращают внимание – не заедать тортом мясо, не есть килограмм картошки, вместе с килограммом…

К. ЛАРИНА: А ты что, раньше этим занималась?

Т. УСТИНОВА: Да! Всегда!

К. ЛАРИНА: То есть, ты любила это дело, да?

Т. УСТИНОВА: Да. Но себя переучить просто, это я точно сейчас знаю. Не сидеть, голодая с тонной салата на тарелке, который совершенно грустно жевать. Если ты хочешь приготовить петуха в красном вине, и съесть его ведро, но без риса и макарон.

К. ЛАРИНА: Лучше выпить его кровь. Зарезать петуха и выпить его крови.

Т. УСТИНОВА: Да, да. Это действует. На меня подействовало.

К. ЛАРИНА: Ну, для этого нужна недюжинная воля и мотивация – главное.

Т. УСТИНОВА: Да. Вот это верно. Недюжинной воли у меня нет, я человек глубоко безвольный, я очень люблю поесть, я очень люблю готовить. Для меня это лучшие моменты жизни, когда можно оставить дела в кабинете и пойти на кухню, и там что-нибудь сварганить необыкновенное.

К. ЛАРИНА: А что ты сделала с вещами, которые стали велики?

Т. УСТИНОВА: Раздала.

К. ЛАРИНА: Толстым подругам.

Т. УСТИНОВА: Да.

К. ЛАРИНА: С пожеланиями счастья.

Т. УСТИНОВА: Нет, это совсем не так. Как сказать… Свободный выбор каждого, личный выбор каждого.

К. ЛАРИНА: А образ мыслей меняется, когда так кардинально меняется внешность?

Т. УСТИНОВА: У меня нет. Я всё такая же.

М. ПЕШКОВА: А желание переделать мир? Не случилось такое с Вами?

К. ЛАРИНА: Так она давно этим занимается.

Т. УСТИНОВА: Совершенно верно. Я как занималась, так и занимаюсь. Сейчас мы вернулись из города Углича, тоже в меру своих сил старались чуть-чуть с Мариной Каменевой переделать его, этот мир, кажется чуть-чуть переделали.

К. ЛАРИНА: Марина далеко?

Т. УСТИНОВА: Нет её, не вижу.

К. ЛАРИНА: Когда подойдёт, мы обязательно с ней свяжемся. А пока я хотела тебя оставить, потому что я без тебя читала печальный рассказ о твоей передаче новой, которая имеет такую трагическую тему – уход из жизни.

Т. УСТИНОВА: Это новый проект Пятого канала Санкт-Петербургского, я очень люблю это питерское телевидение за попытку создать нечто новое на отечественном телевизионном небосклоне. С одной стороны и не канал «Культура», а с другой стороны нельзя сказать, что это было бы нечто вроде какого-то разлюли-малина.

К. ЛАРИНА: Да, это не является развлекательным каналом.

Т. УСТИНОВА: Да, он немножко с уклоном в мужскую аудиторию. И когда Лев Лурье и Матвеева Александра Львовна, продюсер генеральный, предложили сделать передачу детективную, после такого приятного, женского ток-шоу «Жизнь, как жизнь», конечно, я с радостью согласилась, и вообще говоря, это очень любопытно, это вся историческая часть, которая мне не известна, которая составляется очень грамотно.

К. ЛАРИНА: Звук появился! Убирай телефон!

К. ЛАРИНА: Неужели?

К. ЛАРИНА: Выбрасывай его в окно!

Т. УСТИНОВА: Да что вы говорите! Вот счастье-то! И Володя появился, и Алексей!

К. ЛАРИНА: Сразу жизнь вокруг началась.

Т. УСТИНОВА: Я знаю, почему она забурлила, потому что Венедиктов приехал.

К. ЛАРИНА: Долетел на метле.

Т. УСТИНОВА: Кстати, я каждое полнолуние всегда летаю на метле.

К. ЛАРИНА: Вот где причина похудения! По ночам она вылетает из трубы.

Т. УСТИНОВА: Да, на Лысую Гору и там зажигаю.

К. ЛАРИНА: Таня, расскажи дальше, поскольку проект, про который мы говорим, он посвящён трагическим уходам из жизни великих людей. Эта тема опасная, давай вспомним передачу «Чтобы помнили» Леонида Филатова, помнишь, сколько было мистики?

Т. УСТИНОВА: Да. Другое дело, что мы берём абсолютно исторические истории.

К. ЛАРИНА: Это такие журналистские расследования, да?

Т. УСТИНОВА: Да. Но имеющие отношения к прошлому, достаточно отдалённому. Мы сейчас записали историю о гибели царевича Дмитрия. Мы все понимаем, конечно, первый Лев Яковлевич Лурье, что скорее всего эти смерти так и останутся необъяснёнными, и конечно, всё это останется под вопросом. Но мне нравится идея детективная, что есть три версии, каждая версия обсуждается. Я только следователь, я строго спрашиваю у всех окружающих меня экспертов: «Что вы думаете на этот счёт?» Эксперты дают мне пояснения. И в конце мы приходим к какой-то версии, которая кажется нам логичной.

Что меня потрясло, дорогие мои Майечка и Ксюша, это эксперты, которые в этой передаче присутствуют, и которые тоже приезжают на Пятый канал. Я думала, что такие люди все ушли в прошлое. Тем более, нас всё время пугают развалом нашей родины, культуры и цивилизации в целом. И когда приходят на эфир люди, учёные и у них борода на две стороны, и тут у них такие седые волосы, и называется он Всеволод Эмильевич Богданов, доктор наук, профессор, сотрудник военно-исторического архива, специалист по Крымской войне. И когда я Всеволоду Эмильевичу задаю вопрос, каково же было сражение, приведшее к фатальным последствиям под Евпаторией.

У меня, как у человека, как писал Булгаков, девственного, т.е. плохо образованного, у меня сражение упомянуто в сценарии. И мне Всеволод Эмильевич говорит: «Голубчик мой! Какое же там было сражение! Не было там никакого сражения! Это даже нельзя назвать операцией. Там была просто вылазка нескольких казаков и частей регулярной русской армии». И для меня это всё открытие мира. Не только как детективное расследование, мне это важно, но мне это ещё очень важно, и как образовательный проект. И мне хочется, чтобы он сложился.

К. ЛАРИНА: Я напомню, 19 июня стартует эта программа на Пятом канале про Чайковского первая. Давайте оглянемся вокруг, там добрые люди собрались вокруг тебя?

Т. УСТИНОВА: Вокруг меня много добрых, прекрасных людей.

В. РОМЕНСКИЙ: Я хотел предложить, в книжном магазине «Москва» много людей, уже много автографов было роздано. И если у кого-то, я просто хотел предложить, из посетителей магазина есть к Татьяне Устиновой вопрос, можно подойти к стойке микрофона, но пока все смущаются.

К. ЛАРИНА: Давайте, не смущайтесь, потому что вы прозвучите не только в магазине «Москва», а практически на всю многомиллионную аудиторию радиостанции «Эхо Москвы». Можно даже передать привет в Америку. Нам сегодня много звонков из Америки поступало.

В. РОМЕНСКИЙ: Подходила женщина, просила автографа из Лос-Анджелеса. Что я заметил, Татьяну Устинову все очень благодарят.

Т. УСТИНОВА: Вы смущаете меня, Владимир.

В. РОМЕНСКИЙ: Я что вижу, то и пою.

К. ЛАРИНА: Володя, расскажи про людей, которые там сегодня «пасутся».

В. РОМЕНСКИЙ: Сейчас будет вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, скоро 1 сентября. Какие предметы, в какой части школьной программы Вы, как опытная мама, считали бы необходимым изменить?

Т. УСТИНОВА: Вы знаете, я не знаю, я первым номером отменила бы ЕГЭ. Нет, я понимаю, что все за…

К. ЛАРИНА: Не все, не все.

Т. УСТИНОВА: Но я не верю в этом вопросе именно Министру образования. Я бы поменяла школьный литературный курс однозначно совершенно. Потому что мне кажется, что со времён царя Гороха, с тех пор, когда училась я, школьный литературный курс оставлен таким образом, чтобы максимально отвратить людей от чтения.

В. РОМЕНСКИЙ: А какая книжка должна быть?

Т. УСТИНОВА: Должен быть обязательно Каверин «Два капитана», обязательно курс иностранной литературы. Начиная от Марка Твена и заканчивая Голсуорси, просто потому, что его проще читать, чем, допустим, Обломова. Я бы Обломова поменяла из школьного курса на «Обрыв». Иван Гончаров – гениальный русский писатель, незаслуженно обойдённый.

М. ПЕШКОВА: Ваш любимый писатель.

Т. УСТИНОВА: Мой любимый писатель. Для чего проходить историю человека, который находится в кризисе среднего возраста, 15-летним юношей и девушкам, я не знаю.

К. ЛАРИНА: Там, кстати, очень много произведений, которые даются либо слишком рано или поздно.

Т. УСТИНОВА: «Обрыв» — это потрясающий роман! Я бы даже сказала, глубоко эротический, если можно так говорить о классике русской литературы. А кто не поленится – перечитайте. Я бы поменяла пьесу Островского «Гроза». Мне кажется, он был в очень плохом настроении, когда её писал. Единственная настолько плохая пьеса Островского, и единственная, которую проходят в школе. Ребята! Эти проливаемые невидимые миру слёзы за заборами всё теми же девочками и мальчиками, у которых любовь-морковь, почитайте вы «Горячее сердце», про Парашу и про её жениха Ивана, который хотел от неё в солдаты сбежать. А вышла она замуж за Гаврилу, который был не такой красавец и на баяне не играл, но зато был надёжный и честный.

К. ЛАРИНА: Татьяна, а из советской литературы что бы ты оставила, кроме Каверина?

Т. УСТИНОВА: Гайдара бы оставила, потому что «Судьба барабанщика», для ранней школьной программы, это абсолютный детектив. «Голубая чашка» — это прекрасная семейная история, совершенно потрясающая. Гайдар – прекрасный писатель. И такие непонятные современным детям вещи, вроде РВС и захват советской власти, можно, конечно, и не читать. Но знакомить детей с этим писателем нужно обязательно.

К. ЛАРИНА: Тот, кто ответит из тех, кто рядом стоит, что такое РВС – тот получит книгу.

Т. УСТИНОВА: Вот идёт читатель.

ЧИТАТЕЛЬ: Реввоенсовет.

К. ЛАРИНА: Читателю сколько лет?

ЧИТАТЕЛЬ: Таненков Андрей.

Т. УСТИНОВА: Он молод.

К. ЛАРИНА: Но помнит, что такое РВС.

Т. УСТИНОВА: Да, реввоенсовет.

ЧИТАТЕЛЬ: А Достоевского Вы бы оставили в школьной программе?

Т. УСТИНОВА: Нет.

ЧИТАТЕЛЬ: Там такая безысходность.

Т. УСТИНОВА: Очень хороший писатель, гениальный совершенно. Очень, с моей точки зрения, трудный для детей. Особенно для детей современных, потому что если общество сыто, счастливо, благополучно, жуёт всё время жвачку некую, я не знаю, как может быть в каких-то давно устойчиво богатых странах, вроде Швеции или США, им нужно что-то, чтобы взрывало всю эту тягомотную благополучность. У наших детей всё не так. Не нужно их взрывать, у них и так всё внутри у кого обуглено, у кого перекорёжено.

К. ЛАРИНА: Ты предлагаешь только позитивную литературу изучать в школе?

Т. УСТИНОВА: Нет. Тот же «Обрыв» кончается весьма своеобразно.

К. ЛАРИНА: А «Война и мир»?

Т. УСТИНОВА: Надо читать, конечно.

К. ЛАРИНА: А чем она проще, чем Достоевский, чем «Преступление и наказание»?

Т. УСТИНОВА: Во-первых, это такие милые сердцу картинки русского быта. Что такое «Война и мир»? Чего решительно нет у Достоевского. Ребёнок это должен узнать, он должен узнать страну, в которой он жил. Как ехали на бал, как подшивали платье, «маменька, я сейчас живо заметаю», все же это помнят.

В. РОМЕНСКИЙ: Так Достоевский прекрасно описывает Петербург, каким он действительно являлся.

Т. УСТИНОВА: Я не говорю сейчас о лакировке действительности, Владимир. Не нужно…

К. ЛАРИНА: Ты говоришь о том, что это такая литература депрессивная, она очень тяжело воспринимается детьми, да?

Т. УСТИНОВА: Да. И мне кажется, что в 9 классе, когда её проходят, «Преступление и наказание», рано выяснять вопрос, тварь ли я дрожащая или право имею.

К. ЛАРИНА: Таня, можно найти тогда компромисс. У Достоевского есть много литературы, достаточно простой и весёлой, даже сатирической.

Т. УСТИНОВА: Да! Ребята! У него есть прекрасный роман «Подросток», за который его очень ругала Анна Андреевна Ахматова, утверждая, что большой русский роман не может быть основан на письме, зашитом в подкладку. Вот «Подростка» прекрасно можно читать.

К. ЛАРИНА: А Татьяну Устинову надо в школьную программу включить?

Т. УСТИНОВА: Да конечно нет! Татьяну Устинову на пляж и в метро.

К. ЛАРИНА: А ты сама как подбираешь отпускную литературу?

Т. УСТИНОВА: Точно так же, как и все. Что-нибудь для души, много-много для развлекухи, и что-нибудь для ума. Это сестрица мне подбирает, и много-много детективов.

В. РОМЕНСКИЙ: Я хотел бы сказать, здесь не только раздаются автографы, задаются вопросы, но и строятся планы на дальнейшее творчество Татьяны Устиновой. При мне подходила дама, она попросила автограф, и сказала: «Хотелось бы что-нибудь дачное».

Т. УСТИНОВА: Напишите дачный роман. Я говорю: «Юля, я напишу. Я Вам обещаю! И знайте, что я это написала для Вас, когда я напишу». Правда, дачная тема чудесная.

К. ЛАРИНА: Можно заказы вообще предъявлять? Заказывайте, товарищи!

М. ПЕШКОВА: Тогда можно заказ? Я до сих пор не понимаю, почему писатель Татьяна Устинова, которая так любит готовить…

К. ЛАРИНА: Кулинарную книгу! Кулинарную книгу!

Т. УСТИНОВА: Нет, девочки, не будет вам кулинарной книги.

К. ЛАРИНА: Для чего худел человек!

Т. УСТИНОВА: Нет, я не могу собирать рецепты, советы по вязанию крючком, кулинарная книга «200 способов соблазнить мужчину», это не ко мне. Это я не могу писать, и писать никогда не буду. Про дачи мы начали говорить. Приехал Юра Рост, и оказалось, что он когда-то жил в Кратово, где у нас дача, пока не произошла смычка города и деревни. Дачная тема всем нравится, близка, понятна и мила. А уж какие там страсти разгораются во всех этих малаховках и барвихах, это можно с ума сойти.

К. ЛАРИНА: Сегодня люди пришли в магазин, они пришли конкретно к Татьяне Устиновой, мимо проходили или по радио услышали объявление?

В. РОМЕНСКИЙ: Вы подойдите, скажите, пожалуйста, Вы специально… По-моему, пришли специально к Татьяне Устиновой. Они немножко все стесняются.

К. ЛАРИНА: Какая интеллигентная группа читателей у Татьяны Устиновой.

В. РОМЕНСКИЙ: Вообще, её лекция про литературу, она жгла просто глаголом сердца людей, потому что все стояли, соглашаясь кивали, и про ЕГЭ, и про школьную программу. Есть читатель у нас, он хочет сказать.

ЧИТАТЕЛЬ: Трищенко Эдуард Александрович. Раз заговорили о дачах, то я услышал рекламу на даче, всё бросил и приехал сюда.

К. ЛАРИНА: Потрясающе!

В. РОМЕНСКИЙ: Вы можете задать специально вопрос.

ЧИТАТЕЛЬ: И вот я задаю вопрос ей. Возможно ли Вам, имея от меня материал и тему по дачам, чтобы Вы создали хорошую книгу?

Т. УСТИНОВА: Вы знаете…

ЧИТАТЕЛЬ: Если это возможно, то я материал весь провезу.

К. ЛАРИНА: Нет, Вы должны задать ещё один вопрос – а сколько это стоит?

ЧИТАТЕЛЬ: Там и любовь, и детектив.

К. ЛАРИНА: Татьяна, сколько берёшь на заказ?

Т. УСТИНОВА: Я не пишу на заказ.

ЧИТАТЕЛЬ: Не на заказ, а чтобы была именно эта книга.

Т. УСТИНОВА: Когда мне рассказывают какие-то интересные истории, бог даст, так бывает, что какая-то попадается мне или судьба, или история интересная, и так или иначе я конечно, это вписывают всегда в романы. Но мне интереснее мой собственный полёт фантазии, ничем не ограниченный. Я фантазирую бурно, и мне это самое главное, писать так, как я придумала.

ЧИТАТЕЛЬ: Я тоже настолько бурно!

Т. УСТИНОВА: А Вы напишите сами.

К. ЛАРИНА: Сейчас у нас настолько индустрия поставлена на широкую ногу, что можно найти группу безымянных писателей. Не обязательно для этого обращаться к Татьяне Устиновой. И заказать литературную обработку своего сюжета. А что касается Татьяны, я знаю, что многие друзья и знакомые дарят ей свои жизненные сюжеты, и Таня их с удовольствием развивает.

Т. УСТИНОВА: И кроме того, герои в книгах не вымышленные.

ЧИТАТЕЛЬ: Так я же тоже хочу подарить.

Т. УСТИНОВА: Мы после эфира об этом поговорим.

ЧИТАТЕЛЬ: А отдельно можно будет поговорить?

Т. УСТИНОВА: Конечно.

К. ЛАРИНА: Таня, у меня к тебе последний вопрос, наверное. Учитывая, что программа, которую ты провела на Пятом канале «Жизнь как жизнь»?

Т. УСТИНОВА: Да.

К. ЛАРИНА: Сколько времени вы её делали?

Т. УСТИНОВА: Два года.

К. ЛАРИНА: Это же какое количество сюжетов и человеческих судеб. Это каким-то образом отразится в  твоей литературе?

Т. УСТИНОВА: А это всегда так или иначе попадает и уже попало в книжки, потому что истории, которые рассказывают, ни один автор так придумать не может, как рассказывает какая-нибудь Галина из какого-то гарнизона, как она любила Василия. И это невозможно так придумать, как она рассказывает. Поэтому так или иначе в книжки попадает всё, что происходит вокруг меня. Поездка в город Мышкин, город Углич, детский дом в этом городе Угличе, а так же какие-то истории.

К. ЛАРИНА: Татьяна, что ты не умеешь делать, но очень любишь?

Т. УСТИНОВА: Я не вожу машину, но очень люблю на ней ездить. Поэтому меня все катают. Это правда. Кто-то куда-то едет, особенно сестра моя. Мне уже тут совершенно наплевать, есть у неё свои дела, нет у неё своих дел, я говорю: «Я с тобой». И дальше уже она меня везёт. И я с ней катаюсь на машине. Меня хлебом не корми, дай на машине покататься, но водить я её не умею, и боюсь я этого всего.

К. ЛАРИНА: Мы должны уже выходить из эфира, у нас пошла последняя минута. Володя, я хочу тебе дать слово, чтобы ты рассказал, что там происходит.

Т. УСТИНОВА: Я вместо Володи взяла слово моментально. У нас много народу.

В. РОМЕНСКИЙ: Люди пришли многие с фотоаппаратами, фотографируются, очередь выстроилась до касс, те, кто ждёт автографа. Причём, вначале было больше женщин, но сейчас, наверное, поровну, как мужчин, так и женщин, выстроились и все жаждут лично пообщаться с Татьяной Устиновой. Кто-то хочет дать ей свой сюжет, кто-то поблагодарить за творчество, кто-то попросить что-то.

К. ЛАРИНА: Вы не бросайте людей, мы сейчас выходим из эфира, а вы немножко с людьми побудьте.

Т. УСТИНОВА: Конечно!

К. ЛАРИНА: Танечка, большое спасибо! У нас сегодня получился немножко нервный эфир, но главное, что мы друг друга видели.

Т. УСТИНОВА: Главное, что у нас появилась связь, потому что прилетел на метле Алексей Венедиктов, который машет мне сейчас рукой. Я его очень люблю!

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Спасибо книжному магазину «Москва», Марину Ниловну, надеюсь, услышим в следующей передаче, Кате Мосиной большое спасибо и всем нашим слушателям и читателям огромный привет от «Книжного казино». Пока!


Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире