М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Итак, это программа «Книжное казино». «Книжное казино» это ужасная программа, потому что те книжки, которые бы хотелось уворовать домой, нужно по неясным соображениям руководства отдавать радиослушателям. Радиослушателям, которые ничего не делают, я бы даже сказал грубее, неакадемичнее, ни черта не делают, только сидят дома, в одной руке чай, может быть, даже многие позволяют себе слушать нас, сидя на даче, вокруг поют птички, а мы в душной студии. И эти люди за ответ на вопрос, за вялый ответ на вопрос или за верчение уважаемым господином крупье вот этой вот рулетки получают книжки, очень хорошие.
Н. ТАМРАЗОВ Дорогие.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, дорогие. Елена Кандарицкая, добрый день.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Добрый день.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это наш, я просто гостям говорю, это наш такой символ высокой культуры, изощренного вкуса
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это ты про Колю?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, Коля другое, это символ жадности, зависти. У нас же должно быть белое и черное. Ну и я, это символ объективности, в общем, единственный человек, который занимается делом, потому что принимает телефонные звонки. Итак, уважаемые радиослушатели, как играть в нашу игру. Москвичи дозваниваются только по эфирному телефону. Какому?
Н. ТАМРАЗОВ Это вы ко мне.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, господин крупье.
Н. ТАМРАЗОВ 203-19-22.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Слава Богу, впервые, это шестая игра, наконец вы запомнили.
Н. ТАМРАЗОВ У меня записано, помнить я это все равно не помню, а записано точно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И вы будете ставить на красное или на черное. Что касательно иногородних, то иногородние, пожалуйста, на наш эфирный пейджер, это специально сделано для вас, чтобы вы не сталкивались лбами, потому что иногородним дозвониться, перебить москвичей невозможно, (095) 961-22-22, для абонента «Эхо Москвы». Вам будут заданы вопросы от издательства «Амфора», от Максима Петрова. Еще раз здравствуйте, Максим.
М. ПЕТРОВ Здравствуйте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И от писателя Макса Фрая. Здравствуйте, Макс.
М. ФРАЙ Добрый день, Матвей Юрьевич.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сказал неожиданно Макс женским голосом, или сказала, или сказало. Должен вас разочаровать, те, кто надеялись, те, кто ожидали, что Макс Фрай это трансвестит, ничего подобного. Макс Фрай это очаровательная дама, которая у нас находится в гостях, как в одном классическом произведении, дама, приятная во всех отношениях, должен вам сказать, и писатель к тому же. И самый первый вопрос к вам, иногородние господа радиослушатели. Какой, Елена Григорьевна?
Е. КАНДАРИЦКАЯ Ну, если ты хочешь узнать настоящее имя Макса Фрая, то можно задать и этот вопрос.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот я хотел бы узнать настоящее имя Макса Фрая.
М. ФРАЙ Скажите пожалуйста, а если кто-то из слушателей назовет имя, которое мне понравится больше, чем мое собственное, можно ли будет на этом основании поменять документы?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет. Мое дело тупо отдать книжку. Итак, какое настоящее имя известного, всемирно известного писателя Макса Фрая? Уважаемый Максим Петров, какую книгу мы даем за это?
М. ПЕТРОВ Поскольку речь идет о настоящем имени Макса Фрая, давайте дадим тогда «Книгу извращений».
М. ФРАЙ Правильно, за такие вопросы только «Книгу извращений» и нужно давать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это вот книга писателя Макса Фрая?
М. ПЕТРОВ Да.
М. ФРАЙ В данном случае писатель Макс Фрай выступил в качестве составителя антологии, это просто одна из областей моей деятельности, мы можем потом поговорить, если это интересно
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Поговорим, поговорим.
М. ФРАЙ Или помолчать, если это неинтересно, но это одна из составленных мной антологий.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Антологий чего?
М. ФРАЙ Антологий, как сказать, антологий прозы, она составлена из произведений других авторов, подобранных тематически.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ По принципу извращения?
М. ФРАЙ По принципу извращения, в частности. Я очень горжусь тем, что статью сексопатолога Льва Юрьевича Щеглова о флагилляции, то бишь бичевании, мне удалось проиллюстрировать фрагментом из повести Алексея Максимовича Горького «Детство. Отрочество. Юность», догадайтесь, каким.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Макс, я хочу спросить вас, раз мы заговорили об этой книжке. Лев Щеглов, насколько я помню, он был известен еще на ленинградском телевидении в программе «Адамово яблоко».
М. ФРАЙ Может быть.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Да. Я помню его программы, которые он вел там. Каким образом, вообще, произошла встреча или невстреча ваша с этим человеком?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас будет ответ на этот вопрос, но уже в реальной ипостаси. Дело в том, что Саша из Саратова абсолютно правильно сказал, что под именем Макса Фрая
М. ФРАЙ Кто же, кто же, я волнуюсь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Знаете, просто какое-то такое убогое, я даже не знаю, вы это или не вы.
М. ФРАЙ Я волнуюсь
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Есть хорошие варианты, есть Иван Иванович.
М. ФРАЙ Засурский.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Есть Олимпиада какая-то, есть Карл Маркс считает Сергей Петрович, а может, это звонит Карл Маркс, который называет вас Сергеем Петровичем.
М. ФРАЙ Слушайте, у меня такой низкий голос?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Проза жизни. Говорят, что вы Светлана Мартынчик, утверждает Саша из Саратова. Ну и что?
М. ФРАЙ Ужас какой, позор на мои седины. Ну правда, это правда.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте поприветствуем.
М. ФРАЙ Лучше говорить правду, как бы ужасна она ни была.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Светлана, я теперь уже могу обращаться так, Светлана тире Макс или, наоборот, Макс тире Светлана. Вот каким образом произошла встреча или невстреча, но каким образом появилась книжка ваша и Льва Щеглова?
М. ФРАЙ Значит, смотрите, встречи никакой не было. Мы с Львом Юрьевичем не знакомы лично.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это интересно. Книжка вышла, но люди не знакомы.
М. ФРАЙ Так что вы хотите, «Книга извращений», ее нельзя делать нормальным, традиционным способом, сидя и вместе работая, это было неорганично. Это единственная из моих антологий, которая придумана не мною, а Вадимом Борисовичем Назаровым, главным редактором издательства «Амфора», который давно хотел как-то опубликовать все эти замечательные, популярные тексты Льва Щеглова, для того, чтобы прогрессивное человечество наконец узнало, что такое как бы вот бывает и как с этим вообще жить дальше.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Т.е. это была сугубо научная книга, должна была быть.
М. ФРАЙ Популярная.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Все-таки популярная?
М. ФРАЙ Именно популярная. Но так оказалось, что она не достаточно популярная, не достаточно привлекательная, чтобы просто взять, издать доктора Щеглова да и все, показалось, что не очень интересно будет людям.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нужно было опробовать на себе.
М. ФРАЙ Нужно было опробовать на себе все.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я вам скажу, что у нас, в принципе, специалист по самобичеванию это Кандарицкая, правда, у нее эти извращения происходят на интеллектуальном уровне, т.е. она просто занимается самобичеванием, понимаете, да? Т.е. не хлыстом, там нет цепей, там нет кожаных всяких дел
Е. КАНДАРИЦКАЯ Образно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Просто образно, да. Но дело в том, что поскольку она считает ниже своего достоинства бичевать себя, то она бичует нас с Колей, но это называется самобичевание.
Н. ТАМРАЗОВ Настолько мы ей свои
М. ФРАЙ Если люди достаточно близки, тогда можно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте вот с чего начнем, потому что Кандарицкая начала с середины, как все. Скажите мне две вещи, давайте с этого начнем, потому что многие, согласитесь, слышат это первый раз. Почему Макс Фрай? Кто на самом деле Светлана Мартынчик? Как произошло ваше знакомство с замечательным издательством «Амфора», которое сейчас публикует ваши книги? Какие книжки сейчас уже вышли?
М. ФРАЙ Вы говорили две вещи
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте-давайте, рассказывайте.
М. ФРАЙ Значит, я человеческое существо, родившееся на этой планете.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так, так.
М. ФРАЙ Вполне женского пола, у меня даже справка где-то дома есть, так что с этим все хорошо. Макс Фрай это псевдоним, придуманный когда-то в 1995 году специально для написания книжек, можно сказать более пафосно специально для создания литературного проекта, но на самом деле для писания книжек и для написывания на обложках. С самого начала книжек было придумано очень много, не все из них еще написаны, потому что придумать, как мы понимаем, дело дурное, не хитрое, а писать надо руками, что совершенно ужасно, а рук всего две. Тут надо сказать вот что. На самом деле, когда я и мой коллега Игорь Степин, мы приехали в Москву из Одессы в 1992 году, чтобы ужаснуть московскую публику выставкой художественной. На этой художественной выставке мы показывали созданный из пластилина фрагмент вымышленного мира Хомана. Значит, тут нужно понимать, что среди моих антологий, выпущенных сейчас, есть «Книга вымышленных миров», «Книга Демиурга», вот мы в искусстве занимались исключительно, можно сказать, демиургическими делами, мы придумывали миры, придумывали какие-то бесконечные подробности из жизни обитателей этих миров. Игорь, который великолепный скульптор, это все делал, я как-то бегала рядом, как мальчик-подмастерье.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это были некоторые такие штуки из пластилина, да?
М. ФРАЙ Это были некоторые штуки из пластилина.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И было описание к этим штукам, литературное, пояснявшее.
М. ФРАЙ Оно было как бы, скажем, оно было литературное, оно было, скорее, опять же научно-популярное, это были, скажем, вот какие-то энциклопедии этого самого вымышленного мира. Энциклопедии, скажем, не настолько глобальные, как описано у Борхеса в «Тлён, Укбар, Орбис Терциус», у нас не было такой команды сильной, нас было всего двое, поэтому мы потянули максимум на какое-то популярное изложение, на какие-то популярные брошюры, скажем, об этом вымышленном мире. И прозанимавшись несколько лет созданием этих пластилиновых фрагментов, т.е., скажем, если на этом столе построить дома-дворцы, насадить леса, это будет сравнительно маленький фрагмент, мы, на самом деле, делали гораздо более масштабные вещи, т.е. 3 на 7 метров это все бесконечное пластилиновое пространство.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Такие взрослые игры.
М. ФРАЙ Да, это были взрослые игры. Взрослые игры, которые требовали достаточно много времени, это забирало все наше время, честно говоря, это забирало все силы, это делало нашу жизнь необыкновенно трудной и необыкновенно счастливой, потому что это был чистый восторг, нам это все безумно нравилось.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот скажите, я вот этого не читал, но есть то, что знают все, например, «Властелин колец». Это вымышленный мир, у которого есть и география, и народонаселение, и кроме того, есть экшн, они пошли туда, они занимались этими кольцами, дружили, враждовали и т.д. Вот то, что вы сейчас делаете под именем Макса Фрая, это такое фэнтези? Вот чтобы нашим радиослушателям, которые не знают ваших книг, иметь точку отсчета.
М. ФРАЙ Я понимаю. Дело в том, что под именем Макса Фрая делается довольно много вещей, разных, принципиально разных, разных тематически, разных жанрово. Скажем, серия, известная под названием «Лабиринты Ехо», она, очень условно говоря, очень условно, она может быть отнесена к жанру фэнтези, хотя, на мой взгляд, эти книги написаны в абсолютном смешении жанров, на границе, скажем, фэнтези, детектива, философской притчи, литературной пародии и многих, многих других вещей. Ну, условно говоря, хорошо, это фэнтези.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Наверное, фэнтези, потому что, вот, смотрите, я открываю книгу Макс Фрай «Чужак» и читаю, смотрите: «Это продолжалось, пока престол не занял Гуриг VII, человек, перекроивший историю. Он нашел единственного союзника, на которого стоило ставить. Древний Орден Семилистника не только мечтал устранить многочисленных конкурентов, но и с давних времен занимался изучением эсхатологических проблем. Великий магистр Ордена Нуфлин Мони Мах» и т.д.
М. ФРАЙ Матвей Юрьевич, вы знаете, я страшно завидую радиослушателю, который включил в этот момент радио и понял, что вы новости рассказываете, новости политической жизни.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет, у нас тут член ордена «Логоваза» Борис Березовский и уже не член ордена «Либеральная Россия» Виктор Похмелкин. Давайте вот что мы сейчас сделаем. Давайте розыгрыш, господа. Господин крупье, прошу вас.
М. ФРАЙ Давайте предадимся пороку.
Н. ТАМРАЗОВ А сейчас, уважаемые наши радиослушатели, наш телефон 203-19-22, делайте ставки, на каком будете играть поле на красном или на черном. А я сейчас спрашиваю у Максима, что он нам предложит на то и другое поле. Максим, будьте любезны.
М. ПЕТРОВ Давайте продолжим с книгами Макса Фрая, поставим на красное поле как раз «Чужака», а на черное поле еще одну книгу, цикл «Лабиринты Ехо» «Волонтеры вечности».
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хочу спросить, Максим, расскажите немножечко об издательстве. Сколько лет существует, каким образом подбираете книжки?
М. ПЕТРОВ Издательство относительно молодое, существует оно 4 с половиной года примерно, образовано в конце 98 года, издательство специализируется на выпуске художественной литературы, в основном это зарубежная литература. Если говорить об авторах, это, конечно же Харуки Мураками с выпуска его романов «Охота на овец» и «Дэнс, дэнс, дэнс» как раз и началась повальная муракамизация всей страны, если так можно сказать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот Андрей на пейджер говорит, я просто вначале не понял, что он говорит, я думал, что человек немного нетрезв: «Спасибо издательству «Амфора» за «Охоту на овец» и «Дэнс, дэнс, дэнс» Мураками. Планируете ли вы издавать его дальше?» Т.е. кого, «Дэнс», «Овец» или Мураками? Боже, что это такое, что за издательство Ну-ну.
М. ПЕТРОВ «Охота на овец» и «Дэнс, дэнс, дэнс» это законченные произведения, т.е. они изданы полностью, «Охота» издана в одном томе, «Дэнс, дэнс, дэнс» в двух томах, в двух частях. К сожалению, «Амфора» в настоящий момент Харуки Мураками не издает, его сейчас издают другие издательства, не знаю, будет ли традицию издания Харуки Мураками в «Амфоре» продолжена. Собственно, если говорить об авторе, это современный японский суперписатель, наш современник.
М. ФРАЙ Культовый, культовый, тут надо сказать слово «культовый».
М. ПЕТРОВ Да.
Е. КАНДАРИЦКАЯ По-моему, из переводных это сейчас самая популярная книжка, «Охота на овец», да?
М. ПЕТРОВ Скажем так, все книги Мураками сейчас популярны, но с «Охоты» все и началось, в этом как раз и плюс, огромный плюс, «Охота» это топовая книга.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Максим, я хочу спросить. Вот я знаю, что у вас выходит серии определенные. Вот расскажите, пожалуйста, о них.
М. ПЕТРОВ Серии выходили со дня образования издательства, в настоящий момент из серий продолжаемых остались следующие, во-первых, серия «Amphora extra», в которой выходят «горячие», как мы их называем, такие взрывоопасные, шокирующие произведения. Серия была начата летом прошлого года, в ней уже вышли романы Ежи Косински «Свидание вслепую» и знаменитый роман американца Хантера Томпсона «Ромовый дневник», потом в этой же серии выходила «Толстая тетрадь» Аготы Кристоф, небезызвестная, великолепное совершенно произведение. Из последних книг, вышедший в этой серии, можно назвать ямайский роман Майка Телвелла «Корни травы» и знаменитое «Чудо о розе» Жана Жене. Из других серий
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вот «Поколение Y»
М. ПЕТРОВ «Поколение Y», да, это, действительно, серия, также продолжаемая в настоящий момент. В этой серии выходят произведения отечественных авторов, молодых отечественных авторов, серия была начата с опять же культового романа Ильи Стогова «Мачо не плачут». В этой серии после «Мачо» выходили несколько также романов Ильи Стогова, в частности «Камикадзе», его роман «Отвертка», это выходили уже в этом году, вышла автобиография Юлии Беломлинской «Бедная девушка». В последнее время вышли две книги будущей детективной трилогии Сергея Кузнецова, современного отечественного автора, «Семь лепестков» так называется первая книга, и «Гроб хрустальный» это вторая книга.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы сейчас сделаем небольшую паузу, оставайтесь с нами, потому что дальше, после новостей будет продолжение «Книжного казино», будем проигрывать книги.
НОВОСТИ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Матвей Ганапольский, Елена Кандарицкая, Николай Тамразов проигрывают книги. Книги Макса Фрая, он же, оно же Светлана Мартынчик, писатель. Максим Петров, издательство «Амфора». Максим, как вы слышали, по памяти перечислил все книги
М. ПЕТРОВ Не все, а часть.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не все, нет, хватит, достаточно, у нас будет «Амфора», но с узким горлышком, достаточно, потому что надо проигрывать. Дальше мы будем говорить и о книгах, и о творчестве Макса Фрая.
ВОПРОС ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так, вопросы пришли: «Не собирается издательство вместо Макса Фрая переиздать трилогию дорогого Леонида Ильича «Малая земля» и т.д.» Тоже, в принципе, фэнтези, жанр фэнтези.
М. ПЕТРОВ Нет, это не так художественно все-таки.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да? Т.е. для вас еще и сторона
М. ФРАЙ Нет-нет, это все же альтернативная история, мне кажется, это аля Фоменко.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я тебе скажу, должно пройти время, может быть, тогда это будет фэнтези, через какое-то время.
М. ФРАЙ Нет-нет-нет, фэнтези это все же как бы извольте, господа, придумать отдельную вселенную, а Леонид Ильич это, простите, альтернативная история, это жанр, который имеет свою широкую аудиторию.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Светочка, ну через сто лет, может быть, это будет и фэнтези.
М. ПЕТРОВ Может быть, под псевдонимом
Н. ТАМРАЗОВ Если не знать реальной истории
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это уже фэнтези.
М. ФРАЙ Да-да-да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Послушайте меня, Юлия спрашивает: «Выбор мужского псевдонима имел какое-то значение?»
М. ФРАЙ Знаете чего, скажем так, вдаваться в метафизическую сторону вопроса мы сейчас не будем, мне казалось, что произвести эксперимент по алхимическому соединению образа автора и персонажа центрального, от имени которого ведется повествование, это очень интересно. Поскольку к этому моменту уже было понятно, что главный герой, центральный персонаж мальчик, ну пришлось имя центрального персонажа дать автору.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я пройдусь по пейджеру. Это вопрос Максиму. «Есть ли в Петербурге спецмагазин издательства «Амфора»?» спрашивает Галина. И вообще, возьмем шире, где можно покупать ваши книги?
М. ПЕТРОВ Спецмагазинов издательства «Амфора» не существует, но книгу можно купить в любом книжном магазине Петербурга, Москвы и любого, в общем, города провинции.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Т.е. зайти и спросить книги издательства «Амфора»?
М. ПЕТРОВ Конечно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Идем дальше. Вау, Александр Владимирович спрашивает, вопрос Максу Фраю, ну поскольку вы пишете в таком необычном жанре, или который стал, в общем, обычным сейчас: «Как вы считаете, кому принадлежит приоритет в творческом союзе, вам или представителям тех миров, которые всплывают в вашем сознании? Попросту кто кем руководит?» Казалось бы, вопрос такой абстрактный, на самом деле очень конкретный. Вообще, как пишется?
М. ФРАЙ Вопрос вполне конкретный. Дело в том, что я все-таки отношусь к тем авторам, которые, как сказать, когда могут не писать не пишут. Вот если могу не писать, сижу в уголочке и молчу. Поэтому, конечно, мое дело десятое, я технический исполнитель, да, наемный работник.
Н. ТАМРАЗОВ У этих образов.
М. ФРАЙ Да, вот у этих вот абстракций.
Н. ТАМРАЗОВ И ничего сделать не можете. Они приходят и заставляют, да?
М. ФРАЙ Ну все не так страшно, все не так демонически.
Н. ТАМРАЗОВ Ну вы сами так сказали, я могу не писать
М. ФРАЙ Вот если я могу не писать, если у меня нет такой внутренней потребности, я писать не буду, потому что это будет напрасный труд и, извините, вранье.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ирина спрашивает: «Светлана, с какой из ваших книг следует начать, чтобы во всем разобраться?»
М. ФРАЙ Ой, чтобы во всем разобраться это хороший вопрос. Вы понимаете, я же не знаю, в чем именно Ирина хочет разобраться. Если она хочет разобраться в последовательности развития событий в этом фантезийном сериале, конечно, нужно начинать с книжки «Чужак» и читать все по порядочку.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Но она вышла не в «Амфоре».
М. ФРАЙ В «Амфоре».
Н. ТАМРАЗОВ Мы же ее разыгрываем, она стоит сейчас на красном поле.
М. ФРАЙ Вот можно начинать с книжечки «Чужак», потому что она первый том, сзади, на обложке везде написано, чего дальше, в какой последовательности надо читать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Здесь написано «Десять путешествий». Т.е. это первое из десяти путешествий?
М. ФРАЙ Да. Т.е. это значит, что в этой серии будет 10 томов.
Н. ТАМРАЗОВ Вот такое толстое и первое путешествие? Так когда же вам хватает времени писать? С ума сойти.
М. ФРАЙ Вообще все это давно достаточно началось, все писаться началось в 95 году.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Татьяна спрашивает: «Скажите, пожалуйста, каков средний тираж книг, издаваемых в издательстве «Амфора»?»
М. ПЕТРОВ Средний тираж относительно невелик, книги изначально издаются для определенного, скажем так, круга читателей, может быть, читательского сословия, для людей, обладающих вкусом, для людей эстетов, которые обязательно придут в магазин и книгу «Амфоры» купят. Средний тираж, скажем так, несколько тысяч экземпляров, за исключением «Охоты на овец», которая идет очень хорошо, люди ее читают и любят, поэтому делаются допечатки.
М. ФРАЙ Овцы ее читают и любят.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Теперь, господин крупье, прошу вас, разыгрываем следующие книжки. Вопрос сначала к Максиму, что ставите?
Н. ТАМРАЗОВ У меня к Максиму тоже вопрос. Максим, у нас на красном поле стоит «Чужак», черное поле свободно. Что вы предлагаете на черное поле?
М. ПЕТРОВ Давайте добавим «Книга для таких, как я», совершенно замечательную антологию, составленную Максом Фраем.
Н. ТАМРАЗОВ Хорошо, антология, есть.
М. ФРАЙ «Книга для таких, как я», извини, Максим, это никакая не антология, на самом деле «Книга для таких, как я» это, во-первых, сборник моей эссеистики, во-вторых это переиздание моей книжки «Идеальный роман», а в-третьих, это «Азбука современного (извините за выражение) искусства».
Н. ТАМРАЗОВ Вот так, издатель.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Максим, говорите понятно.
Н. ТАМРАЗОВ Понятно, что я издаю. Итак, уважаемые игроки, делайте ставки.
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Идем дальше.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Хочу спросить, Света. Нет ощущения раздвоения личности? Макс это Макс, а Светлана это Светлана. Как это вообще происходит, когда вы начинаете писать?
Н. ТАМРАЗОВ Да тут раздвоение миров, не только личности.
М. ФРАЙ Вы знаете, я думаю, что мне сейчас, заламывая руки, корчить из себя главного городского шизофреника не имеет смысла, но мы скажем, что подобное раздвоение личности знакомо, в принципе, большинству людей. Ну вот условно говоря, вы сейчас, здесь, в эфире и вы у себя дома на кухне за чтением какого-нибудь журнала и за чашкой кофе, это же немножко разные состояния сознания, я не говорю разные люди, это разные настроения, это разная степень концентрации, это разная способность вот сейчас беседовать.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я знаете, о чем спрашиваю, Светлана, не думаете ли вы об этом, когда вы пишете, что это пишет не Светлана, а Макс?
М. ФРАЙ Нет, вы знаете, я когда пишу, я тогда пишу, я не думаю, я слишком занята работой, чтобы сидеть и рефлексировать на тему, кто пишет. Когда я встаю из-за компьютера, иду пить чай на кухню, понятно, что чай пью я, у меня таких проблем нет, я не усложняю себе жизнь такими вопросами.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вот, кстати, ваша жизнь в Одессе, это 80-е годы, да?
М. ФРАЙ Это 80-е годы, да.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это время в Одессе, наверное, в Москве это были 70-е, наверное, такое диссидентство некоторое
М. ФРАЙ Вы знаете как, у нашего поколения были такие проблемы, т.е. диссиденты все были вокруг взрослые. Вот мы, люди, которые закончили школу в 82, 83, 84, нам с ними, со взрослыми диссидентами, было скучно примерно так же, как скучно было со своими школьными, потом университетскими учителями, разные поколения. Поэтому нам, молодежи, не имеющей даже никакого представления о словосочетании «молодежная субкультура», приходилось эту субкультуру для себя взращивать. И понятно, что некоторые мальчики, девочки, которые попроще, они отращивали волосы, надевали себе браслетики и шли в хиппи, другие мальчики, девочки попроще, они себе выстригали гребни, красили, какие-то серьги, булавки и шли в панки. А если при этом хотелось заниматься какой-то общественно полезной деятельностью, вот приходилось идти и заниматься современным искусством. Я вам скажу честно, выбора даже особого не было, у меня в «Азбуке современного искусства» есть, на самом деле, большая на эту тему статья об особенностях провинциальной никомуненужности, там очень много об этом опыте. К сожалению, у нас сейчас просто не хватит времени об этом рассказывать, потому что я о своих наблюдениях и об этой молодежной субкультуре 80-х, я могу рассказывать, конечно, часами, но не в этом формате.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас мы обратимся к пейджеру, потому что приходят ответы, здесь и вопросы. Давайте так, очень сжато, чтобы еще разыграть.
М. ФРАЙ Давайте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ «Мне на одном Интернет-форуме сказали, пишет Константин Владимирович из Санкт-Петербурга, что Макс Фрай это российский Раймонд Кено. Каково ваше мнение?»
М. ФРАЙ Вы знаете, я не знаю, кто такой Раймонд Кено, к сожалению.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так, идем дальше. «Выбор вашего псевдонима как-то связан с американским сериалом «Футурама».
М. ФРАЙ Американский сериал «Футурама» появился
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Там главный герой Макс Фрай.
М. ФРАЙ Нет, я знаю, я смотрела пару мультиков. Но псевдоним появился в 1995 году, да, сериал «Футурама» у нас, по-моему, в прошлом году появился на экранах телевизора.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Все понятно, дальше. Михаил: «Светлана, подверглось ли новое издание «Лабиринтов Ехо» какой-либо авторской правке, как это было с предыдущим изданием книги «Гнезда Химер»?»
М. ФРАЙ Значит, все книги, которые выходили в издательстве «Амфора», они подверглись жесточайшей авторской правке, поскольку автор вымарывал, с одной стороны, свою собственную юношескую былую неумелость, с другой стороны, неумелость, я бы сказала, буквально саботаж былых старых редакторов, которые просто сознательно портили тексты. Т.е. это другие, это абсолютно другого качестве тексты.
ОТВЕТ НА ВОПРОС, ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Идем дальше.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Я хотела спросить у Максима. Вот здесь две книжки Сергея Кузнецова, человека, достаточно известного, это два романа из его трилогии, так я понимаю, детектива.
М. ПЕТРОВ Совершенно верно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вот расскажите немножечко о них.
М. ПЕТРОВ Это будущая детективная трилогия, третья книга должна появиться в этом году, т.е. вся трилогия должна быть датирована 2003 годом. Первый роман «Семь лепестков», как я уже сказал. Это настоящий детектив, во-первых, скажем так.
М. ФРАЙ Это психоделический детектив.
М. ПЕТРОВ Да, мало того, что детектив это просто, это еще и психоделический детектив. Это 94 год, расследование убийства, связанное с употреблением различных веществ, расширяющих сознание. Герой, входя в некий транс, совершенно успешно со всем справляется и все расследует и выходит победителем. Значит, следующая книга «Гроб хрустальный» это тоже детективный роман, самостоятельный роман, каждую книгу можно читать отдельно, можно начинать с «Гроба хрустального», но сам Кузнецов советует начинать все-таки с «Семи лепестков», поскольку хронологически эта книга является первой. Так вот «Гроб хрустальный» это уже детектив о 96 годе, о начале русского Интернета, у истоков которого, в общем, Кузнецов стоял среди прочих, соответственно преступление опять же расследуется при помощи Интернета, электронной почты и этих всех нововведений для 96 года.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Максим, хочу еще спросить, что у вас есть серия молодых женщин-писателей, по-моему, да?
М. ПЕТРОВ Не столько женщин, сколько серия «Yes-Press», которая включает в себя произведения, в которых взгляд на мир
Е. КАНДАРИЦКАЯ Глазами женщин?
М. ПЕТРОВ В которых женщины не только авторы, но в которых мир показан глазами молодых женщин. Значит, что это такое? Первая книга серии роман Зоэ Дженни, молодой швейцарской писательницы, книга называлась «Комната из цветочной пыльцы», героиня девушка совсем молодая, по-моему, 18 лет, входит в большую жизнь, соответственно, испытывает разные проблемы и трудности, связанные с этим вхождением, пытается как-то координировать себя в этом прекрасном и яростном мире, скажем так. Совершенно не факт, что авторы всех книг женщины, поскольку, например, есть такое роман в серии «Yes-Press» «Мануэлла», это написал французский журналист, уже пожилой человек Филипп Лабро, он тоже смотрит на мир глазами 17-летней девочки по имени Мануэлла, в общем, те же самые проблемы, что у Зоэ Дженни, освещает. Серия «Yes-Press» будет продолжаться, в нее входит достаточно любопытные книги.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте мы сейчас еще разыграем, давайте более крупный приз поставим, давайте по две книги.
Н. ТАМРАЗОВ Максим, у нас совершенно свободно красное поле.
М. ПЕТРОВ Давайте поставим вот как раз то, о чем мы говорили, два романа Сергея Кузнецова «Семь лепестков» и «Гроб хрустальный».
Н. ТАМРАЗОВ Замечательно. Что прибавим к черному полю, а то не равновесие?
М. ПЕТРОВ Давайте к черному полю поставим «Книгу извращений».
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте увеличим приз. Увеличиваем приз. Можем увеличить приз?
М. ПЕТРОВ Можем.
Н. ТАМРАЗОВ Да, если есть возможность у Максима, конечно, увеличим.
М. ПЕТРОВ Давайте добавим на красное поле
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте и на красное Сергея Кузнецова, и на черное.
М. ПЕТРОВ Давайте.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РОЗЫГРЫША
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У меня вопрос к писателю Максу Фраю (Светлане Мартынчик). Светлана, вот скажите мне, вот люди, которые, может быть, не держали в руках ваших книг, которые, как мы говорим, написаны вот в таком несколько похожем жанре, такой вот свой фэнтези, если говорить грубо, конечно, все полно разных нюансов, вот чем это, например, отличается от привычного жанра фэнтези? Почему я я всегда ставлю такой вопрос от имени радиослушателей почему я, приходя в книжный магазин, должен купить не «Властелин колец» и не десятки авторов, последователей именно этого направления, а купить вот ваш мир, познакомиться с вашим миром?
М. ФРАЙ Матвей Юрьевич, а у меня взгляд на это дело такой, что вы, во-первых, не должны, я своих читателей уговаривать не буду и обещать им ничего не буду.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет-нет, поверьте мне, здесь нет уничижения с вашей стороны. Это информационная передача, ну просто мы говорим, почему этот мир, чем он интересен?
М. ФРАЙ Есть очень много причин. Причина 1 во-первых, я умница и гений, я пишу лучше всех на свете.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нет вопросов, все, да.
М. ФРАЙ По-моему, хорошая причина, правда? Во-вторых, вообще главная причина, почему, потому что вы Толкиена уже давным-давно прочитали. Понимаете, мне очень трудно поверить в читателя, который всю жизнь читает книги одного и того же автора. Я, честно говоря, сама читатель страстный, я с трех лет читаю, я понимаю, что, вообще, книжки, они быстро заканчиваются. И одна из причин, по которой читателям имеет смысл почитать книги Макса Фрая, это простое человеческое любопытство.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Понятно.
М. ФРАЙ Это достаточная причина. Обещать я ничего не буду, кому-то понравится, кому-то нет. Я знаю совершенно точно, что людям, условно говоря, похожим на меня, людям, с которыми мы могли бы подружиться, эти книги понравятся. Людям, которые, просто увидев меня, морщатся от отвращения, понимают, что я могу стать главным врагом их жизни, книжки не понравятся. Понимаете, мои книжки читать все равно что со мной дружить, одни подружатся, другие не подружатся.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Света, я хотела спросить, а экранизировать ваши книжки можно, возможно?
М. ФРАЙ Вы знаете, теоретически говоря, наверное, возможно все, но на практике, я не знаю, все предложения, которые звучали в моей жизни, они были ужасные, они были абсолютно несерьезные, в общем, люди, которые их делали, они это тоже как-то быстро понимали. Мне кажется, что, честно говоря, идеальным выходом была бы мультипликация. Условно говоря, если бы пришел ко мне режиссер, который сделал мультик «Унесенные призраками», я бы с него и денег не взяла, я бы сказала вот только делай, родной, ты только делай. Но как-то вот живет, совершенно несчастный человек, и не знает, что на свете есть мои книжки, которые можно экранизировать.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вы уже сказали, я думаю, что, наверное, кто-то все-таки подумает и, может быть, и возьмется.
М. ФРАЙ Миузаки напишет письмо разве что.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот мы здесь оставляем некоторые книги, нам любезно предоставляет Максим Петров и Светлана Мартынчик, эти книги мы еще будем разыгрывать, они идут в наш фонд. Интересно. Друзья, я напоминаю, что мы познакомились с издательством «Амфора», Санкт-Петербург, и пришел к нам Макс Фрай. Вот книжки эти у нас есть, и мы их проиграли. Хорошее дело.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Хочу Максиму задать последний вопрос. Скажите, а вы переиздаете книги, уже известные, скажем, зарубежных авторов?
М. ПЕТРОВ Действительно, что-то переиздаем, например, совершенно недавно переиздали «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Помимо того, что издали два его романа впервые, переиздали и «Гнездо кукушки».
М. ФРАЙ Простите, можно я перебью, просто Максим этого не скажет. Просто, как я люблю издательство «Амфора», никто не любит. Я хочу сказать самое главное что издательство «Амфора», это ответ на ваш вопрос тоже, оно родилось, на самом деле, из мечты. Потому что жил вот Вадим Борисович Назаров, он тогда еще в издательстве «Азбука» работал, служил главным редактором, и у него была мечта издать серию «Библиотека Борхеса», у него была мечта, он с этой мечтой жил долго, несколько лет. Я иногда приезжала к нему по делам, мы пили чай, и он, вздыхая, говорил, какая у него есть мечта издать эту серию и как эта мечта, наверное, никогда не осуществится. Так вот, я вас уверяю, издательство «Амфора» возникло, потому что сила этой мечты была такова т.е. издательство «Амфора», оно возникло для того, чтобы издать «Библиотеку Борхеса». Поскольку как бы цель не самая худшая, совершенно неудивительно, что дела и дальше пошли так хорошо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну что ж, спасибо вам большое. «Книжное казино» было в эфире. Светлана, приходите, приводите с собой Макса Фрая, вашего доброго приятеля. Спасибо вам за книги. Спасибо Максиму Петрову из издательства «Амфора». Ну, радиослушатели уважаемые, будете в книжном магазине, поинтересуйтесь. Итак, у нас в гостях был Макс Фрай и Максим Петров, издательство «Амфора».



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире