'Вопросы к интервью
27 марта 2013
Z Фактор риска Все выпуски

Мошенничество в страховании: основные способы предупреждения и защиты


Время выхода в эфир: 27 марта 2013, 11:14

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 11 часов, 13 минут в столице. Добрый день! Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный, Александр Гуляев – директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Александр, здравствуйте!

А.ГУЛЯЕВ – Добрый день!

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Мошенничество в страховании – ну, собственно говоря,говоря, — предупреждение и защита – об этом мы говорим. Работает телефон для sms в эфир: +7 (985) 970 45 45 Вы можете присылать свои вопросы, хотя тут будут спрашивать, а как смошенничать, может быть. Александр, давайте для начала расскажите, существует ли какая-то статистика, объемы этого мошенничества в страховании; что в первую очередь? Скорее всего, это автострахование – это понятно, потому что более распространено – там и мошенничества больше. Ну вот, в автостраховании, какие там подвиды бывают?

А.ГУЛЯЕВ – Ну, вы знаете, тема, как говорится, горячая, но, как я уже говорил на предыдущих эфирах радиослушателям, официальной статистики в нашей стране, связанной со страховыми мошенничествами в нашей стране – их, практически, в настоящее время не существует. Мало того, сам термин «страховое мошенничество» — он до недавнего времени носил не столько юридический, сколько эмоциональный, бытовой характер. И, только сейчас, когда в декабре прошлого года была введена статья 159, часть 5, которая законодательно утвердила термин «страховое мошенничество»,то есть, мошенничество в области страхования, сейчас мы надеемся, что эта статистика начнет сейчас формироваться.

Вместе с тем, по оценкам многих страховщиков, и по оценкам многих наблюдателей, которые пытаются оценить этот вопрос, многие называет цифру 10%. Что такое 10% — это 10% мошеннических посягательств на интересы страховых компаний из всего объема страховых случаев. Некоторые страховые компании называют 20%. Здесь можно оценивать как угодно – никаких серьезных исследований на самом деле не происходило; а оценки рождаются, собственно говоря, от самих страховых компаний, от того, какой информацией обладают они. А, они обладают обычно той информацией, которую им дают их службы безопасности. Естественно, службы безопасности – они разные и по численности и по квалификации, по технической вооруженности, и поэтому эти оценки – их нельзя назвать реально ни статистическими, ни научными.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ну, верить им можно?

А.ГУЛЯЕВ – Ну, ы знаете, исходя из тех показателей, которые имеют службы, если касаться непосредственно компании «Ингосстрах» — то, да, действительно, мы можем говорить о том, что порядка 7% денежных средств выплачивают компании по страховым случаям, связанных с автострахованием, допустим – это мошенничество.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 7% денежных средств – выплачиваемых? А, какую-то часть, все-таки останавливают. 10% — это такая цифра…

А.ГУЛЯЕВ – Вот, смотрите, некоторые хотят услышать какие-то тенденции: растет эта цифра — уменьшается…. Если говорить о практике, возглавляемого мною, департамента, обычно количество мошеннических посягательств на компанию у нас оценивается от тысячи до полутора тысяч случаев в год. А, общая сумма от 500 до 700 миллионов рублей.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – В год?

А.ГУЛЯЕВ – В год.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А, сколько случаев в год страховых всего?

А.ГУЛЯЕВ – Ну вот, смотрите. Допустим, по страховой компании «Ингосстрах» — это более 200 тысяч. Дальше, значит, смотрите. В прошлом году, в 12 году нами пресечено 1185 попыток посягательств на средства компании – вот, таких, так называемых мошеннических посягательств на общую сумму 528 миллионов.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Это пресечений?

А.ГУЛЯЕВ – Это реально выявленных.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ну, это не 10%.

А.ГУЛЯЕВ – Нет, конечно. Вот, мы и говорим, что это латентный вид преступлений. Мы сегодня не можем оценить ту самую вершину айсберга. Страховая компания создает службу безопасности. Служба безопасности определенное количество выявляет, но определенное количество остается не выявленным. Если я вам говорю – я уже обращаюсь к цифрам – сравнивая с 12 и 11-м: в 11-м было полторы тысячи фактов мошенничества на сумму свыше 600 миллионов рублей. Мы не можем сказать, что в прошлом году снизилось количество по сравнению с позапрошлым, потому что в этом году мы только за два месяца зафиксировали на 60 миллионов больше, чем за 1-й квартал прошлого года факто мошенничества. То есть, это показатель довольно стабильный, который в зависимости от различных ситуаций и социальных различных явлений колеблется в этих диапазонах. То есть, мы можем назвать, грубо говоря, примерно 10%. И, это является, как раз, предметом нашей работы.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А, что вы называете мошенничеством? Знаете что, давайте мы послушаем небольшую историю, я думаю, лично вам, Александр, хорошо знакомую, а затем вернемся к этому разговору.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Мещанский районный суд города Москвы вынес приговор в отношении группы мошенников, причинивших материальный ущерб компании «Ингосстрах» на сумму чуть менее 800 тысяч рублей. По материалам следствия жители Москвы гражданин Т. игражданин С. разработали план хищения денежных средств в страховой компании путем мошенничества. Для реализации своего плана они приобрели и зарегистрировали на подставное лицо автомобиль Вольво S 60. Автомобиль застраховали по программе КАСКО в ОСАО «Ингосстрах». Имея на руках действующий страховой полис, гражданин Т. игражданин С. в период с февраля по ноябрь в010 года инсценировали несколько страховых случаев. При этом мошенники использовали ранее поврежденные БУ кузовные детали автомобиля той же марки и поддельные документы ГИБДД от якобы совершенных ДТП. Общая сумма заявленных таким образом убытков составила 784 733 рубля 44 копейки. В результате совместных мероприятий, проведенных сотрудникам и департамента защиты и анализа информации компании «Ингосстрах» и УВД по Центральному округу города Москвы, мошеннические действия преступников были раскрыты и возбуждено уголовное дело.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ваши подопечные?

А.ГУЛЯЕВ – Да, конечно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы ловили лично?

А.ГУЛЯЕВ – Да, и этот случай не единичный. Таких случаев довольно много. Если мы здесь имеем одну машину, то аналогичное уголовное дело в городе Ульяновске – там речь шла о десяти машинах, у которых по очереди ставили одни и те же разбитые кузовные части. Это дело тоже уже прошло через суд. Это известная схема.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Это откровенное мошенничество, когда просто деталь битую перевешивают туда-сюда. С другой стороны, тут все-таки, наверное «жадность фраера сгубила», потому что вы все фотографируете, потом сравнили, что…

А.ГУЛЯЕВ – Просто преступники по старинке рассчитывают на то, что страховая компания не защищает себя. И, действительно, 80% страховых компаний просто не имеют службы безопасности. А там, где люди системно занимаются этим вопросом; изучают преступный мир, вот, эти самые схемы то, конечно, зная, как действуют преступники -мы знаем, как им противодействовать. Так же точно, как и наоборот: преступники, зная о наших действиях, придумывают все новые и новые способы обмана страховых компаний. И, фантазия здесь безгранична, совершенно, мне кажется.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – И, когда уже третий раз одна и та же вмятина на одном и том же автомобиле, на том же самом крыле появилась – а, вы фотографии видите— то возник вопрос…

А.ГУЛЯЕВ – А, сейчас у нас есть возможность, во-первых, появились базы между страховыми компаниями – это стали создавать общую базу страховых случаев. Там, где машину по WIN можно просмотреть всю ее историю: где она страховалась, в какой компании, когда она билась, какие были ДТП, какие были выплаты – все это можно просто в электронном виде на экране сравнить.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Даже, если это было не «Ингосстрахе», а в другой страховой компании?

А.ГУЛЯЕВ – Да, сейчас мы уже наконец поняли, что нужно работать вместе. Я, по крайней мере, знаю десяток крупных страховых копаний, которые имеют серьезные службы безопасности. Мы очень тесно сотрудничаем именно в этом вопросе.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Послушайте, а как же тогда они тут почти 800 тысяч успели…

А.ГУЛЯЕВ – Ну, для того, чтобы что-то заметить, нужно чтобы образовалась система. На одном случае, конечно, трудно поймать.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Это, судя по тому, что вы рассказываете, на мой взгляд, непрофессиональный, но не только на мой взгляд, но и на взгляд суда тоже…

А.ГУЛЯЕВ – Это мы называем профессиональным мошенничеством. 80% — это, конечно, как и раньшея говорил, это бытовое мошенничество.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть, те 10%, о которых вы говорите – это не то чтобы такое организованное…

А.ГУЛЯЕВ – Это все вместе. Вот, из этих 10%, если выделить, то 80% — это обычное бытовое, какое-то сиюминутное мошенничество. Даже, когда совершает преступление человек, который до этого, в принципе, жил честно, благородно и твердо выполнял законы; и вдруг раз, как говориться…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Еще одна история, тоже ваша «Ингосстраха». Я сейчас маленький анонс такой сделаю. Андрей пишет, что страховые там сами мошенничают. Во второй части мы как раз об этом будем говорить. Но – во второй части, а сейчас об этом – истории такого мошенничества по отношению к страховым компаниям. В Калуге автомобиль Фольксваген, принадлежащий некоему господину, был застрахован по КАСКО, и далее сумма более 750 тысяч рублей была ему выплачена за угон. Произошел угон. Ваша история тоже, знаете? 744 577 рублей.

А.ГУЛЯЕВ – Я хочу дослушать.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А далее этот автомобиль был якобы найден в некоем гараже, вроде бы он нашелся. Потом удалось доказать, что этот сам господин и перегнал этот автомобиль в этот гараж, получил эту сумму. Ему было необходимо погасить кредит, он не мог выплачивать кредит.Далее, я так понимаю, был найден этот автомобиль – он, вообще, был готов его вернуть, я так понимаю, страховой компании – но, все равно, это было признано мошенничеством; они получил 2 года условно и штраф 5 000 рублей. Вот, за неправильную парковку 3000, а за это – 5000.

А.ГУЛЯЕВ – Эта тема инсценировки угонов – она тоже очень широко применяется сегодня мошенниками. То есть, очень выгодно заявить угон своей машины, потому что при ее продаже владелец получает некие деньги, а от страховой компании получает полную стоимость угнанной машины. Поэтому, мы с этими вопросами сталкиваемся каждый день. А, сегодня именно такое количество этих преступлений увеличилось в связи с теми кризисными явлениями, которые в обществе сегодня существуют, а именно: остановка деятельности многих фирм – люди остались без работы, имея кредиты; многие машины брались в кредит…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А, он хотел еще и плюс продать эту машину – это удалось доказать?

А.ГУЛЯЕВ – Вы знаете, здесь — какие гражданин, идущий на преступление, ставит перед собой цели. Цели, совершенно, разные. Бывает просто инсценировка угона, машину увозят за границу, там ее продают и так далее. Бывает инсценировка угона, когда машину угоняют в лес и просто ее сжигают. Бывает инсценировка угона, когда машину разбирают на запчасти, то есть, продают запчастями. Опять же, это очень большая…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот, такие истории, если это единичный случай, вы расцениваете как все равно профессиональное мошенничество, или это то, что вы называли бытовым?

А.ГУЛЯЕВ – Здесь в зависимости от умысла. Еслиречь идет о таком преступлении, когда машину заранее готовят к этому угону, когда преступники совершают такие преступления практически ежедневно – это профессиональная преступность. И, бывают ситуации, когда гражданин оказался один на один со своими проблемами, связанными с проблемами получения кредита в банке, в необходимости его обслуживания, в отсутствии денег на обслуживании кредита, и тогда идет на то, чтобы совершить такое преступление, для того, чтобы снять с себя эти проблемы.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Это бытовое?

А.ГУЛЯЕВ – Это бытовое, но суды рассматривают практически одинаково. Хотя вы видите лояльность суда – два года условно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Тут давайте другую историю. Тоже «Ингосстрах» — в Кемерово владелец автомобиля застраховал свою машину, потом получилась авария; 480 тысяч рублей было выплачено, а потом выяснилось, что автомобиль был застрахован уже битым.

Л.ГУЛЬКО – Да – страхование задним числом.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – И там тоже был приговор суда: лишение свободы сроком на 2 года условно. Но потом – апелляционная жалоба, и суд смягчил наказание осужденному, приговорив к штрафу 50 тысяч рублей.

А.ГУЛЯЕВ – Ну вот, видите, лояльность судов – она видна.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А, как он умудрился застраховать свою машину по КАСКО, когда она уже была битая?

А.ГУЛЯЕВ – Ну, это очень просто. К сожалению, страховые компании строят свои рынки таким образом, что большая часть полисов продается агентами, то есть, лицами, привлеченными по хозяйственным договорам к работе со страховой компанией. И вот, эти агенты – они, к сожалению… их, совершенно, не интересует ни компания, ни престиж, ее имидж, поэтому эти люди часто идут на грубейшие нарушения только для того, чтобы получить эту свою так называемую, комиссию.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Фотографии они же должны сделать?

А.ГУЛЯЕВ – Ну, фальсифицируется, находится машина такая же точно, фотографируется – это не проблема.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот, такая история – это, как вы расцениваете: как бытовое мошенничество?

А.ГУЛЯЕВ – Ну, зачем как-то делить на бытовое и профессиональное? Преступление – оно и есть преступление. Умысел человека направлен на обман, на получение какой-то выгоды корыстной. И, скорее всего, это для суда важно. Если это профессиональный преступник, который этим занимается ежедневно – ему дают определенную меру наказания; а, если человек, который совершил это преступление один раз в жизни –ему дают другую меру наказания. Но, для страховой компании и тот и другой являются преступником, мошенником – вот, и все.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Можно ли – мы опять возвращаемся к статистике – можно ли говорить о том, какой процент выявляется в этих случаях, а какой процент остается нераскрытым.

А.ГУЛЯЕВ – Я уже начал с того, что сказал, что такой официальной статистики нет. Сейчас, когда, наконец, появилась статья 159, часть 5-я, и, когда сейчас правоохранительные органы начнут вести работу, исходя из наличия этой статьи; когда суды начнут выносить приговоры, исходя из наличия этого квалифицирующего признака – вот, сейчас только начнется, наконец, формирование статистики. По истечению одного года появиться какая-то статистика, которые может влиять на некий анализ; и только два-тригода, чтобы можно было увидеть некие тенденции…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Задать вам этот вопрос через два-три года!

А.ГУЛЯЕВ – Конечно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Александр Гуляев у нас в гостях – директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах». Новости на «Эхе», через пять минут продолжим.

НОВОСТИ.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ –11-35в столице. Напоминаю, что Конечно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Александр Гуляев у нас в гостях – директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах». Мошенничество в страховании – так звучит тема нашего эфира; и, собственно говоря, как я обещал Андрею и всем остальным слушателям во второй части программы мы поговорим о другой трактовке понятия мошенничество в страховании. «Страховые сами мошенничают» — пишет Андрей, — мне не раз неправомерно отказывали в выплате по КАСКО и задерживали выплаты» — тут указана страховая компания, я озвучивать ее не буду. Не «Ингосстрах», единственное, что скажу. Что скажете по этому поводу.

А.ГУЛЯЕВ – Ну, я скажу, что субъективный фактор исключить нельзя— он присутствует всегда; и, действительно бывают случаи необоснованных отказов; мы признаем наличие этих случаев даже у нас в компании. Хотя, у нас это нельзя назвать системой; но, к сожалению, я должен отметить, что есть компании, которые оченьмного лукавят со своими клиентами.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть, может быть, ошибка – согласен, может быть. Может, это целенаправленная политика страховой компании, когда руководство страховой компании говорит своим сотрудникам…

А.ГУЛЯЕВ – Именно, об этом я и говорю…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть, такое тоже может быть. И в таких ситуациях, что обычно говорили: «На нравится – идите в суд!» И, люди пошли. Говорят, что люди пошли. И, не то, что пошли – а просто-таки ломанулись!

А.ГУЛЯЕВ – Почему такие компании на рынке уживались, которые говорили, таким образом, клиентам? Потому что, когда говорят «идите в суд» — половина в суд идут, а половина не идут. Наши люди пока еще не научились судиться, как это принято в Европе. Из тех, кто идет в суд, половины выигрывает, половина проигрывает. Отсюда получается, что иногда дешевле отказать, чем заплатить. Но на здании «Ингосстраха» написано: «Ингосстрах» платит всегда, поэтому мы такие вещи, как практику не используем; а ошибки, конечно, бывают всегда.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Говорят, что последнее время – вы точнее скажете – закон о защите прав потребителя сегодня напрямую применяется к страховым компаниям. В результате на сегодняшний день не половина выигрывает, а намного больше – почти все выигрывают.

А.ГУЛЯЕВ – Сейчас среди страховщиков очень модно выражение, что сильно стало мешать работать страховой компании, так называемые «антистраховщики». Я могу дать комментарий такой, чтотема, так называемых «автостраховщиков» раздувается искусственно; и, в основном преуспели в этом те страховые компании, которые больше лукавят со своими клиентами и часто им отказывают, потому что они и проигрывают в судах. А, что такое «антистраховщики». Они на самом деле – это юридические фирмы, которые берутся защищать интересы страхователей; и вот, те самые дела выигрывают в суде. Какая новация в связи с введением в действие решения Верховного суда, которое вышло в июне-июле прошлого года? Новация заключается в том, что любые нарушения при расчете со страхователями со стороны страховых компаний, теперь должны трактоваться судами, как нарушение закона о правах потребителя. А, здесь очень большие санкции – в данном случае к страховой компании – это и штраф и выплата моральных издержек. Таким образом, незаконно отказавшая страховая компания теряет не стоимость страховой выплаты, а сумму, которая в два-три раза выше.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Александр, я сейчас перебью, я просто хочу запустить голосование, а времени осталось совсем мало. Я тут выяснил на днях, что можно не обращаться в компанию в случае возникновения ДТП, а сразу в суд идти.

А.ГУЛЯЕВ – Вы знаете, практика такая существует.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Я хочу спросить наших слушателей, в первую очередь, Андрея, который написал это сообщение, да и всех остальных, конечно, тоже: При ДТП лучше сразу идти в суд, а не обращаться в страховую компанию? Если – да, то +7 495 660 06 64; если – нет, в страховую компанию – +7 495 660 06 65.

Закон о защите прав потребителей – он еще и дополнительные штрафы какие-то налагает, да?

А.ГУЛЯЕВ – Штраф налагается, но он налагается на страховую компанию…. Если вы ждете моего комментария, то я сразу скажу, что мое мнение: нужно сначала идти в страховую компанию, потому что этот поход в суд без урегулирования со страховой компанией – это нецивилизованный какой-то способ. Гражданин заключил со страховой компанией некий договор и не получив даже от нее отказа, не предполагая даже, что отказ этот может быть. А предполагает кто? Тот, кто понимает, что он что-то неправильно сделал, он нарушил условия договора, поэтому он сегодня идет в суд. Но, все-таки я считаю, что в первую очередь следует урегулировать вопрос со страховой компанией; и, только получив от нее отказ, тогда будет правильно идти в суд.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Это логично, что вы говорите, но на каком основании суд принимает эти жалобы. Действительно, вы сказали: вот договор между страховой компанией и человеком…

А.ГУЛЯЕВ – Вы знаете, известный наш такой фильм «Операция Ы»: «Это волюнтаризм!». Так вот, это примерно, из этой области. Но, на самом деле, почему? Гражданин получает некий формальный отказ. Совершив ДТП, он первым делом звонит в страховую компанию. Представитель страховой компании по телефону разъясняет, как надо вести себя на месте происшествия: надо вызвать полицию, надо оформить протокол, не надо уходить в места происшествия и так далее. Клиент говорит: «Нет, я ничего этого делать не буду; мне некогда – я поехал. И приеду к вам, а вы потом разбирайтесь». Ему говорят: «В таком случае, вы можете получить отказ в выплате». Человек воспринимает это, как отказ страховой компании и сразу же идет в суд.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – И, для суда это достаточно?

А.ГУЛЯЕВ – Да, потому что в своем исковом заявлении он пишет: «Компания мне отказала в выплате».

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ну, что ж, остановлю я результаты голосования. Как думаете, разложились результаты?

А.ГУЛЯЕВ – Мне трудно судить, но я очень рассчитываю на разумность нашихграждан; и я думаю, что многие считают, что сначала нужно разобраться со страховой компанией.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – 50%.

А.ГУЛЯЕВ – Все-таки – 50 на 50. В таком случае, я хочу пояснить тем, кто сразу же хочет идти в суд. Во-первых,я сразу скажу, что нужно отдаватьсебе отчет в том, что «антистраховщики» или юридические фирмы – это, конечно, абсолютно легальные структуры, и конечно, пользоваться их услугами можно, потому что они работают в страховом поле. Но, вместе с тем, никогда не надо забывать, что сыр бесплатныйтолько в мышеловке. Эти юристы настроены на то, чтобы зарабатывать деньги; и человек идущих к ним, обрекает себя на оплату юридических услуг. Это значит, что как минимум 10% полученных им денег от страховой компании по судуему придется заплатить юристам. А, не лучше ли пойти в страховую компанию и решить свои проблемы. Тем более, страховые компании тоже внимательно относятся к действиям этих, так называемых, юридических фирм и тем процессам, которые происходят после введения решения Верховного суда. Сегодня страховые компании идут навстречу страхователям, встречаются и обсуждают эти вопросы.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ — Конечно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Александр Гуляев был у нас в гостях – директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах». Александр, спасибо вам!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире