29 декабря 2007
Z Гараж Все выпуски

Национальный вопрос: Финский Танковый Музей


Время выхода в эфир: 29 декабря 2007, 15:52

А. ПИКУЛЕНКО: Броня крепка и танки наши быстры. Обычно мы стараемся не касаться военной темы, но она эком нашего недавнего прошлого нет-нет, да и даст о себе знать. Сегодня мы пролистаем прелюбопытнейшие странички истории отечественной бронетехники. Причем, под не совсем обычном ракурсе. Минувшим летом, вместе с друзьями и единомышленниками мы ездили в Финляндию, на ралли исторических автомобилей «Лахти». Проезжали местечко Парола. Внимание привлекли два наших танка, 34-ки, на постаментах, охраняющих явно не Дом отдыха. Помните, как у Сергей Михалкова? «Есть у нас малоприметный городок полусекретный. Окружил его забор». С чего финны решили оказать такую честь лучшим русским танкам Второй мировой войны? Оказалось, что 34-ки сторожили въезд в расположение квартирующей в Пароле бронебригады. Нам вежливо посоветовали убрать фотоаппараты и проехать ещё пару километров до места, где действительно стоило поснимать, до национального финского танкового музей Паролан, Пансо, Римузео. И вот тут начались открытия за открытиями.

Границы этой небольшой северной страны, очерченные ещё при царе Александре II, проходили практически через нынешний дачный пригород Санкт-Петербурга. Там, в густых еловых зарослях ощерились пулеметами грозные линии Мангейма. Финны возвели этот укрепрайон, опасаясь пролетарских замашек неспокойного восточного соседа. Ленин дал независимость Финляндии еще в 1917 году, а в 1920 между нашими странами были налажены дипломатические отношения. Но между двух стран оставались неразрешённые противоречия. А война, как известно – продолжение дипломатии другими средствами. 30 ноября 1939 года на двух направлениях на Корейском перешейке и вдоль Финского залива в части РКК перешли границу Финляндии. Финнам было из чего создавать свой танковый музей. Из трофеев. Причем каталог музея пестрит названиями машин, которые наши коллекционеры давно отчаялись найти.

В затерянную в самом центре озёрного края Суоми Паролу стоило ехать хотя бы ради двух экспонатов – бронеавтомобилей БА-20М и БА-10М. Сохранены они в практически первозданном виде. БА, т.е. бронеавтомобиль 20-ый выпускался на усиленном шасси «эмки» — ГАЗ М-1, а БА-10М – на шасси трёхостного грузовика ГАЗ-3А, тоже с усиленным передним мостом и укороченной на 20 мм базой. Оба оказавшиеся в Пареле броневика были выпущены в 1939 году, незадолго до начала советско-финляндской войны. Известный историк бронетехники Максим Коломиец, чья книга «Броня на колёсах» недавно вышла в московском издательстве «Яуза», утверждает, что в определенных случаях броневики действовали эффективнее танков, хотя броня у колёсных машин была тоньше. И ещё. Бензобаки у среднего бронеавтомобиля БА-10 располагались крайне неудачно, один из них стоял на крыше, прямо за головами водителя и командира машины. При попадании спереди осколка или пули крупнокалиберного пулемёта, экипаж обливало бензином и люди сгорали заживу, без вариантов. На усовершенствованном БА-10М бензобаки перенесли на задние крылья, что оставляло экипажу какой-то шанс вылезти из повреждённой машины живыми. На броневиках, оказавшихся в Пароле, сохранились детали, которых не увидишь у машин в Подмосковном музее танков в Кубинке. Например, финский БА-10М, укомплектован легкосъемными гусеницами «Оверолл». Их надевали на задние колёса, когда предстоял бой в стороне от укатанных дорог. А боевую рубку лёгкого бронеавтомобиля БА-20М охватывает поручень, антенна, радиостанция 71ТК1 «Шакал». Рации в ту пору еще не были обычным оборудованием. Коротковолновой связью обеспечивали, главным образом, командирские машины. Громоздкую антенну было видно издалека. Она была приговором экипажу. По ней противник легко определял машину командира и стремился уничтожить ее первой. Так что уцелевший вариант броневика с такой рацией – большущая редкость.

В следующий раз мы продолжим рассказ о необычных экспонатах танкового музея в финском городе Парола.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире