'Вопросы к интервью
01 ноября 2009
Z Назад в будущее Все выпуски

Спорт как шоу-бизнес


Время выхода в эфир: 01 ноября 2009, 12:09

А.НАСИБОВ: Работает радиостанция «Эхо Москвы». Московское время 12 часов 09 минут. Это программа «Назад в будущее». У микрофона Ашот Насибов. Приветствую уважаемых слушателей.

Телефон, по которому можно присылать sms-ки с вопросами и комментариями: +7 (985) 970-45-45.

Тема сегодняшней программы: «Спорт как шоу-бизнес». Направляйте ваши вопросы и комментарии.

Гость в студии – эксперт Владимир Гомельский, спортивный комментатор.

Здравствуйте, Владимир.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Добрый день.

А.НАСИБОВ: Владимир, я обозначил эту тему «Спорт как шоу-бизнес», потому что мне немножко непонятно, отчего происходит у нас не с шоу-бизнесом, а со спортом как с зрелищным мероприятием.

Давайте вспомним далёкий уже 1984 год, Олимпиаду в Соединённых Штатах, на которую советская сборная не поехала.

1984 год и советская пропаганда тогда резко критиковала Олимпиаду в США, потому что расписание спортивных событий в те далёкие годы было составлено с учётом требований телекомпаний.

Ну, это был первый случай, когда в расписания ключевых видов спорта – лёгкая атлетика и так далее, они составлялись под телекомпании, то есть, под массового зрителя, а не в интересах спортсменов. Поэтому переносили эти выступления на не самое лучшее время дня, когда довольно жарко, или, наоборот, ветрено.

Что Вы улыбаетесь?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: А я подхватываю тему, потому что мне очень понравилось: «Наша агитация и пропаганда резко критиковала».

Легко им было критиковать.

А.НАСИБОВ: Конечно!

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ведь мы же не были потребителями того продукта – соревнования Олимпиады 1984 года у нас в стране просто не транслировались.

У меня по этому поводу есть весёлая история.

Мы с папой для того, чтобы посмотреть финальный матч баскетбольного турнира мужского, мы поехали в Таллинн, и селились специально в гостиницу «Виру», где были трансляции финского телевидения.

И вот мы по финскому телевидению, по …. смотрели этот матч в ночи, в 3 часа ночи.

А по поводу того, что в угоду зрителям, — а что? Олимпиада не для болельщиков?

А.НАСИБОВ: А для кого спортивные мероприятия? Для кого спорт высоких достижений? Для того чтобы спортсмены записали своё имя в анналах мировой истории?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, уж точно не для этого.

А.НАСИБОВ: Для того чтобы они всё-таки остались навечно чемпионами мира, призёрами олимпиады, или для того, чтобы зрители на это смотрели? Что мы выдвигаем на первый план?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Зрителя, несомненно, зрителя. Потому что спорт высших достижений – это удивительно затратная штуковина. Для того чтобы подвести себя, свой организм к тому, чтобы завоевать медаль на олимпиаде, стать чемпионами мира, установить континентальный или мировой рекорд, нужно потратить тучу денег.

Откуда их взять? Приносит их только зритель. Только зритель, сидящий у телеэкрана, или пришедший на стадион приносит эти деньги.

Именно тогда заинтересованы миллиард зрителей, заинтересованы все потенциальные спонсоры мира. Вот. 10 зрителей – не заинтересован никто. Спорт заинтересован в зрителе в первую очередь.

А.НАСИБОВ: Спортсмены заинтересованы в зрителях? Или спортсмены заинтересованы в том, чтобы победить, без оглядки на зрителей, без оглядки на телекамеры?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да, выходя на старт, спортсмен думает о том, что он должен сделать, какой результат показать, как выполнить лучше программу, которую они с тренером поставили – комбинацию и ещё что-нибудь. Однако делать это при пустых трибунах совсем другой эмоциональный накал, что ли. Для зрителя это делать гораздо приятнее и интереснее.

А.НАСИБОВ: Владимир Гомельский, спортивный комментатор в программе «Назад в будущее» на волнах радио «Эхо Москвы».

Мы обсуждаем «Спорт как шоу-бизнес». Ваши предложения, комментарии, мнения, вопросы присылайте sms-ками

на номер: +7 (985) 970-45-45.

Владимир, у нас есть вопрос от студента Сержа, как он представился, студента московского. Он пишет: «Мы видим, что футбол плавно перетекает из спорта в шоу. Если раньше ходили на стадион смотреть битву за победу, то сейчас видим постановку, направленную на красоту моментов».

Как Вы считаете, что делать с консервативным болельщиком, которому интересна игра, а не заранее запланированный пьедестал?

Итак, красота моментов в угоду я не знаю чему.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: У меня есть готовый ответ, Ашот.

А.НАСИБОВ: Минуту, минуту, минуту! Я ещё недоформулировал вопрос, я ещё недоформулировал вопрос.

Красота моментов в угоду результату, или это настолько тесно всё сопряжено?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, не бывает так в футболе, чтобы специально хотели забить гол между ног у вратаря, или для начала…

А.НАСИБОВ: Гаринчи любил это делать.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Гаринчи любил это делать. Я читал Фесуненко, я не видел собственными глазами. Но у меня ответ-то любому любителю футбола: смотрите футбол в исполнении сборной Бразилии. Это футбол, который нацелен на результат, на победу. Но играют они красиво. Ну, что можно сделать? Пусть Кака обводит четырёх человек подряд, и потом забивает гол, он делает это по ситуации, а не потому, что ему так хочется забить гол-красавец.

Вспомните, как играла сборная Голландии при Кройфе. Говорили: «Тотальный футбол». Но это был очень красивый тотальный футбол, и победный, между прочим.

Да, голландцы не стали чемпионами мира, о чём я очень сожалею.

Потом следующее поколение голландцев с Ванбастеном, с… там ещё было несколько звёзд, тоже играли блестяще.

А, если зритель – мы с тобой, Ашот, приходим на футбол, какой футбол нам интереснее смотреть? – Ну, в котором счёт будет 3:2, чем счёт 0: 0.

Однако, когда по нулям играет, скажем, «Барселона» с «Манчестер Юнайтед», я тоже не возражаю, потому что я вижу футбол.

А когда я прихожу… Не дай Бог, я не прихожу в «Сатурн» -«Химки», и 1:0 в пользу «Сатурна», и там 90 минут ну, интереснее смотреть, как растёт трава. Пусть они играют для меня, для зрителя, пусть они меня хоть чем-то радуют, потому что, если они играют на результат, а этот результат ещё обеим командам выгодно – 0:0, да застрелиться можно, лучше, чем ходить на такой футбол.

А.НАСИБОВ: Как развивалась ситуация в той дальней олимпиаде 84-го года? Как развивались связи спорта и телевидения? Телевидения как символа шоу-бизнеса?

Можно ли сказать, что произошло сращивание понятия:

шоу-бизнес и спорт за это время?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Спорт, с моей точки зрения, является частью шоу-бизнеса, поэтому сращивание спорта и телевидения…

А.НАСИБОВ: Всегда был?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Всегда был.

А.НАСИБОВ: С греческих олимпиад, которые на стадионах проводили в присутствии зрителя? Я правильно понимаю?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да. А кто был в Афинах и на этой «подкове» сидел, вот соревнуются 6 человек в беге на стадио, а смотрят-то там больше 10 тысяч зрителей на трибунах, и попасть на эти соревнования во время проведения античных олимпиад было крайне сложно.

Там талант – это такая штуковина очень тяжёлая денежная единица Древней Греции. Там несколько талантов стоил входной билет.

А.НАСИБОВ: И то, только для граждан, как я понимаю?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да, да, да, и то только… И женщин не пускали, у них ещё была половая дискриминация.

Я просто хочу сказать, что отношения спорта и телевидения

с 84-го до 2012 года просто хорошо характеризуются арифметической прогрессией: насколько дороже обходятся теперь телевизионным компаниям права трансляций олимпийских игр.

А.НАСИБОВ: Ну, и какой порядок цифр?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, он уже, мы в 2004-м году перешли миллиард за одну олимпиаду, а миллиард и, по-моему, 300 миллионов было в Пекине.

А.НАСИБОВ: Долларов?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну да, это плата одного американского пула. Там же американская компания, по-моему, «ЭН-БИ-СИ» транслировала Пекин, но в пуле были ещё и канадская – «Си-би-эй», и мексиканские телекомпании маленькие, островов Карибского бассейна.

А общая сумма дохода от продажи телевизионных прав по всему миру в Пекине превысила 2 миллиарда $. Сумма характеризует.

А.НАСИБОВ: И сейчас уже, до 12 года включительно, все эти суммы…

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: На 12 год уже права выкуплены.

А.НАСИБОВ: Уже права выкуплены?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Уже права выкуплены.

А.НАСИБОВ: И порядок цифр, примерно?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Получается, что у нас где-то приблизительно по сравнению с прошлой олимпиадой прирост составляет 15-18%.

А.НАСИБОВ: То есть, телевидение заплатило на 15, 17, 20% больше, будем говорить полтора миллиарда $, примерно.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Американское.

А.НАСИБОВ: Да, Американское.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: А так, 2 и 4 десятых миллиарда $ мировое телевидение заплатило.

А.НАСИБОВ: Телевидение должно это отбить. Телевидение должно вернуть себе расходы на телевизионные трансляции.

И получить себе хорошую прибыль.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Несомненно. Да.

А.НАСИБОВ: А как влияет телевидение, получается, на спорт с тем, чтобы отбить свои деньги? Вернуть себе деньги и ещё получить прибыль? Можно ли говорить тогда о влиянии спорта на телевидение, а влияние телевидения на спорт?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да, обратное, конечно, взаимопроникающее и обратное влияние обязательно чувствуются.

Я не знаю такого олимпийского вида спорта, где в правилах, в регламенте проведения соревнований предусматривались бы рекламные телевизионные паузы. Обязательно, ведь ничем иным телевидение свои деньги отбить не может, только рекламой.

Реклама во время трансляции олимпиады дорогая, в общем, на самом деле, где-то приблизительно, вообще, если брать стоимость минуты рекламы при трансляциях спортивных, реклама при проведении олимпиады занимает третье место. Ну, вот. И это уже сумма, которая, там около миллиона долларов за минуту рекламы.

Это понятно, что в случае, если компания ведёт, ну скажем там, 12 часов трансляций, то мы 12 часов умножаем на 6, получается 72 минуты рекламы отбивается. По идее, потихонечку вот приходит к тому, что отбивается.

Плюс к этому – спонсорство. Обязательно, ну в каждой стране спонсорство – это уже внутри самой телекомпании. И крупные компании хотят быть спонсорами олимпийских трансляций.

Спонсорские контракты они тоже достаточно большие, ну, в общем, на самом деле, не платили бы американцы. А американцы хорошо деньги считают.

А.НАСИБОВ: Лучше нас?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Вот, они бы миллиард не платили, если б не могли его отбить.

А вот уже прозвучала фраза по поводу времени начала старта?

А.НАСИБОВ: Да. Я поясню свой вопрос. Мы с тобой вместе были на олимпиаде, например, в Нагано, были на олимпиаде в Сиднее.

В Нагано олимпиаду сделали в августе. Тогда какой у нас год был? 98-й.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет, нет, ты путаешь. Нагано – 98-й год, зимняя олимпиада, это неправильно.

А.НАСИБОВ: Нет.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет, а летняя олимпиада в Японии не проходила с 64-го года.

А.НАСИБОВ: Нет, не олимпиада, не олимпиада. Чемпионат мира по футболу.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Чемпионат мира по футболу, 98-й год, да.

А.НАСИБОВ: Август, август, самый жаркий, самый влажный месяц в году. Но период отпусков зато, когда больше зрителей у телеэкранов.

Как можно футболистам играть в такой душной, жаркой атмосфере августа?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Вообще, как можно было устраивать чемпионат мира в Японии?

А.НАСИБОВ: Нет, это другой вопрос, вопрос популяризации футбола в этой стране.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Вообще не было слова о популяризации.

Японский Оргкомитет предложил наилучшие финансовые условия Международной Федерации Футбола, и поэтому получил право на проведение этого второго по рейтингу спортивного мероприятия вообще за четырёхлетний олимпийский цикл. После летней олимпиады идёт не зимняя олимпиада, а чемпионат мира по футболу.

Поэтому их развели, поэтому чемпионат мира по футболу проходит в чётный, не високосный год.

Но, если бы не эти деньги, которые были обещаны и заплачены японцами ФИФА, это официальный контракт, никогда бы в жизни в Японии ничего бы не провели.

Гениальные совершенно, исключительные архитектурные памятники стадиона, прекрасные раздевалки, исключительная инфраструктура.

Однако вот то, что у Японии неправильный часовой пояс по отношению к Европе и к Латинской Америке, и тем, и другим зрителям, а большинство зрителей, которые смотрели футбол, живут в Европе и в Латинской Америке. Ну что сделать? Зато телевидение отдуплилось.

Я помню тогда «Кирш» выкупил права на трансляции («Кирш» — это немецкая фирма), которая обанкротилась сразу после проведения чемпионата мира. И была сумма зафиксирована: один миллиард долларов. До 98-го года таких сумм просто не существовало.

Вот «Кирш» перед Оргкомитетом не выполнил своих обязательств. Но мы не об этом, мы о том, что в угоду, или не в угоду 24 часа в их поясе.

Вспомни олимпиаду в Сиднее 2000-го года. Отлично организованная. Однако всей Европе, включая Европейскую часть России, смотреть прямые трансляции с олимпиады было крайне неудобно: они выпадали на утро, на раннее утро, на 6 часов утра.

Смотреть удобно олимпиаду было в нашей стране удобно жителям Владивостока, Хабаровска, Петропавловска Камчатского – и всё. Там в угоду американцам, самый большой контракт с американцами был заключён. И в угоду американцам, интересные вещи там – баскетбольный турнир мужской дошёл до стадии четвертьфинала.

И самые интересные матчи ставили на дневное время, то есть, австралийцам на эти матчи им нужно было работу прогуливать, чтобы попасть, чтобы американцы смотрели эти матчи в 

Прайм тайм свой вечерний. Поэтому матчи Дрим-Тим в Сиднее, сборной США, проходили днём.

Ну, и Пекинская олимпиада на самом деле для нас более или менее: разница с Пекином составляла 4, что ли часа, или 5. Но неважно. В 2008-м году мы смотрели олимпиаду днём, прямые трансляции. Это было удобно.

В вечернее время у нас шли повторы наиболее интересных, рейтинговых соревнований.

А американцам было крайне неудобно. Они пробовали оказать давление на Оргкомитет Пекинской олимпиады, у них ничего не получилось.

А.НАСИБОВ: Владимир Гомельский, спортивный комментатор в программе «Назад в будущее» на волнах радио «Эхо Москвы».

Мы обсуждаем «Спорт как шоу-бизнес».

Почему? Сколько камер, сколько телевизионных камер работают на стандартном матче Американской баскетбольной лиги в Англии?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Минимальное количество, предусмотренное регламентом, – 28.

В связи с тем, что сейчас уже не осталось у нас 30 команд, в Национальной Баскетбольной Ассоциации 29 дворцов. И вот уже последний сдан современный дворец, Портланд оказался последним. Но вот 28 камер самых старых – в Мэдисон— Сквер -Гардене – 28, ну ещё плюс 5 автоматических камер.

Самый удобный для телетрансляций дворец – это Стейпл Центр в Лосанджелесе. И там стоит, по-моему, 42 или 43 камеры, включая автоматические. Но зато там камеры натыканы везде, и в связи с тем, что при планировании, при создании архитектурного проекта места для камер были предусмотрены. Они не мешают зрителям. Ну вот, там нет недовольных из-за того, что камеры перекрывают

кому-то обзор. Смотреть такую трансляцию и комментировать её гораздо удобнее, я бы сказал, приятнее для комментатора, чем трансляция, скажем, из Барселоны.

А.НАСИБОВ: Сколько у нас камер стоит на матчах в нашей стране?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Мы выкатываем на матч Евролиги УЛЕБ, ЦСКовский матч ПТС-ку с 15 камерами.

А.НАСИБОВ: Значит, там у нас 42 по максимуму, а у нас здесь 15.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: 15. Но это регламент. На самом деле, регламент Евролиги УЛЕБ предусматривает 11 камер минимум.

А.НАСИБОВ: Минимум 11 камер. А есть ли какие-то установки, или негласные инструкции игрокам американской баскетбольной лиги и нашей баскетбольной лиге работать с телевидением на камеры во время матча?

Почему мы с большим удовольствием смотрим там 20 лучших моментов из телетрансляций любого американского матча? Почему нечто подобное у нас практически отсутствует, по крайней мере, вот на открытых каналах?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, отвечаю на первую половину вопроса. Они не негласные. В ВМБА прописан каждый шаг, чего должен делать игрок, и чего он делать категорически не должен.

Так, во всех перерывах игрок, который не был на площадке в момент, когда началась пауза, может быть его можно подозвать к камере, и он ответит на один вопрос.

Тренеры имеют на своих пиджаках радиомикрофон. И вот тренер знает, что по ходу трансляции три или четыре раза за игру его голос вживую будут слышать все, кто смотрит трансляцию.

А.НАСИБОВ: То есть, ругаться ему надо про себя.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Перестали, американские тренеры перестали ругаться. Другое дело, что они ведь тоже умные люди. Они понимают там, наиболее эмоциональные, что ли, высказывают своё мнение про маму, родственников всех до 37-го колена судей в тот момент, когда они понимают, что их микрофон не включён.

Игроки, уходя под трибуну, многие даже ждут, что их остановят и зададут вопрос. Количество камер и количество корреспондентов с радиокамерами позволяет опросить 5-6 человек, то есть, три с одной стороны, три с другой стороны после игры. И всё это обогащает. А потом, ну как сказать? Это же тоже капиталовложение – инвестиции, если каждая камера, во  дворце установленная, имеет свой ИВС, то есть, прибор для записи и быстрого компьютерного монтажа повтора в самых красивых моментах, то и повторный ряд очень красивый получается в результате.

Но тут хочу похвастаться: и на Первом канале, и на НТВ-Плюс эта проблема решается. И, так скажем, не каждая камера свой ИВС имеет, а три камеры на один записывается. У нас становится лучше.

А.НАСИБОВ: Владимир Гомельский, спортивный комментатор в программе «Назад в будущее» на волнах радио «Эхо Москвы».

Мы обсуждаем «Спорт как шоу-бизнес». Ваши предложения, комментарии, мнения, вопросы присылайте sms-ками

на номер: +7 (985) 970-45-45.

Мы сейчас вернёмся на краткие НОВОСТИ. Но после того как вернёмся в эфир, скажу, что последние 10 минут это общение, уважаемые радиослушатели, напрямую с вами. Это телефонные звонки в студию, это ответы на ваши комментарии, на ваши предложения, на ваши вопросы.

Сейчас НОВОСТИ на радио «Эхо Москвы».

НОВОСТИ

А.НАСИБОВ: Работает радиостанция «Эхо Москвы». Программа «Назад в будущее». У микрофона Ашот Насибов.

Сегодня мы обсуждаем тему: «Спорт как шоу-бизнес». Гость и эксперт в студии – Владимир Гомельский, спортивный комментатор.

Напомню номер, по которому можно присылать sms-ки с вопросами: +7 (985) 970-45-45.

Мария прислала sms-ку. Процитирую, целиком прочту от начала до конца: «Огромное спасибо вашему гостю за его профессионализм. Слушать его комментарии всегда одно удовольствие, даже в «Ледниковом периоде». Я правильно понимаю, что «Ледниковый период»…

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Мне очень нравится это «даже». Спасибо!

А.НАСБОВ: Вот за это слово «даже» и выражение «Ледниковый период» я и хочу уцепиться.

С января, насколько я понимаю, прекращается вещание телеканала «Спорт» на 6-й кнопке нашего открытого эфирного телевидения.

Этот телеканал, эта эфирная частота перепрофилируется, там останутся какие-то спортивные, ключевые, праймовые спортивные трансляции. Но в целом канал перепрофилируется.

А переформатировался или перепрофилировался другой открытый спортивный телеканал «7 ТВ». Там уже очень мало каких-то открытых спортивных трансляций выступлений.

Остались спортивные трансляции на платном телеканале

НТВ-ПЛЮС и на спутниковом телевидении, за которое тоже надо платить тем, кто является любителем спортивных трансляций.

Да, в случае очень каких-то выдающихся спортивных событий – финалов чемпионатов мира по футболу и других ключевых моментов мы, надеемся, будем смотреть трансляции на основных федеральных каналах. Но вот такое закрытие спортивных телеканалов. Означает ли это снижение интереса к спортивному телевидению среди отечественных зрителей?

И второе. Вы как, вот  даже в «Ледниковом периоде» доставляете удовольствие нашим слушателям.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да. Даже.

А.НАСИБОВ: Слушательницам, да. Вот. А увеличивается количество, я не скажу спортивных трансляций, но это шоу, шоу

а-ля спорт с участием, как звёзд спорта, в том числе отошедших от дел, так и звёзд шоу-бизнеса. А какой вывод из всего этого можно сделать?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, я бы не стал драматизировать ситуацию. Я бы вот из середины вопроса, просто Ваш вопрос был объёмный.

А.НАСИБОВ: Вы пользуетесь лексиконом Михаила Сергеевича Горбачёва просто.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Спасибо, я начну немножко с другого.

Мы идём вперёд, развиваемся, и общая тенденция в спортивном телевидении в мире заключается в том, что человек, который хочет смотреть про спорт по телевизору, у себя дома, 24 часа в сутки, за это платит.

Так в Америке, так в Германии, Франции, Испании, Италии, в меньшей степени в Великобритании, но также и в Великобритании, в Японии – во всех развитых странах спортивное специализированное телевидение – это телевидение либо кабель, либо спутник, а за это нужно платить. То есть, ты становишься абонентом, подписчиком и платишь.

Что касается двух закрытий. Ну, с «Семёркой» всё гораздо проще: «Семёрка» существовала в рамках очень ограниченного бюджета. И не могла физически составить конкуренцию никому. А раз канал неконкурентоспособен, то соответственно, его надо либо закрывать, либо перепрофилировать.

Новый владелец, совладелец – правильно будет сказать канала, решил перепрофилировать.

Я не знаю, насколько там МузТВ приносит или не приносит владельцам прибыли, это, наверное, зависит скорее от бизнес-плана, а не от специализации канала. Так и произошло. Но, в общем, пострадали, с моей точки зрения, только любители мотоспорта.

А.НАСИБОВ: Но там были очень хорошие автогонки. Я с большим удовольствием смотрел колёса.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ты – колёса, тебе интересно, я – очень редко.

А что касается телеканала «Спорт», я хочу сказать, что

«Россия-2», уже было сказано, сохранит рейтинговые, самые прайдовые трансляции. Канал будет показывать олимпиаду. Я не знаю, какая часть олимпиады, мы же делим пополам, как равнозначные участники Европейского Союза Браткастеров, ВГТРК и ОАО Первый канал платят взнос пополам – 50%, поэтому каждую олимпиаду мы и делим пополам по деньгам. Какая часть олимпийских трансляций будет размещена на главном канале, на «России», а какая часть – на «России-2» — не знаю. Но это уже внутреннее дело ВГТРК.

Канал, к сожалению, изначально не был достроен. Такую сетку вещания, как имел телеканал «Спорт», — сетка вещания в угоду кому-то, причём сиюминутную угоду. Конечно, он разочаровывал, меня сильно разочаровывал. И не потому, что я хочу 24 часа в сутки смотреть баскетбол, у меня «НТВ-ПЛЮС» есть и дома, и на даче.

А.НАСИБОВ: Это было политическое решение в создании канала?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да. Это было политическое решение. И, если вы помните, было по ходу жизни канала ещё одно политическое решение было принято: «Мы не оставим российский народ без чемпионата страны по футболу».

А.НАСИБОВ: Рядового болельщика.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да. Клубам это было невыгодно. С точки зрения проведения самого регламента чемпионата РПС, Российскому Футбольному Союзу это было крайне невыгодно. В конечном итоге отказались, да? За те деньги, которые «НТВ-ПЛЮС» платит там 65 миллионов долларов, между прочим. Ну вот, а один – два матча в туре выносятся в трансляцию телеканала «Спорт», ну просто потому, что это Государственный канал и надо уступать. А так, если ты такой футбольный болельщик, есть этот пакет, очень дешёвый на «НТВ-ПЛЮС», в который входит канал «Наш футбол». А там все матчи каждого тура показаны в два дня. Смотри – не хочу.

А.НАСИБОВ: Так, без рекламы! Без рекламы!

Теперь по поводу вот этих танцев.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Не обижай, пожалуйста. Не обижай!

А.НАСИБОВ: Нет, хорошие, не буду…. Господи! «Ледниковый период».

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: «Ледниковый период». Я хочу сказать, что это ведь тоже, как сказать? Ну, не подражательство ни в коем случае, но это выбор того лучшего, что… Не надо изобретать велосипед, выбор того лучшего, что есть на ведущих мировых телеканалах. Такие шоу есть.

Наш проект «Ледниковый период» он просто лучший в мире, он самый богатый, самый красочный, самый богатый.

Хорошо ли это для профессионального фигурного катания? – Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Это и хорошо, потому что после того, как этот проект появился, приток детей вместе с их бабушками в секции детские спортивные школы по фигурному катанию по всей стране значительно выросли.

Был момент, когда невозможно было детского размера конёчки фигурные купить в магазинах – не хватало.

Ну, наверное, есть какие-то отрицательные вещи, потому что меньше внимания уделяют, смотрите Президент Федерации фигурного катания России Валентин Николаевич Писеев практически каждый раз в жюри конкурса. Он два рабочих дня выпускает. Меньше внимания он уделяет фигурному катанию и подготовке нашей сборной к олимпиаде в Ванкувере?

А.НАСИБОВ: Посмотрим, что будет лет через 10-15, когда вот нынешнее поколение детишек оно дорастёт.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Прогноз положительный.

А.НАСИБОВ: Прогноз положительный, потому что то же самое и с теннисом было, когда это стало государственным видом спорта во времена Ельцина.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: «Волна русских красавиц всё ещё накатывается на мировой теннис». Это не мой термин. «Волна русских красавиц» — это придумали американские телекомментаторы теннисные.

Вот. И соответственно чем шире основание пирамиды, пирамиды успеха в каком-нибудь виде спорта, тем соответственно большее количество на талантливость детей, людей проверены, тем больше оснований ожидать на вершине максимального результата – золотых олимпийских медалей.

А.НАСИБОВ: Смотрите, Плющенко. Плющенко, который…

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Не участвовал в «Ледниковом периоде».

А.НАСИБОВ: В «Ледниковом» — нет, но на Втором канале участвовал, да? В параллельном шоу, практически калька вашего шоу, была на Втором канале. Он участвовал там. И сейчас вернулся в большой спорт, и сейчас бьёт рекорды на домашних чемпионатах и собирается, как я понимаю, на олимпийские игры тоже.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Я бы памятник поставил, вот честное слово!

А.НАСИБОВ: Человек вернулся!

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Человек вернулся и не потому, что ему нужны деньги, что он хочет ещё заработать. Хотя, конечно, дай ему Бог, чтобы он заработал по максимуму.

У нас дырка, у нас в мужском одиночном катании огромная, зияющая дыра. И он собой, не молодой для фигурного катания спортсмен закрывает эту дыру, причём он, приехав в Ванкувер,

дай-то ему Бог обойтись без травм вот оставшиеся три месяца, он будет явный претендент на золото. И делает это он в первую очередь из патриотических чувств.

А.НАСИБОВ: Участие звёзд спортивных в шоу, будь-то шоу на льду, будь-то шоу на площадке для бальных танцев, а какие у нас были ещё похожие программы? Припомни.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, у нас ещё на Первом канале замечательная мульти-спортивная программа вот эта есть, когда соревнуются четыре сборные там: Россия, Украина, Китай и США, скажем. И проводят они всё время спортивные эстафеты. Это очень азартно.

А.НАСИБОВ: Я просто небольшой знаток, поэтому я с тобой советуюсь.

А привлечение спортивных звёзд и привлечение звёзд шоу-бизнеса поддерживает твой тезис о том, что спорт является частью шоу-бизнеса?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, конечно. А как же! Другое дело, что мы, в отличие от наших, это я уже с точки зрения телевизионного работника, не комментатора, а администратора телевизионного, в отличие от наших основных конкурентов, то есть, крупнейших телекомпаний, мы гораздо хуже раскручиваем спортивных звёзд, чем звёзд там поп, эстрады, ещё чего-нибудь.

А.НАСИБОВ: Но машина-то раскрутки примерно одна? Почему?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, просто мы никогда не пробовали, мы никогда вот не пробовали, понимаешь?

Когда-то при советской власти это было запрещено и не принято. А у нас было, кого раскручивать и в те годы, в годы СССР.

А.НАСИБОВ: У нас в «Голубом огоньке», в «Голубом огоньке» новогоднем, звёзды спорта принимали точно такое же участие, как и звёзды шоу-бизнеса. Тогда это не было шоу-бизнесом.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: А когда утюг включаешь, они были в утюге?

А.НАСИБОВ: В утюге не были. Ну, так извини…

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: А Алла Борисовна Пугачёва была даже в утюге. В этом всё дело! Частота упоминаний, ты же сам знаешь. Это, в общем, компьютер включаешь, набери фамилию «Плющенко» и набери фамилию «Киркоров». Я хорошо к Филиппу отношусь. Я его уважаю. А кажется, что Киркоров упоминается в своднике в этом, как они называются? В порталах упоминание Киркорова на порядок. В этом всё дело! Мы не умеем пока красиво и грамотно раскручивать спортивных звёзд.

Давай возьмём Мухаммеда Али, когда его раскрутили, да? А потом, когда он отказался участвовать в войне во Вьетнаме, его попробовали скрутить.

А.НАСИБОВ: Его раскрутили тогда у нас в стране, в Советском Союзе его раскрутили.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: У них в Америке не получилось – его дисквалифицировали, мордовали, его запрещали показывать на… Ну, там особенно ж не запретить, там вроде как цензуры нет.

Негласный запрет был. И всё равно, он был каждый день, где-нибудь да был.

И вспомни, потом, перед началом программы бой Али-Фрезер, который по политическим соображениям нельзя было проводить в Америке – ни в Чикаго, ни в Нью-Йорке, ни в Лосанджелесе, и его провели в Браззавиле, по-моему, в Африке. И этот бой вызвал всемирный ажиотаж. Али вернулся! Это, ну фантастическое… Вот так вот, вот так мы не умеем.

Понимаешь там, в моём любимом баскетболе звёзды, которые…

Я провёл эксперимент, результаты эксперимента меня очень удручили. Был турнир памяти папы в октябре месяце.

А.НАСИБОВ: Александра Гомельского.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Да. И я задавал там вопрос зрителям от 10-ти до 20-ти лет, в этом диапазоне. Приехал Арвидас Сабонис, я их спрашивал: «Знаешь, кто такой Сабонис»? Не знают.

Спросил у американского пацана: «Кто такой Майкл Джордан»? Это одногодки и, как сказать, современники, две мировые звезды – Джордан — в Америке, Сабонис – в Европе, потом в Америке.

Там имя Майкла Джордана знают все.

А.НАСИБОВ: Там на кроссовках написано, потому что, между прочим.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Вот интересная вещь! Кроссовки именная модель «Адидас Арвидас Сабонис» тоже были. Просто их потом сняли с производства.

А.НАСИБОВ: Ну что, подключим к разговору слушателей. Телефон прямого эфира: 363-36-59. Задавайте вопросы Владимиру Гомельскому, спортивному комментатору. Мы обсуждаем тему: «Спорт как шоу-бизнес».

А я задам вопрос от одного из наших слушателей. Он  просит поинтересоваться, на каком этапе находится процесс покупки Прохоровым клуба «НБА Нью-Джерси нед»? Вот Алексей спрашивает.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: В данный момент, вот уже неделя как, документы, а требуется одобрение, как минимум, в Совете, главный орган административный Национальной баскетбольной ассоциации – это Совет директоров. Там 31 член этого Совета — 30 представителей клубов и Дэвид Стерн как комиссионер Лиги.

23 человека должны проголосовать «за» для того, чтобы утвердить сделку.

Сам процесс рассмотрения этих документов может занять от трёх недель до трёх месяцев.

Так что, следующий и последний инициирующий шаг со стороны Прохорова сделан. Мы ждём результата.

А.НАСИБОВ: 363-36-59. Первый звонок.

Слушаем Вас, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

А.НАСИБОВ: Здравствуйте. Как Вас зовут? Откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ (со смехом): Меня зовут Виктор.

А.НАСИБОРВ: А почему посмеялись, Виктор?

ВИКТОР: А я еду в машине. И щёлкаю, щёлкаю, раз – услышал знакомый до боли голос: господи! Гомельский Володя, великолепный комментатор, товарищ, великолепный баскетболист.

А.НАСИБОВ: Спасибо! Задавайте вопрос. А все комплименты я ему скажу после эфира.

ВИКТОР: Вопрос: вот немножко, 2 слова о той великой команде, которая стала олимпийским чемпионом. Там, по-моему, главный тренер был Кондрашин. И немножко о Кондрашине.

Я знаю, что они с Гомельским, с отцом Володи не были в таком хорошем контакте. Но я это знаю.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Спасибо, Витя. Мне очень приятно, что ты позвонил.

72-й год, впервые американцы не стали олимпийскими чемпионами – олимпиаду выиграла сборная СССР. Памятный матч.

А.НАСИБОВ: Они всё-таки  получили медаль?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет. Медали лежат, серебряных призёров там уже осталось 11 человек. Вот кто-то умер. И вот комплект из 12 медалей лежит в сейфе Швейцарского банка.

Что касается нашей сборной, то, к сожалению, уже достаточно много человек ушло из жизни: Геннадий Георгиевич Вольнов, оба грузина: и Зурик Саканделидзе, и Мишико Коркия, и, естественно, Владимир Петрович Кондрашин.

Какая жалость! Величайший тренер и теоретик баскетбола, оказавший невероятное влияние на развитие вида спорта у нас в стране и в мире.

О каждом из этих игроков можно рассказывать легенды и часами.

Я, наверное, не буду этого делать, чтобы никого не обидеть из тех, про кого знаю истории.

А.НАСИБОВ: Следующий звонок. Алло!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте.

А.НАСИБОВ: Здравствуйте. А как Вас зовут? Откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Наталья. Санкт-Петербург.

А.НАСИБОВ: Слушаем, Наталья.

НАТАЛЬЯ: Вы знаете, меня волнует вопрос, о пять же, по телеканалу «Спорт» Российскому. И меня очень интересует: будут ли трансляции биатлона моего любимого, лёгкой и тяжёлой атлетики. Что значит «перепрофилировать»?

А.НАСИБОВ: Понятно, Наталья, прошу прощения. Владимир Гомельский всё-таки не является представителем, тем более официальным представителем телеканала «Спорт».

НАТАЛЬЯ: Ну, всё-таки, хоть что-нибудь.

А.НАСИБОВ: Ну, хоть что-нибудь, сейчас ответит.

НАТАЛЬЯ: Спасибо большое, спасибо!

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Биатлон – рейтинговые трансляции, и он будет сохранён, прямые трансляции биатлона в рамках телеканала. Вот сейчас начнётся Кубок мира, этапы Кубка мира. Трансляции будут на том, что будет называться «Россия-2».

А.НАСИБОВ: До января будут?

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: И после января будут. Он рейтинговый. Тут нужно сказать, что у нас, как это ни странно, футбол занимает первое место, фигурное катание – второе, биатлон занимает третье место, опережая хоккей. Так что, будут, будут!

А.НАСИБОВ: Опережая даже баскетбол.

В.ГОМЕЛЬСКИЙ: Баскетбол десятый, тут, как ни прыгай. Понимаешь? Это исторически так сложилось: баскетбол не входит в пятёрку самых популярных видов спорта в нашей стране.

А.НАСИБОВ: Интересно! Интересная статистика.

А.НАСИБОВ: Спасибо. Владимир Гомельский, спортивный комментатор. Мы обсуждали тему: «Спорт как шоу-битзнес» в рамках программы «Назад в будущее» на волнах радио «Эхо Москвы».

Программа «Назад в будущее» выходит в эфир, благодаря сотрудничеству с Общественным Советом Госкорпорации «РосАтом».

Ваши предложения и темы направляйте в блог Татьяны Фельгенгауэр на Интернет-сайте радио «Эхо Москвы».

А мы продолжаем приглашать в эфир тех специалистов по тем темам, которые вы обозначили две недели назад, когда мы с Татьяной проводили так называемую конференцию со слушателями. Обсуждали то, что вы хотели бы услышать в ближайших программах, какие темы и каких специалистов вы хотели бы услышать. Продолжаем выполнять ваши заявки и пожелания.

Я, Ашот Насибов говорю вам до свидания. Встретимся через неделю.




Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире