И. Воробьева Здравствуйте, это программа «Чувствительно», и, как всегда, эту программу для вас ведут Ирина Воробьева и Светлана Сорокина.

С. Сорокина Здравствуйте.

И. Воробьева У нас замечательные гости, других у нас не бывает.

С. Сорокина Любимое иринино слово – «замечательные».

И. Воробьева Потому что в эту программу приходят замечательные люди. Я всех наших гостей очень люблю, и сейчас вам расскажу, кто это. Значит, по порядку, как у меня здесь написано. Заслуженный артист России Дмитрий Брусникин. Здравствуйте.

Д. Брусникин Здравствуйте.

С. Сорокина Еще и преподаватель, еще и сценарист, и режиссер.

Д. Брусникин Много там чего написано, да?

И. Воробьева Там много, да, целый список. Продюсер инклюзивной театральной школы «Со-единение» Виктория Авдеева, которая у нас уже была.

В. Авдеева Здравствуйте.

И. Воробьева Виктория, здравствуйте еще раз. И актер инклюзивного спектакля Александр Похилько. Александр, здравствуйте.

А. Похилько Здравствуйте.

С. Сорокина Вот всех поприветствовали и скажем сразу, что послужило поводом для нашей встречи. Это то, что в начале мая на сцене Театра Наций состоится премьера спектакля «Совершенно невероятное событие», где наравне с обычными артистами играют люди с особенностями. Сразу скажу, что совсем недавно я была на спектакле в Центре Мейерхольда, где как раз видела вас, потому что это был спектакль фонда «Со-единение», спектакль назывался «Прикасаемые». И там Чулпан Хаматова и вы как раз играли.

Меня что поразило? Меня, во-первых, поразило, что был битком набит зал, просто не было ни одного свободного места. Меня поразило, что это был, конечно, удивительный спектакль – жалко, Ирина, что у тебя не получилось пойти.

Д. Брусникин Мы приглашаем.

В. Авдеева Приглашаем.

И. Воробьева Я пойду обязательно, спасибо.

С. Сорокина Посмотрели вот от начала и до конца, и это было действительно очень интересно. И уникальность, конечно, заключалась в том, что это были актеры слепоглухие, и, как правило, и немые по большому счету, да? Ну, почти так.

В. Авдеева Большинство из них говорят.

С. Сорокина Говорят, но в данном спектакле они даже не говорили. И практически таким звуком, голосом этих людей вот как раз выступали актеры, и в первую очередь Чулпан и Дмитрий.

И. Воробьева Давайте тогда для тех, кто нас сейчас слышит и услышали все вот это про спектакль, скажем, как на него попасть. Вот на этот, про который Светлана рассказывала.

С. Сорокина Про «Прикасаемых».

В. Авдеева Да, спектакль «Прикасаемые» с 20 апреля 2015 года, когда состоялась премьера в Театре Наций, уже был показан на московских площадках 17 раз в течение года.

С. Сорокина И успешно!

В. Авдеева Успешно, да. И следующим этапом развития мы решили выбрать распространение этого спектакля вместе с лабораториями в регионах. То есть, мы везем его…

С. Сорокина Гастроли.

В. Авдеева Да, мы теперь везем его в июне, с 1 по 3 июня в Петербург. И самые ближайшие гастроли, вот-вот уже совсем скоро – с 12 по 15 мая в Екатеринбурге пройдут. И 15 мая состоится показ в Театре драмы.

С. Сорокина Я только хочу уточнить, что там, во-первых, не всегда Чулпан и Дмитрий, а там другие участвуют.

Д. Брусникин Да, это принцип спектакля, это такой принцип, который режиссер Руслан Маликов предложил этому спектаклю, чтобы как раз эта пара актеров, она постоянно менялась.

С. Сорокина И там и Ингеборга Дапкунайте, да?

В. Авдеева И Анатолий Белый.

С. Сорокина И Бероев, по-моему.

В. Авдеева И Бероев, и Белый, и Евгений Цыганов.

С. Сорокина Самые разные актеры. А вот что касается актеров слепоглухих – это постоянный состав.

В. Авдеева Но в проекте распространения в регионах мы планируем, конечно же, привлекать местных слепоглухих, новых героев нового спектакля и новую творческую группу.

С. Сорокина Это логично.

В. Авдеева Которым мы передадим опыт.

И. Воробьева Как раз вы показываете, что это возможно, и вот таким образом…

С. Сорокина Слушайте, и теперь начинается какая-то прямо удивительная новая история. Потому что объединяются уже театральные школы и студии, и я знаю, что и школа МХАТ присоединилась, да? И вот Театр Наций. И кто еще?
В. Авдеева И ГИТИС, и Щукинский институт. И есть несколько партнеров-театров и фондов. Фонд «Я есть», вот Егор Бероев представляет в данном случае его. Их подопечные участвуют и в спектакле «Чайка», и в спектакле «Женитьба».

С. Сорокина И сразу скажем, что за спектакли нас ждут. Они называются эскизами. Вернее, нет, первый спектакль…

Д. Брусникин Сейчас уже это не эскиз. Это будет премьера спектакля, которая произойдет 5-го числа.

В. Авдеева Они назывались эскизами на первом этапе реализации этого проекта. Тогда мы это называли инклюзивная театральная лаборатория «Со-единение», не школа. Возникла она в октябре прошлого года. Мы, кстати, говорили, когда встречались в сентябре, об этом, о наших планах, и я очень рада, что сейчас мы говорим о том, что планы реализуются, и мы реализуем их в сроки, которые для себя запланировали. И тогда это были эскизы, которые были показаны в декабре и в Санкт-Петербурге, и в Москве. В Санкт-Петербурге в рамках Культурного форума. Три эскиза от трех театральных школ: школы-студии МХАТ и мастерской Дмитрия Владимировича Брусникина…

С. Сорокина Это будет «Чайка».

В. Авдеева «Чайка», да.

С. Сорокина Сейчас поговорим об этом, но самое первое будет «Совершенно невероятное событие» («Женитьба»). Как я понимаю, рядом с нами актер именно из «Женитьбы».

В. Авдеева И из «Чайки».

С. Сорокина И там, и там играет? Ага!

В. Авдеева Александр, скажите, как вы попали, актером стали, вот как это все произошло, происходило.

А. Похилько Это действительно невероятная история. Я с Викой очень давно знаком, и мы познакомились в фонде «Артист», да, где я представлял свою работу. Я художник. На аукционе, был какой-то аукцион.

В. Авдеева Да, в декабре 2009 года или 2010 года.

А. Похилько Да, с 2009 года мы знакомы. И от Вики пришло сообщение, ты даже мне позвонила и сказала: вот есть такое… А, нет, я что-то просил, чтобы что-то сделать такое очень интересное, меня всегда привлекала необычная игра с жизнью, наверное, мне всегда хочется что-то испытать новое. И Вика предложила совершенно невероятный проект. Она говорит: я пока еще не знаю, что это будет, но я надеюсь, это будет гениально. Это действительно оказалось гениально. Ну, для меня это просто необычно.

И. Воробьева Я хочу, чтобы наши слушатели, которые, в отличие от нас со Светланой, не видят Александра, понимали, что у Александра нет кистей рук. Вы меня извините, что я это все…

С. Сорокина И при этом художник.

И. Воробьева Я хочу просто, чтобы вы понимали, что перед нами сидит человек, который вот такой. И мы видим, как он сидит, он художник, он играет в театре…

В. Авдеева Он восходит на Килиманджаро.

С. Сорокина О как!

И. Воробьева Вот это сейчас совсем неожиданно.

С. Сорокина А скажите, Александр, по-моему, в спектакле вы тоже рисуете.

А. Похилько В одном, да, в «Чайке».

С. Сорокина И я так поняла, что эти эскизы, эти спектакли, они сделаны как-то не так, как обычный спектакль классический строится. Наверное, теперь уже обратимся к Дмитрию, для того чтобы рассказал про «Чайку».

Д. Брусникин Да они строятся, как современный театр, я так думаю. Никакой не особенный, а это, если так можно сказать, классический современный театр. Да, просто подход, наверное, экспериментальный, потому что это все равно поиск языка, это какой-то поиск нового театрального языка, который, мне кажется, просто в связи с предлагаемыми обстоятельствами необходимо найти.

И. Воробьева Простите, а как вы оказались в этой истории, как вы стали человеком, который вот работает с этими людьми, с этими детьми и ставит эти спектакли вообще?

С. Сорокина Ну, Александр – не такой уж прямо ребенок, взрослый человек.

Д. Брусникин Это взрослые ребята. Ну, как сказать? Знаете, я не люблю этот случай приводить, это наблюдение приводить в пример. Наша школа-студия – это такое старенькое здание, там один лифт, естественно, никаких приспособлений, для того чтобы поднимались люди-колясочники, естественно, нет. Вообще этого нигде нет у нас, нигде нет. И вот у нас на первом курсе или на втором уже учится парень-колясочник. И я каждое утро, когда прихожу в школу, вижу, как его однокурсники вносят и по лестнице на пятый этаж втаскивают. И они совершают какой-то такой… я не знаю, когда я вижу это, мне как-то становится хорошо. Понимаете, я вижу лица людей, которые это делают – они это делают с огромным удовольствием. Это какие-то другие правильные лица, не озлобленные, они совершают какие-то нужные в жизни поступки. Этот вроде бы обычный бытовой пример – я понял, что в эту сторону необходимо просто смотреть, это необходимо анализировать. Человеку в развившейся нынешней ситуации злобы, ненависти, нетерпения надо искать этот язык. Ну, вот мы и пытаемся искать этот язык – может быть, поэтому.

Это Вика обратилась к нам в прошлом году с этим предложением от фонда «Со-единение» сделать эскизы по каким-нибудь классическим сюжетам. Было предложено несколько вариантов, мы выбрали, в результате, «Чайку», потому что подумали о том, что очень хорошо поанализировать эту ситуацию. Эта литература в той же степени является и литературой этих людей, так же, как и нашей литературой. Почему-то мы имеем право анализировать это, а они – нет. Это несправедливо.

С. Сорокина Александр, кого вы играете?

Д. Брусникин Треплева, конечно.

А. Похилько Конечно. Как вы могли подумать иначе?

С. Сорокина А в чем особенность вашей игры? Вы же наверняка смотрели и классический спектакль «Чайка» — уж кто его не смотрел, кто за ним не задумывался?

А. Похилько Конечно, и с Мироновым спектакль. Это потрясающая игра, особенно где играл Миронов.

С. Сорокина Чем ваш Треплев отличается?

А. Похилько Мой Треплев – ну, это, скорее всего, симбиоз моего внутреннего состояния, моей души, не физиологический. То есть, это, скорее всего, такой… Ну, вообще спектакль «Чайка» в нашем исполнении немножко такой получился трешевый. Современный модерн, модерн в театре, совершенно классический модерн, я бы даже так сказал, наверное.

Д. Брусникин Этот спектакль – прости, извини, что прервал – этот спектакль вообще в принципе делает Оля Прихудайлова – это художник-хореограф, классический хореограф. И, в общем, в результате эту работу делает она, я только ее, так сказать, как-то курирую, немного помогаю. И то, что Саша играет Треплева, тем и отличается, Света. Он художник же, Саша же – художник. И Треплев – тоже художник.

С. Сорокина И он рисует.

Д. Брусникин И, может быть, он имеет право анализировать этого героя гораздо больше, чем любой другой профессиональный артист! Потому что Саша – художник. Замечательный, кстати говоря, художник.

В. Авдеева Да, профессиональный замечательный художник.

Д. Брусникин И часть своей работы он иногда даже… это вмонтировано в сюжет спектакля.

С. Сорокина А вы играете в этом спектакле?

Д. Брусникин Нет, там играют мои ученики, мои актеры.

В. Авдеева Ласково мы их называем брусникинцы.

А. Похилько Все мы хотим, мы заставляем Брусникина наконец вступить в наши ряды, но не получается.

С. Сорокина Я подумала, что уж очень соблазнительно, правда? Брусникинцы играют, а Брусникин – нет.

Д. Брусникин Я делегировал туда брусникинцев – это уже немало.

В. Авдеева А Кудряшов – кудряшей своих, да.

Д. Брусникин Даша Ворохобко как раз играет Нину Заречную.

А. Похилько Да, это потрясающий актер.

Д. Брусникин А Леша играет Тригорина . Так что, там… Кто еще из таких актеров, которых мы можем назвать?

А. Похилько Оля.

В. Авдеева Оля Лапшина.

Д. Брусникин Оля Лапшина играет Аркадину. Так что, видите, даже рекламу какую-то делаем.

А. Похилько Получилось, что с Олей я, оказывается, еще давно был знаком, мы на встрече, выставке в Суздале, «Город мастеров».

И. Воробьева Все совпало.

А. Похилько Это настолько все совпало, большинство народу я просто знаю чисто случайно по всяким…

Д. Брусникин А Маша Лапшина, олина дочь, она учится у меня сейчас на первом курсе школы-студии МХАТ. Так что, все перемешано.

В. Авдеева И Маша Лапшина, и Ольга Лапшина играют в «Прикасаемых».

Д. Брусникин В «Прикасаемых» вы ее видели, кстати говоря.

А. Похилько А самое удивительное то, что с Машей я познакомился вообще непонятно – хоть это и дочь Лапшиной, но я познакомился с ней вообще от своей знакомой, с которой я уже знаком с ранних лет.

В. Авдеева Это все доказывает, что все неслучайно. Все мы как-то вокруг друг друга ходили.

С. Сорокина Да, может, и неслучайно, но, с другой стороны, я смотрю на Александра и думаю: как человек расширяет свои горизонты! Чего только не попробовал, теперь еще и в актерской среде, можно сказать. Профессия тяжелая, или для вас это оказалось органичным?

А. Похилько Вы знаете, если это включать в профессию, то это тяжело…

С. Сорокина Мне кажется, это очень тяжелая профессия.

А. Похилько Да, это очень тяжело. А если это в ранге искусства, и от этого еще получаешь удовольствие…

С. Сорокина … прикосновение.

А. Похилько Прикосновение, да, от которого на самом деле получаешь удовольствие. Но удовольствие от этого трэша, который происходит вокруг тебя, от усталости, от всего вот этого недопонимания внутри себя, что от тебя требуется. Но, так или иначе, ты пытаешься, растешь, развиваешься, расширяешь кругозор.

С. Сорокина Дмитрий, а способности есть у него, актерские способности есть?

Д. Брусникин Мы сегодня утром встречаемся, я говорю: как дела? Он говорит: ой, вы знаете, был сегодня утром или на днях был на кинопробах на Мосфильме, и не взяли меня на роль.

С. Сорокина Это Саша что ли?

Д. Брусникин Да.

С. Сорокина Еще и на кинопробы ходил?

Д. Брусникин Он говорит: не взяли меня на роль…

А. Похилько Ну, скорее всего, не взяли, потому что сказали…

Д. Брусникин Вот сейчас услышат эту передачу и передумают. Не взяли на роль. Я ему рассказываю о том, что, раз он ступил на эту дорожку, то любой актер профессиональный, который занимается этим делом, он проходит миллион этих кастингов. Надо научиться, во-первых, вести себя на этих кастингах, да?

С. Сорокина Во-вторых – переживать отказ.

Д. Брусникин Да. Это тоже на самом деле входит в часть профессии. Вы спросили сейчас, сложная ли это профессия, и он честно ответил, что это очень сложная профессия, очень. Конечно.

С. Сорокина Верим.

Д. Брусникин Это же – как сказать? Это же разговор, в общем, с собой, это борьба со своими проблемами.

А. Похилько Со своим эго.

Д. Брусникин Ведь играет собой, своим инструментом. Если у музыканта есть скрипка, рояль, то у Саши есть только он.

В. Авдеева Кисть у тебя еще есть.

С. Сорокина Кисть художника, да.

И. Воробьева Викторию хочу попросить рассказать про лаборатории вот эти. Вот мы встречались в сентябре – этого же еще не было всего.

В. Авдеева Да, мы только это планировали, и только в сентябре мы встречались с Дмитрием Владимировичем, и с Олегом Львовичем Кудряшовым, и с Михаилом Борисовичем Борисовым. Три куратора, которые были кураторами лабораторий, потом Дмитрий Владимирович продолжил этот проект как куратор инклюзивной театральной школы. Тогда это все были планы, и мы показали эскизы. Теперь у нас возникла инклюзивная театральная школа. Это к вопросу о том…

С. Сорокина А на площадке какой вы работаете?

В. Авдеева Нам очень помогает Театр Наций, они предоставляют нам репетиционную площадку.

Д. Брусникин Театр Наций и, в общем, Центр Мейерхольда в нашу сторону смотрит положительно. А, к сожалению, больше никто положительно не смотрит. И это катастрофа.

И. Воробьева То есть, они знают, но не смотрят положительно.

Д. Брусникин Все наши попытки разговоров и диалогов с руководителями города, они пока утыкаются в стену.

С. Сорокина Имеется в виду, чтобы у вас вообще было какое-то свое пространство?

Д. Брусникин Конечно, чтобы это было некое пространство постоянное, действующее. И все понимают необходимость возникновения такой площадки.

С. Сорокина Я так думаю, что это же начало пути.

Д. Брусникин Вообще, да, если говорить о том, что Москва, огромная столица наша, имеет только да таких открытых пространства, как Страстной бульвар, центр на Страстном бульваре, и Центр Мейерхольда – все. А все остальное оккупировано театрами, и никто туда никого не пускает. Это же огромная проблема.

В. Авдеева Главный аргумент – у нас нет финансирования…

С. Сорокина Театр Наций все-таки как-то открылся.

Д. Брусникин Потому что он формировался таким образом, как открытая площадка. Там нет постоянной труппы, там нет постоянного главного режиссера. Там есть худрук, и есть дирекция…

С. Сорокина Гоголь-центр – нет?

Д. Брусникин Да, наверное, Гоголь-центр.

С. Сорокина Появляется все-таки что-то.

В. Авдеева Появляется, да, да. Я вспоминаю слова Евгения Витальевича Миронова, которые он еще говорил в интервью до того, как Театр Наций начал реконструироваться. То есть, это была еще такая красивая коробка, внутри которой было все пусто, не было сцены. И я увидела это интервью, которое меня вдохновило, в котором он сказал, что, я хочу, чтобы Театр Наций был открытой площадкой, на которой и учатся молодые режиссеры, и создаются социальные спектакли. И вот это меня зацепило в тот момент. И каждый раз, когда я что-то… ну, мы ведем переговоры с ним или с руководством Театра Наций или что-то новое создаем вместе, я вспоминаю эти слова и…

С. Сорокина И, оказалось, не соврал.

В. Авдеева … каждый раз убеждаюсь: если он говорит что-то, он это делает.

С. Сорокина Замечательно. Вообще вот хочу сказать – мужчины, согласитесь – какая фантазерка Виктория, да? Ведь это же на самом деле самое важное в этом деле – придумать, предложить идею. Уже вы потом ее реализуют. Но предложить идею – это от этой замечательной молодой блондинки?

Д. Брусникин Да.

С. Сорокина Правда, я удивляюсь.

Д. Брусникин Как ей можно отказать?

С. Сорокина Я удивляюсь, да. И вот приходит человек, предлагает – и вдруг, оказывается, это можно сделать. Это интересно попробовать.

В. Авдеева Главное, чтобы мы все в это верили и, конечно, делали и делали шаги навстречу тому, во что мы верим.

С. Сорокина Послушайте, а еще, интересно – итак, «Женитьба», «Чайка» — и еще?

В. Авдеева «Кармен». Да, «Кармен».

С. Сорокина А «Кармен» кто делает?

Д. Брусникин Щукинское училище.

В. Авдеева И играет Хосе слепоглухой Алексей Горелов, выходец из спектакля «Прикасаемые». И многие, кто смотрят этот спектакль, многие зрители… Ну, мы его показывали в Эрмитажном театре недавно…

С. Сорокина В Петербурге.

В. Авдеева Да. И когда показывали эскизы в Москве и в Петербурге в декабре, многие, кто не знают Алексея Горелова, не догадывались о том, что он слепоглухой человек.

С. Сорокина А вот я пытаюсь вспомнить, это вот какой из актеров –там было несколько мужчин, я пытаюсь вспомнить, какой. Это такой высокий?..

В. Авдеева Добродушный…

С. Сорокина В затемненных очках он ходил?

В. Авдеева Нет. Добродушный, пухленький.

С. Сорокина И это будет Хосе?

В. Авдеева Это Хосе, он уже Хосе. И у нас вчера была встреча общая для обсуждения дальнейшей судьбы этого эскиза. Потому что финансирования пока на спектакль «Кармен», на создание именно полноформатного спектакля «Кармен», нет. Но мы не хотим оставлять вот эти эскизы, хотим дальше их развивать и думаем, как это можно сделать это так, чтобы в этих условиях они репетировали, продолжали работу над спектаклем. И когда встал вопрос о том, что же делать дальше с «Кармен», Алексей всем написал: хочу продолжения, хочу играть Хосе! Да, и все.

И. Воробьева Прошу прощения, извините, у нас просто перерыв. Как-то незаметно прошло полпрограммы, но мы сейчас продолжим буквально через несколько минут. Я напомню, что у нас сегодня в гостях замечательные люди. «Совершенно невероятное событие» — так звучит наша тема. И у нас в гостях заслуженный артист России – далее по списку, всё, что мы уже перечислили – Дмитрий Брусникин. А также продюсер инклюзивной театральной школы «Со-единение» Виктория Авдеева и актер инклюзивного спектакля, а также художник и вообще талантливый человек Александр Похилько. Мы сейчас продолжим.

НОВОСТИ

И. Воробьева Продолжается программа «Чувствительно». Светлана Сорокина, Ирина Воробьева, а также Дмитрий Брусникин, Виктория Авдеева, Александр Похилько. Здесь в студии мы все вместе, нас здесь много, мы говорим про инклюзивные спектакли: про «Совершенно невероятное событие», про «Чайку», про «Кармен», в конце концов.

С. Сорокина Да, если кто только сейчас присоединился к нашему разговору, то напоминаю, что поводом послужила премьера, которая вот-вот состоится на площадке Театра Наций, это будет спектакль «Совершенно невероятное событие» или «Женитьба», спектакль инклюзивный, где будут играть актеры, просто актеры и актеры с особенностями. После этого будет спектакль, как я понимаю, «Чайка», и именно Дмитрий Брусникин и брусникинцы участвуют в создании этого спектакля «Чайка». Саша, который здесь присутствует, Александр, он работает как в том, так и в другом спектакле – и в «Женитьбе», и в «Чайке». И последним, третьим спектаклем будет инклюзивный спектакль «Кармен». Но это драматический, как я понимаю, да?

В. Авдеева Да, танцевальный, хореографический.

С. Сорокина Да, и танцевальный, и хореографический. Замечательно. И Викторию мы прервали на полуслове, когда я спросила, собственно говоря, а деньги откуда на эти постановки, как, откуда берете?

В. Авдеева Изначально, конечно, нам помогло Министерство культуры, а после того, как министр и замминистра увидели спектакль «Прикасаемые», они поняли, что, наверное, мы на правильном…

С. Сорокина Это Мединского пробрало?

В. Авдеева Да.

С. Сорокина Потрясающе.

В. Авдеева Что, наверное, мы на правильном пути, и нас нужно еще поддержать, и поэтому они нас подержали созданием инклюзивной театральной лаборатории, понравилась идея привлечения театральных школ. Мы тем самым можем и, скажем так, воспитывать режиссеров будущих в социальном отношении, которые когда-то, может быть, захотят сделать, поставить социальный спектакль или инклюзивный спектакль. Так же и привлечение театров и других благотворительных фондов. Вот тогда они нас поддержали, мы реализовали проект в декабре. Сейчас мы обходимся пока своими силами.

И. Воробьева Фонд?

В. Авдеева Я имею в виду фонд «Со-единение», у нас есть бюджет на театральную постановку, на театральный проект. И мы стараемся его распределять так, чтобы и поставить спектакль «Женитьба» новый, показывать его на площадках, и продолжать работу над двумя эскизами, потому что если мы начали эту работу, оставлять это на полпути нельзя. Это нечестно, неправильно – нельзя. Поэтому мы кроме того, что реализуем этот творческий проект трех эскизов, который перерастает постепенно в спектакли, один из них 5 мая уже покажем в Театре Наций, еще существует образовательная лаборатория, в которой мы обучаем непрофессиональных актеров с инвалидностью актерскому мастерству, так же проходят занятия по голосу, по речи.

И. Воробьева Как попасть туда, подскажите?

В. Авдеева Есть информация о нас на сайте.

С. Сорокина Это сайт «Со-единения».

В. Авдеева Да. И можно связаться напрямую через фонд «Со-единение», либо есть информация тоже о сайте отдельном проекта Инклюзивная театральная школа. И группа в Фейсбуке фонд «Со-единение». Там тоже можно написать сообщение. Мы открыты, мы ищем таланты и готовы их развивать.

С. Сорокина То есть, можно прийти и участвовать – вас ждут.

В. Авдеева Да. Кроме того, что мы занимаемся реализацией образовательной программы для актеров с инвалидностью, мы также привлекаем профессионалов театра для обучения их инклюзии, нам будут помогать организации Круг и Круг-2, у которых уже большой опыт инклюзивной работы.

С. Сорокина Я хочу сказать, что здесь актеры уже не только фонда «Со-единение», здесь актеры уже самые разные, имеется в виду, люди с особенностями, уже не обязательно это слепоглухие подопечные этого фонда.

В. Авдеева Да. В данном случае мы не сосредотачиваемся на ограничениях каких-то, а именно на возможностях и на качестве работы. Самая главная цель творческой лаборатории проекта – это создание спектаклей художественных, интересных зрителю, смотрибельных.

С. Сорокина Настоящий продукт. Не просто потому, что мы хотим помочь, а это потому, что спектакль.

В. Авдеева Да, и который мы не называем особым театром, а который мы называем театром: это театр.

С. Сорокина Это гордо.

И. Воробьева А какие-то люди помогают вам работать вот именно, это же надо понимать, что это за люди, какие у них особенности и так далее, какие-то специалисты присутствуют?

В. Авдеева У нас есть психологи. Когда мы начинали работу, мы привлекали психологов и педагогов для консультации.

С. Сорокина И переводчики.

Д. Брусникин На самом деле это только первый момент, вот как раз фонд и называется «Со-единение». Вот это первый момент, психологически довольно сложный, как с той стороны, так и с другой. Но когда проходит этот период, они уже, по-моему, не могут жить друг без друга.

С. Сорокина А там еще столько нюансов. Когда я вспоминаю спектакль «Прикасаемые», столько нюансов. Когда мы сидим все и, замерев, смотрим, как, например, переводят прикосновением к руке. Или как два вот этих невидящих актера пытаются поймать руку друг друга в пространстве.

В. Авдеева Да.

С. Сорокина И вот никак не происходит этого соединения – все уже взялись за руки, а двое стоят, никак не могут себя поймать в пространстве. И все так замерев смотрят, вот каждому хочется встать, подойти, чтобы они наконец взяли друг друга за руку… Это такое удивительное состояние.

Д. Брусникин Вы говорите о самом главном на самом деле – о коммуникациях. Вообще когда в театре происходит то, о чем вы так точно подмечаете, эта вольтова дуга между тем, что происходит в зрительном зале и тем, что происходит на сцене, и когда мы чувствуем эту вертикаль, когда вдруг становится в какой-то необходимый момент именно жизни страны, общества, когда вдруг надо эту протянутую руку увидеть, потянуться к ней и прикоснуться к ней. И вдруг этот жест становится необходим сейчас в данный момент, просто необходим. Наш пафос, или мой пафос, заключается в том, что нужно видеть эту протянутую руку и попытаться коснуться ее.

С. Сорокина Ой, да, конечно! Мне кажется такого рода работы, такого рода спектакли, они, что называется, душу отращивают. Это настолько важная история.

В. Авдеева Хорошее выражение.

С. Сорокина Просто я сама вышла вот в этом состоянии, мне показалось, что это здорово очень. И вот еще хотела спросить. А ваши брусникинцы, ваши актеры, они как-то – мне кажется, они тоже меняются в этой работе.

Д. Брусникин Конечно, меняются. Это вот надо спросить у Саши.

А. Похилько Да.

Д. Брусникин Потому что они стали друзьями.

А. Похилько Да, сейчас подумал об этом.

Д. Брусникин Конечно, меняются. Но мне кажется, они социально заточены, эта группа.

С. Сорокина Вот, понимаете! Потому что часто люди из актерской профессии, они потом пополняют эту самую элиту, бронзовеют, становятся во многом циничными. Сколько мы примеров тому знаем.

И. Воробьева Все помрачнели в студии сейчас от воспоминаний.

С. Сорокина Но это же правда!

И. Воробьева Конечно.

С. Сорокина Уходят в этот самый глянец, все у них хорошо, замечательно. А вот если как-то, мне кажется, на этом, на начальном этапе, идти через социальные проекты, мне кажется, немножко по-другому формируется сам человек.

И. Воробьева Вот Александра мы сейчас спросим, как возник контакт со всеми остальными, с группой, насколько было тяжело, легко? Как это все происходило?

А. Похилько Меня на самом деле спрашивать – это все равно, что спросить здорового человека, потому что я с самого детства учился в обычной школе, общался с обычными людьми, у меня обычные контакты со всем миром. Меня мама воспитала так, что я ничем не отличаюсь от всех остальных. И я наблюдатель больше. Я смотрю, как реагируют на мои действия, на мои жесты, на жесты других наших актеров, инклюзивных актеров, будем так говорить.

В. Авдеева Хорошо, да.

А. Похилько Потому что слово «инвалид» сейчас уже как-то в стереотип превращается.

В. Авдеева Это твое, кстати, ты мне подсказал: актеры с инвалидностью.

А. Похилько Да, это такое иностранное, инвалид – это же…

С. Сорокина Ладно, не будем искать слов, да, мы понимаем.

А. Похилько Это, конечно, уникально и очень необычно. Люди, которые живут, как вы сказали, глянцем, да? Представляют, имеют свое представление на этом уровне, и считают, что это важнее, и стремятся к этому, достигая каких-то высот, начинают жить чужой жизнью. То есть, доживать какие-то остатки прошлого, роли прошлого.

В. Авдеева Расскажи об общении с Дашей и с Лешей, и с Олей Лапшиной. Совсем другой опыт.

А. Похилько Да.

С. Сорокина Что, еще и люди хорошие?

А. Похилько Конечно, конечно! Такое бывает редко.

С. Сорокина Удивительно (смеется).

А. Похилько Нет, на самом деле не бывает хороших и плохих, просто люди находят друг друга, а кто-то не находит.

С. Сорокина Саша, я вас должна расстроить: бывают и плохие люди. Бывают. Вы просто везунчик.

А. Похилько Не нахожу я таких.

С. Сорокина Давайте про хороших.

И. Воробьева Виктория просит рассказать…

А. Похилько Да. Леша и Дашенька. Дашеньку я вообще обожаю, люблю и все эпитеты, которые можно придумать, это все к ней. Я когда ее увидел… я увидел Дашу и понял: да, все, я буду играть с ней. Точно. Потому что без нее я не смогу вообще ничего.

С. Сорокина Это влюбленность?

А. Похилько Я бы не сказал.

(смех)

С. Сорокина Да вы как-то так сказали, что это стало, мне кажется, понятно.

И. Воробьева Творческая влюбленность, давайте так.

А. Похилько Да, это творческая любовь, потому что я вообще очень влюбчивый человек. Ну, как творческий человек, я не могу, как говорится, пропустить ни одной юбки, это прекрасно. И самое главное – знать в этом меру.

И. Воробьева Внезапно программа перешла…

С. Сорокина Актеры, мне кажется, должны быть влюбчивыми. А как без этого состояния?

А. Похилько Это необходимо.

С. Сорокина Конечно.

А. Похилько Необходимо поддерживать, себя чувствуешь нужным в этом мире. И Дашенька как раз дала мне понять, что я могу. До этого я не представлял, как я буду играть Треплева. Это же невозможно. Я почитал, посмотрел – думаю: боже, это же надо быть таким меланхоличным, таким ужасным человеком, чтобы пойти на такие поступки, при этом быть добрым, душевным, каким-то непоколебимым в своих… Но это был…

И. Воробьева Это были не вы.

А. Похилько Это был не я. Это не свойственно мне.

С. Сорокина Но я так понимаю, что в результате вы играете себя.

А. Похилько Да. Но в итоге получилось, что в нас живет именно Треплев, причем в каждом живет Треплев. Только нужно знать в себе какие-то грани и не переступить их. Треплев переступил.

С. Сорокина Смотрите, какая трактовка роли идет уже.

А. Похилько Да.

С. Сорокина Я думаю, что в каждом из нас разное живет. Периодически, утром вставая, я думаю, что во мне Обломов живет, поскольку очень лень что-то делать.

И. Воробьева А я про свое утро вообще промолчу.

В. Авдеева А я наблюдаю за всеми группами, за взаимодействием между актерами в каждой из групп, и это как три разные семьи, три разные модели общества.

С. Сорокина Ага!

В. Авдеева Все замечательные, все интересные, но очень разные.

С. Сорокина Но Саша-то играет еще в одном спектакле.

А. Похилько Да.

С. Сорокина А кого?

Д. Брусникин Там он играет совершенно абсолютно противоположное.

А. Похилько Я играю Жевакина.

С. Сорокина Так.

А. Похилько Это такой бодрый мужичок, бывший военный.

В. Авдеева Ты еще там поёшь.

А. Похилько Так как он был в Сицилии – как же не спеть? Ну, это надо будет просто прийти и посмотреть.

С. Сорокина А кто играет Подколесина?

В. Авдеева Даниил Обухов.

А. Похилько Совершенно уникальный.

В. Авдеева Это прекрасный харизматичный необыкновенный молодой человек, которого привел к нам Саша, да?

А. Похилько Да. Я с ним учился в колледже.

В. Авдеева Он литератор.

С. Сорокина Но это тоже не профессиональный актер?

В. Авдеева Непрофессиональный, но на него уже есть планы, как и на Сашу, собственно, тоже, у некоторых кинорежиссеров молодых.

С. Сорокина Вот так вот!

В. Авдеева Да, мы вчера говорили. Саша, правда, не знает пока об этих планах.

И. Воробьева У Саши просто такой…

А. Похилько Шок!

Д. Брусникин Глаз сразу загорелся.

В. Авдеева Мы говорили об очень интересном материале.

С. Сорокина Вот все-таки все хотят быть актерами. Трудная профессия, а все рвутся, между прочим. Конкурсы какие у вас?

Д. Брусникин Огромные конкурсы. И дальше будут тоже огромные.

С. Сорокина Видимо, почему-то хочется.

Д. Брусникин Необходимо людям играть, да, создавать иллюзорный мир.

В. Авдеева В театре ты можешь увидеть и себя, и…

С. Сорокина И прожить кучу жизней, это правда.

В. Авдеева Да, и мы через театр хотим как раз показать, что нужно протянуть руку и нужно дружить, и нужно соединяться.

И. Воробьева Да, но если раньше актерами в массе своей, наверное, 90% могли стать люди, у которых нет особенностей, то сейчас перед нами сидит Александр, у которого глаза горят уже – и театральный актер, и, значит, молодые кинорежиссеры…

С. Сорокина Это здорово, что театр как-то вышел из своей…

Д. Брусникин … скорлупы. Я как-то недели две назад проводил какой-то мастер-класс, и с людьми, которые не имеют отношения к этой профессии впрямую, это люди, которые просто приходят и занимаются актерским мастерством, голосом, там, движением. Это, кстати, Гоголь-центр делает. И вдруг мы вышли в диалоге на тему – почему-то все театральные школы у нас в стране, они ограничивают возрастной прием, то есть, до 28-ми лет, что ли, а дальше нельзя. И я впервые подумал, какая глупость, слушайте! Ну, кто это придумал? Что человек до 28-ми лет имеет право заниматься этой профессией, а в 29 или в 36 – нет. Ну, как? А, может, в 62 года только человек и понял, что он для этого рожден, и он этим и должен заниматься? Может, он в 65 лет это понял и в 66 лет он сыграет лучшую свою роль, и удивит этим мир, и сделает какое-то открытие фантастическое. Правда же?

С. Сорокина И это тоже скорлупа.

Д. Брусникин Это тоже какая-то скорлупа…

С. Сорокина Все эти ограничения в этой профессии – это вообще-то действительно странно.

В. Авдеева Там, где есть люди разного возраста, персонажи…

С. Сорокина И разного возраста, и разных возможностей, и совсем необязательно писаные красавцы.

Д. Брусникин Мне могут сказать: а, вы зачеркиваете профессию, мы же все-таки профессионалы, мы же долго учились, а потом мы долго работали. Нет, это потребность какого-то серьезного и глубокого анализа, вот и все.

С. Сорокина В этой меняющейся жизни, которая предлагает столько новых вопросов и столько новых тем. Это правда интересно. Хорошо, что задумались в театре об этом.

А. Похилько Конечно.

С. Сорокина А главное, хорошо, что в школах об этом задумались. Во всех вот этих учебных заведениях. Мне кажется, что это тоже важное начало, и вы, Вика, в определенном смысле как-то стоите у истоков в том числе этого движения. Это очень здорово.

В. Авдеева Я очень надеюсь, что это будет продолжаться, и что театральные школы дадут вот эти истоки, и это перейдет в театр.

С. Сорокина Сейчас о творческих планах еще скажем два слова. Вы только скажите немножечко про «Кармен». Мне просто интересно, а танцует кто там – инклюзивные актеры или?..

В. Авдеева Все танцуют. Кармен зрячеслышащая актриса профессиональная.

С. Сорокина Это очень интересно. Программки в спектакле «Прикасаемые», там так и было: слепоглухие и зрячеслышащие. Вот зрячеслышащие актеры столбцом и слепоглухие столбцом было, да.

В. Авдеева И те актеры, и те актеры.

С. Сорокина То есть, «Кармен» — это профессиональная актриса. В. АВДЕЕВА: Да, профессиональная актриса участница одного из танцевальных проектов, и к ним приходил на репетицию даже Егор Дружинин, он сказал, что, если будете продолжать делать спектакли, то я, может быть, к вам и присоединюсь.

С. Сорокина И поучаствую.

В. Авдеева Да. Но каждый из спектаклей мы будем развивать по-своему.

С. Сорокина А танцуют инклюзивные актеры тоже?

В. Авдеева Все танцуют. Но они танцуют – мы не ограничиваем их определенным форматом танца, или хореограф не ограничивает. Хореограф смотрит на их возможности, использует возможности для того, чтобы органично встроить в ткань спектакля.

С. Сорокина Да нет, мы знаем, что есть танцевальные конкурсы, где колясочники танцуют прекрасно, это действительно очень красиво и здорово. Так что я не удивляюсь совсем. Но занятно будет, что это еще и танцевальная история.

В. Авдеева Да. А «Женитьба» — хотела бы к «Женитьбе» вернуться, поскольку у нас вот-вот премьера, и сегодня у нас первый предпоказ, который посмотрит Евгений Витальевич Миронов, покритикует…

С. Сорокина А что вы хотели сказать про него?

В. Авдеева Я хотела сказать о том, как взаимодействуют актеры, все актеры на сцене в спектакле «Женитьба». Там совершенно невероятное многоголосье и звуковое, и аудиальное, и человеческое, и в разных отношениях.

С. Сорокина И поют, и говорят.

В. Авдеева Да, да. Этот спектакль создан мастерской Кудряшова, режиссером Михаилом Фейгиным, куратор его Олег Львович Кудряшов. Участвуют в нем актеры Театра Наций, там много кудряшей в принципе занято в разных спектаклях. Этот спектакль невероятно веселый, легкий, интересный, в котором, вот выбор Гоголя оказался тоже очень удачным именно для этой актерской группы. Мне кажется, выбор «Чайки» — прекрасный для актерской группы «Чайки». Хотя там есть пересекающиеся, но там есть Ира Поволоцкая, которую я до этого называла Чайкой, Ира Поволоцкая была выбрана в спектакль «Чайка».

И вот в спектакле «Женитьба» у Гоголя, там, где тема двойничества, тема странности, необычности, она очень органична, она с присущей Гоголю, инклюзивные актеры и актеры профессиональные настолько органично вписываются в эту гоголевскую…

Д. Брусникин А знаете что? Это невероятно смешно.

В. Авдеева Да, это очень смешно.

С. Сорокина Смешно, да?

Д. Брусникин Да. Это самое главное – это смешно. Когда я прихожу в профессиональный театр и смотрю «Женитьбу», я редко когда смеюсь. Но я вот давно так не смеялся, как на показе этого эскиза. Это было смешно. Они чувствуют юмор.

С. Сорокина Это комедия?

В. Авдеева Да.

Д. Брусникин Это просто смешно.

С. Сорокина Мне уже захотелось.

И. Воробьева А мне уже давно. Мне с первых минут этой программы захотелось.

С. Сорокина Надеюсь, мы и всех как-то заинтересовали тем, что будет происходить. Будет происходить что-то необычное. А театр же вообще редко удивляет.

Д. Брусникин Это такой смешной Жевакин – вот сидит. Это очень смешно.

В. Авдеева Все очень смешные и все очень красивые.

А. Похилько На меня так посмотрели на такого…

Д. Брусникин Но потому что ты сейчас сидишь на Треплева настроенный.

А. Похилько На Треплева.

Д. Брусникин Ты серьезный глубокий психологический актер. А на самом деле ты еще и комедийный артист.

С. Сорокина Какое разнообразие талантов, ничего себе! Будет нарасхват.

И. Воробьева Пара минут до конца программы, поэтому еще раз про премьеру: когда, где купить билеты, вот это все, чтобы наши слушатели сейчас побежали.

В. Авдеева 5 мая в Театре Наций на малой сцене в 20:00 состоится премьерный показ спектакля «Совершенно невероятное событие» («Женитьба») по пьесе Гоголя. И билеты можно купить или в кассах Театра Наций или на Ticketland. Вбиваете «Совершенно невероятное событие»…

С. Сорокина Как говорит видевший уже зарисовки Дмитрий Брусникин, это очень смешно.

Д. Брусникин Конечно, это очень смешно.

С. Сорокина Это здорово.

Д. Брусникин Конечно. Вообще, сейчас же праздники наступают.

С. Сорокина Да.

Д. Брусникин Вот это 5 числа.

С. Сорокина 5 мая. И на праздники очень даже здорово сходить. Потом будет «Чайка» с брусникинцами.

В. Авдеева Потом будет Екатеринбург – «Прикасаемые». Если нас слышит Екатеринбург – приглашаю всех на спектакль «Прикасаемые», который состоится 15 мая в Театре Драмы в 18:00. Играть будут в этот раз Евгений Цыганов и Татьяна Арнтгольц. Также в Екатеринбурге мы проведем трехдневную лабораторию, где создатели спектакля. «Прикасаемые» и слепоглухие актеры передадут опыт работы с инклюзивными группами и создания таких спектаклей и опыт работы, общения…

С. Сорокина И может, в Екатеринбурге сами заинтересуются.

И. Воробьева И когда «Чайка»?

В. Авдеева И «Чайка» 25 мая. Состоится Мелиховский фестиваль в Мелихово, и там покажут эскиз «Чайка».

С. Сорокина То есть, это надо будет отъехать от Москвы.

Д. Брусникин Это недалеко.

И. Воробьева Хорошо. Вот, к сожалению, время закончилось, еще про творческие планы не успели, но у меня есть такое почему-то впечатление, что с Викторией мы еще увидимся.

С. Сорокина Потому что наверняка будет движение, и я не думаю, что вы этими только спектаклями ограничитесь, и наверняка будут какие-то новые проекты, а, может быть, и наконец своя площадка, где вы сможете это делать.

И. Воробьева Спасибо большое. Заслуженный артист России Дмитрий Брусникин, продюсер инклюзивно-театральной школы «Со-единение» Виктория Авдеева, актер инклюзивного спектакля Александр Похилько были у нас в программе «Чувствительно». Спасибо большое.

В. Авдеева Спасибо.

Д. Брусникин Спасибо.

С. Сорокина Спасибо, успехов вам всяческих.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире