01 июня 2019
Z Изнанка Все выпуски

Пилот


Время выхода в эфир: 01 июня 2019, 12:05

А.Нарышкин Добрый день, в эфире «Эха» очередной выпуск «Изнанки», программы о профессиях. С вами Алексей Нарышкин, и сегодня рассказываем про работу пилотов. Сразу скажу, что это интервью мы писали почти два месяца назад, поэтому о катастрофе в Шереметьево не говорили. Хотя про надежность Сухого Суперджета 100 и наш авиапром сказали несколько слов. Что же, приступаем. Приветствую вас.

Кирилл Добрый день. Меня зовут Кирилл, я работаю пилотом, мне 43 года.

А.Нарышкин Скажите, пожалуйста. Действительно ли критично, если пригласит кого-то к себе в кабину и даст порулить?

Кирилл Ну, сейчас в компаниях это не допускается. Как вы знаете, был случай, самолет разбился в Междуреченске, и причиной назвали то, что сын командира был в кабине. И, возможно, занимал пилотское кресло. И из-за этого самолет свалился в штопор. А пилот, который сидел справа, он не заметил, что отключился автопилот. И это считается причиной катастрофы.

А.Нарышкин Запрещено правилами вообще, проход посторонних?

Кирилл Да, до увольнения. Если такой факт будет установлен, то он потеряет работу.

А.Нарышкин А кто может к пилоту во время полета приходить?

Кирилл Есть такое понятие – полетное задание. Это такой документ, который выдается на выполнение рейса. И там указано пофамильно командир, второй пилот, может быть – сменный экипаж. Они могут быть в кабине.

Кирилл, пилот: Стюардесса может зайти в кабину, она не имеет права занимать пилотского кресла
А.Нарышкин Строго как.

Кирилл Да.

А.Нарышкин То есть, стюардесса, которая может принести напитки…

Кирилл Стюардесса может зайти в кабину, она не имеет права занимать пилотского кресла, потому что у нее прописано это в ее стандартных процедурах. Она обязана заходить в кабину в разных случаях. Например, когда я, командир, или второй пилот хотят покинуть кабину. К примеру, по естественной надобности. Мы обязаны занять место, так называемое jump sitter, чтобы в кабине не оставался один пилот. На всякий случай.

А.Нарышкин Может случиться такая ситуация, что двери захлопнулись, если командир и второй пилот вышли?

Кирилл Двери в кабине имеют кодовый замок. Она должна захлопнуться. Если речь идет о пассажирском самолете. Грузовые самолеты не имеют двери пилотской кабины закрывающейся. А пассажирские кабины практически все имеют броневую дверь, которая запирается, и которую можно открыть только по команде, тумблером из кабины можно открыть или снаружи может открыть кодовая комбинация цифр, которую знает бортпроводник. Или пилоты. Обязательно в кабине один из пилотов должен постоянно осуществлять контроль за пространственным положением самолета. Управлять самолетом, даже если он летит на автопилоте. Такого понятия, что оба встали и вышли, такого не бывает никогда.

А.Нарышкин У вас как в армии прямо строго все. Подождите, а если в салоне что-то происходит? Стюардесса забегает и говорит: «Кирилл, пойдемте! И ты, Влад, второй пилот, пойдемте смотреть!».

Кирилл Такого, конечно, не бывает. Потому что если что-то вдруг случается. На пассажирских рейсах такое бывает, бывают и драки на борту. И если не дай бог с командиром что-то случится, то дальше что? То есть, командир не выйдет, скорее всего. И второй пилот не выйдет. В больших компаниях специальная есть служба, которая сажает на рейсы сотрудников безопасности, службы безопасности, которые зачастую имеют различные разряды. Не по шахматам. И опыт, допустим, в спецслужбах работы. И они призваны решать вопросы, которые касаются безопасности.

А.Нарышкин А как они выглядят?

Кирилл Они никак не отличаются от пассажиров. Просто два прилично одетых человека.

А.Нарышкин Чоповцы в штатском.

Кирилл Да. Естественно, что они не афишируют. Они летят как обычные пассажиры.

А.Нарышкин Спят, едят…

Кирилл Да. Но если что, они должны…

А.Нарышкин Потрясающая работа. Я все-таки про дверь. Дверь эту можно будет выломать каким-то образом?

Кирилл Выломать ее нельзя, потому что она должна выдерживать…

А.Нарышкин А кто-то испытывал ее вообще?

Кирилл Конечно. Они сертифицируются. Это пошло после теракта 20 лет назад, 25 лет назад, дверь в кабину старались открывать, максимальная открытость, вот пилоты, пожалуйста, пассажиры, смотрите, если вам интересно. И двери в кабину были открыты. После серии захвата самолетов решили, что нет. Это, конечно, все хорошо, маркетинг – хорошо, но безопасность превыше. И двери стали запирать.

А.Нарышкин А вот про дебоширов как раз. Почему очень часто, если возникает нештатная ситуация на борту, почему принимаете решение пилотам самолет сажать?

Кирилл Такое решение принимается далеко не всегда. Надо понимать, что решение посадить самолет на запасной – это очень сложное решение для командира, потому что он понимает, что это и деньги, и репутация, и все, что угодно. И, скорее всего, задержка, потому что надо будет заправляться на запасном аэродроме.

А.Нарышкин Можете описать алгоритм? Сидит пьяный человек, который пытается закурить, который задира, может быть, проводника ударил. Как вы получаете информацию о том, что у вас этот пассажир есть?

Кирилл От проводников. То есть, проводник докладывает, что у нас, допустим, буйный пассажир.

А.Нарышкин Они не заходят, они по связи, да?

Кирилл Скорее всего. «Товарищ командир, разрешите открыть дверь?». Разрешаем.

А.Нарышкин А, у вас изнутри прям домофон?

Кирилл Есть специальная кнопка. Более того, есть кнопка отмены кодового открытия. Если нажали даже правильный код, мы можем нажать кнопку отмены…

А.Нарышкин Это на случай, если проводнику приставили какой-нибудь пластиковый ножик к горлу?..

Кирилл Такая возможность есть.

А.Нарышкин Вам сообщили: есть дебошир.

Кирилл Значит, прежде всего у нас есть летный экипаж и кабинный экипаж. Летный экипаж – это проводники. Они стараются своими силами образумить, возможно даже обезвредить. Но я таких случаев не слышал, чтобы именно по дебоширам были посадки. Посадка на запасном аэродроме, скорее, будет по здоровью какого-то из пассажиров. Садился – у женщины было подозрение на внутреннее кровотечение, мне пришлось сесть в Варшаве по дорогу в Тунис. Проблем нет, когда нет недостатка информации. Мне повезло, у меня на борту оказалось шесть врачей. Проводники вышли на связь, сказали, что если есть врачи, подойдите к такому-то креслу. Они подошли, посмотрели и сказали, что однозначно надо садиться.

Если у меня есть четкое решение, что я должен садиться – никаких проблем.

А.Нарышкин Это же не ваше начальство. Как вы можете садиться, основываясь на мнении этих людей? А потом авиакомпания вам выкатит иск, скажет, какого черта…

Кирилл Во-первых, право командира неотъемлемое – сесть на том аэродроме, на котором он хочет. Если он принял обоснованное решение сесть на запасном аэродроме, никто не вправе его за это осуждать или применять какие-то меры дисциплинарного воздействия.

А.Нарышкин Потом все равно после посадки, после возвращения в ваш родной аэродром вы приходите в офис и кучу бумаг, наверное, заполняете.

Кирилл Не такая уж и куча. Просто отчет о рейсе, что выполнялся такой-то рейс, на такой-то минуте поступила такая-то информация. У нас были такие-то варианты, я из этих вариантов принял такое-то решение, из этого получилось то-то. Это просто обычный отчет о рейсе.

А.Нарышкин Бывает так, что пилотов штрафуют?

Кирилл Да.

А.Нарышкин А за что?

Кирилл Самое простое – внутренние лишения премии за некачественное выполнение работы. Допустим, несданные вовремя зачеты. Мы все время находимся в каком-то вялотекущем обучении.

А.Нарышкин Это хорошо.

Кирилл Это хорошо. Так делают во всем мире, что люди не забывают и все время находятся в тонусе. К примеру, самый простой вариант – человек не сдал вовремя зачем, и к какому-то числу, весенне-летняя навигация или осенне-зимняя навигация, вот до такого числа он должен был сдать зачет, у него могут снять часть премии за качество выполнения работы. Потом, если более серьезные вещи начинаются… Допустим, нарушение воздушного законодательства.

К примеру, нарушил схему полетов, залетел в московскую воздушную зону по своей вине. Не по вине диспетчера, не по вине метеослужбы, не по вине метеообстановки, а просто вот он ошибся…

А.Нарышкин Я просто вот субординацию не очень понимаю. Как так можно, по собственной вине, минуя волю диспетчера, залететь в какую-то другую зону?

Кирилл, пилот: Если у меня есть четкое решение, что я должен садиться – никаких проблем
Кирилл Простой случай. Включен был не тот режим, самолет, вместо того, чтобы поворачивать влево, начал поворачивать вправо. А Москва близко. Над Москвой существует запретная зона для полетов. Над многими городами есть. И вместо того, чтобы самолет повернул направо… Допустим, он взял левый разворот. И пока он разворачивался обратно вправо, он зацепил московскую запретную зону. Или не только московскую . Это можно любую запретную зону так зацепить.

После этого диспетчерская служба пишет соответствующее письмо…

А.Нарышкин Донос!

Кирилл Она обязана, у них же мониторится это все…

А.Нарышкин Если бы они не писали, могло бы…

Кирилл Зачем? Во-первых, они не могут это скрыть. И не хотят. Зачем? Реальное нарушение воздушного пространства, кто за это будет отвечать? У них там красные лампочки загораются.

А.Нарышкин Так ничего же не произошло. Улетели вправо на 200 метров, вернулись, рядом никого не было.

Кирилл Если бы что-то еще и произошло, не дай бог, было бы еще хуже. А так просто выписывают человеку административный штраф.

А.Нарышкин Сколько?

Кирилл 7000 рублей, 15 000 рублей…

А.Нарышкин Просто интересно, знаете, сопоставлять со штрафами за неаккуратное вождение на дороге.

Кирилл Это все по решению компетентный органов. Это просто уже начинается расследование в административном порядке, нарушение воздушного законодательства.

А.Нарышкин Не имеет значения, везете вы груз или людей?

Кирилл Нет. Разные нарушения есть. Мы сейчас говорим о самом простом случае, нарушение схемы полетов. То есть, заход в воздушную зону с ограниченным режимом.

А.Нарышкин А самый серьезный штраф какой могут выписать?

Кирилл 30 млн долларов не будет.

А.Нарышкин Самое серьезное нарушение, за которое могут наказать, но, может быть, еще не уволят?

Кирилл Самое серьезное нарушение – это катастрофа. Если не дай бог погибнет человек хотя бы один, то это уже уголовная ответственность.

А.Нарышкин Не всегда же пилот виноват.

Кирилл Если будет установлена вина пилота, а такое может быть, то это будет уголовная ответственность, конечно. И там штрафами можно не отделаться.

А.Нарышкин Пилот Кирилл сегодня в программе «Изнанка» на «Эхе Москвы». В кабину вернемся. Могут ли пилоты спать?

Кирилл В некоторых авиакомпаниях есть специальные процедуры контролируемого отдыха. Они означают, что один из пилотов по согласованию с другим, согласно процедурам стандартным, оповещает, что он хочет отдохнуть. Обычно это кратковременный сон рекомендуется, 15-20 минут, не больше. При этом он остается в пилотском кресле…

А.Нарышкин И все? 15-20 минут?

Кирилл Сейчас мы дойдем. Это так называемый контролируемый отдых. И второй пилот или командир, они оба… Они, не покидая рабочего места…

А.Нарышкин Просто подремать, покемарить?

Кирилл Да. Такое бывает. Он, в случае чего, сразу проснется и подхватит. Дальше начинаются полеты большой протяженности…

А.Нарышкин Большая – это откуда и куда?

Кирилл Большая протяженность зависит от рабочего времени экипажа разрешенного. В минимальном составе экипажа, то есть, 2 человека… большинство летают с двумя членами экипажа. Там есть определенная норма рабочего времени. К примеру, 10 часов. Или 12 часов может быть подряд, он начала подготовки к полету, взлет и 30 минут после посадки считаются окончанием рабочего времени. Если это рабочее время укладывается в минимально отведенное время для двухчленного экипажа, тогда можно вдвоем летать. Если не укладывается. Допустим, самолет летит с промежуточной посадкой, к примеру. Даже он летает не 14 часов, а он долетел первый участок – 8 часов, потом загрузился, заправился и полетел дальше. Это еще 2,5 часа на загрузку-заправку. И дальше он летит еще 4 часа. Общее рабочее время не укладывается в максимальное время для двухчленного экипажа.

Могут посадить дополнительного члена экипажа. К примеру, одного. У которого есть допуск в правое пилотское сидение. Если и этого не хватает, совсем длинный рейс, могут посадить целый экипаж. То есть, четыре человека будет лететь. Целый полноценный сменный экипаж. И тогда рабочее время максимальное становится.

А.Нарышкин А пилоты где спать будут? Как у дальнобойщиков, за кабиной такие?

Кирилл За кабиной есть специальные спальные места на двух пилотов. Допустим, самолет Боинг 747, есть еще и специальная комната для бортпроводников, тоже для отдыха. Потому что там тоже может быть сменный экипаж, у которого выйдет рабочее время, он тоже должен отдыхать.

А.Нарышкин Что пилоты едят обычно? Едите ли вы то же самое, что дают пассажирам?

Кирилл Да, по большому счету то же самое. Ланч-бокс, что-то горячее. Многие это не едят, потому что считают, что это нехорошо.

А.Нарышкин А что едят?

Кирилл Ничего не едят. С собой кефирчик берут.

А.Нарышкин Берут ли с собой, как в офис, ланчбоксы? Не знаю, банка с супом.

Кирилл Каждый в меру. Запросто это можно, если есть желание. Люди сидят на диете, им жена дома приготовила, что им нужно по диете, он говорит: «Я ничего есть не буду, у меня с собой все есть».

А.Нарышкин Мешают ли пилоту гаджеты у пассажиров? Все то, что иногда на некоторых авиакомпаниях требуют выключать либо на время всего пилота, либо во время взлета и посадки?

Кирилл Вопрос сложный. Не буду выступать против правил авиакомпаний. Не хочу выступать, чтобы потом мне сказали, что вот, пилот сказал, что не мешают они. Эти гаджеты мы сейчас используем в качестве НРЗБ.

А.Нарышкин То есть?

Кирилл Вместо бумажных карт большинство компаний применяют электронные. Обычный или специализированный планшет, который устанавливается в кабине. И все карты, все схемы, частоты мы берем с этого планшета. Такого же, как и у пассажиров. Но я не буду говорить, что эти гаджеты не мешают. Считается, что они могут внести помехи в системы связи или радионавигации. Я читал статьи, что они могут вносить помехи.

А.Нарышкин В общем, дорогие друзья, не раздражайте ни пилотов, ни бортпроводников. Если вам говорят в самом начале выключать гаджеты – выключайте.

Кирилл Конечно…

А.Нарышкин А влияет-не влияет – каждый сам делает вывод об этом.

Кирилл Статьи, которые говорят, что влияет, я видел. Я их читал. Я удивился сначала, но такие есть.

А.Нарышкин Как пилоты устраиваются на работу? И трудно ли это сделать? Давайте про Россию говорить.

Кирилл Чтобы устроиться пилотом на работу, кандидат должен отвечать на определённый набор требований. Прежде всего – свидетельство пилота. После летного училища…

А.Нарышкин Летное училище – это пять лет или сколько?

Кирилл Высшее училище – да, пять лет. А среднее училище – три года. После летного училища выдается свидетельство коммерческого пилота, и это есть первое условие для того, чтобы человек имел возможность стать кандидатом на прием на работу в качестве кандидата.

Кирилл, пилот: Мы все время находимся в каком-то вялотекущем обучении
А.Нарышкин Вот у вас ламинированный этот документ есть, вы – счастливый, румяный выпускник летного училища. И куда идти? Ты же не можешь во время учебы уже где-то начать подрабатывать, подруливать…

Кирилл Подруливать – нет. Но устраиваться на работу иногда начинают даже с первого курса.

А.Нарышкин А что делают?

Кирилл Зачастую бывает так… Есть такое понятие – династия. Отец летает, и он знает, куда посоветовать сыну пойти. И сын уже настраивается на авиакомпанию Аэрофлот, к примеру.

А.Нарышкин Английский в училище учат?

Кирилл Учат.

А.Нарышкин Верну вас в тот момент, когда ты с ламинированным сертификатом. Ты – не представитель династии, ты не занимался раньше поиском работы.

Кирилл Иногда бывает в большей степени человек готов уже, он понимает, что ему помощи ждать неоткуда. И он уже заранее с третьего курса везде разослал свои резюме, и понимает, где его ждут в большей степени, где в меньшей степени, какие преимущества в какой компании…

А.Нарышкин А как можно ждать то, что еще не сформировалось окончательно?

Кирилл Он понимает, что если вот он сейчас все сдаст, у него будет свидетельство и все документы, медкомиссия, то ему в какой-то авиакомпании пообещали, что его возьмут. И дальше могут какую-то бумагу дать, что они согласны…

А.Нарышкин А надо самому в авиакомпании приезжать, или на какой-нибудь HeadHunter заходишь и там смотришь…

Кирилл У нас не распространено пока. За границей обычно устраиваются так. У нас такое личное присутствие, хотя бы e-mail, резюме, личное присутствие всегда лучше. Солидные компании обычно не экономят на времени обучения, они имеют возможность платить минимальную зарплату. Человек начинает одни курсы, потом вторые, третьи, потом он начинает летать, все не спеша. Человек может рваться в бой, его компания с длинным периодом не устраивает, и он пойдет в другую компанию.

А.Нарышкин Что сложнее, грузовые перевозки или пассажирские?

Кирилл Я бы сказал, что грузовые не имеют фактора пассажиров. Это иногда проще, потому что на грузовых самолетах нет проводников, нет пассажиров, и никаких проблем с пассажирами обычно не бывает. Грузовой, он, в принципе загрузился… Он старается вылететь вовремя, но он понимает, что не так уж это… А если у меня сидит 522 человека сзади, детишки маленькие, и у меня не работает, допустим, кондиционер… Я понимаю, что у меня каждую минуту обстановка накаляется. Девочки будут потом разбираться с этим потом, потому что у них будут недовольные пассажиры. Это фактор такой, что я не могу себе позволить задерживаться больше какого-то времени.

А.Нарышкин Стиль полета меняется в зависимости от того, вы с грузом или с людьми?

Кирилл Для полета вообще такого понятия нет. А что вы понимаете под стилем…

А.Нарышкин Вот смотрите. Вы же машину водите?

Кирилл Да.

А.Нарышкин Если вы сами ведете ее, то вы можете ехать как-то более резко, боле динамично, подтопить и прочее. Когда вы везете семью, то у вас возникают какие-то обязательства. Ты должен ехать плавно…

Кирилл Понимаете, вот спрашивают: «Как слетали-то?». Нормально слетали. У пассажиров обычных. «Вот эта компания хорошо летела, а вон та – плохо летела. Болтало – ужас какой-то». Ребята, вы просто попали в такую атмосферу, которая болтала. Если бы у других попалась бы такая же атмосфера, может, болтало бы еще и больше. Пилот не болтает самолет, он фактически не имеет никакого желания болтать самолет – он сам болтается в этом самолете. И мы знаем, что наши самолеты сейчас летают на 90-95% на автопилоте. Это болтает не пилот, а просто турбулентная атмосфера.

А.Нарышкин Я понял, мне надо было автопилота позвать в гости.

Кирилл Автопилот одинаково пилотирует. Он выдерживает параметры – и все.

А.Нарышкин Смотрите, это очень интересно. А что тогда отличает паршивого пилота от действительно аса, от хорошего пилота? Если на стиль вы никак повлиять не можете?

Кирилл Вопрос в корень. Вопрос подготовки летного состава… Сейчас большинство компаний занимаются все более и более плотно. Все стараются найти какие-то пути, которые сделают эту подготовку эффективной. Сейчас такое вводится понятие, компетенции пилота. Базовое понятие, 8 компетенций. Умение пилотировать, коммуникация… И вот по этим компетенциям сейчас стараются готовить пилотов многих компаний, потому что раньше готовили пилотов другим образом. Набирали в программу подготовки различные ситуации, которые были… «Отказал генератор… Ну, давайте занесем отказ генератора в программу подготовки. Где-то отказал двигатель. Давайте двигатель еще сделаем, чтобы отказ двигателя отработать».

Зарубежный опыт показывает, что более эффективно тренировать компетенции пилотов. Большинство авиакомпаний по миру тренирует не отдельные задачи, а общие компетенции, возможности и способности человека справиться с любой ситуацией, а не только с теми, которые были указаны в его программе подготовки.

А.Нарышкин Хорошо, что вы объяснили. Ключевое вы сказали чуть раньше. Если самолет трясло, это не значит, что пилот отстойный.

Кирилл Это совсем не значит… Никакой пилот гражданской авиации не будет трясти самолет намеренно, такого…

А.Нарышкин Почему? Смотрите, мое дилетантское представление. Есть некий, не знаю, грозовой фронт, через который можно пролететь, и будет быстро. А можно его облететь…

Кирилл А вы когда-нибудь попадали в грозовой фронт на самолете?

А.Нарышкин Не знаю.

Кирилл Когда вокруг темно, все сверкает, страшно – жуть. Ни один пилот никогда в грозовой фронт не полезет. Помимо того, что есть определенные нормативы обхода грозовых облаков, вплоть до возврата на аэродром назначения или запасной. Если у меня нет возможности обойти этот фронт… Критерии обхода есть сверху, снизу… Прежде всего – справа и слева. Если у меня нет возможности, и я понимаю, что если я обойду слишком далеко, у меня просто не хватит керосина, вплоть до возврата на аэродром назначения, на аэродром вылета или запасной аэродром. И это будет правильным решением.

А.Нарышкин Хорошо, вы меня на терминах поймали с грозовым фронтом…

Кирилл Грозовой фронт… Просто турбулентность. Чистое небо, мы летим и болтает так… Принято три градации болтанки. Слабая, средняя, сильная.

А.Нарышкин Мне кажется, и я, и большинство пассажиров думают: дурак сидит, он не может взять штурвал, просто крепко в него вцепиться, чтобы не болтало…

Кирилл Понятно. К сожалению, с этим представлением, наверное, у нас вряд ли с вами получится разубедить людей, что…

А.Нарышкин Вы согласитесь, что это не только у меня такое?

Кирилл Да, конечно. Разубедить не получится. Единственное, что я могу сказать – что ни один пилот сам болтать самолет не будет. Во-вторых, он не имеет даже такой возможности, потому что у нас полет выполняется исключительно на автопилоте…

Кирилл, пилот: Самое серьезное нарушение–катастрофа. Если погибнет хоть один человек, то это уголовная ответственность
А.Нарышкин Вот посадка может быть мягкая, а может быть жесткая.

Кирилл Да, такое бывает. Жесткость или мягкость посадки..

А.Нарышкин Вот где может проявиться качество пилота.

Кирилл Вот мы сейчас с вами еще один миф развенчаем. Значит, критерием качества посадки, жесткость или мягкость не является. Критерием качества посадки является посадка в правильном месте. То есть – в зоне приземления. Потому что если человек посадил самолет мягко, но где-нибудь на середину полосы, то есть, перелетел зону приземления нормальную, и потом не дай бог выкатился, не дай бог еще кого-то покалечил, зачем нужна была эта мягкость посадки. Если бы он сел с нормальной перегрузкой, спокойно, в 1,4, допустим, но в начало полосы… И перед ним вся полоса, он спокойно затормозил, срулил с полосы и спокойно поехал домой.

Так что качеством посадки мягкость не является. Иногда даже наоборот, попытки сделать мягкую посадку приводили к серьезным последствиям. Допустим, к зацеплениям хвостом. Человек мягко посадил, самолет отделился, спойлеры не вышли. Тут он убрал, малый газ поставил… Потом вышли НРЗБ, потерялась подъемная сила, самолет полетел вниз… И пилот в том, пытаясь предотвратить перегрузку, потянул настолько, что зацепился хвостом. Отлично. Зато мягко посадил. Зачем это нужно было?

А.Нарышкин Зачем вообще мягко тогда сажать?

Кирилл Вот я вам расскажу. Во многих международных, прежде всего – американских летных школах мягкая посадка – это не зачетная посадка на чек-райде. Чек-райд – это экзамен на допуск к самостоятельным полетам. Вам скажут, что вы хорошо летали, вы связь хорошо вели, по самолету вы хорошо рассказали… На посадке… Полетайте еще 4-5 часов с инструктором, он вам расскажет, как сажать. Вы сделали небезопасную посадку. Потому что когда мягкая посадка перейдет во взмывание, в отделение или так называемый козел, никто не знает.

А.Нарышкин Зато с жесткой такой посадкой пассажиры будут плохо думать о пилоте, потому что пилот, все-таки, везет людей, а не дрова. Зачем он так…

Кирилл Безусловно, жесткую посадку намеренно никто не делает. Жесткая посадка – первый повод к тому, что самолет останавливается, на нем производятся технические работы специальные по определению, пошли ли усталость и деформации на конструкцию. То есть, самолет останавливают, выводят из расписания, начинают ремонтировать. Он должен после этого объяснительную написать. Все равно лучше… Пилот должен понимать, что если он подозревает жесткую посадку, то лучше он сделает репорт, и самолет будет осмотрен правильным образом. И следующий экипаж не получит самолет… К примеру, пошли деформации где-нибудь на НРЗБ или что-нибудь там с шасси. Если он… Это все равно выплывет, весь полет расшифровывается.

А.Нарышкин Сегодня в «Изнанке» пилот гражданской авиации, его зовут Кирилл. Если вы хотите стать участником следующих выпусков нашей передачи, присылайте заявки на iznanka2019@gmail.com. Укажите, как вас зовут, вашу специальность, город, где вы живете, и добавьте ссылки на ваши социальные сети. Обдумайте пока мое предложение, в нашем эфире сейчас новости и реклама.

НОВОСТИ

А.Нарышкин Еще раз всех приветствую, Алексей Нарышкин с вами, это «Изнанка», программа о профессиях, где именно вы рассказываете о своей любимой или нелюбимой, редкой или распространенной профессии. Сегодня у нас в студии Кирилл, он работает пилотом. Расскажите, как пилот готовится к вылету? Осматриваете ли вы самолет?

Кирилл Прежде всего, первая оценка – изучение НРЗБ, журнал самолета. Там записаны все отказы, все неисправности в самолете, с которыми, возможно, этот самолет будет летать.

А.Нарышкин Подделать можно?

Кирилл Если успеют до вылета, если это не критично, тогда могут отремонтировать.

А.Нарышкин Подделать, я имею в виду, скрыть информацию…

Кирилл Нет, потому что там много служб завязано, это сразу уголовное дело. Выпустили не готовый самолет – вы что.. Посмотрели журнал, оценили, что будем делать. Итак, у меня сегодня не работает вспомогательная силовая установка. Значит, мне надо вызывать наземный источник питания, мне нужно заложить еще 10 минут на все эти процедуры. Допустим, не хватает какого-нибудь механизма закрылка. Это создает дополнительное сопротивление, и самолет может взять на 2-3 тонны меньше груза, чем он мог бы взять, если бы обтекатель был…

А.Нарышкин Например, в журнале критический набор всяких данных по состоянию самолета. И вы встаете в позу и говорите: «Я не полечу».

Кирилл Да, это – обязанность командира.

А.Нарышкин А кому вы говорите?

Кирилл Прежде всего я получаю и сразу могу позвонить в центр… Это все определяется не желанием, а документами. Это – список отказов, с которыми самолет может еще летать. Некоторые отказы можно 3 дня держать, а потом надо ремонтировать обязательно. Я смотрю, что у меня не проходит какой-то отказ, я звоню: «Ребят, все так и есть или что?». «Да, так и есть». «Смотрите, у меня непроходной отказ вот этот, давайте там напрягайте инженерный состав».

А.Нарышкин Читал где-то, что ощущается пилотами и пассажирами, когда самолет заправили некачественным топливом.

Кирилл Нет. Плохого качества топлива не может быть никогда, потому что не может быть никогда. Это тоже уголовная ответственность, там специальная лаборатория, которая следит за этим составом, все время берет пробы. Попасть на некондиционное топливо… Не думаю, что сейчас это возможно.

А.Нарышкин Вопросы из Гугла. То, что о вашей специальности спрашивают пользователи интернета.

Кирилл Очень интересно.

А.Нарышкин Вы же знаете, наверное.

Кирилл Нет, не все.

А.Нарышкин Почему пилотам запрещено носить бороду? Кирилл как раз выбрит просто изумительно.

Кирилл Может быть, такое ограничение, потому что считается, что кислородная маска не плотно прилегает из-за бороды. Такое может быть. Но я в тех компаниях, где я работал, такого не встречал.

А.Нарышкин Почему пилоты говорят на английском?

Кирилл Пилоты далеко не всегда говорят по-английски. Часть вообще в кабине даже между пилотами делается на английском сейчас. И многие компании перешли на английский язык из… При радиосвязи с диспетчерами. Это имеет множество преимуществ. Прежде всего, повышается осведомленность зарубежных экипажей о том, что происходит в воздухе. Кто набирает, кто разворачивается… Мы часто летаем в Китай, там нормальное явление, что он отвечает по-английски, а дальше сразу на китайский переходит. С этого момента, когда он перешел на китайский я, понятное дело, не понимаю, о чем он разговаривает…

А.Нарышкин Неприятно?

Кирилл Нет, я понимаю, он закончит, и я буду с ним дальше. Но в тот момент, когда он переходит на китайский, понятное дело, я теряю понимаю… Радиоосмотрительность, что происходит вокруг. Какой самолет набирает, кто снижается, кто куда разворачивается. Если все разговаривают по-английски, то это имеет множество положительных последствий.

А.Нарышкин А вы даже с вашим напарником, вторым пилотом, который тоже может быть россиянином, вы летите в России, вы тоже говорите по-английски?

Кирилл Большая часть общения, особенно по технологии, мы должны так называемые call out говорить. Это – озвучивание режимов включения автопилота, например. Они все делаются по-английски, мы на русский не переводим. Конечно, когда «Я выйду, попью водички», это мы не будем по-английски говорить.

А.Нарышкин Пилот Кирилл сегодня в «Изнанке» на «Эхе «Москвы». Как пилоты относятся к аплодисментам после посадки?

Кирилл, пилот: Наши самолеты сейчас летают на 90-95% на автопилоте. Это болтает не пилот, а турбулентная атмосфера
Кирилл Во-первых, мы не слышим, потому что закрыта дверь.

А.Нарышкин Все напрасно?

Кирилл Потом может прийти проводница и сказать. Ладно, спасибо, на добром слове.

А.Нарышкин Вы понимаете, за что конкретно вас благодарят?

Кирилл Я понимаю, что не вовремя благодарят. Обычно хлопки начинаются, что вот самолет сел… Он еще катится, скорость сумасшедшая. Ребята, думаю я про себя, еще далеко все не закончено. Хлопать надо, когда остановились, срулили к перрону, вышли из самолета. Желательно еще домой приехали – тогда можно аплодисменты делать. Но на полосе после касания рано еще, потому что все только начинается.

А.Нарышкин Интересный вопрос. Почему пилоты не говорят three? В смысле – три?

Кирилл Через th. Есть такой специальный документ, где описано произношение английских цифр при радиосвязи. Всегда пишется транскрипция, произношение ближе к дереву – tree. Конечно, если мы летим в Лондон, там все говорят нормально. Но мы понимаем, что нам специально произносить те звуки, которые у нас не у всех получается, да и не надо. Кроме того, произношение именно английское, описанное в документах, оно ближе к дереву.

А.Нарышкин Как пилоты ориентируются в небе?

Кирилл наступил золотой век навигации. Точность, с которой сейчас определяется местоположение самолета, она была недостижимой ни для каких предыдущих поколений. Сейчас выполняются автоматические посадки при видимости ноль… У нас навигационный комплекс, НРЗБ, система, поддержанная GPS-датчиком, и посадочные системы, приемники посадочных систем.

Окна нужны, для взлета и посадки, они пока что визуальные, нужно видеть.

А.Нарышкин То есть, золотой век навигации пока не распространяется на взлет и посадку?

Кирилл Автоматическая посадка есть, проблем нет…

А.Нарышкин Когда нулевая видимость…

Кирилл Понимаете, в условиях нулевой видимости значит, что будут введены соответствующие процедуры в аэропорту. Будут освобождены интервалы между самолетами, будут освобождены критические зоны на земле от всякого транспорта, который может выехать. Не будет помех навигационным системам посадки. И тогда в этом случае можно говорить, что с достаточной долей вероятности, что она доведет без отклонений и все будет хорошо. Но если такая процедура не включена… Обычно у нас хорошая погода, и нам не сказано, что вот эти процедуры уменьшенной видимости включены, это значит, что не факт, что критические зоны будут освобождены и возможны помехи на посадочной системе.

А.Нарышкин Как пилоты ходят в туалет?

Кирилл Ничем не отличается от основного населения Земли. Есть туалет, как тот же самый пассажирский туалет.

А.Нарышкин Какой рост должен быть у пилота?

Кирилл Честно скажу, что не знаю. В военной авиации, безусловно, большие ограничения, потому что там кабины другие.

А.Нарышкин Медицинские требования какие должны быть для пилота? Кого не возьмут точно в пилоты?

Кирилл При мне на одной из медкомиссий, которую я проходил, выяснилось, что у человека дальтонизм. Дают читать цифры, он не видит. НРЗБ. Зрение – там же много параметров проверяют. Слух, ЛОР, серьезная штука. Меня, когда первую медкомиссию проходил, по ЛОРу были проблемы, было подозрение, что заполненные гайморовы пазухи, и я не имею возможности. Потом я все это снял, потому что выяснилось, что все нормально.

А.Нарышкин Может ли не пилот посадить самолет? Часто в голливудских фильмах обыгрывается, когда одного пилота расстреляли, другой от сердечного приступа умер. И какой-нибудь условный Брюс Уиллис врывается в кабину пилота, надевает наушники и, слушая команды диспетчера, ловко так, играючи…

Кирилл Или бортпроводница. Не думаю, что такое возможно. Человек, не имевший опыта полетов…

А.Нарышкин Я вас поймал. Вы сказали, что 95% в полете делает автопилот.

Кирилл Это не значит, что это проще.

А.Нарышкин При этом можно даже запрограммировать посадку.

Кирилл Это надо знать, как делать. И это вряд ли…

А.Нарышкин Так там же диспетчер в ушах будет!

Кирилл Я не думаю, что это возможно. Если человек с этим не сталкивался… А он мог сталкиваться, флайт-симулятор очень близко… Человек может научиться летать на компьютер. Вот мы летаем с курсантами, у них 70 полетов минимум. Чтобы его можно было допустить самостоятельно.

А.Нарышкин Это зло, по-вашему, авиасимуляторы? Может быть, слишком упрощают вашу профессию?

Кирилл Какие симуляторы вы имеете в виду?

А.Нарышкин Я знаю, что он существует.

Кирилл Это – очень хорошая программа, там подобие кабины почти полное. Симулятор – полезная программа для тех, кто интересуется этим.

А.Нарышкин А вы играете?

Кирилл Я не то чтобы играю. Пилоты проходят тренажерные сессии 2 раза в год на тренажерах, которые на подвижность. Настоящие, сертифицированные тренажеры. И вот перед этим симулятором почему не потренироваться…

А.Нарышкин Какой симулятор?

Кирилл Самый профессиональный – Майкрософт Флайт Симулятор.

А.Нарышкин Это на самом деле такая история, для настоящих пилотов, чтобы себя поддерживать в форме…

Кирилл Я своим курсантам рекомендую летать на флайт симуляторе. Те, которые со мной летают, я рекомендую. Ты можешь часть работы, которая тебе нужна, чтобы освоить самолет, перенести на компьютер.

А.Нарышкин Расскажите про рабочий день пилота? Когда вы узнаете, что в такой-то день вы полетите в такую страну?

Кирилл Есть такое понятие – наряд. Разные компании делают его по разному. Иногда делают на 2 дня, иногда даже на месяц.

А.Нарышкин Вот допустим, Кирилл в воскресенье летит в Шанхай…

Кирилл Я примерно знаю, сейчас выйдет наряд, и я посмотрю, все ли там правильно.

А.Нарышкин Вы едете в аэропорт утром. За какое время вам надо…

Кирилл За полтора, может, за два часа. Сильно рано не надо приезжать, потому что рабочее время. Если мне лететь 10 часов, чем позже я появлюсь, тем меньше усталость будет. Максимальное время прохождения санчасти – 2 часа до вылета. Если я пришел за два с половиной часа до вылета в санчасть… Проверка перед полетом.

А.Нарышкин А что делают там?

Кирилл Внешний вид и пульс. Если какие-то сомнения, может дойти до измерения давления.

А.Нарышкин Сомнения – пьяный или не пьяный?

Кирилл Знаете, насчет пьяного – тоже сюжет художественной литературы. Я давно такого не встречал. Допустим, у человека простуда. Он пришел… Врач сразу видит. Давление померил, оно больше, чем надо. «Иди, погуляй, может устаканится». У врача тоже есть рамки, в которых он может выпустить.

А.Нарышкин Посмотрели на вас, все хорошо.

Кирилл Дальше идем готовиться продолжать.

А.Нарышкин В самолет сразу идете?

Кирилл Нет. Обычно за полтора часа проходим санчасть, и после того, как подписали у диспетчеров, посмотрели метео, едем на . В штурманской происходит основная подготовка. Читаем всякие сообщения…

А.Нарышкин Штурманская – это…

Кирилл Комната подготовки в аэропорту для экипажей.

А.Нарышкин Довезли вас до самолета…

Кирилл Обычно один осматривает самолет, второй идет готовиться в кабину.

А.Нарышкин А что вы там готовите?

Кирилл В кабине есть стандартные процедуры…

А.Нарышкин Тряпочкой протираете?

Кирилл Нет. Я протираю, кстати, мне не нравится, когда пыль.. Начинаем делать стандартные процедуры, их там целый набор. Начиная с включения самолета, если он, грубо говоря, темный стоит. Вот берешь…

А.Нарышкин А как он включается? Как включается самолет? Ключ в зажигание?

Кирилл Нет, подается питание какое-то. Или от аккумулятора, или от наземного источника. И самолет сразу оживет.

А.Нарышкин То есть, нет кнопки включения?

Кирилл Кнопка… Допустим, включение батареи. Мы включаем батарею, подается первое питание. Потом нужно… Батарея – первичный источник, на ней он долго не протянет. Мы должны или наземный источник подключить, или запустить вспомогательную силовую установку, чтобы генераторы включились. И дальше начинаем готовиться. И после каждой процедуры делается чек-лист, лист контрольных проверок. Где мы основные критические моменты, мы проверяем еще раз, двойная проверка, кросс-чек. Я что-то говорю, мне отвечают, и я проверяю еще раз, что мы не забыли ничего. И после каждой процедуры делается чек-лист…

Кирилл, пилот: Критерием качества посадки является посадка в правильном месте. То есть – в зоне приземления
А.Нарышкин И дальше вы взлетаете?...

Кирилл Начинаем НРЗБ просить, процедуру взлета, она тоже стандартная. То есть, мы должны на определенных этапах что-то сделать, что-то сказать, что-то потянуть, убрать, выпустить… Убрать шасси, убрать закрылки. Потом начинается НРЗБ, процедура набора высоты. Потом начинает НРЗБ, процедура полетов на эшелона. Там тоже специальные вещи делаем, мониторим топливо. Потом начинается НРЗБ, это процедура снижения. Потом начинается…

А.Нарышкин Видимо, потом в обратном порядке все.

Кирилл Потом начинается… Мы после посадки сходим с полосы.

А.Нарышкин Когда вы после перелетов сможете, не знаю, либо домой вернуться и лечь спать, либо в гостинице в Китае остановиться?

Кирилл Мы прилетели, передали самолет, нас везут дальше в гостиницу, там отдыхаем определённое количество времени. Есть минимальный отдых, меньше которого мы не имеем права. Если не прошло 10 или 12 часов.

А.Нарышкин Есть ли у пилотов возможность жаловаться на компанию? Например, когда компания заставляет… Может, это миф. Летать больше, чем нужно, вопреки каким-то нормативам? Компания заставляет летать на плохих самолетах…

Кирилл На плохих самолетах просто человек не полетит. Да…

А.Нарышкин С другой стороны, под угрозой увольнения. «Не полетишь, тогда мы найдем, кто полетит».

Кирилл Летите ради бога. Если мне скажут, что полетишь.. Ребята, летите ради бога, я не полечу, если неисправный самолет, зачем это надо. Я взлетел, а дальше что делать? Что касается превышения норм рабочего времени – такие бывают случаи, да. Пилоты подают на авиакомпании и в суды, даже выигрывают, я знаю. Это не массово… Он считает, в чем-то его права ущемлены. Сейчас возникают профсоюзы разные.

А.Нарышкин Вот, сильны они? Помогают?

Кирилл Не сталкивался, не могу сказать. Я не очень в курсе.

А.Нарышкин На чем лучше всего летать?

Кирилл Самый массовый самолет – это Боинг и Эирбас. Эирбас идет по концепции исключения пилота из управления.

А.Нарышкин Значит ли это, что на нем летать проще?

Кирилл Нет. Думали, что так будет безопаснее. Оказалось, нет. Бьются и те самолеты, и эти самолеты. К сожалению.

А.Нарышкин Пилоты учатся работать с конкретной моделью, или есть пилоты универсальные, который туда прилетел на Эирбасе, а обратно на Эмбрайре, потом на Боинге…

Кирилл Такое бывает, это значит, что у пилота есть допуск на разные типы. Три это максимум. Поддерживать летную годность пилота – это дорогое удовольствие. Это значит, что он должен на каждом типе летать по два тренажера в год, по две проверки. Бывает такое, что человеку дают допуск на два типа сразу.

А.Нарышкин Два типа – мы имеем в виду два типа моделей?

Кирилл Допустим, Боинг 737, и он летает параллельно на Боинг 767. Или на маленьком Боинг 737 и на 47-м.

А.Нарышкин То есть, нет такого, что у меня есть разрешение на Боинг, Эирбас и я могу приходить выбирать любой, садиться… Только конкретные модели?

Кирилл Каждый тип требует допуска. Я должен пройти курс переучивания, потом должен пройти НРЗБ на нем, должен пройти проверку. И он должен у меня быть вписан в свидетельстве пилота.

А.Нарышкин Российские самолеты – это жесть?

Кирилл Однозначно не скажешь. Для своего времени эти самолеты были хороши. Но сейчас у нас очень мало осталось наших самолетов. Вы знаете, я просто летал на ТУ-134, там были другие полеты… Такого понятия как неисправность, я там не помню. А сейчас я на Боинге летаю, у меня такое бывает регулярно. Прочность шасси… Наши самолеты выигрывали. Устойчивость к боковому ветру на посадку…

А.Нарышкин В наше российское авиастроение верите? Когда показывают Сухой Суперджет 100, когда говорят, что МС-21 – это очень перспективная будет история?

Кирилл Дай бог, чтобы так было. Отечественное самолетостроение – это хорошо всегда для любой страны. Надо по результатам смотреть. Не могу сказать, что сейчас результаты впечатляют. В нашей авиакомпании нет самолетов российского производства… По той информации, которая до меня доходит, результаты есть, но не самые впечатляющие.

А.Нарышкин Какие профессиональные страхи у пилота есть?

Кирилл Самое простое – попасть в грозу. Потом…

А.Нарышкин Вы же говорили, что можно ее обойти. Или развернуться.

Кирилл Смотрите, вот отказал локатор. Что делать? Вроде как надо лететь, а ты уже залетел так, что керосина может не хватить. И вот может быть ситуация такая… Ты вылетал при одной погоде, она испортилась, и тебе надо будет уходить на запасной со всеми вытекающими последствиями, тебя будут заправлять, возможно, у тебя рабочее время кончится, тебе нужно будет в гостиницу ехать… И хорошо, если пассажиров нет на борту. Если пассажиры есть, то еще с ними разбираться, куда-то их надо размещать. Нам надо отдыхать 10 часов, а их куда? Целая история.

Потом попасть можно не в те условия, которые ожидаешь. Тебе сказали, что коэффициент сцепления хороший, а он оказался хуже. Я один раз так попал, испугались мы. Не тормозится у меня самолет, а должен был, потому что мне докладывали, что нормальный коэффициент сцепления.

А.Нарышкин А взлететь можно заново?

Кирилл Уход на второй круг вы имеете в виду? Он возможен до того момента, как включен реверс у самолета. Это обратная тяга. То есть, двигатели перешли на обратную тягу. Пока мы не перешли на реверс, уход на второй круг возможен. Там процедуры… Мы же по процедурам летаем, мы не по… И до касания, и после касания. До момента включения реверса. Реверс включили – все, останавливаемся, уже вариантов нет. Потому что пока он переложится опять на прямую тягу, пока он выйдет на взлетный режим – уже полоса кончится.

А.Нарышкин Кошмары вам снятся профессиональные?

Кирилл Да, конечно. Допустим, что я пытаюсь найти какую-то карту, и я понимаю, что у меня видится в страшном сне какой-то талмуд, и я понимаю, что мне никогда эту карту не найти, и что дальше делать…

А.Нарышкин А зачем карта, если вы говорили, что планшет есть?

Кирилл Планшета нет в страшном сне. У меня нет времени искать, и что дальше делать – никто не знает.

А.Нарышкин О чем мечтает пилот?

Кирилл Часто пилоты мечтают побольше быть с семьей.

А.Нарышкин Пилот, который регулярно летает, несколько рейсов в неделю. Есть понимание, что вы хотите летать еще лет 10… А потом вы будете заниматься бизнесом, смежным или из другой области?

Кирилл Тут индивидуально все. Но пилотов, которым не нравилось бы то, что они делают, их мало. Если он высказывает что-то, скорее всего, ему подсознательно нравится.

А.Нарышкин А что нравится в специальности? Самый приятный момент? Вот вы рабочий день перечислили, самый приятный?

Кирилл Если касается работы, то ты вот сделал мягкую посадку, еще и в зону приземления, это хорошо. Болтанка, дождь, а ты посадил, остановил, все довольны, все счастливы. Это всем нравится.

А.Нарышкин Когда пилот уходит на пенсию?

Кирилл Он может уйти на пенсию просто потому, что его спишут по медкомиссии. Ограничения после 60 лет начинаются уже возрастные, даже если он проходит медкомиссию, он не может летать командиром, потом – вторым пилотом, потом – вообще не может летать.

А.Нарышкин Профессиональные заболевания какие есть?

Кирилл Прежде всего слух страдает. Особенно у людей, которые летали на советской технике, потому что там повышенный уровень шума. Сейчас считается, что уровень шума в кабине меньше…

А.Нарышкин А в кабине шумнее, чем в салоне?

Кирилл Чуть более шумно…

А.Нарышкин Всякие технические шумы?

Кирилл Да. Могут быть. Потом, слышно шум воздуха о переднее остекление.

А.Нарышкин Какой это звук?

Кирилл Просто шуршание воздуха, точно так же, как на машине разгоняешься.

А.Нарышкин Ну, на машине ты не разгоняешься до таких скоростей.

Кирилл Это да. Такое есть. А так, конечно, глаза страдают, перестают видеть. Спина, может быть, да. Потому что сидячее положение. И вообще общая гиподинамия.

А.Нарышкин Про деньги мы с вами не поговорили. От и до? Пилот в России среднестатистический, в средней компании, не в тройке условной…

Кирилл От должности. Второй пилот получает всегда меньше, чем командир. Дальше – инструктор, командир на должность инструктора, он получает обычно больше, чем командир. Дальше пошел начальствующий состав. Зарплата может быть весьма достойная. Но даже у второго пилота она будет больше 100 000.

А.Нарышкин Чтобы 100 000 получать второму пилоту, ему сколько надо летать?

Кирилл Зависит тоже от политики компании. Бывает такое понятие – гарантированный налет. Сколько бы человек ни летал, он не получит меньше, чем за 60 часов налета.

А.Нарышкин Налет – это именно то, что в воздухе провел?

Кирилл От запуска сейчас считается до выключения двигателя. То есть, еще плюс земля, тоже считается. Обычно авиакомпания заинтересована, чтобы человек побольше летал, потому она старается стимулировать большой налет. Допустим, после 60-80 часов начинает, к примеру, получать двойную оплату часа своего.

А.Нарышкин Потолок в России. Миллион пилот может получать? Я не знаю, можете про коллег…

Кирилл В линейных компаниях – нет. Это – пассажирские или грузовые компании, которые не частные. Допустим, бизнес-авиация, вполне возможно, что там такие могут быть. Но это частные, единичные пилоты.

А.Нарышкин Индивидуальные договоренности…

Кирилл Которые никто может и не знать, кроме самого пилота.

А.Нарышкин Потолок в линейных – это сколько?

Кирилл Не буду за всех говорить. Но зарплата достойная, так скажу.

А.Нарышкин Меня не утраивает такой ответ. 700 000?

Кирилл Нет, это – не характерная зарплата, слишком много.

А.Нарышкин 600 000?

Кирилл Понимаете, вы выводите…

А.Нарышкин Мы с вами не сможем разойтись, если вы не назовете…

Кирилл Вы меня выводите на тонкий лед.

А.Нарышкин Конечно. Вы знали, куда идете.

Кирилл Я знаю, что было несколько скандалов интернете, когда пилотам Аэрофлота приписывали большие зарплаты, и потом их жены начинали удивляться: погоди, ты сколько приносишь… «Вот тебе расчетный лист». «По радио или телевизору сказали, что у тебя миллион».

А.Нарышкин Именно поэтому вы выступаете в программе «Изнанка» анонимно, чтобы потом избежать проблем работодателями, коллегами и близкими.

Кирилл Миллион не получаем, но зарплата достойная.

А.Нарышкин Полмиллиона?

Кирилл Такое может быть, но не всегда.

А.Нарышкин Есть ли у пилотов какие-то приметы?

Кирилл Не принято фотографироваться перед полетом. Не принято говорить «последний полет», говорят «крайний полет». Некоторые пилоты перед вылетом подойдут, поглядят самолет… Они осматривают его, двигатель погладят. Но нет, пилоты – не суеверные люди.

А.Нарышкин Спасибо большое. Пилот Кирилл был сегодня в «Изнанке», если решите поучаствовать в нашем эфире, присылайте заявки на нашу электронную почту iznanka2019@gmail.com. Текстовую версию и звук этого эфира и всех предыдущих выпусков «Изнанки» вы найдете на сайте «Эха», echo.msk.ru. Я, Алексей Нарышкин, прощаюсь с вами до следующей субботы, счастливо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире