'Вопросы к интервью
НОВОСТИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Президент России Владимир Путин принял участие в совещании руководящего состава Вооруженных сил страны. В совещании также принимали участие председатель правительства Михаил Фрадков, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Госдумы Борис Грызлов, глава администрации президента Дмитрий Медведев, секретарь Совета безопасности Игорь Иванов, заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, министр обороны Сергей Иванов, глава МИД Сергей Лавров, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, директор ФСБ Николай Патрушев, начальник Генерального штаба Юрий Балуевский, первый заместитель министра обороны Александр Белоусов и другие военачальники. Военно-Морской Флот был представлен Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Владимиром Масориным, начальником Главного штаба ВМФ Адмиралом Михаилом Абрамовым, а также командующими флотами и объединениями. Владимир Путин как верховный главнокомандующий ежегодно встречается с высшим руководящим составом Вооруженных сил. Президент России, как правило, подводит итоги работы Минобороны за год, оценивает текущее состояние Вооруженных сил, а также ставит перед военачальниками задачи на перспективу.

Вчера, после совещания с руководящим составом Вооруженных сил РФ президент отдельно побеседовал с командующими войсками военных округов и флотами. В беседе приняли участие глава Минобороны Сергей Иванов, его первый заместитель Александр Белоусов, начальник Генштаба Юрий Балуевский, а также командующие войсками Ленинградского, Московского, Кавказского, Приволжско-Уральского, Сибирского и Дальневосточного военных округов. На встрече также присутствовали командующие Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами, командующий Каспийской флотилией.

Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота во главе с флагманом – гвардейским ракетным крейсером «Варяг» – 7 ноября совершил заход в порт Сингапур. Это первый визит отряда боевых кораблей Военно-морского флота России за всю 40-летнюю историю независимости этого островного государства, расположенного в самом сердце Юго-Восточной Азии. В состав отряда, которым командует заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Сергей Авраменко, входят два больших противолодочных корабля «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев», а также два судна обеспечения «Печенга» и «Калар».

Авиационная бомба весом в 100 кг времен Великой Отечественной войны обнаружена в районе памятника Герою Советского Союза Александру Космодемьянскому в пригороде Калининграда. Бомба была найдена саперами Балтийского флота при проведении планового обследования коллектора, примыкающего к мемориалу. Опасная находка была извлечена саперами и отправлена на полигон Балтийского флота для уничтожения.

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» посетили сотрудники Представительства МИД РФ в Калининграде. Глава ведомства Сергей Безбережьев подчеркнул, что этот визит — один из первых шагов по установлению шефских связей. Договор о сотрудничестве между Балтфлотом и Министерством иностранных дел был подписан еще в сентябре этого года. На «Настойчивый» морякам дипломаты привезли фрукты, молоко и телевизор в подарок. Также Сергей Безбережьев подтвердил намерение главы МИДа России Сергея Лаврова содействовать лучшим морякам эсминца в поступлении в высшие учебные заведения.

В Севастополе в Черноморском филиале МГУ открыт новый спортивный комплекс с бассейном. Финансировало строительство правительство Москвы, подрядчиком выступили строители Черноморского флота России. Директор Черноморского филиала МГУ Анатолий Кезин поблагодарил правительство Москвы и Черноморский флот за подарок. Параметры бассейна 50 на 21 метр. Максимальная глубина – пять метров. Четыре вышки: три, пять, десять с половиной и двенадцать метров. Вода нагревается до 23 градусов. Особая гордость – озонирование воды, а не хлорирование. Поздравить студентов и профессорско-преподавательский состав прибыл главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Масорин. Поздравления мэра Москвы Юрия Лужкова передал Олег Толкачев – член Федерального собрания России.

В рамках ежегодных сборов руководящего состава Вооруженных Сил РФ прошли сборы руководителей информационных структур Армии и Флота. Мероприятие проходило под руководством начальника управления информации и общественных связей Министерства Обороны РФ полковника Сергея Рыбакова. От Военно-Морского Флота в совещании принимали участие начальник Пресс-службы ВМФ, начальники пресс-служб Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Обсуждались вопросы улучшения качества информационной работы, большей открытости. Происходил обмен опытом между руководителями по вопросам организации мероприятий освещения жизнедеятельности войск и флотов.

О. ОРЕХОВА: Итак, новости прозвучали, так даже лучше, мы уже все знаем. У микрофона Ольга Орехова, добрый вечер, уважаемые слушатели, здравствуйте, господа офицеры. Игорь Дыгало, Игорь Бурмистров, как всегда, в этой студии.

И. ДЫГАЛО: Добрый вечер.

Д. БУРМИСТРОВ: Добрый вечер.

О. ОРЕХОВА: И я приветствую нашего гостя, заместителя председателя совета Союза моряков-подводников ВМФ, контр-адмирала, легендарного подводника, одного из командиров атомной подводки К-19 Бекетова Юрия Флавиановича. Здравствуйте.

Ю. БЕКЕТОВ: Добрый вечер.

И. ДЫГАЛО: На стеньгах поднят флаг командира соединений подводных лодок. Я правильно говорю, Юрий Флавианович?

Ю. БЕКЕТОВ: Ну, почти, да.

О. ОРЕХОВА: У нас существует такая традиция: после официальной информации, которая звучит в новостях, мы даем слово Игорю Дыгало и Дмитрию Бурмистрову, которые добавляют живых впечатлений. Игорь, вы, наверное, общались с теми, кто присутствовал на встрече с президентом. Что они рассказывают?

И. ДЫГАЛО: Да, я непосредственно там участвовал. Такие сборы руководящего состава всех вооруженных сил и флотов и руководства Военно-морского флота происходит ежегодно. Было сделано несколько очень существенных заявлений. Министр обороны в своем докладе заявил, что гособоронзаказ с 2006 года сразу вырастет на 54 миллиарда рублей и составит 237 миллиардов рублей. Это больше не только показателей прошлого года, но и объемов выручки от торговли оружием на мировом рынке. Что позволит нам эта сумма сделать в вооруженных силах? Это позволит перейти от единичных закупок опытных образцов вооружений и военной техники к серийным закупкам. Другое основание: армия ждет не только серьезного переоснащения по всем видам вооружений и техники, но и роста интенсивности боевой учебы. Те, кто следит за новостями ВМФ, ощущают, что активность ВМФ возросла. В 2005 году вооруженные силы провели 50 крупномасштабных учений, это существенная цифра. Военно-морской флот провел 11 учений и совершил 28 дальних походов. Этот факт отметил президент Владимир Путин, заявивший, что в целом доволен уровнем боевой подготовки и выучки российских военнослужащих. География этих учений — от Баренцева моря до Тихого океана плюс Китай, Индия, Узбекистан. Все это дает основания сделать вывод: реализуется принцип превентивности обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Хочу добавить также, что сегодня начались — казалось бы, незаметное событие, но оно очень важное для флота — в Доме офицеров Кронштадтского морского собрания начались традиционные Константиновские чтения, целью которых является определение роли и личности Великого князя в истории и флоте, а князь — это Константин Николаевич, он был первым попечителем Кронштадтского морского собрания. Именно с Кронштадта в восьмилетнем возрасте генерал-адмирал впервые в своей жизни вышел в морской поход. Перед открытием чтений было зачитано обращение главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина. Приветствуя участников мероприятия, главнокомандующий выразил уверенность в том, что глубокий анализ жизни и деятельности многогранной по своим талантам личности позволит выработать правильные ориентиры воспитания и обучения новой плеяды военных моряков, а нам это очень важно. Вот те дополнения, которые я хотел сделать.

О. ОРЕХОВА: Спасибо тебе. И переходим к основной теме сегодняшней программы, звучит красиво, как всегда красиво: «Рыцари морских глубин. К столетию подводного флота». Давайте сразу скажу вам вопрос викторины. Что такое шпация? Такой вот вопрос. Как всегда, ждем ваши ответы на пейджер. У нас, кстати, поменялся номер пейджера 725-66-33. Разыгрываем сегодня четыре кассеты и на каждой кассете песни флота, соответственно, Северного, Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского.

И. ДЫГАЛО: Я добавлю, что это уникальные кассеты, поскольку собрать песни, которые поют в кубриках матросы, которые поют офицеры дома, собрать песни, которых не знают, поэтому не думайте, что это просто подборка. Она сделана непосредственно Морским собранием.

Д. БУРМИСТРОВ: И, естественно, надо добавить, что данные песни представлены в студию непосредственно Большим Капитаном.

О. ОРЕХОВА: Байки Большого капитана можно будет услышать в нашей программе, как всегда, в середине часа, а до того свяжемся с Сергеем Вьюгиным, который был у нас однажды в студии, президент Российской молодежной морской лиги. Если помните, был у нас в эфире, рассказывал про молодых моряков, пятнадцатилетних капитанов, и мы узнаем у Сергея, где сейчас находится «Крузенштерн», как чувствуют себя молодые моряки, это все где-то в 23.25. А сейчас «Рыцари морских глубин». 19 марта 2006 года, совсем скоро уже, можно сказать, Россия отметит столетие подводного флота. Мы решили начать отмечать немного заранее. Сто лет — дата круглая, это, конечно, не миллениум, но тем не менее. Все серьезно, сто лет, и посчитали, что можно об этом поговорить уже сейчас. Давайте начнем с основания. Еще при Петре I некто Ефим Никонов, крестьянин из Подмосковья, придумал потаенное судно, которое могло погружаться на глубину 4,5 метра, ну и что оно из себя представляло?

И. ДЫГАЛО: Это, я думаю, вопрос известному подводнику, но вообще я жутко хочу все это время, что я служу на флоте, поспорить относительно этих ста лет. Понятно, что это со времени указа, но все-таки так хочется, чтобы отсчет велся именно с Ефима Никонова. Почему мы не ведем этот отсчет? Юрий Флавианович, расскажите.

Ю. БЕКЕТОВ: Ну, поспорить можно, говорят, в споре рождается истина. Никонов, конечно, это история России, история российского флота, так называемого подводного флота, хотя это совершенно был не подводный флот, это было просто предложение, идея вот этого русского крестьянина сделать судно, которое бы ныряло, могло бы как-то подходить под водой скрытно.

О. ОРЕХОВА: Но он не просто предложил, он же создал его. Я видела картинку: такая бочка с веслами.

Ю. БЕКЕТОВ: Он создал, но в принципе после смерти Петра I эта идея была похоронена фактически. Это представляло собой бочку нормальную, которая могла погружаться, были трубки, которые могли воздух…

О. ОРЕХОВА: Там был шланг…

Ю. БЕКЕТОВ: Шлангов не было, это были какие-то…

И. ДЫГАЛО: Резины не было.

Ю. БЕКЕТОВ: В принципе, она закончилась ничем, это была первая попытка. Хотя я знаю, что запорожские казаки, они с трубками такими камышовыми во рту переплывали Днепр и, в общем-то, это тоже было одной из подводных служб.

И. ДЫГАЛО: Кстати говоря, Украина сейчас возгордится, наверное, потому что они еще свои «чайки», вот эти шаланды, переворачивали и под ними тоже подходили.

Ю. БЕКЕТОВ: Ну, это сейчас Украина вдруг стала каким-то суверенным государством, а, в принципе, мы все вышли из одной, так сказать, из Руси.

О. ОРЕХОВА: А когда после Ефима Никонова уже снова вернулись к разработкам подводных лодок?

Ю. БЕКЕТОВ: Было несколько проектов. Это были и Джевецкого, и Александрова, и Якоби, там было много, которые, в принципе, пытались создать настоящее подводное судно. Единственное, когда на флот пришло электричество, уже создавали более или менее ту лодку, которая могла нормально какое-то время находиться под водой, управляться. Но столетие подводного флота празднуется, начиная с 19 марта, а по старому стилю с 6 марта 1906 года. Почему? Потому что да, первое боевое применение подводных лодок, именно боевое применение, было во время русско-японской войны, когда лодки выполняли дозорную службу, выходили на Порт-Артуре, и японцы, видя и зная об их присутствии, они, в принципе, остерегались этих кораблей. Это первое боевое применение. Однако, все эти подводные лодки тогда назывались, начиная от «Дельфина» — первой лодки, они назывались миноносцами — миноносец «113», или миноносец «Граф Шереметьев», а в 1906 году 6 марта по старому стилю, а 19 по новому, указом царя-императора Николая II был создан новый род военно-морского флота — это подводные лодки. Они были названы подводными лодками, они были объединены в соединения подводных лодок, они были переименованы, как, например, миноносец «Граф Шереметьев» стал подводная лодка «Граф Шереметьев». Вот с этого времени мы считаем, что это было рождение нашего подводного флота. Не просто каких-то подводных лодок, а именно подводного флота. Вот 19 марта будет ровно сто лет.

О. ОРЕХОВА: И как флот потом развивался? До создания атомных подводных лодок что происходило?

Ю. БЕКЕТОВ: Подводный флот, конечно, вошел в историю нашей родины, нашей страны — России, Советского Союза, как наиболее ударный вид военно-морского флота. Подводные лодки проявили себя и в период первой мировой войны, наши подводники хорошо выполняли задания, были прекрасные у них атаки.

И. ДЫГАЛО: А на сколько они могли погружаться, вы не помните?

Ю. БЕКЕТОВ: Погружения были где-то на 20, 30 метров, и находились они несколько часов, потому что не было системы регенерации воздуха. То есть, вы знаете, человек вдыхает кислород вместе с азотом, а выдыхает углекислый газ, и накопление углекислого газа, CO2, оно в больших процентах, более 1,5%, действует отрицательно на организм человека, поэтому эта проблема решалась и в конце была решена за счет регенерации воздуха.

О. ОРЕХОВА: Юрий Флавианович, мы сейчас уже вызваниваем Сергея Вьюгина, у нас минута. Можем мы с вами эту минуту потратить на то, чтобы вы рассказали, просто еще до того, как появились атомные подводные лодки, на что делался упор при разработке лодок?

Ю. БЕКЕТОВ: Первое — на их боевое оснащение.

И. ДЫГАЛО: То есть здесь имеются в виду тараны?

Ю. БЕКЕТОВ: Во-первых, они несли мину. Торпеда — это самодвижущаяся мина так называемая, это первое. Во-первых, это средство скрытное и удар его внезапный. То есть мог наносить удар внезапно — вдруг взрывается, откуда?

Д. БУРМИСТРОВ: Поэтому суда назывались потаенные.

Ю. БЕКЕТОВ: Да, потаенное судно. И в истории очень много фактов. Вот в Англии, я помню из истории, когда там одна подводная лодка уничтожила чуть ли не половину боевой эскадры кораблей. Вот такие были в истории случаи.

О. ОРЕХОВА: Хорошо. Теперь, давайте, ненадолго всплывем.

Ю. БЕКЕТОВ: В какое положение — надводное или перископ?

О. ОРЕХОВА: В надводное однозначно, потому что сейчас мы уже находимся на барке «Крузенштерн».

Ю. БЕКЕТОВ: То есть продуваем балласт, короче говоря.

О. ОРЕХОВА: Договорились. И я приветствую в нашем эфире Сергея Вьюгина, президента Российской молодежной морской лиги. Сергей, добрый вечер.

С. ВЬЮГИН: Добрый вечер.

И. ДЫГАЛО: Сергей, президент, здравствуйте, дорогой.

Ю. БЕКЕТОВ: Сережа, добрый вечер, это Бекетов.

С. ВЬЮГИН: Юрий Флавианович, добрый вечер, рад, что у вас бодрый голос.

Д. БУРМИСТРОВ: Приветствую, Сережа.

С. ВЬЮГИН: Товарищ президент – вот случай, президент докладывает подводнику адмиралу – доложите-ка, пожалуйста, нам, товарищ президент, а именно Юрию Флавиановичу, где сейчас наш барк «Крузенштерн», известный барк, который мы сопровождаем и мысленно с ним? Расскажите, пожалуйста.

С. ВЬЮГИН: Дорогие слушатели, уважаемый Юрий Флавианович, докладываю. Барк «Крузенштерн» вчера утром зашел в порт Монтевидео, на борту все в порядке, все живы-здоровы.

О. ОРЕХОВА: Тогда такой вопрос. пару недель назад прошла информация о том, что курсанты Сургутской школы выживания «Беркут», чье пребывание на барке должно закончиться где-то в конце ноября, там какая-то возникла проблема, выросли цены на авиабилеты, и говорили о том, что ребята не смогут вернуться домой из Уругвая в Сургут. Вы решили эту проблему уже?

С. ВЬЮГИН: Оля, дорогая, проблемы такой не было. Полагаю, что это была чья-то провокация. Уже три недели, как были приобретены билеты и дети вылетают домой.

О. ОРЕХОВА: Вот и разъяснили обстановку.

И. ДЫГАЛО: Сергей, а там были какие-то проблемы с визовым режимом по Гонолулу. Они разрешены?

С. ВЬЮГИН: Да, буквально в понедельник в половину второго, мы надеемся на доброе отношение работников американского посольства, которые примут группу московских юных моряков для собеседования и, возможно, выдадут визу.

И. ДЫГАЛО: Сереж, я следил за подготовкой «Крузенштерна» к плаванию, там были существенно модернизированы системы навигации и вся техническая оснастка. Как сейчас функционирует это все?

С. ВЬЮГИН: Блестяще.

И. ДЫГАЛО: Потому что паруса, они не подводят, а вот здесь как?

С. ВЬЮГИН: Паруса не подводят, радиоэлектронные системы наблюдения, навигации, обстановки работают просто великолепно и, дай Бог, нашим боевым кораблям в ближайшем будущем получить то, что сегодня есть на «Крузенштерне».

Д. БУРМИСТРОВ: Сереж, а кто заменять будет тех курсантов, которые сейчас находятся на барке?

С. ВЬЮГИН: Сейчас, как я ранее сказал, группа юных моряков города-героя Москвы готовится к убытию в город Монтевидео.

И. ДЫГАЛО: Сергей, и последний вопрос. Там есть группа военно-морских курсантов. Как они, заняты? Они по корабельному расписанию…

С. ВЬЮГИН: Более чем заняты, Игорь, и самое интересное, к чести нашего флота эти пятеро ребят, пятеро курсантов военно-морских учебных заведений постоянно выделяются, отмечаются командованием корабля, как самые лучшие.

И. ДЫГАЛО: Спасибо за теплые слова.

О. ОРЕХОВА: Большое спасибо. Сергей Вьюгин, президент Российской молодежной морской лиги. Спасибо, и в середине часа мы продолжаем еще оставаться на плаву. Байки Большого Капитана.

ФЛОТСКИЕ БАЙКИ БОЛЬШОГО КАПИТАНА

Эта байка будет хорошо знакома тем морякам, которые прошли боевую службу, особенно в 70-е годы, когда наши корабли ходили морем много, и североморцы часто бывали в Средиземном море, практически все океаны, и везде находились наши и надводные корабли, и подводные лодки. И в период боевых служб случалось много интересных моментов, которые остались в памяти. В частности, в середине 70-х годов в очередной раз в Средиземное море пришел наш крейсер «Киев», авианосец, наш первый авианосец. Ну, корабль с авианосным вооружением правильнее назвать. После обеда личный состав, свободный от вахты, загорает, погода прекрасная, нейтральные воды. Иногда над «Киев» зависает вертолет потенциального противника, покружит-покружит, приблизится и фотографирует, как моряки говорят, коробку в целом и отдельные узлы в частности. Разведка. Советским военным морякам, в общем-то, с облупленными от солнца носами и лохматыми от солнца же спинами это кружение и грохот лопастей над ухом в конце концов надоели. Один из мичманов, как был, в зеленых плавочках, заведующий системой, связанной с пожаротушением на летной палубе, почесал себе макушку и что они придумал: он включил водяную пушку, которая есть на палубе, если что-то случается с авиацией, тут же тушится пожар, и через некоторое время по вражеской стрекозе, по вертолету, был нанесен такой упреждающий удар. Представьте себе, внутри хрупкого вертолета, висящего в 10 метрах над палубой военного корабля, когда к вам в кабину влетает мощнейшая струя воды. Все мгновенно промокает и замыкает, вертолет крутится на вершине фонтана, как мокрая муха, кренится в сторону, летит к волне и едва не рушится в море, а о палубу «Киева» звонко и в мелкие брызги разбивается фотокамера «Никон», дорогая фотокамера. Ну, в общем-то, инцидент был исчерпан, вертолет улетел, до международного скандала не дошло, мичману влетело, но никто его серьезно не наказал, потому что можно было проверять часы – в 13 и 17 часов над нашими кораблями в море всегда зависали разведчики, и боролись с ними по-разному, иногда просто в качестве того, чтобы посмеяться над нашим вероятным противником, иногда борт поворачивался, моряки просто для хохмы снимали штаны, чтобы показать, как говорится, что не страшен их звериный империалистический оскал. Ну, юмор всегда на флоте помогал, помогал и в такой ситуации, тем более, когда корабль долго в море, здесь все эти шутки и флотские придумки сыграли и играли свою роль.

О. ОРЕХОВА: Михаил Анатольевич Краснов, капитан I ранга, заслуженный работник культуры. И я предлагаю уже подвести итоги викторины. Если вы помните, мы задавали вам вопрос, что такое шпация. Я вижу правильный ответ: шпация – это расстояние между двумя шпангоутами. Тут, конечно, возникает вопрос, что такое шпангоуты, сейчас попросим дать на него ответ. Сначала скажу имя победителя – Михаил из Казани, 8-917-220, Михаил, поздравляем вас и четыре кассеты с песнями разных флотов – вот как раз четыре у нас флота и четыре кассеты, все поровну – получаете вы, Михаил из Казани.

И. ДЫГАЛО: Поздравляем, Михаил, если вы не сможете приехать, у нас периодически в город Зеленодольск приезжает делегация главного штаба, и в Казань также, поскольку мы имеем связи по шефской линии и там есть завод прекрасный судостроительный. Мы можем вам привести эти кассеты.

О. ОРЕХОВА: А что такое шпангоут?

И. ДЫГАЛО: А что такое шпангоут, Юрий Флавианович? Вы, как подводник?

Ю. БЕКЕТОВ: Это, в принципе, устройство набора корпуса корабля, которое крепит его в вертикальном положении. Есть горизонтальный набор, это бимсы, есть вертикальный – это шпангоут.

И. ДЫГАЛО: Это скелет корабля.

Ю. БЕКЕТОВ: Скелет корабля, на который крепится корпус, тот самый металл.

И. ДЫГАЛО: Юрий Флавианович, давайте вернемся к важнейшей теме: вы участвовали в Аргентине в Конгрессе подводников. Это 42-й Международный конгресс.

Ю. БЕКЕТОВ: Мар-дель-Плата, которая недавно у нас тут гремела с пожарами.

И. ДЫГАЛО: Кто был в составе делегации и о чем вы там говорили? Насколько я знаю, там было более двухсот подводников из 13 стран мира?

Ю. БЕКЕТОВ: В Аргентине, это была традиционная встреча Международной ассоциации подводников, которая уже встречалась 42-й год, подводники мира встречаются на таких мероприятиях. Ни один вид или род вооруженных сил не имеет такого прецедента. И российскую делегацию представляла объединенная делегация Санкт-Петербурга, Москвы. У нас были ветераны из Казани и даже из Казахстана. Была единая такая наша делегация России.

О. ОРЕХОВА: А какие еще страны там были?

Ю. БЕКЕТОВ: Там было 13 стран. Я помню, там была Украина, американская делегация, была Германия, Перу, Чили…

О. ОРЕХОВА: Интересно, какого возраста участники делегации, там были ветераны второй мировой войны с обеих сторон и как они общались?

Ю. БЕКЕТОВ: Нет, уже ветеранов второй мировой войны там, естественно, не было.

И. ДЫГАЛО: А подводники немецкие, которые смотрели на нас в перископ, были такие?

Ю. БЕКЕТОВ: Нет, таких уже не было, это уже очень пожилые люди, которым, может быть, даже трудно лететь через океан, а 14 часов над Атлантическим океаном это занятие такого, не очень большого удовольствия. Но во всяком случае там было 13 делегация, в каждой делегации было порядка 10, 20, 3-х человек, где-то порядка 200-250 человек было. Особенно большой был контингент хозяев – аргентинских моряков.

И. ДЫГАЛО: А там есть подводный флот?

Ю. БЕКЕТОВ: Да, там есть подводный флот. В Мар-дель-Плата базируется две подводных лодки. Это немецкой постройки, уже старенькие подводные лодки, они очень внимательно к ним относятся, хорошо обслуживают, они на ходу. И, что интересно, ведь в Аргентине испанский язык, и флот называется армадой. Командир армады, например.

О. ОРЕХОВА: А там же, наверное, помимо протокольных мероприятий проходили еще неофициальные встречи?

Ю. БЕКЕТОВ: В принципе, программа рассчитана на три дня. Это общение, это знакомство с достопримечательностями города или страны…

И. ДЫГАЛО: Я вас перебью, там же форум, вот этот конгресс, он ставит перед собой цель наладить взаимодействие подводников. А в чем выражается это взаимодействие?

Ю. БЕКЕТОВ: Я помню, что на 41-м Конгрессе в Одессе была предложена одесситами Хартия подводников, но вот на 42-м Конгрессе эту Хартию в принципе отвергли, поскольку, сказали, это не политизированная организация, это добровольное сообщество международных ветеранских организаций.

И. ДЫГАЛО: Подводный флот вне политики, одним словом.

Ю. БЕКЕТОВ: В принципе, да, потому что Хартия, она уже предусматривает какие-то устои, какие-то законодательные, уже ставит в какие-то рамки, где нельзя выйти, нельзя войти, поэтому все это было отвергнуто.

И. ДЫГАЛО: Юрий Флавианович, вот ваш коллега по образованию, минер, Дмитрий Бурмистров хочет задать какой-то вопрос, я смотрю.

Д. БУРМИСТРОВ: Я хотел просто спросить, а вот как люди, которые в глаза друг друга не видят, то есть «надводники», они обычно борт о борт стоят, они друг друга видят, а тут встретились люди, которые под водой ощущают присутствие соседа, вот как они на берегу себя ощущали?

Ю. БЕКЕТОВ: Ну, я хочу сказать, что вот это, видимо, такое братство подводное, оно, наверное, единое, потому что человек, который погружается под воду, это же ведь люди себя ввергают в экстремальную ситуацию, они постоянно присутствуют в этой экстремальной ситуации. И не только они ради этого, но ради того, чтобы выполнить какую-то задачу, поэтому это любой человек, физиология его, попадая в эти экстремальные ситуации люди, в принципе, понимают, что у нас одинаковые были, одно и то же давление, то же СО2, тот же океан, это как-то людей сближает, хотя…

Д. БУРМИСТРОВ: Есть такая профессия – защищать родину.

Ю. БЕКЕТОВ: …хотя мы были и противниками, вот с американцами были противостояния.

О. ОРЕХОВА: Катастрофически не хватает времени, а есть еще темы, о которых невозможно не поговорить. Очень хотелось вот, о чем сказать. Мы поговорили о том, что было до Великой Отечественной войны с флотом, дальше появились атомные подводные лодки, ну и я знаю, что последнее время основные средства и вообще основные силы тратят на то, чтобы совершенствовать систему безопасности лодок…

И. ДЫГАЛО: И средств спасения.

О. ОРЕХОВА: Да, и средств спасения, в том числе, то есть постоянно идет работа над тем, чтобы лодки были по максимуму бесшумными, потому как это основная система безопасности.

Ю. БЕКЕТОВ: Нет, это не так.

И. ДЫГАЛО: Не раскрывайте секретов, товарищ адмирал.

Ю. БЕКЕТОВ: Во-первых, шумность лодки – это ее скрытность. Во-первых, лодка – это корабль, она плавает скрытно. Если она не плавает скрытно, это уже не подводная лодка, это уже цель, которая уничтожается первой и мгновенно. А с точки зрения безопасности – это возможность спасения экипажа в случае всяких экстремальных условий.

И. ДЫГАЛО: Юрий Флавианович, определенные средства, которые были выделены правительством после катастрофы АПЛ «Курск» – извините за то, что напоминаю эту трагическую страничку, номы учимся на этом, и на авариях тоже – они были потрачены как раз на модернизацию поисково-спасательных сил и средств, и существенная работа уже проведена и на Северном флоте, и на других флотах. Вот такой очень важный вопрос. В Одессе вы открывали памятники Маринеску и Степану Джевецкому, изобретателю первой лодки, а вот сейчас, в год столетия подводных сил, будет ли что-то открываться здесь, в России, памятники или какие-нибудь монументы, что будет нам напоминать о героическом пути?

Ю. БЕКЕТОВ: В данном случае мы находимся на полпути подготовки к международному конгрессу, который соберется в мае следующего года…

И. ДЫГАЛО: А почему именно Москва? Я слышал спорные момент – Петербург или Москва?

Ю. БЕКЕТОВ: Мы, в принципе, убедили, поскольку 39-й конгресс был в Санкт-Петербурге, и поэтому следующая очередь, видимо, в год столетия подводного флота мы приехали в Аргентину, чтобы доложить мировому сообществу, что Москва готова. Мы имеем приглашение Юрия Михайловича Лужкова принять подводников, международный конгресс именно в Москве, и с нами все согласились, потому что в Москве многие не бывали. Обычно эти встречи бывают в таких вот, Мар-дель-Плата и так далее, а мы – в столице нашей родины, нам есть, что показать и о чем сказать.

О. ОРЕХОВА: Бекетов Юрий Флавианович сейчас в нашей студии, и еще в анонсе говорили о том, что Юрий Флавианович командовал атомной подводной лодкой К-19, небезызвестной лодкой, трагедия на которой даже легла в сюжет фильма голливудского, где главную роль сыграл Харрисон Форд, если помните, так и назывался фильм «К-19». Скажите, пожалуйста, вы в каком году служили, до трагедии, после трагедии?

Ю. БЕКЕТОВ: Я служил после трагедии. Во время трагедии был первый командир Николай Владимирович Затеев, сейчас его нет с нами, он ушел из жизни, и, как говорится, царство ему небесное. Я на подводной лодке служил старшим помощником с 1965 года, а потом два года командиром, с 1967 по 1969 годы.

О. ОРЕХОВА: А авария произошла в 1961?

Ю. БЕКЕТОВ: 4 июля 1961 года. Как правило, экипаж каждый год собирается на Кузьминском кладбище, где имеется могила этих товарищей.

И. ДЫГАЛО: да, монумент там такой. Вы ходили на боевую службу на этой лодке?

Ю. БЕКЕТОВ: Да, я ходил на боевую службу на этой лодке, я водил боевой состав, я выполнял ракетные стрельбы на этой подводной лодке, и я хочу сказать, что у нас аварий не было, хотя были нюансы, которые неизбежны. Лодка была объявлена в 1967 году лучшей подводной лодкой советского военно-морского флота, и лодка была награждена переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ «Лучшей подводной лодке военно-морского флота».

О. ОРЕХОВА: Вы же, наверное, знаете лично кого-то из экипажа, кто был во время аварии?

Ю. БЕКЕТОВ: Да, я знаю, мы встречаемся постоянно. У нас имеется такой коллектив этого экипажа, я был тоже в первом экипаже этой подводной лодке, но я уже был позже, но, в принципе, с первым экипажем, фактически они меня избрали своим командиром, и с экипажем мы постоянно занимаемся нашими общими задачами.

О. ОРЕХОВА: Может, вы знаете какие-то подробности аварии?

Ю. БЕКЕТОВ: Мы помогаем вдовам. У нас прекрасные отношения. У нас от экипажа осталось 56 человек, а было 128 человек, все ушли в мир иной. Мы помогаем вдовам, внукам, подводникам, сейчас очень много надо помогать. У нас есть такой наш добрый товарищ, это Республиканский трастовый банк, который взял на обеспечение вдов К-19 и ветеранов, которые нуждаются.

И. ДЫГАЛО: Юрий Флавианович, вы согласитесь, наверное, со мной, что столетие подводного флота мы должны не только путь наших трагических моментов вспоминать, но и славные дела, и то, что вы сказали, что лодка была лучшая, очень важно, потому что все ее клеймят, как самую несчастливую.

Ю. БЕКЕТОВ: Не знаю, я был на ней счастливым, я с удовольствием гордился, это первый ход, когда мне довелось самостоятельно ходить в море, и командовать этим кораблем. Я очень доволен и очень рад, что я был именно… Чувство такое командира корабля, оно никогда не может быть безразличным.

О. ОРЕХОВА: Вы же смотрели фильм «К-19»?

Ю. БЕКЕТОВ: Да, я был на презентации фильма.

О. ОРЕХОВА: Я знаю, что очень много было негативных откликов об этом фильме, у меня даже есть тут выдержка, особое возмущение посмотревших фильм членов экипажа вызвали сцены неповиновения и даже бунта офицеров, не подчинившихся приказам капитана, и тут Борис Кузьмин, который служил на К-19 говорит о том, что не подчиниться капитану для экипажа немыслимо, никакой паники не было, ну и так далее.

Ю. БЕКЕТОВ: Да, как командир подлодки я могу сказать, что такого у нас, да и, я думаю, на любом флоте быть не может, потому что командир, когда лодка несколько месяцев находится в море, когда экипаж не видит ни земли, ни неба, командир иногда в перископ смотрит, все идет так, что командир – это тот человек, который первый после Бога на подводной лодке.

И. ДЫГАЛО: Да, об этом снимали фильм.

Ю. БЕКЕТОВ: И чтобы его арестовывать или как-то – это вообще-то безумие, просто безумие.

И. ДЫГАЛО: Сцена была переделана, я знаю, что был протест ветеранов по этому поводу, справедливый протест, поэтому сценарий существенно был переделан.

Ю. БЕКЕТОВ: И «К-19», я скажу, это блокбастер американский, в чисто американском стиле, то, что там показано, такого в жизни, в природе не может быть.

О. ОРЕХОВА: Остается буквально пять минут до конца программы и мы начинаем принимать звонки в прямом эфире. 203-19-22 наш телефон. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Александр, город Щелково Московской области. У меня такой вопрос к гостю программы. После недавних событий в Охотском море президент России Владимир Владимирович Путин, было о проведении всеобщей как бы проверки состояния не только военно-морского флота, вообще всей армии. Мне бы хотелось узнать, что творится сейчас в военно-морском флоте, была ли такая проверка на самом деле и как вообще состояние нашего флота?

И. ДЫГАЛО: Скорее, это вопрос ко мне. Александр, о каких событиях в Охотском море вы говорите? Дело в том, что у нас не было никаких событий в Охотском море, насколько я знаю, у нас были события в Баренцевом море и мы уже четко оговорили этот вопрос, это международное морское право. Военно-морской флот действует в правовом поле этих законов незыблемых, поэтому все действия оцениваем нормально.

О. ОРЕХОВА: Добрый вечер, алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Леван, я из Москвы. Я хочу спросить товарища контр-адмирала, Юрий Флавианович, я знаю, что подводной лодкой рулит рулевой, а в некоторых художественных фильмах это делает боцман, имеется в виду на дизельных лодках. А кто на самом деле рулит? Благодарю.

И. ДЫГАЛО: Кто у рулей?

О. ОРЕХОВА: Спасибо.

Ю. БЕКЕТОВ: Вообще-то современным кораблем атомным рулят приборы и системы, как автопилот. А контролирует вот тот же боцман, который является старшиной команды рулевых сигнальщиков на подводной лодке, он просто смотрит за показаниями прибора, и в случае чего он сам не рулит, как баранку крутят влево-вправо…

И. ДЫГАЛО: Ответ адмирала – боцман.

О. ОРЕХОВА: Еще у нас есть вопрос. Добрый вечер, алло?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Алла Владимировна. С вами говорит вдова капитана I ранга, участника войны, подводника. Сейчас его нету два года, 52 года мы с ним прожили, начинали мы с города Полярного.

И. ДЫГАЛО: Я там служил.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Потом Ведяево еще тоже.

И. ДЫГАЛО: Я там служил.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вопрос такой. Объясните, пожалуйста, вот у меня подрастает внук, я бабушка, чем объяснить, что мы, дед, сын у меня подводник, а детей своих, внуков никто не отдает в училище?

О. ОРЕХОВА: Это вопрос к кому?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну хотя бы к Дыгало.

И. ДЫГАЛО: Хорошо, отвечу. Я думаю, что прежде всего это тяжелое время – начало 90-х – когда авторитет службы плавсостава, авторитет военно-морской службы, даже не авторитет, а престиж был снижен вследствие социально-экономических условий, которые сложились, трудного времени, но переломный период наступил и с 2000 года конкурсы в училища военно-морские поднялись, ребята идут, вопрос очень такой больной, задевает сердце, поскольку сам учился, и мы, конечно же, хотим, чтобы ребята шли, и я могу уверить вас, и будьте спокойны, служба военного моряка будет всегда привлекать мальчишек, потому что это романтика, это риск, здоровый риск, хороший риск, это серьезная работа, это работа в море, поэтому служба всегда будет привлекательна, и моряки переживали еще не такие времена. Отдавайте своего внука, мы его возьмем.

О. ОРЕХОВА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алексей из Москвы. Полки наших магазинов заполнились различными воспоминаниями рыцарей рейха, где мягко говоря, пишется, что подводники нашего Балтийского флота не потопили ни одного корабля, попусту расстреливали торпеды, где себя противники выставляют, скажем так, в выгодном свете. Вот вопрос нашим гостям, не усматривают ли они в такой массе выброшенных материалов хорошо проплаченную пропагандистскую кампанию по дискриминации русского народа?

И. ДЫГАЛО: Я думаю, это прежде всего рынок, и мы преодолеем эту ситуацию, у нас есть маринисты достойные, у нас есть, о чем говорить.

Д. БУРМИСТРОВ: И тем более, любой военно-морской офицер учится и на ошибках и на победах не только родных, но и вероятных противников, так что это, я думаю, полезно и для нас.

И. ДЫГАЛО: Алексей, вопрос очень хороший, изобилие литературы сам наблюдаю, изобилие материалов в Интернете, где оспариваются победы наших подводников, тоже наблюдаю. Все это неправда, все это, конечно, пропаганда. С нашей стороны будет контрпропаганда, и у нас есть, о чем говорить, у нас есть контраргументы, у нас есть герои-подводники. Сходите на фильм «Первый после Бога».

О. ОРЕХОВА: Очень жаль, пора заканчивать, как всегда, время прошло очень быстро.

И. ДЫГАЛО: Как всегда, не хватает времени.

О. ОРЕХОВА: Бекетов Юрий Флавианович, контр-адмирал, был с нами, большое спасибо. Игорь Дыгало, Дмитрий Бурмистров, это пресс-служба ВМФ, вела программу Ольга Орехова. Ну и мы продолжаем наше плавание, в порт «Эха Москвы» снова вернемся в следующий четверг.

И. ДЫГАЛО: Итак, песня для тех, кого мы любим и кто нас любит.

ПЕСНЯ



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире