ЭЛИНА НИКОЛАЕВА: Меня всегда интересовало, глядя на стада огромных грузовиков, бороздящих наши дороги, куда и зачем они едут. Чего везут? Кто сидит за рулем и на кого они работают? В общем, вопросов много. Поэтому у нас в гостях, представитель старейшего бренда российских перевозчиков, председатель совета директоров компании с мировой известностью, «Совтрансавто» Алексей Двойных Добрый вечер, Алексей.

АЛЕКСЕЙ ДВОЙНЫХ: Добрый вечер.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, что в мире и в стране кризис дешевых денег больше не будет. Потребительский бум заканчивается, таковы прогнозы. Вы ожидаете в связи с этим убытки? Вы же должны все это перевозить. Того, чего скоро не будет. А как вообще выглядело в цифрах приблизительно рост потребления в последние годы. Как росли перевозки потребительских товаров. Ну, все постепенно. Да. Значит, кризис, дешевых денег не будет. Бум заканчивается. В связи с этим убытки ожигаются в плане перевозок?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, прошлый год, я могу сказать, был лучше, чем этот у всех перевозчиков, у всех логистических компаний. Просто на самом деле в транспортной отрасли, в логистическом бизнесе ну есть какие-то года лучше, есть какие-то года хуже.

Э. НИКОЛАЕВА: Год на год, как говорят в хозяйстве не приходится.

А. ДВОЙНЫХ: Да, именно так. Потом, Вы знаете, мы за время уже даже я, скажем так, молодой руководитель компании…

Э. НИКОЛАЕВА: И симпатичный.

А. ДВОЙНЫХ: Спасибо. Вы знаете, и  даже уже на моей памяти ситуация менялась ни один раз.

Э. НИКОЛАЕВА: А Вы сколько руководите? Молодой такой.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Ну, я пятый раз меня избрали председателем совета директоров мае этого года.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. это каждый год избрание происходит.

А. ДВОЙНЫХ: Да.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. 5 лет уже.

А. ДВОЙНЫХ: Да. Около 8 месяцев я был заместителем генерального директора. Но, по сути, эта оперативная должность мне была нужна больше, чтобы немного вникнуть в суть компании, и определенные полномочия иметь. Чтобы какой-то план реорганизации, стратегический развития предложить. Я Вам могу сказать, что ситуация меняется. Ну, что делать. Скажем так, у нас не спекулятивный какой-то вид бизнеса.

Э. НИКОЛАЕВА: Что заказали, то привезли.

А. ДВОЙНЫХ: Поэтому, в общем, его нельзя на полгода, или на год планировать. Автомобили берутся в лизинг на 4-5 лет. За это время уже могут цены на топливо поменяться. И естественно цены на услуги не растут так же быстро, как цены на топливо. Но здесь же  опять эта ситуация мировая, вряд ли она зависит от кого-то конкретно, от какой-то персоналии. Поэтому мы стараемся выстраивать бизнес максимально правильно, максимально эффективно. И на самом деле уже много сделали в этом направлении.

Э. НИКОЛАЕВА: Да, ну, вот Вы председатель совета директоров такой крупнейшей компании. А в стране надвигается глобальный кризис, как все говорят. Как вообще тяжело крупным руководителям живется в это время. Приходится сколько… а говорят, знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Знал бы, где упасть, соломку бы подстелил. Как можно строить крупный бизнес, крупное предприятие, у Вас подчинение, наверное, 1000 сотрудников, если не миллионы, не десятки тысяч. Сворачиваться не собираетесь?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, около 5 000 человек.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, и за всех Вы в ответе. А ты понимаешь такое.

А. ДВОЙНЫХ: Производство свернуть это практически мне невозможно. Не реально. И потом я все-таки надеюсь, что все будет нормально. Даже можно сказать – уверен. Потому что все для этого делают максимально. И правительство делает максимально. В общем, мы знаем о тех решениях, которые сейчас предлагаются для стабилизации. Потом на самом деле я верю в нашу страну, потому что, я считаю, что это самая мощная страна. И ресурсы максимальные. Первое место в мире по богатству. Наша задача просто работать и делать, чтобы…

Э. НИКОЛАЕВА: Наша задача все это перевезти.

А. ДВОЙНЫХ: Не просто… Наша задача перевезти. А задача людей в целом максимально развивать производство, чтобы мы больше производили сами внутри страны.

Э. НИКОЛАЕВА: Алексей, вот скажите, у Вас вот такой род деятельности, по которому можно определить благосостояние, что называется, российского народа. Вот сколько заказывают люди на перевозку, значит, так хорошо живут. Столько денег есть у населения, чтобы все это освоить. Да, проглотить, купить и т.д. А как вообще выглядел в цифрах рост потребления в последние годы? Если к цифрам обращаться. Как росли перевозки потребительских товаров. Вот 5 лет, например, Вы говорите. Вот в этом году — хуже. А насколько миллионов, есть какие-то у Вас показатели?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Вы знаете, я бы по потребительским товарам тяжело говорить. Потому что у нас огромное количество различных клиентов. Это не обязательно… это и товары, и различные составляющие. И оборудование для заводов. Даже Большой театр и то возим на гастроли.

Э. НИКОЛАЕВА: Да, Вы что? На чем, Алексей, на трайлерах? А декорации.

А. ДВОЙНЫХ: Конечно.

Э. НИКОЛАЕВА: Заказывают, да, у Вас?

А. ДВОЙНЫХ: Естественно.

Э. НИКОЛАЕВА: А Вы же крупнейший, поэтому куда как не позвонить да сказать, дайте-ка нам пару трейлеров.

А. ДВОЙНЫХ: Поэтому Вы знаете…

Э. НИКОЛАЕВА: А ответственность какая. Большой. Декорации.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, ответственность, Вы знаете, она всегда присутствует. Конечно, здесь и страхование имеет значение. Но на самом деле, Вы как раз о людях спрашивали. Самое важное, как говорят, кадры. Кадры решают все. Это уже давно было сказано. С этим тяжело поспорить. У нас тем более проблема кадровая. Насколько я знаю и по своим партнерам из других, скажем так, направлений бизнеса. Проблема кадровая присутствует. Что уж говорить о такой составляющей, как транспортная.

Э. НИКОЛАЕВА: Уж, казалось бы, водителей пруд пруди.

А. ДВОЙНЫХ: Да, нет, я бы сказал, наоборот.

Э. НИКОЛАЕВА: Правда, почему-то они называются дальнобойщиками.

А. ДВОЙНЫХ: Был разрыв определенный в этой системе. В то время в советское на самом деле сначала там ребенок, вот я по себе могу сказать. Сначала хотели кем быть — космонавтом, пожарником. А уже постарше кем хотел быть? Шахтером, и международник. Почему? 600 рублей платили зарплату.

Э. НИКОЛАЕВА: Доплата была.

А. ДВОЙНЫХ: Большая, да. И за границу можно было, как увидеть мир. На самом деле это интересно. Ну, понятно. Это детские мечты. Но в то же время, как говорят, устами младенца. Т.е. то, что…

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. Вы никогда не мечтали стать председателем совета директоров компании «Совтрансавто», судя по всему.

А. ДВОЙНЫХ: Да, это точно.

Э. НИКОЛАЕВА: Гадалка не гадала. Ну, и что была проблема с водителями, с шоферами? Казалось бы самая простая профессия. Сел, крути баранку и поехали.

А. ДВОЙНЫХ: Я бы сказал даже больше осветил бы проблему всю в комплексе. И водители, и скажем так, руководители, инженеры, люди, которые каким-то образом участвуют в обслуживании транспорта, я ведь Вам могу сказать, что в советское время один автопоезд кормил 60 человек.

Э. НИКОЛАЕВА: Автопоезд, Вы имеете в виду большой трейлер?

А. ДВОЙНЫХ: Вот одна фура, приносила такую прибыль инвалютных рублей, что 60 человек она могла прокормить.

Э. НИКОЛАЕВА: Техников, слесарей.

А. ДВОЙНЫХ: Это можно сказать. А в «Совтрансавто» было задействовано 3,5 тысячи в то время грузовых автомобилей и работало около 15 000 человек. А если говорить о водителях и скажем так, руководителях среднего звена, которых учили в техникумах, естественно произошел разрыв в годы перестройки, все шли в какие-то более доходные вещи, связанные с торговлей, еще с чем-то, вот этот вот произошел разрыв. Или люди слишком уже возрастные, предпенсионного возраста. Или люди вот только там сейчас каким-то образом этим заинтересовываются.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, а таксистов же огромное количество было. Таксопарки закрылись. Ну, прямо меня так интересуют проблемы шоферов, водителей.

А. ДВОЙНЫХ: Вы знаете, для меня, например, страшнее нет на дороге это водитель газели.

Э. НИКОЛАЕВА: Да. Кстати, я тоже побаиваюсь.

А. ДВОЙНЫХ: Почему? Потому что их сажают за руль…

Э. НИКОЛАЕВА: Не обучив, как следуют.

А. ДВОЙНЫХ: Права только получают. Им дают очень маленькие деньги. И соответственно так работают, кто попало. А на большегрузных машинах работают реально профессионалы. Потому что от его качества работы специалиста зависит вот этот груз, который стоит несколько сот тысяч долларов. И при всем том, что есть какая-то страховая ответственность. И машина страхуется. Ну, Вы же понимаете, что в случае какой-то проблемы, все равно это огромные убытки, даже если там страховая через какое-то время возмещает. Там автопоезд, он с момента его приобретения в лизинг, там 200-300 евро в день теряет. Т.е. вот  она стоит машина, все равно, минус 200-300 стоимость падает. И т.е. машина должна постоянно работать. Естественно сейчас такие зарплаты водителям нельзя предложить, которые на самом деле…

Э. НИКОЛАЕВА: Соответствовали их потребностям.

А. ДВОЙНЫХ: Я бы сказал, не только потребностям, но и адскому труду, который есть. Я думаю, им сейчас гораздо сложней работать стало. Если брать опять же 90-е годы, то это вообще было опасно.

Э. НИКОЛАЕВА: Беспредел же был.

А. ДВОЙНЫХ: Сейчас, конечно, ситуация лучше.

Э. НИКОЛАЕВА: Профессия какая, зона повышенного риска.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, я думаю, что действительно у водителей — да. И потом естественно, что ответственность водителя за вот этот вот груз, ее никак…

Э. НИКОЛАЕВА: Да и сама машина какая дорогая без груза то.

А. ДВОЙНЫХ: Естественно. Скажем так, все зависит от кадров, от того, какие люди ими руководят, и естественно, опять же если брать нашу компанию, то у нас предприятие в различных городах России, в СНГ, в Европе. И если, Вы понимаете, в Москве одни зарплаты, в Белоруссии другие зарплаты, в Смоленске третьи.

Э. НИКОЛАЕВА: Все дифференцировано.

А. ДВОЙНЫХ: Да. В то же время водители прекрасно знают, живут они в Смоленске, в Белоруссии, они прекрасно знают, где больше платят. Естественно они стараются идти туда.

Э. НИКОЛАЕВА: В Москву. Алексей, скажите, ну а вообще какие настроения сейчас в стане перевозчиков? Вот про строителей говорят, что они будут замораживать новые проекты. А Вы что-нибудь собираетесь замораживать?

А. ДВОЙНЫХ: Если брать лизинговые контракты, то немного осторожнее в этом плане действуем. Но у нас не за полгода, не за год это решается. Достаточно крупное количество автопарков взято уже и в прошлом году и в позапрошлом. Нам надо максимально логистическую составляющую развивать, что мы делаем в компании сегодня. Поэтому я бы сегодня говорил если об инвестициях, то я бы не говорил о «Совтрансавто», как транспортной только лишь компании, я бы сказал, что это инвестиции в транспорт, в строительство складов, таможенных терминалов, в логистическую составляющую, т.е. в оборотные средства, в коммуникации, в качественный персонал. Вот только в таком ключе можно, я моем понимании, сегодня развивать эту компанию. И у нас не первый год это делается.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. Вы развиваетесь, а не замораживаетесь?

А. ДВОЙНЫХ: Ну. Стараемся. По крайней мере, взятое ранее стараемся выполнить.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, что же. Алексей Двойных – глава транспортной компании. Алексей, блиц, коротко о Вас. Понятно, что любой глава компании по характеру должен быть победителем. Мне рассказали, что Вы еще в детстве победили бронхиальную астму. Кстати, огромная проблема для многих людей. Занявшись боксом.

А. ДВОЙНЫХ: И боксом, и бегом. Благодаря моему отцу, когда он в 11 лет такая ситуация у меня была. Я болел, был самый слабый в классе.

Э. НИКОЛАЕВА: Так по Вас не скажешь, что вы самый слабый в классе.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, вот спасибо…

Э. НИКОЛАЕВА: Папке.

А. ДВОЙНЫХ: Да. Ему спасибо. Он выбросил все таблетки и сказал: или он туда, или туда. Или я из него человека сделаю, или все. И вот начали со 100 метров, 500.

Э. НИКОЛАЕВА: Или будет всю жизнь на таблетках.

А. ДВОЙНЫХ: Нет или человеком станет, или пусть его вообще не будет.

Э. НИКОЛАЕВА: Ужас какой.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, я так образно говоря.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, вопрос ребром, короче. Заставил Вас бегать. А задыхаются же люди.

А. ДВОЙНЫХ: И на самом деле каждое утро 500 метров, километр. Потом каждое утро вставал в 5 часов, бегал по 8 км. Потом шел в школу, потом на тренировку. И так каждый день на протяжении 10 лет.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. Ваш отец… Как папу зовут?

А. ДВОЙНЫХ: Виктор Николаевич.

Э. НИКОЛАЕВА: Итак, Виктор Николаевич, изобрел новый способ лечения бронхиальной астмы. Знаю сама, это очень тяжело человеку, который задыхается, особенно на холодном воздухе, бегать. А Вы же, наверное, бегали в любое время года.

А. ДВОЙНЫХ: В любую погоду выгоняли меня.

Э. НИКОЛАЕВА: Бегать вообще невозможно. Ну, а бокс? Бивали? Или становились победителем? По-моему, Вы  ведь не просто боксер, Вы же с какими-то регалиями еще.

А. ДВОЙНЫХ: Немножко да.

Э. НИКОЛАЕВА: Не скромничайте. Леш, скажите. Как у Вас?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, я больше в юношеском спорте выступал.

Э. НИКОЛАЕВА: Чемпион. Вы какой-то.

А. ДВОЙНЫХ: Было один раз чемпион по юношам, и два раза по юниорам был чемпион Москвы и получал в свое время призы за лучшую технику в соревнованиях во всех весах, которые…

Э. НИКОЛАЕВА: Вот так вот. Конкретный пример сидит со мной в студии, как из доходяги бесперспективного стал такой человек. Ну, что по образованию вы историк-архивист. А причем здесь автоперевозки, Алексей, скажите. Тоже оригинальный выбор профессии, историк, архивист после бокса. Наверное, поди, может, знаете, как модно, все спортсмены, они там перепишут всякие дипломы.

А. ДВОЙНЫХ: Вы знаете, я в спецклассе учился. У нас было с уклоном историческим. Как ни странно, знаете, вот если брать историю, у меня ни одной четверки не было за всю мою учебу в школе по истории.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. просто круглый отличник.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, мне просто нравилось. Любил просто предмет этот.

Э. НИКОЛАЕВА: Вам надо в эфире с нашим Алексеем Алексеевичем Ведениктовым который супер историк. Вот Вы бы, наверное, схлестнулись бы. Интересно было бы узнать, кто кого переисторит.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Вы знаете, здесь какой период, смотря, наверное, какой период кому больше нравится. Я писал свой диплом по гражданской войне.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. патриотическая тема все-таки Вас как-то задевает.

А. ДВОЙНЫХ: Я думаю, да.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы производите впечатление такого патриотичного.

А. ДВОЙНЫХ: Хотя в наше время, я думаю, что каждый должен своим делом заниматься. Ели ты сделаешь лучше то дело, которое ты делаешь, если люди это увидят, опять же если брать нашу компанию, будут зарабатывать, будет развиваться бизнес, я думаю, что это то, что мы можем сделать. Один из кирпичиков такой.

Э. НИКОЛАЕВА: Патриотизма. Какие качества Вам требуются для работы с весьма, я думаю, брутальным контингентом?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, у нас разный состав и совета директоров, и есть директора, которые проработали 30 лет и создали свои предприятия, которые, как раз не развалились. А на самом деле честь и хвала им. У них только учиться можно многому.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. не все брутальные.

А. ДВОЙНЫХ: Я бы не сказал. Знаете, очень разные люди. Стараемся со всеми находить общий язык. А в принципе, если говорить уже о биографии личной, я с 14 лет на стройке работал каждое лето. В то время, когда вот дачи строили, зарабатывали. И у меня первая запись в трудовой книжке – каменщик третьего разряда в 14 лет. Поэтому…

Э. НИКОЛАЕВА: Вы не пропадете в черный день.

А. ДВОЙНЫХ: Я много с народом общался. Поэтому и строителем, можно сказать, был.

Э. НИКОЛАЕВА: Не смотря на свой молодой возраст.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Вы знаете, еще и время такое было. Вот представьте, в 8 классе у нас в школе учились, Ленин был хороший, Сталин стал плохой. А в 10м уже и Ленин стал плохой. Вот мировоззрение в то время, когда формируется что-то, да, т.е. полностью все перевернулось. Т.е. у меня поколение, которое само должно было в жизни как-то да находить свои не просто… и выкручиваться, а находить свои какие-то ориентиры. И не всегда было понятно, как это сделать.

Э. НИКОЛАЕВА: Выбрал себе Ленина, а говорят – плохой. Надо выбирать Сталина. А сколько Вам лет, Алексей?

А. ДВОЙНЫХ: 35.

Э. НИКОЛАЕВА: Совсем молодой прямо. Ну, что же. Алексей Двойных, глава транспортной компании. Вопрос здесь задаю я, Элина Николаева. Наш гость транспортирует грузы, а мы транспортируем новости и рекламу. На «Эхо Москвы» реклама современного искусства. А мы продолжим сразу после.

РЕКЛАМА

Э. НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Алексей Двойных, глава транспортной компании. У Вашей организации, если я не ошибаюсь, в этом году юбилей, 40 лет.

А. ДВОЙНЫХ: Да.

Э. НИКОЛАЕВА: По этому поводу Вы предприняли беспримерную акцию, выпустили календарь с фотографиями своих шоферов. Они что у Вас красавцы какие-то? Принесли к нам в студию огромные календари «Совтрансавто». Ну, что же, жизнь за рулем. 40 лет в пути. Такие конкретные дядьки брутальные. Я же говорю брутальные.

А. ДВОЙНЫХ: Это на самом деле идея нашего генерального директора. Анатолий Дмитриевич Тян, который не первый и не второй десяток лет в компании «Совтрансавто» и с 2000го года ее возглавляет.

Э. НИКОЛАЕВА: Говорят тут у Вас каждый водитель рассказывает на каждой странице каждого месяца байки какие-то, да?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Вы знаете, мы взяли различные…

Э. НИКОЛАЕВА: Туман Михаил Александрович. «Еду я как-то под Питером, вокруг глубокий снег. Ночь, луна светит, дорога пустая и тихо вокруг. Впереди лесок, за ним поворот, и вдруг из-за поворота в полной тишине переезд пролетают одна за другой пять автомобилей «Ока» и веером втыкаются в снег. Я резко по тормозам. Ничего не понимаю. Думаю, ну, все крыша поехала. Оказывается, трейлер, который их вез, на скорости ткнулся в снег, кто-то его подрезал, и все перевозимые им машины сорвало с креплений. Они полетели. Самое интересное, когда их краном обратно грузили, повреждений ни у одной машины не было. Хорошая история.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, да, это интересная история, потому что повреждений не было. Наверное, это редкий случай.

Э. НИКОЛАЕВА: Самое главное, что он вовремя успел затормозить. Ну, что вы хотите какого-то конкретного водителя выбрать еще?

А. ДВОЙНЫХ: Ну. Я Вам хочу интересную историю, сейчас покажу.

Э. НИКОЛАЕВА: Давайте, Колин Вячеслав Владимирович, водитель международник, «Совтрансавто» Москва, с 97го по 2005й год. Этот конфуз был давно, но передается водителями из поколения в поколение. Техника тогда была не ахти. На чешских рефах возили из Волгоградской области в Париж наших лягушек. Каких лягушек, Леш?

А. ДВОЙНЫХ: Живых.

Э. НИКОЛАЕВА: А «рефах» это что?

А. ДВОЙНЫХ: Рефрижератор.

Э. НИКОЛАЕВА: Это у них такой слэнг. Лягушек, живых. Говорят, отдельные нужны в Париж лягушки, не обычные. А оказывается обычные. Где-то на подходе к границе у старенького рефрижератора забарахлил мотор. Водитель остановился у речушки, чтобы отремонтироваться, а заодно и отдохнуть. Решил приоткрыть камеру. И проверить, как там поживает дорогостоящий товар. И тут на него градом посыпались лягушки и в рассыпную в речку. Ну, что тут поделаешь. Не будешь ведь за ними с сачком гоняться. Оказывается, холодильник не ту температуру держал. Потом было судебное дело. Иск предприятию выставили на полную катушку. Смешно.

А. ДВОЙНЫХ: Реальная история.

Э. НИКОЛАЕВА: Алексей, как интересно, на самом деле. Потому что французы то парят, что лягушек они едят особенных. Говорят, специально выращенных, а оказывается, из наших прудов выловленных.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, видите, а вы говорите.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну вот так, а мы их за бешенные деньги там покупаем. Лягушачьи лапки, лягушачьи лапки. А Вы, кстати, ели лягушачьи лапки?

А. ДВОЙНЫХ: Китайские ел.

Э. НИКОЛАЕВА: Китайские? Тоже из Смоленской губернии привезенные?

А. ДВОЙНЫХ: Не знаю, но я ел в Москве «Пекине».

Э. НИКОЛАЕВА: Нормально.Ну, что же. Здорово. А каков реальный портрет современного дальнобойщика? Так они называются, или как уборщицы стали клинерами. Им тоже придумали новое название.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, у нас все…

Э. НИКОЛАЕВА: Все по-прежнему, все по-старинке.

А. ДВОЙНЫХ: Да. Мы же патриархальные.

Э. НИКОЛАЕВА: А каков реальный потрет вообще современного дальнобойщика?

А. ДВОЙНЫХ: Разные люди приходят в компанию. И, в общем-то, компания «Совтрансавто» это определенная марка я бы сказал. Потому что многие даже приходят в компании, которые входят в систему «Совтрасавто», чтобы у них запись была в трудовой книжке. Что человек отработал в компании.

Э. НИКОЛАЕВА: В солидной компании.

А. ДВОЙНЫХ: Вот именно в нашей. Потом в другие компании их уже берут с удовольствием.

Э. НИКОЛАЕВА: Типа проверку прошел.

А. ДВОЙНЫХ: Да, на самом деле.

Э. НИКОЛАЕВА: Какими качествами, по-вашему, должен обладать водитель тяжелой машины?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, явно люди жесткие должны быть.

Э. НИКОЛАЕВА: Потому что на дороге можно встретиться с чем угодно. Собственно это уже показали истории из календаря.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, самое главное, как и в любом деле, внимательность и стабильность.

Э. НИКОЛАЕВА: Мне кажется, основное качество современных дальнобойщиков это терпение.

А. ДВОЙНЫХ: Я другими словами, может быть, скажу.

Э. НИКОЛАЕВА: Вот читаем новости. По данным сайта налогового таможенного департамента очереди грузовиков на восточной границе Эстонии сегодня составляет 625 машин. Больше всего фур стоит на эстонско-российской границе в Нарве. В общем, короче, можно говорить обо всем, но, что это за дикость такая? Как это понимать в наш век скоростей. И вообще такое впечатление, что никому дела нет. Ну, что Леша, Вы не хотите откомментировать.? Ведь на самом деле люди часами простаивают в очередях, чтобы пройти какую-то границу.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, пытаемся. Я думаю…

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, это же не Ваша вина? Люди томятся в машинах.

А. ДВОЙНЫХ: Я думаю, что все это наследство прошлого. Я думаю, что все это будет выстроено.

Э. НИКОЛАЕВА: Вообще у меня такое впечатление, что наши транспортники самые покладистые в мире. Не бастуют, дорог не перегораживают, хотя и цены на топливо растут, и гаишники допекают, бандитизм процветает. Поподробнее, если можно, по всем пунктам.

А. ДВОЙНЫХ: Подробнее, по первому пункту, что тут сказать, объективно, топливо, конечно, растет. А по второму и третьему, знаете, ну ситуация становится реально лучше. Реально все меняется в лучшую сторону. Не так, как хотелось бы, может быть, быстро. Но Вы же понимаете, что, в общем-то, большое количество проблем Россия унаследовала от лет перестройки. И время, когда были перипетии.

Э. НИКОЛАЕВА: Вы знаете, Алексей, такая тема. Как мы защищаем свои интересы за рубежом в свете последних событий видно, что руководство страны стало более принципиально защищать интересы России. Не поэтому ли и «Совтрансавто» удалось выиграть международный суд в Гааге, Алексей, портив Украины. Была попытка отнять филиал в  Луганске. До целой Гааги дошли. Это тоже Ваших рук дело?

А. ДВОЙНЫХ: Всей команды, так скажем.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, как Вам это удалось то?

А. ДВОЙНЫХ: Вы знаете, вообще достаточно такое наследие непростое в этом плане осталось руководству нынешнему компании и холдингу «Совтрансавто». И в момент приватизации соответственно много отвалилось каких-то активов. Все это приходилось собирать. Где-то судиться, где-то выкупать.

Э. НИКОЛАЕВА: Вырывать, выкупать, отнимать.

А. ДВОЙНЫХ: Консолидировать.

Э. НИКОЛАЕВА: Между прочим, это проблема многих компаний российских старейших. Вот Вы знаете, что у компании «Интурист» те же проблемы были. Самая старейшая туристическая компания на нашем рынке. Все же успели за это время так называемой реорганизации, перестройки потерять все. Корабли, пароходы, самолеты. Сейчас все восстанавливается, так же и у Вас, наверное, да?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, нет, мы не успели…

Э. НИКОЛАЕВА: Не успели просто.

А. ДВОЙНЫХ: Знаете, как…

Э. НИКОЛАЕВА: Сколько лет ушло на битву?

А. ДВОЙНЫХ: Я бы активных лет борьбы отметил бы, наверное, с 2000го года.

Э. НИКОЛАЕВА: Когда победили то?

А. ДВОЙНЫХ: По 2007й.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, целых 7 лет длился международный суд.

А. ДВОЙНЫХ: Какие-то моменты они сейчас происходят… Да, нет, это я в общем говорю про различные регионы.

Э. НИКОЛАЕВА: А суд этот в Гааге, сколько времени пришлось на это потратить.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, на суд в Гааге там не так много времени ушло. Вся история она достаточно интересная.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, расскажите про историю, Леш.

А. ДВОЙНЫХ: Непосредственно про Украину. В 99м году в европейский суд по правам человека обратилась компания «Совтрансавто» для защиты своих имущественных прав. В июле 2002 го года европейский суд вынес решение против должностных лиц и признал грубейшие нарушения в деле «Совтрансавто» против Украины.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. Украина хотела оттяпать Ваш филиальчик.

А. ДВОЙНЫХ: Не совсем так. Но это дело преподают, я знаю, в юридических университетах Украины. Да. Спрашивают на экзаменах. Знаете ли дело «Совтрансавто». Будучи крупным акционером, украинское общество «Совтрансавто» Луганск, «Совтрансавто» подверглось испытанной в обороте технологи размыванию пакета акций. Компании принадлежал пакет 49% и с помощью различных манипуляций он уменьшился до 20. А затем и само украинское акционерное общество приказало долго жить. Отказав, правда, перед кончиной все имущество новому юр лицу Транскинг. Заявителю досталось 9 000 долларов всего лишь. Все попытки оспорить технологии в арбитражных, а в последствии в хозяйственных судах республики естественно не увенчались успехом. Дело представляло интерес скорее тем, что в нем удалось схватить за руку носителей так называемого административного ресурса, о котором все слышат, но мало кто располагает письменными доказательствами его существования. Лично президент Украины…

Э. НИКОЛАЕВА: Кучма?

А. ДВОЙНЫХ: Да. Тогда в письменной форме предложил председателю Высшего арбитражного суда Украины решить, соблюдая интересы Украины. Но такая резолюция была воспринята европейским судом…

Э. НИКОЛАЕВА: Как давление.

А. ДВОЙНЫХ: Да. Им не пришлось ломать голову по тому поводу, может ли судебное разбирательство считаться справедливым беспристрастным. Единственная осечка заключалась в отказе Европейского суда немедленно вынести решение о справедливой компенсации из-за бесчинства. Было сочтено, что вопрос не готов к рассмотрению. И вот в октябре это решение и было.

Э. НИКОЛАЕВА: Ясно, Алексей, как Вы героически боретесь за свое дело, что дошли даже до международного суда по правам человека для того, чтобы, в общем-то, отстоять свои интересы и интересы России.

А. ДВОЙНЫХ: На самом деле все вот такие достаточно серьезные спорные вопросы как в раз в компетенции совета директоров. Потому что решения серьезные принимают, стратегические я бы сказал.

Э. НИКОЛАЕВА: Хотя казалось бы проблем и так много тут.

А. ДВОЙНЫХ: Вы знаете, на самом деле интересна различность законодательств разных стран. И в каждом направлении выстраивается отдельная своя политика. Потому что в Украине вот такая ситуация. В общем-то, решение было неполным, потому что та компенсация, которую нам назначили, она была лишь частью наших претензий и нас отправили обратно на суды в Украине. Украина все-таки вынесла решение, хотя опять же не ту сумму, которую мы претендовали, а опять меньше в 5 раз. Сейчас мы сталкиваемся с проблемой того, что активы были выведены по заниженным ценам. Просто смехотворным.

Э. НИКОЛАЕВА: Ну, обанкротили компанию.

А. ДВОЙНЫХ: Да. Мы сейчас дальше судимся. Пытаемся взыскать. Т.е. мы как бы дальше идем в этом отношении.

Э. НИКОЛАЕВА: Не успокаиваетесь, молодцы.

А. ДВОЙНЫХ: А вот в Белоруссии совершенно другая ситуация. Насколько разные регионы. В Белоруссии там нормальная… тоже мы сталкиваемся с проблемами, что бывший директор, с одно стороны, будучи отпущенным, бесконтрольным определенное количество времени, создал свои экспедиторские компании на Западе, стал сам председателем наблюдательного совета, и заставлял на них работать.

Э. НИКОЛАЕВА: От имени…

А. ДВОЙНЫХ: Фирмы как бы банкротились. И в принципе косвенно мы понимаем, что за этими фирмами стоит этот человек. Где-то есть какая-то информация, которую мы уже своими силами собрали. Но взаимоотношения Белоруссии с Евросоюзом не позволяют полноценно послать запрос и подтвердить эту информацию.

Э. НИКОЛАЕВА: Посудить как следует белоруса.

А. ДВОЙНЫХ: В Германии тоже судимся с бывшим генеральным директором. Там совершенно по-другому. Нет, ну, это объективные претензии.

Э. НИКОЛАЕВА: А как Германское законодательство? Почему? Они же вроде бы…

А. ДВОЙНЫХ: Германское законодательство оно соответственно более цивилизованное. Хотя в то же время там гораздо проще подходится к этим вопросам. Т.е. вот он принес документ. Вы соглашались с моей деятельностью? Вот здесь подпись в конце там годового учредительского собрания. И сейчас мы доказываем, что он ввел в заблуждение, потому что огромные долги создал и прочее.

Э. НИКОЛАЕВА: Ясно. Т.е. Вы раздадите всем сестрам по серьгам. Порядочек наведете в своем хозяйстве.

А. ДВОЙНЫХ: Очень много хорошего можно рассказать и о людях, которые компанию и создали, и, в общем-то, которые ее не потеряли. Много людей порядочных. И Анатолий Дмитриевич Тян, и Иван Федорович Трифанцов, генеральный директор «Совтрансаво» Брянск, который 320 машин предприятия сохранил. И предприятие каждый год признается лучшим предприятием России, «Золотую колесницу» получило.

Э. НИКОЛАЕВА: Здорово. А вымпел передового Красного знамени не вручают?

А. ДВОЙНЫХ: А вот Вы знаете, Вы смеетесь, а вот так или иначе, но  больше 1000 человек работают на этом предприятии во все времена работало и получало зарплату.

Э. НИКОЛАЕВА: Вот так вот. Большая редкость, между прочим, в наше время.

А. ДВОЙНЫХ: И мало того, там созданы свои различные инструменты поддержки бывших водителей.

Э. НИКОЛАЕВА: Пенсию доплачивают?

А. ДВОЙНЫХ: Да, получают пожизненно получают доплату.

Э. НИКОЛАЕВА: Да вы что? Вот это я понимаю. У Вас как государство в государстве прямо, т.е. Вы не бросаете своих заслуженных. У Вас прямо как в Финляндии.

А. ДВОЙНЫХ: На Брянском предприятии такая идея. Там свой фонд.

Э. НИКОЛАЕВА: Пускают ли наши грузовики в Европу по экологическим параметрам? Вот у нас же они все такие, все раздолбанные. Что у Вас с новыми требованиями? Теперь в управление ГИБДД, ГУВД по Москве необходимо предоставить паспорт транспортного средства с отметкой об экологическом классе не ниже Евро-2. А что это за Евро-2, расскажите. Вдруг я на грузовике соберусь в Европу ехать.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, это экологические нормы. В Европе Евро-2 уже нет.

Э. НИКОЛАЕВА: А что есть?

А. ДВОЙНЫХ: Евро-4, Евро-5.

Э. НИКОЛАЕВА: А, это у меня устаревшая информация.

А. ДВОЙНЫХ: Да, поэтому…

Э. НИКОЛАЕВА: Что там должно быть? Как грузовик не проезжает, так клуб черного дыма тебя обдает. А заправляться Вы не можете чем-нибудь приличным, хотя бы, чтобы у Вас выхлопные трубы куда-нибудь были…

А. ДВОЙНЫХ: В основном компания работает на международных рейсах. Поэтому если в Европе нас принимают, соответственно, мы соответствует всем…

Э. НИКОЛАЕВА: Соответствуете. А по России Вы на других грузовиках ездите?

А. ДВОЙНЫХ: Дело в том, что мы меньше занимаемся междугородними перевозками. Хотя сейчас развиваем такой сектор. В принципе, наверное, будем больше развивать. Но изначально создавалась компания…

Э. НИКОЛАЕВА: Как международная.

А. ДВОЙНЫХ: Да, международные перевозки. И этот бизнес уже определенным образом выстроен.

Э. НИКОЛАЕВА: Леш, скажите, вот ни в одной стране мира нет такого количества вонючих, дымящих грузовиков. Вот Вы сами же ездите по дорогам нашим, по той же Москве, в область если ехать, например, в Ленинград. Особенно вот по этой дороге Москва-Питер и дальше в Финляндию. Это же там постоянная нить просто из этих грузовиков. Страшно ехать на обычной машине с учетом того, что это еще и раздолбанные дороги. Вот скажите, почему они такие все изношенные, и вонючие эти все грузовики? Что это плохое топливо? Или полнейшая изношенность Кому они принадлежат? Почему с них не спрашивают, что на таком транспортном средстве просто опасно выезжать на дороги.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Вы знаете, если говорить о дороге как раз…

Э. НИКОЛАЕВА: Я понимаю, что это не Ваши.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, почему, если говорить о дороге Москва-Питер, то в основном, если идут из Финляндии грузовики, они тоже соответствуют, как правило. Другое дело, если, допустим, какая-то пробка образуется, то естественно там и где бы это ни было, в Европе это или у нас, т.е. в любом случае такая ситуация будет. И естественно нам еще надо до Европы в этом плане тянуться. Конечно, они дальше, это объективно. Но на сегодняшний день они, конечно, дальше нас в этом.

Э. НИКОЛАЕВА: А Вы сами когда-нибудь за рулем большой фуры ездили?

А. ДВОЙНЫХ: Да. Ездил.

Э. НИКОЛАЕВА: Что сами везли груз? Или рядом сидели в качестве пассажира?

А. ДВОЙНЫХ: Нет новые машины принимал, опробовал. Хотя, Вы знаете, с момента моего появления в компании, у меня эта идея…

Э. НИКОЛАЕВА: Проехаться?

А. ДВОЙНЫХ: Да. Обязательно.

Э. НИКОЛАЕВА: Она жива до сих пор. Но не реализована.

А. ДВОЙНЫХ: Но просто отсутствие времени, больше ничего другого.

Э. НИКОЛАЕВА: Сесть и отвезти. А какой самый опасный груз? Вот я смотрю, водитель рассказал про лягушек. Какие, что еще бывает? Чего Вы перевозите?

А. ДВОЙНЫХ: Самый опасный, самый дорогой.

Э. НИКОЛАЕВА: А самый дорогой это что? Слитки золота возите из Магадана?

А. ДВОЙНЫХ: Можем и отвезти. Ну, аппаратура в основном дорогая. Вот скорее, наверное.

Э. НИКОЛАЕВА: По России на машине я езжу вот если только в Санкт-Петербург, если продолжать эту тему. Не дорога, а кладбище грузовиков. Каждый раз перевернутые, сгоревшие фуры. Вы вообще видели, как эта вся дорогая на обочинах выглядит. Просто побоище какое-то. Это у нас так по всей стране происходит? Или только по этой трассе «Москва-Питер»?

А. ДВОЙНЫХ: Ну, я прямо не знаю. Вы рассказываете такие страшные картины, я, честно говоря, ездил…

Э. НИКОЛАЕВА: Три года подряд ездила. Ну, просто это страшно, во-первых, потому что ну водители, я понимаю, что может быть, Вы отдельный инструктаж со своими сотрудниками производите, но, наверное, не со всеми.

А. ДВОЙНЫХ: Нет, ну, есть проблемы, естественно.

Э. НИКОЛАЕВА: Некоторые просто несутся, как оглашенные, в левом ряду, никогда не уступят легковушке, а некоторые наоборот, видят сзади там телепается легковая машина, ну, пожалуйста, проезжай, в правый рядок встанет. Еще рак на обочинку с осторожностью так. Уступят дорогу. Даже приятно. Знаете, обгоняешь так. Посигналишь, как сейчас принято, там аварийку включишь, поблагодаришь человека за такую любезность.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, на сегодняшний день я уже говорил, конечно, с кадрами большие сложности. Никто не хочет идти.

Э. НИКОЛАЕВА: Но кадры растут.

А. ДВОЙНЫХ: Никто не хочет идти. Ну, по крайней мере, не так активно люди идут.

Э. НИКОЛАЕВА: Да Вы что.

А. ДВОЙНЫХ: Тяжелый труд на самом деле.

Э. НИКОЛАЕВА: Мало оплачиваемый. Платите больше своим сотрудникам.

А. ДВОЙНЫХ: Рады бы.

Э. НИКОЛАЕВА: Как бы самим свести концы с концами.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, по крайней мере, это не самая рентабельная деятельность. Потому я и говорю, что мы на сегодняшний день, в общем-то, не говорим о развитии какой-то транспортной компании. Мы развиваем комплекс, сеть. Мы развиваем логистически транспортную компанию и терминалы таможенные, и склады, и перевозчика. Т. е. возможность полный комплекс услуг соответственно предоставить клиенту. И притом, что ты располагаешь такой инфраструктурой, конечно, ты на рынке можешь устойчивее себя чувствовать, и брать большие контракты, нести за них ответственность.

Э. НИКОЛАЕВА: Алексей, если у Вас «Совтрансавто, все-таки это компания с таким старейшим брендом. Может, Вам прибиться к какой-нибудь государственной структуре, чтобы только  они давали Вам заказы, какому-нибудь министерству на грузоперевозки. Типа, знаете как, аккредитованная компания бывает при ведомствах.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, Вы знаете, мы работаем с различными группами, тоже берем контракты, стараемся их выполнить. И это, в общем, тоже помогает стабильно работать, самое главное. Потому что здесь можно планировать надолго.

Э. НИКОЛАЕВА: Еще вопрос. Почему на нашем рынке начинают доминировать европейские, китайские грузовики. Чем плох КАМАЗ, скажите. Мало того, даже открывается центр продаж европейских подержанных грузовиков. А где КАМАЗ? У Вас-то фирменные все тачки.

А. ДВОЙНЫХ: Все-таки китайские и европейские…

Э. НИКОЛАЕВА: Это разные вещи.

А. ДВОЙНЫХ: Да, я бы разделил. Потому что КАМАЗ по своим экологическим требованиям на сегодняшний день он не соответствует, порой не проходит в Европу.

Э. НИКОЛАЕВА: Не пускают КАМАЗ в Европу?

А. ДВОЙНЫХ: Нет. Конечно. Поэтому мы работаем только на иностранном.

Э. НИКОЛАЕВА: На Мерседесах?

А. ДВОЙНЫХ: Мерседесы, Маны, сейчас у на с очень большой проект с Маном при содействии Транскредитбанка и Министерства транспорта. Целая программа, которая позволила нам по более приемлемым ценам крупный парк приобрести тягочей фирмы Ман. Ну, а с Мерседесом, это вообще, Сотрансавто и Мерседес это история. Очень хорошее качество.

Э. НИКОЛАЕВА: Давних отношений?

А. ДВОЙНЫХ: Да. Давних отношений.

Э. НИКОЛАЕВА: Т.е. Вы давно дружите «Совтрансавто» с Мерседесом.

А. ДВОЙНЫХ: Конечно.

Э. НИКОЛАЕВА: Хорошо. Вы тоже на Мерседесе ездите, Алексей?

А. ДВОЙНЫХ: Да.

Э. НИКОЛАЕВА: Немножко подумав, сказал – да.

А. ДВОЙНЫХ: Ну, это мои личные пристрастия.

Э. НИКОЛАЕВА: Понятно. Итак, в студии нашей программы Алексей Двойных, глава транспортной компании. Ну, естественно, не секрет, что такая сфера деятельности, как дальние перевозки это целый мир со своими неписанными законами. Жаргоном, романтикой, казуистикой, дорожными девушками, которые тоже сопровождают, гаишниками, таможенниками, пограничниками. И Вы, конечно, не можете не знать любопытных случаев из российской дорожной жизни. Забавных историй из жизни дальнобойщиков. Вы с рабочим коллективом прямо вот так тесно не общаетесь?

А. ДВОЙНЫХ: Бывает иногда. Почему, захожу, заезжаю посмотреть. На самом деле ведь Вы, знаете, в свободное от основной работы время иногда вечером проезжаешь вот у нас и на территории Москвы есть предприятия. Заедешь, посмотришь. Ну, я для себя, для собственного понимания, того, что происходит.

Э. НИКОЛАЕВА: Как она там жизнь то внизу?

А. ДВОЙНЫХ: А потом тебе же никогда ничего не расскажут, если узнают, кто ты.

Э. НИКОЛАЕВА: А ну да.

А. ДВОЙНЫХ: Поэтому именно интересно так пообщаться. Ну, конечно, водителю есть что сказать и про своих работодателей хорошего в кавычках, и все, что их окружает.

Э. НИКОЛАЕВА: Про себя Вы много чего слышали. Ну, что историю на последок? Остановились как-то на обочине передохнуть и перекусить. Зажгли горелку, подставили под сковородку. И бросили туда разогреть тушенку. Начали с холодной закуски. Огурчики, помидорчики, сало. А разогретую сковородку поставили на крышу кабины. Кушаем. Звонок по мобильнику от клиента. Быстро на разгрузку. Все свернули, сели в машину и поехали. Въехали в городок, где должны были разгружаться. А впереди перекресток, красный свет. Резко тормозим. Видим, у впереди остановившегося Джипа впереди разбивается заранее стекло, и туда влетает наша сковородка. Думаем: ну, попали. Выходит водитель Джипа, подходит к нашей машине и спрашивает: ребята, вы случайно не видели, из какого окна бросили сковородку? Мы посмотрели по сторонам, до ближайших домов метров 100. Вот такой вот случай рассказал…

А. ДВОЙНЫХ: Многоточие.

Э. НИКОЛАЕВА: Да, многоточие. Вот случай рассказал Янушевский Михаил Владимирович, водитель «Совтрансавто» экспедиции, стаж работы на международных перевозках 17 лет. Так, все водители международники знают: хочешь без нудных проблем проехать пост ДПС на  трассе, дай 50 рублей. Стандартная такса. Чего так мало прямо? Я думала больше. Еду я как-то приближается очередной пост. А ну да постов то много. И так на каждом по полтиннику. Лезу в карман. Деньги есть. Две пятисотки, евро и какая-то мелочь. Посмотрел по сторонам, и разменять-то негде. Думаю. Если дать 500 рублей, то естественно ни  один нормальный гаишник сдачи не даст. Но вот уже пост. Останавливаюсь и протягиваю гаишнику права и техпаспорт, с вложенными туда двумя десятками, больше не наскреб. Гаишник пролистал документ и внимательно на меня смотрит. Я говорю: больше нет. Гаишник вынимает из своего кармана 30 рублей, вкладывает в документы и, возвращая их мне, говорит: езжай с богом, и больше не позорься. Вот так рассказал Наумов Владимир Ильич. Стаж работы на международных перевозках 29 лет. Ну, слушайте, мне нравятся Ваши истории. Есть у нас среди водителей один любитель бега. Едет он с напарником. Куда бы в рейс не поехал, обычно после ночевки выбегает пораньше на пробежку. Бежит по ходу движения автомобиля. А напарник его подбирает. Вот однажды, дело было в Польше. Останавливаются они в одном местечке на ночь. А любитель бега как раз уже спал. Напарник, поскольку места для стоянки по ходу движения не было, разворачивается и паркуется на противоположной стороне, т.е. в обратную сторону. Утром любитель бега проснулся и побежал, как обычно по ходу движения в сторону Белорусской границы. Бежит час, бежит два, что-то думает не ладно. Тут он понимает, что бежит в другую сторону. А напарник, ничего не подозревая, проснувшись, развернулся и поехал дальше к месту разгрузки. А наш бегун, как есть в трусах, кое-как уговорив какого-то пана на легковушке, бросился в погоню. Еле догнал. Вот Александр Николаевич Чуйко нам такое рассказал. Так, ну, что же. Алексей Викторович, все Алексей, да, Алексей, а целый глава транспортной компании. Ну, что же, Алексей Викторович, в заключении личный вопрос: насколько Вы удовлетворены в материальном плане и каковы карьерные перспективы столько крупного начальника, как Вы? Что дальше то?

А. ДВОЙНЫХ: Дальше — быстрее, выше, сильнее. Как в спорте.

Э. НИКОЛАЕВА: Как в боксе, как в беге.

А. ДВОЙНЫХ: Конечно. Как во всем.

Э. НИКОЛАЕВА: Что же. Все вопросы заданы. Вопросов больше нет. Нашему гостю я желаю успехов в решении транспортных задач. Всем пока. В эфире были я, Элина Николаева и…

А. ДВОЙНЫХ: Алексей Двойных.




Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

moderator ДПС (Дежурный по сайту) 26 октября 2008 | 11:57

Дорогие пользователи!
Напоминаем! Если Вы хотите, чтобы ваш комментарий или вопрос миновал модерацию и НЕМЕДЛЕННО попадал прямо по адресу - достаточно всего лишь зарегистрироваться здесь - http://www.echo.msk.ru/log/
Присоединяйтесь к нам!
Ваш ДПС.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире