13 апреля 2019
Z Изнанка Все выпуски

Воздушный гимнаст


Время выхода в эфир: 13 апреля 2019, 12:05

А.Нарышкин Добрый день, с вами Алексей Нарышкин и программа «Изнанка», программа, где вы можете рассказывать о своей профессии. Единственное условие – участие в нашем эфире анонимное, чтобы избежать проблем с начальством, коллегами и близкими. Сегодня мы расскажем вам о профессии воздушного гимнаста, и у нас в гостях Максим, приветствую вас.

Максим Да, Алексей, добрый день. Меня зовут Максим, я воздушный гимнаст, работаю в цирках и не только в цирках, на различных площадках, как воздушный гимнаст, уже около десяти лет.

А.Нарышкин Те, кто работает в цирке, кроме, может быть, обслуживающего персонала, обычно говорят – артист цирка. Когда говорят «артист», мне кажется, это что-то вот такое совсем творческое. Профессия воздушного гимнаста, сколько места… Вот спорт, а сколько вот действительно чего-то творческого?

Максим Когда я слушал вашу предыдущую передачу с Анной, которая была художник-постановщик в театре кукол, она как-то вскользь произнесла то, что зрителю нужно серьезно, как к искусству, относиться к театру кукол. Но если вы хотите получить что-то легкое, попкорн и так далее – идите в цирк. Попкорн, чтобы смотреть на клоунов…

А.Нарышкин Задело вас?

Максим Да, меня задело. Мне показалось это как-то даже слегка оскорбительно. Потому что цирк – это такое же искусство, как театр, как кино и так далее. Если кто-то об этом не знает или не догадывается, от этого цирк масштабнее и меньше не становится.

А.Нарышкин Так все-таки, доля спорта и доля какого-то артистизма?

Максим Вы знаете, даже за последние лет, наверное, 30-40 цирк сделал какой-то принципиально большой скачок в своем развитии, потому что раньше, даже в 60-70-е годы это был прежде всего трюк. Грубо говоря, ты отрепетировал какой-то сложный элемент, трюк. И ты его демонстрируешь. Надеваешь просто костюм поярче, чтобы тебя было видно на манеже, включаешь музыку, которая тебе нравится, и как бы твои трюки, музыка и костюм существуют по отдельности… То сегодня цирк уже шагнул на территорию театра, в оперу, балет. Везде. И наверняка вы знаете, что сейчас очень развит синтетический театр, где цирку тоже место быть.

Когда мы говорим «воздушный гимнаст», наверное, у людей складывается, что он должен работать в цирке. На самом деле, не обязательно, потому что существует огромное количество шоу. Опять же, балетов, опер и так далее, где цирковые артисты принимают участие. И это просто здорово и классно. И это точно такое же творчество, как и любое другое. Просто в нем язык этого искусства – трюк. В кино свой язык, в театре свой язык. В цирке – трюк.

А.Нарышкин Давайте сразу с вами определимся, чтобы было понятнее. Воздушный гимнаст в цирке или за пределами цирка, что он делает? Какой у него есть функционал? Для меня воздушный гимнаст – это человек, который под купол забирается, хватается за перекладину, и вот туда-сюда летает…

Максим Я вас понял. В воздушной гимнастике тоже есть огромное количество жанров разных. Наверное, то, что вы имеете ввиду – это воздушный полет. Растягивается такая гигантская конструкция, они летают, подхватывают, ловят, подхватывают гимнастов. Но я работаю, например, в совсем другом жанре. Мой жанр – это кордепарель, вертикальный канат. И на нем я делаю различные трюки, в которые вплетены хореография…

А.Нарышкин Получается, у воздушных гимнастов есть четкое разделение? Вы, например, подбрасываниями людей и полетами воздушными не занимаетесь?

Максим Нет, я – солист, и я занимаюсь только собой. В принципе, база какая-то гимнастическая, акробатическая, она, наверное, похожа. Но все равно в каждом жанре есть своя специфика. Например, та же трапеция в статике и трапеция в каче – это совершенно две разные работы и два разных артиста.

А.Нарышкин Расскажите мне, как гимнасты сохраняют свою форму.

Максим Ежедневными тренировками, репетициями. Каждый находит для себя помимо своих репетиций какие-то дополнительные занятия, которые держат его в форме. Это может быть пилатес, йога, что-то еще, что сохраняет… Например, бывают такие моменты, когда у тебя может не быть работы месяц. Но ты не имеешь права не репетировать, потому что через месяц тебе работать. Или, грубо говоря, тебе позвонили и нужно завтра где-то выступить. А ты не в форме. И ты в принципе в какой-то минимальной физической форме всегда должен себя держать, чтобы не заплыть жиром и не расслабиться.

А.Нарышкин У вас бывает, что вы месяц сидите без заказов, без работы?

Максим Да, к сожалению. Бывает. Я не состою в штате никакого цирка, я как бы существую сам по себе. Это с одной стороны здорово, потому что я могу выбирать то, где мне работать, от чего мне отказываться, что мне интересно, что не интересно. С другой стороны, я понимаю, что я беру на себя эти риски и могу, к сожалению, просидеть месяц…

А.Нарышкин Какие-то сезонные колебания в этом смысле для вас есть? Для представителя вашей специальности? То есть, не знаю, зимой на корпоративы, может, гимнастов заказывают чаще. Лето – нафиг никому не нужно.

Максим По-разному. Я понимаю, что первое, что напрашивается на ум – это Новый год, сказки, шоу, корпоративы и так далее. Возможно, у кого-то так. Я могу вам говорить о своем опыте. У меня это совершенно не связано с зимним, весенним, летним периодом. Это существует как-то само по себе.

А.Нарышкин А интерес к вашему виду циркового искусства, он растет, стабилен, уменьшается? Многих ли можно удивить какими-то элементами в воздухе на канате, на котором вы занимаетесь?

Максим: Цирк – это такое же искусство, как театр, как кино и так далее

Максим Мне кажется, что вот то, о чем мы с вами говорили в начале, что цирк совершил какой-то такой принципиальный скачок в своем развитии. Когда мы говорим об этом, наверное, мы предполагаем, что вот сегодня мы можем открыть Ютуб и, говоря исключительно про трюки… Нас гораздо больше удивит, если мы увидим человека какого-то сумасшедшего, прыгающего с небоскреба на небоскреб. И никаким в этом смысле двадцатерным сальто с натянутой внизу сеткой и с лонжей, наверное, нас не удивить. То есть, можно открыть Ютуб и удивиться гораздо больше каким-то таким вещам. Поэтому театр просто обязан, и как-то так органично получилось, что нужно брать какой-то внутренней историей, брать подачей, артистизмом, танцем и так далее. Когда я говорю об этом, я имею в виду как раз ту театральную составляющую, которая сейчас в цирке набирает обороты.

Наверное, где-то искусство, так тесно связанное с каждодневным физическим трудом, с такой гигантской ремесленностью… Наверное, все равно остаются люди, для которых цирк является спортом. Но это – вопрос твоего отношения к делу, которым ты занимаешься. Если ты следишь за тем, что происходит в мире, а сейчас у нас у каждого есть такая возможность, ты понимаешь, ты понимаешь, что ты обязан делать гораздо больше, чем раньше.

А.Нарышкин На «Эхе Москвы» программа «Изнанка», сегодня у нас в гостях воздушный гимнаст Максим. Я вас хочу вернуть к упражнениям. Ваши собственные упражнения, что вы делаете? Вот, например, сегодня, с утра. Вы проснулись. Перед тем, как прийти к нам в редакцию, что вы сделали?

Максим Ты как гимнаст, у тебя постоянно существует какой-то внутренний страх того, что твое тело в какой-то момент может не дать тебе возможность работать. Плечо не даст спокойно повиснуть или начать что-то делать. Или нога откажет. И поэтому ты должен очень внимательно слушать свое тело, репетировать, тренироваться в меру того, что тебе нужно.

А.Нарышкин Я от вас хочу все равно какие-то рецепты. Вот знаете, есть нормы ГТО. Ты их сдаешь и получаешь какой-то значок. Вот для воздушного гимнаста какие существуют нормы? В день, например, Максим, чтобы быть всегда готовым выполнить любую сложную программу, он должен… Не знаю, сто раз присесть. Сорок раз отжаться за один подход. Пробежать пять километров…

Максим Вы простите, Алексей, но я такого рецепта вам не дам. Я говорю как раз о том, что каждый знает о специфике своей работы. И, если я делаю это, то мне нужно сделать.. Грубо говоря, если вы хотите упростить, ряд каких-то упражнений, чтобы у меня не были расслабленные ноги, например. Я делаю какой-то сет из таких упражнений. Если у меня какая-то своя специфика, я не знаю, я буду растягиваться. И на шпагат, и стоять мостики, и так далее.

А.Нарышкин Когда вы поняли, что вам нужно заниматься воздушной гимнастикой?

Максим Вы знаете, я на самом деле не из цирковой семьи, это было исключительно моим решением. И это произошло очень как-то плавно и органично. То есть, у меня не было конкретно такого момента в жизни, где я сказал себе, что все, я иду работать в воздух. Я лет, наверное, с 14, занимался акробатикой, и был, конечно, ничтожно плох в этом. Но почему-то меня это увлекало, и я зачем-то себя мучил. А потом в какой-то день я  просто попробовал что-то сделать на канате, какая-то элементарная штуковина у меня получилась. Меня это как-то…

А.Нарышкин Окрылило.

Максим Раззадорило. Да, окрылило. Вот. Я стал копаться, что-то искать сам, потом нашел тренера. Потом у меня было одно театральное мероприятие, на котором меня попросили сделать какие-то пару простых штук на канате. Это тогда меня тоже подстегнуло. Ну и как-то это само собой развивалось, и произошло так очень органично. Естественно, я пошел по этой дороге, потому что это мне было интересно и здорово. Мне до сих пор, собственно, это интересно.

А.Нарышкин Что вам родители, близкие говорили? Есть же такое у нас, у многих, понимание, что ты заканчиваешь школу и обязательно высшее образование, обязательно получить хоть какую корку, потому что все, тебя никуда не пустят.

Максим У меня есть высшее образование, Алексей.

А.Нарышкин Оно же не профильное у вас, не по воздушной…

Максим Нет. Оно режиссерское.

А.Нарышкин Ага. То есть, вы как бы параллельно занимались?

Максим Да.

А.Нарышкин А почему режиссура?

Максим Изначально я пошел в режиссуру, потому что мне хотелось создавать и работать в цирке. И на самом деле я думал, что это все какие-то смешные и забавные истории с моими тренировками, которые не перерастут во что-то более серьезное. Просто делал и делал. Но моей целью была именно режиссура и постановки в шоу.

А.Нарышкин Учиться на воздушного гимнаста – это цирковые училища или можно как вы, в каком-то частном порядке просто себя совершенствовать?

Максим Да, мне кажется, что сейчас гораздо проще, потому что, например, в Москве, в Петербурге есть огромное количество студий воздушной гимнастики. У детей, у взрослых, даже если тебе 30 лет, ты можешь начать заниматься воздушной гимнастикой. Ну, на каком-то, понятно, не на серьезном уровне. Но сейчас как-то отношение к этому поменялось, и люди… Если тебе интересна воздушная гимнастика, ты пришел, попробовал. Ты начал с чего-то простого, потом сделал что-то более сложное, и так далее. Ты растешь, и люди, которые не относятся к этому серьезно, как правило, добиваются каких-то действительно классных результатов, а это выглядит здорово. Понятно, что мы делаем скидку на то, что работа на сцене именно как артисту, это сложнее, потому что здесь нужны какие-то совершенно другие знания. Но на каком-то техническом уровне люди могут прийти в 30 лет и добиться какого-то классного результата.

Максим: Раньше это был прежде всего трюк. Сегодня цирк уже шагнул на территорию театра, в оперу, балет

А.Нарышкин Как понять, что у тебя есть предрасположенность именно к воздушной гимнастике?

Максим Вы знаете, у меня совершенно нет никакой предрасположенности. И, грубо говоря, я боролся с какими-то дикими комплексами на тему того, что я худой, и в мире здоровых воздушных гимнастов мне было как-то некомфортно. Собственно, сейчас я  понимаю, что этой мой плюс, это – моя фактура, и моя определенная подача в этом есть.

А.Нарышкин А еще что? Из каких-то внутренних ощущений, может быть, из физической готовности – что должно быть, с чем можно уже приходить к тренеру. Или можно приходить как раз к канату, на котором вы занимаетесь, и уже что-то пробовать?

Максим Да мне кажется, что можно приходить всем. Если у тебя есть огромное желание, то не нужно придавать особого значения длине своих ног, пропорциям тела. Если ты ловишь кайф от своей работы, то ты найдешь применение своему телу, каким бы оно ни было.

А.Нарышкин Воздушный гимнаст Максим сегодня в программе «Изнанка» на «Эхе Москвы». Специальное питание есть для представителей вашей профессии?

Максим Вы знаете, очень многие люди в цирке заморчиваются на теме еды…

А.Нарышкин ЗОЖ?

Максим Да, ЗОЖ, какое-то количество белков. Возят с собой мультиварки, чтобы обязательно на пару приготовить себе курицу и съесть ее в определенный час. У меня, например, совершенно такого нет…

А.Нарышкин У вас просто нет мультиварки.

Максим У меня есть, кстати, мультиварка. У меня совершенно такого нет. Хочешь есть – ешь.

А.Нарышкин Это не та же история, как, например, с балеринами, что они не могут себе позволить сладкого, вредных всяких продуктов?

Максим Если вы говорите про какой-то лишний вес… Ну, каждый человек чувствует, насколько ему комфортно работать в своем теле сейчас. И это выбивается, если у тебя появляется лишний вес, и как ты с этим борешься. На самом деле, в цирке люди сталкиваются каждодневно с такими физическими нагрузками, что это все как-то уходит.

А.Нарышкин А давайте поговорим о деньгах. На чем воздушный гимнаст зарабатывает?

Максим Воздушный гимнаст зарабатывает своими выступлениями. Если ты работаешь – ты ешь, не работаешь – не ешь.

А.Нарышкин Все логично, как и в любой другой специальности. Но где вы можете выступать?

Максим Можно выступать в цирке, в театре, в клубе, в ресторане. Где угодно. Могу к вам домой приехать, если у вас достаточная высота потолков…

А.Нарышкин Я подумаю. Сколько должно быть, чтобы вы приехали… У вас собственный инвентарь, канат?

Максим Да.

А.Нарышкин На свадьбы зовут?

Максим Конечно.

А.Нарышкин Сколько это продолжается и сколько это стоит?

Максим Ну, номер в среднем идет от четырех до семи-восьми минут. В среднем где-то пять минут.

А.Нарышкин А оплата?

Максим Оплата очень по-разному. Как в любой другой профессии.

А.Нарышкин Сколько вы берете? Или вы сначала на клиента посмотрите, как говорится, состоятельный… А может для каких-то многодетных семей скидки?

Максим Вы знаете, если какой-то проект, который мне интересен, я могу и за бесплатно выступить. Не скажу вам, сколько я стою. Во-первых, каждый артист определяет свою цену сам. И в зависимости от каких-то составляющих, конечно, он может себе придумать любую цифру. Хоть 500 000 за выступление. Вопрос в том, что он работу не найдет с этой цифрой. Ну как бы есть какие-то разумные пределы, конечно же. Оплата очень разная. Если это – какое-то частное мероприятие или гала, как правило, дороже. Если ты подписываешь контракт и работаешь с каким-то шоу на постоянной основе…

А.Нарышкин Если гастроли, наверное… А все-таки частная история, один вечер. Порядок сумм, слушайте. Можно, не знаю, тамаду найти за 15 000. Диджея за 15 000. Фотограф 30 000 и выше. Воздушный гимнаст… С номером на четыре минуты. Человек пришел, установил канат, все это изобразил и ушел. Сколько это стоит?

Максим Ну, это может быть, не знаю, от 15 000 до 100 000. Разброс может быть такой.

А.Нарышкин Так, вернемся на несколько минут назад. Вы сказали – от четырех до восьми минут ваше выступление?

Максим Да.

А.Нарышкин И до 100 000?

Максим Ну, конечно.

Максим: У тебя постоянно существует страх, что твое тело в какой-то момент может не дать тебе возможность работать

А.Нарышкин Но как это возможно? Это дорого.

Максим Подождите, это – такая популярная история, что ты проводишь на сцене 5 минут и получаешь как бы такие деньги. Но это довольно странно, потому что то, что человек видит на сцене – это результат огромного количества лет тренировок, работы над собой, каждый день – преодолевание каких-то трудностей. И ты видишь только маленький кристаллик, за которым стоит гигантская работа. И это может стоить и гораздо дороже.

А.Нарышкин Завершая, может быть, разговор про гонорары, про деньги, про оклады. Сколько воздушный гимнаст в России, давайте прям совсем точно говорить – в Москве, может получить в месяц? Коридор, примерно, от и до.

Максим Ты можешь не особо заниматься собой, не особо развиваться и сделать что-то такое плоское, неинтересное, работать в каком-то, не знаю, шапито в Подмосковье, такое обобщенное, и получать 30 000 рублей в месяц. А можешь работать над собой, как-то развиваться всесторонне, и тем самым делать свою работу более качественно, осознанно и классно, и можешь получать 300 000 в месяц. Но ты можешь получать и больше, если есть силы, время и предложения.

А.Нарышкин Кто придумывает номера для воздушного гимнаста?

Максим Это может быть очень по-разному. Например, если это – какое-то частное мероприятие, и у них есть какая-то конкретная концепция, то они могут попросить артиста встроиться в эту концепцию. Например, не знаю, свадьба вся в белом стиле, белые цветы, белый декор повсюду. Они могут попросить тебя взять какую-то лирическую музыку, белый костюм и так далее. И, в принципе, это небольшая проблема, с какой-то импровизацией, с опытом. Это все приходит.

А.Нарышкин А у вас какое-то портфолио, вы можете показать заказчику, что «я могу вот так, вот так и вот так»?

Максим Да, конечно. Какие-то промо-материалы, видео, фото…

А.Нарышкин А в цирке? Вы в цирке человек подневольный…

Максим Я изначально сделал номер, придумал костюм, трюки, хореографию, образ и так далее. И уже с готовым материалом, я его предлагал. Например, с первым номером у меня получилось так, что меня пригласили на один международный цирковой фестиваль просто потому, что увидели этот номер и захотели его в программу циркового фестиваля. Собственно, с этого все понеслось, какие-то знакомства, люди, когда тебя видят, хотят, приглашают.

А.Нарышкин Когда воздушные гимнасты выходят на пенсию?

Максим Во-первых, раньше было принято так, что ты до последних своих вздохов должен находиться на манеже. И это – зрелище довольно странное было.

А.Нарышкин Жалкое, наверное?

Максим Ну да, жалкое… Когда с другой стороны, понимаете, когда человек отдает всю свою жизнь цирку и немножко теряет связь с реальностью, и не понимает, что уже не те силы, не тот вид и так далее.

А.Нарышкин А вот когда не те силы – это видно по артисту?

Максим Конечно, видно. Потому что, опять же, ваш вопрос о том, почему человек должен получать такие деньги за пять минут работы. Для зрителя это должно выглядеть легко, он не должен думать о том, как тебе сложно, какие мышцы у тебя работают в этот момент. Это должно выглядеть легко, хотя на самом деле это очень нелегко. Наступает, наверное, в теле человека такой момент, когда, вроде, казалось бы, привычные тебе движения, те же подъемы ног, подтягивания даются тебе уже не так, как десять лет назад. И я думаю, что как бы если ты адекватный человек, и если ты соизмеряешь свои силы и возможности, то ты просто поймешь в какой-то момент и уйдешь. Хотя люди, вы знаете, люди работают и в сорок, и в сорок пять лет. Я знаю такие примеры. Они действительно в классной физической форме, они супер выглядят.

А.Нарышкин Воздушный гимнаст Максим в эфире «Эха», вы слушаете программу «Изнанка». Профессиональные заболевания какие есть у воздушных гимнастов?

Максим Если мы не говорим о каких-то серьезных травмах, полученных при, не дай бог, падениях, то это, наверное… Вы знаете, в цирке говорят, что если у тебя ничего не болит, то ты уже умер. У тебя в принципе постоянно что-то болит, ты постоянно чувствуешь какие-то растяжения, ссадины, ушибы и так далее. Но это – такие вещи, с которыми ты можешь справляться. Это просто входит в твою норму жизни, ты с этим как бы продолжаешь справляться и все окей.

А.Нарышкин Слушайте, а почему ссадины и растяжения, если есть одна и та же программа? Которую ты выполняешь из раза в раз. Если у тебя растяжения и ссадины, значит, наверное, ты специалист так себе. Нет?

Максим Нет, абсолютно нет.

А.Нарышкин Разве не должен у тебя быть стабильный результат?

Максим У тебя, как правило, есть стабильный результат. Если ты работаешь одну и ту же программу, не выходишь за рамки вообще, то, наверное, все в порядке. Новые ссадины и новые растяжения появляются тогда, когда ты репетируешь какую-то новую трюковую часть или какие-то даже элементарные хореографические штуки, ты набиваешь себе, грубо говоря, новые какие-то места. Ты можешь работать одну и ту же программу, но каждый день чувствовать себя по-разному. Ты можешь выспаться, не выспаться. Где-то чуть-чуть как-то криво прийти в каком-то обрыве, я не знаю, где-то поскользнуться на руках… И, казалось бы, знаете, если ты работаешь каждый день одну и ту же программу, как правило ты входишь в такое состояние немножко робота, и можешь запнуться совершенно в каких-то простых вещах, казалось бы, даже не на каких-то трюках, а на какой-то просто фигне.

А.Нарышкин То есть, концентрация должна быть?

Максим Да.

А.Нарышкин Выспаться обязательно, не пить, например…

Максим Нет-нет, ни в коем случае.

А.Нарышкин Пьют вообще? Не в цирке, а именно воздушные гимнасты.

Максим Я не знаю насчет всех воздушных гимнастов, я просто не очень люблю пить. У меня была одна история, когда я вечером выпил, это было в цирке в Испании. Там был тоже международный цирковой фестиваль. Нас собрали на такой торжественный ужин, когда все конкурсные дни позади, и впереди только гала. А гала – это финальное шоу на фестивале, когда ставят номера победителей вот в такую финальную праздничную программу. Если тебя ставят в гала, ты понимаешь, в принципе, что ты получишь какую-то премию или что-то. Все так здорово общаются, ужинают, выпивают. Но никакой информации о том, кто будет работать на следующий день, нет.

А мне было что-то очень грустно и, в общем, я решил выпить. Как раз я выпил, и выясняется, что на следующий день я работаю. И одновременно с этим выясняется, что я выпил много. И в этот день мне пришлось работать на гала, и была съемка телеканала. И, в общем, я после этого случая не пью. Ни до работы, ни за два дня до работы, ни за три дня до работы. Ты перестаешь держать просто концентрацию, не так владеешь своим телом. Если ты уверен в своей трюковой части, и она уже для тебя превратилась в какой-то навык, ты уже думаешь о других вещах. Ты уже думаешь о подаче… Совсем о каких-то…

А.Нарышкин Не о физике.

Максим: Для зрителя это должно выглядеть легко, он не должен думать о том, как тебе сложно

Максим А о вещах, касающихся именно творчества. Но, если что-то такое, как алкоголь, тебя сбивает с этого пути, ты просто теряешь в качестве сразу и очень сильно.

А.Нарышкин Хотя, согласитесь, для представителей творческих специальностей часто алкоголь, наоборот, какой-то импульс придает. Раскрепощает, может быть. Рюмочку, на канат полез… И сразу буря эмоций.

Максим Вы знаете, наверное, алкоголь дает такой эффект, что тебе кажется, что у тебя буря эмоций. А зрителю как бы не очень приятно на это смотреть.

А.Нарышкин Есть ли разница, как принимают в разных странах? Публика артистов цирка и в частности воздушных гимнастов.

Максим Это зависит от того, как ты отработал. Ты можешь один и тот же номер отработать совершенно по-разному. И ты всегда это чувствуешь. Если ты отработал все технически здорово, пришел к классным ракурсам к зрителю, я говорю про сцену, потому что в цирку все равно как-то… Ты можешь технически отработать программу супер-классно, но внутренне ты будешь абсолютно пустым. И ты это всегда определишь по реакции зрителя. Если ты сделаешь то же самое и вспомнишь про то, что ты еще и артист, то зритель всегда это считывает на каком-то эмоциональном уровне, и ты всегда это чувствуешь по аплодисментам в финале.

А.Нарышкин В «Изнанке» сегодня воздушный гимнаст, его зовут Максим. Если хотите тоже принять участие в нашей программе, присылайте заявки на почту iznanka2019@gmail.com. Укажите вашу специальность, город. Лучше – если вы из Москвы. И обязательно ссылки на ваши социальные сети. Сейчас на «Эхе» перерыв на новости и рекламу, никуда не уходите, мы скоро вернемся.

НОВОСТИ

А.Нарышкин И еще раз здравствуйте. Алексей Нарышкин по-прежнему у микрофона. Сегодня мы раскрываем секреты очередной профессии, в гостях у нас Максим, воздушный гимнаст. Как вы готовитесь к выходу на сцену, на арену? Есть ли у вас какие-то ритуалы специальные?

Максим Вы знаете, я всегда стараюсь закрыться как-то об общения с людьми, провести минимум полчаса просто наедине с самим собой.

А.Нарышкин О чем вы думаете?

Максим Я ни о чем не думаю, я просто концентрируюсь, прохожу на руках свой номер целиком. Вводишь себя в какое-то состояние, которое тебе нужно для работы конкретно этого номера. Мне главное – не расплескиваться, не общаться ни с кем, закрыться в себе, чтобы максимально сделать свою работу хорошо.

А.Нарышкин Кроме того, что вы закрываетесь? Попить, выпить крепкого чаю, почитать, может быть, книжку какую-то?

Максим Конечно, мы разминаемся перед выходом каждый раз, минимум полчаса. Для кого-то это может быть час. Насчет еды и питья – нет, я стараюсь не есть часа за три до выхода. И стараюсь не пить где-то за полчаса до выхода.

А.Нарышкин Вообще, ощущения, когда вас на канате поднимают, или ощущения как у воздушных гимнастов, которые занимаются воздушным полетом, где вот под куполом, условно. Вас поднимают на высоту. Страшно, не страшно? Что вы испытываете?

Максим Страх – это вообще нормальное человеческое чувство, его испытывает каждый. Это, наверное, какой-то инстинкт. Высота – это просто та история, к которой ты привыкаешь. Во-первых, ты не начинаешь репетировать какой-то чисто технический материал сразу наверху. Ты его оттачиваешь до совершенства где-то внизу, и уже потом, когда ты на сто процентов уверен, что ты все сделаешь классно, идешь, поднимаешься наверх. У меня, наверное, нет никаких специфических ощущений от того, «как здорово я летаю» и так далее. Я просто стараюсь держать какую-то актерскую нить и какое-то ощущение, как актер, скорее.

А.Нарышкин Помните ваш первый выход на арену? Где, когда?

Максим Да. Наверное, так если серьезно говорить, когда я начал серьезно, успешно работать, мне уже было 24 года. И это был первый цирковой фестиваль, как раз в Казахстане, в Алма-Ате. До этого я репетировал номер, с которым меня пригласили, в  небольшом камерном театре. Я его репетировал, там сделал видеосъемку, и вот меня пригласили на цирковой фестиваль, и я оказался в цирке. Собственно, в первый раз я тогда отработал в цирке. Ощущения были довольно странные, потому что, когда ты привык работать в театре, в каком-то таком небольшом камерном пространстве…

Тебе как-то помогают, давят стены, и у тебя нет гигантской высоты над тобой. И когда ты оказываешься в гигантском таком воздушном пространстве пустом, с огромной высотой, тебе нужны репетиции и какое-то привыкание к новой площадке. Я обожаю цирк, и очень, там какая-то своя атмосфера, обстановка, мне там очень нравится и комфортно. Но если сейчас какое-то большое количество времени я работал на театральной сцене, если я сейчас приеду в цирк, то мне нужно будет несколько репетиций, чтобы просто привыкнуть и почувствовать вот этот воздух вокруг.

А.Нарышкин В цирк ходите? Как зритель, смотреть на конкурентов, на коллег.

Максим Да, конечно, хожу.

А.Нарышкин Что-то можно от них почерпнуть?

Максим Вы знаете, мне в цирке всегда была интересна личность. Не какие-то групповые, массовые номера, а именно какая-то личность. И поэтому, какой бы ни была программа, мне кажется, ты всегда что-то найдешь, какой-то номер, который конкретно в тебе отзовется. Ну, скорее, даже не что-то почерпнуть, а просто даже до какого-то толчка, вдохновения.

А.Нарышкин Как строится ваш рабочий день?

Максим Если представление утреннее, там, например, бывает такое, например, в цирке, что первое представление в час. Я знаю точно, что мне нужно проснуться до представления минимум за три-четыре часа, чтобы тело как-то проснулось, не знаю. С утра нужно дольше размяться, как-то успеть еще позавтракать, потому что без завтрака совсем будет тяжело. Если представление вечером, то… Я не знаю, у каждого, наверное, своя какая-то история. Но я опять же стараюсь не расплескиваться, громко не шутить, не смеяться с друзьями, как бы так больше концентрироваться на себе, чтобы работа прошла более гладко и здорово.

А.Нарышкин О чем мечтает воздушный гимнаст, к чему стремится? Вы говорили про фестивали. Возможно, когда вы получаете какую-то премию, это очень-очень для самооценки хорошо. А так вот, еще дальше? Глобально.

Максим: После этого случая не пью. Ты перестаешь держать просто концентрацию, не так владеешь своим телом

Максим Вы знаете, в этом смысле это такая интересная профессия, потому что сегодня ты получаешь премии, все тебе пишут, поздравляют, подходят, не знаю, ты со всеми фотографируешься, с директорами цирка, с агентами, с артистами, со всеми, ты на каком-то подъеме. Премии, все так здорово. Но на следующий день ты просыпаешься и понимаешь, что эта премия ничего тебе не дала, кроме того, как ты здорово потешил свое самолюбие. Наверное, это – какой-то знак того, что ты сделал свою работу здорово в том моменте. И это – история про то, что ты все равно каждый раз, выходя на манеж или на сцену, ты каждый раз зрителям доказываешь право на существование твоего номера, потому что им абсолютно все равно на твои премии, награды и так далее. Они видят тебя здесь и сейчас, и будь добр, доставь им эстетическое наслаждение. Это, конечно, всегда какие-то такие качели. Например, в моем случае.

От того, что ты сегодня на вершине, завтра про тебя все забыли. Ты послезавтра опять все здорово, а через день все поменялось. И ты постоянно должен находиться в рабочем ритме независимо от этого всего, хотя это иногда бывает сложно, по настроению, по ощущениям. И ты каждый день должен быть лучше, сильнее, объемнее, чем ты был вчера. Если ты остановишься на месте, то ты уже проиграл, тебя уже обогнали.

Кто-то мечтает попасть в цирк дю Солей. Кто-то мечтает оказаться, поработать в Цирке на Цветном бульваре. Помимо цирка дю Солей много театральных, цирковых компаний, они все разные, со своей спецификой. Если ты в коммьюнити, ты имеешь представление о том, что происходит сегодня в цирке, ты можешь выбрать какую-то компанию, в которой ты можешь стремиться и хотеть туда попасть.

А.Нарышкин Тот же самый цирк дю Солей и Цирк на Цветном бульваре. Вам приглашения от них зачем? Потому что там платят хорошо? Или известность?

Максим Ни то, ни другое. Я просто когда был ребенком, мы ходили с нашими друзьями семьи, они – цирковые артисты. И, скорее всего, они привили мне любовь к цирку с ранних лет. Мы часто ходили в цирк на Цветном бульваре, гуляли там за кулисами, наблюдали за этой жизнью, какой-то репетиционной, подготовительной жизнью артистов. И в детстве это производило на меня такое впечатление. Ты понимаешь, что это реальные, живые люди.

Я говорю просто про какую-то энергию, атмосферу места, в котором мне хотелось бы выступить.

А.Нарышкин Цирк дю Солей— это лучший цирк, который есть в мире?

Максим Я боюсь, что нет ни одного цирка, который можно назвать лучшим цирком в мире.

А.Нарышкин Почему, перечисляя цирки, вы вспомнили цирк на Цветном бульваре? Окей, он здесь рядом, неподалеку, наверное, ведущий в России. Зачем вы вспомнили цирк дю Солей?

Максим Потому что простому обывателю… Я часто сталкиваюсь с таким вопросом, что хочешь ли ты пойти в дю Солей. Просто такой бренд узнаваемый, все его знают. И когда ты рассказываешь каким-то новым знакомым о том, что ты – воздушный гимнаст, то первый, второй или третий вопрос обязательно про цирк дю Солей. Почему-то. Ну, наверное, потому что он самый известный из всех, на слуху. Дю Солей – это была просто первая такая цирковая компания, которая сделала такой переворот в свое время, очень здорово вытащила цирк из спорта, подружила его с театром. Они создавали какие-то уникальные свои миры, где люди – не люди, животные – не животные. Какая-то сказка, ими придуманная. И это был такой свежий воздух, это было так интересно. И артисты стремились туда попасть, потому что это была небольшая студия такая для избранных.

Максим: Мне главное – не расплескиваться, не общаться ни с кем, чтобы максимально сделать свою работу хорошо

Сейчас, конечно, это – гигантская империя, у них огромное количество разных шоу вообще в разной стилистике, начиная от эротического цирка и заканчивая шоу «Битлз» или шоу Майкла Джексона. То есть… Шоу на воде. То есть, абсолютно разные программы. Вот сейчас скоро, кстати, приедет в Москву.

А.Нарышкин Про падения. Часто ли падали? С какой высоты?

Максим Это – тоже один из частых вопросов. Старайтесь его больше не задавать воздушным гимнастам, если встретите таких.

А.Нарышкин Почему?

Максим Это какой-то неприятный вопрос, связанный с таким просто… Ну, не знаю, неприятный вопрос. Нет, я слава богу, не падал так серьезно, и таких страшных травм, слава богу, у меня не было. Но бывали, конечно, всякие случаи в работе, когда ты как-то соскакиваешь с трюка. У меня была один раз такая история на каком-то мероприятии, когда я сделал один обрыв. И когда ты держался за канат, а потом ты перехватил канат с другой стороны и завис в этой точке. А у меня получилось так, что я перешел как-то не очень удобно и проскользил метра три на канате, просто на руках. И обжег просто все руки. Зрители подумали, что это так здорово, и так задумано. И, собственно, я как-то вышел из этой ситуации. Но таких вот падений каких-то грандиозных, слава богу, пока не было. Потому что я все-таки стараюсь себя очень здорово контролировать. Самоконтроль.

А.Нарышкин Вы сказали, что неприятный вопрос… Например, в Гугле. Популярный запрос с вашей специальностью: почему воздушный гимнаст разбился. Почему можно разбиться? Что такое происходит, что приводит к падению?

Максим Ну, наверное, может быть там причиной твоя глупость какая-то. Ты можешь напиться и на следующий день пойти работать. Например. И просто потерять этот самоконтроль. Это будет исключительно на твоей совести. Ты – профессиональный человек, ты должен отдавать себе отчет в том, что ты делаешь. И относиться к себе просто более осознанно и серьезно. Самое, конечно, страшное в этом во всем то, что ты можешь упасть с высоты по каким-то не зависящим от тебя причинам, связанным с какой-то технической частью.

Например, у тебя может, не знаю, порваться пополам ремень, за который ты держишься и который взлетает. Например. Он может быть 20 000 проверен и перепроверен, но такие вещи, редко, конечно, но случаются. И это – катастрофически печально. Может быть какой-то сбой в системе подъемов и спусков в лебедке, например. Это может быть также связано с человеческой глупостью, и с человеком, который управляет этой лебедкой. На самом деле, у артистов в России, за границей я такого не встречал, у них какое-то такое простое, по скверному, какое-то простое отношение к той же подвеске. Например, у тебя может стоять на лебедке…

Лебедка – это система, которая поднимает тебя наверх и спускает вниз. И на лебедке может стоять техник, какой-то совершенно человек с улицы. Ему показали кнопку «наверх» и кнопку «вниз», вот, собственно, все, что он знает. Ты как бы доверяешь свою жизнь этому человеку. И это ужасно. И многие люди, артисты, относятся к этому… «Ну, ладно, один раз отработаю и нормально. Что он, не поднимет и не спустит?». Мне кажется абсолютно правильным подходить к технику, к человеку, который занимается твоей подвеской, и задавать ему все вопросы, которые тебя волнуют. Потому что, в конце концов, все здорово, но это просто твоя жизнь. Рискуешь своей жизнью. И ты имеешь право задавать ему любые вопросы, касаемые какого-то технического оснащения твоего номера.

А.Нарышкин А вот этот человек, который с лебедкой, от него в прямом смысле жизнь воздушного гимнаста зависит? То есть, если он какие-то резко… резко рычаг дернет вниз, просто…

Максим Как правило, на лебедке стоит такая стоп-система, на какой-то экстренный случай. Но вы же понимаете, что человек должен знать, как этим воспользоваться, и что делать в экстренной ситуации, например. Он может нажимать на кнопку «наверх», отвернуться и зевнуть, и в этот момент лебедка поднимется выше допустимого уровня, трос зажует, ты можешь оборваться… Просто из-за того, что он зевнул.

А.Нарышкин У этого оператора лебедки, у него от вас как… Как ноты? Как они понимает, где вас поднимать, где опускать?

Максим Ну как правило это выстраивается на репетициях. Ну, у меня есть, например, человек, техник, которому я доверяю как себе. И который в случае какой-то сложной подвески или, если я попрошу, он всегда мне поможет в плане подвески. И как бы ему я доверяю, я знаю, что он профессионал.

А.Нарышкин Кошмары профессиональные снятся вам?

Максим Вы знаете, да. У меня есть пара таких снов, которые периодически мне снятся. Первый, знаете, когда спишь, как-то неудобно ляжешь, и рука, например, онемела во сне. И почему-то в такие моменты ко мне приходит такой сон, что у меня не работает рука, она онемела, но мне сейчас нужно бежать выходить на сцену. А я, собственно, должен подниматься на руках. И нет канифоли, чтобы поканифолить руки и скользить по канату. И я не чувствую рук. Но я выхожу на сцену… Но никогда в этом сне не доходил до реального момента, чтобы я просто поднимался. Это просто страх, который меня преследует. Я выхожу на манеж или на сцену, а руки болтаются. И они ничего не могут сделать. Ты просто улыбаешься стоишь.

Максим: Высота – это просто та история, к которой ты привыкаешь

И бывает у меня почему-то такой сон еще, что ой, так здорово все начинается, ты выходишь, так красиво в каких-то хореографических движениях поднимаешься медленно по канату. Ты поднимаешься все выше, выше, выше… А внизу кто-то поджигает тебе канат, и он просто тлеет. И ты понимаешь, что ты забираешься все выше, а спуститься ты уже никак не можешь. И вот я во сне думаю о том, что «вот, я сейчас поднимусь, он горит, нужно подниматься быстрее, смогу ли я зацепиться за трос, который соединяет крышу и мой реквизит. Но он очень тонкий. Смогу я по этому тонкому тросу подняться на крышу… ага, так, я могу подняться по тросу на крышу, но могу ли я одной рукой держаться за трос, а другой перецепиться за балку до крыши…». И вот это все очень долго происходит, в каком-то страхе. Это какой-то профессиональный кошмар.

А.Нарышкин Воздушный гимнаст Максим сегодня в эфире «Эха Москвы», вы слушаете программу «Изнанка». Какие у воздушных гимнастов есть приметы и суеверия? Чего не надо делать перед представлением, во время представления, куда не смотреть…

Максим Вообще, наверное, большинство цирковых людей очень суеверные люди, потому что твоя работа постоянно связана с риском. И ты цепляешься буквально за воздух, за какие-то такие иногда не существующие штуки, чтобы как-то облегчить свою жизнь.

Я, на самом деле, не очень суеверный человек. Но, например, если я знаю, что в цирке нельзя сидеть спиной к манежу, то я не сяду спиной к манежу просто из уважения к людям, которые лелеют эту традицию так долго. Мне это не сложно. Пожалуйста. Люди не садятся спиной к манежу, потому что считается, что манеж как-то тебе отомстит.

А.Нарышкин Ваши собственные номера, они где-то отражены? Чтобы кто-то мог увидеть этот текст, и изобразить то же самое?

Максим Конечно. Они полностью лежат на Ютубе, у меня… Как правило, многие копируют, смотря просто видео друг друга. Потому что у каждого, я уверен, есть свои какие-то тетради с какими-то записями, но эти записи не представляют никакой ценности для другого человека, потому что он в них просто не разберется. Я там пишу совершенно какую-то глупость, понятную только мне. Да, очень многие смотрят видео европейских, из Штатов артистов. И пытаются делать что-то в таком же направлении. Иногда пытаются скопировать какие-то трюки. Но мне кажется, что это совершенно неинтересно и не полезное направление. Мне кажется, что здорово найти какого-то артиста, который тебе нравится. И попробовать чисто импровизационно поработать в такой стилистике. Или взять какое-то зерно трюка, но повернуть этот трюк совершенно по-разному, потому что сейчас, касаясь театральности…

То есть, все равно есть база, есть трюк. Но в этот трюк ты можешь зайти двадцатью разными способами, выйти из этого трюка тридцатью другими способами. И в нем тоже искать какие-то разные грани. Не знаю, грубо говоря, руку сюда, руку сюда… Голову на десять градусов куда-то повернуть. Какие-то такие детали, из которых все складывается, которые супер важны.

А.Нарышкин Есть ли для воздушного гимнаста какие-то ограничения? По длине номера, по высоте, на которой вы можете подняться во время исполнения номера?

Максим У меня, как правило, номер рассчитан на то, что в начале номера у меня канат поднимают, фиксируют в точке, я работаю на статическом канате, схожу на поклон, канат спускают. На самом деле, я это сделал изначально для того, чтобы не было таких проблем с лебедками. Нужно новому человеку объяснять… Как правило, он все равно все перепутает и поднимет тебя там, где не надо, опустит там, где не надо. С одной стороны это тяжелее, потому что ты должен все время подниматься, спускаться, подниматься, спускаться на руках. Если это делает лебедка, это чисто физически проще, ты сделал обрыв – оказался внизу. Оп, тебя лебедка поднимает… А мне нужно этот подъем делать самому, например.

А.Нарышкин Максимальная высота какая бывает? Я понимаю, что вы с рулеткой не стоите, не замеряете, насколько вы поднялись, и нет таких, что 10 этажей, 15 этажей. Тем не менее, по ощущениям?

Максим Смотрите, высота моего каната – 10 метров. То есть, грубо говоря, я всегда буду работать на 10 метрах, будь то цирк, сцена или что-то. Как бы, минимальная высота, по-хорошему, для меня – это семь метров. Это минимум. То есть, конец каната может лежать на полу. Например, зимой у меня был такой случай, меня очень просили выступить в одном ресторане, где не было высоты вообще, где было метра четыре…

А.Нарышкин Четыре метра – мало?

Максим Конечно. Потому что ты поднялся – и все. Нет никакого воздуха, объема, ты не можешь сделать… То есть, половину трюков ты выбрасываешь сразу. И делаешь что-то такое статичное на месте, потому что красивые… Красивые позы. На самом деле, это оказалось весело. И забавно, и классно.

А.Нарышкин Здесь рядом есть Москва-Сити, и вам предлагают какой-то номер где-нибудь на такой высоте.. Растянут какую-нибудь конструкцию, канаты, и вас туда прицепят и скажут: «10 000 долларов, Максим, добро пожаловать».

Максим Я и без 10 000 долларов соглашусь. На самом деле, мне безумно интересны такие истории. И если у кого-то будет предложение, я вообще с удовольствием это сделаю. Меня постоянно… Происходит какой-то момент, когда у меня постоянно в голове рождается что-то, что надо сделать, но это, как правило, просто незаконно. И я боюсь, что меня тут же снимут… Повесить канат на каком-то мосту и сделать что-то над рекой. Или повесить его в каком-то неожиданном месте, на какой-то гигантской высоте…

А.Нарышкин Что вас держит? Мысль об Уголовном кодексе, об Административном кодексе?

Максим Ну да, я скромный человек.

Максим: Каждый раз, выходя на манеж, ты зрителям доказываешь право на существование твоего номера

А.Нарышкин По времени нахождения в таком полете есть какие-то ограничения? Вы говорили, номер у вас от 4 до 8 минут. 15 минут вы сможете вот эти все элементы выполнять? Или уже too much?

Максим Я думаю, что да, возможно. Ты их просто разложишь, по элементам, по трюкам так, чтобы где-то отдохнуть, где-то больше сделать. Моя прямая специальность  — это вертикальный канат. Но у меня также была такая история, когда я работал на открытии какого-то стадиона в Сочи за год до Олимпиады. По-моему, это был Ледовый стадион. Меня там заряжали с потолка, и там была гигантская высота, метров 30, может, даже больше. И заряжали… Грубо говоря, на тебе ремень, и ты висишь на двух тросах. То есть, ты ни за что не держишься, просто в таких тросах. Два троса. И получилось так, что мы не очень понимали, когда нужно спускаться вниз…

А.Нарышкин Вы описываете, как будто над вами издевались? Ваш привычный-то канат был?

Максим Нет, каната не было. Я говорю о том, например, что я как гимнаст могу отработать не обязательно канат. Но могу сделать, например, что-то другое в воздухе. И история заключалась в том, что там происходила речь довольно высокопоставленных людей. И как бы им же никто не скажет, не ограничит их по времени, сколько нужно говорить. Меня и еще нескольких артистов должны были опускать сразу после этой речи. И нас как бы вывесили вниз в этих трусах надо льдом, и под тобой как бы 30 метров. И ты висишь, и держат тебя вот эти две ниточки. В общем, висели мы там 30 минут над этим льдом.

А.Нарышкин Вниз головой?

Максим Нет. Там можно крутиться, НРЗБ лонжа, можно крутиться в ней по-разному. И мы висели там 30 минут. И за эти 30 минут у тебя отекают ноги, отекают, не знаю, руки, все, что угодно. И начинается какой-то уже страх. А страх – такая история, когда ты находишься с кем-то из артистов рядом, например, с какой-то девушкой. И ей становится страшно, страх передается…

А.Нарышкин Заражается.

Максим Заражается.

А.Нарышкин Я не совсем понял про страховку у воздушных гимнастов. Как у вас, или кто работает с канатом, страховка есть?

Максим Нет. Совсем нет. Дело в том, что это – специфика моей работы. Она как бы заплетная, я оплетаю канат вокруг себя, в разных…

А.Нарышкин Просто запутаетесь?

Максим Да, это просто невозможно.

А.Нарышкин Для вас в цирке вот эту растягивают сетку на всякий случай или нет?

Максим Нет, конечно, нет.

А.Нарышкин Почему?

Максим Если у тебя в работе есть какие-то отрывные трюки… Отрывные трюки – это когда ты раскачиваешься, держась на руках, делаешь сальто и приходишь в хват чуть ниже. Тогда ты просто стелешь большой мат под собой. История для отрывных трюков. Если у тебя в работе отрывных трюков нет, то ты можешь работать без мата.

А.Нарышкин А рано или поздно вы на пенсию все-таки выйдете? Что будете делать после вашей карьеры воздушного гимнаста?

Максим В этом плане есть несколько путей, которые прям написаны, по которым ты можешь пойти. И это как бы известные дорожки. Например, ты можешь быть тренером-репетитором, ты можешь ставить, как режиссер в цирке.

А.Нарышкин Хотели бы вы себя вписать в историю? То есть, опять же, возвращаясь к статье в Википедии. Максим – воздушный гимнаст, который установил рекорд по тому-то, который пробыл в воздухе столько-то…

Максим Вы все время пытаетесь увести меня в какое-то такое спортивное направление, где есть конкретное такое достижение результата и так далее, и что ты как бы станешь лучшим в этом. Но я развиваюсь в совершенно другом направлении, в направлении творческом и театральном…

А.Нарышкин А как мерить признание-то ваше? Хорошо, Максим, воздушный гимнаст, лауреат всех цирковых премий.

Максим Мне интересно, на самом деле, искать что-то новое в динамике, в пластике, развивать жанр как-то… Смотреть на то же самое под каким-то другим углом. И если я сделаю какой-то даже маленький прорыв, который поможет следующему артисту посмотреть на это еще с другой стороны, и он сделает следующий маленький прорыв, и жанр будет развиваться… Задать какое-то направление жанру – вот это мне интересно.

А.Нарышкин Вот. Максим, воздушный гимнаст, автор учебника по воздушной гимнастике.

Максим Нет, опять. Опять. Что я там буду писать, как вам подтягиваться и как поднимать ноги?

Максим: Большинство цирковых людей очень суеверные люди, потому что твоя работа постоянно связана с риском

А.Нарышкин Вам виднее.

Максим Это не буду писать. Если кто-то вдохновится мной, сделает что-то свое – это же классно, это как раз и есть то, ради чего я этим занимаюсь.

А.Нарышкин То, что вы сейчас описали – это самое приятное в вашей специальности?

Максим В моем случае, наверное, да.

А.Нарышкин Аплодисменты, когда хлопают?

Максим Это, конечно, приятно.

А.Нарышкин А что чувствуете?

Максим Как правило, стараешься не споткнуться и дойти до авансцены, чтобы сделать красивый поклон, 5-10 секунд ровно и держа голову.

А.Нарышкин Воздушный гимнаст Максим был сегодня героем «Изнанки». Если хотите принять участие в нашем эфире – присылайте заявки на почту iznanka2019@gmail.com. Текст и подкаст этого и всех предыдущих выпусков есть на сайте «Эха», а также на канале «Эха Москвы» в Ютубе. На этом я, Алексей Нарышкин, с вами прощаюсь. Хороших выходных.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире