'Вопросы к интервью

Д. Борисов: 2308, это радио «Эхо Москвы», меня зовут Дмитрий Борисов. Добрый вечер всем. Заканчивается неделя. Александр Плющев, человек и пароход, человек «Эха Москвы».

А. Нарышкин Человек-оркестр.

Д. Борисов А это еще один человек-оркестр, Алексей Нарышкин.

И. Землер Ну, пока Александр Плющев кивает головой…

Д. Борисов И Инесса Землер, и Александр Пикуленко.

А. Пикуленко Да, добрый вечер.

Д. Борисов Все здесь собрались. Час последний будем здесь вместе.

А. Плющев … я сегодня в Твиттере, знаешь, видел перечисление наших гостей, написано, ну, что-то типа: даже трудно себе представить ситуацию, при которой они могут собраться вместе.

(смех)

А. Плющев Примерно так.

И. Землер Невообразимое сочетание, как-то так было написано.

А. Плющев Да-да. Только программа Эходром практически. Сегодня решили поговорить про одну из тем недели, вот эту историю с электричками.

Д. Борисов Как выяснилось случайно, тут мне рассказали люди, которые на Эхе много проводят времени, больше, чем я, что, обсуждая тему электричек, отмены их, возможного возвращения, да, и так далее, выяснилось, что совсем не так распределяются мнения среди сотрудников Эха Москвы, как…

А. Плющев … хотелось бы.

Д. Борисов Не то что хотелось бы, а как кажется со стороны.

И. Землер А как тебе хотелось бы?

Д. Борисов Нет, мне никак не хотелось бы. Но как бы очевидно, история такая, что отмена электричек – это плохо, а возвращение электричек – это хорошо.

И. Землер Ну, для человека – да.

А. Плющев А для электрички?

Д. Борисов Для сотрудника Эха?

А. Нарышкин А зачем ты на меня ручкой тычешь?

Д. Борисов Ты самый организованный, вот ты в наушниках у нас.

А. Нарышкин Да, да.

Д. Борисов Плющев снял, я тоже решил снять, а то у меня в голове иначе звуков много, шумы…

И. Землер Чьи-то голоса звучат…

Д. Борисов Звучат голоса, да, лучше послушаю вас вживую. +7-985-970-45-45 – это наш смс-приемник, туда вы можете присылать свои смс-сообщения. Не только слова восхищения Инессой Землер…

А. Плющев … которую не видно в Сетевизоре.

Д. Борисов … но мы обязательно попробуем исправить. Не только слова всякие разные Александру Пикуленко…

И. Землер То есть, не восхищения, а уже всякие разные?

А. Пикуленко Мне всегда всякие разные.

Д. Борисов Но и собственно об электричках. Вот так вот с места в карьер: ты уверена, что электрички – это благо?

И. Землер Для людей, у которых нету других способов добраться из пункта А в пункт Б – безусловно, благо.

А. Пикуленко Нет, электрички – это отмирающий вид транспорта.

А. Плющев Вот зачем позвали Пикуленко.

А. Пикуленко И электрички как таковые должны рано или поздно исчезнуть. Ну, потому что нужны какие-то другие моменты в транспортной доставке. Если мы желаем возить людей быстро, значит, мы должны делать быстрые поезда. Если мы желаем возить людей недалеко, проще пустить маршруты автобусов.

И. Землер Нет, Саша, подожди, извини, я сразу перебью: а как ты можешь сравнить вместимость автобуса и вместимость электрички?

А. Пикуленко Понимаешь, в чем дело, ведь не всегда нужны большие транспортные потоки. И действительно это дорого.

И. Землер Периодически попадая в электричку, я понимаю, что даже одной электрички мало, что их нужно больше.

А. Плющев Целой электрички мало.

И. Землер И никакой автобус не заменит тебе всю электричку, а тем более, все электрички.

Д. Борисов А ведь есть же планы о 2-этажных электричках, там речь идет, что…

А. Пикуленко Ну, это все всегда будет дорого, всегда будет нерентабельно. Всегда будет дотационно. Во многих странах, кстати, железные дороги умирают.

И. Землер А во многих развиваются.

А. Плющев А во многих все наоборот, да. Но дело-то не в этом. Как ты знаешь, в США, где мы довольно часто с тобой бываем, там как-то с железнодорожным транспортом вообще не задалось в принципе.

А. Пикуленко Да и, ты знаешь, с автобусным тоже. И только сейчас они начинают активно заниматься общественным транспортом, причем, взяв за основу советскую модель.

А. Плющев Про советскую модель еще поговорим. А в Японии, где ты тоже время от времени бываешь…

Д. Борисов … царство скоростных поездов.

А. Пикуленко Да, но вот я про это и говорю: царство скоростных поездов, а не царство медленных электричек. Это одно дело – Йокогама – Токио, 180 километров за час скоростным поездом. Другое дело – вот это трюханье на каждом полустанке.

И. Землер Но, Саша, при наших расстояниях, при наших вот этих путях, когда между станциями 3-5 километров, ты не можешь пустить скоростной поезд, он просто не будет успевать развивать свою скорость. И он не будет рентабелен.

Д. Борисов И сколько автобусов понадобится, чтобы перевезти всех людей.

А. Пикуленко Дело в том, что вообще вот эти вот массовые перевозки – это глупость в современной жизни. Человек должен жить рядом с работой, а не терять 3-4 часа на то, чтобы…

И. Землер Сашенька, это прекрасная теория, только ты попробуй найди на 93-м километре, я не знаю, Казанской железной дороги место работы, где бы могла работать вся деревня.

А. Плющев Даже в центре Москвы, Сан Саныч имеет в виду…

А. Нарышкин Обожаю Сан Саныча за его манеру все время разжигать. То есть, живешь в Лобне – там и сиди, не высовывайся.

(смех)

А. Нарышкин Москва не резиновая, в конце концов.

А. Пикуленко Нет, я просто считаю, что другие виды транспорта должны быть, и они… все-таки вот следующим этапом мы все равно придем к несколько иному транспортному перемещению людей. Если нам нужно далеко, то надо строить не железные дороги, скажем, а давать людям аэромобили.

А. Плющев А мне-то казалось, что мы сегодня поговорим – отличное начало, но тем не менее – мне казалось, что мы поговорим немного о другом. О чем? О том, что был вид транспорта, к которому привыкли. Его не везде же отменили, правда? А в ряде областей. В этом ряде областей к нему привыкли, там люди ездили как-то, были какие-то взаимоотношения между регионами и РЖД, о которых мало кто знал. Да? Мы до этой проблемы, до этих времен как-то особенно об этом не слыхали ничего. Ну, может, на региональном уровне.

Вдруг – бум – один за другим: то Вологда, то Кострома, там, то то, то сё… Сочи. Я сегодня блог читал один, вот эти электрички, которые между аэропортом и олимпийскими объектами, где, правда, никто не живет теперь, тоже отменили. Нет ничего. Я на них ездил, все это, ностальгия, туда-сюда… Значит, все привыкли к этому. И вдруг его – раз – отменяют. А потом – это немаловажно – через пару дней: «Вы что, с ума сошли?», и его возвращают обратно. И все эти разговоры про нерентабельность…

Д. Борисов Но, кстати, не пара дней, прошло же все-таки довольно долго…

И. Землер Особенно если взять за точку отсчета начало отмены.

Д. Борисов Начало этих историй, да, прошло совсем не пара дней. Пара дней прошла с момента, когда вот…

А. Плющев После встречи.

Д. Борисов После встречи уже точно, да, там массовая пошла вот эта история. Но 13-й год даже начинался, как я понимаю, часть маршрутов отменили еще в 13-м году.

А. Плющев Вологодская область – прошлый год.

Д. Борисов: 14й, да. Стало очевидно, что автобусы не справляются где-то. Говорили, что должны справиться, но нет.

И. Землер Хотела бы просто вернуться к тому, о чем Саша говорил. Вот то, что будет развиваться и будет уходить – не надо ставить телегу впереди лошади. Надо сначала развивать, а потом уже отменять отмирающий.

А. Пикуленко Понимаешь, как…постепенно…

И. Землер … бросать людей в глуши без связи с землей нельзя.

А. Пикуленко Понимаешь, вот как бы там ни хотели московские власти, например, нам вернуть такси, такого советского образца: 21 таксомоторный парк, 20 тысяч автомобилей на линии, единый тариф, там, посадка – щелк… Ну, не будет этого больше никогда.

Д. Борисов А разрешили, кстати, такси ездить по автобусным полосам по выделенным?

А. Пикуленко Нет пока.

Д. Борисов Вот. Ну, а что ждать то? Какой смысл садиться в такси, если все равно будешь стоять в той же пробке?

А. Пикуленко Это другой вопрос.

Д. Борисов Вопрос другой, но важный.

А. Пикуленко Отмирание транспорта, вот я считаю, что пригородные электрички, наверное, на каком-то этапе себя изжили, и надо чем-то их заменять. Или надо тогда – мы хотим ездить в хороших электричках? Вот мы ездим в аэропорт, да? Ну, тогда вот цена такая должна быть. Или эти электрички должны быть по цене – сколько вот мы едем в Шереметьево, в Домодедово – по 420 рублей.

А. Плющев Дороговато.

А. Пикуленко Но с комфортом, чисто и быстро.

А. Плющев Да, ладно, если это с комфортом… хотя в других странах не лучше.

(смех)

А. Пикуленко Аэроэкспресс равносилен какой-нибудь там финской, швейцарской электричке с мягкими сиденьицами, с пивом и чипсами.

Д. Борисов Ну, а те люди, которые не стремятся к комфорту, вот нужен ли им комфорт? Добраться, там, не знаю, из Химок до Москвы 4 станции на электричке прекрасно…

А. Пикуленко Я считаю, что комфорт нужен всегда.

Д. Борисов Главное – быстро и добраться.

А. Нарышкин … какие варианты? Можно ехать на электричке, а можно ехать даже на общественном транспорте, в троллейбусе, но ты будешь стоять там в районе МКАДа, потом ты будешь стоять до Планерной, и так далее.

А. Пикуленко Это уже вопрос организации транспортных потоков.

(неразб.)

А. Нарышкин Для начала нужно упразднить электрички?

И. Землер Вопрос опять же в последовательности: сначала решить проблему с общественным транспортом вне электричек, а потом уже убирать электрички за ненадобностью.

А. Плющев Я вообще не очень понимаю, в чем здесь такая гигантская проблема. Смотрите: проблема в нерентабельности, допустим. Давайте с этим согласимся: проблема была в нерентабельности. Как нам было заявлено. В убыточности.

А. Пикуленко Поднять цены на билеты до минимума убыточности.

А. Плющев Не исключено, что общественный транспорт может быть и убыточным, почему нет? Он на то и общественный. Это такая обязанность государства.

А. Пикуленко Кто это тебе сказал?

А. Плющев А почему нет?

А. Пикуленко У нас пример тебе убыточного транспорта в городе Тольятти, в котором общественный транспорт города много лет содержал автозавод, закладывая это в себестоимость автомобилей. Кому это надо? Вообще транспорт муниципальные власти должны отдать частникам, и частники должны обслуживать на конкурсной основе.

А. Плющев Не исключено. Одна из форм, так же как часть метро, часть линий метро Лондона частные, частные линии… у нас на Вятке свои порядки, там у них – сегодня ходим, завтра не ходим. Вот. Безусловно, одна из возможностей. Но мне кажется, что это обязанность государства – организовать перевозки людей. Там насколько уже ставить цены на билеты – это другая история. Потому что вот когда мы всем говорим, чем добираться, автобусом или… я все время вспоминаю в этом смысле Париж, где есть прекрасная система именно что электричек RER.

А. Пикуленко Ну, да.

А. Плющев Это прямо вот прямой аналог наших электричек, которые, въезжая в город, превращаются в метро.

А. Пикуленко Кстати, рыдают, что RER убыточны, профсоюзы там бастуют, там они стоят, все ругаются, что нельзя – приезжаешь, а у них забастовка, никто никуда не едет. Та же самая история.

А. Плющев Так и есть, безусловно. Но, тем не менее, эта система существует, никто RER не отменил. Более того…

Д. Борисов Надо сказать, что RER ездят под землей…

А. Плющев Я тебе говорю: превращаются в метро.

Д. Борисов Да, он вообще никому не мешает, он превращается в метро в этом смысле.

А. Плющев В городе. А за городом он ездит как обычный поезд.

И. Землер Легкое метро.

Д. Борисов Не то, как у нас, когда есть какая-нибудь ветка какого-нибудь вокзала, и потом два района Москвы совершенно никак не соединены. Там, из Останкино на Дмитровское шоссе…

А. Плющев … история очень тяжелая, потому что вот та же, там, где я живу, это Северянинский путепровод, который когда ремонтировали, был абсолютный коллапс, две части города между собой не связаны. Безусловно, это надо переделать. Почему это надо отменять, совершенно непонятно. РЖД – государственная компания, мы все платим налоги, мы так или иначе ее… значит, у нее есть неэффективный вид транспорта, она как-то неэффективно им распоряжается.

А. Нарышкин У РЖД есть неэффективный менеджер.

А. Плющев Вот, может быть, да, это один из вопросов. Может быть, менеджмент неэффективен.

И. Землер Ну, и просто отсутствие конкуренции. Опять же, это монополист. Вот то, что ты говорил – отдать все частникам. Отдать частникам, пусть частники делают – хорошо. Пусть делают, только у нас на данный момент в стране есть один железнодорожный монополист, и никакой частник здесь ничего не может изменить.

Д. Борисов Ну, кстати, Аэроэкспресс практически частник.

А. Пикуленко Но вот Аэроэкспресс частный.

А. Плющев Он такой условно частный.

И. Землер А остальные электрички? Что?

А. Плющев Нет. Все, конечно же, не частные.

А. Нарышкин Слушайте, я представляю, если у нас действительно будет такая модель, частные электрички, вместо вот таких длинных, например, к перрону подъезжает такой маленький вагончик, весь раздолбанный, как маршрутка, там такой мужчина с акцентом будет говорить: давай, залезай, залезай, билетик…

А. Плющев Еще будет Яндекс-электрички.

А. Нарышкин Да-да-да. Пассажир будет говорить: а меня вот здесь вот высади. Я не буду, там, сбавлять до конца, ты там на скорости выпрыгни, а то долго разгоняться потом.

А. Плющев Представляешь частников начала 90-х, сейчас все по-другому.

А. Пикуленко У нас есть хороший опыт Аэроэкспресса, вот, может быть, его надо перенять. Хотя вот у меня сложилось твердое впечатление, что вот эти пригородные электрички, я не говорю, может быть, не подмосковные, а всякие вологодские, костромские, наверное, они все-таки умрут.

Д. Борисов Тут пишут Инессе: «В электричке много людей, потому что к вокзалам собираются люди и от вокзалов они разъезжаются. Могли бы ездить по распределенной сети автобусных маршрутов без концентрации на ж/д узлах» — Артем из Ростова-на-Дону нам написал.

И. Землер Даже там, где есть автобусные вокзалы, автовокзалы, которые идут до Москвы, все равно люди предпочитают эти неудобные электрички просто в силу гарантии расчета времени в пути.

А. Плющев Конечно! Время ты знаешь, когда ты выехал, когда ты приехал.

И. Землер Абсолютно.

А. Плющев Редкий случай, когда их задерживают. Это что-то из ряда вон выходящее. Автобусы – это непредсказуемо абсолютно.

А. Пикуленко Вот, электрички отменяют.

Д. Борисов Говорили о зарубежном опыте, я вспомнил, как пытался срочно добраться из самой северной точки Калифорнии в Сан-Франциско. Ехать на машине 5 часов, по очень классной дороге, все здорово, супер, в Google Maps попробовал построить маршрут на общественном транспорте, чтобы машину сдать, я как-то опоздал на самолет. Он написал мне, что мне ехать один день два часа. Потому что есть какие-то поезда пригородные, но они едут куда-то вглубь, потом оттуда пересадка, потом вот… И самого простого способа от точки А до точки Б – его нету.

И. Землер Но здесь, возможно, еще какие-то исторические традиции, потому что в Америке развивали в первую очередь что? Автомобильные дороги.

Д. Борисов Дорожная сеть прекрасная.

И. Землер А у нас развивали что? БАМ, Транссиб и прочее. Тем более, что машина была признаком проклятого буржуя…

Д. Борисов А может быть, Инесса вообще враг машины? – пишут тут.

И. Землер Ни в коем случае.

А. Плющев Давайте спросим у Пикуленко: у нас какова протяженность не автомобильных дорог, а вот автострад? Те, которые признаны автострадами. Какова у нас, сравнится ли с протяженностью одного горда Лос-Анджелеса, например?

А. Пикуленко Ну, дорожная сеть все-таки у нас достаточно приличная.

А. Плющев Не вся дорога, я имею в виду чисто автострады. Где вот 120+.

А. Пикуленко Ну, таких у нас дорог от силы…

И. Землер Москва – Петербург.

А. Пикуленко … тысяч 3-4 километров, дорог, которые с натяжкой можно назвать автострадой. Потому что мы, вот проехав 6 с половиной тысяч километров, нормальной дороги, то есть то, во что я вкладываю понятие дороги, было где-то километров 150.

А. Плющев Да, да.

А. Пикуленко Поэтому надо не железную дорогу строить, а надо в городе вылетные магистрали. Давайте накроем железную дорогу и пустим – пусть будет платная, потому что это дорого. Сверху железной дороги пусть ездят автомобили, автобусы.

И. Землер Нет, опять же, это все надо, это все хорошо – это теория. А на практике – у нас есть железные дороги и нету автомобильных дорог.

Д. Борисов Кто должен за это платить?

А. Пикуленко Ну, у нас и железных дорог мало.

И. Землер За что?

Д. Борисов За электрички…

А. Пикуленко Люди, которые ими пользуются.

Д. Борисов То есть, билет должен быть не 19 рублей, там…

А. Пикуленко Да.

И. Землер Знаешь, вот сейчас я скажу, выражу совершенное недовольство своими собственными согражданами, потому что когда билет стоит 19 рублей, тетки в норковых шубах и с айфонами перебегают из первой двери в последнюю, только бы не платить контролеру эти деньги. Ребята, вам уже штрафы отменили. Нельзя у нас сейчас в электричках штрафовать. Вам могут только продать билет. Купите вы этот билет. Почему пол-электрички не хочет платить за билет?

А. Нарышкин Ты просто завидуешь норке с айфоном.

И. Землер Я совершенно не завидую, мне просто противно, что…

А. Плющев Вот так люди на норочку-то с айфоном и зарабатывают.

(смех)

Д. Борисов Это вопрос сознательности, конечно.

И. Землер Просто билет не настолько дорогой, прямо скажем.

Д. Борисов Да, есть маршруты, расстояния, на которые электрички дешевле общественного транспорта московского.

И. Землер Совершенно верно. Почему надо вот по принципиальным соображениям не платить, я не знаю, эти 50 рублей за билет, я не понимаю.

А. Плющев Слушай, но с другой стороны, я не очень понимаю, а что мешает сделать систему тех же самых турникетов. Ну, прости, в Москве на каждой…

И. Землер Если я не ошибаюсь, у нас было решение суда, что нельзя через турникет вот так вот задерживать и наказывать.

А. Плющев Обидно, конечно, потому что как-то в метро мы все входим, мы все платим.

Д. Борисов Речь шла о выходе, я так понимаю.

А. Нарышкин Ты хочешь турникеты куда поставить? В каждую электричку или на станции?

А. Плющев Нет, на каждую станцию, разумеется.

А. Нарышкин Сколько станций-то, сколько денег?

И. Землер В небольшом радиусе от Москвы, там, совсем небольшой, которые ближнее Подмосковье, станции оборудованы вот этим выходными турникетами.

А. Плющев А дальше – нет.

А. Нарышкин Но большие крупные станции?

И. Землер Нет там почти все вот в этом маленьком радиусе, почти все станции оборудованы. Они почти все большие.

А. Пикуленко Вот я из всех электричек пользуюсь только Аэроэкспрессом, потому что это действительно удобно.

Д. Борисов Потому что есть автомобиль у вас, Сан Саныч. А что делать людям, у которых его нет?

А. Пикуленко Покупать автомобиль.

Д. Борисов И стоять в пробке?

И. Землер А если я органически неспособна…

А. Пикуленко Каждый для себя решает сам.

Д. Борисов Вам нужно наоборот агитировать: люди, не покупайте машины, пусть нам будет хорошо ездить.

А. Пикуленко Вот я на протяжении всей своей жизни, я агитирую за то, чтобы все ездили на автомобиле, потому что автомобиль – это удобно, это от подъезда до подъезда. И я считаю, что власть-то как раз должна больше дать шансов для езды автомобилистам, с них и денег можно больше собрать, как вы знаете. Что кроиться по 50 рублей?

И. Землер И сколько материала для твоих программ?

А. Нарышкин Я правильно понял? Значит, первое предложение Сан Саныча – сразу все электрички – можно прямо сейчас обратиться к Якунину, попросить с завтрашнего для отменить электрички. И второе решение…

И. Землер И забетонировать рельсы, чтобы там была дорога.

А. Нарышкин И второе обращение мы можем сейчас сделать к Медведеву, чтобы завтра все дороги сделали платными, там, по 50 рублей: выезжаешь из дома – 50 рублей.

А. Плющев Я вот это не могу взять в голову. Вот смотрите, СССР реально был, особенно в последние годы своего существования, реально был бедной страной, во всяком случае, для своих сограждан. То есть, он, может быть, был богатой для производства танков, я не знаю, но вообще он был бедной страной. Люди жили реально хреново. Вот просто бедно. Причем, 95-99% населения.

А. Нарышкин Но электрички работали.

А. Плющев Вообще даже в голову никому не приходило, что их можно отменить, там, я не знаю.

А. Нарышкин Тогда была смертная казнь.

(смех)

А. Плющев Это да.

И. Землер Тоже верно.

А. Пикуленко У нас общественный транспорт был планово-убыточный и получал всегда дотации. То есть, у них был план по убыточности. Поэтому всегда было дешево.

А. Плющев Очень хорошо. Сейчас государство вроде бы богатое. Ну, кроме…

И. Землер По крайней мере, было еще полгода назад.

А. Плющев От нефти просто неизвестно куда деваться, гигантские доходы у всех. У всех есть автомобили, появились, там, почти.

А. Пикуленко Да. Не у всех.

А. Плющев Ну, хорошо, у многих…

А. Пикуленко У нас есть резервы. Смотри…

А. Плющев А у некоторых дорогие появились.

А. Пикуленко Подожди. Чтобы у всех появилось, нужно, чтобы было где-то 650 автомобилей на тысячу населения. А у нас пока только 338.

А. Плющев Ну, в два раза больше…

А. Пикуленко В два раза мы должны еще увеличить поголовье машин.

А. Плющев На какие-то электрички в некоторых областях, далеко не во всей стране отменили, в некоторых областях. Они там и ходили-то, я думаю, не каждые 5 минут, как у нас, как трамваи они ходят с Ярославского вокзала. И на это не хватает денег. Ну, ребята, я вообще, я что-то не понимаю.

А. Пикуленко А в провинции-то я вообще не понимаю, там вообще надо развивать полностью автомобильное сообщение. Не надо человеку в поселке городского типа или в деревне, если он едет в райцентр, не нужно ему электричку…

Д. Борисов А если у него поселок городского типа – три улицы, десять домов – куда ездить на машине?

А. Пикуленко Тем более, нужен автомобиль. Вот, чтобы съездить в областной центр культурно отдохнуть. Вот город Тутаев под Ярославлем. Вот из города Тутаева прекрасная автомобильная дорога в Ярославль…

Д. Борисов Город Тутаев – прекрасный город на двух сторонах Волги, между которыми…

А. Плющев Нет моста.

Д. Борисов Но когда бронируешь отель, вдруг оказываясь в ночи, и звонишь: алло, как к вам проехать? Яндекс еще рисует, главное, издевательски рисует маршрут, ты подъезжаешь – а там Волга.

А. Нарышкин Паром.

Д. Борисов Паром есть – с 6-ти утра.

(смех)

Д. Борисов Поэтому про город Тутаев не надо здесь вспоминать, пожалуйста. Были, знаем. Наболело.

А. Пикуленко … не ходят электрички?

А. Плющев Видимо, нет. Боюсь, что…

Д. Борисов Опять возвращаюсь к зарубежному опыту. Вот вы говорите, что развивали автомобильную сеть в тех же Штатах, доразвивались до такой степени, что пытаются наоборот людей агитировать ездить как можно большим количеством в каждой машине.

А. Пикуленко Да.

Д. Борисов Выделенные полосы, там…

А. Пикуленко Голубая полоса, извините за цвет… Три человека в машине – пожалуйста, в голубую полосу и вперед.

Д. Борисов Но тогда смысл для каждого человека владения автомобилем, он же… ты едешь опять в маршрутке в той же самой.

А. Пикуленко Почему в маршрутке? Ты едешь… вот я, например, с удовольствием поеду с вами всеми, подбирая вас по дороге. А не с теми, вот которые ездят…

А. Нарышкин Я не против. Поехали.

А. Пикуленко Поехали.

А. Нарышкин Куда?

(смех)

А. Пикуленко На работу.

И. Землер Называется: на твоей или на моей?

А. Плющев Да…

А. Нарышкин Столько всего должно сойтись, чтобы вместе ездить. Надо вместе жить и вместе работать.

А. Плющев +7-985-970-45-45, Твиттер аккаунт @vyzvon, присоединяйтесь к нам с Александром Пикуленко, Инессой Землер…

Д. Борисов «Мне 70 лет, у меня плохое зрение, — Надя, 70 лет, — у меня плохое зрение, как я поеду на машине? Не говоря о цене».

А. Пикуленко Надя, на автомобиле можно ездить с одним глазом. Разрешают. Если у вас один глаз видит 100% — то вперед. Без руки, без ноги, с ручным управлением, но…

И. Землер Послушай, а если я псих, и мне нельзя за руль?

А. Пикуленко Слушай, тогда, ты понимаешь, тебе и общественный транспорт противопоказан.

А. Плющев … один против четверых, и, надо сказать, одолевает.

(смех)

А. Пикуленко Какое… у тебя Кащенко тогда…

И. Землер В общественный транспорт у меня справку не спрашивают. А чтобы за руль сесть, я должна предоставить справку.

А. Пикуленко Вот и плохо, у нас травматизм поэтому в общественном транспорте.

И. Землер Это у вас в автомобилях травматизм. А у нас в общественном транспорте все живы-здоровы.

Д. Борисов А перебегают к электричкам когда пути?

А. Пикуленко Да, сколько?..

Д. Борисов Вот сколько перебегающих.

А. Пикуленко … расчлененка сплошная у вас на железной дороге.

А. Плющев Самое время сейчас нам прерваться.

Д. Борисов Сделать паузу. +7-985-970-45-45. Будьте с нами. Эходром продолжим через пару минут.

РЕКЛАМА

Д. Борисов Дмитрий Борисов, Александр Плющев, Инесса Землер, Александр Пикуленко, Алексей Нарышкин. Тут нам пишут, что мы как бабки у подъезда обсуждаем то, в чем мы некомпетентны. Ну…

А. Нарышкин Мы с житейской точки зрения.

Д. Борисов В конце концов, это всех интересует – нас тоже.

А. Плющев … никого их этих не пригласили. Как это называется, по городскому…

А. Нарышкин Городские сумасшедшие?

А. Плющев Нет, по городскому планированию вот это все…

А. Нарышкин Урбанисты?

А. Плющев Во! Точно!

А. Пикуленко Ребята, по поводу компетентности. Давайте поспорю. Наше все, Владимир Владимирович, пригласил, между прочим, не министра транспорта, который что-то понимает, да? И даже не железнодорожника Якунина, который вообще-то соображает в железнодорожном транспорте. А он почему-то Дворковича пригласил, который электричку если видел – в раннем детстве, когда его мама возила на дачу.

А. Плющев Не так давно, в конце концов, он молодой.

А. Пикуленко Ну, неважно. Сейчас он видит жизнь с заднего сиденья своего служебного автомобиля.

А. Плющев Затонированного.

А. Пикуленко И его пригласили обсудить вопрос с электричками.

Д. Борисов Но вопрос не только эрждшный, как я понимаю, там же это провал абсолютно совместных, а не только дочерних структур РЖД, но и местных региональных властей, которые там что-то должны были субсидировать и не досубсидировали.

И. Землер Дима, ты меня извини, конечно, но мне, как пассажиру, абсолютно плевать, какие там субсидии, перекрестные или прямые у властей региональных. Я не должна…

Д. Борисов Вот именно поэтому пассажирам плевать, кто был перед президентом, когда он это говорил.

А. Пикуленко Нет, это вопрос компетентности.

И. Землер Как пассажир, я не должна разбираться в вопросах субсидирования. Я должна прийти на вот этот полустанок полуразрушенный, дождаться в 15:02 свою электричку, сесть на нее и приехать. Вот это мое святое право.

А. Плющев Мне кажется, выбор на Дворковича пал потому, что он сейчас выполняет роль Чубайса – он в случае чего ответит за все.

А. Нарышкин Громоотвод?

А. Плющев Да.

А. Пикуленко Кстати, по поводу, как общественный транспорт самоорганизуется. Когда в начале 90-х начала разваливаться стройная система городского общественного транспорта и пригородного, кто спас? Частные маршрутки. Мы их ругаем, да? Мы пытаемся их ликвидировать.

И. Землер Обзываемся на них.

А. Пикуленко Да. Вот эти маршрутки, они, кстати, спасли, и не только в Москве, и в том числе и в Вологде, и в Костроме. Они закрыли собой. Но они работают очень хорошо: нет денег на маршруте – нет маршрута. Все.

Д. Борисов Вот вы боретесь за права автомобилистов? Но не доборолись почему-то, Сан Саныч, до того, чтобы сделали парковку платную в Москве бесплатной вечером, как во многих мегаполисах мира после, там, 6-ти, ну, можно в Москве, хорошо, после 8-ми вечера, но для всех сделать бесплатной.

А. Плющев Хотя бы после полуночи.

А. Пикуленко Дима, я за платную парковку, да?

Д. Борисов Я скажу крамольную вещь: я тоже…

А. Пикуленко К сожалению, у нас власть почуяла вкус денег. А так как власть у нас безнаказанна и безответна, а вкус денег для нее вообще сладок…

А. Плющев … безответны – это мы.

А. Пикуленко Она безответна перед нами.

А. Плющев А, в этом смысле? Это безответственна.

А. Пикуленко Да. Поэтому, понимаешь, как? Вкус денег – когда на кону повисло за 3 года 17 миллиардов с автомобилистов, о чем мы говорим? Какие там бесплатные паркования? Кстати, паркований бесплатных сколько влезет. Я до сих пор вижу, что лексутовская компания отвратительно администрирует пространство парковочное.

Д. Борисов Нет, но мы должны понимать, что там какую-то услугу дают взамен, и мы ищем в центре место, я готов встать и оплатить – отлично.

А. Пикуленко Да, да.

Д. Борисов Но когда после 8-ми у дома стоит машина, если вдруг резидентские разрешения уже забраны все, почему она стоит там 3 дня круглосуточно, и это по 24 часа в сутки нужно снимать?

А. Пикуленко Потому что у нас нет рычагов воздействия на московскую власть.

Д. Борисов Мы отвлеклись. Мы о маршрутках и об электричках.

А. Пикуленко А та же самая история. Понимаешь, как? А что народ безмолвствует? Я что-то не видел пассажиров, перекрывающих, там, пути…

А. Плющев Ты к чему призываешь сейчас?

А. Пикуленко Нет, я не призываю. Я просто…

А. Плющев У меня теперь после предупреждения рефлекс.

(смех)

Д. Борисов Так, вернули электрички. Возвращают.

А. Пикуленко Да. А так вот, я понимаю, что вдруг народ поднялся в Костромской области, из леса вышел…

А. Нарышкин А, по-моему, же где-то были какие-то вот массовые выступления по поводу электричек? Закрывающихся, отменяющихся, нет? Вот где-то – Иркутск…

А. Пикуленко Я как раз не призываю. Я интересуюсь – где народ?

Д. Борисов Так все-таки: запретить электрички?

А. Пикуленко Запретить, конечно.

Д. Борисов Или все-таки сделать, там, цену нормальную, чтобы…

А. Пикуленко Они сами… или сделать нормальную цену…

А. Плющев Все, кто нуждается, передохнут – нормально. А все остальные выживут. Естественный отбор, да?

А. Пикуленко Саша, тогда или мы сделаем нормальную электричку за нормальную цену, или… Вот что лучше? Передохнут электрички, тогда вообще никто не поедет. И те, кто может, и те, кто не может.

А. Нарышкин Кто лучше: электрички или люди? Как бы подвел нас Сан Саныч.

Д. Борисов Вот с Москвой: люди, которые живут в Москве, снимают квартиры, покупают себе квартиру в тех же Химках, потому что там дешевле жилье сильно, быстренько до Москвы добраться благодаря электричкам, естественно, никто не надеется на машины.

А. Плющев … не отменял никто, надо сказать.

Д. Борисов Да. А если бы вдруг отменили, то что эти люди бы делали?

А. Нарышкин Ищи работу в Химках?

А. Пикуленко И вообще, вот я был на Камчатке, там вообще железной дороги нет, и все прекрасно обходятся.

А. Плющев Но вот, например, человек теще купил квартиру, и электрички отменили.

А. Нарышкин В Химках – и электрички отменили. Хорошо!

А. Плющев: Опа!

И. Землер Ты знаешь, я думаю, что он специально это сделал.

А. Пикуленко Вот. А потом, я не вижу проблемы.

Д. Борисов Влад из Королева пишет важную штуку: вспомните про пенсионеров, инвалидов и любителей почитать и поработать в дороге. Не у всех же есть возможность с водителем ездить.

И. Землер А от себя добавлю: и поспать.

Д. Борисов И поспать.

А. Пикуленко Есть специальное такси для инвалидов. Во-вторых, поработать надо на работе, а не в дороге. Это два. А дорога – ты выехал, включил радио, наслаждайся движением…

А. Плющев Это у тебя работа, знаешь, такая, что ты приехал на работу, отработал – если это можно назвать работой, вот то, чем ты занимаешься.

А. Пикуленко Можно. Вот поверь мне, что это можно назвать работой.

А. Плющев А у некоторых, вот у меня, например, я помимо того, что разговариваю, я еще пишу что-то. В дороге очень классно.

А. Нарышкин У станка, я слышал, ты еще…

А. Плющев Бывает.

А. Нарышкин Мастеришь.

А. Плющев Бывает и такое.

Д. Борисов Я реально скучаю по школьным временам, когда добирался на метро, очень много ездил, потому что я за этот час, что я ездил из дома, там, в школу, или…

А. Плющев Страдаешь очень, наверное.

Д. Борисов Я успевал, я прочитал кучу книг прекрасных. Я успевал сделать такое количество дел, которые сейчас…

А. Плющев Так, продай машину, и все вернется.

А. Пикуленко Как только жизнь удалась – ты сразу пересел в автомобиль, правильно?

Д. Борисов Не сразу…

А. Плющев Теперь скучает по книгам в нем. Сидит вот так в пробках…

Д. Борисов Очень долго ездил на трамвае. Кстати, прекрасный вид транспорта.

А. Пикуленко Я тебе могу подарить несколько аудиокниг, мною написанных, прекрасно будешь: 2 часа в одну сторону, 2 часа в другую – как раз успеть послушать.

А. Плющев Тебе пишет Лена из Зеленограда: «Я оплачу билет на электричку – а они сделают еще одно шубохранилище? Лучше побегаю от контролеров, но ни копейки им не дам».

И. Землер Лена, вы платите за свой проезд. Понимаете?

А. Пикуленко Да. Причем тут шубохранилище?

И. Землер Нельзя ездить бесплатно. Ну, поймите вы одну простую вещь: а если билет будет стоить в два раза дешевле, вы тоже будете думать, что это все равно пойдет на шубохранилище?

А. Нарышкин А мне кажется, человек, который знает всякие расследования от Алексея Навального и хоть раз слышал про шубохранилище, его уже ничем не убедишь, что на самом деле…

И. Землер Леша, я слышала про шубохранилище и расследования Навального, но я плачу за себя. Если они там занимаются шубохранилищами и прочими мошенническими схемами, пусть ими занимаются правоохранительные органы.

А. Пикуленко Конечно.

И. Землер Я плачу за свой проезд.

Д. Борисов Ты садишься в электричку и не платишь – это тоже своего рода мошенничество.

А. Нарышкин Но вот этот человек, который, Якунин, я имею в виду, который глава РЖД…

И. Землер Кстати, от контролеров бегали еще до Якунина.

А. Нарышкин … его даже не зовут на это совещание, где Дворковича шлепают по попке. Почему его не зовут? Почему должен огребать бедный Дворкович?

И. Землер Леша, я хочу сказать, что от контролеров бегали и до шубохранилища, и до Якунина. Вот бегали – и все.

Д. Борисов Это история опять: начни с себя.

И. Землер Да, начнем с себя, в самом деле.

А. Пикуленко Вот, понимаете, вы пришли к тому же, о чем я вам говорил: начни с себя, пересядь в автомобиль и лиши себя удовольствия вот этого всего…

(смех)

И. Землер А когда в метро…

А. Плющев Пересядь. Дайте Пикуленко пенсию 10 тысяч рублей – посмотрим, как он запоет, — пишет Димон. Вот начни с себя, да.

А. Пикуленко Я, знаете, могу прожить на совсем небольшие деньги.

И. Землер Скромно. Лишь бы мой автомобиль был рядом, да?

А. Плющев Да. Ягуар, например.

А. Пикуленко Ну, это самый лучший автомобиль для пенсионера. Я долго к этому шел.

А. Нарышкин Его можно будет распродавать по частям: крышу спилил, колесо…

А. Пикуленко Не надо издеваться. Ягуар – украшение. Знаешь, что нужно в пенсии? Хороший коллектив, хороший автомобиль и хорошее здоровье.

А. Плющев Все посчитали. Смотрите: Москва – Тверь – 156 километров, Сапсан – 1900 рублей – 1 час 30; электричка – 333 рубля – 2 часа 28 минут; авто личное – 3 часа 50 минут – 10 литров бензина – 330 рублей.

А. Пикуленко Вот так. Спасибо.

Д. Борисов Ну, плати 333 рубля и садись в электричку, сделай свои дела по дороге и…

А. Нарышкин Можно поспать, выпить…

И. Землер Выпить нельзя.

А. Плющев Когда стоит одинаково с проездом на собственном автомобиле, это вызывает вопросы.

А. Пикуленко Да. Неправильно.

Д. Борисов А вот из Вологды, например, пишут нам: в Вологде проходили одиночные пикеты сегодня. О ценах на электрички: 772 рубля за 150 километров в течение 2-х часов в дороге, — написал слушатель. А если зарплата у людей 5-6 тысяч – о чем тут говорить?

И. Землер Саша, это то, о чем ты говорил: сделайте цены такие, чтобы они окупали. Вот эта цена – это дороже, чем в подмосковных электричках, вот я тебе сразу могу сказать.

Д. Борисов Ну, может быть, она реальная просто?

И. Землер Я не знаю, реальная или не реальная. Но факт остается фактом: там отменяют электрички, а в Москве – нет. Значит, вопрос, наверное, не только и не столько в цене, ее адекватности, а в чем-то другом еще.

Д. Борисов Разница в региональных руководителях.

И. Землер Это мы с тобой, как журналисты, можем об этом говорить. А вот как пассажиру из Вологодской области, мне абсолютно плевать, кто там виноват.

А. Пикуленко Я считаю, что должно все стоить дорого. Когда дорого все стоит, люди начинают в конце концов требовать свои зарплаты. Потому что иначе, если все дешево, тогда: у нас все дешево – получай свои 5 тысяч и живи.

Д. Борисов Это мы в прошлый раз говорили о налогах…

А. Плющев Сан Саныч развивает известный тезис: то, что не имеет цены, не имеет и ценности.

А. Пикуленко Конечно.

А. Плющев И, значит, когда ты платишь сильно, ты должен и требовать много. Ребята, посмотрите карту Псковской или Новгородской областей. Вася, принеси нам (это я к Антипову, звукорежиссеру)… Абсолютно неразвитая дорожная сеть между Валдаем и Старой Руссой, не тебе рассказывать.

А. Пикуленко Очень неплохие дорожки в районе Валдая, я вам скажу, прекрасно. А уж, скажем, в Псковской области поездил там, еще когда было ралли Псков – замечательные дорожки, извилистые, красивые.

А. Нарышкин А в Брянской области, с дырами в метр между плитами.

И. Землер … никуда не торопишься.

Д. Борисов Добро пожаловать.

А. Плющев Дай я закончу это сообщение. Дорожная сеть неразвита между Валдаем и Старой Руссой или Великими Луками и Осташковым. На машине часов 5, на электрическом поезде – 2 часа. Есть регионы, где это социально важно. Это действительно так, я еще раз повторю свой старый тезис.

А. Пикуленко Вот, давайте определим социально-важный регион. Вот у нас есть автомобиль «Буханка» образца 1958 года, «Таблетка», «Санитарка»… уазик. Ну, такой… вот его признали социально-важным автомобилем и до сих пор выпускают, понимаешь? Потому что без него глубинка жить…

А. Плющев … жизненной опасности.

А. Пикуленко … до 58-го года конструкция, ребята, вы же понимаете.

Д. Борисов Леонид сомневается в словах Инессы: разве отменили штрафы в электричках?

И. Землер Штрафы в электричках отменили.

Д. Борисов Зря бегают?

И. Землер Зря бегают.

А. Пикуленко А где ловят?

А. Плющев Ловят и заставляют купить билет.

И. Землер Да, они ходят с этой кассой, они могут вам в электричке только продать билет. Штраф с вас взять они не могут, у них нет таких полномочий.

Д. Борисов Я помню, было золотое время в московских троллейбусах, когда билет стоил (талончик) 10 рублей, у водителя он стоил, по-моему, 12, а штраф был 10 рублей. Поэтому выгоднее было дождаться кондуктора, чем покупать талон у водителя. А это было из-за того, что тарифы на штрафы как-то сложнее…

И. Землер Там это связано с какими-то полномочиями правоохранительных и административных структур.

Д. Борисов Потом сделали сразу 100, и теперь вот халява ушла.

А. Плющев «Наоборот сейчас РЖД все распродает частникам, поэтому все дорожает и бардак, нужна национализация» — пишет железнодорожник Влад из Кирова.

А. Пикуленко Ну, вот.

А. Плющев Это ново – а что распродают? Инфраструктуру? Что можно там распродать?

А. Пикуленко Подвижной состав? Пути не могут распродать.

А. Плющев Не представляю себе.

И. Землер Что они могут сделать в смысле штрафа – задержать вас в этой электричке, доставить в отделение полиции и вот там уже выписать штраф. Вот это они могут, да.

А. Нарышкин Но все без рук, главное, не прикасаться ни к кому.

Д. Борисов А, то есть все-таки могут…

И. Землер На месте не могут.

Д. Борисов Если вдруг они решили тебя поймать, а не взять твои 50 рублей, то все-таки они могут тебе устроить такой…

И. Землер Экскурсию в участок? Да, могут.

Д. Борисов Не бегайте от кондукторов-контролеров, пожалуйста, в электричках, ну, правда. Знаете, вот как турникеты в общественном транспорте в Москве – такой позор на самом деле, это и неудобно для людей, но и с другой стороны, когда видишь, как себя ведут пассажиры…

И. Землер Дима, знаешь, как меня раздражает, скажем так мягко, что я вот, маленькая хрупкая женщина, вставшая в половине шестого утра, на работу поехавшая и отработавшая, возвращаясь, плачу за свой проезд, а какой-то лоб, извиняюсь, лезет под этот турникет, ему не хочется платить. И в итоге я плачу за него, получается.

А. Пикуленко Инесса, в Париже тоже лица магрибской национальности скачут через турникеты козликом.

И. Землер Мы сейчас не говорим о каких-то специфических качествах, да? Мы говорим о том, что этот лбешник не хочет за себя платить. Он хочет за мой счет проехать на этом транспорте.

Д. Борисов Разжигает, смотри.

И. Землер А ты что, тоже ползаешь под турникетом?

А. Пикуленко … народ имеет право на какую-то борьбу, да? Вот форма бесплатного проезда – это для некоторых форма борьбы.

Д. Борисов Я надеюсь, когда-нибудь турникеты не будут нам нужны, точно так же, как нет в европейских странах во многих. Когда ты заходишь, и вообще никому не приходит в голову, что ты не заплатишь.

А. Пикуленко Потому что если тебя поймают, то ты заплатишь, и самое главное, как сказал однажды нам полицейский, который поймал нас за превышение скорости, сказал: по вас в соседнем городе скучает наш мировой судья.

И. Землер Ты знаешь, иногда в автобусах, в троллейбусах отключают эти турникеты по каким-то причинам, ну, либо он сломался, или что-то…

А. Плющев В трамваях так любят.

И. Землер Но большинство все равно проходит и прикладывает этот свой проездной к этому…

А. Нарышкин А бедный заяц, наверное, стоит, не может зайти, потому что он привык преодолевать…

И. Землер Пролезать, да, а тут препятствия нет.

А. Нарышкин Я понял, смотрите, нужно заниматься пропагандой платного проезда.

Д. Борисов Еще мнение.

А. Нарышкин Нужно на федеральных каналах, на Первом канале, выделить какой-то там, я не знаю… «Спокойной ночи, малыши» сейчас же на Втором? Вот вместо «Спокойной ночи, малыши» дать 5 минут Якунину. Выходит Якунин и рассказывает…

И. Землер Можно со Степашкой…

А. Нарышкин Да, конечно, с Филей, с Каркушей, можно рассказывать: друзья мои, ребята – чтобы с молодых лет все это впитывали – нужно платить за проезд. Вы покупаете в кассе билетик и это правильно…

И. Землер … просите маму и папу купить билет вам и им. Ну, если вам больше, там, 7-ми, по-моему, лет.

А. Пикуленко Ребята, я хочу сказать, что рано или поздно – а еще мы это увидим, даже после резких окриков – все равно пригородные вот эти электрички, они вымрут. Вымрут, это я вам…

Д. Борисов Может быть, они станут комфортабельными, красивыми…

А. Пикуленко … или они станут…

Д. Борисов … с кондиционерами…

А. Пикуленко Вот тогда другое дело.

Д. Борисов ... чистыми…

А. Нарышкин С милиционерами?

И. Землер С кондиционерами.

А. Плющев Они войдут, наконец, в структуру городского транспорта…

А. Пикуленко Если это будет, то это будет только вокруг больших мегаполисов. Ну, скажем так, 100, 80, 200 километров.

И. Землер Знаешь, Саша, по большому счету, конечно, надо развивать все города и населенные пункты страны, чтобы они были по своему уровню как наши мегаполисы.

А. Пикуленко О, тогда, ты знаешь, будет хорошо жить совсем в других местах.

И. Землер … а то сразу – электрички отменить.

А. Пикуленко А я не вижу смысла развивать многие места, там лучше вообще людей убрать, например. И пускать их туда по большим праздникам.

И. Землер Какой ты гуманный в это время суток! Первый раз такое слышу. Ужас какой-то.

А. Нарышкин Саша, осуди Сан Саныча, а то потом…

А. Плющев Да, дорогие друзья…

А. Пикуленко Я могу конкретный пример привести.

И. Землер Даже Плющев ошалел.

А. Плющев Сан Саныч, не надо! Перед Сан Санычем закрыт компьютер, и я хотел сказать, и бумажек перед ним нет, так что это прямой эфир, а не подготовленная программа…

(смех)

А. Плющев …на всякий случай. Вы слушаете в прямом эфире нашу передачу. Она называется Эходром.

Д. Борисов На машинах много аварий, поезд безопаснее и экологичнее, — пишут.

А. Пикуленко Ну, уж если поезд сошел с рельсов – это столько же, сколько автомобиль за неделю не набьет.

А. Плющев На все ответ есть!

А. Нарышкин А если нет дороги – вертолет.

А. Пикуленко А если нет дороги, есть масса других видов транспорта.

А. Нарышкин … лодка…

А. Пикуленко Вот я недавно рассказывал: есть струнный транспорт, есть транспорт, вот последнее – это экранопланы. На бетонной эстакаде…

А. Нарышкин Каждому по…

А. Пикуленко Да, и все.

И. Землер Саша, а теперь поезжай в Вологду и расскажи там об этом.

А. Плющев Да, вот интересно, как бы Сан Саныч выступил в деревенском клубе – ну, если бы он такой вообще нашел бы, этот деревенский клуб.

И. Землер Вот, вот.

А. Плющев Потому что я в своей деревне, знаю, его уже нет лет 20. Значит, допустим, сохранился где-то. И говорит: слушайте, а правильно, что у вас электрички отменили, ребята, вот это правильно. Вообще вам нужно каждому по автомобилю, дорожную сеть развивать, все… Такие все сельчане: о!..

А. Нарышкин … сельчане начинают теребить вилы в руках…

А. Плющев Молодец! Но они-то подозревают, что он сейчас уйдет, а автомобили-то останутся. И Сан Саныч садится в свой Лэнд Ровер – хоп – и поехал. Только его и видели.

И. Землер Оставив ошеломленную публику.

А. Плющев … они с вилами, со всеми, там, как за Остапом Бендером, знаешь так, в речку его давай…

(смех)

А. Плющев Я представил. Интересно было бы на тебя посмотреть, Сан Саныч.

А. Пикуленко Ты знаешь, я очень люблю выходить в народ.

(смех)

И. Землер И выходить из него.

А. Плющев В тот, который тебя любит, в автопробеге тебя все любят.

А. Пикуленко Конечно, конечно.

А. Плющев Безусловно.

Д. Борисов Макс пишет: «Сан Саныч – урбанистический автоэкстремист».

А. Пикуленко Вообще, наверное, да, потому что я все меряю как человек, родившийся и выросший в центре большого мегаполиса. У меня сознание мегаполисное. Но я просто считаю, что, ну, вот живем мы в вологодской деревне – ну, не надо им магистраль категории А, да? Давайте утрамбованный проселок, ну, засыплем щебенкой. А почистить его, привести его в порядок – ну, это почистить можно силами колхоза, ну, или… вот, как в Финляндии: молодые ребята на тракторе прекрасно расчищают куски дороги общего пользования. Часть дорог, правда, зимой не обслуживается, притом, что в Финляндии огромная дорожная сеть. Но часть дорог зимой не обслуживается.

Д. Борисов Сергей из Саратова пытается меня поправить, пишет: «Когда был штраф 10 рублей, невыгодно было дожидаться контролера, так как пришлось бы заплатить 10 рублей плюс 12 равно 22, штраф не освобождает от оплаты проезда». На самом деле было все не так, Сергей, по крайней мере, в Москве. Я помню, что была ситуация, я ездил в школу на троллейбусе, было 10, и я честно ждал контролера, чтобы отдать ему эти 10 рублей, потому что не было 12-ти. Я отдавал, и я помню прекрасно тетеньку контролера, которая мне давала такой талончик, где было написано «штраф» и говорила: мальчик, сохрани, по этому талончику можно весь день ездить бесплатно.

А. Плющев Ну, да, конечно.

А. Пикуленко Я однажды попал, когда еще был 5 копеек проезд, у меня не было 5-ти копеек, и пришел контролер, но у меня были с собой деньги – у меня не было мелочи.

Д. Борисов Ну, сдачи не было у водителя.

А. Пикуленко Водители тогда вообще ничем не торговали.

И. Землер Надо было опустить в эту, в такую пластмассовую кассу и отмотать себе…

А. Пикуленко Пришлось отдать деньги, на меня весь автобус смотрел с полным изумлением, потому что я ни на секунду не сопротивлялся.

А. Плющев Это позже появилось. А сначала были железные кассы. Да? Ну, хорошо. Если электрички отомрут, то зачем строят малое железнодорожное кольцо?

А. Пикуленко Малое железнодорожное кольцо – это не электрички, это внутригородской транспорт. Это такой же, как трамвай, как метро.

И. Землер Да, чтобы со временем его заасфальтировать и сделать очередное транспортное кольцо.

А. Пикуленко Ну, там был идея…

Д. Борисов Второй этаж построить еще можно. Третий.

А. Пикуленко Можно. Ты знаешь, я вообще считают, что с точки зрения дорожного строительства в городе надо накрывать вторыми этажами, надо накрывать третьими этажами, надо все железные дороги накрыть вторым этажом. Садовое кольцо надо сделать: в одну сторону едем понизу, в другую сторону едем поверху.

А. Нарышкин В другую сторону не едем.

Д. Борисов Так, Эходром это был. Автоэкстремист Александр Пикуленко, Инесса Землер, Алексей Нарышкин, Александр Плющев, Дмитрий Борисов. Мы так вот провели прекрасно последний час этой недели.

А. Плющев Да, и хоть бы один поехал на электричке сейчас, да.

И. Землер А сейчас уже время, ты знаешь…

А. Плющев Поздновато, да.

Д. Борисов Хорошей вам следующей недели, спокойной ночи. Скоро Леся Рябцева появится, уже через 30 секунд, расскажет вам очередную порцию «Краем уха». Потом информационная программа «Эхо», и затем программа Сергея Бунтмана «Вот так». Хорошей ночи, прекрасной следующей недели. Пока-пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире