Время выхода в эфир: 24 февраля 2020, 16:07

А.Нарышкин Всем здравствуйте, меня зовут Алексей Нарышкин, и это — программа о профессиях «Изнанка». Участие в нашем эфире анонимное, чтобы избежать проблем с коллегами, начальством, клиентами и близкими. Сегодня будем рассказывать о профессии логопеда. Встречайте, наша гостья — Татьяна.

Татьяна Добрый день, меня зовут Татьяна, мне 36 лет, я логопед.

А.Нарышкин Татьяна, очень может быть шокирующая для вас информация. Я поспрашивал знакомых насчет логопеда, и большая часть сказали мне,что логопеда они считали всегда врачом.

Татьяна На самом деле, логопед действительно не врач. Логопед — человек с высшим педагогическим образованием. Но если логопед работает в системе здравоохранения,то большинство пациентов считают его врачом. Логопед, как врач, ходит в белом халате…

А.Нарышкин То есть, это не мои знакомые отсталые?

Татьяна Нет.

А.Нарышкин Слава богу.

Татьяна Даже родители детей считают, что логопед — это врач. Это заблуждение. Но некоторым логопедам это очень льстит, они очень гордятся.

А.Нарышкин Но высшее образование? Я где-то читал, что можно после колледжа…

Татьяна Знаете, сейчас очень многие профессии… Пройти курсы, за два месяца стать специалистом. Нет, чтобы стать логопедом, нужно получить высшее педагогическое образование.

А.Нарышкин В моем представлении логопедия — очень консервативная наука,потому что какие-то технически сложные устройства не используются. Наверное, как 30 лет назад можно было прийти к логопеду, он бы назначил какие-то упражнения по какой-то книжке, то и сейчас, наверное, то же самое. В то время как медицина, которая рядом с вами, там постоянно что-то в разных сферах появляется новое…

Татьяна В этом плане действительно сейчас логопедия очень сильно сотрудничает с медицинскими науками. И поэтому она не стоит на месте.Чтобы быть современным логопедом, нужно посещать какие-то семинары, не обязательно логопедического профиля. Например, я недавно прошла курсы по тейпированию…

А.Нарышкин Это что?

Татьяна Это, знаете, такие пластыри, грубо говоря, цветные, которые используют спортсмены в косметологи…

А.Нарышкин Язык как-то приматывать?

Татьяна Это не язык, это кинестетические ощущения, в первую очередь, сформировать.

А.Нарышкин Куда клеить-то?

Татьяна Можно начинать клеить с рук и ног. Потому что, например,стопа взаимодействует очень с височным, нижнечелюстным суставом.

А.Нарышкин А этот пластырь греет? Или что он делает?

Татьяна Он больше фиксирует, он…

А.Нарышкин Я просто пытаюсь представить, что это такое. Вы описали, что это к рукам и ногам приклеивать. Человек приходит на прием, ноги-руки вместе сложили в позу ласточки, и вот начинается занятие логопеда…

Татьяна Сначала логопед смотрит, какие проблемы есть у ребенка. Например, у него повышен тонус в языке. Но не может быть повышен тонус только в языке. Скорее всего, еще повышен тонус в мышцах плечевого пояса. В шее. Можно наклеить кросс тейп, это такая решеточка, знаете, как йодные решеточки вот эти делали. Можно клеить под подбородок, на дно мышц рта. Тогда рефлекторно будет расслабляться корень языка.

А.Нарышкин Технические устройства есть у логопеда? Вообще все, с чем вы работаете, рабочее место ваше опишите.

Татьяна У меня такое рабочее место, такой художественный беспорядок на рабочем месте… Я просто тезисно. Картинный материал. Это могут быть игрушки какие-то. Это могут быть зонды специальные логопедические. Но я ими не пользуюсь, я больше использую заменители зондов. Потом тейпы, сейчас появились в моем арсенале. Какие-то программы, которые я могу скачать из интернета.

А.Нарышкин То, с чем вам обращаются как к логопеду, это проблемы из головы или проблемы, например, дикции… Рот какой-то, язык слабо двигается, мышцы во рту…

Татьяна Это проблемы из головы. Потому что у нас есть центры речевые в головном мозге, и если нарушена иннервация, когда нарушается передача сигнала от коры головного мозга к органам артикуляции. То есть, любое речевое нарушение — это из головы.

А.Нарышкин Как понять родителям, что надо идти к логопеду, который не врач, а не к врачу?

Татьяна Для этого существует диспансеризация. И логопед должен смотреть ребенка в год, чтобы опередить…

А.Нарышкин А там есть на что смотреть?

Татьяна Чаще всего… В последнее время логопеды занимаются нарушениями глотания. Из-за этого инфантильного глотания, которое сохранится после года, могут быть речевые нарушения. Поэтому логопед должен посмотреть.

А.Нарышкин И дальше потом решать… Клиент или пациент? Кто?

Татьяна Я называю пациентами, потому что я со взрослыми большей частью работаю.

А.Нарышкин А взрослые какие больше всего к вам обращаются? С инсультом?

Татьяна Да, пациенты после острого нарушения мозгового кровообращения, после травмы…

А.Нарышкин С кем вам тяжелее работать? С детьми, которые учатся говорить и часто в самом начале плохо понимают, что вы хотите, или взрослые люди, которые сейчас в деформированном состоянии, но у которых в голове что-то есть?

Татьяна Это абсолютно разные две категории людей, потому что дети ресурсны. Когда ты начинаешь работать с ребенком, скорее всего, тебя ждет успех. Когда ты начинаешь работать со взрослым, там возможны варианты.

А.Нарышкин С какими случаями интереснее? Где вы чувствуете, что это челлендж, вызов?

Татьяна С детьми. Когда не работаю с детьми — мне их не хватает. Когда не работаю со взрослыми — мне их не хватает.

А.Нарышкин А бывает, что к вам приходят на прием взрослые, у которых просто дефекты речи? Картавят…

Татьяна Бывает, обращаются. По Скайпу обращаются.

А.Нарышкин Почему по Скайпу, а лично не приходят?

Татьяна Когда живут не в Москве, меня кто-то порекомендовал, они мне могут по Скайпу позвонить.

А.Нарышкин Вы когда слышите человека с плохой дикцией, у вас возникает желание его поправить? Может, вас как-то корежит и вы представляете, как он к вам придет на прием,и вы ему дадите конкретные рекомендации… Такой профессиональный интерес возникает?

Татьяна Я не скажу человеку, что он плохо говорит, если это незнакомый человек. Но меня передернет от того, что он неправильно говорит. Я все время это… Я слышу неправильную речь.

А.Нарышкин А от чего передернет? Какие случаи самые частые обращения к вам?

Татьяна Передернет… Самый распространенный случай — неправильно поставленный или отсутствующий звук Р. А остальные речевые нарушения — нужно смотреть и понимать, от чего они возникли. Может быть, человек заболел. Ко мне обращаются дети чаще всего, звукопостановка, а взрослые — это коррекция после инсультов.

А.Нарышкин Зачем в вашей практике картинки?

Татьяна Во-первых, картинки нужно использовать при обследовании. Потом при автоматизации звука. Потом по картинкам можно посмотреть, как человек составляет фразу, если у него проблемы с формированием фразы, то по картинкам можно составить фразу.

А.Нарышкин Формирование фразы — это тоже к вам?

Татьяна Да, это после инсульта. После инсульта бывает, грубо говоря, может быть афазия, нарушение сформированной речи — моторная и сенсорная. Моторная — когда нарушено воспроизведение речи, сенсорная — когда нарушено понимание речи. И когда воспроизведение речи нарушено, тогда могут быть проблемы с формированием фразы.

А.Нарышкин Детей к вам в каком случае могут привести? Они не говорят — это ваш случай?

Татьяна Да.

А.Нарышкин Они неправильно произносят звуки.

Татьяна Тоже.

А.Нарышкин Они лет в 5-6 не хотят читать или плохо читают, плохо учат.

Татьяна Да.

А.Нарышкин Вы вообще всех готовы принять.

Татьяна Всех к нам. Сейчас в логопедии важный вопрос — запуск речи у ребенка. Сейчас очень много детей, которые не говорят.

А.Нарышкин Запуск речи по-хорошему считается с какого возраста?

Татьяна Во-первых, нужно смотреть, как ребенок развивался. На своем приеме я всегда спрашиваю, когда возникает лепет, когда гуление. К году нужно, чтобы ребенок говорил 10 слов. Это в идеале. Я редко встречала таких детей. И дальше, исходя из этого, я понимаю, есть задержка речевого развития или нет задержки. Чаще всего приходят люди, у которых дети в два года молчат и плохо понимают, что от них хотят. И в три года… Есть и пять-шесть. Обычно это такая отговорка: «У нас папа поздно заговорил, нормально же, вырос».

А.Нарышкин Если у ребенка задержка в развитии речи, это особенности его организма или здесь есть, может быть, ответственность родителей, которые предпочли на ребенка не давить, «а зачем, будем что-то учить в год-полтора-два, потом оно само»...

Татьяна Есть такое понятие, «педагогическая запущенность», это когда виноваты родители. Когда телефон в руки, планшет в руки и все, сказки не читаем, не гуляем, телевизор еще в помощь. Тогда коррекция, дети поддаются легче. А бывает так, что уже на уровне внутриутробного развития пошли сбои в программе. И тогда ребенок вовремя не может заговорить.

А.Нарышкин А что у вас чаще?

Татьяна Чаще всего дети со звукопостановкой, я этим что-то увлеклась, и у меня как раз запросы…

А.Нарышкин Профиль ваш…

Татьяна Это не профиль. Так часто бывает, что я прохожу какие-то курсы, и ко мне сразу родителиили родственники пациентов обращаются именно по тем курсам, которые я прошла. Было, что я проходила как раз семинары по неговорящим детям, и ко мне пришли неговорящие дети. Сейчас прошла по тейпированию, у меня запросы по тейпированию появились.

А.Нарышкин Вопрос хочу вам задать из Гугла, у меня такая рубрика маленькая есть — то, что спрашивают пользователи интернета по вашей специальности. Абсолютно они разные, и мне некоторые непонятны. Почему закрывают логопедические группы? О чем вообще речь?Где эти группы функционируют и что с ними не так?

Татьяна Сейчас очень модно слово «интеграция», что все дети должны учиться вместе. Рекламу если посмотреть, это все очень красиво выглядит. Ребенок на коляске инвалидной, вместе со всеми остальными, все улыбаются, рукой машут, все отлично. Бывают такие дети. А бывают дети, которым нужен педагог, который бы сидел рядом,помогал ему все делать. Этот ребенок тормозит весь класс, получается. Но опять же,интеграция произошла, ее все разрекламировали…

А.Нарышкин Мы говорим про школу?

Татьяна Школы есть НРЗБ вида, сейчас их чуть-чуть осталось, речевые. И логопедические группы в садах есть, остались… Я думаю, это просто сокращение штата и расходов.

А.Нарышкин Логопед всегда должен работать один-на-один, или в группах можно добиваться результатов?

Татьяна У нас есть подгрупповые занятия. Объединяются дети с одним дефектом, и в подгруппах из четырех человек мы отрабатываем какие-то звуки, речь.

А.Нарышкин Еще вопрос из Гугла. Почему логопеды работают четыре часа?

Татьяна Это голосовая нагрузка логопеда.

А.Нарышкин Что это значит? Четыре часа, нормальные люди пришли в девять на работу, в шесть ушли.

Татьяна Это значит, что четыре часа я работаю без перерывов голосом своим с пациентом.

А.Нарышкин А потом вы что делаете?

Татьяна А потом я сажусь и заполняю свою документацию. То есть, моя работа включает в себя работу с ребенком или пациентом. А вся моя документация за пределами рабочего времени. Подготовка к занятиям за пределами рабочего времени.

А.Нарышкин Про рабочий день расскажите, как он выглядит? Вы вообще работаете сами на себя или в медицинском учреждении?

Татьяна Я работаю в медицинском учреждении в отделении реабилитации.

А.Нарышкин Зафиксируем: логопед может быть в саду, в школе…

Татьяна В системе здравоохранения.

А.Нарышкин И в свободном плавании. Ваш рабочий день как выглядит?

Татьяна Прихожу на работу в 8.15 и беру первого пациента в работу, в течение 30-40 минут мы занимаемся, потом я собираю свои вещи, иду к следующему пациенту. И так,друг за дружкой. Либо пациент, если может передвигаться, может прийти ко мне в кабинет, что лучше для меня.

А.Нарышкин У вас там взрослые, в больнице?

Татьяна Да.

А.Нарышкин Детей вы в свободное плавание берете… До 12 часов вы поработали…

Татьяна Дальше заполняю документацию, либо после рабочего дня, либо перед рабочим днем.

А.Нарышкин А рабочий день у вас в полдень закончился?

Татьяна Да… не бывает такого, чтобы я в полдень ушла с работы.

А.Нарышкин К вопросам из Гугла обратимся. Как логопед заводит моторчик?

Татьяна Моторчик — это про звук «р». Это нужно показывать… Это необходимо сделать артикуляционное упражнение, которое подготовит язык к верхнему положению. Необходимо выработать направленную воздушную струю, все это соединить и получится «ррррр».

А.Нарышкин А моторчик при чем здесь… Он позволяет детям понять?

Татьяна Это сравнение, «давай заведем мотор, чтобы машина поехала».

А.Нарышкин Вы очень красиво сделали это «р». А может ли быть логопед сам картавым?

Татьяна Может быть…

А.Нарышкин У вас есть такие знакомые?

Татьяна У меня очень много знакомых.

А.Нарышкин А как это так? Куча специальностей, где люди должны соответствовать тому, что они продают. Вы продаете услугу, вы обещаете людей научить нормально разговаривать. Но если вы сами не можете, то о каком доверии к вам как к специалисту может идти речь?

Татьяна У меня с дикцией все хорошо, поэтому я не знаю, как другие работают. Просто работают. Почему нет. У нас все равны. Поэтому все могут работать кем хотят. Нет такого, что ты в институт поступаешь и тебе тест дают на дикцию. Такого нет.

А.Нарышкин А вот картавый логопед, если такой существует…

Татьяна Грассирующий.

А.Нарышкин ...он же в принципе сам себя может прокачать?

Татьяна Может, если у него есть мотивация. У взрослых очень важна мотивация.

А.Нарышкин Смотрите, это же интересно. Вы можете объяснить, почему в детстве родители детей ведут к логопеду, когда он не выговаривает звуки какие-то. А в зрелом возрасте уже человек, у которого семья, ответственность на работе, коллектив, ему может не прийти в голову, что нужно позаботиться о том, чтобы звуки произносились… Мы знаем министров, есть Антон Силуанов, который немного грассирует. Никто не говорит, что это плохо. Но с точки зрения вашей работы — это то, что поддается корректировке. Почему люди не обращаются к логопеду?

Татьяна Нет мотивации, их все устраивает. Их понимают. И все. Если, я думаю, работодатель скажет: «Мне нужно,чтобы ты разговаривал красиво и чисто», я думаю, тогда человек пойдет к логопеду. У меня есть знакомый, наверное, единственный, который во взрослом возрасте исправил звук «р» успешно. Я была удивлена его упорству.

А.Нарышкин Сколько нужно в зрелом возрасте потратить времени на обретение звука «р»?

Татьяна От трех месяцев, как минимум… Конечно, потому что всю жизнь, можно сказать, ты говорил неправильно. Неправильное положение языка.

А.Нарышкин В зрелом возрасте тяжелее, чем в детстве?

Татьяна Тяжелее.

А.Нарышкин А это привычка в голове или на мышечном уровне?

Татьяна Чаще всего на мышечном уровне.

А.Нарышкин А бывают ли случаи, когда, например, звуки правильно не воспроизводятся, потому что физиологические дефекты? Какой-нибудь второй ряд зубов или патологически слабый язык? Я не знаю, как это назвать… Что-то, что не решается простым запуском моторчика.

Татьяна Моторчик — это непростой запуск, это очень сложно у некоторых. И к этому моторчику, если коротка уздечка подъязычная, то моторчик мы не заведем. Можно попробовать растянуть эту уздечку или отправить к ортодонту, чтобы подрезать…

А.Нарышкин Все-таки бывают физиологические недостатки, которые препятствуют нормальному звукоизвлечению. К ортодонту.

Татьяна К ортодонту.

А.Нарышкин Еще вопрос из Гугла. Зачем логопед дает домашнее задание? То есть, как бы это очевидный вопрос… Люди задают.

Татьяна Домашнее задание необходимо, чтобы если мы говорим про звукопостановку, чтобы у ребенка сформировалась мышечная память. Чтобы прокачать мышцы органов артикуляции, чтобы быстрее поставили мы звук или достигли той цели, которую мы поставили. Ежедневно по полчаса можно заниматься, будет хорошо. Ежедневно. Я подчеркиваю.

А.Нарышкин Зачем логопеду зеркало?

Татьяна Чтобы ребенок на себя посмотрел и проконтролировал свою артикуляцию.

А.Нарышкин Он же маленький, что он понимает?

Татьяна Визуализация, он же должен видеть. Лучше всего, чтобы было большое зеркало, в котором бы помещался логопед и ребенок. У меня такое есть, да. Поэтому когда мне, например, на занятиях дают какое-нибудь маленькое зеркальце, я говорю, что это не подходит. Садится ребенок, логопед, все это перед зеркалом. И по подражанию ребенок делает или пытается сделать то, что я от него хочу.

А.Нарышкин Мужчины и женщины в профессии, какое соотношение?

Татьяна У меня сейчас коллега-мужчина. И я других мужчин-логопедов не знаю… Очень редко.

А.Нарышкин А почему?

Татьяна Вообще считается, что логопед — это женская профессия. Четыре часа поговорил и домой ушел.

А.Нарышкин Вот ваш коллега-мужчина что говорит про свою работу? Его все устраивает? Может, его в вашем медучреждении троллят: стал бы хирургом, другое дело..

Татьяна Троллят… Ну, так. При этом он достаточно умный, ну… Он умный специалист, очень интересный собеседник.

А.Нарышкин О чем мечтает логопед в профессиональном плане? Если вы скажете, что мечтаете зарабатывать больше миллиона рублей в месяц — я вас пойму. У нас отдельный будет вопрос про деньги. Но к чему стремиться? Открыть собственный логопедический центр…

Татьяна Логопед мечтает найти более короткий способ достижения цели…

А.Нарышкин Чтобы ваши пациенты быстрее…

Татьяна Чтобы мои пациенты быстрее выздоравливали, кто-то начинал говорить…

А.Нарышкин Смотрите, вы говорите об этом как о чем-то, что вам неподвластно…

Татьяна Почему, мне подвластно. Мне подвластно в том плане, что я должна каждый день развиваться в плане профессии. Я должна читать постоянно какие-то книги, новые методики. Я должна взаимодействовать с другими людьми других профессий, в частности — врачей.

А.Нарышкин Снится ли вам работа?

Татьяна Нет. Когда я работала на «скорой помощи» — она мне снилась. А логопедия не снится.

А.Нарышкин Логопед Татьяна отвечает на мои вопросы. Если вы хотите принять участие в программе «Изнанка» и рассказать о своей специальности, присылайте заявки на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, кем вы работаете, из какого вы города, и обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. Обдумайте мое предложение, мы вернемся к вам после новостей и рекламы.

НОВОСТИ

Татьяна

А.Нарышкин Эфир «Эха Москвы» продолжается, и это «Изнанка», программа о профессиях. Меня зовут Алексей Нарышкин. В гостях у нас Татьяна, она работает логопедом в Москве.

Про деньги давайте поговорим. Сколько логопед в Москве может зарабатывать?

А.Нарышкин Это зависит от того, где работать.

Татьяна Смотрите, в больнице ставка?

Татьяна Единой ставки нет, все зависит от руководства, к какой категории сотрудников причисляют логопедов. Мы в системе здравоохранения находимся в категории «прочие». Это обслуживающий персонал там находится, уборщики, сантехники…

А.Нарышкин Даже по вашему выражению лица вижу, что вам обидно.

Татьяна Я человек с высшим образованием. Да, не с медицинским образованием.

А.Нарышкин Уборщицы тоже часто бывают с высшим образованием.

Татьяна Это профессия, профессия логопеда — это высшее педагогическое образование.

А.Нарышкин Вы меня в сторону не уведете. Деньги. Сколько?

Татьяна Я в сторону не ухожу. Я деньги люблю. Зарплата начинающего логопеда — от 25 000.

А.Нарышкин 4 часа в день работы, 5 дней в неделю.

Татьяна От 25 000. Потом становится интересно, когда появляется категория, стаж…

А.Нарышкин Максимум в больнице сколько логопед может зарабатывать?

Татьяна На ставку? Тысяч 80.

А.Нарышкин Перейдем теперь в свободное плавание. Если вы размещаете объявление на youdo, какой ценник вы можете ставить? Например, детский логопед.

Татьяна У меня от 2500 за академический час. 45 минут. Плюс 15 минут я обычно что-нибудь родителям объясняю. В течение часа.

А.Нарышкин Помните самый тяжелый случай ваш? Ребенок или взрослый, и вот вы бились месяц-два-три, ничерта…

Татьяна Это как раз из категории неговорящих детей, когда у них все сопутствуется нарушениями в интеллектуальной сфере. Например, с умственной отсталостью или задержкой психоречевого развития, когда ты можешь месяц-два-три год работать, и у тебя ничего не получается.

А.Нарышкин Как вы понимаете, что надо продолжать работать? Одно дело — родители, у которых не могут опуститься руки. Вы же должны мерить эффективность своей работы… Вы ходите месяц, и вы никуда не сдвинулись.

Татьяна Это зависит от компетенции специалиста. Я смотрю пациента… Я смотрю ребенка, я составляю коррекционный план. И уже основываясь на этом плане…

А.Нарышкин Смотрите, он научился дышать по-другому, значит…

Татьяна И ставлю галочку. И обязательно сообщаю об этом родителям. Если родитель не понимает, что я делаю, у нас диалога не будет. Поэтому мне очень важно найти контакт с родителями, чтобы они понимали, зачем я хожу и почему в течение месяца нет результата.

А.Нарышкин Самый сложный случай?

Татьяна Была у меня девочка с умственной отсталостью, с задержкой речевого развития. Мы полгода занимались, наверное, и ничего такого не достигли. Вот. Потом лето наступило, они ушли на летние каникулы, и потом не вернулись.

А.Нарышкин Как понять, это ваших компетенций не хватило или у ребенка тяжелый случай?

Татьяна Конечно, признавать, что моих компетенций не хватило, очень непросто. Я думаю, что в том случае, конечно, скорее всего, надо было мне порекомендовать, чтобы они к другим специалистам обратились, к нейропсихологам, обратились в центр какой-то специализированный, чтобы ребенку оказывалась помощь всесторонняя. Но на тот момент я считала, что я достаточно компетентна и могу сама справиться.

А.Нарышкин Вы родителям, например, готовы сказать по прошествии какого-то времени, что ребенок безнадежен и не заговорит вообще? Или вы все равно будете пытаться, пока родители сами не откажутся от вас?

Татьяна Это неправильно — ждать, когда родители откажутся. Это значит, что ты не понимаешь, что ты делаешь. Поэтому сейчас я не беру таких тяжелых детей, чтобы не брать на себя ответственность говорить родителям, что мы, скорее всего, ничего не добьемся.

А.Нарышкин Логопед лекарства не назначает? Что-нибудь расслабляющее мышцы, таблеточку, чтобы спалось хорошо. Не имеете права?

Татьяна Нет. У меня в дипломе написано «логопед-учитель», логопед-учитель и таблетки — это разные вещи.

А.Нарышкин А сложно ли устроиться на работу?

Татьяна Сложно. Потому что чаще всего мест нет в государственных учреждениях, чаще всего места сокращаются, ставки сокращаются.

А.Нарышкин Есть вот эти условно интерактивные биржи труда…

Татьяна Если про государственные — сложно. А если не государственные — пожалуйста.

А.Нарышкин Диплом получили, вешаешь анкету в интернет…

Татьяна Скорее всего, можно. Сейчас много центров развития детей, всегда там требуются специалисты.

А.Нарышкин Сколько у вас сейчас учеников, клиентов? Помимо больницы.

Татьяна Взрослых у меня трое, а детей… шесть детей.

А.Нарышкин Мы опять возвращаемся к деньгам. И сколько у вас в месяц получается?

Татьяна Если никто не болеет…

А.Нарышкин Соточка.

Татьяна Да. Это потому что у меня цена занятия такова.

А.Нарышкин Эта цена, 2500, это прям топ-топ или средненько, или сколько? Это начинающий уровень?

Татьяна Я считаю, что это средний уровень. Хотя многие мои коллеги берут на 1000 меньше.

А.Нарышкин Профессиональные заболевания у логопеда какие могут быть?

Татьяна Конечно, связанные с голосом.

А.Нарышкин Я правда не верю, вы же четыре часа… Вот у меня была в гостях оперная певица, в «Изнанка», и она рассказывала, когда она выходит на сцену, у нее опера, 3 часа, 5 частей, ей потом надо несколько дней восстановить связки. Но вы же не поете арии. Я понимаю, что вы работаете голосом. Учителя в школе и семь уроков могут отпахать.

Татьяна У нас очень эмоциональная профессия. Потому что если к ребенку ты придешь с кислой физиономией…

А.Нарышкин А в классе 30 голов!

Татьяна Это индивидуальная работа. Сейчас дети избалованы. Если ты приходишь с кислой физиономией, он на тебя на посмотрит и убежит в другую комнату. Я прихожу с таким запалом, с таким настроением, эмоционально выкладываюсь, где-то погромче скажу, эмоционально что-то, где-то мы можем даже петь. И поэтому голос наш страдает.

А.Нарышкин Что говорят знакомые про вашу специальность?

Татьяна Все меня хвалят. Потому что речь важна. Речь — это коммуникация. Без речи невозможно в современном мере. А я помогаю людям, они слушают мои рассказы, некоторые результаты видят, если это знакомые. Всем нравится моя профессия.

А.Нарышкин Рассказы, что спрашивают?

Татьяна Я могу рассказать, что у меня ребенок был сегодня, что у него язык все не поднимался, а сегодня он у него поднялся, у него шикарный звук получился, все такие: «О, молодец какая».

А.Нарышкин Как отдыхать после рабочего дня или рабочей недели логопеду?

Татьяна Молча, наверное.

А.Нарышкин Серьезно, это утомляет все?

Татьяна Ну конечно… Потому что пропускаешь каждого ребенка, пациента через себя. Если говорить про взрослых, то это тоже не так просто. например, видишь. пациент поступает, твой ровесник — смотришь и думаешь: «Ничего себе». Просто может быть, что человек не пьет, не курит, работает… И раз, случился инсульт. И он уже лежит, не разговаривает, не ходит. И ты сразу начинаешь и себя не то что представлять, но как-то сравнивать.

А.Нарышкин Чем хороший логопед отличается от плохого?

Татьяна Хороший логопед лечит… Сейчас скажу.Хороший логопед знает причину речевого нарушения, а не лечит симптом.

А.Нарышкин А откуда вы знаете причину?

Татьяна Мы изучали анатомию…

А.Нарышкин Я привожу вам ребенка, у нас нет звука «р», и чего, откуда вы знаете? Вы же ему в рот не полезете?

Татьяна Я соберу анамнез. Узнаю, как протекало, начиная от беременности мамы.

А.Нарышкин От беременности?

Татьяна Конечно. Как протекала беременность. Когда родился ребенок, сколько было по шкале НРЗБ. Потом я узнаю, были ли прививки. Если были, то как реагировал. Как часто болел ребенок. Были ли травмы.

А.Нарышкин По совокупности этих данных поймете, где сбой.

Татьяна Все непросто у логопеда.

А.Нарышкин А навредить может плохой логопед?

Татьяна Вы знаете, наверное, может навредить детский логопед пациенту… Если возьмет взрослого пациента. Потому что чаще всего логопеды детские начинают взрослым ставить звуки. А это неправильно. Если это афазия, это неправильно. Нарушена сформированная речь, мы вначале говорили про сенсорную афазию. Нужно обратиться к логопеду… Как называют, логопед-афазиолог. Нигде так не записано, но в логопедических кругах все понимают, что он со взрослыми занимается. Нужно обратиться к логопеду-афазиологу, чтобы составил программу восстановления.

А.Нарышкин Самый интересный случай в вашей практике? Может быть, это случай, которым вы прямо гордитесь?

Татьяна Я много чем горжусь. Например, ко взрослому человеку прихожу, который не разговаривает вообще. Он рот открывает, и как рыба. Звуки произнести вообще не может.

А.Нарышкин Слушайте, вы в этот момент, я не знаю, про себя потираете руки? Вот, круто…

Татьяна Когда у него получается говорить — тогда да. Я прям: «О, здорово. В начале занятия ты молчал, а в конце сказал «пока». Такое тоже может быть.

Самое интересное в работе логопеда со взрослыми — растормаживание речи. Когда человек молчит, и ты пытаешься его научить говорить. И вот здесь самый кайф, когда он молчит, как рыба рот открывает, звуков никаких нет. и потом, через какое-то время он начинает потихонечку, с какими-то ошибками что-то воспроизводить, начинает понимать тебя.

А.Нарышкин У вас было такое, что человек не говорит, а после нескольких месяцев занятия начинает говорить? И слезы у вас…

Татьяна У меня сегодня была пациентка, которая кроме «жу-жа» ничего не говорила. Взрослая. И потом у нас занятие было по растормаживанию речи, и в конце занятия я ей рукой машу и говорю «пока». И она мне: «Пока». И я про себя думаю: отлично я поработала сегодня. И ей говорю: «Молодец, вы уже начали говорить, начало положено». И на хорошей ноте мы расстаемся.

А.Нарышкин Сколько вы занимались с ней?

Татьяна Два занятия было. Но это зависит от очага поражения, от объема поражения. Это все сугубо индивидуально.

А.Нарышкин А вот это «жу-жа»...

Татьяна Это эмбл. Такие слова, которые человек только их произносит, так называются.

А.Нарышкин Как это происходит, почему только эти звуки?

Татьяна Так речевые зоны начинают восстанавливаться. Или часть речевой зоны не задета…

А.Нарышкин Вы же намечаете план с этой пациенткой. К следующему занятию вы будете добиваться, чтобы она слоги вспоминала?

Татьяна Я не ставлю в планах, чтобы сегодня она «пока» сказала, завтра «привет». Мне важно, чтобы у нее появились хоть какие-то слова, речь. Чтобы хотя бы она посчитала от одного до пяти. Или показала свой нос и назвала, что это нос. Например.

А.Нарышкин То есть, вы скорее не звуки учите воспроизводить, а мозг…

Татьяна Фразу или слово. Даже если она мне матерное ответит, это будет победа. Матерные слова растормаживаются в первую очередь.

А.Нарышкин Почему?

Татьяна Не знаю.

А.Нарышкин Это же ужасно. Вы работаете с человеком, а он вас посылает на три буквы, а вы радуетесь….

Татьяна Если послали, это хорошо.

А.Нарышкин Прям посылают?

Татьяна Ну, не конкретно, так вот, что на тебя смотрят и говорят, что иди ты на три веселых буквы… Картинки он смотрит, и называет вместо яблока матерное слово…

А.Нарышкин Мат, мне кажется, это то, что большинство из нас глубже всего прячет. Есть люди, которые матом только общаются. А здесь получается наоборот. Как только теряешь речь, мат вылезает вперед.

Татьяна Часто так бывает. И очень интересно смотреть на родственников пациентов, которые там профессора какие-нибудь, которые не позволяли себе никогда такого. И тут случается несчастье, начинают говорить исключительно матом. И эта немая картина у родственников…

А.Нарышкин Где ищут хорошего логопеда?

Татьяна Сарафанное радио, хотя сейчас очень распространено искать специалистов любых в Инстаграме. Это ужасная привычка.

А.Нарышкин Почему?

Татьяна Потому что сейчас занимаются люди всем, чем хотят, даже не заботясь об образовательной базе своей.

А.Нарышкин Вы имеете в виду, что в Инстаграме могут попасться шарлатаны?

Татьяна Я так вижу… Красивая картинка в Инстаграме, текст, и люди думают: «Ого, это мегаспециалист».

А.Нарышкин У вас есть понимание, как логопеду можно было бы вести свою социальную сеть? В том же Инстаграме? Что надо писать?

Татьяна Вы знаете, сейчас несмотря на то, что очень много шарлатанов, очень много и специалистов, которые ведут такие блоги. Чаще всего это целевая аудитория — мамы детей. Поэтому сейчас распространены такие аккаунты, где много про речевое развитие детей, какие-то игры, очень часто выкладывают логопеды кусочки своих занятий, которые родители могут посмотреть.

А.Нарышкин Представление составить.

Татьяна Да, представить себе, нужен такой специалист или нет.

А.Нарышкин2500 за занятие, мне кажется, для значительной части аудитории нашей, может показаться такой суммой внушительной. И могут ли родители сами начитаться каких-то пособий, позаходить на страницы в Инстаграм, почитать советы и без обращения к специалисту исправлять речь ребенка?

Татьяна Если нет органических нарушений, тогда могут.

А.Нарышкин Тот же самый моторчик, о котором мы говорили, могут родители запускать без логопеда?

Татьяна Опять же, если ничего криминального у ребенка нет — могут. Если элементарная какая-то звуковка, могут поставить. Даже дети иногда, если с ними начинают заниматься, можно поставить звуки по подражанию.

А.Нарышкин Последний вопрос: если не логопед, то что? Чем вы готовы заниматься или, может быть, дополнительно занимаетесь? Представим, что для вас конретно запрет на профессию.

Татьяна Я хотела бы врачом быть.

А.Нарышкин А что вас сейчас сдерживает?

Татьяна Моя профессия. Если мне нельзя будет заниматься логопедией, я поступлю в медицинский вуз и буду врачом.

А.Нарышкин Какая специальность?

Татьяна Скорее всего, невролог.

А.Нарышкин То, что вам ближе всего.

Татьяна Да, то, с чем я работаю.

А.Нарышкин Спасибо огромное.Логопед Татьяна была сегодня гостем и героем программы «Изнанка». Если вы хотите так же принять участие в этом эфире и ответить на мои вопросы о своей профессии, присылайте заявки на почту iznanka@gmail.com. Укажите, как вас зовут, кем вы работаете,из какого вы города. И обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. Аудио— и текстовую версию этого и всех предыдущих выпусков «Изнанки» вы можете найти на сайте echo.msk.ru, а также в виде подкастов на канале «Эха Москвы» в Ютубе. На этом у меня все, с вами был Алексей Нарышкин, всего доброго.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире