21 октября 2019
Z Изнанка Все выпуски

Репетитор


Время выхода в эфир: 21 октября 2019, 16:06

А.Нарышкин Всем здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Изнанка», меня зовут Алексей Нарышкин, и как всегда по понедельникам мы рассказываем о новых профессиях. Мои герои участвуют в эфире анонимно, чтобы не было проблем с работодателями и клиентами, а также коллегами. Сегодня у нас разговор про работу репетитора по русскому языку. Приветствуем Маргариту.

Маргарита Здравствуйте, меня зовут Маргарита, мне 26 лет, и пятый год я работаю учителем русского языка.

А.Нарышкин Мы с вами перед эфиром договорились, поскольку у вас есть две, скажем так, ипостаси, вы и школьным учителем поработали, а сейчас больше репетиторствуете, больше будем говорить о вашей нынешней работе, как вы ходите к ученикам, как они к вам приходят, мы это отдельно обсудим. Я хочу начать с общего вопроса. У меня есть подрубрика «Вопросы из Гугла», те вопросы, которые про вашу специальность задают простые пользователи Интернета. «Почему все нанимают репетиторов?».

Маргарита Хороший вопрос, действительно. У каждого третьего школьника сегодня есть репетитор по какому-либо предмету.

А.Нарышкин И неважно, первый это класс, одиннадцатый?

Маргарита С начальной школы, да. Как правило, начинается с репетиторов по английскому языку, потом подключается русский язык, математика, это такой стандартный набор. А к 11 классу ученики обрастают еще репетиторами по профильным экзаменам, по биологии, по истории и так далее. Почему нанимают репетитора? Естественно, индивидуальный подход и работа с репетитором всегда плодотворнее, чем массовое обучение в школе. Даже, к сожалению, у хороших учителей дети занимаются часто с репетиторами, потому что в классе они могут быть заняты другими вещами.

А.Нарышкин Ведь раньше, даже в моем детстве, 20 лет назад, никто не говорил про репетиторов в таких масштабах. Я, как родитель, не понимаю. Проблема со школьной программой, которая за эти годы стала безумно сложной, или проблема с учениками, с детьми, которые… Давайте называть вещи своими именами, просто, наверное, тупеют, отвлекаются на Ютуб, гаджеты и прочее?

Маргарита Проблема, я думаю, в подходе, именно в отношении к образованию вообще. Сейчас ученики чувствуют себя в школе, может быть, более вольготно, может быть, это и хорошо…

А.Нарышкин Это хорошо, что школа у детей современных не ассоциируется с какими-нибудь тюремными учреждениями, это же здорово.

Маргарита Да, это правда. Но требования, которые, может быть, сейчас предъявляет школа, достаточно высоки, подготовка к экзаменам вызывает мандраж у учеников, не знаю, может быть класса с пятого. Поэтому неудачи в каких-то учебных предметах воспринимаются очень остро, требуется помощь другого какого-то учителя, нанимают для этого родители репетиторов своим детям. Может, даже попадают в какую-то зависимость от этого.

Ребенок, который занимается с репетитором класса с пятого, он уже без репетитора как будто не может заниматься предметом. И в школе такой ученик, можно сказать, меньше напрягается, потому что он знает, что сегодня вечером к нему придет репетитор и все это объяснит. И в школе можно работать вполсилы.

А.Нарышкин Это же в ваших интересах, чтобы дети относились наплевательски к образовательному процессу в школе, потом бы родители вас бы нанимали, вы бы в таком облегченном режиме как-то занимались и все. Вам капает денежка, ребенок вроде бы на «4-5» учится, все хорошо. Баланс. И волки сыты, и овцы, зайцы целы.

Маргарита Я заинтересована в том, чтобы ученик выдал результат. То есть, если у меня ученик пятого класса и он сидит со мной до девятого класса, это, наверное, минус мне как репетитору. Я не смогла ребенка научить так, чтобы отпустить его. Естественно, подготовка к экзаменам требуется индивидуальная даже, может быть, сильным ученикам. Если мы говорим о текущей успеваемости, об учениках класса с пятого по восьмой, то задача репетитора – скорее, подтянуть ученика так, чтобы он смог потом оторваться от репетитора.

А.Нарышкин В самостоятельное плавание.

Маргарита Родители ведь тоже нацелены на результат. Родители ведь тоже хотят не просто, чтобы я делала домашнее задание с ребенком два раза в неделю. Родители, нанимаю репетитора, не настроены вечно заниматься с репетитором. То есть, если это девятый класс, одиннадцатый, репетитор работает год, до экзамена. А если это не выпускной класс, больше года родители не готовы тянуть работу с репетитором.

А.Нарышкин Как происходит вот этот переход от школьного учителя в частную практику? На вашем личном примере. Понятно, что за всех вы не можете говорить.

Маргарита Естественно, репетитор начинает с работы в школе.

А.Нарышкин Кстати, а нельзя просто закончить какой-то пединститут…

Маргарита Можно. Можно даже не заканчивать пединститут и работать.

А.Нарышкин И так делают?

Маргарита Не удивлюсь, если да. Потому что вряд ли родители спрашивают диплом на входе. У меня спрашивали, какой университет я закончила, какое у меня образование. Естественно, до документов дело никогда не доходило. То есть, вы можете сказать все что угодно.

А.Нарышкин Доверчивый русский народ.

Маргарита Ну, можно сказать все что угодно. Можно сказать, что закончили…

А.Нарышкин Из Кембриджа только что.

Маргарита …любой вуз, и вряд ли у вас спросят документы.

А.Нарышкин В школу вы попали…

Маргарита После института молодой человек идет в школу.

А.Нарышкин Институт, давайте сразу скажем, чтобы не забыть. Пять лет, да?

Маргарита Я училась пять лет по программе специалитета. Сейчас учатся четыре года – бакалавр, два года – магистр. Естественно, учитель новоиспеченный идет в школу, идет куда возьмут…

А.Нарышкин Почему «куда возьмут»?

Маргарита Выбирать не приходится, потому что когда идешь работать без опыта, только с дипломом, здесь уже надо говорить: «Спасибо, что взяли». Я попала, можно сказать, через сарафанное радио. А вообще странно выглядит устройство в школу, потому что нет где-то списка вакансий на хэдхантере или где-то еще. Многие попадают именно услышав о том, что требуется учитель.

А.Нарышкин По-вашему, если мы говорим именно о школьных учителях, не хватает какой-то централизованной базы или биржи?

Маргарита Да. Непонятно, как устроиться учителем в школу.

А.Нарышкин Пришли вы…

Маргарита Мне дали два пятых класса. И мне казалось это таким счастьем. Потом я поняла, что нет. Мне казалось таким счастьем, что я буду вести одни и те же уроки, а потом впоследствии я поняла, что это очень скучно, именно это превращает работу в рутину.

А.Нарышкин Вы поэтому из школы ушли?

Маргарита Не поэтому. Это не самое страшное, из-за чего можно уйти.

А.Нарышкин Самое страшное, не знаю. Ученики? Что самое страшное может быть?

Маргарита Вы знаете, я научилась относиться к ним именно как с детям с особенностями возрастными, то есть, не зацикливаться на том, что где-то, например, ребенок огрызнулся в ответ.

А.Нарышкин Я знаю, к чему вы клоните. Что ученики, может быть, были неплохие, зато педагоги…

Маргарита Педагоги тоже так себе причина, чтобы увольняться. Но в целом атмосфера работы в школе, конечно, угнетающая. И мне потребовалось четыре года, чтобы расстаться с иллюзиями, которые у меня были, когда я выбирала профессию, когда я в университете училась.

А.Нарышкин А иллюзии в чем заключались? «Я такая приду, буду выращивать как садовник…».

Маргарита Да. Я думала, что я приду такая молодая, звонкая, умная. Ученики как на меня посмотрят, как я начну им рассказывать, они как начнут меня слушать. Глаза будут гореть, я буду такая Мэри Поппинс для них. А оказалось – показалось. Оказалось, что детям интереснее сидеть в телефоне, чем на меня смотреть. Оказалось, что дети в школе вообще на последнем месте стоят по степени важности. Оказалось, что у учителя много других обязанностей, которые вообще не связаны с преподаванием. Оказалось, что от учителя требуют много работы, за которую не хотят платить. Это все в совокупности в моем случае перевесило работу с детьми. Но надо сказать, что я ведь специальность не поменяла. Я сейчас занимаюсь преподаванием, обучением, работой с учениками. Именно тем, что мне нравится, что у меня получается.

А.Нарышкин Удовольствие получаете?

Маргарита Да, колоссальное. Я не иду на занятия из-под палки. Я даже в какой-то степени другом становлюсь для своих учеников.

А.Нарышкин Как набрать учеников?

Маргарита Поначалу я набирала учеников через известные сервисы…

А.Нарышкин Всякие Youdo…

Маргарита Да, Профи.ру, Ассоциация репетиторов.

А.Нарышкин Страшно было? Потому что вы же пишете: «Я – учитель русского языка, в школе проработала столько лет, но стажа репетиторства у меня нет».

Маргарита А почему вы решили, что у меня нет стажа репетиторства?

А.Нарышкин А, был. То есть, вы в школе подрабатывали?

Маргарита Конечно. Я вам скажу, что большинство учителей подрабатывают репетиторством после уроков, занимаются НРЗБ за деньги.

А.Нарышкин Повесили объявление…

Маргарита Мы не вешаем объявление, мы регистрируемся, есть наша анкета. Потом приходит заказы, мы на них откликаемся. И администратор нас соединяет с клиентом. То есть, если моя анкета подходит по параметрам, заданным клиентом, возраст, образование, стоимость занятий, то если так, мы созваниваемся с клиентом и договариваемся о первом занятии.

А.Нарышкин Про деньги давайте поговорим. Конкретно о репетиторе русского языка в Москве. В месяц во время учебного года сколько удается получать? Примерный коридор «от» и «до».

Маргарита В среднем тысяч 70. Это в неделю 18 где-то учеников… То есть, по 1000 рублей где-то занятие. То есть, 18 000 в неделю. Вот примерно 70+ в конце месяца выходит.

А.Нарышкин Это вы занимаетесь в понедельник, вторник, выходные тоже? У вас это размазано по неделе?

Маргарита У меня выходной в четверг, когда у меня нет вообще занятий, а все остальные часы размазаны по 3-4-2. Но вы спросили в Москве, я работала и работаю в Подмосковье. То есть, в Москве учитель получает зарплату примерно такую же, 70 тысяч, 1 категории. А если мы говорим о Подмосковье, то я с 1 категорией получала где-то 30-33 тысячи. Поэтому для меня это большой рост в зарплате. А в Москве, я думаю, цены на занятия выше с репетитором. Могут доходить и до 2000 за час. И я думаю, что в Москве репетиторы, которые профессионально только этим занимаются, зарабатывают больше 70.

А.Нарышкин Сколько надо заниматься в неделю по-хорошему с репетитором? Я где-то прочитал, что если только одно занятие в неделю, то даже у самого пытливого ученика все выветривается, все дополнительные знания.

Маргарита Конечно, оптимально заниматься два раза в неделю.

А.Нарышкин Это вы сейчас говорите не как коммерсант? Как педагог?

Маргарита Да. Оптимально, конечно, заниматься два раза в неделю. Опять же, зависит от того, с каким учеником мы занимаемся, сколько ему лет. Естественно, если мы говорим о младших школьниках, один раз в неделю младшему школьнику ничего не дает. А если мы говорим об 11-классниках, с некоторыми я занимаюсь один раз в неделю по полтора часа, им вполне достаточно, потому что большой объём работы в этом возрасте ученик может делать сам.

А.Нарышкин Тоже вопрос из Гугла. Как репетитору зарабатывать больше и как репетитору поднять цену?

Маргарита Набрать для начала клиентскую базу, набрать положительные отзывы и постепенно повышать цену. Я повышаю цены каждый год.

А.Нарышкин Потому что ощущение того, что профессионализм растет, или потому что инфляция, внешние факторы?

Маргарита И то, и другое. Потому что и я с каждым годом чувствую большую уверенность в себе, и уровень жизни, обстановка тоже диктует. Все дорожает, проезд дорожает, продукты дорожают, услуги дорожают. Также я хожу, например, к парикмахеру, его услуги дорожают. Значит, и мне надо тоже.

А.Нарышкин Где и как лучше заниматься с учеником? Приезжать к нему или чтобы к вам?

Маргарита Я у себя дома категорически не принимаю учеников, потому что мне хочется превращать квартиру в рабочее место. Потому что я живу с семьей, у меня ребенок, муж. И я не хочу, чтобы у меня все по стеночке ходили, потому что у меня идут занятия. А занятия идут вечером, потому что днем дети в школе, и в субботу-воскресенье. То есть, я не могу превратить дом в рабочее место.

А.Нарышкин Теряете же время на разъезды.

Маргарита А я со многими учениками занимаюсь по Скайпу.

А.Нарышкин Как вы пришли к тому, что по Скайпу можно заниматься? Не падает ли здесь эффективность?

Маргарита По Скайпу я занимаюсь только с 11-классниками, потому что они уже достаточно взрослые, чтобы контролировать свою деятельность.

А.Нарышкин То есть, они не хотят, чтобы тетя с ними сидела…

Маргарита Не в этом дело. Во-первых, они уже достаточно продвинутые, чтобы заниматься по Скайпу. Это раз. Во-вторых, попробовав, они понимают, что это удобнее, чем «сейчас приедет репетитор, мне надо срочно заправить кровать, разобрать свои вещи, чтобы ничего не валялось, чтобы был порядок, самому привести себя в порядок». То есть, нет этой зависимости, я даже могу без камеры с учеником заниматься. Это два.

Но при этом есть соблазн, например, открыть еще какое-нибудь окно, Вконтакте посидеть или что-нибудь посмотреть.

А.Нарышкин У вас или у ученика?

Маргарита У ученика, конечно. И у меня, но я себя контролирую. У ученика есть такой соблазн отвлечься.

А.Нарышкин А такие уроки дешевле стоят?

Маргарита Нет. Почему?

А.Нарышкин Как же, личное присутствие, разве за это не надо отдельную брать плату?

Маргарита По-хорошему, кончено, надо. Но я еще не настолько обнаглела.

А.Нарышкин Я просто думаю, что если мы говорим не о самых талантливых учениках, когда с тобой бестолочь сидит рядом, и когда бестолочь у тебя по Скайпу, разная же нагрузка психологическая. Когда человек сопротивляется знаниям, хочется треснуть, если он на экране только, то твой компьютер – зачем…

Маргарита Понимаете, если сидит бестолочь, его я учиться не заставляю. Если он к экзаменам готовиться не хочет, он может проесть… Подарить мне родительские деньги, чтобы я их проела, а в это время сидеть на других страницах. Опять же, кто от этого будет в убытке? Он. Экзамен-то он будет сдавать. И ученики в 11-м классе все равно это уже понимают. И даже те, кто, может быть, успехов не показывал за 10 лет учебы в школе, в 11 классе даже по Скайпу собираются и делают. Они в школе могут расслабиться, зная, что у них репетитор.

Вот этот подход меня очень раздражает, если честно. Когда у ученика появляется репетитор, он в школе отпускает ситуацию, и на любые возражения учителя отвечает: «У меня репетитор, я вас…»

А.Нарышкин Это такая распространенная проблема, да?

Маргарита Да. Говорит: «У меня репетитор, я могу на дополнительные занятия не ходить, могу ваши требования не выполнять…»

А.Нарышкин И вообще, взрослый уже.

Маргарита Да. «Потому что у меня репетитор, я с ним готовлюсь, а вы от меня отстаньте». Если слышу такие заявления, стараюсь учеников за это ругать, потому что, конечно, эффективность повышается, когда ученик и в школе слушает, что ему говорят, и на индивидуальных занятиях слушает, что говорят. Я всегда спрашиваю: «Как в школе дела, чем занимались на неделе, что на русском делали?». Потому что мне важно понимать, что они там делают на уроках, как они готовятся, какие темы они сейчас разбирают. И, по возможности, может быть, поддержать ученика, чтобы мы в одном направлении шли.

А.Нарышкин Смотрите, это очень интересно. Репетитор конкретно по русскому языку, но, думаю, это и к другим дисциплинам тоже подходит. Это всегда вокруг школьной программы? И плюс в особых случаях – просто выполнение домашнего задания? Или это нечто такое дополнительное по каким-то другим учебникам, пособиям, с новой методикой?

Маргарита Зависит от целей, которые ученики или их родители ставят.

А.Нарышкин Мальчик в третьем классе получает постоянно тройки по русскому языку…

Маргарита О каких тогда других учебных программах может идти речь? Если он учится в школе по конкретному учебному комплексу, зачем ему другая программа?

А.Нарышкин Может быть, эта программа отвратительна для него. В учебнике не те картинки или шрифт не тот…

Маргарита Нет, вы же понимаете, что другую программу или углубленное изучение, расширенное изучение можно предложить ученикам, наоборот, одаренным.

А.Нарышкин То есть, когда у тебя в школе все в порядке, ты хочешь расширять глубины познания…

Маргарита И то это не 9, 11 класс, потому что там творить некогда. Это ученики, которые готовятся к олимпиадам, например. Это ученики, которые и так уже показывают какие-то успехи. Да, с ними можно уже работу разнообразить. Надо же быть тоже рациональным. Если ученик не справляется со школьной программой, он все равно будет ходить в эту школу, он все равно будет в этой школе заниматься по этой программе. Я ему зачем буду предлагать другую программу? Русский язык очень стабильный, и не сказать, что учебные программы кардинально отличаются разных авторов друг от друга.

А.Нарышкин С чем вы приезжаете к ученикам? Обязательно ли вам нужно с собой иметь учебники те же самые? Какие-то, я не знаю, пособия, тетрадки? Или вы просто налегке, пальто надели и «привет»?

Маргарита Конечно, самый главный мой багаж у меня в голове едет со мной.

А.Нарышкин Очень удобно.

Маргарита Да, всегда с собой. Если это подготовка к экзаменам – эти сборники, ЕГЭ, ОГЭ, по которым мы занимаемся. Если это не экзамены, а текущая успеваемость, то я покупаю сама ученику то, что нам надо для работы, и оставляю это у него. И у него это лежит. То есть, я покупаю ему рабочую тетрадь какую-то, может быть, какие-то учебные таблицы. И оставляю это у ученика, и мы по этим материалам работаем. То есть, я привожу с собой записную книжку, красную ручку, для того, чтобы записать, чем мы занимались, чтобы не забыть к следующему занятию, чем мы занимались, что как получилось, красная ручка – чтобы что-то где-то исправить.

А.Нарышкин У вас сейчас 12 учеников. Их проблемы? Можно ли их как-то распределить по корзинам? То есть, треть, например, это просто ученики, которые предпочитают не учиться, а развлекаться. Не знаю, Ютубы, телефоны, планшеты и прочее. По типам проблемы, почему к вам обратились.

Маргарита Большинство моих учеников – это выпускники, поэтому им всем надо сдать экзамены, они все очень хотят сдать экзамены как можно лучше, поэтому это – одна большая группа. А те ребята, которые экзамены не сдают, их можно поделить на две, наверное, категории. С одной стороны, это весельчаки, мальчики… Даже на три категории. Мальчики, как правило, которые в школу ходят, чтобы отжигать, зарабатывают на этом фоне проблемы с успеваемостью.

А.Нарышкин Это тяжело совмещать.

Маргарита Да. Это еще ученики… Это, как правило, девочки, которым тяжело дается. И они такие вроде бы тихие, аккуратные, прилежные, ничего плохого не хотят, но им тяжело дается. Они что-то не успевают…

А.Нарышкин Как вы это объясняете?

Маргарита Когда ученик сталкивается с трудностью и не может ее преодолеть, он не хочет ее преодолевать. Это же накапливается комом. То есть, вот ученица раз не поняла эти падежи, будь они прокляты. Потом спряжения – еще хуже. И все, ей это уже объясняют в школе, она это слышит, а для нее эти слова ничего не значат. И все. Просела на этом фоне. И постепенно интерес к предмету теряется, и трудности вот эти накапливаются.

А.Нарышкин И потом появляется Маргарита, наконец-то родители смекают, и вы начинаете это отматывать обратно…

Маргарита Да, я начинаю первое занятие – это диагностика, сразу даю комплексный тест. Я вижу, что где получается, что где не получается. Вижу вот эти все проблемные места. И все, от этого я прикидываю уже примерный план работы, я от этого отталкиваюсь. То есть, мы идем и по текущей программе, 50/50, может, делим занятия. Текущая программа и вспоминаем что-то упущенное из того, что уже было изучено раньше.

А третья группа – это спортсмены. В комитет обращаются родители детей-спортсменов, которые занимаются спортом профессионально, кто ездит на соревнования, кто неделями не ходит в школу, у кого в голове одни тренировки. Но они же тоже школьники. У нас в городе есть секция, такое место, где профессионально занимаются хоккеем на траве. Там мальчишки с утра до ночи торчат на этом хоккее на траве, потом ездят по стране, завоевывают какие-то кубки, призовые места. Школа, конечно, у них проседает.

А.Нарышкин Если вы работаете с такими детьми, то ваша роль сводится к тому, чтобы просто поддерживать, как говорят про тяжело больных, жизненно важные функции, или все-таки можно из этих ребят.. Ну, не лингвистов и филологов сделать, но обеспечить должный уровень знаний в голове?

Маргарита Опять же, зависит от того, в каком возрасте они попали ко мне. Если они ко мне попали в 11 классе, то там речь идет о уже даже… Не об изучении языка, а о натаскивании к экзамену. То есть, их задача – сдать экзамен. То есть, мы встречаемся не потому что у нас кружок любителей русского языка, и мы что-нибудь интересное для себя узнаем. То есть, надо сдать экзамен, он вот так выглядит, там такие задания, по такому материалу, и нам надо его освоить.

А.Нарышкин Маргарита, репетитор по русскому языку сегодня отвечает на мои вопросы в программе «Изнанка» на «Эхе Москвы», мы вернемся к вам после перерыва на новости и рекламу.

Новости

А.Нарышкин Эфир «Эха Москвы» продолжается, Алексей Нарышкин в студии, вы слушаете программу «Изнанка», программу о профессиях, где героем может стать каждый из вас. Для этого вы должны прислать заявку на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, кем вы работаете, из какого вы города. И обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. А сегодня мы разговариваем с Маргаритой, она – репетитор по русскому языку.

Почему репетиторы не платят налоги?

Маргарита А кто вам сказал, что репетиторы не платят налоги?

А.Нарышкин Люди спрашивают в интернете.

Маргарита Большинство не платит.

А.Нарышкин А вы зачем платите?

Маргарита Потому что я оцениваю риски выше, чем выгоду. Если я не плачу налоги, мне заблокируют карту, потому что многие платят безналичным способом.

А.Нарышкин Будут наличными платить.

Маргарита А как по Скайпу?

А.Нарышкин Я уверен, я смогу вас убедить больше не платить налоги.

Маргарита А если я по Скайпу занимаюсь, как они мне будут, почтой отправлять?

А.Нарышкин Не знаю, на мобильник кидать.

Маргарита А зачем мне? Опять же, поставить себя на сторону родителей. Вас волнует вот это чужое горе? Если вы должны заплатить репетитору, если вам удобнее сделать это переводом на карту, вас волнует горе репетитора?

А.Нарышкин Нет.

Маргарита Вот и никого не волнует.

А.Нарышкин А у вас ИП?

Маргарита Нет. Самозанятая.

А.Нарышкин Как репетитору отказаться от ученика?

Маргарита Прямо так и сказать. Я могу отказаться от ученика по разным соображениям.

А.Нарышкин Если он вас к черту пошлет, вы откажетесь от него?

Маргарита Если он мне нагрубит? Конечно.

А.Нарышкин По Скайпу или очно?

Маргарита Конечно. Опять же…

А.Нарышкин Подождите, ваша школьная практика вас научила, что не надо отвечать…

Маргарита Потому что в школе я не могу расстаться с учеником. А в частной практике я могу расстаться с учеником. И мне за это ничего не будет. И ему за это ничего не будет. И мы странно встретились, и странно разойдемся.

А.Нарышкин Подождите, вот вы, например, занимались с учеником полгода. Постепенно знаний стало больше, и вдруг он взбесился, мало ли что, девочка бросила.

Маргарита Естественно…

А.Нарышкин А тут приходит Маргарита: «Давай заниматься русским». Ну какой русский?

Маргарита Естественно, если мы занимались и вдруг ученик взбесился и что-то мне сказал, я, конечно, не хлопну дверью перед лицом. Мне кажется, такого не было, но я могу себе это представить. Я умею держать себя в руках, так скажем. Я постараюсь с учеником поговорить, может быть, узнать, что пошло не так. Может быть, у него случилось что-то. Может быть, он там с девушкой расстается, а я тут лезу к нему со своими какими-то правилами.

А если с самого начала у нас не заладилось с учеником, то я не буду огрызаться, скандалить. Я спокойно скажу это родителям. То есть, я все деловые вопросы решаю с родителями ученика, не с учеником. То есть, если у меня что-то идет не так, если ученик не заинтересован заниматься, если он ничего не делает, если он не соблюдает мои рекомендации, я говорю об этом родителям несколько раз. Если дело не двигается, то я говорю родителям, что им лучше подыскать другого репетитора.

В этом, кстати, нет ничего страшного, на мой взгляд. Репетитора надо найти именно своего. Человека, с которым тебе будет комфортно. Ведь не каждому с кем попало нравиться общаться. Какому-то ученики я подхожу, каким-то ученикам я не подхожу. Но, как правило, те ученики, которым я не подхожу, мы с ними расстаемся после первого занятия. То есть, они мне просто больше не перезванивают.

А.Нарышкин Вредные привычки у репетитора какие могут быть?

Маргарита Вредные привычки…

А.Нарышкин Характерные именно для этой специальности. Я не про курение, не про алкоголь.

Маргарита Может быть, когда… Задержка занятия. Например, занятие час, а репетитор никак не наговорится. И ты говоришь, и вроде на полуслове бросать не хочется, и уже час прошел, а ученик тоже на время смотрит. А он уже все, он отключился. И буквально пять минут дотянуть иногда очень хочется. Но не всегда это получается, потому что как правило занятия идут друг за другом достаточно плотно.

А.Нарышкин Здесь затянешь – опоздаешь к другому?

Маргарита Ну, как правило, занятие не через пять минут, все равно есть какое-то «окно», на которое я рассчитываю. Вот это, наверное, минус. То есть, я это всегда себе в минус ставлю: значит, я где-то время неправильно спланировала, то есть, так быть не должно. То есть, занятие не должно превышать установленное время.

А.Нарышкин Профессиональные заболевания?

Маргарита Голосовые всевозможные, проблемы с голосом, со связками. Потому что очень много приходится говорить. И то, учителя школьные страдают этим больше, потому что приходится говорить громко. Все-таки репетитор говорит в своем спокойном темпе, а в школе приходится очень сильно напрягать голос, потому голосовые связки страдают. И в школе – болезни нервной системы, конечно.

А.Нарышкин А ноги? Поскольку ходите часто. Или не настолько часто?

Маргарита Так не такие уж я марафоны делаю. Я наоборот…

А.Нарышкин Еще раз, в день у вас три ученика в среднем?

Маргарита: 2-34, по разному распределены по дням. Я наоборот больше страдаю, может быть, от обездвиженности, чем от гиперактивности какой-то, потому что я все время сижу. Я на занятии сижу, я к ученику еду – сижу. А почему вы думаете, что я хожу между учениками? Естественно, передвигаюсь в транспорте. Во время занятий сижу. Наоборот, после занятий хочется подвигаться.

А.Нарышкин Что говорят знакомые про вашу специальность?

Маргарита Для многих моих знакомых стало разочарованием, что я ушла из школы, потому что это считается почему-то признаком слабости. Это означает, что я провалилась, может быть, как профессионал…

А.Нарышкин Может быть, вы сейчас маму цитируете свою?

Маргарита Нет, мама переживает только за то, что у меня стаж перестал идти официальный в трудовой. Знакомые как будто бы разочаровались во мне: не учитель, а какой-то коммерсант.

А.Нарышкин Как репетитору лучше всего отдыхать?

Маргарита Отключиться…

А.Нарышкин Как? Домой приходите и пиво?

Маргарита Нет, не пиво. Выйти из дома, отдыхать где-то. Может быть, сходить в кафе. С кем-то встретиться. Сходить в зал. То есть, выйти из дома. Я, когда занимаюсь по Скайпу, даже не могу сидеть больше на том стуле, где я сижу, потому что хочется переключиться, хочется сменить обстановку, хочется убрать ноутбук, наушники, все убрать. И, конечно, должны быть полноценные выходные. То есть, я заставила себя в этом году взять выходной и вообще выделить день, когда у меня не будет занятий. Потому что когда я работала в школе, у меня пять дней в неделю была школа и в субботу-воскресенье у меня были дополнительные ученики, у меня не было вообще выходных. И, конечно, к маю подползали мы еле-еле. Сейчас я заставила себя взять выходной, потому что когда работаешь на себя, кажется, что можно зарабатывать бесконечно. Можно забить все свободное время, очень много заработать, обогатиться, но так нельзя. Перегреваешься, устаешь, и уже нет той отдачи, уже думаешь: «Чтобы все провалились пропадом».

А.Нарышкин Вернемся к таким базовым вещам. Что делать, если нет результата у ученика и кто в этом виноват?

Маргарита Может быть, я неправильно скажу. Никто не виноват, понимаете? Потому что надо понимать, что ученику жизнь дана не только для того, чтобы учить русский язык.

А.Нарышкин Справедливо.

Маргарита Если он что-то где-то не доучил или где-то с ошибкой написал, это еще не значит, что он в жизни не состоится или будет не успешен. Репетитор – это вообще такая работа, на которую невозможно дать гарантии вообще. Родители, конечно, всегда так вкрадчиво заглядывают в глаза, потому что они хотят, чтобы я им что-нибудь пообещала, их успокоила, чтобы сказала, что все будет хорошо, особенно когда это экзамены.

А.Нарышкин Они хотят, чтобы было подтверждение того, что они эффективно инвестируют свои деньги.

Маргарита Да. Но я не могу им дать гарантий вообще никаких. То есть, я ни одному родителю никогда не скажу, что: «Я вам обещаю, что ваш ребенок сдаст экзамен вот так». Нельзя сказать, кто в этом виноват. Наверное, ученик больше, чем репетитор. Разные очень бывают случаи. Бывает, ученик занимается три раза в неделю целый год, так хорошо идет, такие успехи делает, мы так все радуемся, а в марте он начинает «сыпаться». И он сидит, он все начинает забывать, у него начинается вот эта нервотрепка какая-то. И хочется его взять, встряхнуть, сказать: «Соберись, парень, мы с тобой целый год сидели, ты чего?».

А.Нарышкин Ваш, кстати, собственный лайфхак, как ученика, который конкретно сегодня не настроен на работу, как его привести в чувство? Вы приходите на занятие, опять же, был хороший ученик, все всегда четко выполнял, а сегодня у него непродуктивное состояние. Как его вернуть к жизни?

Маргарита Если я вижу, что ученик меня не слушает, если я вижу, что он мысленно не со мной, я предлагаю ему закончить занятие. Как правило, он очень быстро трезвеет, сразу. Потому что что он родителям скажет?

А.Нарышкин А вы с родителей деньги возьмете?

Маргарита Нет, если мы прервем занятие, я деньги не возьму. Но, как правило, никто не соглашался. Никто мне не говорил: «Да, знаете, что-то мне сегодня не хочется, давайте все в следующий раз». Потому что, что он родителям скажет? Родители спросят: «Репетитор сегодня приходил?». Скажет: «Да, но я что-то не хотел заниматься, я ее отправил».

А.Нарышкин А где мужчины-репетиторы? Много ли их по процентному соотношению?

Маргарита Надо начать с того, что мужчин-учителей вообще меньше, чем женщин. Это раз. И репетиторов-мужчин тоже меньше, чем женщин. Но мужчины-репетиторы пользуются большим успехом, чем репетиторы-женщины. Популярность, может быть, спрос на них. Может быть, у них ценник выше. Даже когда приходят заявки, например, на Профи.ру, там есть такая графа – пол. И приходят заявки «только мужчина». То есть, это требование клиента.

А.Нарышкин Почему?

Маргарита Я не знаю, это такой тренд. Мужчины в образовании сейчас ценятся и в школе, ив частной практике. Может быть, все считают, что женщины эмоциональны, неустойчивы, может быть, истерички. Не знаю.

А.Нарышкин Не знаю, какие-то, может быть, отзывы получали от тех, кто работал с мужчинами? Там что принципиально иного? Голос бас?

Маргарита Я не знаю, я не могу точно ответить. Даже в школе, где я работала, пятый класс, который только сформировался, после четвертого, им нужен классный руководитель новый, и они выставили требование: «Нам нужен классный руководитель только мужчина». Почему? Дискриминация.

А.Нарышкин Чем хороший репетитор отличается от плохого? Как вот родителям, которые ищут репетитора, понять, что с этим человеком не надо работать, а вот эта женщина, девушка, мужчина, они как раз подходят? По каким признакам?

Маргарита Репетитор не должен опаздывать на занятие. Это раз. То есть, репетитор должен быть пунктуален. Естественно, исключения могут быть. Но я говорю о системе. Репетитор должен приходить на занятие вовремя, это раз. Репетитор должен относиться к тому, что он делает, как к работе, а не как к подработке. Это не какой-то фрилансер, который пришел, посидел…

А.Нарышкин А как родителям понять, что отношение именно такое, серьезное, как к работе? А не как к подработке.

Маргарита Как родителям это понять? Наверное, послушать занятие. То есть, я не рекомендую присутствовать на занятии, сидеть рядом с учеником, лучше так не делать. Потому что ученик напрягается. Находиться в квартире где-то, чтобы родителей было не видно. Послушать, как репетитор разговаривает с учеником, нашли ли общий язык… Понимает ли ученик, что говорит репетитор. И также важно, как идет закрепление материала, где материал. Репетитор должен вести с учеником какую-то тетрадь. Если это русский язык, туда надо что-то записывать. Должен быть какой-то продукт.

Вот я занимаюсь с репетитором, у меня есть вот это. То есть, ученик знает, куда ему можно посмотреть. То есть, спряжения, ты, если что, загуглишь, неужели не найдешь, как спряжение определить в интернете?

А.Нарышкин Внешний вид играет роль?

Маргарита Конечно. Да.

А.Нарышкин С немытой головой, дурно пахнущий…

Маргарита Естественно, опрятно должен выглядеть репетитор. И когда репетитор приходит в дом, ученик должен понимать, что пришел учитель. Не просто человек, не просто тетенька или девушка, а в моем случае это особенно важно, мне всегда надо стараться выглядеть чуть старше. То есть, я ношу костюм…

А.Нарышкин Авторитет через внешний вид?

Маргарита Конечно. И я занимаюсь с парнями, с подростками, мне нельзя выглядеть соблазнительной ни в коем случае. То есть, я должна выглядеть опрятно, но строго. То есть, я должна быть в костюме, в брюках, у меня не должно быть юбки короткой. То есть, я должна выглядеть статусно.

А.Нарышкин Немножко театр напоминает.

Маргарита Вы зря смеетесь. Потому что все равно статус транслируется через одежду, понимаете? Если я, грубо говоря, дорогой репетитор, я не могу позволить себе прийти в свитере в катышках. То есть, если я беру с родителей деньги, я должна выглядеть на, грубо говоря, те деньги, которые мне дают.

А.Нарышкин А вы считаете себя сейчас дорогим репетитором?

Маргарита Для Подмосковья – выше среднего. У меня 1000 и выше рублей за час.

А.Нарышкин То есть, свитер в катышках – это как раз про вас? То есть, вы не пойдете?

Маргарита Нет, конечно. Я могу собираться на занятие дольше, чем само занятие. То есть, у меня два занятия, два часа, я могу… Допустим, два часа потратить, чтобы собираться на занятие. У меня сегодня было занятие, занятие у меня было в 10, я встала в 6 утра, чтобы собраться, привести себя в порядок, накраситься, сходить на маникюр и потом поехать к ученику.

А.Нарышкин А как к уроку вообще готовиться? Кроме того, что вы встали пораньше и тратите на внешний вид. Вы знаете: я сегодня иду к Мише, Миша получил два за диктант, и мы с Мишей что будем делать?

Маргарита Часто это решается даже во время занятия, потому что я прихожу и спрашиваю: «Как в школе дела?». Если он получил «два» за диктант, я узнаю это во время занятия, он мне сейчас это сказал. А вообще у меня есть…

А.Нарышкин Нарисовался план вашего занятия, получается.

Маргарита Если вот какая-то такая экстренная ситуация. А вообще у меня есть план занятий, то есть, я не импровизирую. Я знаю, в какой последовательности мне расположить материал. Я просыпаюсь, прежде, чем мне выйти из дома, я кладу в сумку то, что мне надо или в блокноте помечаю, что мы сегодня должны сделать, что мы сделали в прошлый раз смотрю.

А.Нарышкин Страшный профессиональный сон. Какой вам может кошмар присниться, связанный с вашей работой? Вот вы во сне, вы – репетитор, приходите и вместо ученика…

Маргарита Страшно, конечно, если ученик завалил экзамен. То есть, прям на «два», то есть, не то, что хотел на «пять», а сдал на «четыре», а если завалил и вообще не сдал экзамен. Это… Я не знаю, как это пережить.

А.Нарышкин Это хорошо, что сказали. А именно из того, что может присниться, связанное с работой? Опоздали на час?

Маргарита Или забыла, что у меня занятие. Я иногда настолько в быстром темпе кручусь, что я без напоминания даже иногда не помню, какие у меня занятия, я путаюсь, какой день недели. Мне может показаться, что сегодня понедельник, а сегодня вторник. А у меня занятие не с этим учеником, а с тем. И я постоянно смотрю в телефон, чтобы посмотреть, какие у меня сегодня занятия. Страшно, конечно, перепутать занятие или не прийти на занятие вообще. У меня такое было один раз. Если занятие не по расписанию, а попросили: «Давайте занятие перенесем». И вот это перенесенное занятие выбивается из плана, про него легко забыть.

А.Нарышкин Когда на пенсию выходят репетиторы? Вы не говорите, что это далеко, все равно уже пора задумываться.

Маргарита Пока сохраняется ясность мысли – можно работать репетитором. Конечно, репетитор – это работа преимущественно молодых и зрелых людей. В продуктивном возрасте. Конечно, может быть преподаватель возраста 60+, именно репетиторы, пользуются меньшим спросом, чем их 30-летние коллеги. Конечно, уже к такому возрасту зрелому, который приближается к пенсионному, чтобы работать репетитором, должна быть такая репутация, чтобы к тебе шли, а ты мог выбрать еще. То есть, если ты начинающий репетитор в 60 лет, то это тяжело будет. Лучше не начинать.

А.Нарышкин Если не эта профессия, то что?

Маргарита Мне сложно себе представить, что я не буду работать в образовании. Но если так, то, думаю, мне мое филологическое образование может пригодиться в каком-нибудь редакторском деле. Предполагаю, что я могла бы, чисто теоретически, заниматься наукой.

А.Нарышкин Самое последнее. Репетиторы летом что делают?

Маргарита Как и все учителя – отдыхают и ждут.

А.Нарышкин А деньги?

Маргарита Денег нет. Надо откладывать на лето. Либо надеяться на поддержку мужа.

А.Нарышкин Спасибо огромное, Маргарита, репетитор по русскому языку была сегодня гостем программы «Изнанка». Если вы хотите принять участие в следующих эфирах, присылайте заявки на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, кем вы работаете, из какого города. И обязательно добавьте ссылки на ваши социальные сети. На этом у меня все, с вами был Алексей Нарышкин, всего доброго.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире