'Вопросы к интервью

И. Воробьева Здравствуйте, это программа «Чувствительно», и, как всегда, ее ведут Ирина Воробьева и Светлана Сорокина.

С. Сорокина Здравствуйте.

И. Воробьева У нас последняя программа перед Новым годом, последняя программа 2015 года, я так скажу. В 2016 году сразу будут новые программы. И, в общем, тема у нас такая очень новогодняя – про подарки. Но не просто про подарки, а про подарки в детские дома, и почему не нужно этого делать, как это нужно делать правильно. У нас сегодня замечательные гости. Это директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова – Екатерина, добрый день.

Е. Чистякова Добрый день.

И. Воробьева И руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина. Саша – частый наш гость. Добрый день.

А. Бабкина Добрый день.

С. Сорокина Я хотела уточнить сразу. Практически мы сегодня будем говорить о том, как, вместо корпоративных всяких разных подарков и праздников, можно сделать доброе дело, и что это будет куда более весомый и ценный подарок.

И. Воробьева Ну, рассказывайте тогда. На самом деле мы еще чего здесь собрались? У Александры в Фейсбуке был пост, такая картинка, очень понятная картинка, на которой было написано: не везите подарки в детские дома. Почему?

А. Бабкина Скажу, почему, и почему, собственно говоря, вышел этот пост. Вышел он сразу же после конференции, посвященной корпоративному волонтерству – это ежегодное самое крупное мероприятие по этой теме. И там обычно те люди в компаниях, которые занимаются социальной ответственностью, и в том числе благотворительностью, они рассказывают о том, чего они добились за прошедший год, делятся лучшими практиками. Такая отраслевая конференция. Я на этой конференции была уже второй год подряд, и я на самом деле очень расстроилась, что, хотя мы много говорим об этом, и много говорят об этом профессиональные фонды: «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Дети Наши» и не только – все говорят о том, что не надо везти подарки в детские дома. Потому что, ну, во-первых, самим детям от них не становится лучше, их судьба не меняется принципиально от того, что очередной спонсор привез очередной мешок. Эти подарки, даже если они выглядят, как будто бы они адресные и исполняют мечту конкретного ребенка, они в его жизни не меняют ничего. И эта эпидемия происходит каждый год, каждый декабрь в очень многих крупных уважаемых компания появляются елочки с открыточками, которые говорят о том, что ты сейчас исполнишь мечту ребеночка из детского дома. Все очень радуются, покупают эти подарки, и дорогие, и не очень дорогие. И если бы все эти люди хотя бы однажды пообщались с Леной Ольшанской, пообщались бы с Варей Пензовой, с каким-нибудь профильным фондом, который бы рассказал им, почему не надо, этот бюджет можно было бы потратить гораздо умнее, гораздо тоньше и правда что-то изменить в жизни этих детей.

С. Сорокина Так почему не надо?

А. Бабкина Почему не надо? Потому что это не меняет будущее, потому что дети начинают меряться, у кого дороже подарок, у кого дешевле. Те, кто постарше, отнимают у младших. То есть, это на самом деле очень плохо выглядит. И главное, потому, что это становится как будто бы заменой, единственным примером для этих детей, как строятся взаимоотношения взрослого и ребенка. Что взрослый – это такой неизвестный человек, который пришел к тебе один раз, что-то принес – и ушел. И потом, это не моя информация, не мое знание, это знание фондов экспертных в этом вопросе, они говорят о том, что очень тяжелые возникают проблемы у детей, которых уже взяли в семью, потому что для них вот эта модель остается доминирующей очень долгое время.

С. Сорокина Такая донорская.

А. Бабкина Конечно, совершенно верно. То есть, своих усилий, для того чтобы что-то у тебя появилось, применять не надо. У тебя либо не будет ничего, либо будет что-то, упавшее на голову вдруг.

И. Воробьева То есть, обесценивается…

А. Бабкина Конечно. То есть, когда…

С. Сорокина Саш, но есть же все-таки вот это детское ожидание подарка. Все равно же хочется к Новому году подарок, ну, не отменяемо это.

А. Бабкина Понимаете, все равно они будут, они будут у них все равно. Не стоит на самом деле такой проблемы, что вот если сейчас мы это сделаем все, большие компании и так далее, эти дети не останутся без подарка. Но если мы этот бюджет потратим разумнее, умнее, и потратим это, например, на что? Вот, например, у «Волонтеров в помощь детям-сиротам» есть программа, которая позволяет сделать так, чтобы дети в детдом не попали. Это значит, что с семьей, которая в беде, с ней работают долго, кропотливо, для того чтобы их в этой беде спасти, помочь, чтобы ребенка не забрали, он не попал в детский дом. То есть, это работа до того, как этот ребенок туда попал. Если мы потратим эти деньги на это, очевидно, будет совершенно другой результат. Или если мы снимем с фондом «Измени одну жизнь», снимем анкеты, покажем этих детей в действии…

С. Сорокина Саш, это понятно взрослым, но детям-то это непонятно, они подарков ждут.

А. Бабкина Но мы-то взрослые, а ведем себя, как дети.

Е. Чистякова Саша говорит, что подарок все-таки все равно будет. Я, правда, не знаю, откуда они берутся в детских домах…

С. Сорокина Откуда берутся-то тогда эти подарки-то?

Е. Чистякова Можно я немножко про нашу подарочную жизнь? Просто мы немножко в другом месте работаем – мы работаем в больницах. И вот в больницах-то подарки нужны. Я просто не хотела бы, чтобы сложилось впечатление, что подарки вообще не надо собирать. Надо.

А. Бабкина Надо. Это в детский дом не надо.

Е. Чистякова Потому что когда ты уехал из своего Владивостока, где был папа, младший брат и бабушка, в Москву лечиться, и ты их не увидишь на Новый год, тебя на Новый год не выпустят, Дед Мороз все равно должен прийти, он должен прийти с подарками. И в больнице подарки ниоткуда не возьмутся, если они не возьмутся от нас с вами. Еще сейчас до 30 января в «Меге» можно найти елочку, взять там открыточку и принести-таки этот подарок вот в московских магазинах «Мега».

И. Воробьева Как механизм работает? В магазине «Мега» есть елка.

Е. Чистякова Стоит елка, там на ней висят открытки с куклами, названия которых я не могу уже запомнить…

И. Воробьева Ну, понятно, да.

Е. Чистякова … потому что они все время меняются. Взять открыточку, купить, и там написано, куда ее передать. Эти подарки вывозятся, и у нас в больницах есть…

И. Воробьева А, то есть, человек оставляет в магазине этот подарок.

Е. Чистякова Да, прямо в магазине можно оставить. Еще, конечно, есть дети, к сожалению, поскольку мы занимаемся помощью детям, больным раком, для которых этот Новый год последний, и мы делаем все, чтобы отправить эти подарки даже тем, кто у нас выписался, потому что Новый год, он все равно должен быть Новым годом. Вот как бы надо отличать. Наверное, в детских домах действительно вот подкреплять эту модель, когда тебе все время дают-дают-дают, а ты только берешь, не надо. Но есть ситуации, когда подарки очень нужны.

И. Воробьева Хорошо.

С. Сорокина Кстати говоря, и детские дома разные бывают.

Е. Чистякова Бывают разные, да.

С. Сорокина Бывают совершенно жуткие приюты в маленьких селах, деревнях, где вообще взяться неоткуда. Мне кажется, тут очень такая должна быть адресная история, конечно.

И. Воробьева В любом случае, вот то, о чем говорит Саша – это же давно известная история. Вот декабрь-месяц, у всех новогоднее настроение: давайте я сделаю что-нибудь хорошее! И дальше начинаются совершенно чудовищные вещи на самом деле. Ладно если люди покупают еще новые подарки детям. Бывает же так, что люди начинают перерывать свой шкаф, находить какие-то игрушки, которые им больше не нужны, говорить: ой, а давайте-ка я их отвезу куда-нибудь в детский дом и просто сбагрю, чтобы не выбрасывать.

С. Сорокина Особенно всякие плюшевые, которые пыль собирают.

И. Воробьева Конечно. И давайте просто честно признаем, что такие истории, к сожалению, бывают. И что с ними делать, тоже непонятно. Надо как-то объяснять людям, что это живые дети и им нужно как-то помогать вообще в целом, а не только перед Новым годом.

С. Сорокина Вот если говорить про помощь в целом, то здесь, конечно, мне очень нравится вот это движение последних лет, когда предлагается компаниям отказываться от своих корпоративных трат на всевозможную сувенирную продукцию. А бывают совершенно удивительные «креативные проекты» на этот счет, и каждый из нас сталкивался наверняка с таким. И часто дорогостоящие подарки бывают эти корпоративные. Вот если отказаться от этих корпоративных подарков, которые чаще всего потом оседают где-то в кладовках, передариваются родственникам или просто остаются на работе в ящике стола – так вот, если от этого отказаться, оказывается, это громадные деньги. Вот считали ли вы, какие примерно деньги у нас составляют эти бюджеты корпоративные новогодние?

Е. Чистякова Я не могу, наверное, сказать за всю Одессу, но, по примерным оценкам, бюджеты корпоративных подарков превышают больше миллиарда долларов. Ну, кому-то эти подарки действительно, может быть, бывают нужны. Вообще я считаю, что людей действительно, и взрослых даже, нельзя оставлять без знаков внимания, потому что это значит, что тебя помнят, тебя любят, ты тут не сидишь такой один грустный на Новый год. Что твои партнеры в тебе и человека видят тоже. Другое дело, что, конечно, стоимость подарка не определяет его ценности, поэтому была предложена, собственно, эта инициатива «Благотворительность вместо сувениров». И в 2014 году, в прошлом то есть году, благодаря этой инициативе с нами больше ста компаний, 104 компании с фондом сотрудничали. И мы собрали 25 миллионов рублей, которые пошли на оплату лечения молодых взрослых, от 18 до 25 лет. И мы помогли огромному количеству этих молодых людей.

И. Воробьева Опять же, как это происходит? Чтобы просто компании, которые нас сейчас слушают, может быть, руководители компаний. Как это происходит? То есть, есть некий бюджет или какие-то деньги, которые сами сотрудники тратят? Или как это происходит?

А. Бабкина Бывает по-всякому. Обычно компания – я сама работала когда-то на такой позиции – планируют свой бюджет. Сани готовятся летом, то есть в августе-сентябре начинают думать о том, что же мы подарим нашим партнерам: ручки, кружки, зонтики, коньяк – в зависимости от солидности одаряемого. И потом эти караваны… вот сейчас караваны эти уже по большим кабинетам, просто это не волхвы, это караваны больше, чем из трех царей, я вас уверяю. Тяжело груженые, заваленные секретарши больших руководителей, которые разбирают, вот куда это все деть. Некоторые компании идут другим путем, и к Новому году их партнеры получают открытку о том, что те деньги, которые планировались на подарочный бюджет, были потрачены на помощь какому-либо благотворительному фонду.

И. Воробьева Если это в прошлом году вы так делали, потом компании вам как-то какой-то фидбэк отдавали? То есть, говорили ли, что вот люди, которым они отправляли эту открытку, им сказали: слушайте, ребят, какие вы молодцы, слава богу, что вы так сделали. Или нет?

С. Сорокина Или наоборот: а что это вы нас-то не поздравили?

Е. Чистякова Нет, вот такого… может быть, от нас это скрывают, но обычно все люди говорят, что, да, это очень вдохновляет, и хотим еще. У нас даже есть компании, которые, вот с 2008 года, по-моему, мы начали этим заниматься, которые с тех пор каждый год с нами. Вот Hewlett Packard тогда был, сейчас это уже две компании, но вот они остались каждый год с нами, и, по-моему, 7 миллионов за все это время они пожертвовали.

С. Сорокина А смотрите, как важно. Вот один только фонд «Подари жизнь», который в прошлом году благодаря переадресации этих корпоративных подарочных денег получил 25 миллионов рублей. И, кстати говоря, мы с тобой недавно в этой студии говорили о помощи раковым больным, которые вышли из детского возраста. Если детям еще как-то помогают, хотя это бездонная яма, и здесь, сколько ни помогай, лишнего не будет. Но взрослым не помогают в принципе. И 25 миллионов на помощь хотя бы людям в диапазоне 18-25 – это, конечно, очень существенно.

Е. Чистякова Это очень здорово.

И. Воробьева Слушайте, а вот компании, которые в этом смысле сотрудничают, они интересуются, куда пошли деньги?

Е. Чистякова Конечно, конечно, каждая компания получает отчет с рассказом о конкретных детях, если мы собираем на помощь пациентам. Было время, когда покупали оборудование, которое, кстати, до их пор работает, до сих пор вот этот благотворительный бюджет приносит пользу в больницах в разных. Но они получают и вот рассказ о том, что было сделано и что получилось, и все финансовые документы, все платежки, которые, конечно, ну, позволяют проверить все до копеечки.

С. Сорокина А на что конкретно вот пошли, например, прошлогодние деньги?

Е. Чистякова Ну, смотрите, я всех, конечно, не перечислю больных…

С. Сорокина Примерно.

Е. Чистякова Да, ну, вот у нас была девочка Эля Абдулова, которая болела в детском возрасте, и у нее случился рецидив заболевания, когда она была старше 18 лет, ей нужна была трансплантация костного мозга. Ну, и в мире практикуется делать исключения для таких больных, потому что все-таки эти заболевания, они протекают немножко по-другому, чем у настоящих взрослых, у молодых взрослых, и им важно находиться в детских клиниках. Иногда бывают больные, вот он лечился-лечился-лечился – раз, 18 лет.

И. Воробьева Да, но он же не перестал болеть после этого.

Е. Чистякова А его надо посередине как-то выписать что ли? Или что с ним делать? И вот этим ребятам мы помогли. У нас была девушка Валерия, которая вот, ну, никак, что-то взрослая медицина ее кидала из клиники в клинику, мы тоже взяли оплатили ей лечение в детской, потому что она была совсем юная девушка. И хочу сказать, что девушка Валерия уже мало того что выздоровела, ухитрилась выйти замуж и поменять фамилию на Набиуллина. Поэтому я думаю, что, может, министр финансов услышит, захочет сделать пожертвование.

С. Сорокина Центробанк, слышите нас? Если остались какие-то еще незадействованные корпоративные бюджеты…

И. Воробьева Там еще сложнее, чем…

С. Сорокина Ну, на будущий год, вместо всяких открыток ненужных друзьям-министрам, пожалуйста, обратите внимание на пример «Подари жизнь».

К Саше давайте мы обратимся. Есть же не только один фонд «Подари жизнь».

Е. Чистякова Это правда.

А. Бабкина К огромному счастью, наверное, для Кати тоже. Все мы заинтересованы в том, чтобы фондов хороших было много. Я могу на самом деле рассказать, как это выглядит со стороны компании, потому что я внутри компании Mail.Ru Group работаю. И про новогодний бюджет, и не только про новогодний. Помимо Добра Mail.Ru, о котором уже многие знают, у нас есть благотворительный бюджет, который идет нескольким фондам, он распределен, в том числе там есть фонд «Подари жизнь». И в этом году, поскольку я тоже этим направлением стала заниматься, первое, что мы сделали – мы ушли от адресных пожертвований на конкретных детей к системной помощи. Это вот первое, что мы произвели в этой сфере.

Что касается новогоднего бюджета, мы уже второй подряд год не дарим тоже корпоративные подарки (блокноты, ручки, зонты и так далее). И в этом году будет то же самое. На момент, когда выйдет программа, все уже получат наш новогодний…

И. Воробьева Я знаю, что это будет. Я в прошлом году получила, это было очень круто на самом деле.

А. Бабкина Да, это было правда круто.

С. Сорокина А что?

А. Бабкина Все партнеры получают карту Добра. В прошлом году был еще сувенир, в этом году будет одно технологическое волшебство, которое нельзя будет пощупать вот так рукой, но пока не буду о нем рассказывать, чтобы это не было спойлером. Но главное, люди получают карту Добра. Карта Добра – это совершенно простейшая штука. Там написан уникальный код, который человек активирует. В этом году можно будет и с помощью мобильного приложения, и на сайте. И у него таким образом появляется некий баланс виртуальных, скажем так, средств. И человек может направить эти деньги на любой проект, на какой он хочет, на Добре. Мы делаем специальную подборку, конечно, проектов, которые связаны чуть-чуть как-то с Новым годом, и там проекты самых разных фондов. И в этом случае у наших партнеров не возникает ощущения, что мы совсем уж решили все за них. То есть, мы вот любим «Подари жизнь» — только им. Так тоже, в общем-то, бывает временами. Но есть еще бабушки в домах престарелых, есть еще бездомные животные, есть еще взрослые люди с инвалидностью и с разными трудными историями в жизни.

И человек может принять это решение и направить наш бюджет компании, благотворительный бюджет, распорядившись им так или иначе, как он этого хочет. Естественно, после того, как мы понимаем, сколько людей распорядились бюджетом в пользу того или иного фонда, мы ровно тот же бюджет перечисляем тем благотворительным фондам, как захотел человек. А фонды, как это традиционно происходит на Добре, отчитываются по завершении каждого проекта, и пользователи видят, куда, собственно говоря, эти деньги были направлены. Мне кажется, что это волшебно. Вот совершенно я радуюсь этой истории каждый год.

И. Воробьева Это правда, я тут могу подтвердить, потому что в прошлом году мне действительно подарили карту Добра с балансом. Самая большая проблема была в том, что я зашла, и дальше у меня разбежались глаза, потому что, ну, хочется помочь всем, Новый год, настроение. И я, в результате, если я все правильно помню – я так уже не помню, что было год назад – если я все правильно помню, я не только эту карту потратила, но своих еще добавила, потому что…

А. Бабкина Это, кстати, так и работает.

С. Сорокина Конечно.

И. Воробьева Стоит только начать – все, начинается…

С. Сорокина Так а эту карту Добра, как, вы только дарите, или ее как-то можно?..

А. Бабкина Мы ее дарим. И в этом году у нас… вообще еще с прошлого года люди хотят тоже себе, компании хотят себе карты Добра. И в этом году один наш питерский партнер хочет себе такие карты. Мы с удовольствием даем эти коды, даем нарисованную страничку в интернете, где это можно сделать. И, в принципе, мы планируем эту историю масштабировать, потому что это тоже хорошо, это тоже один из способов. И если люди не могут, например, не могут выбрать, какому фонду, так же бывает, мы все-таки даем какой-то спектр по разным направлениям. Кто-то хочет зверушкам, и все. Есть такие люди, они принципиально, они хотят помогать животным.

С. Сорокина Слушайте, пока не забыла, мне вчера просто моя коллега-журналистка рассказала о том, что у фонда «Старость в радость» сейчас проблемы с подарками для своих подопечных.

А. Бабкина Мы уже собираем, в офисе в понедельник все принесут.

И. Воробьева Весь интернет, по-моему, собирает эти подарки.

С. Сорокина Хотелось бы напомнить. Да, они просто говорили, что если в прошлом году они волонтеров вызывали, чтобы паковать, то в этом году у них есть проблемы с этими подарками, поэтому вот уж куда надо, правда, конкретно…

И. Воробьева Все мои друзья так или иначе включились в эту историю.

С. Сорокина Я думаю, там нужно как-то связаться именно с фондом, узнать, что. Потому что это не обязательно конфеты.

А. Бабкина Это мягкие сладости, это календарик на следующий год, это открытка. Вы можете написать причем, ну, то есть, просто «С Новым годом!», начать это так, не указывая, кому именно. А подписаться, например, «Саша из Москвы». «Ира из Москвы». Как угодно.

С. Сорокина То есть, какое-то письмо, приветствие.

А. Бабкина Это открытка поздравительная с Новым годом, которую можно будет, при желании, положить и бабушке, и дедушке. Это варежки, хлопковые носочки или вязаные носочки большого размера. Это могут быть еще пижамы женские тоже большого размера. То есть, это может быть такой набор, который можно будет туда отвезти. Единственное, я помню, что есть ограничения. Желательно не класть туда Дедов Морозов, которые могут раскрошиться, шоколадных. Или вафли, печенье, которые тоже дойдут в крошке до далекого-далекого дома престарелых. То есть, мягкие сладости, но которые не крошатся. Вот примерно такой список. Я помню, что меня это очаровало совершенно, когда мы в первый год собирали. Бабушки очень любят сладкие духи. Мне кажется, это настолько здорово. Я прямо помню, что когда я прочитала, мне как-то сразу это запало в душу.

И. Воробьева В общем, «Старость в радость», заходите на сайт фонда. Там действительно сейчас в интернете очень многие включились в эту историю. Там можно купить и можно перечислить денег на подарок. Можно помочь в упаковке, можно помочь в транспортировке. То есть, тут можно поучаствовать. В этом смысле, кстати говоря, я вот хочу большое спасибо сказать фондам. За что? За то, что они дают возможность людям помогать. И мы уже теперь знаем, что это…

С. Сорокина Помогать так, как они могут.

И. Воробьева … точно совершенно дойдет до адресата. Например, вот Лида Мониава, она что делает? Каждый год они вывешивают огромные списки семей, которым… вот этому ребенку нужен вот этот подарок, и прямо со ссылками. А мы уже берем какие-то семьи и конкретно этим семьям помогаем. Они дают такую возможность…

С. Сорокина Многие любят эту конкретику, это никуда не денешься. Мы, конечно, можем сколько угодно говорить про необходимость развития системной благотворительности, это здорово, потому что есть планы, есть конкретное знание, как помочь и как действительно изменить судьбу, например, или помочь в болезни. Но есть, конечно, и адресные истории, которые никуда не исчезают. И, помимо этого, для многих это комфортнее, оказать какую-то конкретную помощь. Я прекрасно знаю, что многие, даже оказывая помощь целенаправленно фонду, очень любят, когда им потом просто в картиночках этот отчет, какому конкретно ребенку или взрослому была оказана помощь. Поэтому здесь разнообразие, конечно, колоссальное.

И. Воробьева Нам сейчас нужно прерваться буквально на пару минут. У нас такая новогодняя программа с новогодним настроением, про новогодние подарки, и у нас новогодние гости – это директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова и руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина. В программе «Чувствительно», как всегда, Ирина Воробьева и Светлана Сорокина. Мы буквально через пару минут вернемся и продолжим об этом говорить.

НОВОСТИ

И. Воробьева Продолжается программа «Чувствительно». Ирина Воробьева, Светлана Сорокина. Наши замечательные гости: директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова и руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина. Говорим мы о новогодних подарках, о благотворительности вместо подарков и о том, как лучше все-таки помогать в Новый год, раз уж вы очень захотели.

С. Сорокина Цитата с сайта: «У вас уже выделен подарочный бюджет? Прекрасно! Примите участие в проекте «Благотворительность вместо сувениров». Это социальная инициатива компаний, отказавшихся от покупки корпоративных сувениров к празднику в пользу добрых дел». Вот мы в первой части программы уже говорили о том, какие деньги громадные тратятся на всевозможные сувениры и как можно по-другому распорядиться этими деньгами.

Саш, хотела спросить: а кому все-таки охотнее всего, кого выбирают вот в этом предложенном списке, кого охотнее всего выбирают для помощи?

А. Бабкина Мы никуда не уйдем от статистики и от результатов исследований: конечно, дети, пожилые люди и животные, они будут лидировать, я думаю, еще довольно долгое время. Еще очень много предстоит сделать для того, чтобы взрослые вошли в этот топ-лист, в хит-парад, как угодно можно это назвать. Но наша задача какая? Наша задача сформулировать эти проекты, помочь фондам сформулировать эти проекты так, чтобы им захотелось помочь. Чтобы картинки были такие, которым хотелось помочь, чтобы слова, которые мы выбираем, стимулировали людей к тому, чтобы выбрать тот или иной проект. Мы стараемся подталкивать проекты помощи взрослым сильнее. Что мы только не делаем….

С. Сорокина Потому что взрослым помогают хуже, это известно, да.

А. Бабкина Мы стараемся изо всех сил как-то навести порядок, восстановить справедливость.

И. Воробьева Слушайте, а как взрослым можно помочь перед Новым годом? Не подарки же дарить. Или подарки тоже?

С. Сорокина Ну, зависит от категории. Кстати говоря, вот есть заключенные.

А. Бабкина Конечно! Вот у нас в инфографике вот этой, в той картинке, о которой Ира говорила, там как раз отдельным блоком про то… дайте подарок тому, кому нужнее: бездомные, заключенные, малоимущие семьи, которые…

С. Сорокина Многодетные семьи.

А. Бабкина Есть на самом деле столько людей, которым никто просто так не подарит ничего.

И. Воробьева И у вас есть на «Добре» список фондов или проектов, где можно это найти?

А. Бабкина Да, конечно.

И. Воробьева Вот захочешь взрослым людям каким-то – думаешь: ну, и куда я пойду с этим? А как найти?

С. Сорокина Есть фонды, которые этим занимаются, которым, кстати, очень нежирно достается, так скажем.

А. Бабкина Ну, и надо понимать, что и в домах престарелых есть не только бабушки и дедушки. К сожалению, ведь у нас в дома престарелых попадают после 18-ти лет из интернатов.

С. Сорокина Если есть инвалидность.

А. Бабкина Да. И доживай уже как хочешь – ты уже престарелый, дружок.

С. Сорокина И после 18-ти лет ты, не приходя в сознание, из детского дома попадаешь в дом престарелых.

А. Бабкина Так и есть.

Е. Чистякова В заключении не только взрослые, через ФСИН ежегодно более 3 с половиной тысяч беременных женщин проходит и примерно тысяча детей там до 3-х лет рождается и содержится. Поэтому такая помощь тоже нужна. Есть специальные фонды, которые этим занимаются: Фонд «Протяни руку».

С. Сорокина Кстати, Оля Романова в том числе.

А. Бабкина Да, да.

С. Сорокина Это мы прекрасно знаем. Катя, а как проходит Новый год вот в больнице?

Е. Чистякова Новый год в больнице проходит зажигательно. Потому что Центр Димы Рогачева – это 11 отделений. 11 Дедов Морозов проводят 11 елок, и ко всем, кому нельзя вот выходить из бокса, из палаты, Дед Мороз обязательно придет даже в реанимацию. Так не бывает, чтобы не было Деда Мороза, и какие-то феи, и не только Новый год, еще и Рождество.

Я могу сказать, что уже про многолетнему опыту многие наши бывшие подопечные стараются напроситься к врачам на проверку в предновогодний или посленовогодний период, потому что они знаю, что праздник будет, волонтеры всегда что-то придумывают просто невероятное. И волонтеры, и артисты приходят.

И у нас есть очень давнее сотрудничество с артисткой Яной Сексте, она в «Табакерке» работает. Вот такого фантастического Нового года, для которого Яна сама пишет сценарий, перевоплощается, там, в Тоску Зеленую, в Снеговика или еще в кого-то – я не знаю, где вы найдете, на какой елке за большие деньги. Нет, только в больнице, но все равно не советую к нам попадать.

И. Воробьева Это понятно.

С. Сорокина Это фонд организует?

Е. Чистякова Конечно.

С. Сорокина А в какие дни это проходит?

Е. Чистякова Ну, это зависит часто от администрации больницы. Первая елка прошла 18 декабря, и дальше вот до последних самых чисел. И рождественские праздники отдельно все равно будут.

С. Сорокина Еще будут рождественские праздники?

Е. Чистякова Да, да. Обязательно.

И. Воробьева А как-то люди могут помочь в проведении таких праздников? Может быть, им захочется подарить радость детям.

Е. Чистякова У нас ведь дело не только в том, что детям помогаем, помогаем еще Боткинской больнице, где лежат молодые взрослые. Естественно, когда праздник, мы не отделяем тех, кому до 25-ти и тех, кому случайно немножко больше – праздник, он для всех.

Но я думаю, что в этом году уже поздно присоединяться к этому Новому году, надо понимать, что еще 8 марта впереди и 23 февраля. Поэтому у нас на сайте есть раздел «волонтерам», там можно заполнить анкету и стать волонтером. И написать, что вы можете и хотите сделать обязательно.

И. Воробьева Да, я просто сразу вспоминаю про больничных клоунов, у которых сейчас наверняка очень много всяких разных задач, потому что нужно всех поздравлять.

С. Сорокина Они тоже участвуют?

Е. Чистякова Конечно.

И. Воробьева Мне кажется, они в первую очередь.

С. Сорокина Катя, а какие подарки все-таки вы приносите детям в больницу?

Е. Чистякова Самые разные. Поскольку у нас от нуля до 25-ти, как все знают, соответственно, это от кукол до каких-то там плееров, или…

С. Сорокина Это тоже вы как-то централизованно прикидываете кому что, или учитываете индивидуальные пожелания?

Е. Чистякова У нас только в Центре Димы Рогачева 11 отделений, в РДКБ – 2, в Морозовской – 2, и далее по списку, то это вот регулярно человек 300-500 нам надо поздравить, поэтому, когда мы начинаем собирать подарки, мы не знаем, кто заболеет и кто поступит к нам по скорой 25 декабря. Поэтому мы примерно представляем возрастные границы, и так, для девочек, для мальчиков, для малышей, для взрослых это все планируем.

И. Воробьева А как администрация больницы относится ко всем этим историям – радостно или со сложностями?

С. Сорокина Наверное, у Димы Рогачева, мне кажется, должны лучше всего относиться.

Е. Чистякова На самом деле все-таки к Деду Морозу невозможно плохо относиться.

(смех)

С. Сорокина Вахтер может не пропустить.

Е. Чистякова Нет, Деда Мороза все-таки любят все, как-то вот осталась такая привычка.

С. Сорокина А вы Деда Мороза как – просто в агентстве или – кто у вас Дедами Морозами работает?

Е. Чистякова Во-первых, «Табакерка».

С. Сорокина Так!

Е. Чистякова Во-вторых, есть опытные заслуженные Деды Морозы…

С. Сорокина Проверенные.

Е. Чистякова … из числа волонтеров, проверенные, да.

С. Сорокина Которые хорошо справляются.

Е. Чистякова Которые прекрасно справляются.

А. Бабкина В отделении трансплантации костного мозга, там больше десяти пациентов, двенадцать, допустим, боксов, и вот к каждому надо зайти в бокс и каждому устроить праздник.

Е. Чистякова При этом надо как-то справляться со своими нервами тоже.

И. Воробьева Ну, конечно.

Е. Чистякова В общем, у нас прекрасные Деды Морозы.

С. Сорокина Еще раз напоминаем вам, обладатели корпоративных бюджетов, какие можно устраивать праздники, подарки, помощь, например, фонду «Подари жизнь». Мы говорим о разных фондах, но просто коль скоро у нас здесь представитель фонда «Подари жизнь», мы говорим о них, может быть, в большей степени.

Ира, приходит на память какой-нибудь самый странный и, может быть, вопиющий пример корпоративного подарка какого-нибудь, который ты получала?

И. Воробьева Я, пожалуй, наверное, не буду… нет, были, конечно. У меня было пара подарков. Во-первых, мне не так часто дарят в редакцию сюда подарки, но иногда просто приносили, я смотрела, думала: боже мой, это стоит таких денег – что я с этим делать буду, ну, в конце концов.

С. Сорокина Ну, у меня был период, когда я часто получала подарки от каких-либо там компаний и прочего, и вот самое такое, что мне врезалось в память, это был такой большой паровоз – видимо, какая-то железнодорожная была история, я уже точно не помню. Я даже, кстати говоря, не знаю, куда он растворился в результате – на даче валялся-валялся, потом куда-то пропал.

Такой здоровенный макет практически паровоза, с большой табличкой от дарителей, и этот паровоз оказался будильником. Поэтому, когда его ставишь на определенное время, сначала начинается такое «чух-чух» — приближающийся звук, а потом дикий свисток, это вот мертвый подпрыгнет. Это невозможно, это нервы себе истрепать. Поэтому я его, конечно, сразу куда-то вот убрала, потому что я не понимала, куда его пристроить. Вот у меня такой самый вопиющий был…

А. Бабкина Почувствуй себя Анной Карениной.

С. Сорокина Да-да-да. Я чувствовала себя Анной Карениной, это правда. Или, там, «Под насыпью, во рву некошенном лежит и смотрит, как живая…»

Я это к чему? До сих пор, конечно же, находятся всякие креативные менеджеры в компаниях, которые придумывают вот такого рода подарки.

Господа, еще раз вас призываем: не надо. Гораздо интереснее — я думаю, львиная доля ваших адекватных сотрудников оценит — если вы пришлете им открытку замечательную, на которой будет написано: те средства, которые мы хотели потратить на паровоз, мы решили перечислить в этом году одному из благотворительных фондов, — и называют, какой.

И. Воробьева Да, то есть, человек чувствует, что он волей-неволей, но подарил кому-то что-то хорошее.

С. Сорокина Если не жизнь, то хотя бы несколько приятных минут.

Е. Чистякова Это даже не обязательно связано с Новым годом, вот у нас была компания IMAC, которая проводила премию «Квалифицированный инвестор». Вот они в какой-то прекрасный день в 2012 году сидели и думали: как бы нам собрать 200 гостей, в каком-нибудь красивом пафосном зале устроить им банкет, а потом просто – гостей не было, люди получили открытки, и весь этот бюджет этого банкета премии «Квалифицированный инвестор» был потрачен на лечение детей.

И. Воробьева Да, это была очень квалифицированная инвестиция. То есть, это так входит уже в какой-то тренд, чтобы…

С. Сорокина Вот вопрос, поскольку это не первый год проводится, эта акция «Благотворительность вместо сувениров», то скажите, есть у вас уже представление, нарастает ли кампания, больше ли принимают участие? Какая-то есть статистика?

А. Бабкина Общаясь с другими компаниями, я чувствую, что интерес к благотворительности в принципе, он растет. И к благотворительности в Новый год он тоже растет. Другое дело, что многие компании не знают, как превратить свое желание сделать доброе дело во что-то, что будет правда полезно.

Потому что если просто, например, сидит менеджер в большой компании, принимает это решение и задает, например, вопрос своим коллегам, сотрудникам: а что бы нам такого сделать с вами? И, конечно, сотрудники обязательно скажут про подарки в детские дома: давайте соберем. И почему эта история так популярна? Потому что она самая простая, приходит быстро на ум, все вроде бы рады – это мило и так далее.

Но было бы очень здорово на самом деле, если бы на вот этой волне того, что благотворительность становится модной – это замечательно, если бы больше людей при этом включали голову – очень люблю я про благотворительность с участием мозга – если бы эти сотрудники, эти компании спросили бы у тех благотворительных фондов, которые как раз опекают те категории, которым они хотят помочь.

Потому что правда есть возможность ошибиться в этом, и очень важно, чтобы это не только принесло радость тем, кто собирает эти подарки, тем, кто хочет подарить, но чтобы все-таки это какую-то задачу решало: задачу обрадовать, задачу помочь изменить жизнь, задачу, чтобы случился праздник там, где его вообще никогда не бывало.

Очень важно, чтобы, когда мы что-то дарим – как мы обычно, когда дарим подарок, мы пытаемся оценить, а будет ли это интересно, а подойдет ли, обрадует ли, пытаемся тайными путями узнать, о чем человек мечтал, wishlist хотим попросить иногда. Вот тут, собственно, та же самая история. Мне очень хочется, чтобы те, кто принимает решения о тех или иных акциях в компаниях, чтобы они задавали вопросы: а чего хочется, чего ждут, и совмещали вот эти свои желания…

С. Сорокина Да, со знаниями практиков. А тем более, что очень часто тем же детям в детские дома очередные сладкие подарки собирают. А это катастрофа, потому что уж это самое простое, и дети оказываются завалены этими конфетами, что а) не слишком полезно, и б) зачем столько?

И. Воробьева Многим вообще нельзя.

С. Сорокина Поэтому нужно все уже делать умнее.

А. Бабкина Я хочу сказать про очень здоровский спецпроект, который сейчас делают дети наши, у них на сайте есть специальный раздел, который выглядит, как будто ты покупаешь игрушку-портниху, например, игрушку-столяра, какую-то такую как бы ты подаришь штуку, а на самом деле ты даришь целую серию мастер-классов, которые учат этих детей той профессии, игрушка которой нарисована. Это совершенно изумительно выглядит.

И. Воробьева Класс, очень хорошо!

А. Бабкина Да. Ты как будто покупаешь именно ее, а на самом деле ты даришь не игрушку, а умение пришить пуговицу, умение не просто приготовить еду, но и рассчитать бюджет, сходить в магазин и купить это, потому что обычно детей в детских домах этому не учат.

И вот это тоже вроде бы очень похоже на подарок такой вот ощутимый, прямо в коробке как будто кукла, но на самом деле это гораздо-гораздо больше, потому что это поможет человеку, который стал выпускником детского дома выйти и себя уверенно чувствовать.

Е. Чистякова Я бы, извините, дополнила бы Сашу, очень важная сторона вопроса, потому что компании, конечно, жертвуют бюджет, большое им спасибо, это тоже должно быть приятно. Поэтому приятно купить эту куклу, мы стараемся делать открытки, как вот этот календарь, как я вам подарила, с детскими рисунками.

С. Сорокина Спасибо большое, замечательный.

Е. Чистякова И надеюсь, что это радует. Но это дает возможность, по крайней мере, в нашем случае нашим детям, находясь в больнице в состоянии беспомощном, когда они принимают и помощь врачей, и помощь благотворителей, иметь возможность что-то отдать. Это абсолютно бесценно. Потому что открытка, которую получают участники нашего проекта «Благотворительность вместо сувениров», она тоже нарисована детьми. Это возможность не быть беспомощным даже в такой ситуации.

С. Сорокина Отдариться.

И. Воробьева Просто хотелось у Саши спросить: на этой картинке, которую ты повесила, меня еще удивила приписка такая, что не дарите, не дарите, но если вы все-таки дарите, если все-таки дарить подарки, то полезные и обучающие.

А. Бабкина Вот это как раз про те мастер-классы в том числе, о которых я сейчас говорила.

И. Воробьева Как раз речь идет об этом, да?

А. Бабкина Да. Потому что это тоже может быть подарком. Работа тренера с детьми, она стоит денег и требует этих вложений, но результат у этого совершенно невероятно здоровский.

С. Сорокина А я еще хотела вот о чем напомнить. Дело в том, что сейчас идет реформа сиротской нашей системы, и детский дом – мы сейчас говорим условно – потому что считается, что это уже временная форма пребывания, и разбивают на так называемые практически семейные такие формы, когда начинают жить в квартирах под опекой каких-то людей разновозрастные дети. Во всяком случае, идет этот процесс.

И это нормально, потому что жить не в общей какой-то коробке с общими спальнями, а более-менее семьей, это очень важно. Так вот, и этим семьям, вроде как обеспеченным государством, наверное, тоже надо знать, как помочь. И вполне возможно, у них есть какая-то своя уже почти семейная потребность или желание чего-то.

В общем, связывайтесь с фондами и узнавайте, что конкретно надо. Это уже абстракция – привезем сладкие подарки в детский дом. Не надо. Узнавайте конкретно, что требуется.

И. Воробьева Это все-таки какая-то цивилизация уже пошла, потому что у нас были еще и из Планеты Яндекс.Деньги, я помню недавно совсем, и тоже там можно было помочь разным всяким проектам.

Насколько самим фондам – маленьким, большим – в Новый год нужна помощь вот именно как фонду? Потому что бывает такое, что фонд в порыве поздравить всех, кого нельзя поздравить, там, не знаю, тратит все свои деньги, а потом – что теперь делать? Можно ли перечислить в Новый год подарок именно фонду, как на деятельность фонда?

С. Сорокина Подарки фонду.

И. Воробьева Подарки фонду, да. Ну, а почему нет, в конце концов.

Е. Чистякова Во-первых, боже сохрани, мы не тратим все-таки деньги. Вот подарки – большое спасибо за то, что находятся люди, которым приятно оказать помощь именно так. Если речь идет о подарочной такой стороне – конечно, всегда нужна помощь в упаковке.

С. Сорокина Волонтерская.

А. Бабкина Да.

С. Сорокина Приходите паковать.

Е. Чистякова Но нет, я не думаю, что фонду нужна помощь. Помощь нужна подопечным. Фонд существует только для этого и больше ни для чего. И поэтому вот та же помощь, которая нужна всегда – нужна донорская кровь. Ее надо сдать и перед праздниками, и сразу после праздников обязательно надо прийти, потому что после праздников – ну, там будет очень пусто.

С. Сорокина Дефицит.

Е. Чистякова Очень пусто будет. Вот сразу как каникулы заканчиваются, надо сдавать. Это очень тяжело. Вот поверьте мне.

С. Сорокина Катя, а куда сдавать, чтобы конкретно именно этим центрам.

Е. Чистякова Во-первых, у нас на сайте всегда это написано, можно сдавать непосредственно в этих центрах, и в Центре Димы Рогачева, в Российской детской клинической больнице, можно сдать в Центре крови Федерального медико-биологического агентства, у нас всегда есть объявление, где проходит донорская суббота, если она проходит.

И. Воробьева Если я правильно понимаю, просто если кто не сдавал раньше, надо сначала один раз сдать, или сначала замораживать, через полгода…

Е. Чистякова Это речь идет про плазму, да, есть другие компоненты крови, на сайте www.donors.ru все написано про то, как кровь сдавать, как плазму, как тромбоциты, какие есть противопоказания. Все можно изучить. Наши координаторы всегда отвечают по телефону и всегда дадут нужную консультацию, подберут станцию переливания, которая поближе к дому донора, потому что больные, они, в общем, есть везде.

И. Воробьева Они есть всегда, и кровь надо бежать сдавать не тогда, когда случилась какая-то трагедия, когда все бегут сдавать кровь, готовы они к этому или нет, а это нужна такая систематическая работа, конечно.

Е. Чистякова Ну, и, естественно, деньги, потому что, я хочу сказать, что начало года в больницах – это всегда – я не знаю, почему так происходит, но это из года в год, у нас деньги дойдут до больницы в марте, торги они проведут к маю, то есть, до этого времени с лекарствами там будет то, что с прошлого года осталось. Они, конечно, стараются запастись, но почему-то вот жизнь устроена так, как она устроена, и это загадка природы и закона о госзакупках, я думаю.

С. Сорокина И вот здесь как раз фонд может подставить плечо и помочь справиться с этим периодом, когда ничего нет.

Е. Чистякова Плечо подставляет, конечно, не фонд, а те люди, которые жертвуют.

И. Воробьева Имеется в виду, что через фонд.

А. Бабкина Если хочется поздравить фонд, помимо любви и подарков, которые мне вот хочется подарить каждому директору каждого фонда-партнера, а не только директору, но и всем остальным, мне кажется, что подписаться на регулярные платежи, на автоплатежи в пользу любого фонда на «Добре» можно, мне кажется, это хороший подарок, вот если вы правда хотите, вы это можете сделать. Это может быть любая сумма в любой удобный день она будет списываться. У нас можно настроить День Добра – тот день, когда у тебя это спишется, столько, сколько ты хотел, и пойдет туда, куда ты рассчитывал.

С. Сорокина Да, причем, это может быть любая сумма, хоть 100 рублей – пожалуйста.

А. Бабкина Фонд будет себя чувствовать увереннее, планировать, оставаться в такой ситуации, когда…

С. Сорокина Неизвестно: то густо, то пусто. Автоплатежи – это очень удобно.

А. Бабкина Да. Это поддержка очень серьезная.

С. Сорокина Конечно.

И. Воробьева Да, и, причем, они растут, насколько я поняла из статистики Яндекс.Деньги, они растут, и это…

А. Бабкина Да.

С. Сорокина Слушайте, забыла спросить: а все-таки кризисный год, у вас стало труднее, или вы, по счастью, пока еще не ощущаете этого?

Е. Чистякова Ну, мы понимаем, что нашим благотворителям стало труднее.

С. Сорокина Я про это, да.

Е. Чистякова У каждого конкретного человека появляется меньше возможностей, люди позволяют себе меньшие суммы тратить на благотворительность. К счастью, людей, которые приходят в благотворительность, становится больше. Вот именно людей. Именно за счет количества. Ведь у нас размер пожертвований от 1 копейки и до нескольких миллионов рублей. Нету такой суммы, которая была бы слишком маленькая.

С. Сорокина Все-таки пока у вас не упали пожертвования?

Е. Чистякова К счастью, да. Мы справляемся, несмотря на рост цен на лекарства, там на 20% в этом году, мы справляемся.

А. Бабкина У нас, собственно говоря, та же самая пока история – ровно то, о чем говорила Катя, что все больше людей начинают этим заниматься. У нас люди узнают о том, что тоже можно не тысячу рублей, а гораздо меньше, и они начинают из двух рублей, из 25-ти рублей и так далее, у нас пока идет рост, прямо такой вот уверенный.

И я бы очень хотела, чтобы это продолжалось бы в еще больших масштабах, потому что больше становится тех людей, которым нужна помощь. Вот это мы видим совершенно точно. Это мы слышим от фондов, это мы видим по количеству проектов, которые фонды добавляют. Помощь все нужнее. И очень важно, чтобы не возник вот этот вот разрыв между тем количеством людей, которые готовы помочь и тем, кому нужна эта помощь.

И, конечно, огромный объем работы надо еще нам всем сделать, для того чтобы так и было, и чтобы мы опережали и даже могли как-то помогать фондам чувствовать себя немножко увереннее, немножко легче. Но это, конечно, спасибо людям, которые приходят и делают то, что они могут и получают от этого еще и удовольствие. Это вообще классно.

И. Воробьева Смотрите, у нас остается буквально минутка. Еще раз давайте напомним, чтобы люди понимали, как себя вести в Новый год, если вы хотите помочь, правда помочь, и правда принести пользу. Значит, мы начали с того, что не надо везти подарки в детские дома, а можно сделать следующее – давайте еще по полминуты призовем людей делать что-то.

А. Бабкина Можно помогать делом всем вместе и всей компанией, всей семьей, можно собирать подарки для домов престарелых, одиноких бабушек и дедушек. Можно собирать подарки для фонда «Подари жизнь», взяв открытку с информацией о том, какой подарок нужен ребенку, и фонд «Галчонок» это делает, и фонд «Вера» это делает, и очень многие фонды вывешивают желания тех детей, которым можно помочь подарками, и это будет разумнее и лучше в этом случае.

Можно вместе с фондами, которые занимаются самыми незащищенными слоями населения помогать им, и подарками в том числе, и это очень важно, очень востребовано. А можно помогать деньгами, подписываясь на автоплатежи, а к моменту выхода нашей программы будет работать dobro.mail.ru/newyear, и там будет еще это в новогоднем виде, и будет немножко технологического волшебства на радость людям, чтобы порадоваться еще раз тому, что вы сделали что-то хорошее.

Есть масса способов, и если вы сомневаетесь, не знаете как – спросите, вам всегда ответят, расскажут, как это лучше сделать.

И. Воробьева Катя, добавите?

Е. Чистякова Да. Саша почти все сказала, я просто хотела сказать, что праздничные такие подарки – это не обязательно корпоративные бюджеты компаний.

А. Бабкина Да.

Е. Чистякова Очень многие супружеские пары начинают – ну, многие-немногие, но кто-то начинает свою жизнь с того, что на свадьбу они просят себе принести пожертвования в пользу фонда, и…

И. Воробьева Да вы что!

Е. Чистякова Да, конечно, у нас как минимум про две такие пары написано на сайте. Одна невеста на девичнике налепила шоколадных конфет ручной работы и распродала их своим гостям за целых 20 тысяч рублей.

С. Сорокина А я знаю про дни рождения, когда так же просят перечислять в благотворительные фонды.

Е. Чистякова И дни рождения. Возможностей собрать денег много.

С. Сорокина Давайте поздравлять с Новым годом. Я хочу всех-всех наших слушателей и наших гостей поздравить с наступающим Новым годом. Друзья, мир несправедлив! Если бы он был справедлив, не болели бы дети, многодетные семьи были бы в довольстве, и все мы были бы более-менее состоятельными. Но мир несправедлив, неравномерен. Поэтому, если вы хотите почувствовать себя немножко Дедом Морозом в этот Новый год, пожалуйста, обратите внимание на благотворительные фонды и помогите тем, кто рядом.

С Новым годом!

И. Воробьева С Новым годом поздравляем! Программа «Чувствительно», спасибо большое всем, кто с нами. Я напомню, что у нас сегодня в гостях была директор программ фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова и руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина. До встречи в следующем году!

С. Сорокина До свидания!

Е. Чистякова До свидания!

А. Бабкина До свидания!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире