К.ЛАРИНА — 13 часов 17 минут. Добрый день, еще раз! Вы слушаете 'Эхо Москвы'. Начинается наша традиционная программа Книжное казино, которое мы ведем вместе с Майей Пешковой. Я с Майей должна поздороваться, если Майя к микрофону дойдет.
М.ПЕШКОВА — Добрый день, здравствуйте!
К.ЛАРИНА — Ну, что, представляем наших гостей? У нас сегодня в студии фонд 'Пушкинская библиотека', заместитель директора фонда — Марина Новикова. Добрый день, Марина!
М.НОВИКОВА — Добрый день!
К.ЛАРИНА — А также авторы: Павел Санаев — здравствуйте, Павел!
П.САНАЕВ — Здравствуйте!
К.ЛАРИНА — и Сергей Козлов — Здравствуйте, Сергей!
С.КОЗЛОВ — Здравствуйте!
М.ПЕШКОВА — Наконец-то состоялась наша встреча с Сергеем. Мы о ней договаривались безумно давно — во время Франкфуртской книжной ярмарки, и так случилось, что вновь лето.
К.ЛАРИНА — Марина, что Вас связывает с этими людьми?
М.НОВИКОВА — С этими людьми нас связывает очень многое. Все дело в том, что в этом году мы задумали издание нового журнала, специального журнала для библиотек — он называется 'У книжной полки', в котором мы стараемся представить книжные новинки, новых авторов, новые произведения, может быть, найти какие-то старые произведения, незаконно, как бы, забытые, но очень дорогие для многих людей, и рассказать — сначала библиотекарям, а потом читателям библиотек — об этих новинках. Потому что сейчас в регионах сложилась такая сложная ситуация, что при всем обилии книжной продукции — выходит более 80 тыс. изданий в год — книги до регионов не доходят. И мы хотим, чтобы такие замечательные люди, они были представлены и в регионах. Поскольку мы работаем исключительно с библиотеками, то мы, соответственно, вот через наш журнал представляем всем региональным читателям эти имена.
К.ЛАРИНА — Очень полезный журнальчик, я его полистала, пока вы здесь в студии сидели — там у нас лежит в гостевой комнате — и поняла, что этот журнал, конечно, не только для библиотек, но и для тех, кто в принципе интересуется и книжными новинками, и тем, что он, может, в свое время упустил. Очень такой справочный журнал, который очень полезен для того, чтобы сориентироваться в мире книжной информации. И поэтому вопрос мой очень простой: а если я в библиотеке не работаю, я могу этот журнал где-нибудь достать?
М.НОВИКОВА — К сожалению, в этом году нет. В этом году мы этот журнал распространяем бесплатно по библиотекам, но со следующего года мы объявляем подписку, и каждый, кто заинтересуется в нашем журнале, сможет подписаться через Роспечать на этот журнал.
М.ПЕШКОВА — Я вас пригласила, простите, на передачу не только потому, что вы связаны с библиотеками, но вы еще и являетесь соиздателями очень многих издательств, в частности, я знаю, что вышел стотомник совместно с издательством 'Слово', очень много сказок, вот тут у нас третий том.
К.ЛАРИНА — Ужас, у нас вообще столько книг сегодня! Кошмар и ужас!
М.ПЕШКОВА — Да, да, да! Вот, те, кто будет отвечать на третий вопрос — получат сказки, безумно интересные, которые тоже вы издали, а также вот эти роскошные книги в вишневом переплете, цвета темного бордо.
К.ЛАРИНА — Майя, давай мы сделаем, по-другому, а то мы сейчас всех запутаем. Сейчас мы зададим первый вопрос, а ты потом нам скажешь, что получит человек, который дозвонится в прямой эфир. Тот, кто на этот вопрос ответит на пейджер, получает одну книжку, а тот, кто дозвонится в прямой эфир по телефону 203-19-22, тот получит целую кучу под названием скучным 'Суперлот ? 1'. Что в него входит?
М.ПЕШКОВА — А вот что в него входит: Я беру эту бумажку и прочитаю, потому что я не могла это выучить: Сергей Козлов, 'Трям, здравствуйте!' — эта книга с автографом автора, — 'Русская литература XVIII в.' в 2-х частях — это два таких больших солидных тома, — журнал 'У книжной полки' — это некоммерческий фонд 'Пушкинская библиотека', я напомню вам об этом, — а также книга Леона Фейхтвангера 'Бой и другие произведения' из серии 'Золотой фонд мировой классики'.
К.ЛАРИНА — А те, кто отвечает на пейджер, получают по одной книге.
М.ПЕШКОВА — Получают по одной книге, и вот здесь мы будем разыгрывать книги именно из фонда 'Золотой фонд мировой классики': это — Гюстав Флобер. Я почему так перечисляю, Теодор Драйзер, я хочу, чтобы наши слушатели знали книги в лицо. Книга Эдгара По 'Избранные произведения' и Генрих Манн. Вот такие четыре книги, по одной.
К.ЛАРИНА — Ну, а я задаю вопрос. Внимание, вопрос, слушайте! В старину москвичей из-за любви к чаю называли водохлебами. А вот что такое пара чаю? Ответа на этот вопрос не знает никто, даже участники сегодняшней передачи. Павел так пожал плечами в недоумении.
П.САНАЕВ — А предполагать можно?
К.ЛАРИНА — Ну, нет, пока не надо, пусть наши слушатели помучаются!
П.САНАЕВ — Просто мне тоже очень хочется книжки, уж очень они хорошо тут прямо передо мной лежат, так жалко.
К.ЛАРИНА — Вот, давайте Павла тоже поподробнее представим. Поскольку его книжкой зачитывалась вся радиостанция 'Эхо Москвы'. Мы друг другу передавали эту книгу, один другому рекомендовал, в эфире обменивались впечатлениями. Это книга, которая называется 'Похороните меня за плинтусом'. Она произвела очень сильное впечатление на всех на нас, и я надеюсь, на наших слушателей тоже, поскольку они всегда активно пользуются нашими советами. Поэтому Павел, расскажите, пожалуйста, немножечко о Вашей литературной работе. Это Ваша первая книга была?
П.САНАЕВ — Да, это первая была книга, которая была написана в 96-м году, окончательная была уже ее редакция.
М.ПЕШКОВА — Вы тогда заканчивали школу?
П.САНАЕВ — Нет, я тогда закончил уже институт.
К.ЛАРИНА — Уже большой был дяденька!
П.САНАЕВ — Ну, 25 лет мне было. И она вышла в 96-м году в журнале 'Октябрь', и с тех пор она так в этом журнальном варианте и существовала. Никаких я не прилагал движений даже к тому, чтобы ее издавать, потому что считал очень важным написать какую-то вторую вещь, чтобы не было ощущения, что это такая вот случайная какая-то удача.
К.ЛАРИНА — Автор одной книжки.
П.САНАЕВ — Да, автор одной книжки. И вторая вещь, она была сценарием, потому что хотелось попробовать что-то совершенно новое, хотелось попробовать себя в кино, написать сценарий, и было интересно создать именно абсолютно придуманную историю, которая была бы живая, т.е. вот такое драматургическое конструирование, мне было интересно. И эта работа оказалась гораздо сложнее, потому что, приступая к ней, приступая к этому сценарию, я уже чувствовал, что я вроде как могу после повести, а оказалось, что не могу ни фига.
К.ЛАРИНА — Так.
П.САНАЕВ — И первый вариант сценария, если бы я сегодня его сам увидел, я бы сказал, что это абсолютная графомания, потому что не было навыка, не было умения выстраивать драматургическую конструкцию из ничего. Вот не по каким-то все-таки реальным опорам, а из ничего. И эта история, она растекалась как манная каша, я его переписывал, этот сценарий.
К.ЛАРИНА — Сериал, пожалуйста, пусть растекается.
П.САНАЕВ — Ну, все равно.
К.ЛАРИНА — По 12 сериям.
П.САНАЕВ — Это было совершенно ужасающе, притом, что я в эту историю верил, и я ее переписывал 9 раз в течение двух лет последующих. Вот, уже девятый вариант, он как бы меня на сегодняшний день устраивает. Сейчас я жду, чтобы как-то она была поставлена, надеюсь, мной же. А сейчас, значит, у меня следующий сценарий был, называется 'Последний уик-энд', триллер, вот, если все, даст Бог, сложится, через два дня у нас должен быть первый съемочный день.
К.ЛАРИНА — Т.е. все-таки Вас в кино дорога все равно ведет, не в литературу?
П.САНАЕВ — Ну, я не могу так сказать, что не в литературу, а в кино, потому что, ну, скажем: что такое — режиссер, что такое — писатель? Это — человек, рассказывающий некоторые истории людям. Другой вопрос, какими средствами он это использует. Можно делать это литературой, можно делать это кино, и для каждой истории свои средства, они подходят. Та история, которая, например, может быть рассказана средствами литературы, она не всегда хорошо подходит для кино, и наоборот. Скажем, вот этот триллер, который сейчас мы должны начать снимать с замечательным оператором Геной Энгстремом, который снимал 'Десять негритят', работал много с Говорухиным, она в литературной форме не может быть, по-моему, очень интересной, потому что это именно история для кино, она визуальна. Но при этом эту историю хочется рассказать, потому что в ней есть то, что я считаю нужным донести до людей.
К.ЛАРИНА — Ну, а книжек, что, больше не будете писать?
П.САНАЕВ — Нет, я надеюсь, что буду, ну, есть идеи тоже.
К.ЛАРИНА — Да?
П.САНАЕВ — Да, конечно.
К.ЛАРИНА — А про что?
П.САНАЕВ — Есть, скажем так, очень давно был начат, и было написано даже страниц триста только плана — большой роман. Но он так и остался пока на уровне плана. Почему, потому что те мысли, которые вот тогда у меня в голове были, которые я хотел выразить, как-то я был сам не очень в них уверен, и последующий жизненный опыт, он эти идеи перевернул просто с ног на голову. И я еще раз убедился, что все в жизни происходит тогда, когда это должно случиться. Вот, как яблоко вызревает: пока оно не созрело — оно не падает, то же самое и с этим романом. Слава Богу, что он тогда не был написан и не родился, потому что это было бы просто.: Даже если бы он хорошо был с точки зрения литературной написан, с точки зрения содержания это была абсолютная, ну, скажем так, неправда.
К.ЛАРИНА — А вот, в детстве, что писали? Стихи, наверное?
П.САНАЕВ — У меня одно было стихотворение в детстве, написанное лет в 5, очень смешное, очень дурацкое, и больше я их никогда не писал.
К.ЛАРИНА — Вы его помните наизусть, я вижу по Вашему лицу.
П.САНАЕВ — Да, сейчас:
Отправляется в космос ракета с земли,
Отправляются в космос космические корабли,
Отправляется в космос наш звездолет,
По лунным вершинам он нас повезет. Тут ничего. А дальше начинается самое интересное:
Ну, что ж, полетели! Согласны, летим!
Поднялись на высоту 10 тыс. километров,
Летим сквозь орбиты планеты.
И вот прилетели с земли космонавты, ступили ногой на Луну,
Но здесь нет людей, делать там нечего,
И мы улетели обратно домой, лунный камень захватив.
К.ЛАРИНА — Ой, какая прелесть!
П.САНАЕВ — Писать я тогда не умел, это записала наша соседка, которая пришла, и я ей сказал, что есть тема, надо поработать совместно, так что она в какой-то степени соавтор.
К.ЛАРИНА — У меня к Вам такой вопрос про серьезные стихи, которые писал Ролан Быков. А его стихи где-нибудь вообще издаются?
П.САНАЕВ — Они вышли, вышли отдельной книжкой, причем он очень тонко назвал эту книжку. Он не стал называть 'Ролан Быков. Стихи', потому что он никогда, притом, что стихи у него замечательные есть, он никогда не претендовал на звание поэта. Он написал 'Стихи Ролана Быкова'. Это немножко — да? — другой акцент. И, тем не менее, я считаю, что это, во-первых, очень достойная, очень серьезная поэзия, так что в общем, даже и можно было бы написать, наверное, 'Ролан Быков. Стихи'. Но, тем не менее, он вот так скромно ее озаглавил. К сожалению, у нее небольшой тираж, у этой книжки. Это, в общем, было такое сувенирное издание, которое распространялось, по-моему, только среди каких-то близких людей, дарилось, и если была бы возможность ее издать более широким тиражом, было бы замечательно.
К.ЛАРИНА — Там наверняка какой-то есть еще архив, который следовало бы издать, у Ролана Антоновича?
П.САНАЕВ — Да, сейчас мама, она занимается как раз этим архивом, но я думаю, что в книжку он отобрал самое-самое лучшее, что считал действительно достойным прочтения.
К.ЛАРИНА — Ну, а сейчас у нас перерыв на новости, а после новостей я задам второй вопрос, и мы продолжим знакомство с нашими гостями и с книжками, которые вы получите сегодня в качестве призов.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА — Напомню, что сегодня у нас в гостях заместитель директора фонда 'Пушкинская библиотека', Марина Новикова и писатели Павел Санаев и Сергей Козлов. Сейчас пришло время задать вам второй вопрос, что я сейчас и сделаю. Сколько дней летел Гефест, сброшенный разгневанным Зевсом с Олимпа?
М.ПЕШКОВА — Вы, друзья, получите книгу Павла Санаева 'Похороните меня за плинтусом', с автографом автора, из 'Золотого фонда Мировой классики'. Да, 'Проза первой половины XIX века', так называется книга, которую вы получите, 'Мода и стиль, современная энциклопедия', а также журнал 'У книжной полки' фонда 'Пушкинская библиотека'. Вот таков суперприз. А в качестве приза, в качестве приза мы будем разыгрывать книги из стотомника, который выпустила 'Пушкинская библиотека' совместно с издательством 'Слово'. А это: Сергей Есенин, Алексей Толстой, здесь же Гоголь, а также Федор Соллогуб. Каждый из вас может получить только одну книгу. Поверьте мне, книги весьма толстые. Но, у меня вопрос. Я здесь вижу на корешке этих книг значок Открытого общества. При чем здесь Открытое общество, и что за Открытое общество?
М.НОВИКОВА — Вы знаете, этот проект начинался:
К.ЛАРИНА — Это деньги, деньги, деньги оттуда пришли!
М.НОВИКОВА — :начинался достаточно давно, в 1999 году.
М.ПЕШКОВА — Это значит, Сорос вам подбросил на это издание?
М.НОВИКОВА — Да, в рамках института Открытое общество существовал мега проект 'Пушкинская библиотека'. И в рамках:
М.ПЕШКОВА — Я помню, к нам приходила Маша Веденяпина, и Бакланов.
М.НОВИКОВА — Да, Мария Александровна сейчас является генеральным директором некоммерческого фонда 'Пушкинская библиотека', потому что все проекты в фонде Сороса когда-то должны завершиться. Наш проект был рассчитан на три года. Три года мы его отработали, и библиотеки получили огромное количество литературы, и после завершения финансирования от Института Открытое общество мы создали российский некоммерческий фонд 'Пушкинская библиотека', который уже развивается и работает с библиотеками самостоятельно.
М.ПЕШКОВА — А вот простой смертный, если хочет купить эти сто томов. Помните, как раньше во многих квартирах, особенно в стенках, весьма модных тогда, стоял 200-томник 'Библиотека мировой литературы', 'Библиотека Всемирной литературы', БВЛ? А вот эти 100 томов? Скажем, у человека есть деньги, есть возможность, он может это купить, или нет?
М.НОВИКОВА — Нет, Вы знаете, вот именно эти 100 томов, они сейчас уже являются библиографической редкостью. Они были распространены:
К.ЛАРИНА — По подписке.
М.НОВИКОВА — По подписке, только среди библиотек России. Тогда библиотеки подписывались за смешные деньги, 870 рублей стоили 100 томов, это уже после кризиса. Не во все библиотеки даже мы смогли окупить за этот счет доставку. Потому что получал и Калининград, и Камчатка, т.е. все библиотеки России. Сейчас можно приобрести эту серию, потому что издательство 'Слово' сделало проект 80 томов русской классики, в таком же синем переплете, с этими же комментариями, т.е. в принципе, через издательство 'Слово' эти книги доступны для простых людей.
К.ЛАРИНА — Этакая всемирная библиотека получается? Да?
М.НОВИКОВА — Русской классики, да.
М.ПЕШКОВА — А зарубежной, вот эти вишневые книжки, темно-вишневые, их тоже можно купить или тоже только надо идти в библиотеку, чтобы это почитать?
М.НОВИКОВА — Их можно купить.
К.ЛАРИНА — Слава Богу! А то Марина нас все загоняет в библиотеки, всю передачу, с самого начала.
М.НОВИКОВА — Потому что в основном мы работаем только с библиотеками, хотя у нас есть самые разные проекты. Когда был мега проект 'Пушкинская библиотека' в рамках фонда Сороса, то купить книги могли только библиотеки. Сейчас, значит, вот этот проект 'Золотой фонд мировой классики', мы его делали совместно с издательством АСТ. Вышло 100 томов. Издательство планирует, возможно, продолжение, пока еще окончательного решения не принято. Через издательство АСТ эти книги можно приобрести. Полный комплект фонд, некоммерческий фонд 'Пушкинская библиотека' распространяет только для библиотек.
М.ПЕШКОВА — А книги Сергея Козлова вы издаете, или как?
М.НОВИКОВА — Нет.
М.ПЕШКОВА — Сергей, вот кто издает Ваши книжки?
К.ЛАРИНА — Сергей отдельную кучку принес своих книжек.
М.ПЕШКОВА — Здорово, что Вы принесли свои книжки!
С.КОЗЛОВ — Дело в том, что сейчас мои книжки издает издательств 20, наверное, по стране, и московские издательства, и издательства петербургские, и смоленские, и т.д., и т.д. Но первая моя книжка, которая называлась — такая тоненькая брошюрка, которая называлась 'Как солнце разбилось' — она вышла в самом начале 1962 года. Т.е. 42 года назад.
К.ЛАРИНА — Ужас. Сколько Вам было лет тогда?
С.КОЗЛОВ — Мне тогда было 21 год. Я еще учился в литинституте, и вот вышла эта книжка, и так далее.
М.ПЕШКОВА — А у кого Вы учились, в чьем семинаре Вы были?
С.КОЗЛОВ — Я был в семинаре у Льва Ивановича Ошанина. Как взрослый поэт и так далее. И случайно совершенно я написал какие-то две очень коротких сказки. Ну, такие, ну, строчек по 10 в каждой. Их сначала издали в Киеве, в журнале 'Малятка', а потом перевели с украинского на русский, издали в 'Огоньке'. А потом напечатал 'Детский мир' — такое было издательство, которое перешло в 'Малыш'. И вот вышла в 62-м году в самом начале. Рисовал Женя Монин эту книжку. Он сейчас, к сожалению, его уже нет на свете. Вот, вышла такая книжка в 62 году. Ну, а потом стали выходить в 'Детском мире', а потом в 'Малыше' всякие брошюры, брошюры, брошюры. Но тогда же, тогда же не было того, что есть сейчас. Сейчас же издаются в роскошных переплетах, большие прекрасные книги.
М.ПЕШКОВА — Та книга, простите, которая была у нас в первом лоте, она открывала первый лот, 'Трям, здравствуйте', такая большая.
С.КОЗЛОВ — 'Трям, здравствуйте', да, большая красивая книжка, да. Вот я ее написал.
М.ПЕШКОВА — А кто такой Трям?
С.КОЗЛОВ — Ну, я не знаю, это просто:
К.ЛАРИНА — Выражение такое.
С.КОЗЛОВ — В этой сказке трям — это, значит, медвежонок выдумал такую страну, где здороваются так: трям! Здравствуйте! Ну, в смысле, что трям — это, мол, здравствуйте.
М.ПЕШКОВА — Спасибо, я теперь буду тоже говорить трям!
С.КОЗЛОВ — Ну, конечно, трям, это —
К.ЛАРИНА — Тебе уже поздно, Майя! Это пусть твой внук говорит!
М.ПЕШКОВА — Внук. Да, да, да!
С.КОЗЛОВ — Вот такая вот история. Ну, а потом, в 66-м, 67-м году я написал тьму сказок, целый сундук. А потом в 85 году в Коктебеле написал больше 100 сказок. Ну и все, и вот они стали все больше, больше как-то издаваться. Вот сейчас очень много книг я жду в этом году, которые должны выйти до нового года. Больше 20 книг сейчас должно выйти.
М.ПЕШКОВА — На этой программе позвольте пригласить Вас на иную нашу программу, на детскую, 'Детская площадка', с Вас взять честное слово, что со всеми новыми книжками Вы придете, ознакомите наших детей, которые нас слушают.
С.КОЗЛОВ — Ну, дело в том, что со всеми новыми книжками очень сложно ознакомить всех детей по той простой причине, что
М.ПЕШКОВА — Что их не дают автору?
С.КОЗЛОВ — Нет, но дело в том, что это сколько времени мы должны сидеть в эфире, чтобы читать хоть из каждой книжки хоть по одному стихотворению или по одной сказке. Вы представляете себе, что это? Нам нужно сразу часа два или три находиться в эфире, понимаете?
К.ЛАРИНА — Ничего, у нас можно, пожалуйста.
С.КОЗЛОВ — Ну, если можно, значит, мы все это решим.
К.ЛАРИНА — Товарищи, у нас тут проблемы вышли с ответом! Вот Вы знаете, сколько дней летел Гефест, сброшенный разгневанным Зевсом с Олимпа?
П.САНАЕВ — Выяснилось, что часа 2. Вы задали вопрос, сколько дней.
К.ЛАРИНА — Поскольку я вижу тут вариант, повторяющийся в основном — один, наверное, наши слушатели правы, хотя сейчас мы проверим, давайте по телефону это сделаем. Пожалуйста, ответьте на этот: Кто вопрос-то придумывал, Майя? Марина?
М.ПЕШКОВА — Я думаю, что Алена Трубилова, литературный редактор 'Пушкинской библиотеки'.
К.ЛАРИНА — Алена, которая здесь присутствует? У нас в студии, нет?
М.ПЕШКОВА — Нет, Алена не смогла прийти.
К.ЛАРИНА — Ну, хорошо, ну, гарантируем качество?
М.ПЕШКОВА — Очень ответственный сотрудник Института мировой литературы.
К.ЛАРИНА — Т.е., она не ошибается?
М.ПЕШКОВА — Она такой классик, да, у нее классическое образование, я думаю, не ошибается.
К.ЛАРИНА — Ну, посмотрим, ладно.
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
К.ЛАРИНА — Хорошо, мы сейчас дадим следующий вопрос, внимание. Ну, на этот вопрос я ответ знаю, мне не нужна справочная литература. К кому шел в гости ежик из мультфильма 'Ежик в тумане'? Сценарий к этому фильму как раз и придумал наш гость Сергей Козлов. И что мы за это получим?
М.ПЕШКОВА — А я попрошу Сергея представить ту книжку, которую он подарит слушателям, которые правильно и грамотно ответят на этот вопрос.
К.ЛАРИНА — Все, или один слушатель?
М.ПЕШКОВА — Один, один.
С.КОЗЛОВ — Ну, эта книжка называется 'Ежикина радость'. Здесь сказки и, ну, книжка такая небольшая, толстенькая.
М.ПЕШКОВА — А кто ее издал?
С.КОЗЛОВ — А издала эту книжку ОЛМА-ПРЕСС. Это повторение книжки 'Трям, здравствуйте!', только там еще в конце есть стихи и больше сказок, здесь — меньше сказок. В общем, эту книжку мы с удовольствием подарим
К.ЛАРИНА — С автографом?
С.КОЗЛОВ — С автографом. Тому человеку, который
К.ЛАРИНА — Который правильно сориентирует ежика.
С.КОЗЛОВ — Правильно сориентирует ежика.
М.ПЕШКОВА — А также в этом лоте: Павел Санаев 'Похороните меня за плинтусом', Джек Лондон 'Сердца трех', 'Музыка наших дней' — это большая современная энциклопедия, и журнал 'У книжной полки'.
К.ЛАРИНА — Павел Санаев, как Вам, с Джеком Лондоном? Ничего? Полка не жмет?
П.САНАЕВ — Да, мне нравится.
К.ЛАРИНА — Хорошая компания.
М.ПЕШКОВА — Скажите, пожалуйста, а вот Вы когда написали своего плинтуса, Вы его показали Ролану Быкову?
П.САНАЕВ — Только в законченном уже виде. Вот когда.
М.ПЕШКОВА — И что сказал Ваш отчим?
П.САНАЕВ — Одобрил.
К.ЛАРИНА — В общем, такая литературная семья. А мама там не пишет мемуары еще, она же собиралась?
П.САНАЕВ — Мама написала совершенно замечательный — даже нельзя сказать, что только написала. Она издала фантастический альбом, посвященный Ролану Антоновичу, где сделаны были из фотографий архивных такие компьютерные коллажи — с ней работал художник, где они как бы сфотографировали квартиру его учителей и его туда перенесли, вмонтировали, как будто вот он сидит в квартире своих учителей. И еще какие-то фотографии. И она к этому написала текст достаточно большой, поэтому можно даже сказать, что эта книжка с фантастическими иллюстрациями. Такой толстый красивый альбом, который распространялся через фонд Ролана Быкова опять же для близких, близким людям передавался, и вдруг я вчера иду по улице и вижу этот альбом продающимся на книжном развале, что меня повергло в абсолютное изумление. Я спросил, откуда, как. Сказали, вот, со склада привезли.
К.ЛАРИНА — Да что Вы!
П.САНАЕВ — Да, и вот учителя берут, люди берут, значит, он как-то вышел, вдруг, в продажу. Непонятно, как, потому что у него очень ограниченный был тираж.
М.ПЕШКОВА — А у меня вопрос к Сергею Козлову. А кто первый человек, которому Вы читаете Ваши сказки?
К.ЛАРИНА — Какие-нибудь, наверное, дети?
С.КОЗЛОВ — Да нет, я детям не читаю сказки.
К.ЛАРИНА — Как это, а для кого Вы пишете?
С.КОЗЛОВ — Ну, я пишу сказки, в общем, для взрослых. Дети в этих сказках находят то, что им ближе, понимаете? Это как я лет в 5 прочитал «Новое платье короля», и мне там очень нравились обманщики, которые ткали воздух, понимаете? А когда я подрос, я понял, что это замечательная сказка, и лучше этой сказки, может быть, нет.
П.САНАЕВ — И нет лучше работы, чем ткать воздух.
С.КОЗЛОВ — Понимаете, вот. Поэтому, когда я их пишу, то я их, в общем, я считаю, что я пишу сказки для совершенно взрослых людей. А дети в этих сказках берут то, что они могут взять в свои три, пять, шесть лет и так далее. А когда они подрастают, тогда, соответственно, эта сказка на них производит другое какое-то впечатление, эти сказки.
М.ПЕШКОВА — Я представляла себе волшебников, и вот теперь я поняла: я представляла себе их вот такими, как Вы.
К.ЛАРИНА — А! Майя!
П.САНАЕВ — Гэндальф!
С.КОЗЛОВ — Ну, что могу я сказать, что я могу сказать? Замечательно, если Вы представляли таких, как я. Все-таки несколько дней назад мне уже исполнилось достаточно много лет.
М.ПЕШКОВА — Не будем говорить, не будем говорить. У волшебников нет возраста.
С.КОЗЛОВ — Нет, конечно.
К.ЛАРИНА — Они живут вечно.
С.КОЗЛОВ — Они живут вечно, как вот все эти замечательные:
К.ЛАРИНА — Авторы.
С.КОЗЛОВ — Перро, и Андерсен, и все остальные вместе с ними взятые.
К.ЛАРИНА — Что читают писатели нынче, а, Сергей? Что Вы читаете?
С.КОЗЛОВ — Ну, что читают? Я читаю очень много всего, у меня просто стопки книг.
К.ЛАРИНА — Ну, за новинками следите литературными? Что-то Вам интересно?
С.КОЗЛОВ — Как Вам сказать, наоборот, я как-то читаю то, что не ново, то, что прошло. Вот у меня есть несколько книг о Наполеоне больших: академика Тарле. Ну, вот эту книгу я читаю. Потом я вдруг перечитал три повести 'Алмазный мой венец', 'Трава забвения', 'Святой колодец' Катаева. Потом я перечитал:. Все, что я перечитал за август месяц — это, можно сказать, штук 6-7 больших достаточно толстых книг.
К.ЛАРИНА — Такое внеклассное чтение.
С.КОЗЛОВ — Ну да, ну да, вот я читаю это все и смотрю на все это дело.
К.ЛАРИНА — Павел, а Вы? Простите, Сергей.
П.САНАЕВ — Чукча — не читатель, чукча — писатель, как было в анекдоте. Нет, на самом деле я из последних вещей, вот что первое на ум приходит, я прочитал Гришковца 'Как я съел собаку'. Это книжка, которую подарили на день рождения моему товарищу. Я тогда — это все происходило за городом — я тогда выпимши не смог отправиться обратно на машине и остался у него ночевать. Под утро я проснулся и среди подарков, подаренных ему, увидел книжку. И я так взял ее полистать, не настраиваясь на серьезное чтение, потому что вроде как надо было ехать, но открыл и прочитал все от начала до конца с огромным удовольствием. И притом, что я уже, я с ним незнаком, но мне безумно понравилась его роль в фильме 'Прогулка', и уже я как бы представлял этого человека перед глазами, прочитав эту книжку, испытал удовольствие как от очень приятного общения.
К.ЛАРИНА — 'Рубашку' не читали его?
П.САНАЕВ — Нет.
К.ЛАРИНА — Прочтите. Она совсем недавно вышла, эта книга. Там он называет это романом, хотя написано в стиле, опять же, такого монолога его. Мне кажется, очень интересное произведение, вот Майя не даст соврать, да? Мы эту книгу тоже представляли. 'Рубашка'.
М.ПЕШКОВА — Мы очень ждем его, он будет через некоторое время в Москве. У меня небольшой вопрос к Сергею. Вот сейчас что пишется? Вот Вы к нам шли на передачу, на столе оставили?
С.КОЗЛОВ — Ничего.
М.ПЕШКОВА — Даже тетрадку не оставили раскрытой?
С.КОЗЛОВ — Нет, я писал весь июль, с 24 уехал в деревню, два дня назад вернулся из деревни.
К.ЛАРИНА — А в августе читал, как он сейчас только что рассказал.
С.КОЗЛОВ — А в августе валялся и читал, и читал, и читал, и не писал ни строки.
М.ПЕШКОВА — А на каких стендах открывающейся книжной ярмарки можно будет увидеть Ваши книги? В каких издательствах московских, например.
С.КОЗЛОВ — В Ониксе, ОЛМА-ПРЕСС, АСТ, ОГИ. Недавно они выпустили замечательную книжку 'Лунная дорожка', чудесную книжку. Но я даже не знаю, как там перечислять, потому что:
К.ЛАРИНА — Да, все.
С.КОЗЛОВ — Да, много издательств.
М.ПЕШКОВА — А мы Вас там увидим?
С.КОЗЛОВ — Но я должен там 4 числа в субботу в 14:30 выступать на стенде ОЛМА-ПРЕСС. Но я не знаю, буду я там выступать или нет. Может быть, буду, а может быть, — нет, а может быть, я уже уеду в деревню, кто его знает?
К.ЛАРИНА — А взрослую книжку не собираетесь написать?
С.КОЗЛОВ — А зачем?
К.ЛАРИНА — Не хотите?
С.КОЗЛОВ — Так я и так пишу все взрослое.
К.ЛАРИНА — Ну, это понятно, мы поняли ход Ваших мыслей.
С.КОЗЛОВ — Я считаю, что я пишу все взрослое, просто дети в этом берут то, что они берут. Как они берут у Андерсена то, что они хотят взять у него. Он же тоже, Андерсен, — взрослый писатель.
К.ЛАРИНА — Да, очень грустный.
С.КОЗЛОВ — Очень грустный. Очень взрослый.
П.САНАЕВ — В детстве, вот я вспомнил, сказки Андерсена были у меня любимыми.
К.ЛАРИНА — Очень грустные сказки.
С.КОЗЛОВ — Да. Замечательные сказки. А 'Стойкий оловянный солдатик' — какая прекрасная сказка! А 'Огниво' — какая сказка! В общем, это — чудесные сказки, и он их написал немного совсем. А кроме этого, написал, Бог знает чего, но это все как-то испарилось, ушло.
К.ЛАРИНА — А вот сказки остались.
С.КОЗЛОВ — А сказки его остались.
К.ЛАРИНА — Ну, что же, нам остается пожелать удачи Павлу Санаеву, чтобы все его мечты, которые он сегодня озвучил в прямом эфире, сбылись. Все, что касается кино. Хотели бы еще добавить, Паша, да?
П.САНАЕВ — Да, два слова я еще хочу сказать. 'Пользуясь случаем, хочу!', называется.
К.ЛАРИНА — Давайте.
П.САНАЕВ — У меня 4 сентября в рамках фестиваля «Московская премьера» в Белом зале Дома кино в 8 часов будет идти мой дебютный короткометражный фильм, 30-ти минутный, где снялись совершенно фантастические актеры: Донатас Банионис, Альгимантас Масюлис и Любомирас Лауцевичус — три литовских актера и наша Екатерина Редникова. Это такая получасовая история, снятая минимальными совершенно средствами, за минимальные деньги в Литве. Но, тем не менее, ее на Кинотавре выбрали и в рамках «Московской премьеры», значит, 4 сентября, в 8:00, Белый зал.
К.ЛАРИНА — Приходите!
П.САНАЕВ — Всех приглашаю, да.
К.ЛАРИНА — Спасибо. Мы желаем удачи всем нашим гостям, желаем удачи 'Пушкинской библиотеке'. Спасибо всем!



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире