'Вопросы к интервью
04 апреля 2012
Z Фактор риска Все выпуски

Осторожно, псевдостраховщики


Время выхода в эфир: 04 апреля 2012, 11:14

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 11 часов 14 минут в столице. Добрый день! Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный и Александр Гуляев, директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Александр, добрый день.

А.ГУЛЯЕВ – Добрый день.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – «Осторожно — псевдостраховщики!» — так звучит тема нашего эфира. Псевдостраховщики – это такое мягкое название мошенников, я так понимаю?

А.ГУЛЯЕВ – Это одна из разновидностей мошенников. Именно те люди, которые занимаются псевдострахованием, продают фальшивые или поддельные полисы гражданам .

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот на эту тему у меня есть небольшой материал. Небольшая пленочка. Александр не знает о том, что там записано. Будет любопытна ваша реакция. Давайте послушаем.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Суд признал 28-летнего Воронкова виновным в мошенничестве. В августе 2010 года Воронков вступил в преступный сговор с неустановленным соучастником, который изготовил для него бланк полиса компании «Ингосстрах». Найдя клиента, у которого заканчивался срок действия полиса КАСКО, мошенник смог продать ему поддельный полис за 43 000 рублей. По такой же схеме, представляясь страховым агентом, Воронков продал еще два поддельных полиса, получив страховые премии на общую сумму почти 115 000 рублей. Позднее все обманутые авто-владельцы обнаружили в купленных полисах ошибки, допущенные мошенником при их заполнении, и обратились в страховую компанию. В конце февраля 2011 года Воронков попытался реализовать еще один полис, однако клиентку насторожила низкая цена. Она позвонила в «Ингосстрах», где ей назвали реальную стоимость полиса с учетом ее страховой истории. Служба безопасности страховщика попросила женщину оказать помощь в поимке мошенника, и она согласилась на участие в закупке под контролем сотрудников УВД. 2 марта 2011 года Воронкова задержали. Позднее его приговорили к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Как я понимаю, служба безопасности — это вот директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» Александр Гуляев — коротенечко, эта служба безопасности – знакомые товарищи?

А.ГУЛЯЕВ – Конечно, господин Воронков очень известная для нас личность. В этом сюжете прозвучало, что он привлечен к уголовной ответственности за 4 факта обмана клиентов, то есть, продажи им поддельных полюсов, но на самом деле нам только известно о 28 случаях такой деятельности с его стороны. В настоящее время он отбывает наказание, и привлечь его по остальным эпизодам для нас не представлялось возможным.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Почему? 28 – это только «Ингосстрах».

А.ГУЛЯЕВ – Это 28 человек, которые обратились к нам с полисами, которые проданы были им и опознавшие Воронкова.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Именно компании «Ингосстрах»? У вас все задокументировано?

А.ГУЛЯЕВ – Да, конечно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – У вас все есть? Вот вы сейчас обвиняете человека в 24, сколько там, 28..

А.ГУЛЯЕВ – За четыре эпизода он получил 3 года.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Четыре эпизода – это судом доказано и за эти четыре эпизода вы полное право имеете говорить о том, что он…

А.ГУЛЯЕВ – Он преступник. Это доказано судом.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Да, а еще 24 вы вешаете на человека. А почему? Это не доказано…

А.ГУЛЯЕВ – А потому, что в данном случае – это сложная история. Начнем с того, что тема сама по себе очень актуальная для страховых компаний, поскольку рынок продажи поддельных полисов сегодня, к сожалению очень большой и он расширяется. Многие страховые компании не обращают на это внимание, потому что непосредственно они не получают…, им не причиняется материальный ущерб компаниям – ущерб причиняется обманутым покупателям. Но страдают, как правило, имиджевые интересы компаний, потому что потерпевший в первую очередь, когда у них что-то случается или когда они выясняют, что полис поддельный, они обращаются в суд или в правоохранительные органы против страховой компании, считая, что обманула их страховая компания. Именно поэтому мы этим занимаемся для того, чтобы поддержать имиджевые интересы компаний и доказать потерпевшим, что страховая компания не несет никакой ответственности и ни в чем не виновата. Так вот, господин Воронков, о котором идет речь, это один из многих наших клиентов, которого мы систематически задерживаем при попытке продать поддельный полис.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Что значит систематически?

А.ГУЛЯЕВ – Систематически – это значит…, ну, господина Воронкова мы задерживали 4 раза. 4 раза доставляли его в правоохранительные органы. А проблема – почему эпизоды остались вне решения суда…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – До этого 3 раза он что? Его не признавали виновным или что происходило?

А.ГУЛЯЕВ – Нет. Я объясню. К сожалению, мошенничество совершенное один раз не признается тяжким преступлением. Поэтому лицо, которое задержано и доставлено в органы внутренних дел при попытке совершения мошенничества…. Регистрируется заявление потерпевшего, материал регистрируется, по нему проводится дознание, но преступление не доведено до конца. Как правило, мы оказываем помощь в задержании человека при попытке совершения преступления. Преступление не оконченное. Даже покупатель еще не потерпел еще ущерб. Кроме того преступление относится к первой части статьи 159, то есть не относится к категории тяжких преступлений. Это преступника не задерживают, не возбуждают уголовное дело сразу же. Его отпускают, а когда его отпускают, он, как правило, исчезает.

А в следующий раз, когда задержание происходит, это происходит уже в другом конце Москвы. Другой отдел внутренних дел. И на их территории абсолютно безразлично, что было с господином Воронковым на другом конце Москвы. И вот, сложно соединить эти два эпизода. И только когда их накапливается большое количество, только тогда можно убедить правоохранительные органы, что вот надо это соединить, объединить, возбудить уголовное дело по нескольким эпизодам. Но, к сожалению, правоохранительная система сегодня выстроена так, что она не заинтересована, чтобы собирать эпизоды со всей Москвы, поскольку работают они по принципу территориальности. И у них очень жесткие сроки расследования уголовных дел.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Я правильно понимаю, что Воронков был осужден за 4 эпизода. А у вас есть доказательства 28, остальные 24 не были включены в дело.

А.ГУЛЯЕВ – Конечно, и они остались за пределами судебного рассмотрения.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – В других округах, что ли были совершены?

А.ГУЛЯЕВ – В других округах. А потом еще объясню. Есть еще одна причина. Еще одна причина – сам потерпевший. Представьте себе, что потерпевший, которого хотели обмануть…, мы предотвратили обман, оказали ему помощь вместе с сотрудниками милиции. То есть материальный ущерб он не понес, и ему совершенно не хочется тратить свое личное время, для того, чтобы ехать куда-то в какой-то отдел внутренних дел, писать какое-то заявление, проходить в качестве потерпевшего, давать показания бесконечные. И, как правило, у нас потерпевший говорит: «Извините, но я не хочу этим заниматься, до свидания!».

И вот у нас два камня преткновения. Почему преступления совершенные именно по линии страхового бизнеса, как правило, остаются латентными. То есть, за рамками статистического оформления и процессуального решения. С одной стороны, это сам потерпевший не желает. Страховая компания в данном случае нем может выступать стороной в этом деле, поскольку ей не причинен материальный ущерб. А правоохранительная система в данном случае не заинтересована расследовать уголовное дело по незавершенному преступлению, где нет материального ущерба.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Что меня немного удивило. Вот пленочка, которую мы слушали, это по материалам пресс-релиза компании «Ингосстрах». Меня удивил этот нюанс, что он купил, приобрел вот этот поддельный полис у «неустановленного лица». Это вот лицо, которое изготовило этот полис — оно не установлено. Это как?

А.ГУЛЯЕВ – Это, как раз вот и есть издержки работы дознания и следствия. Там, где дознанию и следствию неинтересно расширять уголовное дело, влезать в некие дебри, которые требуют длительного, кропотливого расследования, привлечения других лиц. Когда продается фальшивый полис, как правило, мы сегодня имеем дело с продуктом, изготовленным на первоклассном полиграфическом оборудовании. Именно бланк строгой отчетности, на котором изготовлен полис, как правило, он изготовлен по качеству абсолютно не хуже того, который компания приобретает на фабрике «Госзнак». Там имеются все необходимые реквизиты. Заранее изготавливается печать, устанавливаются фамилии имена и отчества представителя компании, который должен быть вписан, как изготовитель полиса. Кроме того, для того, чтобы продать этот полис…, не всегда полис продается на улице, иногда создаются фиктивные офисы продаж. И мы с это бедой тоже встречались. Мы два офиса своей компании нашли в Москве совершенно нелегальные.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть, это офисы, на который было написано крупными буквами «Ингосстрах», так?

А.ГУЛЯЕВ – Вы же понимаете, мы же эти офисы обнаружили на ул. Поклонная гора. Дом – 1 и ул. Крылатские холмы. Оба этих офиса были полностью ликвидированы сотрудниками территориальных органов внутренних дел. В одном из офисов, кстати, был задержан и Воронков.

Мы должны понимать, что за этим преступным бизнесом стоят некие люди, можно сказать кукловоды, которые вкладывают деньги в этот бизнес, то есть деньги не берутся откуда-то с потолка. Люди вкладывают деньги, для того, чтобы потом, благодаря этим финансовым вложениям заработать большие преступные деньги. А мы имеем дело только с лицами, которые непосредственно продают полис, обманывают людей. То есть, мы стрижем верхнюю часть газона. И как только эти лица привлекаются к уголовной ответственности, на их место нанимаются немедленно другие, а вот та самая часть, которая является дерном, она так и остается латентной, поскольку, как правило, продавцы либо не знают, либо не желают их называть. И отсюда появляется такая формулировка: «В неустановленное время, неустановленными лицами неустановленным способом»…. Это очень удобная формулировка, которую суды, к сожалению, принимают и даже заносят свое судебное решение, в приговор.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – И получается, что это совсем не единичная история.

А.ГУЛЯЕВ – Эта преступность носит абсолютно системный характер. И причем, с каждым годом, она все более ширится.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Почему многие покупающие полис… Ну, ведь это же так просто – позвонить в страховую компанию. Покупая полис компании «Ингосстрах», когда в офисе, тут еще можно поверить на слово, хотя и тут нельзя, потому что офис может быть тоже поддельным. Но, если это происходит не в офисе, а где-то там неважно где…, почему люди просто не позвонят просто в страховую компанию и спросят: «У вас вот такой-то числиться?». Это же все пронумеровано, так ведь?

А.ГУЛЯЕВ – Это очень удивительный вопрос. К сожалению здесь связано с многими факторами. Это менталитет русского человека. Широкая душа, доверие. Во-вторых, это очень низкая правовая культура. И несмотря даже на ту огромную работу, которую проделывают СМИ, и страховые компании и правоохранительные органы, эта огромная пропагандистская работа которая идет в массы и объясняет людям, как себя вести в случаях, когда в отношении них готовится преступление -она, к сожалению пока не срабатывает. Люди остаются доверчивыми, в правовом плане необразованными и иногда срабатывает фактор…. Те, кто продают фальшивые полисы КАСКО, они обычно как начинают? Они начинают с того, что приходят к нашему клиенту и говорят, что у вас заканчивается полис ОСАГО мы вам его привезли, он уже готов. Мы, если не подарить, то за полцены готовы его продать, а вы…, давайте сразу решим вопрос по поводу КАСКО. Вы готовы или не готовы?

И вот, человек вот этого жирного червяка в виде скидки на полис ОСАГО, которая, в общем-то, копеечная, на самом деле, попадается ну, моментально. И еще во времена Пушкина писалось: «Не гонялся бы ты поп за дешевизною»… У нас, к сожалению, люди, услышав, что вам дается скидка 30%, что вы являетесь участником акции, и так далее попадают на этом моментально. Хотя прекрасно должен понимать каждый гражданин, что бесплатным является только сыр в мышеловке.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А вот, если человек столкнулся, он понимает, что человек, который выдает себя за страхового агента, на самом деле им не является. Если в процессе — я хочу спросить наших слушателей – оформления страхового полиса вам удалось разоблачить псевдостраховщика. Понятно, что перед вами мошенник. Вы заявите в полицию, страховую компанию? Если «Да»— вы это сделаете, позвоните по телефону 660 06 64, если «Нет» — 660 05 65.

НАЧАЛСЯ ПОДСЧЕТ ВАШИХ ГОЛОСОВ.

Так. Вы оформляете страховой полис и понимаете, что перед вами мошенник. Вы заявите в полицию, страховую компанию? Если «Да»— вы это сделаете, позвоните по телефону 660 06 64, если «Нет» — 660 05 65.

Директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Новости на «Эхо Москвы», через пять минут продолжим.

НОВОСТИ.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 11-35 в столице. Александр Гуляев директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» а проще говоря, службы безопасности, можно так?

А.ГУЛЯЕВ – В общем, не совсем это верно…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Но, по сути-то правильно. «Осторожно — псевдостраховщики!» — так звучит тема нашего эфира. И, собственно, вопрос, который задам слушателям, я хочу еще раз напомнить. Вы оформляете страховой полис и понимаете, что перед вами мошенник. Вы заявите в полицию, страховую компанию? Если «Да»— вы это сделаете, позвоните по телефону 660 06 64, если «Нет» — 660 05 65.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Сколько таких, вообще эпизодов, как часто приходится с этим сталкиваться?

А.ГУЛЯЕВ – Волна этих преступлений в отношении наших потенциальных клиентов, она началась с конца 2009-го и разворачивалась в 10-11 годах. Я не могу назвать статистических данных, поскольку обман идет по отношению к клиентам всех страховых компаний, но за 10-11 года в нашу компанию обратилось восемьдесят четыре человека с заявлениями о том, что ими были приобретены поддельные полисы нашей компании.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Получается 28 из них, это дело рук с вашей точки зрения — компании «Ингосстрах» — одного человека?

А.ГУЛЯЕВ – Воронков и компания. Мы будем так говорить.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Получается, не так много вот этих…

А.ГУЛЯЕВ – Нет, еще раз говорю, эта преступность, она латентная. Это уже обратились лица, которым известно о том, что по отношению к ним совершен мошеннический обман. Их полис поддельный. А ведь, как правило, лица спохватываются тогда, когда у них наступает страховой случай. Он приходит в страховую компанию урегулировать этот страховой случай, получить страховое возмещение и вдруг выясняется, что его полис поддельный. Вот тогда он пишет заявление, что прошу оказать мне какую-то помощь, со мной разобраться. Человек, который купил, и у него в течение года ничего не случилось, он может так и не знать о том, что его полис фальшивый.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ясно. Как проголосовали слушатели и как обычно в жизни бывает?

А.ГУЛЯЕВ – Я думаю, что в жизни бывает…, я уже говорил, что данное преступление относится к категории латентных…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Мой вопрос был другой. Я общаюсь, я понимаю, что передо мной мошенник…

А.ГУЛЯЕВ – Да. Я считаю, что большинство граждан, скорей всего проголосовали, что они встанут и уйдут.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы знаете, одно дело проголосовать, другое дело – поступить. Но 56,7% позвонивших нам слушателей сказали, что да, обратимся в страховую компанию или там, в полицию. 43,3% сказали, что нет. В жизни по-другому, да?

А.ГУЛЯЕВ – Как правило, когда человек узнает, какие хлопоты ему предстоят, хождения по кабинетам дознавателя, следователя и так далее, то он просто отклоняется от выполнения обязательств, не приходит, и, как правило, материал погибает.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Кому-нибудь надо бороться с этим видом мошенничества?

А.ГУЛЯЕВ – Во-первых. Лица, который уже потерпели материальный ущерб от мошенников.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот они заинтересованы.

А.ГУЛЯЕВ – Они заинтересованы, потому, что они заинтересованы, как-то вернуть свои деньги, или как-то, хотя бы сохранить надежду в возврате этих денег. Вот, кстати, господин Воронков, который осужден, он всем четырем своим потерпевшим выплатил причитающуюся им по суду денежную компенсацию. В свою очередь, эти потерпевшие написали, что они к господину Воронкову не имеют никаких материальных претензий и просят его шибко не наказывать. В результате чего, господин Воронков получил 3 года лишения свободы, обратился с кассационной жалобой на Мосгорсуд, доказывая то, что он возместил ущерб, признал свою вину, люди его простили, просит, так сказать, смягчить ему наказание. Но, к счастью Мосгорсуд оказался вполне вменяемым, и решение было принято, приговор оставить в силе. Мы были этому рады.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Это типичный случай. Или обычно приговоры мягче?

А.ГУЛЯЕВ – Я могу сказать, что практика сегодня судебная, не могу понять, почему, но она сохраняется – давать условные сроки наказания. И вот этот условный срок по сути дела это безнаказанность. У нас есть совершенно уникальный пример. Сейчас назову. Некий господин Шмаков 16 июня 2011 года Черемушкинским судом приговорен к трем с половиной годам лишения свободы условно за совершение такого же преступления, за продажу трех поддельных полисов. И что вы думаете? Уже 7-го июля мои сотрудники задержали его при продаже очередного полиса.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Через три недели?

А.ГУЛЯЕВ – Через три недели после получения им приговора суда. Условно. То есть, никакой карательной, воспитательной роли для преступника условный срок в данной категории не имеет.

Итак, вы говорите, кто еще заинтересован. Еще заинтересованы, конечно, страховые компании.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы говорите, что далеко не все.

А.ГУЛЯЕВ – Да, но крупные страховые компании, которые хотят работать на рынке долго, надежно и уверенно, они, конечно, отстаивают свои имиджевые интересы. А продажа поддельных полисов компании, она, конечно, наносит ущерб интересам компании, и поэтому мы тратим на это время, деньги, силы, и занимается этим вопросом. Нельзя сказать, что наша деятельность 100%-но успешно, но, во всяком случае, она имеет положительный результат.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А правоохранительные органы?

А.ГУЛЯЕВ – Правоохранительные органы работают от совершенного преступления. Если к ним обращаются по поводу совершения преступления. Они занимаются расследованием, если к ним не обращаются , значит они не занимаются. Профилактика…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ну, вы же говорите, есть преступления, есть люди, но не рассматривают, потому что в другом округе.

А.ГУЛЯЕВ – Это уже технологии. Я не могу сказать, что правоохранительные органы вообще никак не реагируют. Они регистрируют данное событие. Проводится дознание. Но, как правило, когда потерпевший уходит в одну сторону, потенциальный преступник уходит в другую сторону, как правило выносится постановление в отказе в возбуждении уголовного дела. Поскольку нет ущерба.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Есть ли какие-то советы, рекомендации. Может быть совсем простые, мы уже об этом говорили. Вот как вот выявить?

А.ГУЛЯЕВ – Пользуясь случаем общения с такой огромной аудитории, посредством радио, конечно, просто обязан дать определенные рекомендации. Сразу же хочу сказать, что нельзя к вот этим звонкам и приходам так называемого страхового агента, относится, как к чуме. И шарахаться от него, потому что многие агенты такой же точно технологией пользуются, работая с клиентами. То есть звонок, приход, встреча. Многие агенты, работая по расширению своего страхового портфеля, пользуются таким случаем. И часто бывает, что клиенту звонит агент, прекрасно ему известный, с кем он работает уже не один год и это вполне нормальное общение.

А вот, если вам позвонил представитель иной страховой компании, который каким-то образом выяснил ваши данные, вас это уже должно заинтересовать. Почему вам звонит представитель другой страховой компании. Если вам позвонил совершенно незнакомый агент, то нужно обезопасить себя от обмана. В первую очередь требовать, чтобы он представил вам свои верительные грамоты, то есть – документы. Документы удостоверяющие, что он работает в страховой компании, что у него есть договор, как физического, юридического лица от страховой компании, проверить этот договор, его легитимность через звонок в контактный центр страховой компании.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – И все?

А.ГУЛЯЕВ – Еще дальше можно посмотреть печать, удостовериться в личности, в конце концов.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – В общем, не так сложно все. Александр Гуляев, директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» был у нас в гостях.





Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире