'Вопросы к интервью
27 апреля 2014
Z Книжное казино Все выпуски

Новый роман «Соотношение сил»


Время выхода в эфир: 27 апреля 2014, 14:08

К.ЛАРИНА: Начинаем программу «Книжное казино». В студии ведущие передачи Ксения Ларина и Майя Пешкова.

М.ПЕШКОВА: Добрый день.

К.ЛАРИНА: И в гостях у нас сегодня Полина Дашкова.

П.ДАШКОВА: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте. Итак, ядерный взрыв на обложке, книга называется «Соотношение сил», издательство АСТ. Книга, которая только-только вышла. А какие книги у нас сегодня еще на игровом столе скажет Майя.

М.ПЕШКОВА: Да, книга «Источник счастья», вторая часть книги придет к нам в понедельник.

К.ЛАРИНА: Хорошо. Я задаю вам 1 вопрос: где и когда появился так называемый коктейль Молотова? +7-985-970-45-45.
По традиции предоставляю вам на ш еженедельный рейтинг. Топ составлен на основе данных о лидерах продаж, предоставленных тремя крупнейшими книжными магазинами Москвы:
 — «Московский Дом книги»
 — «Библио-глобус»
 — «Москва».
Радостное событие, редко бывает так, когда писатель в студии и в рейтинге. И вот у нас Полина Дашкова со своей книжкой вот уже сейчас на первых строчках – на 4 месте, я с этим Полину поздравляю.

П.ДАШКОВА: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Чуть ниже Михаил Веллер «Любовь и страсть», чуть ниже Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества». На 3 и 2 месте Дина Рубина с книгами «Русская канарейка. Желтухин» и «Русская канарейка. Голос». А на 1 месте Захар Прилепин «Обитель».
Давай расскажем, что в основе, какой исторический фон.

П.ДАШКОВА: Да, здесь события весьма конкретные, 40 год. Замысле возник, когда я писала роман «Пакт», я не собиралась писать продолжение, но я думала то том, что хорошего могло произойти перед датой 22 июня 41 года. Я не могу писать романы без счастливого финала. Мне нужен какой-то катарсис в конце.
Я наткнулась на проект немецкого уранового проекта. И я узнала, что, во-первых, воюющая Германия оказалась единственным государством, которое всерьез занялось производством атомной бомбы. Практически все физики и химики Германии: от нобелевских лауреатов до рядовых делали бомбу для Гитлера. И все вело на волоске, они могли ее сделать, но не сделали. И я придумала историю, почему они ее не сделали. На самом деле, это неизвестно.

К.ЛАРИНА: Даже были у нас какие-то по этому поводу и фильмы…

П.ДАШКОВА: Документальный был, да. О том, что немцы делали бомбу, стало известно сравнительно недавно. Сам проект был засекречен. Потом работало в 45 году НРЗБ, т.е. англичане и американцы шли по следу этого немецкого уранового проекта. Дело у меня происходит не только в России, но и в германии, и в Швейцарии. И действуют у меня самые обычные люди.

К.ЛАРИНА: Случайно попавшие?

П.ДАШКОВА: Да, все начинается со случайности, когда один из героев узнает, что в принципе такое может быть. Никакие разведки ничего сделать не может. на тот момент никто всерьез эту проблему не воспринимал.
Есть такое понятие круговая порука добра. Разные люди, они живут в разных странах, никто из них не нацист изначально. И вот они создают такую цепочку, которая останавливает немецкий урановый проект. Т.е. они ставят подножку этому делу. Вымышленные герои у меня действуют рядом с вымышленными героями.
Писала я его 2 года. Сначала мне надо было освоить эту тему.

К.ЛАРИНА: То, что предшествует написания, это грандиозная работа.

П.ДАШКОВА: Да, но это безумно интересно.

К.ЛАРИНА: А зачем это все писателю?

П.ДАШКОВА: Интересно.

К.ЛАРИНА: А потом же хочется впихнуть все свои знания?

П.ДАШКОВА: Да, но это невозможно.

К.ЛАРИНА: От чего-то же нужно отказываться.

П.ДАШКОВА: Нужно самой это все понять, переварить, потом изложить так, чтобы люди сведущие не нашли там никаких ляпов, а несведущие не заскучали. Но поскольку это все-таки беллетристика, это человеческий фактор.

К.ЛАРИНА: Что касается персонажей, а наши люди-то там есть?

П.ДАШКОВА: Естественно.

К.ЛАРИНА: А любовная история?

П.ДАШКОВА: Обязательно, без любовной истории я не пишу. Там действует один из моих любимых героев Илья Крылов, который был в «Пакте», и там действует мой самый любимый герой Оси, который появился в «Источник счастья», здесь он взрослый, зждесь он шпион и корреспондент, который ездит по фронтам.

К.ЛАРИНА: Он разведчик советский?

П.ДАШКОВА: Нет, он тайно сотрудничает с людьми в СССР, просто из симпатии, он английский разведчик. Но у него никаких симпатий к СССР и к Сталину нет. Он берется участвовать в этом с точной гарантией, что в СССР бомбу не делают.

К.ЛАРИНА: Пока мы говорили, у нас пришла первая партия победителей, которые правильно ответили на вопрос. А теперь правильный ответ.

П.ДАШКОВА: Да. Изначально это называлась коктейль для Молотова, это финны изобрели. По одной версии, бутылки с горючей смесью стали изготавливать на финских алкогольных заводах. В финской литературе встречается утверждение, что в самой Финляндии бутылки с зажигательной смесью получили название «коктейль для Молотова», однако иностранные журналисты переиначили название в «коктейль Молотова».

К.ЛАРИНА: А интересно сейчас по тому же рецепту.

П.ДАШКОВА: Не знаю, наверно, просто бутылки заливают и бросают. Это как снаряд.

К.ЛАРИНА: Марат нам пишет, что по БиБиСи показывали фильм про атомную бомбу, запуск не состоялся из-за нехватки времени.

П.ДАШКОВА: Ну, это одна из версий, на самом деле. На самом деле, и времени у них было достаточно, запуска там никакого не произошло. Им фатально не везло, там была сильная конкуренция, в группах в разных горах был запрет на информацию. Манхеттенский проект в Америке это была такая мощная сплоченная команда, которая работал в единстве. Также и наш атомный проект.

К.ЛАРИНА: Сейчас выпуск Новостей, потом продолжим.



НОВОСТИ



К.ЛАРИНА: Возвращаемся в программу. Некоторые персонажи у Полины путешествуют из книжку в книжку, почему такая любовь?

П.ДАШКОВА: Своих героев надо любить, но люблю не всех. К некоторым привязываюсь, они у меня становятся живые как талисманы.
Сначала когда я заканчиваю роман, я испытываю такую бурную радость внутреннюю, а потом тоску, т.к. как же я без них буду жить. Вот Осю Каца я возьму в следующий роман, дело будет происходить в 80-е.

К.ЛАРИНА: А мы уже задумали следующий роман?

П.ДАШКОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Это ностольгия по СССР?

П.ДАШКОВА: Нет, совершенно.

Тоже по поводу силиконовых долин?

П.ДАШКОВА: Нет, хватит с меня науки.

К.ЛАРИНА: Политический?

П.ДАШКОВА: Нет, самое главное это человек. Любая политика – это психологическая проблема для конкретных людей. И это всегда проблема выбора. За любой политикой стоит всегда нравственный выбор.

К.ЛАРИНА: Т.е. это канун перестройки?

П.ДАШКОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Полин, значит ли это, что появятся реальные личности, которые жили и творили в эти годы?

П.ДАШКОВА: Вполне возможно, не знаю пока. Кто мне нужен будет, я того возьму, но опять же буду делать это очень корректно и аккуратно.

К.ЛАРИНА: Есть еще один герой, с которым вы не расстаетесь долгие годы и это И.В.Сталин.

П.ДАШКОВА: Да.

К.ЛАРИНА: Вы, наверное, уже все знаете про него.

П.ДАШКОВА: Все про него знать невозможно.

К.ЛАРИНА: Почему он живее всех живых?

П.ДАШКОВА: Потому он не изжит. Магическое сознание не изжито, и не изжит Сталин. Он как вечный темный жрец. А поскольку многие взрослые нуждаются в сказках, поэтому придумываются сказки о нем великом. И такая раздвоенность сознания: с одной стороны, есть было ничего, а с другой стороны – в магазинах все было, и все было хорошо.

К.ЛАРИНА: А здесь есть финская война?

П.ДАШКОВА: Да, подробно.

К.ЛАРИНА: Все самые темные страницы.

П.ДАШКОВА: Да. У меня еще есть такой прием: вот у меня есть мой очевидец Ося, который снимает все на камеру. И он смотрит на все через глазок кинокамеры: и есть вот его глаза, и есть кинохроника, которую об этом снимали. Был такой сталинский кинозал, назывался он «Сектор особых просмотров».

К.ЛАРИНА: А каково работать в жанре исторического детектива сегодня?

П.ДАШКОВА: На самом деле, никто сегодня себя защищенным не чувствует. Пишу, что могу, пишу правду, если нужно ложь, извините, это к другим. Попробуйте поймать на  неправде, все же сохранилось, все есть.
Потом есть ведь совершенно поразительное противоречие, мы ведь православная страна, а у нас запрещено покаяние. Это, кстати, в многом объясняет феномен поклонения Сталину. Мы не можем каяться, мы во всем правы. Да и вообще это все глупость, как обвинение Горбачева в развале СССР, это просто безграмотность.

К.ЛАРИНА: А вы читали формулировки закона о реабилитации нацизма?

П.ДАШКОВА: Читала. Знаете, сколько у нас людей официозных подпадает под этот закон.

К.ЛАРИНА: Мы это обсуждали, и вас это касается как писателя, что нельзя критиковать действия властей во время второй мировой войны.

П.ДАШКОВА: Ну, что делать? Я не критикую, я рассказываю, как было. А что такое геополитика? Это нацистская агрессивная теория, которую сформулировал Хоффер, его учеником и обожателем был тот самый Гесс, идеолог Третьего Рейха. Т.е геополитика это реабилитация нацизма.
История если повторяется, то в виде фарса, сначала трагедия, потом фарс. Ведь опять же кто главный виновник развала ССР? 2 виновника: Сталин, который присоединил те территории, которые не хотели, в конце 80-х оно как раз и вспыхнуло.

К.ЛАРИНА: Да.

П.ДАШКОВА: Не могло это не развалиться, когда было основано на крови и лжи. А второе – это ложь.

К.ЛАРИНА: А сегодня?

П.ДАШКОВА: И сегодня врут. Даже ленту новостей когда читаешь, одна и та же новость перевернута по-разному.

К.ЛАРИНА: В течение дня может измениться до наоборот.

П.ДАШКОВА: Да, поэтому я старюсь сохранять каике-то человеческие контакты. В т.ч. и с Украиной. Ведь у меня же получилось очень все грустно. Роман Балаян хотел экранизировать мой «Источник счастья». Сейчас этого не будет. Там же не будут экранизировать российского писателя. До какой ненависти дошли, это же ужас.

К.ЛАРИНА: Да.

П.ДАШКОВА: И единственное это сохранять человеческие связи, я переписываюсь с сыном Романа – Суреном. Мы делимся тем, что происходит у них и у нас.

К.ЛАРИНА: У нас остается время, чтобы задать вопрос. Мы сегодня много об этом говорили, вам остается только такое резюме сделать. Какое открытие стало основой для создания ядерного оружия? +7-494-363-36-59.
Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, расщепление атома.

П.ДАШКОВА: Близко, но не совсем так.

К.ЛАРИНА: Попробуем еще раз. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Сеня зовут Ольга.

К.ЛАРИНА: Да, Ольга?

СЛУШАТЕЛЬ: Радиоактивность.

П.ДАШКОВА: Это один из шагов.

К.ЛАРИНА: Ну, расщепление, правильно.
Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте.

П.ДАШКОВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Возможно, это цепная ядерная реакция при расщеплении НРЗБ массы.

К.ЛАРИНА: Красиво.

П.ДАШКОВА: Не то.

К.ЛАРИНА: Ало, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Сергей.

К.ЛАРИНА: Да, Сергей?

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, это термоядерный синтез.

К.ЛАРИНА: Нет.

П.ДАШКОВА: Вы все усложняете.

К.ЛАРИНА: Тогда пусть будет смс.

П.ДАШКОВА: Каждый близок.

К.ЛАРИНА: Нам все сейчас пришлют смс. У нас остается время для Книжных Новостей. С Полиной мы прощаемся, спасибо!

П.ДАШКОВА: Спасибо.

Комментарии

10

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

kosh 27 апреля 2014 | 14:19

Дашкова хороша начинала, прекрасные романы с детективной составляющей. "Кровь нерожденных", например. Но потом решила, что она имеет право судить о политике и истории , и пошли в общем-то еще те исторические романы. " Пакт" полнейшая спекуляция на истории, а последний роман является продолжением этого романа. Уже ни динамики, ни правды характеров, ни подтверждений описанным событиям. Чистейшей воды псевдоисторический роман. Уж лучше тогда читать Лажечникова.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

milenna 27 апреля 2014 | 16:23

Прочитала у Полины Дашковой три произведения: "Кровь нерожденных", "Херувим", "Продажные твари". Читала с интересом. Закрученный сюжет, хороший литературный язык, разгадка в конце тайны.
Новые произведения как-то не попадались, так что не могу судить, не читала.
Но хотелось бы познакомиться.
Полина, спасибо.


post_v 27 апреля 2014 | 15:11

Полина Дашкова:
"...Я рассказываю, как было."
"...Маннергейм родился в Петербурге"

Судя по передаче, П.Дашкова может стать одной из первых осужденных по "закону Яровой".


morshoff 27 апреля 2014 | 17:21

Маннергейм в Аскайнене родился . Ну и рассматривать войну-продолжение как прямое следствие зимней войны - явное упрощение .Одно другому во многом способствовало , но и после 12 марта 1940 проводилось прессование финнов , не говоря уже про вероломное без объявления войны нападение 25 июня 1941 . Обращаю внимание , что 25 июня 1941 хронологически позже , чем 22 июня 1941 .


post_v 27 апреля 2014 | 18:37

Вы ещё вспомните взятие Энсо в марте 1940 г.


morshoff 27 апреля 2014 | 19:02

А я и не забывал . Отжали приграничный ЦБК вопреки мирному договору , условия которого сами же и продиктовали , фигурально выражаясь , приставив пистолет к виску . Чернила высохнуть не успели ! Про " Юнкерс " , сбитый по беспределу сталинскими стервятниками тоже помню и до могилы не забуду . И на вопрос почему к рюсся на Западе так относятся и санкции принимают ответ однословный - " Юнкерс " . В отличие от случая с корейским " Боингом " , случай с " Юнкерсом " - полный беспредел , вопиющий акт воздушного пиратства .


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

galafil Galina Slama 28 апреля 2014 | 15:47

Ликбез для писательницы исторических романов:
1. Маннергейм родился в Финляндии. В Петербурге он учился в Николаевском кавалерийском училище.
2. Блокада Ленинграда стала возможной не потому что фины были бы добрее, небудь нападения СССР на их страну в 1939 году, а потому, что после очередного нападения 25 июня 1941 года они в ходе контрнаступления не только вернули занятые советскими захватчиками финские земли, но продвинулись на юг и заняли территории по которым проходили основные пути к Ленинграду.
Уж лучше бы молчала. Может тогда не только безграмотные домохозяйки купили бы новую книгу. Наверняка и там ляпов не меньше, чем в беседе в "Книжном казино".


morshoff 29 апреля 2014 | 14:14

Основные пути к Ленинграду финны не перерезали . Теоретически возможна была доставка лендлизовской тушёнки через северное побережье Ладожского озера по железной дороге . Но эта железная дорога проходила через территорию , насильственно отнятую у финнов . К тому же в таком случае логистически была предпочтительнее " Дорога жизни " .


stardog 03 мая 2014 | 14:34

А почему значок "версия для печати" есть, а самой стенограммы - нет?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире