26 января 2019
Z Изнанка Все выпуски

Официантка


Время выхода в эфир: 26 января 2019, 12:05

А.Нарышкин Добрый день, Алексей Нарышкин у микрофона, это – второй выпуск программы «Изнанка», программы, в которой наши герои рассказывают секреты своей профессии. Хочу поблагодарить всех, кто написал и отрецензировал нашу премьерную передачу, у нас был в гостях пожарный. Обратная связь всегда важна, особенно на первых порах. Сегодня говорим о профессии официанта, и официантки. У меня в гостях Ариана. За что официанты любят свою работу?

Ариана Во-первых, это – общение с людьми, обмен какой-то информацией. Также график работы, который подходит лично каждому, мы можем его подбирать в зависимости от нашей занятости. То есть, будучи студентом можно совмещать учебу с работой, либо какие-то просто свои дела иметь на стороне.

А.Нарышкин Самое сложное в профессии?

Ариана Это, скорее всего, длинный рабочий день.

А.Нарышкин Это сколько?

Ариана: 1214 часов, где-то так. То есть, 12 часов нужно быть на ногах, продолжать улыбаться, потому что с клиентами нужно быть общительными. Если у тебя будет плохое настроение, то и клиент будет недоволен. Нужно вкладываться в каждую минуту своего времени на работе, и это порой бывает изматывающе.

А.Нарышкин 12 часов на работе, означает ли это, что все время на ногах?

Ариана У нас есть такое правило, что, если мы находимся в зале, то мы должны стоять. Мы можем, конечно, отойти, пять минут передохнуть, но в основном это все 12 часов на ногах.

А.Нарышкин В России по твоему опыту нормальные чаевые это сколько? От какой-то определенной суммы в рублях, фиксированный процент?..

Ариана Здесь, наверное, также еще зависит от клиента со стороны работы официанта, понравилось ему общение или нет. Кто-то может вообще ничего не оставить, так как считает, что я оплатил заказ, и этого достаточно. Кто-то может оставить какой-то минимум, 50 рублей, кто-то любит считать проценты, то есть, примерно 10% от чека.

А.Нарышкин «Нормально» — это сколько? Вот смотри, я пришел к тебе, попросил кофе, попросил условный салат «Цезарь», это вышло на 400-500 рублей, 50 рублей я тебе кладу сверху. Это нормально или ты будешь вслед что-нибудь шипеть?

Ариана Нет, я считаю, это нормально, поскольку сумма заказа не очень большая.

А.Нарышкин: 10% это похоже на правду?

Ариана Да.

Ариана: 12 часов нужно быть на ногах, продолжать улыбаться, потому что с клиентами нужно быть общительными

А.Нарышкин Бывали ли у тебя случаи, когда хотелось клиенту отомстить? Во-первых, не оставил чаевые, во-вторых, вечно был недоволен, долго возился с меню, тебя подгонял постоянно… Как ему можно отомстить так, чтобы он не узнал об этом?

Ариана Я лично – человек не мстительный, но каждому человеку в нашей работе нужно найти какой-то подход. То есть, если он пришел и недовольный, он пришел хорошо провести свое время. Нужно как-то развеселить его, приободрить, так, чтобы он встал на нужный лад. Я считаю, что месть, как нам с детства говорили, что официанты любят плевать в суп… Просто нужно ставить себя тоже на место клиента, и было бы неприятно, если бы ты пришел, и тебе бы в суп вот так вот сделали.

А.Нарышкин Ты в суп никогда не плевала? И желания не было?

Ариана Нет. Наверное, я просто люблю ставить себя на место других людей, и для себя бы я такого не сделала.

А.Нарышкин А коллеги? Вот вы со смены возвращаетесь, закрываете заведение, идете по домам… И подруга говорит: «А я вот этому уроду в суп плюнула».

Ариана Таких ситуаций не было. Единственное, мы можем потом возмущаться, между собой обсудить: «Ах вот он такой, сякой, пришел, злой»…

А.Нарышкин Напомню, вы слушаете программу «Изнанка», моя сегодняшняя героиня – официантка по имени Ариана. Как вести себя с клиентом, который вышел из себя? Не обязательно пьяный, пришел, недовольный, агрессивный, матерится…

Ариана Изначально, когда приходишь в любое место работы, тебя учат чему-то. Когда я только устроилась, меня прикрепили за официантом, я ходила за ним и перенимала его работу, училась. Для таких ситуаций, когда клиент взбалмошный, что-то не устраивает, у нас есть хостес. То есть, опытные девушки, которые уже много лет работают, они умеют разруливать ситуации.

А.Нарышкин Это вот которые встречают на входе и рассаживают гостей?

Ариана Да. И мы их зовем, объясняем всю ситуацию. И дальше они пытаются как-то сгладить ситуацию.

А.Нарышкин На твоих глазах драки были с участием клиентов и официантов?

Ариана Нет. Физического насилия со стороны клиентов никогда не было, только вот словесные перепалки.

А.Нарышкин Скажи, пожалуйста, вот эта заповедь про «клиент всегда прав», она актуальна для профессии официанта?

Ариана Конечно. Но тут тоже надо рассматривать отдельные ситуации. Если клиент приходит, начинает на всех ругаться, бить посуду, это тоже неправильно.

А.Нарышкин Тяжело ли извиняться перед клиентом за то, что суп был подан холодным, в салате обнаружился волос или что-то еще не так?

Ариана Наверное, это не столь тяжело, это именно тебе замечание на будущее. То есть, когда мы приходим перед открытием зала, мы должны его подготовить.

А.Нарышкин Именно официанты, не уборщицы?

Ариана Мы должны протереть столы, разложить столовые приборы, натереть стаканы, это – наша задача. На кухне посуду моют, а мы ее натираем до блеска.

А.Нарышкин То есть, эта картина, когда бармен натирает бокал, это не от того, что ему нечего делать, он хочет добиться презентабельного вида… В связи с тем, что ты сказала. Самое неприятное в профессии официанта, самая такая, скажем, обязанность, которая вызывает наибольшее отвращение?

Ариана Наверное, в продолжение прошлого вопроса – извинения за то, что если суп холодный – это вина не официанта, а кухни. Да, мы должны, когда забираем с раздачи, проверить блюдо на наличие волос, но температуру супа мы никак не сможем проверить. И поэтому возлагают ответственность на нас за кухню. И это не очень приятно, получаешь ты, а ошибку сделал другой.

А.Нарышкин Клиент оказался в такой ситуации вместе с официантом и требует позвать повара, как эта ситуация решается?

Ариана Мы зовем повара, он выходит. И они договариваются, переделать блюдо или… Например, если у человека аллергия, и там присутствует ингредиент, который нельзя убрать, например, в супе, который с вечера готов, и оттуда ничего убрать нельзя. Тогда делается замена, или человек перезаказывает блюдо…

А.Нарышкин Как знакомые относятся к тому, что ты работаешь официантом? Я объясню, в чем вопрос. Нет ли со стороны твоих друзей или даже родителей понимания, что ты в свои годы могла бы найти себе занятие, может, более престижное, более интеллектуальное, более высокооплачиваемое. А официант…

Ариана Со стороны родителей – да, есть. Но по поводу более высокооплачиваемой должности, я бы не сказала, что это прям маленькая зарплата. У нас – ставка за выход, проценты от продажи кухни и чай. То есть, у нас чай – какой тебе дали, тот ты и забираешь, то есть, мы не складываем его и не делим на всех поровну.

А.Нарышкин А что родители сказали, когда ты им объявила, что ты – официант?

Ариана У меня просто было тогда свободное время, когда мне нужно было найти какую-нибудь работу, чтобы просто не сидеть дома. И я посчитала, что для меня это – хороший вариант, так как рядом с домом, удобный для меня график. И я устроилась. Мама немножко поворчала, сказала, что могла бы найти какую-то более умственную работу за это время. Но, в принципе, ее устраивало то, что я получаю деньги сама, сама зарабатываю, сама на них живу.

А.Нарышкин Удается из денег маме какие-то отчисления делать? Может, поэтому мама и стала относиться более терпимо.

Ариана Конечно, мы вместе оплачиваем коммунальные услуги…

Ариана: От 30 до 100 точно можно зарабатывать. Здесь от чая зависит

А.Нарышкин А друзья что говорят? Не стыдят? Мол, что прислуга…

Ариана Нет, у меня у самой много друзей, которые через это проходили во время учебы, на каникулах.

А.Нарышкин О чем мечтает официант? На твоем собственном примере.

Ариана О бесконфликтных клиентах и больших чаевых.

А.Нарышкин Ты можешь в этой связи описать идеального клиента? Вот прямо с момента как он зашел в ресторан и до того момента, как он расплатился и ушел. Как он себя ведет? Может, портрет человека. Пришел один или с семьей? Или с собутыльниками, в одиночестве…

Ариана Это может быть как один клиент, так и компания, возможно – семья. Я – человек очень веселый, мне кажется, что все должны быть тоже менее грустными. То есть, если кто-то пошутил, должны не в штыки воспринять эту шутку, тоже как-то поддержать. Если случается какая-то проблема, то со стороны клиента не хотелось бы слышать какой-то наезд, что «простите, вы допустили ошибку, исправьте, пожалуйста». На такой дружественной волне, хотя и должна быть какая-то субординация.

А.Нарышкин Дети в ресторане, которые приходят с родителями, это – геморрой?

Ариана Тоже зависит от воспитания ребенка. Есть дети веселые, которые спокойно сидят, ничего не громят, а есть, которые раскидываются вилками, едой, плачут, капризничают. Тоже все зависит от человека и воспитания.

А.Нарышкин Официантка Ариана в программе «Изнанка». Расскажи какие-нибудь страшные кухонные, ресторанные тайны. Ты уже сказала, что супы, условно, которые были приготовлены еще вчера, их подогревают по мере необходимости. А вот какие-то, может быть, лайфхаки, секреты, какая-то вот такая настоящая изнанка всего этого большого производства.

Ариана Просто кухня – это, наверное, отдельный мир, также, как и бармены, и бариста. У нас свои задачи у каждого, мы пересекаемся только на промежуточных станциях, когда забираем блюда. Поэтому в работу кухни как таковую мы не влезаем, но, когда я пришла работать, меня удивил тот факт, что есть постоянные клиенты, и они заказывают какое-то блюдо вне меню. И его готовят. И для меня это было новостью, потому что как рассчитать цену, как его пробить – это поначалу было очень интересно.

А.Нарышкин Сколько в месяц получается в Москве зарабатывать?

Ариана От 30 до 100 точно можно. Здесь от чая зависит.

А.Нарышкин Чего клиент никогда не должен знать о работе официанта?

Ариана Наверное, он не должен знать каких-то проблем именно официанта. То есть, если у тебя что-то дома творится или вне работы, ты должен, приходя на работу, забывать обо всем этом. То есть, ты не должен быть грустным, унылым, каким-то злым.

А.Нарышкин Получается, работа официанта – как работа актера. То есть, ты выходишь на сцену, улыбка, неважно, что умерла собака, развод или еще что-то.

Ариана Да, конечно. Но нужно также не переусердствовать, чтобы это не было какой-то маской, а искренне. Люди видят фальшь.

А.Нарышкин За что выгоняют официантов?

Ариана За поведение. У меня даже был опыт, когда девочка знакомая работала. И она прям: «нууу, что вы еще хотите? Вы пересели за другой столик…» И вот читалось по ней, что она хочет домой, что ей все надоело. И, конечно, за такое поведение были замечания и все, потом ее уволили.

А.Нарышкин Самая страшная ошибка официанта?

Ариана Возможно, личный разговор. Если перейти на каике-то оскорбления. После этого как ты будешь со спокойной душой работать, если конфликт образовался?

А.Нарышкин Если на тебя клиент ругается, например, матом, и если даже ты позвала хостес, и все равно ничего не получается… Если ты отвечаешь: «Сам ты козел», то все?

Ариана Мне кажется, да.

А.Нарышкин Замечательно. Самый серьезный провал, который у тебя в карьере был?

Ариана Был один столик, сначала сидело два человека, потом к ним пришли друзья, они пошли их встретили, посидели. Расплатились, девушка подходит и говорит: «Посмотрите, пожалуйста, за нашими вещами, мы сейчас подойдем». Говорю, мол, хорошо. Они вернулись вдвоем, посидели, что-то еще заказали, опять расплатились. А так, как у нас в заведении громкая музыка играет, то порой друг друга плохо слышно. И девушка подходит и говорит: «Посмотрите, пожалуйста, еще за вещами». Я тогда как раз только начинала работать, я была стажером, я ходила по пятам за главным официантом. И я отошла на 5 минут за блюдом для другого столика. И смотрю, что главная официантка главная убирает все с этого стола.

Я подхожу, и осталась там буквально пара пустых бокалов. И приходят как раз эти клиенты и говорят: «А где, где все наша еда?». И вот это была очень сложная ситуация. Но здесь, наверное, ошибка была в том, что нас было двое. И, когда информация дошла до меня, я не успела ее передать коллеге и получилась такая вот ситуация.

А.Нарышкин Пришлось ли тебе потом за свой счет возмещать вот этот вот стол?

Ариана К сожалению, да. Они просто пришли, попросили, насколько я поняла… Они с хостес уже разговаривали, как я поняла. Как я поняла, они попросили вернуть то, что у них оставалось на столе. И, конечно, это подается если, то это – заново готовое полностью блюдо. И ценник…

А.Нарышкин При возмещение, про оплату каких-то блюд. Я сам просто, когда оказываюсь в ресторане, с ужасом представляю, что я забыл кошелек. У меня нет ни ApplePay, у меня нет ни карточки, ни денег. Можно ли рассчитаться каким-то образом с заведением, например, предложив помыть посуду? Я не знаю, откуда я это взял, может быть, где-то прочитал. Но эта мысль, что в крайнем случае я могу остаться, все вот эти объедки выкинуть, где-то помыть пол…

Ариана У меня тоже такой вопрос с детства в голове крутился. Честно, не знаю. То есть, на моей истории таких ситуаций не было. Но где я работаю, там большинство клиентов постоянные. То есть, есть уже все контакты, это – знакомые люди. И в таких ситуациях, думаю, да, им разрешают в следующий раз расплатиться. А если человек новый – не знаю. Это так же будет решаться наверняка с начальством.

А.Нарышкин Если клиенты оказывают тебе знаки внимания? Не просто говорит: «Спасибо большое», а если вот он идет дальше, начинает комментировать внешность, предлагать продолжение после работы, как себя вести?

Ариана Случаи такие были. Например, когда я работала на Новый год в кальянной, я – официант, и мальчик-кальянщик. Нас вдвоем… Именно вот  в новогоднюю ночь людей было мало, но потом люди стали приходить, уже навеселе. Звали и танцевать, и выйти поговорить. Но я, наверное, не вижу в этом чего-то плохого, если это в рамках одного посещения.

То есть, как раз ты тем самым располагаешь к себе клиента, ты делаешь веселее вечер его, свой тоже. Но, наверное, продолжать это как-то не очень красиво.

А.Нарышкин Ты приносишь мясное блюдо, тебе клиент говорит: «Спасибо, а теперь пойдем потанцуем». Твоя реакция? И зависит ли это от того, кто перед тобой сидит? Какой-нибудь пожилой мужчина с пузиком или в самом расцвете сил молодой человек?

Ариана Наверное, нет. Если человек идет на контакт, если ты хочешь с ним общение построить, правильную волну, то, наверное, это не зависит.

А.Нарышкин Если, например, клиент положил руку на ягодицу?

Ариана Наверное, это не очень красиво в любом случае… Попросить убрать надо.

А.Нарышкин Не понимает. Пьяный.

Ариана Наверное, отстраниться, извиниться, сказать: «Простите, у меня работа».

А.Нарышкин И дальше жаловаться начальству своему, обратить как-то внимание?

Ариана Я думаю, если человек ведет себя хорошо, не устраивает каких-то там истерик, то зачем идти жаловаться, если все мирно разрешилось?

А.Нарышкин Это программа «Изнанка» на волнах «Эхо Москвы», мы сегодня рассказываем о профессии официанта. Вернее, официантки. Если вы сами хотите стать героем и рассказать о своей специальности, присылайте заявки на электронную почту. Укажите, как вас зовут, кем вы работаете, желательно прислать ссылки на свои социальные сети. И будет здорово, если вы напишите из Москвы, потому что эфир мы будем записывать в студии «Эха Москвы». Вернемся после небольшого перерыва.

НОВОСТИ

А.Нарышкин Это программа «Изнанка», сегодня говорим о профессии официантки. И у меня в гостях Ариана. Я слышал, что у барменов самый нелюбимый напиток – это мохито, потому что его надо долго готовить. Есть ли у официантов нелюбимое блюдо? Может, пахучее, громоздкое, что все в каком-то соусе после него?

Ариана У нас ваза фруктовая, и сама эта ваза трехъярусная, очень тяжелая. Плюс еще там фрукты, вставляются такие как свечи, которые ярко горят. ИХ тоже нужно поджигать, их нужно уметь поджигать. Но это все, наверное, приходит с опытом. Когда я пришла работать, я не умела открывать шампанское, я дико этого боялась, потому что вдруг куда-то улетит, и такой хлопок еще. Но со временем всему учишься.

А.Нарышкин Саблей…

Ариана: Мы должны, когда забираем с раздачи, проверить блюдо на наличие волос, но температуру супа не сможем проверить

Ариана Просто набивается рука, нет какой-то разницы между блюдами.

А.Нарышкин Назови три основных характеристики хорошего официанта.

Ариана Он быстрый, он улыбчивый и, наверное, даже понимает с полуслова клиента. То есть, если он просит посоветовать какое-то блюдо, где есть то-то и то-то, ты должен сразу несколько вариантов ему дать.

А.Нарышкин Хороший официант быстрый в каком смысле? Упирается же часто все в кухню, кухня долго готовит.

Ариана Если не брать, например… Есть несколько столиков, они все заказали по коктейлю. И медленный официант сначала за одним коктейлем сходит, потом за вторым… А быстрый, наверное, наберет себе все на поднос и разнесет. Это будет быстрее. Так же в наши обязанности входит разложить столовые приборы, тарелки, чашки. То есть, это тоже должно быть быстро.

А.Нарышкин Обязательные требования для официанта при устройстве на работу? Спрашивали ли у тебя медицинскую книжку?

Ариана Да, безусловно. Ее спрашивали, она у меня тогда была, и это ускорило время приема на работу. Когда я устраивалась, также мне сказали, что нужен опыт. И просили подождать неделю, потому что вдруг они найдут кого-то более опытного. Видимо, никого не нашли, так что меня взяли. Также самое сложное при приеме – это выучить меню. Нужно знать все коктейли, из чего они состоят, вплоть до миллилитров алкоголя или того ли иного состава, цену, как это подается, с чем это подается, какие приборы… И время готовки.

А.Нарышкин Это – не какие-то избыточные знания? Не возникает, например, желания, когда спрашивают: «Ростбиф, что здесь будет?», не возникает желания ткнуть в меню и сказать: «Вот же, написано, возьми очки».

Ариана Я считаю, что это – наша работа. То есть, мы должны знать меню и уметь в нем ориентироваться.

А.Нарышкин Я правильно понимаю, что здесь как раз у официанта есть возможность подзаработать? Потому что ты сказала, что заработок строится из трех моментов…

Ариана То есть, если, например, человек приходит и говорит: «Принеси мне что-нибудь покушать мясное», перед каждым днем работы у нас планерки, где мы обсуждаем, что нужно продать, на что делать акцент. И тогда ты из этого перечня можешь что-то выбрать. И с этого… То есть, если это блюдо большей стоимости, тебе как раз процент больший пойдет. Но тут тоже нужно быть клиенториентированным, чтобы понимать, сможет ли человек… Ему лучше принести какую-нибудь котлетку за 50 рублей либо стейк за 1500 рублей.

А.Нарышкин А вот эти блюда, которые надо рекомендовать клиентам, они каким образом отбираются? То есть, это не тот принцип, что было куплено какое-то мясо, оно залежалось, заветрилось, давайте поможем нашим поварам побыстрее его реализовать?

Ариана Скорее, наоборот. У нас осталось… Поговорим про напитки больше. У нас осталось две бутылки шампанского такого-то года и столько-то бутылок вот этого года. И нужно, конечно, ставить акцент на тех, которых больше. Что если я предложу ту бутылку, которая в малом количестве, и другой официант предложит, и в итоге его не будет, будет некрасиво.

А.Нарышкин Если ты с утра проснулась и понимаешь, что у тебя какой-то легкий насморк? Или ты покашливаешь? В таком состоянии можно идти? Примет ли тебя хороший, ответственный администратор в этот день на работу?

Ариана Когда были проблемы со здоровьем, все звонили, все понимали и говорили лучше день отлежаться, чем потом неделю болеть.

А.Нарышкин Пьяным прийти, было ли такое в твоей практике? Опять же, не пьяным, может – серьезное похмелье? То есть, ты понимаешь, что как-то тебя с самого утра ведет, поменяться не с кем, а это вопрос денег. Идти или нет?

Ариана Я просто вообще никогда в жизни с таким не сталкивалась, поэтому я не знаю. Но были ситуации, например, в новогоднюю ночь, когда нам разрешали пить на работе. То есть, не сильно, но бокал шампанского можно.

А.Нарышкин Что едят официанты на работе?

Ариана Мы приходим перед открытием зала, мы его готовим, у нас есть ужин. То есть… Каждый день – что-то разное, но каждую неделю повторялось. Как и в школе. Нас кормили ужином. Утром уже был завтрак. Но это были блюда не из меню.

А.Нарышкин То есть, специально для персонала? Попроще?

Ариана Да. Каша, суп, плов…

А.Нарышкин То есть, что-то такое, что не слишком затратно для работодателя?

Ариана Думаю, да.

А.Нарышкин При желании можно со своим приходить?

Ариана Да, так многие и делают.

А.Нарышкин Скажи, а вот есть такой миф, что официанты потом недоеденное сгребают и, не знаю, уносят домой.

Ариана У нас есть помещение, куда мы уносим все грязное. И это больше похоже на ящик, мы туда складываем все. И у нас нет отдельного контейнера, куда это можно сложить.

А.Нарышкин Ну вот ел человек стейк, или заказал ребенку стейк. Понятно, что ребенок стейк не будет, потому что надо что-то веселое. Стейк отправляется сразу в ваше подсобное помещение. Какова судьба этого стейка, черт возьми? Он же вкусный, стоил много денег, за него уже заплатили…

Ариана Просто на работе времени, чтобы это съесть, его нет.

А.Нарышкин Забрать?

Ариана: Когда я пришла работать, я не умела открывать шампанское, я дико этого боялась

Ариана Если только положить в карман, если только так. Больше места нет.

А.Нарышкин Так делают?

Ариана Я не видела. Я за остальных людей… Кто-то что-то может придумать, конечно.

А.Нарышкин Вероятность того, что недоеденная еда не к официантам отойдет, а вернется к другим же клиентам? Та история, что не доели суп, его выльют в какой-то чан, немного еще проварят и подадут еще.

Ариана Вся посуда вместе со всем содержимым отправляется в этот бак. И оттуда оно сразу идет мыть посуду. Какие-то салфетки мы сразу выкидываем, продукты с посудой сразу в мойку. Наверное, не очень приятно, когда перемешанная вся еда вместе с посудой, там уже никак не разделишь. Это некрасиво.

А.Нарышкин Официантка Ариана отвечает сегодня на мои вопросы, это программа «Изнанка». Где, по-твоему, работать официантом престижно и круто? Вообще, можешь ли ты сказать, что профессия официанта крутая? Помимо тех преимуществ, о которых ты вначале сказала, что это – график, деньги, тем более – на первых порах.

Ариана Конечно, зависит от места работы. Это может быть как быстрая забегаловка, так и элитный ресторан. Чем выше статус самого ресторана, общепита, тем выше твои навыки, тем больше ты чего-то знаешь. Даже про деньги, тем дороже блюда, тем наверняка больше ставка. И раз там все престижно, то чай тоже будет выше.

А.Нарышкин Сочувствуешь ли ты тем, кто работает в фастфуде? Свободная касса, бургеры, картошка… Огромное количество людей проходят через тебя за смену.

Ариана Здесь, наверное, из-за того, что большое количество людей, в этом есть плюс. Поскольку когда людей мало, а ты просто так стоишь, то день тянется очень долго. А когда ты не успеваешь посмотреть на время, день проходит быстро, и это даже лучше. И у тебя денег больше, и время быстрее проходит. Но именно вот с кухней общепита, насколько я знаю, они должны уметь все. И за кассой, и на кухне, и те же уборщики, это один и тот же человек. То есть, если ему это нравится – это хорошо.

А.Нарышкин Как и где учиться на официанта?

Ариана Когда я пришла, меня учили опытные официанты. И условием приема на работу было знание меню. То есть, тебе дают это меню на собеседовании, ты можешь его выучить. Пока ты его не сдашь, ты не можешь приступить к самостоятельной работе.

А.Нарышкин Как таблицу умножения?

Ариана: Перед каждым днем работы у нас планерки, где мы обсуждаем, что нужно продать, на что делать акцент

Ариана Только сложнее.

А.Нарышкин И прямо гоняют?

Ариана Да, они спрашивают и цену, и из чего состоит, и граммовку. И пока ты это все не сдашь, тебе не будут платить ставку за выход. Ты будешь просто на подмогах бегать.

А.Нарышкин А приукрасить что-то, сочинить, нафантазировать? Ну, как ты например будешь себя вести… Паста, макароны. И та забыла состав. Ты клиенту признаешься или скажешь: «Да, да, сыр, грибы, точно».

Ариана Конечно, я уточню, потому что у человека может быть аллергия. И если я скажу, что там нет грибов, а у него аллергия на грибы, плохо будет мне. Также нас учат оказывать первую помощь.

А.Нарышкин Например?

Ариана Просто если падают в обморок, у нас есть аптечка, нам рассказывают, для чего каждый препарат. Если человек упал в обморок, нужно нашатырь, ватку, дать подышать и сразу вызывать скорую. К каким-то критическим ситуациям нас готовят.

А.Нарышкин Что ты чувствуешь, когда приходишь в ресторан или бар? Не к себе на работу, а в какие-то другие заведения?

Ариана Я пытаюсь быть тем самым хорошим, идеальным клиентом. Не доставлять хлопот.

А.Нарышкин Никогда не возникает желание официанту, который пытается сделать из себя профессионала, улыбается, не возникает желания сказать: «мальчик, спокойно, явсе знаю, можешь вот это убрать, я сама такая же».

Ариана Улыбка не должна быть искусственной, это все должно быть от души. И я считаю, что если я пришла как клиент, то я точно такой же клиент, как и все. То есть, как ты ведешь себя с не очень богатым человеком, как ты ведешь себя с коллегой, с какой-то известной личностью, это все должно быть одинаково. Ко всем одинаковый подход.

А.Нарышкин Обидно, когда чаевые не дают?

Ариана Наверное, немного. Если человек сделал заказ на большую сумму и, например, половине не съел или не выпил, и еще уходит, не оставив чаевые… Как-то немного обидно, потому что видно, что человек обеспеченный, ты старался, душу вкладывал. И немного неприятно.

А.Нарышкин Когда такие ситуации происходят, винишь ли ты себя, думаешь ли о том, что человек богатый мажор, зажравшийся, ублюдок и все прочее?

Ариана Нет, это – дело каждого. Я даже когда прихожу куда-то покушать, во-первых, у меня либо не всегда есть наличка… Или официант плохо себя вел. Если мне не оставили…

А.Нарышкин Сокрушаешься ли ты, что плохо себя вела, и надо работать над собой теперь?

Ариана Я, скорее всего, уже себя построила, и уверена, что я ничего плохого сделать не могла. Просто, может, забыл. Очень часто бывает такое, что люди выпили и все.

А.Нарышкин Жаль, напомнить нельзя.

Ариана Почему нельзя? Можно. Допустим, вы разговариваете. Я пытаюсь выстроить какое-то дружественное отношение, и вы общаетесь…

А.Нарышкин Мы уже на финальной стадии?

Ариана И в конце он просит что-нибудь, допустим, так же потанцевать. «Я вот вам доставлю сейчас приятное, а вы мне потом сделаете небольшой подарочек?». То есть, как-то не впрямую говорить, но немножко намекать. И люди такие: «ой, да, точно, держи».

А.Нарышкин Мне просто всегда казалось, что официанты всегда намекают на чаевые, когда они в конце застолья или скромной трапезы несколько раз спрашивают, все ли было хорошо.

Ариана Я стараюсь это делать на протяжении всего вечера. То есть, я подхожу, спрашиваю, все ли хорошо. Тем самым я показываю, что я про них не забываю. И, если вдруг они что-то еще надумали заказать, либо что-то их не устраивает, я как раз подхожу и они об этом говорят.

А.Нарышкин Как, по-твоему, надо правильно обращаться к официанту? Когда ты сел уже за стол, как привлечь внимание?

Ариана Нужно уважительно, я считаю, ко всем относиться.

А.Нарышкин Кричать на весь зал: «Официант!» это нормально или?..

Ариана Лучше подождать, пока он подойдет за ближайший столик, и попросить: «Подойдите, пожалуйста». То есть, орать через весь зал тоже не очень красиво, ты мешаешь и другим людям. Поэтому лучше две минутку подождать. Поэтому я как раз постоянно подхожу и спрашиваю.

А.Нарышкин Сегодня в программе «Изнанка» мы изучаем под микроскопом профессию официантки. У меня в гостях Ариана, она работает в одном из ресторанов Москвы. Как ты приходишь в себя после рабочего дня?

Ариана: Нужно знать все коктейли, из чего они состоят, вплоть до миллилитров алкоголя, цену, как это подается

Ариана Так как это около 12 часов работы, я выхожу в часов 9 утра, наверное, с работы. Если есть силы – иду пешком до дома, если нет, заказываю такси, приезжаю, в душ и спать. И когда просыпаюсь, собираюсь и опять на работу. То есть, когда работа каждый день, у нас выход в пятницу и субботу обязателен, то никаких дел не успеваешь делать, кроме как поработать и поспать.

А.Нарышкин Какие вредные привычки могут быть у официанта? С какими нельзя устраиваться? Мне почему-то кажется курение, что когда к тебе подходит официант, от него пахнет, то спасибо, я лучше где-нибудь еще перекушу.

Ариана Я считаю, что это в любой работе так. Даже если вы сидите в офисе, вышли покурить, и тут приходите, начинаете с кем-то разговаривать, это тоже не очень красиво. Но у нас есть зона в ресторане, зал курящих. И мы должны постоянно туда ходить, убирать пепельницы, протирать столы. И когда я прихожу домой, снимаю форму, понимаю, что она пропахла. То есть, куришь ты или нет, если зал курящий есть, от тебя будет не очень хорошо пахнуть.

Работать официантом – это весело, но также немного изматывающе. В зависимости от места работы это может быть очень прибыльно. Ничего в этом постыдного или страшного нет, как в песне говорилось, что люди разные важны, люди разные нужны. Если хотите быть официантом, то почему нет?

А.Нарышкин Состояние можно сколотить? В принципе, ты говоришь, что можно хорошо зарабатывать… Насколько хорошо?

Ариана Там, где я работаю, у нас при принятии на работу было написано «от 30 до 160 тысяч». В принципе, если это будут полные залы, будет чай, то 160 в месяц – это неплохая сумма.

А.Нарышкин Человек, который работает официантом, ну не всю жизнь, но лет 10-15 на одном месте – неудачник?

Ариана Почему же? Может, ему нравится это место. Его все устраивает, место. Почему он должен увольняться?

А.Нарышкин Закрыт для каких-то других предложений, боится выйти из зоны комфорта?

Ариана Здесь тоже зависит от каждого человека, кто-то – да, вот, ему нравится, зачем что-то менять. Но если правда устраивает и место, и начальство, и зарплата, то зачем что-то менять. Можно, наверное, найти что-то лучшее, но там можно прогореть, допустим.

А.Нарышкин Хотелось тебе когда-нибудь, поскольку ты в этом поварилась, открыть собственный ресторан?

Ариана Да. Мне хотелось. Но я этого хотела еще с детства.

А.Нарышкин Насколько ты близка к своей мечте?

Ариана Пока далека.

А.Нарышкин Вопрос денег или пока амбиций не хватает?

Ариана Я думаю, пока это мне рано. То есть, я считаю, что свое дело надо открывать, когда ты уже от «а» до «я» его знаешь, можешь оперировать во всех нюансах. Пока что я считаю, что рано.

А.Нарышкин У меня в гостях сегодня была Ариана, официантка в одном из московских ресторанах. Если вы хотите стать героем следующей программы «Изнанка» и рассказать о вашей профессии, самой обыкновенной или самой уникальной и редкой, присылайте заявки на электронную почту iznanka2019@gmail.com, укажите, как вас зовут, где и кем вы работаете, пришлите ссылки на ваши социальные сети. Поскольку эфир мы будем записывать в студии «Эха», преимущество у тех, кто живет в Москве. Следующим героем «Изнанки» станет дальнобойщик Николай. С вами был Алексей Нарышкин, но встречи через неделю.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире