16 марта 2020
Z Изнанка Все выпуски

Курьер


Время выхода в эфир: 16 марта 2020, 16:05

А.Нарышкин И это действительно «Изнанка», программа о профессиях, меня зовут Алексей Нарышкин, здравствуйте. Сегодня у меня в студии тот, кого многие из нас ждут с нетерпением, когда нас мучает голод. Встречайте, курьер, доставщик еды сегодня наш герой.

Ярослав Добрый день, меня зовут Ярослав, мне 29 лет, я работаю курьером уже больше года.

А.Нарышкин Вы курьер, который занимается едой? Сумки большие… Это про вас. Фастфуд. Обычно у курьеров очень замученный вид. Почему люди так выглядят? Психологически тяжело, потому что клиенты гады, или физически тяжело таскать все время сумку в зной, в стужу и так далее?

Ярослав Насчет усталости, я не скажу, что это прям такая тяжелая работа в плане физической усталости. Эмоционально — может быть. Клиент может чем-то расстроить немножко, не выспался, в конце концов. Если непогода, можешь быть мокрый, с тебя течет вода, дождь, снег…

А.Нарышкин Про физическую усталость. Вот этот рюкзак. Термосы?

Ярослав Да, они способы сдерживать внутреннюю температуру.

А.Нарышкин Сколько можно в него набить еды?

Ярослав Пока трещать лямки не начнут. Килограммов 30-40...

А.Нарышкин А на сколько хватает такого рюкзака? Их же выдают?

Ярослав Выдают. Смотря, как эксплуатировать. Если работать 5/2, постоянно снимать, ставить, где-то он будет лежать, ну, я думаю, за год-то он износится хорошенечко так.

А.Нарышкин Велосипед или самокат? Что у вас?

Ярослав Я сейчас являюсь курьером Яндекс.Лавки, это мото. Я — мотокурьер. Раньше я был пешим курьером, когда в Яндекс.Еде работал, когда разносил из ресторана еду.

А.Нарышкин Яндекс.Лавка на мото, что это дает? Сокращение срока доставки?

Ярослав Значит, в чем разница. В том, что мы, Яндекс.Лавка, доставляется еда из лавки. Со склада. Фастфуд есть, но он не из Макдональдса, не из Бургер-Кинга. От поставщиков.

А.Нарышкин Четкий, проверенный…

Ярослав Да.

А.Нарышкин Вызывающий положительные эмоции.

Ярослав Там только проверенная продукция, которая жестко контролируется по сроку списания и прочее. А Яндекс.Еда — это доставка из ресторанов. В чем еще разница, Яндекс.Лавка — это доставка из одного места, то есть, ты зафиксирован на одной локации, складе. И забрал оттуда заказ, унес, вернулся обратно. И постоянно возвращаешься, забираешь заказы. Если Яндекс.Еда, то это разные рестораны. Упал из Бургер-Кинга заказ, ты его выполнил, через полчаса заказ из Макдональда. И так далее. Разные рестораны, заведения.

А.Нарышкин Раз уж мы про бренды начали говорить. Как курьер, который хочет устроиться, для себя решает: нужно ли ему идти к Яндексу, нужно ли к Деливери. Или пойти в условную Якиторию, у которой собственная доставка. Как вы для себя определяете, почему нужно идти в Яндекс?

Ярослав Ставка была повыше, чем во многих… Чем тот же Деливери и другие курьерские службы, какие есть. Ставка выше и заказов было очень много. То есть, была большая конкуренция, большой объем заказов, прямая зависимость.

А.Нарышкин Как вам пришла мысль, что нужно развозить еду?

Ярослав Я подыскивал подработку. Потому что у меня есть основная работа, у меня сменный график, много выходных. Я могу позволить себе заниматься чем-то еще. Где-то увидел рекламу, что требуются курьеры. И откликнулся на рекламу. Мне перезвонил специалист, пригласил на собеседование, поговорили. Пару дней, устроился…

А.Нарышкин А тренинги? Пройди по прямой, не наклоняй спину, чтобы пицца не съехала…

Ярослав Тут нет такого, чтобы прям тренинги. Просто аккуратнее надо быть, напитки приходится доставлять. Благо, их закрывают, крышки специальные, если небольшая тряска… Крышки так продуманы, при небольшой тряске выплескиваться не будут. Если сумку вывернуть, повернуть… Устраиваешься, активируешься. В день активации тебе надо первую смену отработать.

А.Нарышкин Активация — это регистрация в системе?

Ярослав В офисе получаешь все оборудование, одежду, сумку. И тебе ставят специалиста, где ты хочешь поработать, слот.

А.Нарышкин Это район?

Ярослав Локация. Мини-район. Метро Университет, Раменское, вот так.

А.Нарышкин То есть, здесь учитываются пожелания…

Ярослав При активации — да. Тебе же надо отработать, показать себя. Вообще, понравится тебе или не понравится. А то мало ли чего, ты пройдешь пару километров, ноги стопчешь, ботинки порвешь и недовольный пойдешь домой. Спокойно отрабатываешь смену. А потом еженедельно открывается доступ к заполнению локаций, на всю неделю планируешь себе график.

А.Нарышкин А я могу работать, где хочу? Я уже заинтересовался…

Ярослав Живешь на Сокольниках — ради бога. Есть точка старта на Сокольниках.

А.Нарышкин В спальных районах заказывают больше, чем в центре?

Ярослав Не сказал бы. Что офисники заказывают, что простые люди, семейные. Тут как-то четко невозможно сказать.

А.Нарышкин Мы не можем говорить, что центр, тот же Арбат — хлебное место?

Ярослав Когда я устраивался, работал, было такое мнение. Я попробовал поработать на Арбате… Может, мне не повезло, но заказов было мало. Когда я работал, мне очень нравилась точка старта на Семеновской, там было много заказов. На Фили, торговый центр…

А.Нарышкин Вы надеваете этот желтый кафтан…

Ярослав Да, дома…

А.Нарышкин У вас все дома хранится?

Ярослав Если ты оформился, то все хранится дома исключительно. Нигде не оставляешь, не сдаешь.

А.Нарышкин Вышли из дома, активировались в системе…

Ярослав Вышел из дома, добрался до точки старта. Это Макдональдс на Сокольниках. Открыл слот, ждешь заказы. Можешь покушать параллельно.

А.Нарышкин А можно из системы выходить? Например, я работал летом весь день. И жарко просто, я не могу больше. Я хочу час поваляться на лужайке в Александровском саду. Я ставлю систему на паузу…

Ярослав Пауза без сомнений есть. Не час, 20 минут. Но в эти 20 минут тебя никто тронуть не может. Ставишь на паузу и отдыхаешь.

А.Нарышкин Про деньги давайте поговорим. Оплата в месяц, за день, за неделю?

Ярослав Оплата еженедельная спустя 2 недели.

А.Нарышкин Сколько в неделю? 8 часов, 5 рабочих дней. Как большинство.

Ярослав Если брать коридор, и опять же я буду говорить… Сейчас не могу сказать, как в Яндексе курьеры пешие. Зависит от нагрузки, от того, какая лавка. Я работаю на Сокольниках. От 12 000 до 17 000 в неделю.

А.Нарышкин Это процент от заказа?

Ярослав У меня фиксированная ставка за выполненный заказ. Чем я больше заказов делаю, тем больше получаю. Там есть свои гарантии, свой гарантированный заработок.

А.Нарышкин Работодатель устанавливает лимит, сколько можно рабочих дней брать? Мы знаем, бывают таксисты, которые врезаются, засыпают за рулем… Есть ли такие энтузиасты среди курьеров? Которые 24/7...

Ярослав Такие, может быть, и есть, они хотели бы работать так. Но сейчас это непозволительно. Есть определенная продолжительность слота. За редким исключением, если мало заказов, могут предложить тебе продлить. Нужно посидеть еще час-два. Хочешь — соглашаешься, хочешь — нет. А так, чтобы курьер сам, хочет с 10 часов до полуночи, а потом завтра еще раз так поработать, и так всю неделю — ох, я капусты нарублю… Нет, не дадут так работать. Это самоубийство просто.

А.Нарышкин Куртку обязательно носить?

Ярослав Есть четкий регламент, четкие правила. Сумка и какой-то из предметов на тебе. Летом рубашка-поло. Либо плащ, либо куртка полноценная водооталкивающая. Что-то на тебе должно быть.

А.Нарышкин Жарко же в этой куртке весь день?

Ярослав Если зима — не разжарит.

А.Нарышкин Она теплая, качественная?

Ярослав Она тепло определенное дает.

А.Нарышкин Вам работодатель устанавливает специальное приложение?

Ярослав Да, для выполнения заказов.

А.Нарышкин А это похоже на то, что мы видим у таксистов на телефоне?

Ярослав Что-то похожее есть, только свои особенности. Мы видим слоты, уведомления, раздел заказов, уведомления, куда любая информация может прийти. Предложение продлить слот или сократить.

А.Нарышкин Вы, когда начинаете рабочий день, вы прикреплены к одному ресторану? Или как?

Ярослав Ты выбираешь желаемую локацию, а потом тебя может чуть-чуть передвинуть.

А.Нарышкин Бывает когда-нибудь соблазн залезть, картошечку украсть?

Ярослав Нет, особенно когда ты длительное время работаешь, ты на этот фастфуд потом смотреть не можешь. Это реально так. Я, когда работал в Еде, я в KFC, я больше туда хотел сходить, чем в Макдональдс… Я реально не мог на это смотреть. А когда в Лавку ушел, перестал видеть это все, с супругой начали — вот, у Макдональдса скидки, пошли.

А.Нарышкин Самый нелюбимый заказ — это какой?

Ярослав Если Яндекс.Еду брать — это когда заказывают много кофе, много напитков. И тебе приходится, допустим, пользоваться общественным транспортом. Можешь в давку попасть, где-то неаккуратно может кто-то тебя… Не ты зацепишь, так тебя зацепят. И перепрыгивать с транспорта, может быть, придется, спуски, подъемы… Есть риск что-то расплескать и повредить продукты.

Если брать Лавку, самый неприятный заказ — заказ, который начинается по стоимости от 5000, когда там просто шесть-семь-восемь-десять пакетов, и тебе надо это разместить и доставить. И неприятно, когда большой заказ довезешь, доставишь, все успешно, а тебе чай не дают.

А.Нарышкин В офис принесли какие-нибудь две пиццы. Сколько вы хотите денег?

Ярослав Я нисколько от них не жду. Хотят — поощрят меня, хотят — нет. Все ждут, что хотят.

А.Нарышкин И вы ждете. Сколько вы ждете?

Ярослав Если за две пиццы, хотя бы полтинничек можно было бы. Все надеются на чай, но никто его не ждет, у нас работа очень быстрая, нам надо доставить и идти на следующий заказ. Может быть, нам кто-то и хотел бы дать, а ты уже спиной к нему.

А.Нарышкин А какие проблемы с клиентами могут быть?

Ярослав С клиентами… Бывает, указывают не актуальную информацию при оформлении заказа. Подключатся дома от вай-фая — номер заблокирован. Баланса нет или еще что-то. МОжет быть, скрываются. А через вай-фай закажут себе что-нибудь. Ты приезжаешь, звонишь — абонент не абонент. В домофон никто не отвечает. А тут уже регламентный случай. Мы с момента прибытия к клиенту, у нас пошла отсечка 10 минут. Тот случай, когда нужно отработать по максимуму и правильно, чтобы претензий не было. И если клиент не выходит на связь, тебе можно в колл-центр позвонить, что клиент, может быть, каким-то образом связался с колл-центром…

И вот 10 минут проходят, клиент не выходят на связь. С Лавке есть кнопочка «Клиент не вышел на связь», ее клац, подтвердил, и спокойно возвращаешься на Лавку, потому что клиенту деньги возвращаются. В Еде как было — заказ остается у курьера, и у него по правилам четко, опять же, он должен поступить. Он должен его уничтожить.

А.Нарышкин Съесть можно? Это как хлеб выкидывать… Нельзя же.

Ярослав Я наблюдал не раз картину, что если клиент отказывается от заказа, жалко просто продукты выкидывать, они не всегда остывшие. Приносят, допустим, обратно в торговый центр, и там сидят ребята, те же с Деливери, Яндекс, все друг друга знают. И просто-напросто шведский стол небольшой.

А вообще по идее надо уничтожить и все.

А.Нарышкин Конкуренция между работниками разных систем есть? Была какая-то история пару лет назад, когда один зеленый курьер дрался с желтым. Здесь есть какое-то место для этой конкуренции? За что спорить можно?

Ярослав Так вот именно, что спорить не за что. Мы доставляем… Они, курьеры Яндекс.Еды доставляют с одинаковых ресторанов. А это все, наверное, пранкеры, которые колбасой дерутся. Было, я выходил на локацию, там паренек сидел с Деливери клаб, и мы небольшую картиночку, что стоим, друг на друга смотрим, серьезное противостояние… А оказалось, что оба с Сибири родом, сдружились.

А.Нарышкин Худшее, что может произойти с курьером во время рабочего дня?

Ярослав Если взять курьеры Лавки, мотокурьера, то это попасть в ДТП. На этом твой рабочий день точно закончен. Вызываются соответствующие органы. Для тебя работа закончилась на сегодня.

Для курьера Яндекс.Еды… Когда пошел дикий проливной ливень, ужасная погода, а работать-то надо…

А.Нарышкин Раньше времени не можете завершить? Дождь пошел, не хочу мокнуть..

Ярослав Завершить можно, но потом будут последствия. Можно, если есть объективная причина…

А.Нарышкин Я промок.

Ярослав Может быть. То есть, если есть хорошая причина завершить слот. Потянул лодыжку, рука заболела — пишешь в службу поддержки. Там люди сидят, закроют слот.

А.Нарышкин А так 8 часов, которые ты сам отмерил, должен отработать? Рабочий день вы сами определяли?

Ярослав Ты захотел 8 часов работать — работай. Нужна объективная причина, не просто так. Не лень, не усталость, что вышел, час поработал и устал.

А.Нарышкин Самое плохое, что может сделать для курьера клиент? Дать по морде, отобрать заказ, выкинуть из окна…

Ярослав Нахамить, наверное, может ни за что. Придраться к упаковке заказа. Тоже на своем опыте. Клиент заказал какую-то картошку и гамбургер. Ему не понравилось, что в ресторане наклейку неаккуратно. «Не так в ресторане наклеивают». Говорю: «Ваше право — обратиться в ресторан, службу поддержки».

А.Нарышкин А вам в ответ: ты козел, жри это сам.

Ярослав Там человек был более-менее адекватное. Видимо, поняли друг друга, что мне сказать нечего и ему нечего сказать. Я выполнил работу, я привез заказ. А то, что в ресторане наклейку… Что она под другим углом или краешком цепляется, что там можно маленько подорвать — не знаю.

А.Нарышкин Можете ли вы жаловаться на клиентов? Есть ли система?

Ярослав Мы фиксируем такое, в службу поддержки обращаемся. Привожу пример. Заказывали у меня какие-то ребята дошики, еще… Такие студенты, видать. Или домашние посиделки. Один раз заказали, я увез. Адреса все равно в течение смены запоминаешь. Поступает еще один заказ туда же. Я подъезжаю к адресу, мопед ставлю, сумку достаю. Мне звонок, номер незнакомый. Отвечаю: «Вы курьер, мы у вас заказ взяли. Можете за пивом заехать, за сигаретами?». Нет.

А.Нарышкин Вам жалко что ли? Позолотили бы ручку.

Ярослав Да, да… У нас инструкция.

А.Нарышкин Это интересно. По пути же. Люди, может быть, отмечают целый день. Влом спускаться.

Ярослав Даже если по пути, и я свободен — все равно нет. Первый раз увозил, второй раз вез и понимал, что это школьники. 18 нет. Было бы 18 — сами бы сходили. Так что ни сигареты, ни пиво.

А.Нарышкин Это вы понимали, что школьники. А когда взрослые дяди?

Ярослав Нет.

А.Нарышкин Чего вы вредный такой?

Ярослав Такой вот я. Я оптимальный курьер. Меня за это уважают.

А.Нарышкин Вас бы отблагодарили…

Ярослав К завершению этой истории, жалуемся ли мы на клиентов. Когда просьба поступила, я ответил, что нет. Я уехал на Лавку, сообщил, мы службу поддержки зафиксировали данный адрес, передали всем курьерам, что там ребята могут вот так подставлять.

Может быть, это контрольная закупка. Почему бы и нет.

А.Нарышкин На курьеров могут пожаловаться? Часто ли жалуются?

Ярослав Бывают случаи, что жалобы на курьеров. В основном потому что раз — и не то доставили. Перепутали заказы. Редко, но бывает. Тут вина курьера. Если что-то не доложили в заказ, мы забираем запакованный заказ, мы внутри не видим. Бывает, что жвачку не доложат, пончик. Клиент может обратиться через службу поддержки, что курьер не довез. Но тут вина не курьера а того, кто формировал заказ.

А.Нарышкин Если ваша вина, вам штраф или что?

Ярослав Если… В общем, вопрос, если не довез что-то по вине курьера, забыл что-то привезти, и это было сформированно, выложено, но забыл довезти — тут тоже идут навстречу, и это на многих лавках приветствуется, есть возможность довезти, чтобы никаких штрафных санкций. Если клиент при этом не против. Просто приехать, забрать и увезти снова. И вопрос закрыт. Если клиент очень хитрый, так это назовем, то там уже служба поддержки, колл-центр сами с ним решают.

А.Нарышкин Если долго ехали, остыла еда. И я звоню и говорю: «Приехал, все холодное, невкусное, он уже ушел. Мы съедим, но накажите его». Что с вами сделают?

Ярослав Коли человек заказал, он должен изначально полагать, что заказ может долго ехать. Но таких жалоб, что холодное привезли, сделайте что-нибудь с курьером — такого нет.

А.Нарышкин Вы слушаете «Эхо Москвы»,и это программа «Изнанка», на мои вопросы сегодня отвечает курьер Ярослав, который занимается доставкой еды. Если вы захотели принять участие в следующих выпусках, пришлите мне заявку на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, из какого вы города, обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. Обдумайте мое предложение, а я вернусь к вам после новостей и рекламы.

НОВОСТИ

А.Нарышкин Эфир «Эха» продолжается, и это вторая часть программы «Изнанка», программы о профессиях. У нас в гостях курьер, который занимается едой.

Часто ли вы сами заказываете курьеров? Что чувствуете, когда на пороге ваш коллега оказывается? Вы так ему: «Брат…».

Ярослав Ну почти что. Маленько издалека отвечу на вопрос. Как нас клиенты порой, нас как курьеров встречают, радостный, реально человек заказал и рад видеть курьера. Во-первых, кушать хочется. Я же из дома не выходил, до двери довезли, передали. Многие рады видеть. Кто-то даже… Существует понятие постоянных клиентов. Поименно уже знают, вот так. Не просто «Здравствуйте, я ваша тетя», а «Привет, Ярик». Уже постоянные клиенты существуют.

Когда заказываю я… Порой приходится. Потому что у меня вот супруга недавно родила, меня дома нет, она там воспользуется порой курьерской доставкой. И четко указание, что коли я курьер, я подрабатываю, обязательно чай оставить. Чай курьеру должен быть. Неважно, полторашку воды заказала или заказ более объемный, что курьеру приходится попыхтеть. Но чай обязательно должен быть. Если я дома, выхожу, руку пожму, денежку вручу. Поэтому коли я сам… Я знаю, как это. Тем более, если непогода, и бывает, что заказ большой такой, что если не поощрить курьера, то ему просто обидно будет. Он старался. Ему все равно заплатят, но будет обидно.

А.Нарышкин Что вы думаете о тех,кто регулярно обращается в службу доставки? Те люди, которые вас уже знают по имени, которых вы помните… Это же по сути, наверное, очень ленивые люди, которые не хотят выходить из дома.

Ярослав Сказать, что ленивые — не знаю, вряд ли. Всякие обстоятельства бывают. Проснулся, хочется чего-то холодненького… Сегодня суббота, сегодня с утра вода разлеталась как горячие пирожки. Какой человек захочет рано утром в субботу выходить, чтобы купить воды, когда можно заказать холодненькую водичку…

А.Нарышкин Воду везете? Все похмеляются?

Ярослав Газировка или просто вода не газированная, даже пятилитровками. Всякое бывает. Даже 19-литровые бутылки есть.

А.Нарышкин Мне просто кажется, что это в людях страшная лень. С одной стороны, развивается у нас в курьерской службе рынок такси. Но в Москве иногда до абсурда доведено, что ты не можешь 200 метров пройти, если дождь. Ты готов переплатить какую-то серьезную сумму. Есть же такси, зачем я буду идти…

Ярослав Тут может быть человеческая натура, что не хочу выходить и мокнуть. Касательно заказа еды, вернемся к этому, многодетные бывают семьи, то есть, мужчина на работе, а женщина с тремя детьми. У меня одна из постоянных клиенток, она выходит, дети там бегают… Такие люди есть.

А.Нарышкин Вы все оправдания ищете.

Ярослав Нет, ни в коем случае. Блогеры, вот он захотел чипсов, он проголодался, у него нет кресла, которое его само кормит. Он захотел чипсов и водички. Ему некогда идти, там игра, стрим, какой-то выпуск идет онлайн. Поэтому он заказал, ему спокойно доставили.

А.Нарышкин А вы почему блогеров вспомнили? Попадали?

Ярослав Нет. Просто ролики смотрел… Постановочные такие ролики, но реально курьеров вызывали, они не знали, куда они едут. Деньги разыгрывали, приставки. такие бывают моменты. ленность тут, наверное, очень мало доли из тех людей, которые заказывают, действительно ленивые люди. Колясочники заказывают…

А.Нарышкин Убедили. Мне стыдно за вопрос. Вам работодатель дает какие-то скидки на заказы? Как курьеру? Купон…

Ярослав Не распространяют, я не слышал, чтобы распространяли какие-то коды, скидки, купоны… Не знаю, может быть, если кто-то где-то что-то урвет…

А.Нарышкин Семинары проводятся для курьеров? Слеты, тимбилдинги.

Ярослав Собрания, чтобы что-то обсудить, рассказать.

А.Нарышкин Повышают мотивацию…

Ярослав Да, без сомнения. У нас месяца полтора-два назад собрание было, с руководством мы беседовали, какие есть пожелания, претензии, может быть, замечания в работе сервиса.

А.Нарышкин И какие претензии были?

Ярослав Мы ждали, когда нам в приложении запилят возможность оставлять, допустим, те же чаевые… Клиент сможет оставлять чай. Как есть в такси функционал. Мы где-то слышали, что вроде работают в этом направлении. У нас был вопрос, когда. Допустим, у людей не всегда есть наличка, чтобы так поблагодарить человека. Хотя бы возможность оставить небольшой чай.

А.Нарышкин Расплачиваются и карточкой, и наличными?

Ярослав Нет. если оплата заказа, то только безнал.

А.Нарышкин Курьер вообще с деньгами не соприкасается?

Ярослав Мы даже можем с клиентом не видеться. «Оставьте у двери»...

А.Нарышкин Такое может быть? Почему?

Ярослав Сейчас же все знают, весь мир гудит…

А.Нарышкин В смысле, какие-то эти эпидемиологические соображения?

Ярослав Кто-то вообще просто принципиально не видит никого, это бывает. Дверь откроет, щелочку, ты ему пакет суешь. Он рукой его хвать, а просунуть не может. Смешно наблюдать такое. А вообще в описании пишут, что просьба оставить у двери. Мы приезжаем, оставляем. Я смской пишу, что заказ оставил у двери. Либо прозваниваем.

А.Нарышкин То есть, на деньги вас обмануть не могут?

Ярослав У нас с собой денег все равно нет…

А.Нарышкин Прохожие как относятся к курьерам? Я вот скажу за себя, меня подбешивает, что ваши коллеги часто на электросамокатах, велосипедах катятся с огромной скоростью по пешеходной части, по тротуару. И еще звенят. Я понимаю, что стынет все, но съедь ты на дорогу.

Ярослав Я сам это не приветствую. Ты едешь в потоке, люди, пешеходы так же имеют право на эту проезжую часть, на это место. Поэтому надо быть осторожнее. Ну, я сам не приветствую, когда нагло начинают сигналить. Нет, это не есть хорошо. Да, предупредил, что я еду. А чтобы подъехать и в спину сигналить -это плохой курьер.

А.Нарышкин Чем плохой курьер от хорошего отличается? три характеристики хорошего курьера? Он чистый всегда, бритый…

Ярослав Обязательно опрятно должен быть одет.

А.Нарышкин Не пахнет.

Ярослав Едой можешь пахнуть.

А.Нарышкин Восемь часов таскать еду по городу летом. Ты как бы… Организм потеет.

Ярослав Восемь часов — не такое большое время. Если ты грамотно распределяешь время, ты не в состоянии так вспотеть, чтобы благовония были неприятны.

А.Нарышкин Еще что?

Ярослав Чистый, опрятный. Обязательно дружелюбный. Ты лицо компании. Если ты хамло, и всячески пытаешься это в массы нести, это тоже не есть хорошо.

А.Нарышкин А где можно быть курьеру хамлом? Вот ты звонишь в дверь, здравствуйте, вот ваш заказ. Спасибо, до свидания. На каком этапе ты можешь быть хамлом?

Ярослав При звонке клиенту. Мало ли, клиент чем-то огорчен. Кто ты… Всякое может ответить. Курьер всегда должен себя в руках держать и быть дружелюбным.

А.Нарышкин Русский язык нужен курьеру? Иногда посмотришь на ваших коллег из разных служб, очень мало понимают вообще, кажется, русский язык. Я уж не говорю про поддержание разговора.

Ярослав Может быть, действительно… Я сильно не сталкивался с такими проблемами у ребят. Может быть, они есть. Они все равно понимают, о чем говорят. Даже если трудно изложить свою мысль, так или иначе он ее донесет. Я не вижу в этом проблемы. Если человек говорит по-русски — он говорит по-русски.

А.Нарышкин А вы себя белой вороной не чувствуете? Мне кается, что много из азиатских республик. Мы сейчас не про ксенофобию. Вы — русский парень… Русский, татарский. У нас много товарищей по именам, фамилиям, фейсам понимаем, что ребята, может быть, год назад приехали. Они точно не коренные жители, и они, возможно, плохо знают город и плохо изъясняются. Вас это не смущает, что вы с ними в одной структуре?

Ярослав Нет. Вообще нисколько даже. Абсолютно. Просто у нас именно европейцев тоже много работает. Может быть, не сильно везло.

А.Нарышкин Что ваши знакомые, ваша семья думает про эту работу?

Ярослав Они вполне адекватны. Это такая же работа. Представьте один день без курьера. Пользуетесь активно курьерской службой. Представьте один день без курьера.

А.Нарышкин Я немножко про другое. Образование у вас…

Ярослав У меня два. Техническое и экономическое.

А.Нарышкин Два высших. И вы все равно подрабатываете.

Ярослав Да.

А.Нарышкин Смотрите, я легко могу представить разговор. «Слушай, ну камон, ну два высших образования, чего ты ерундой занимаешься? Иди в корпорацию, иди в менеджмент Яндекса, чего ты бегаешь».

Ярослав Поясню этот вопрос…

А.Нарышкин Пилят?

Ярослав Никто не пилит. Объясняю, почему. Потому что вот так, как у меня основная работа, там сменный график, он жесткий. Там никаких подвижек вообще. Какое-то по профилю деятельности, топ-менеджмент, допустим, или техническое образование, в энергетику пойти на вторую работу не представляется возможным, потому что там тоже требуют жесткого графика. Работодатель не готов принять человека и подстраиваться под него. Если это происходит, то на тебя твои же коллеги на новом месте косятся.

Именно поэтому удобна работа курьера со свободным выбором графика. Ты сформировал, ты свободен. Захотел отработать восемь часов, выбрал удобное время.

А.Нарышкин Снится ли работа?

Ярослав Да нет. Я на ней не так перетруждаюсь, эмоционально не перегружаюсь. Вполне себе комфортно себя чувствую.

А.Нарышкин Перспективы какие карьерные? Можно ли, я не знаю, просто проработав энное количество лет или месяцев курьером, с каким-то высоким вашим внутренним рейтингом, потом получить от менеджмента предложение? «Ярослав, ты хороший парень, будешь управлять»,..

Ярослав Я думаю, перспектива есть. Я просто не задавался вопросом. Опять же, в Лавке работая, когда я туда только перевелся, мы там с директором хорошо заобщались, и он мне предлагал пойти в кладовщики и подняться до директора. Я говорю, объясняю ситуацию: «У меня есть основная работа. Кладовщиком пойти — четкий график. Это надо сегодня с утра до трех, на следующей неделе — с трех до, допустим, до 00.00. Я не могу себе позволить. Я бы рад. Если вдруг возникнут обстоятельства непреодолимой силы, тогда я только за». А так я тупо не могу себе это позволить.

А.Нарышкин Люди раздражают в конце рабочего дня?

Ярослав Нет. Если только они сами не провоцируют. А так — нет. Если… Мы же все в одном котле варимся. Если мы устали — мы все устали. Поэтому никто никого не провоцирует, никто никого не бесит. Думаешь, все, сейчас смена закроется, все разъедемся по домам.

А.Нарышкин Какие-то «по домам, по семьям»... А пойти вместе пиво, или в тот же Макдак поесть? Что-то такое объединяющее есть?

Ярослав Вот в рамках Лавки — нет. Мы все думаем где-нибудь встретиться, шашлычки пожарить. Но то один не может, то другой не может. Либо семья, либо работа. Никак пересечься не можем. Мысли есть, желание есть,возможности нет.

А.Нарышкин Тянете время, домой скорее? Как вот обычно люди работают… Пять дней в неделю, пятница вечер, можно с коллективом куда-то, либо на работе прямо, колбаска в лоточках и шампанское.

Ярослав Тут, допустим, с кем бы хотел посидеть. Я до шести вечера отработал. Я могу остаться. А тот, с кем я бы хотел сходить куда-то, он работает до девяти, у него так слот. И все. Мне его три часа ждать, а потом на один час — уже тоже такое себе. Говорю, просто не получаетя, не состыковывается. Желание бешеное. И в пейнтбол поиграть, и в страйкбол… Нет возможности.

А.Нарышкин Вредные привычки у курьера?

Ярослав Есть, конечно, что поторапливаемся, потому что наша скорость влияет на наш заработок. Если это вредная привычка — можно отнести…

А.Нарышкин Курить можно?

Ярослав Только в отведенном месте. Если кто курит, то только в отведенном месте.

А.Нарышкин Нужно все снять, чтобы не пропахло?

Ярослав Желательно. Сильно никто это не контролирует, но если от тебя будет пахнуть куревом, кому это будет приятно?

А.Нарышкин Профессиональные заболевания? Мозоли, натоптыши, спина…

Ярослав Даже когда пешим курьером был, ничего подобного не было. Может, обувь удобная.

А.Нарышкин Психика нормальная? Вы несколько раз доброжелательно высказывались о коллегах, клиентах…

Ярослав Маленько отступлю. На мопеде еду, меня нагло подрезают. Неуважение на дороге. Я себе в каску пробурчу что-то, но на этом все кончилось. А в целом нормально все. Меня это тик какой-то не бьет, глаз не дергается, волосы не выпадают, все нормально.

А.Нарышкин Самый зрелый курьер, которого вы встречали? Сколько ему лет?

Ярослав Наверное, лет сорок я встречал, может быть, сорок пять.

А.Нарышкин Что вы думаете про этих людей? Вот им 45, они курьеры. У них жизнь удалась?

Ярослав Не мне судить их. Всякое в жизни могло сложиться. Может быть, он бизнесмен, у которого ничего не сложилось. Может быть, работа была, но сократили, и некуда идти. Всякое может быть. Я не могу им какое-то оценочное суждение дать,что он какой-то косячный неудачник. Значит, что-то в жизни произошло. Ему пришлось пойти работать курьером.

А.Нарышкин Вы сами сколько для себя определяете, сколько будете работать?

Ярослав Пока не надоест.

А.Нарышкин В 60 лет Ярослав будет с сединой…

Ярослав Я не знаю, как у меня на основной работе пойдет. Вдруг я там через полгода, через неделю меня в начальники выдвинут. Придется прекратить. А пока я могу себе это позволить, почему бы нет? Тем более, что мне это нравится.

А.Нарышкин Женщины в профессии?

Ярослав Есть.

А.Нарышкин Где вы видели?

Ярослав Их очень мало, невероятно мало.

А.Нарышкин Почему?

Ярослав Не знаю.

А.Нарышкин Вы начали с того, что физически это несложно.

Ярослав Несложно. Но девушек права мало. Я в Яндекс.Еде видел за свои больше полугода работы двух или трех девушек. И в Лавке только двух. Но при этом она, одна из них,была автокурьером, просто надо было где-то… Как-то так получилось у нее, она пришла к нам. Но она пешком ходила, не ездила на мотоцикле. То есть,их реально мало, девушек. Ну и как бы так тоже… Они не все же там высокие, большие. Маленькие девчонки, и она как рюкзак накинет — смешно со стороны смотрится. Сумка больше нее.

А.Нарышкин Самое приятное в профессии, от чего вы кайф получаете? Когда на счет капают деньги? Или в течение рабочего дня?

Ярослав Есть такое. Это прям ничего не скажешь, это у всех приятное ощущение, когда денежка поступает.

Лично для меня — то, что я не сижу на месте. Я катаюсь. Я пробовал разные Лавки, сейчас зафиксировался на одной. Я знакомлюсь с новыми людьми, узнаю, откуда они, чем они раньше занимались. Как они поднялись, допустим…

А.Нарышкин Курьеры…

Ярослав Курьеры, кладовщики. Кладовщики директорами становятся, супервайзерами. Наблюдаешь карьерный рост. Я за время работы на одной Лавке сколько… Кладовщиков много прошло, обучаются, замами становятся, директорами. С директором мы хорошо общались, он сейчас супервайзер. Наблюдаем, что люди растут, развиваются. Курьеры не меняются пока. А так — вот это одно из приятных ощущений, когда ты наблюдаешь рост человека. Когда он начинает с тобой, а потом поднимается.

Плюс, как сказали, поступление денежки на счет. Чаевые когда дают. Особенно когда хорошо поощрят, сумму хорошую дают, даже пример приведу. Как-то был у меня заказ, доставлял больше чем на 6000, там много пакетов было. И мне 1000 чаевыми дали. Прям хорошо подогрели.

Причем самое смешное, для другого курьера, что, наверное, обидно, этот заказ был предназначен. Он ему поступил, но он попросил переназначить. То есть, я поехал на тот заказ и получил его чай.

А.Нарышкин Спасибо огромное, курьер Ярослав отвечал сегодня на мои вопросы в программе «Изнанка». Если вы захотели принять участие в следующих выпусках — пришлите мне заявку на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, кем вы работаете, из какого вы города. И обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. Текст этого и предыдущих выпусков «Изнанки» вы можете найти на сайте echo.msk.ru. Там же есть подкасты и еще подкасты есть на ютуб-канале «Эха Москвы». У меня на этом все, с вами был Алексей Нарышкин, до встречи в следующий понедельник.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире