23 сентября 2020
Z Фактор риска Все выпуски

Перспективы развития моторного страхования


Время выхода в эфир: 23 сентября 2020, 11:08

А. Дыховичный Добрый день, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный, и у нас в гостях Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах». Алексей Владимирович, здравствуйте.

А. Власов Да, здравствуйте, Алексей, здравствуйте, уважаемые слушатели.

А. Дыховичный Алексей Владимирович на связи по скайпу. Коронавирус, понятно, карантин. Собственно говоря, мы говорим о моторном страховании. Насколько я понимаю, моторное страхование — это такой профессиональный сленг. Речь идет об автомобильном страховании, правильно?

А. Власов Да, именно так. Речь идет о страховании КАСКО, ОСАГО, и его производных.

А. Дыховичный КАСКО, ОСАГО, до производных уж если доберемся, не знаю, если получится. Коронавирус, о котором я вот уже упомянул, под его знаком, под знаком карантина прошло первое полугодие 2020 года, и уже прошло несколько месяцев, чтобы страховщики смогли подвести какие-то итоги и сказать, что произошло со страхованием, с ОСАГО и с КАСКО, в первой половине 20-го года. Ну, по ощущениям, должно рухнуть.

А. Власов Ну, скажем так, рухнуть — это очень сильно. Дело в том, что страхование не так, наверное, сильно подвержено таким вот прыжкам, как такой реальный, ну, наверное, производственный сектор экономики. Но в целом, конечно, эта ситуация очень серьезно отразилась на нас. Значит, начнем с того, что первый квартал, окончание его, было ознаменовано достаточно заметным падением курса рубля, и поэтому вообще март заканчивался очень бодро, люди покупали автомобили, люди, соответственно, их страховали, и в апрель мы входили с достаточно хорошим настроем. Но уже 16 марта, собственно, начался локдаун, стало понятно, что ситуация так продолжаться не может. Агентство «Эксперт РА» оценивало то, что КАСКО может упасть на 25%, мы в своих прогнозах закладывали, что мы не доберем тоже примерно около 20%. И в основном это было связано с тем, что, во-первых, были закрыты дилеры практически по всей стране. В Москве это было более жестко, Москва составляет 45% рынка, в Санкт-Петербурге в принципе тоже достаточно было жестко с карантином. И это привело к тому, что рынок конечно, в целом потерял. То есть, потери составили порядка 20% по сборам. ОСАГО, как не странно, в общем тоже несколько опало по сборам, ну в качестве такого, дополнительного, наверное, бонуса, для страховщиков это важно, было то, что количество убытков тоже очень сильно сократилось, потому что люди сидели дома.

А. Дыховичный ОСАГО и КАСКО, они… Ну, с КАСКО понятно, люди не покупали новые машины, они перестали покупать после марта новые автомобили. А с ОСАГО? Люди что, перестали ездить и покупать ОСАГО, или ездят на свой страх и риск без страховки? Что происходит, почему количество уменьшилось?

А. Власов Ну, в общем, количество договоров примерно осталось прежним… Ну, там речь идет о долях процента условно, то есть, объем рынка вырос примерно на 1, ну 1,5% за полугодие. Количество договоров несколько снизилось. Ну, на самом деле, в последнее время, если мы смотрим за ситуацией с начала действия закона об ОСАГО, сейчас проникновение обязательного страхования, действительно, достаточно значимо снизилось. Если мы начинали с 95%, то сейчас это уже около 75%. То есть, количество полисов, которые мы продаем в год, около 40 миллионов, оно примерно не меняется. Парк автомобилей несколько вырос с тех пор, сейчас уже там 53 миллиона автомобилей зарегистрировано, и в общем проникновение, оно стоит на месте. Но с точки зрения продаж, ну не так сильно пандемия повлияла, потому что все-таки это обязательный вид, и люди в первую очередь стремились покупать. Другое дело, что те, кто хотели эту покупку совершить в апреле, в мае и так далее, они это откладывали немножко, потому что было понятно, что на машине-то было в некоторых регионах сложно выезжать, да особо некуда.

А. Дыховичный Я напомню, что у нас в гостях Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах», что мы говорим о моторных видах страхования. Поясните, пожалуйста, вот эту цифру – проникновение 75%. Что имеется в виду?

А. Власов Имеется в виду, что из парка всего автомобилей 100%, полисов покупают только 75%. То есть, 25% людей используют автомобиль без полиса, реально. То есть, это может быть либо поддельный полис, либо вообще его отсутствие, как такового. Вот эта проблема стратегически достаточно серьезная, и в общем ее можно решать, и в разных, наверное, аспектах, в том числе в законодательном. Сейчас усиливается политика государства в отношении штрафов и в отношении контроля тоже. Потому что социальную значимость этого вида переоценить сложно.

А. Дыховичный Эта цифра по России, разумеется, в разных регионах она разнится.

А. Власов Да, это так.

А. Дыховичный Я думаю, что в Москве, наверное, цифра побольше, верно?

А. Власов Ну, если посмотреть на это с точки зрения клиента, то очевидно, что у нас транспортная доступность значимого числа регионов достаточно низкая и поэтому если Москва, в ней и дорог много, и машин много, и пробки и так далее, то очевидно, в крупных городах уровень проникновения существенно выше. А вот если говорить о мелких городах, о деревнях и так далее, там если человек не выезжает за пределы своего населенного пункта, вероятность того, что ему этот вид страхования потребуется в жизни, в реальности, он достаточно низкий.

А. Дыховичный Давайте послушаем небольшую историю как раз на эту тему, и на тему стоимости полиса. И я думаю, что после этого, об этом мы в первую очередь и поговорим.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Проведенное в августе этого года исследование «Дром.ру» показало, что в случае существенного (двойного) подорожания полиса ОСАГО 24% автомобилистов намерены вовсе отказаться от его покупки. Еще 10% граждан намереваются приобрести поддельный полис «автогражданки» и ездить с ним на свой страх и риск.

Оставшиеся 52% водителей намерены соблюдать требования закона, и на вопрос о покупке полиса в случае его подорожания они ответили положительно.

Самый высокий процент (от 20% до 30%) граждан, решивших отказаться от покупки ОСАГО из-за подорожания, проживают в Югре, Хабаровском, Алтайском, Приморском, Красноярском, Ставропольском и Краснодарском краях; в Амурской, Тюменской, Омской, Томской, Челябинской, Новосибирской, Оренбургской, Свердловской, Нижегородской, Воронежской и Кемеровской областях; в республиках Башкортостан, Татарстан, Хакасия, Крым и Бурятия.

В регионах с высоким уровнем средней заработной платы — таких, как Москва и Санкт-Петербург — процент автовладельцев, не желающих покупать подорожавший полис ОСАГО относительно не велик.

В ходе опроса выяснилось и то, что 12% респондентов уже отказались от покупки автомобильной страховки либо приобретают фальшивые полисы из-за ее дороговизны.

А. Дыховичный По данным этим 12%, вы говорите, что на самом деле в два раза даже больше, 25%, а если подорожает, то ещё больше будет. Вот ключевой вопрос, а если?

А. Власов Ну, на самом деле то, что сейчас происходит с ОСАГО, это я имею в виду второй этап либерализации. Это то самое, что как раз и даст возможность клиентам покупать полис по справедливой цене. Дело в том, что проблема той системы тарификации, которая была еще до либерализации, в том, что была единая ставка на регион, и, к сожалению, хорошие водители не могли пользоваться в полной мере достоинствами своей манеры вождения.

А. Дыховичный Если я не ошибаюсь, это было еще до первого этапа либерализации, который в свою очередь произошел, вот я точно не помню, год назад, больше года тому назад, да?

А. Власов Да, значит дело в том, что действительно было проведено изменение в два этапа, первый этап расширил коридор, в рамках которого было можно варьировать ставку. А сейчас, произошло с нашей точки зрения ключевое изменение, которое…

А. Дыховичный В августе, да?

А. Власов Да, да, 24 августа были введены изменения, которые позволили теперь дифференцировать ставку не по региону, а по водителю, конкретно. И теперь, существуют… Ну, в общем там разные компании использовали разный набор факторов, но в среднем это около 15 факторов, которые позволят теперь выделить хороших водителей, выделить плохих, и вот как раз плохие водители и будут получать вот эту надбавку. Но, весь интерес заключается в том, что плохие водители знают, что они плохие, хорошие знают, что они хорошие, и поэтому, когда в целом мы оперируем только одной ставкой… То есть, одним фактором, это принадлежность к конкретному региону, поднимаем всем тариф вверх, то очевидно, что мы таким образом демотивируем и хороших водителей, и собственно говоря, недотарифицируем плохих. Вот сейчас есть возможность это изменить, и хорошие водители будут платить существенно меньше, чем они платили раньше, плохие водители – больше. Но на круг ситуация сейчас такова: пока остается средняя ставка, она остается абсолютно на том же уровне, на котором была. Может быть она чуть-чуть приподнимется, за счет как раз плохих сегментов, которые в настоящий момент еще недотарифицированы. Но в целом, уровень удовлетворенности ставкой должен существенно, с нашей точки зрения, вырасти.

А. Дыховичный Как вы считаете плохих… Вот как вы определяете, кто всё-таки водитель плохой, кто хороший? Вы сказали, что все это понимают. Я вот, например, не очень понимаю, потому что если это те, кто часто попадают в аварии, то ведь раньше же тоже был этот коэффициент, бонус-малус. Что изменилось, или что-то еще добавилось?

А. Власов Коэффициент бонус-малус в настоящий момент не в полной мере определяет, хороший это водитель или плохой. То есть, бонус-малус считал только количество аварий, а не качество ДТП, соответственно… Сейчас это тарифная модель, которая варьирует наших клиентов по 15-ти тарифным факторам, дает возможность нам учитывать в том числе и количественные показатели, то есть саму сумму выплаты, например. И таким образом, мы можем понимать, что если действительно человек попадает часто в ДТП, и еще вдобавок ко всему это тяжелые ДТП, то таким образом мы можем выделить этих людей из других, теперь мы можем считать это более точно.

А. Дыховичный Нарушение ПДД как-то будет учитываться теперь, есть такая возможность?

А. Власов Возможность такая есть, но в настоящий момент пока мы это как тарифный фактор не используем, потому что это достаточно сложно, нужно промоделировать, как именно влияет нарушение ПДД на собственно аварийность, и на убыточность. Ну, далеко не всегда эти факторы коррелируются. То есть, нам нужно еще какое-то время, чтобы посчитать… Возможность есть, это уже хорошо, это дает нам хорошие перспективы, поправить водительское поведение многих людей из-за этого.

А. Дыховичный 15 факторов… Всё-таки, какие факторы будут приводить к повышению, какие к снижению, еще.

А. Власов Они все практически приводят и к повышению, и к снижению. То есть, это факторы, которые позволяют нам разделить, как бы дифференцировать базу, относительно вот этого фактора. Ну, ни один из этих факторов не является новым с точки зрения предоставления информации. То есть информация, которую мы получали до сих пор о клиентах, она же и используется в качестве тарификации. Раньше ее просто не использовали в таком виде, там тарифная ставка зависела только от конкретного набора информации. Вот сейчас уже та информация, которая у нас есть, позволила нам выделить эти 15 факторов. Начнем с того, что это определенная марка, модель. То есть, есть зависимость от марки, модели, есть зависимость от мощности, есть зависимость от пола. Кстати, недавно буквально прочитал в одном из телеграмм-каналов о том что да, страховщики введи вот этот фактор пола, и теперь женщинам будет дороже. На самом деле всё наоборот — женщинам дешевле. Это в общем статистика, которая есть и в КАСКО, и в ОСАГО, то есть женщины, действительно, более аккуратно водят. Может быть менее уверенно, но более аккуратно. Вот, дальше мы усилим некоторые факторы, которые уже были. Например, в плохих сегментах таблицы «бонус-малус» не хватает тарифа. Поэтому мы чуть-чуть ухудшим еще ситуацию, то есть задерем тариф для очень плохих водителей, и наоборот снизим для очень хороших, тех, которые исторически доказывают, что они не попадают в ДТП. Признак пролонгации опять же, если клиент из года в год страхуется, то это тоже очень хороший фактор, который действительно показывает свою надежность. И удаленность, или приближенность, например, от районов, от крупных магистралей. Если это город, то тариф будет чуть-чуть выше, если это глубинка, то тариф чуть-чуть ниже потому, что там вероятность наступления страхового случая существенно ниже.

А. Дыховичный Насколько круто изменится тариф? Я имею в виду, насколько возрастет для плохих водителей стоимость ОСАГО и снизится для хороших, это первая часть вопроса. А вторая часть вопроса, а в среднем по рынку что произойдет?

А. Власов Начну со второго. В среднем по рынку у нас ситуация практически не меняется, мы находимся около вот этой центральной границы. То есть, за первое полугодие практически не вырос средний тариф, и мы пока находимся именно в таком же положении. Единственное, что может повлиять, это то, что в период пандемии на рынке не было дешевых запчастей, и поэтому выплаты, которые мы формируем на базе утвержденной единой методики, сейчас должны повлиять на то, что нам придется платить дороже потому, что не было дешевых запчастей. И вот это приведет может быть к 5-7 процентному, в какой-то ближайшей перспективе, повышению среднего тарифа. Но надо сказать, что в любом случае хорошие клиенты, которых 80%, получат снижение на 10%, ну там 5-15% тарифа, плохие да, могут получить более существенно, там в 20-30%. Есть совсем одиозные сегменты, которые могут получить и 40%, но в общем здесь это абсолютно статистически обосновано, но таких будет примерно 1-2%.

А. Дыховичный Повышение 40%, такое может произойти с водителями, которые постоянно, регулярно попадают в ДТП, и… Да, я правильно понимаю?

А. Власов Правильно. Но опять же, этих водителей действительно очень мало, то есть 80-85% клиентов получат существенную скидку.

А. Дыховичный Какие результаты вы ожидаете от второго этапа либерализации ОСАГО? Я правильно понимаю, я так подытожить хочу немного.

А. Власов Мы ожидаем, что второй этап либерализации приведет к существенному повышению доступности полиса ОСАГО. Дело в том, что в предыдущем формате тарификации, когда ставка была плоской, и не допускала практически каких-то изменений по различным факторам, мы вынуждены были, как я уже говорил, фактически датировать плохих водителей за счет хороших. И это приводило к тому, что во многих регионах не хватало верхней границы тарифной ставки, и приходилось платить агентам, например, пониженное комиссионное вознаграждение, чтобы они не страховали этих клиентов, и так далее, и так далее. То есть, невозможно было поднятием вверх стоимости страхования плохих клиентов скомпенсировать вот эти убытки, которые они приносят.

А. Дыховичный Проще было не работать в регионе, да? Ну, или уменьшить количество продаваемых полисов.

А. Власов Да, абсолютно… Сейчас, когда мы имеем возможность больше учитывать конкретный фактор конкретного человека, конкретного водителя, мы можем существенно расширить эту доступность, и сейчас во всех практически регионах, можно уже говорить о том, что 90% клиентов так или иначе могут свою тарифную ставку получить, могут быть застрахованными, у агентов появляется больше возможности предложить им что-то. Второй этап, если его продлить дальше, и расширить коридор… Сейчас все еще, например, для такси не хватает тарифа, но уже совсем чуть-чуть. То есть, если немного расширить коридор, то опять же можно еще выше поднять для плохих, и еще ниже опустить для хороших. И тогда эта проблема доступности практически исчезает.

А. Дыховичный Давайте немного поговорим о КАСКО, что происходит, что на рынке, вот ключевое основное, что сейчас происходит?

А. Власов Происходит сейчас то, что нет машин, начнем с этого. То есть, пандемия, конечно, очень сильно поправила планы продаж. Если автостат агентство, или там ассоциация европейского бизнеса, те, кто следят за дилерскими продажами, планировали продавать около миллиона 500 автомобилей в этом году, сейчас такой консенсус-прогноз — миллион 200, и может быть даже чуть меньше. В общем это достаточно серьезное падение, на 24% относительно того, что было заявлено. Плюс ко всему надо понимать, что даже с учетом того, что дилерские центры в настоящий момент открыты, не хватает автомобилей потому, что стояли заводы в Европе, стояли заводы в Японии, в Китае тоже стояли заводы, и поэтому нет комплектующих. Ожидает рынок поставок, начиная со второй половины октября, этих поставок явно будет недостаточно, и эксперты говорят о том, что, возможно, что полное восстановление продаж произойдет только к концу марта. В этой связи, рынок достаточно сильно потерял в сборах, порядка 15-20% скорее всего.

А. Дыховичный Рынок страхования?

А. Власов Да, да, да. Вот, и в общем это такое достаточно значимое событие. Что касается тех трендов, которые были, пока еще продолжается дальнейшее усиление проникновения франшизных продуктов, таких не очень дорогих, коротких, которые не рассчитаны на полное возмещение. Хотя этот тренд уже постепенно затухает, и видно, что мы скорее всего приблизились к какой-то границе насыщения рынка вот этими продуктами. То есть, сейчас полное КАСКО тоже становится достаточно востребованным и у клиентов, и у партнеров.

А. Дыховичный Как выкручиваются, что придумывают страховщики в сложившейся ситуации?

А. Власов Во-первых, делают фокус на пролонгацию договоров. Это очень серьезный момент, в общем, это заметили сразу, в начале уже пандемии. То есть, люди в кризис стали больше задумываться о сохранении именно того, что у них есть. Во-вторых, скорость… Вернее не скорость, а частота смены автомобиля, она существенно снизилась, то есть в период пандемии и машину особо было купить негде, да и многие люди потеряли работу, и поэтому очень много автомобиль просто не могли себе позволить. Поэтому, сейчас фокус на автомобили б/у, бывшие в употреблении, и здесь предлагается целая продуктовая линейка. То есть, понятно, что у этих людей несколько другие потребности, нежели у людей, которые покупают новый автомобиль. И вот сейчас продается продукт, так называемое экспресс КАСКО, и у дилеров в том числе, которые тоже переключаются на торговлю б/у автомобилями. Поэтому, в общем, у страховщиков есть, что предложить людям.

А. Дыховичный Ну что же, спасибо вам. Напомню, что Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах», был у нас в гостях, и говорили мы о так называемом, моторном страховании автомобилей. Алексей Владимирович, спасибо вам.

А. Власов Спасибо Алексей, всем спасибо, и удачи.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире