'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА Добрый день! Наши гости — Сати Спивакова, актриса, автор книги «Не всё», Алексей Кастанян, главный редактор издательства «Вагриус».
С. СПИВАКОВА Добрый день!
К. ЛАРИНА Как вы сказали, по образованию актриса, по призванию жена великого музыканта. Сати сейчас пробует себя в разных ипостасях, и на ТВ есть ее программа «Сати», и вот вышла книга Сати Спиваковой «Не все» в издательстве «Вагриус». Поэтому у нас в гостях у нас и Алексей Кастанян.
А. КАСТАНЯН — Добрый день!
К. ЛАРИНА Кроме того, у нас есть еще много авторов, и книги эти вы сможете получить, если правильно ответите на вопросы, которые я задам после выпуска новостей. Я хотела бы сначала задать музыкальный вопрос Сати. Т.к. закончился конкурс Чайковского, вы наверняка посещали какие-то программы, вот ваши впечатления?
С. СПИВАКОВА Во-первых, должна сознаться, я очень мало посещала выступлений по очень личным причинам мне очень сложно слушать скрипачей. Не потому, что я с детства не люблю музыку, а потому что мне сложно слушать скрипачей. Потому что я настолько это все знаю, что вдруг ловлю себя на том, что я страдаю.
К. ЛАРИНА А как же Владимир Теодорович слушает?
С. СПИВАКОВА Меня вчера спросили после оглашения результатов, за кого вы болели, и я сказала я  болела за Спивакова, потому что действительно мне очень было его жалко. Это оказалось очень сложным, быть председателем жюри. Вот он ведет конкурс Пабло Сарасаты в Испании с 1990 года, там это проще. А здесь такая ответственность, все-таки конкурс Чайковского, и конечно, это было непросто. Конечно, жюри, это разные индивидуальности, прежде всего люди со своими какими-то специфическими мнениями. И все это привести к общему знаменателю Конкурс получился сложный, я говорю о скрипачах, очень высокий уровень. И в то же время нервная организация конкурсантов в связи с ощущением сложности и ответственности, были какие-то разочарования в финале. И в результате решили не присуждать первое место, что было неожиданным, но мне кажется, справедливым.
К. ЛАРИНА В любом случае, конкурс, экзамен это всегда стресс, для творческого человека особенно. Думаю, вам это знакомо. Вы вообще экзамены любили сдавать? Так, срашноватые ощущение, да?
С. СПИВАКОВА — Да. Но конкурс это большое событие, в любом случае.
К. ЛАРИНА Давайте теперь перейдем к книге «Не все». Почему не все-то? могли бы и все рассказать.
С. СПИВАКОВА Нет, еще не могу.
К. ЛАРИНА Сами писали книгу?
С. СПИВАКОВА Частично да. Частично наговаривала, а потом от руки переписывала, т.к. компьютером не владею. В общем, все писала сама, и в то же время, если бы не было прежде всего такого помощника и наставника, как мой редактор Е. Д. Шубина, которая, к сожалению
К. ЛАРИНА Знаем, знаем, лучший редактор всех времен и народов.
С. СПИВАКОВА Для меня да. Если бы ее не было, конечно, книжка бы не получилась. Это было бы, какая-то, наверное, была бы бесформенная масса строчек, слов, мыслей. И ничего бы не вышло без нее.
К. ЛАРИНА А страсть к литературному творчеству у вас вообще наблюдалась в жизни раньше?
С. СПИВАКОВА — Да-да, я всегда писала.
К. ЛАРИНА Что писали? Дневники вели, наверное?
С. СПИВАКОВА Стихи, рассказы. Нет, дневников никогда не вела, но я записывала какие-то впечатления. Потом мне часто, когда я очень сильно волнуюсь, происходит что-то важное в жизни или какой-то конфликт в жизни, пока я не сяду и все не запишу, что произошло, я не могу иногда сформулировать свое отношение и где-то придти для себя к равновесию.
К. ЛАРИНА Вообще, конечно, для мемуаров рановато. Как это вы так?
С. СПИВАКОВА Вот, сложилось. Но это не мемуары, в том-то и дело. Я бы сказала, что это некоторые наброски прежде всего о тех людях, с которыми мне довелось общаться в жизни, потому что, понимаете, есть, несмотря на мой еще не очень преклонный возраст, вдруг я поняла, что люди, с которыми меня судьба столкнула и которые в чем-то сформировали мое мировоззрение, взгляд на мир, обогатили, дали как-то толчок личностный, их уже нет. Я поняла, что меня с ними разделяло целое поколение. Я недавно прочитала где-то, что Тынянов говорил, что можно просчитать, сколько рукопожатий отделяет нас от великих личностей. И вдруг я поняла, что меня через того же Бернстайна или Менухина отделяет одно рукопожатие от людей, которые, кажется, что жили действительно в другом веке. А их уже нет. А память все это вымывает, остаются какие-то общие черты, а детали уходят.
К. ЛАРИНА А память хорошая у вас?
С. СПИВАКОВА Всегда считалось, что неплохая. Вот я и решила все собрать срочно, записать, а то потом все забуду.
К. ЛАРИНА Но мучились, так, когда вспоминали, и что-то не могло вспомниться?
С. СПИВАКОВА Я старалась специально не Т.е. я пыталась что-то искусственно восстановить в памяти, и понимала, что это провал. Поэтому я как-то решила написать действительно именно то, о чем я помню, как будто это было сегодня или вчера.
К. ЛАРИНА Алексей, а вы наверняка обращались с аналогичной просьбой написать книгу к знаменитому супруги Сати?
А. КАСТАНЯН — Обращался. Но, к сожалению, Владимир Теодорович человек сверхзанятой. У нас были с ним предварительные разговоры, и надеюсь, что это когда-нибудь воплотиться в жизнь. Но судя по всему, не сейчас.
К. ЛАРИНА А каким образом ваше сотрудничество началось с Сати?
А. КАСТАНЯН — Дело в том, что я сначала знал, естественно, нашего автора по ее телепрограмме. Должен сказать, что к женскому ток-шоу вообще на ТВ я питаю стойкое отвращение. Но уж не знаю, какой был замысел у ОРТ, но пускал он ее заполночь, а это самое мое хорошее время, когда я еще что-то могу смотреть, читать и т.д. Почему мне эта передача понравилась? Во-первых, потому, что она наша передача. В этой передаче, кстати, очень многие наши авторы участвовали Юрский, например, с которым мы недавно здесь встречались. Эта передача не ставила целью своей показать ведущего. Это был полноценный хороший, на равных диалог ведущего и собеседника. Можно сказать, что это была интеллигентная передача
К. ЛАРИНА Она есть! Пожелаем ей долгой жизни!
С. СПИВАКОВА Не накаркайте, ее нет уже 1,5 месяца в эфире из-за футбола.
А. КАСТАНЯН — Я был бы очень рад, если эта передача будет иметь долгую и полноценную жизнь. И я понял, что суть этой передачи наша, стало быть, и ведущая наш человек.
К. ЛАРИНА Стоит обратить внимание, что закадровый текст Сати сама пишет в этой программе, что немало важно, в других программах коллективные авторы обычно этим занимаются. И что дальше? Вы как-то оговаривали жанр книги, что это будет? Вообще, как происходит эта внутренняя работа с автором?
А. КАСТАНЯН — Автор уже предоставил материал какой-то, естественно. Мы не планировали эту книгу, но было уже понятно, что здесь будут присутствовать в качестве персонажей личности уникальные, и что рассказано об этих личностях будет не поверхностно.
К. ЛАРИНА Все это очень субъективно, Сати, наверняка?
С. СПИВАКОВА Думаю, что да, конечно.
К. ЛАРИНА Насколько я понимаю, вы же их там не рассматриваете как музыкантов, да?
С. СПИВАКОВА Нет, я действительно попыталась Если хотите, я вот думала, несколько деталей о каком-то очень известном человеке, о котором написаны тома, есть официальные биографы, сказаны все слова, сделаны передачи, книги. А вот оказываешься в какой-то ситуации жизненной, и видишь, как этот человек реагирует или действует. И я понимаю потом, что это видела только я в этот момент. И может быть, кому интересен этот человек, будет это интересно. Или же если о выдающейся личности ничего не известно или известно широким массам не все, может быть, какие-то детали моих рассказов, вызовут интерес побольше узнать, прочитать, вспомнить. Вот с этой только точки зрения. Я не претендую на роль биографа или истины в последней инстанции. Хотя я старалась ничего не придумывать.
К. ЛАРИНА Не лукавите, да.
М. ПЕШКОВА В книге очень хорошие фотографии. Чем вы руководствовались, когда отбирали их?
С. СПИВАКОВА Мы отсекали все, что можно было отсечь, даже если было жалко. Я же в первый раз сталкиваюсь с тем, как рождается книга. Для меня было новостью, скажем, что должно быть строгое определенное количество фотографий, как их компонуют. И работал замечательный тоже художник Света Виноградова, мы с ней вместе сидели и отбирали, и говорили ой, жалко эту, но вот эту нужно. Чем-то надо было жертвовать. Фотографии все из моего архива. Мы постарались как можно полнее отобразить этот видеоряд, видеоряд тех, о ком книжка сделана. Потому что я понимала, что те, кто откроют книгу, это нормальная человеческая реакция, первым делом смотрят фотографии.
К. ЛАРИНА «Письмо моему мужу» — последняя глава книги. А много ли вообще в этой книге о муже?
С. СПИВАКОВА Я написала в предисловии, это действительно была моя мысль, я хотела, чтоб связующей нитью через всю книгу прошел бы его образ. Потому что все, о чем я пишу, так или иначе связано с ним. Все люди, с которыми я встречалась, тоже, это все о нем. И книга не о нем, и все равно она о нем. Вот так вот как бы линией, нитью это все связалось.
К. ЛАРИНА Это не совместное творчество?
С. СПИВАКОВА Нет. Не вмешивался, и даже скромно молчал и ждал, как он говорит, пока с барского стола ему перепадало несколько глав, которые я давала прочесть, чтобы на нем проверить.
К. ЛАРИНА Книга Сати Спиваковой называется «Не все», которую вы получите, если ответите на вопросы, которые я задам после новостей.
НОВОСТИ.
К. ЛАРИНА Сати, в футболе наверняка за Испанию болеете, да?
С. СПИВАКОВА Я не болею вообще.
К. ЛАРИНА Ну ладно, поддержите испанцев, вы же их любите, я знаю. хороший народ испанский?
С. СПИВАКОВА Всякий народ хорош. Конечно, хороший народ.
К. ЛАРИНА Итак, вопросы для розыгрыша.
(ВОПРОСЫ)
К. ЛАРИНА Алексей, скажите, а почему книга Сати Спиваковой не вышла в серии «Мой 20 век»?
А. КАСТАНЯН В серии «Мой 20 век» я традиционно предпочитаю публиковать именно то, о чем мы говорили мемуары, которые написаны уже на склоне лет человеком, в которых действительно есть некая концепция жизни. И которые, скажем так, потом переписать уже невозможно. Предпочитаю работать так. Что же касается Сати, то я считаю, что эта первая книга, безусловно, не явится последней, а уж мемуары
К. ЛАРИНА Лет через 25-30 пожалуйста, «Мой 20 век» будет издавать новую книгу Сати Спиваковой. Алексей, скажите еще несколько слов о тех книгах, которые сегодня есть еще в нашем игровом поле. Что для вас здесь самое дорогое?
А. КАСТАНЯН — Здесь можно отметить то, что мы привезли сюда новинки нашей серии «Современная российская проза», и они в основном представлены молодыми писателями, Анастасией Гостьевой, Дарьей Симоновой, Николаем Кононовым. Эта поросль молодых литераторов, в которых мы верим, которых мы хотим издавать и которые, безусловно, с нашей точки зрения представляют будущее нашей литературы. И может быть, это отчасти даже ответ на упрек многих критиков, и наших коллег, что в нашей серии «Современная российская проза» присутствуют уж такие маститые, а молодыми мы не занимаемся вообще. А вот с серией «Малая проза» произошла вещь наоборот. Потому что помимо современных писателей мы начали туда потихоньку вводить произведения малых форм замечательных классиков русской литературы. Доказательство тому издание книг Бунина и Куприна. Рассказы, повести, прекрасное чтение.
К. ЛАРИНА Понятно, что сегодня литература, как и все остальные виды искусства, все равно развивается по законам шоу-бизнеса. Такое понятие как раскрутка есть и в литературном творчестве, на книжном рынке тем более. Вот вы сказали про молодых, которых вы выпускаете. У нас же набор имен достаточно скромный, если судить по рейтингам. Пелевин, Сорокин, Сорокин, Пелевин Которых, кстати, уже с трудом можно назвать молодыми писателями, но они по-прежнему в этой нише пребывают. Вот каким образом надо предлагать такой товар неизвестных имен на книжном рынке? Здесь есть тоже какие-то особые приемы, для того, чтобы раскрутить имя неизвестного писателя?
А. КАСТАНЯН — Все же я не стал бы говорить, что книжный бизнес сугубо строится по законам шоу-бизнеса. Но естественно, какой-то элемент рекламы тут должен присутствовать. Об этих писателях не стыдно и говорить, не стыдно предлагать распространителям. Да и то, что ни выходят в нашем издательстве, и в серии, которая достаточно известна, это тоже своеобразная помощь молодому автору, чтобы попасть на рынок.
М. ПЕШКОВА Прошло 10-летие, его очень хорошо отметило ваше издательство, была серия вечеров в музее Пушкина. Я хотел узнать, какую роль играет служба пиара в вашем издательстве по популяризации ваших авторов? Как вы определяете место этой службы?
А. КАСТАНЯН — Играет, естественно, очень большую роль в продвижении наших авторов на рынок. В частности, наших молодых авторов. Доказательством этому достаточно серьезное наше присутствие на медийном рынке, в частности, в СМИ. Другое дело, что на ТВ, конечно, книгам уделяется гораздо меньше внимания, чем могли бы уделять. И безусловным лидером телевизионного разговора о книгах является Саша Шаталов с его программой «Графоман»
К. ЛАРИНА Единственная программа, потому что все остальные коммерческие передачи.
А. КАСТАНЯН — К сожалению, ничего больше, потому что анонс книг с указанием почтовых ящиков и всего остального я книжной программой, к сожалению, счесть не могу.
К. ЛАРИНА Как вы вообще относитесь к рекламе книжной?
А. КАСТАНЯН — К сожалению, она нужна.
К. ЛАРИНА Ну, а как все-таки читателю разобраться, что достойно покупки, а что нет? Это то же самое, как с лекарствами а не дурят ли нашего брата? Лекарств же такое количество рекламируют. Есть ли какие-то критерии для обыкновенного человека, который смотрит ТВ?
А. КАСТАНЯН — Обыкновенный человек все-таки у нас сейчас делится на 2 части те, кто привык к чтению, и те, кто к нему никто не привыкнет. Для людей, не привыкших к чтению, да, рекламу надо строить исключительно по законам шоу-бизнеса. Т.е. долбить, и еще раз долбить. Для людей, привыкших к чтению, традиционная реклама, мне кажется, не оказывает такого большого влияния. Они больше привыкли доверять издательской марке, издательской аннотации. В конце концов, это люди, которые регулярно следят за новостями культуры как таковой. И появление нового имени это уже повод для того, чтобы заинтересоваться.
К. ЛАРИНА Ну, вы еще забыли сказать спасибо радио «Эхо Москвы»!
А. КАСТАНЯН — Если бы я благодарил «Эхо Москвы» за наше сотрудничество, мне не хватило бы всей этой передачи!
М. ПЕШКОВА А я хотела узнать, какая ближайшая книжка выйдет в серии «Мой 20 век»?
А. КАСТАНЯН — В этой серии ближайшая книга мемуары академика Арбатова.
К. ЛАРИНА Итак, отвечаем на вопросы.
(ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ)
К. ЛАРИНА Ну, что, заканчиваем нашу программу. Майя, последний тебе вопрос.
М. ПЕШКОВА Мне хотелось узнать, Сати, вот теперь, когда книга уже живет своей жизнью, что вы испытываете, каковы ваши чувства? Вот эта книга, я ее показываю маме, девочкам своим и т.д. Хочется ли вам снова взяться за перо? Что хочется делать?
С. СПИВАКОВА — Не знаю даже, как вам объяснить. Это чувство какой-то странной вдруг пустоты. Нет, правда, хочется что-то делать. Но думаю, что я пока подожду. И она только начинает жить. Это как у новорожденного спросить ну, а вот что теперь вы испытываете? Разные, смешенные чувства. Ну, посмотрим. По-моему, она только появилась в продаже. В общем, писалось-то она не для мам, детей, близких родственников и друзей, а для людей, которых я не знаю.
К. ЛАРИНА Но приятные ощущения, скажите, вот книжку получить, которую вы написали? Подержать ее в руках?
С. СПИВАКОВА Не могу даже ответить Смешанные Стараюсь как-то к ней не прикасаться пока.
К. ЛАРИНА Но наверняка вам захочется еще написать. Вам надо художественную прозу писать.
С. СПИВАКОВА Постараемся!
К. ЛАРИНА Не детективные романы, конечно
С. СПИВАКОВА Нет-нет, я не смогу!
К. ЛАРИНА И традиционный вопрос к Алексею по поводу творческих планов, что у нас в ближайшее время будет выходить в издательстве «Вагриус»?
А. КАСТАНЯН — Наши творческие планы сейчас достаточно обширны. Это и продолжение и традиционных серий, как «Мой 20 век», и «Современная проза» возможно, с грядущей сменой оформления всего этого. Это и достаточно большой портфель серии «Литературные мемуары», которыми уже давно хотелось бы заняться серьезно. Но сейчас накоплен достаточно большой портфель, который мы планируем представить. Это и хорошо сделанные мемуарная проза Виктора Шкловского, и Киплинг, и Стивенсон, и Надежда Тэффи. В этом направлении мы бы хотели поработать. А так же книги, воспоминания Георгия Жженова, но там воспоминания будут вместе с прозой. У него выходила проза, но сейчас еще будут главы из воспоминаний. Это новая книга Э. Радзинского о Наполеоне и воспоминания Э.А. Рязанова о его работе на ТВ.
К. ЛАРИНА Кстати, как раз к юбилею у него же в декабре 75 лет. Большое спасибо нашим гостям! А в нашей студии были Сати Спивакова, актриса, автор книги «Не всё», Алексей Кастанян, главный редактор издательства «Вагриус». И книга Сати уже есть на прилавках крупных магазинов. Спасибо!

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире