'Вопросы к интервью
20 апреля 2016
Z Фактор риска Все выпуски

Развитие Добровольного Медицинского Страхования в кризисный период. Клиники страховщиков


Время выхода в эфир: 20 апреля 2016, 11:08

А. Дыховичный 11 часов 06 минут в столице, добрый день, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный. Татьяна Кайгородова, заместитель генерального директора страховой компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Татьяна, добрый день.

Т. Кайгородова Добрый день, Алексей.

А. Дыховичный «Развитие добровольного медицинского страхования в кризисный период, клиники страховщиков», — так звучит тема нашего эфира. Я бы хотел для начала немножечко цифр, немножечко статистики. На мой взгляд, они… Эти цифры любопытны, а я очень надеюсь, что когда вот мы это все услышим, это вот у нас все записано, специально приготовлено, то вы Татьян и прокомментируете.

Т. Кайгородова Конечно.

А. Дыховичный Тогда поехали.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Компания «Бизнес стат» выяснила, что в 2015 году стоимостной объем рынка медицинский услуг в России вырос на 7,3% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, превысив 2 триллиона рублей. Сектор легальной коммерческой медицины на минувший год достиг отметки в 336,9 миллиарда, а сегмент теневых платных медицинских услуг, превысил предварительные прогнозы, составив 166 миллиардов рублей. Самый объемный сектор – это мед.услуги, оказанные по программе обязательного медицинского страхования, и за прошлый год он оказался чуть больше одного триллиона рублей. При этом в натуральном выражении рынок сократился на 2,8% к 2014 году. За прошлый год в российских клиниках было проведено более полутора миллиардов приемов, и как отмечает «Бизнес стат», снижение показателя произошло по причине кризиса, и уменьшения реальных доходов населения, а так же в результате оптимизации сети государственных медицинских учреждений. По прогнозам экспертов, падение рынка с точки зрения натурального объема оказанных услуг, продолжится и в 2016 году. Количество приемов сократится к прошлому году на 3,4%, а в стоимостном выражении рынок продолжит рост на 4 с лишним процентов, по сравнению с 2015 годом. В перспективе, с 2018, количество медицинских приемов в стране начнет постепенно увеличиваться максимум на 1,3% в год, и к 2020 году сможет достичь 1 миллиарда 520 миллионов приемов.

А. Дыховичный Напомню, что Татьяна Кайгородова, заместитель генерального директора страховой компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Татьян, меня ну, так две группы цифр очень заинтересовало. Во-первых, по стоимостном выражении, то есть по деньгам, общее оказание медицинских услуг, речь идет вообще о всех, и по добровольному медицинскому, и по обязательному медицинскому страхованию, оно выросло, а по количеству приемов – сократилось. Это первое, что меня очень заинтересовало, а второе – вот я просто сейчас даже обратил внимание, полтора миллиарда приемов за один год, а у нас население 150 миллионов человек, это 10 приемов на одного человека в год получается. Вот эти вот несколько цифр, мне показались очень и очень интересными, прокомментируйте пожалуйста.

Т. Кайгородова Да, спасибо большое. Очень интересные цифры, хороший вопрос. Алексей, меня точно так же… В общем-то, я на эти две тенденции обратила внимание. Ну, давайте сначала разберемся с ростом стоимостного объема рынка медицинских услуг. Безусловно, это фактор медицинской инфляции. Всегда медицинская инфляция, она каждый год присутствует, в последние там… Да, собственно наверно все 20 лет, как существует система ОМС и ДМС более 20 лет, и в этом году она… В 15-м году она достаточно высока, официальная цифра медицинской инфляции – 11%, но по нашим оценкам «Ингосстрах» работает как на рынке ОМС, так и на рынке ДМС, инфляция составила не меньше, чем 15% за 2015 год.

А. Дыховичный Я прошу прощения, ОМС – обязательное медицинское страхование, ДМС…

Т. Кайгородова: Дмс добровольное медицинское страхование, совершенно верно. Если говорить о снижении количества приемов, то здесь на самом деле разные факторы влияют на данные цифры. Ну, во-первых, поскольку у нас здесь как было точно совершенно подмечено, как бы более половины приемов, значительно более половины приемов, они обеспечиваются системой обязательного медицинского страхования, то есть покрывают всю Россию. То безусловно, лидирующее влияние оказывает фактор изменения по возрастной структуре населения России. Чуть больше там повысилась рождаемость, или там снизилась смертность, и это все безусловно влияет. Даже просто сдвинулось процентное соотношение между различными группами, возрастными и полувозрастными группами населения, и это безусловно будет влиять на 1-2% в год, на количество приемов, однозначно. Следующая причина, которая здесь не указана, но она существует – это безусловно медицинский прогресс. Вообще прогресс, он на то и прогресс, для того, чтобы за меньшее количество времени с меньшими затратами, и с меньшими затратами временными прежде всего, быстрее вылечивать людей, и восстанавливать их работоспособность, если это работоспособные люди… Ну, как бы люди, которые работают. Соответственно, постоянная медицина – это та отрасль, в которой прогресс очень сильный, без конца изобретаются новые исследования, новые методы лечения, новые методы… Новые препараты, лекарственные препараты, и безусловно это все влияет на то, что человек вылечивается за меньший промежуток времени. Как минимум, восстанавливают свою работоспособность, при типовых массовых заболеваниях. Если мы говорим о втором моменте, который у вас был подмечен…

А. Дыховичный А можно я еще прочитаю сообщение от Евгения.

Т. Кайгородова Да.

А. Дыховичный «Я не был ни разу несколько лет уже». То есть, если… И таких людей достаточно много. Вот я, например, был только у стоматолога. То есть, и вот получается, на кого-то приходится там по 20 приемов.

Т. Кайгородова И по 40 приемов, и по 50 приемов, безусловно. Опять-таки, вот то средняя по стране цифра – 10 приемов на одного человека в год. Если мы говорим о секторе добровольного медицинского страхования, то у нас это 13-15 приемов на одного человека в год. Опять-таки, эта цифра будет точно так же разниться, в зависимости от полувозрастного состава. То есть, если мы возьмем, например детей, или лиц пожилого возраста, то там безусловно будет большее количество приемов. Если мы будем говорить о лицах работоспособных, то там это будет меньшее количество приемов. Если мы говорим о работоспособных лицах… О работоспособных застрахованных, то где-то примерно до 40 лет у женщин больше приемов, у мужчин меньше. После 40 наоборот все происходит. Поэтому, ну в целом по стране да, действительно 10 приемов в год на человека – это адекватная цифра.

А. Дыховичный Какая любопытная вот эта вот статистика, какая любопытная цифра. До 40 лет чаще обращаются, ходят к врачу женщины…

Т. Кайгородова Потому, что это (неразборчиво) возраст для женщины, она беспокоится о своем женском здоровье, и часто посещает соответствующих докторов, она ведет свою беременность, и так далее.

А. Дыховичный Но после 40…

Т. Кайгородова А после 40 лет… Ну, мужчины, они…

А. Дыховичный Менталитет мужской, да?

Т. Кайгородова Нет, они просто болеют чаще, мы все прекрасно знаем о том, что сердечнососудистые заболевания, ряд других заболеваний к сожалению, к ним больше склонны лица мужского пола.

А. Дыховичный То есть, здесь объяснение абсолютно такое…

Т. Кайгородова Абсолютно, да. Ну известен же факт, что на самом деле и продолжительность жизни у мужчин короче, чем у женщин. Значит после определенного возраста, они начинают чаще обращаться к врачу, больше болеть.

А. Дыховичный Как кризис отразился помимо того, что инфляция больше, чем обычно, я правильно понимаю, да?

Т. Кайгородова Да.

А. Дыховичный Помимо этого, как кризис отразился на… Ну, в первую очередь наверное на взаимоотношение между страховыми компаниями, и клиниками?

Т. Кайгородова Понятно. Но я буду говорить прежде всего о секторе добровольного медицинского страхования. Здесь у нас есть две тенденции основные. Первая тенденция – она как раз косвенно касается взаимоотношений страховщиков и клиник, но определяет их. Это тенденция, связанная с тем, что на сегодняшнем рынке добровольного медицинского страхования, который между прочим по сути своей сократился в 2015 году. Во-первых, многие работодатели ограничили свои бюджеты на добровольное медицинское страхование, кроме этого просто прошло сокращение людей. Прошло сокращение людей, соответственно уменьшились объемы. Ну, и кроме этого, как я уже сказала, ограниченные бюджеты на добровольное медицинское страхование.

А. Дыховичный Одно уточнение только если можно. А в добровольном медицинском страховании доля корпоративных клиентов…

Т. Кайгородова Около 90% на сегодняшний день.

А. Дыховичный А, то есть они…

Т. Кайгородова Они определяют, да. Они все и определяют. Они ограничили программы, и с другой стороны, тут играет другая тенденция – это медицинская инфляция. То есть, лечебные учреждения, они повышают цены, и кроме этого те застрахованные, которые остались работать в компании, они боятся быть сокращенными, они боятся быть уволенными. И они пытаются реализовать свой отложенный спрос на медицинские услуги. Не говоря о том, что особой чертой данного кризиса явилось то, что когда людей увольняли, сокращали многие компании… Федеральные, международные и так далее, они договаривались с ними следующим образом, что мы тебе будем платить меньшее количество окладов компенсация, но мы оставим полис добровольного медицинского страхования на полгода, на год, всем по-разному. Потому, что для компании это было таким образом дешевле. И вот эти люди, которые остались безработные, с кучей свободного времени, и при этом с полисом добровольного медицинского страхования, они пошли реализовывать опять-таки, свой отложенный спрос на медицинские услуги. То есть…

А. Дыховичный То есть не заработаю, так хотя бы пройду какое-нибудь диспансерное…

Т. Кайгородова Ну (неразборчиво) потому, что диспансеризация – она не входит как правило в полис добровольного медицинского страхования. То, с чем они раньше не обращались, они с этим стали обращаться. И соответственно у страховщиков с одной стороны повысилось обращаемость, с другой стороны лечебные учреждения подняли цены. И с третьей стороны – это ограниченные бюджеты, то есть стоимость полиса не повысилась. В этих условиях у абсолютного большинства страховых компаний в первом полугодии 15-го года подскочила убыточность. И для того, чтобы эту убыточность зафиксировать, чтобы не дать ей расти выше, для того, чтобы не получить убытков, так как страховщики ДМС получили убытки в 2009 году, там была аналогичная ситуация в кризис 2008. Страховые компании стали договариваться с лечебными учреждениями, и тенденция рынка 2015 года явилось то, что 80% крупнейших московских и питерских лечебных учреждений, а так же лечебные учреждения, наиболее прогрессивные в регионах, они согласовали со страховыми компаниями, и подписали так называемые стоп-лосы. Соглашения, об ограничении среднего счета на каждого обратившегося в их клинику.

А. Дыховичный То есть, люди ранее приходили, и получали те услуги, которые они считали, должны покрываться полисом, и когда вот… В прошлом году столкнулись с ситуацией… Нет?

Т. Кайгородова На самом деле не совсем так. На самом деле, застрахованный по добровольному медицинскому страхованию, ранее был несколько разбалован. И мы знаем о том, что определением страхового случая по добровольному медицинскому страхованию является… Если случилось острое заболевание, обострение хронического заболевания, ну и так же травма, ожог, обморожение. А люди в 2012, в 13-м, в 14-м году получали, и медицинские учреждения помогали им, в целях получения своей выручки, мега-выручки и своих прибылей, они помогали им получать услуги при отсутствии страхового случая. То есть, когда человек пришел, и говорит: у меня в принципе обострения хронического заболевания нет, нов от я хочу провериться на всякий случай.

А. Дыховичный Ну, или врач это видит потому, что он все-таки врач.

Т. Кайгородова Врач это видит, он пишет правильные слова в историю болезни для того, чтобы страховая компания его соответственно… Ну, не вычла этот прием из…

А. Дыховичный Из покрытия.

Т. Кайгородова Из покрытия, совершенно верно. А в условиях, когда лечебные учреждения подписали со страховыми компаниями по средней стоимости обратившегося, они стали проводить значительно более жесткую политику, в отношении вот этих не страховых случаев. А прогрессивные медицинские учреждения проводят очень правильную политику, и они лечат тех, не ограниченно лечат. Они… Это же средняя стоимость, понимаете? То есть, там все равно будет по кому-то 100 тысяч, по кому-то 10 тысяч. Они лечат тех, кто реально болен, и у кого реальный страховой случай. И отказывают тем, у кого страхового случая нет.

А. Дыховичный В обратную сторону маятник не качнулся ли, сразу возникает вопрос. То есть, не отказывают ли в лечении тем, у кого реально страховой случай, но…

Т. Кайгородова Нет, ну медицинские учреждения же тоже заинтересованы в том, чтобы получать свою выручку.

А. Дыховичный Но ограничивают себя…

Т. Кайгородова Но ограничивают себя вот этим стоп-лосом.

А. Дыховичный Формирование цены, сколько стоит.., Если можно, давайте начнем с вопроса Елены. «Скажите пожалуйста, можно ли застраховать человека, собирающегося в горный поход, возраст 57 лет. Что для этого надо», — Елена спрашивает.

Т. Кайгородова Ну, если речь идет о горном походе за границей, то это полис ВЗР. Там есть специальная опция соответственно для горного похода. Если мы говорим о горном походе в РФ, то специального продукта такого нету. Страховка там в горном походе. Хотя вот мы сейчас планируем выпустить на рынок такие услуги, как экстренная медицинская помощь для тех, кто… По добровольному медицинскому страхованию для тех, кто отдыхает на наших российских курортах. То есть, это некая…

А. Дыховичный Ну, пока планируете. Хотя возможно Елена имеет ввиду не медицинское страхование…

Т. Кайгородова От несчастного случая можно конечно.

А. Дыховичный а о страховании несчастного случая. Но это другой совершенно вид.

Т. Кайгородова Это другой абсолютно.

А. Дыховичный Он покрывает не затраты на лечение, а выплаты по факту…

Т. Кайгородова После, да. А если бы у этого человека, у которого есть… Который собирается в поход в 57 лет, если бы на него был приобретен полис добровольного медицинского страхования, и было бы приобретено расширение «Вся Россия», то тогда в любой точке РФ, даже если он находится в горном походе, то он бы безусловно… Если с ним бы что-то там случилось, это было бы страховым случаем по ДМС, и ему была бы оказана необходимая помощь.

А. Дыховичный Но полис надо приобретать на весь год.

Т. Кайгородова Да, да. Хотя сейчас еще раз скажу, что мы выпускаем на рынок продукт экстренная медицинская помощь, в ограниченный промежуток времени. Например, вот в мае месяце уже этот продукт заработает в ряде отелей Сочи. То есть, когда люди приезжают в отель в Сочи отдыхать, и они покупают полис, в зависимости от того количества дней, которые они проведут там — на себя, на своих детей, и соответственно в случае, если с ними там что-то случится, то им будет оказана экстренная медицинская помощь.

А. Дыховичный К Сочи обязательно вернемся, но вот человек 57 лет… Как формируется цена на добровольное медицинское страхование? Ну, можно вот взять мужчину (неразборчиво).

Т. Кайгородова Цена на добровольное медицинское страхование зависит… Полиса добровольного медицинского страхования, зависит от трех основных факторов. Первый фактор главный – это та программа, на базе которой делается полис. То есть, что включено в программу добровольного медицинского страхования данного человека? Ну как правило, у нас всегда базой является поликлиника. И даже в самом широком полисе, поликлинические услуги занимают примерно 70%, не меньше. Дальше, включена стоматология, или не включена. Включена госпитализация, или не включена. Какая госпитализация? Только экстренная, или и экстренная, и плановая? Включено ли наконец лекарственное покрытие? Потому, что у нас есть такие полисы, куда включено и лекарственное покрытие. Итак, первый фактор – это насколько широка программа, которая (неразборчиво) к данному полису. Второй фактор – на базе каких лечебных учреждений осуществляется программа добровольного медицинского страхования. Цены в лечебных учреждениях разнятся в разы. У нас есть такие лечебные учреждения, где средняя стоимость обратившегося в год составляет 15 тысяч, а есть такие лечебные учреждения, где средняя стоимость обратившегося в год составляет 250 тысяч. Соответственно, от тех учреждений, на базе которых мы провозглашаем, что будем осуществлять помощь медицинскую, безусловно зависит стоимость полиса. И третий фактор – это безусловно возраст застрахованного. Если мы говорим о влиянии этого фактора на стоимость полиса, то собственно говоря, я уже говорила, что наиболее дорогим полис будет для маленьких детей, и для пожилых людей. После 60-ти… 57 лет пока еще это фактор, когда мы не включаем повышенный коэффициент, после 60-ти у нас коэффициент повышений полтора, после 65 – два, после 70 – три.

А. Дыховичный А наличие хронических заболеваний?

Т. Кайгородова Когда мы страхуем физических лиц… Это вот те 10%, да? Вот мы говорили с 90 – да, 10. То нам застрахованный заполняет анкету, и безусловно наш андеррайтер работает с этой анкетой, и этот фактор учитывается. Но на сегодняшний день к сожалению рынок такой, что он не является определяющим.

А. Дыховичный Вы упомянули Сочи, а я хочу поговорить о Сочи с другой… Немножко вот с другой точки зрения. Вы там открываете, насколько я понимаю, медико-реабилитационный центр. Это так?

Т. Кайгородова Да, совершенно верно. Мы открываем нашу клинику, 15-ю клинику в сети «Будь здоров», 1 мая у нас как раз открытие торжественное, и первого же мая мы начнем прием пациентов. Эта клиника особая.

А. Дыховичный Это медико-реабилитационный центр.

Т. Кайгородова Да, это особая клиника.

А. Дыховичный У вас клиники «Будь здоров», это обычная такая поликлиника.

Т. Кайгородова Обычная поликлиника. А поликлиника в Сочи, она соединяет в себе две составляющие. Первое – это поликлиника, и второе – это по сути санаторий. Но только санаторий… То есть, с поликлиникой все понятно, она традиционная, и поскольку это Сочи, и там будет очень мало людей, которые будут ходить туда с января по декабрь, то безусловно она прежде всего ориентирована на экстренную помощь. На те экстренные ситуации, которые чаще всего случаются в Сочи. Это отравления, это какие-то инфекции, и так далее. Там будет и стоматология безусловно, и отоларингология, и гинекология, и травма безусловно, с рентгеном круглосуточным, и так далее. Но очень важна вторая составляющая. Грех, открывая лечебное учреждение в Сочи, не использовать сам регион, да? Возможность реализовывать там санаторно-курортные услуги. И когда мы рассматривали вот эту вторую опцию нашей клиники, то мы решили соединить в себе все самое лучшее, что было и есть в бывших советских санаториях, взять лучшее, что есть в зарубежной практике реабилитационного и санаторно-курортного лечения, и плюс добавить свою изюминку. Ну вот что получилось, можно будет увидеть в Сочи. Но я хочу сказать, что кроме стандартных услуг, которые там безусловно будут: физиотерапия, массаж, ванны, грязелечение, ингаляции и так далее, там безусловно будут еще и такие опции, которых нет у конкурентов. Как дендро-терапия – это лечение с помощью деревьев. Это дельфино-терапия, особенно для детишек, и это ипо-терапия, с помощью лошадок.

А. Дыховичный Буквально три слова успеваем. А разве реабилитация, она входит? Вот вы перечисляли, что входит в покрытие…

Т. Кайгородова Пока нету полисов, которые бы… Рисковых полисов. То есть, депозитные есть, когда деньги просто прогоняются через страховую компанию. А рисковых полисов, куда бы входило санаторно-курортное лечение, пока нет. Но мы, как компания «Ингосстрах» страховая, будучи лидером рынка, мы выведем такой продукт на рынок в ближайшее время.

А. Дыховичный Татьяна Кайгородова, заместитель генерального директора страховой компании «Ингосстрах» была у нас в гостях, о добровольном медицинском страховании мы говорили. Татьяна, спасибо вам.

Т. Кайгородова Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире