Ксения Ларина Добрый день! Начинаем программу «Дифирамб». У микрофона Ксения Ларина. А в гостях у меня сегодня наш старинный друг, прекрасный совершенно человек, который является ведущим радиостанции «Эхо Москвы», а по выходным он проводит церемонию вручения премии «Ника», поскольку является основателем, идеологом, президентом 1-й национальной…

Юлий Гусман Это нет. Президентом Андрей Сергеевич Кончаловский в настоящее время. А я…

К. Ларина Основатель и художественный руководитель…

Ю. Гусман Вот! Вот! Молодец!

К. Ларина … можно так сказать. Я…

Ю. Гусман О! Помнит!

К. Ларина … основатель…

Ю. Гусман … помнит…

К. Ларина … и художественный руководитель.

Ю. Гусман Помнит. Да.

К. Ларина Итак, действительно, дорогие друзья, наверное, стоит с этого начать, что 25-го числа, 25 апреля была вручена наконец-то в торжественной обстановке премия «Ника» за 2 сезона, за 2019-й и 2020 год. По счету она получилась 34-я, я так понимаю. Но она НРЗБ совмещена. Да?

Ю. Гусман: 34я. Да. 34-я. Представляешь, тебя еще на свете не было тогда. Представляешь?

К. Ларина Да ладно. Эти шутки… Эти шутки мы знаем. Да, да, да.

Ю. Гусман Ирине Петровской было 4 года, а тебя не было вообще. Вот.

К. Ларина Ну, во-первых, я хочу поздравить всех…

Ю. Гусман Спасибо.

К. Ларина … причастных, что называется, и хозяев, и гостей, и лауреатов, и номинантов. Я смотрела всю церемонию, все 6 часов. И это не преувеличение, дорогие друзья. «Ника» стала круче, чем Путин. 6 часов за стойкой стоял… За стойкой дирижера стоял Юлий Соломонович Гусман.

Ю. Гусман За стойкой…

К. Ларина Ни разу не присев.

Ю. Гусман За стойкой бара это красиво…

К. Ларина Ну, давай мы… Давайте начнем с этого. Как вообще Ваше ощущение? Мне как… Я как зритель говорю, зритель трансляции, я считаю, что это была одна из самых удачных.

Ю. Гусман Не-не-не. Я буду называть тебя на «ты», несмотря на строжайшие указания называть на «оно». Ксения Андреевна, Вы. Я заплачу, потому что знакомства в 54 года позволяет говорить… Послушай, значит, во-первых, я немножко скажу… 2 года. Все, может, забыли, как «Ника» вообще работает.

К. Ларина Да.

Ю. Гусман Например, думают, что у нас есть какая-то отборочная комиссия. Там, где я там могу чего-нибудь отбирать. Нет, у нас прямое тайное голосование в два этапа, потому что да, как и на «Оскаре» голосование проходит по секциям. У нас таких секций 13, у них – 17. Количество академиков немножко разное. И да НРЗБ 4-ю, у них 93-й. А у нас 3 557 академиков. А у них в США больше 8 000. Мы пока не догоняем. По бюджету тоже могу сказать, что не догоняем, потому что у них бюджет 198 миллионов долларов за церемонию. У нас 4 миллиона рублей. Ну, это жизнь, понимаешь? Слава богу, что Министерство культуры этот грант нам даёт. Ну, к слову просто. И сначала каждая секция голосует вот, ну, за… режиссера из режиссеров там, аниматоры за аниматоров. Ну, а потом уже во второй стадии, так сказать, short-list, уж там сотни фильмов сначала выставляют, уже это делают… уже все голосуют всей массой такой. Сейчас стало полегче. Сейчас многие голосуют, получив пароль и ключ, голосуют электронным образом…

К. Ларина Я так и голосовала, поскольку все фильмы… Я очень послушный член академии. Я отсмотрела все фильмы, которые были представлены в номинациях. И я голосовала оба тура. И очень рада, что многие вещи совпали. Что я…

Ю. Гусман Да.

К. Ларина Что я считаю, что мой голос не пропал зря.

Ю. Гусман Вот все, конечно, кинофил, синеманный критик. А просто скажу, чтобы НРЗБ запроса, члены американской академии только 50… только 5 с половиной процентов академиков американских вообще не смотрели ни одного из фильмов. Ни одного. И кроме того они не возвращают диски, в том числе и процент не возвращают. У нас всего голосуют так 60% примерно академиков. 400-450. Вот так. В этом году действительно вот на мой взгляд, я не знаю, как на твой вкус, вот за эти 2 года было много очень хороших фильмов. Просто очень. И очень разных. Потому, что это было и классическое большое кино, и это были какие-то артхаусные проекты, тоже очень классный, но более, так сказать, скромно-элитарные через тире. И как-то так получилось, что, ну, почти всегда выходит на «Нике», что вот эта сумма прописью людей, которые голосуют, 500 человек, – да? – она получается, так сказать, ну, более или менее на мой взгляд, справедливым и точным. Хотя всегда многие недовольны, особенно НРЗБ…

К. Ларина Всегда. Это нормально. Да.

Ю. Гусман … как могли…

К. Ларина Это нормально.

Ю. Гусман … ту или эту. Но, в общем, по-моему, было в этот раз, мне показалось, здорово. Кстати, и в зале так тоже была атмосфера, что никто так не остался безумно разочарованным. У нас…

К. Ларина Я хочу… Я хочу пояснить нашим слушателям, почему Вы в принципе начали наш разговор, вот сравнивая «Нику» и «Оскар». Не потому, что у нас такие как бы амбиции, хотя почему бы и нет. Просто так совпало в этом году, что в один день вручался и «Оскар», и тоже вручалась и «Ника».

Ю. Гусман Но…

К. Ларина Поэтому это неизбежная… неизбежные шутки на эту тему НРЗБ…

Ю. Гусман Так всегда бывает не смешно, потому что я читал, правда, в разных анонимных таких Telegram… Не каналах. Как называется? Но Telegram-постах. Там – да? – пишут вот «Ника» там для хайпа, для хейта, для понта, значит, в день этого самого «Оскара». А мы вручали тогда, когда любезные хозяева «Крокуса», «Крокус-Сити» нам предоставили. За 3 месяца до этого это число нам выделили в воскресенье, потому что все остальное время идут приносящие прибыль и пользу народу концерты. А мы как бы кроме просветительской цели для нищих кинематографистов, нищих не духом, а нищих карманов. Поэтому это, значит, это все… Ну, я, так сказать, улыбаюсь, но всегда не замечают тот огромный труд вот наше огромная команда… 3 человека у нас работает. Трое. Получая небольшую зарплату. Ну, еще одна Нина Федоровна на пенсии, наша любимая, по телефону помогает. Это вот Кира Ильичева, которая душа и сила организации. Нина Миронова, она как бы представитель штаба любимой нашей премии имени Кудрина, кудринская премия, которая НРЗБ сегодня рассказывать. Еще Виктория Правдолюбенко, Александр Доля и вот наша новая девочка, очень симпатичная Кира Кузнецова. Можешь себе представить, все эти за 2 года всех собрать, всех привезти, все эти вручанты, договориться. И все это, как ты понимаешь, на словах. Понимаешь? То есть, ну, в любом театре в самом затрапезном, ну, 2 месяца идут репетиции. Да? А у нас НРЗБ. Начинается репетиция полвторого дня, вручение когда все стоит. И потом значит что? Ты… Здесь свет. Там никого. Ну, в общем… поэтому тяжело было очень. И, ну, выстояли, слава богу. Вообще даже…

К. Ларина Там был такой момент… Можно я скажу, да?

Ю. Гусман Да, да.

К. Ларина Прости. Простите. Да? Конечно же, всегда для меня самый такой, как и для многих и тех, кто в зале сидит, такой щемящий момент – это мартиролог.

Ю. Гусман Да.

К. Ларина Это такая традиционная печальная… такой печальный ритуал, скорбный, когда на «Нике» поминают тех добрым словом, кто ушел за этот год. Поскольку здесь получилось 2 года, это было какое-то бесконечное страдание. И когда ты смотришь на экран, и ты видишь не то, что лучшие, а просто какое-то звездное небо у тебя вот перед глазами и состоящее из целых людей-эпох. Я не буду сейчас перечислять, это займет огромное количество времени. Но когда это все сконцентрировано вот так вот вместе, это, конечно, потрясает. Потрясает, насколько… насколько мы обеднели за эти 2… 2 года, со сколькими людьми мы расстались.

Ю. Гусман Да, это не то… не то слово даже. Ты знаешь…

К. Ларина Все НРЗБ. Да.

Ю. Гусман … страшно было монтировать и страшно смотреть, потому что это друзья, это великие кинематографисты… Там было только… и режиссеры там театральные. И это как-то все вот как будто косой, понимаешь, прошла… прошла… Ну, ладно, ты сказала все правильно…

Cтрашно было монтировать и страшно смотреть, потому что это друзья, это великие кинематографисты

К. Ларина Кстати… Да. Прости. Когда как раз вручали премию за честь и достоинство Рустаму Имбаргимбекову и вспоминали фильм «Белое солнце пустыни», буквально вот, по-моему, чуть ли не на следующий день пришла эта весь, что умер Кахи Кавсадзе. Еще на «Нике» он еще… еще был жив.

Ю. Гусман Да.

К. Ларина То есть это просто вот в одночасье мы лишаемся огромных людей, огромных личностей.

Ю. Гусман Это даже… даже страшно об этом говорить, потому что я даже не очень понимаю, как это вот так все спрессовалось, потому что какое-то такое облако такое висит, ну, может быть, связано с этой с пандемией. Но если возвращаться к содержанию «Ники», то в этом году… Вообще каждый год бывает много замечательных неигровых фильмов, которых критики хорошо смотрят, знают, ну, и документалисты знают, а зрителям вообще практически не доходят. До зрителя. И было… и вот я хочу назвать просто. Были фильмы «Андрей Тарковский. Кино как молитва», режиссер Андрей Тарковский-младший. Это внук. «Кино эпохи перемен», режиссер, ну, знаменитый Алексей Федорченко. «О Кире украдкой», Ирина Васильева о Муратовой Кире. И «Хуциев. Мотор идет», режиссер Петр Шепотинник. Вот Петр и получила «Нику» в номинации. И он так трогательно эту… Понимаешь, критики же не ожидают. Это единственная премия, как отметил тот же Берман с Жандаревым, когда вручали телевизионную, что это единственная премия, которая думает, помнит, любит и вручает критикам, потому что никто не вручает кинокритикам, хотя это благородная и очень важная кинематографическая процессия. А в 20-м…

К. Ларина Кстати, тогда надо назвать… Прости, надо… если мы говорим про кинокритиков, что за вклад в кинематографические науки, в образование и в критику премию «Ника» в этом году получила совершенно потрясающая женщина, потрясающий человек Елена Михайловна Стишова, которой вручал эту «Нику» Антон Долин, ее молодой главный редактор «Искусство кино». И речь, которую она произнесла, она просто сильнейшее впечатление произвела. Вот люди, конечно… Редкие люди на «Нике». Редкие.

Ю. Гусман А и вообще, вот знаешь, вот вы с Ирой Петровской, которая, по-моему, тоже к нам хорошо относится, много раз говорили о том, что вот эта атмосфера, я не говорю здесь про шуточки, прибауточки и стиль атмосферы. Это, может, мило, но не в этом дело. Дело в том, что собралось такое количество замечательных людей! Все-таки воскресенье. Ехать от города. Все понимали, мы всем говорили, что это будет 5 часов. Много пожилых людей. И вот все, кому вручали, и кто вручал, было ощущение, что вот собралась замечательная компания достойнейших людей, да просто достойных. Я в зал смотрел там, вижу, там сидит Паша Финн. Я… У меня, думаю, вот сидит Паша. Там видит… Там то есть сидит Маша Зверева. Паша Чухрай на съемке. Я называю их Машей и Пашей, хотя нас слушают люди, которые не знают, что Павел Чухрай – это Паша и он грандиозный кинорежиссер, а Маша Зверева, Мария Изольдовна, великолепный сценарист, его жена. Ну, вот… вот это Маша, Паша, Ксения. Я почему не отказался называть тебя Ксения Андреевна? Не потому, что я хочу фамильярного отношения как не полагается на государственной радиостанции. По-моему…

К. Ларина Это негосударственная радиостанция. Пожалуйста, не надо.

Ю. Гусман Я имею в виду государство как пространство эпохи и времени.

К. Ларина Поняли. Да, да, да.

Ю. Гусман Не… негосударственное. Наше. Независимое. Доброе. Так вот я вот думал о том, что как-то даже смешно себе представить, что мы вот все НРЗБ собираться будем. Просто раньше же, если ты помнишь, это были все семинары, дома творчества. Сейчас все это как-то…

К. Ларина Ну, да.

Ю. Гусман … рассосалось под руководством нового руководства. И все сейчас… и вот только в каком-то месте можно увидеть, порадоваться. И я всегда во вступительном слове говорю одну… Я прошу, ребята, давайте радоваться друг другу. И я как в воду смотрел. За эти 2 года столько людей ушло, как мы говорили уже, и так хорошо, что все-таки еще старая гвардия такого уровня наполеоновских гвардейцев не ушла, не пропала. Это потрясающе. Кстати, еще добавлю, что в 20-м году неигровые фильмы были убийственные. Это «Котлован» Грязева, который получил «Нику», очень такой сложный, глубокий. Не буду сейчас рассказывать просто. Слишком много…

Рассосалось под руководством нового руководства.

К. Ларина Это такой… Это такой фильм-крик. И, кстати, там как раз когда получал эту «Нику» автор фильма Андрей Грязев, он сказал такую точную фразу, что спасибо «Нике»… академикам, что вы услышали крики со дна котлована. Имеется в виду это крик простых людей, чтоб люди понимали, что это, потому что весь фильм состоит из криков о помощи по сути. Такие обращения к президенту как к последней инстанции от там, не знаю, лампочку вкрутить и вылечить от неизлечимой болезни. Вот такой размах. Это, конечно, портрет страны очень тяжелый, скажем так. И молодцы, что проголосовали за этот фильм.

Ю. Гусман Да. Ну, там это замечательный был фильм «Соль» режиссера Владимира Эйснера про добытчиков соли. Это чудовищной тяжести работа, руки, ну, понятно, разъедает все.

К. Ларина Да.

Ю. Гусман И должен сказать, что название фильма может относиться к режиссерам. «Человек неунывающий». Это Андрей Кончаловский, который снял совсем недавно фильм «Грех», который вошел в номинацию 19-го года и получил, значит, множество там «Ник». Потом, значит, вошел фильм «Дорогие товарищи» в номинацию 20-го года и получил тоже множество «Ник», и получил главный приз и за режиссуру, и как за кино. Это вообще здорово, потому что он еще успел снять очаровательную «Человек неунывающий», как радуется наш человек, несмотря на тяготы. Вот я на тебя смотрю и радуюсь, потому что я тебя, честно говоря, вроде видел уже так долго, что радоваться есть чему. И там НРЗБ сказать, что вот, например, мы все время стараемся… Причем мы как решили? Если ты помнишь вступление к «Золотому теленку», Ильф и Петров писали о том, что какой-то их там травит за то, что они… какие он смешки в реконструктивный период. И они приняли решение сделать книжку как… написать книгу, как можно, значит, веселее, а если кто-то будет приставать, написать за него жалобу за попытку грабежа со взломом, что-то такое. Я, может, не то и сказал. Вот мы думали, думали, думали, возможно было для экономии времени, ну, и вообще сил нервов и энергии можно было бы, ну, почти как на… совещания академические. Выходят, вручают, 3 слова, уходят. Но мы подумали, что, ну, елки-палки, что будет через 2 года, мы не знаем. Не дай бог, какая-нибудь еще зараза вообще. А мы увидимся, увиделись, разрешили нам. Ну, хоть ползала сидело. Поэтому у нас впервые не было аншлага, но все равно сидели, радовались. И мы решили, даже в капусте попросили сделать Аркадия Яковлевича Инина и его команду. А он попал в это время… Я не говорю о том, что хороший или плохой. Я говорю это…

К. Ларина Я молчу вообще. Я молчу.

Ю. Гусман Нет, я не о том. Ты сейчас вообще-то сделала глазами. Я говорю не про качество. Все-таки это традиция, понимаешь? У нас, если ты помнишь, 35 лет. В 87-м году…

К. Ларина Я помню.

Ю. Гусман … мы все вместе, и ты в том числе, делаем эту штуку. И я тебе говорю, что вот мы делали пролог, мы какие-то музыкальные номера, частично неудачные, не получилось, но мы не хотели засушивать это. Знаешь, как борец перед соревнованием сушит, чтобы выгнать воду и похудеть, сбросить вес. И мне кажется, это единственный способ, потому что когда она даже придумывалась, и тоже ты должна помнить, мы вот когда со всеми говорили, со всеми членами Союза кинематографистов тогдашнего после 5-го съезда, мне было совершенно понятно и большинству моих товарищей, что побеждать «Оскар» на его территории, ну, зал гигантский, 8 тысяч человек, смета 200 миллионов долларов. Да? Потрясающие декорации, звук, номера. И самое главное, суперзвезды мирового значения в таком коммерческом количестве, которые сидят рядами. Каждый из них – сенсация, когда он приезжает в какую другую страну. А там они все сидят, целуются, обнимаются. И мы интуитивно, мне кажется, и правильно нашли способ придумывать это как капустник домашний. Ну, как междусобойчик в хорошем смысле этого слова. Вот без пафоса, без НРЗБ. В каких-то местах это надо, конечно. И превращать это вручение просто в хиханьки, хаханьки нельзя. Хотя иногда хочется. Но все-таки вот я так всегда думаю, что здесь мы сильнее всех самоиронией, иронией на фоне того, что сейчас творится «Me Too», «Black Lives», – да? – так сказать, и прочего в мире, замечательно, все чудно, но сейчас настолько политкорректность НРЗБ, что у нас пока не так бушуют волны политкорректности, что можно и нужно шутить. Вот…

И самое главное, суперзвезды мирового значения в таком коммерческом количестве, которые сидят рядами

К. Ларина На самом деле… Прости. Хочу просто сказать, что… что да, безусловно это междусобойчик в самом высоком смысле этого слова. И на чем он основан, просто я тоже хочу… чтоб слушатели понимали, о чем говорит Юлий Гусман, об этой атмосфере абсолютного взаимного доверия. Каждый, кто выходит на сцену, знает, что он может сказать то, что он хочет. Хочет он говорить про это, он скажет про это. Хочет он говорить про другое, он скажет про другое. Хочет вообще сказать просто спасибо и уйти со сцены, он сделает так. Но здесь мне кажется, вот в этой… в этой естественности и органике поведения людей, в этом есть наивысшая ценность. Здесь нет никакого насилия над природой.

Ю. Гусман Но…

К. Ларина Нет никакого насилия над человеком.

Ю. Гусман Но мы получаем по ушам за это, как ты понимаешь, потому что…

К. Ларина Ничего. Вы 35 лет получаете. Ничего страшного.

Ю. Гусман … только 90… Сколько там? 2-3 года существует «Оскар». И вот это та… Раньше так не было. Раньше еще было беднее, чем у нас. Я увидел хронику. Но последние десятилетия все говорит только по НРЗБ, только бы НРЗБ…

К. Ларина Ну…

Ю. Гусман Да.

К. Ларина Да. Просто мы должны сейчас сделать небольшой перерыв. Я поняла, что последнее, что… Я… Я, честно говоря, хочу сделать пожелание на следующую часть нашего эфира.

Ю. Гусман Да.

К. Ларина Ну, бог с ним уже, с этим «Оскаром». Уже мы… мы… Давай уже не будем сравнивать… ровняться на…

Ю. Гусман Нет. Да нет. Это…

К. Ларина Да?

Ю. Гусман … но все равно журнал год существует, какая тенденция…

К. Ларина Да.

Ю. Гусман … все равно говорить о том, что а мы такие оригинальные. Ну, вот многие наши премии такие оригинальные, что вообще ничего не делают, просто выходят, вручают какое-то животное и уходят. Ну, что? Это бывает. Все.

К. Ларина Давайте. Небольшой перерыв.

**********

К. Ларина Возвращаемся в программу «Дифирамб». Юлий Гусман сегодня у нас в гостях. Мы вместе с основателем и художественным руководителем премии «Ника» обсуждаем последнюю по времени церемонию, которая объединила 2 сезона 19-й и 20-й год. И вот повторю мое пожелание, что все-таки не надо с «Оскаром» мне… мне лично вообще не хочется сейчас сравнивать нашу историю, потому что у нас кино другое. Оно не на «Оскара» наше кино. Наше кино не на «Оскара». Наше кино на человека, на восприятие объемное. Здесь нет… Мне кажется, очень важно, что сегодня есть выбор, во-первых, в российском кино безусловно. Как в начале было сказано Юлием Гусманом, есть и развлекательное, есть и блокбастеры. Но мне кажется, на «Нике» в основном-то туда приходят на финал, финальный короткий лист кино, что называется, не общего порядка и документальное, и игровое, и авторское, и молодое, и кино наших мастеров. Ну, посмотрите, вот триумф «Француза», триумф «Греха», триумф «Дорогих товарищей». Это все большое кино, но это не развлекательное кино. Это не кино для попкорна. Правда же?

Ю. Гусман А я думаю, что и в американском кино тоже, честно сказать, много человеческих, объемных и замечательных фильмов. Но я скажу, что я целый почти год, как и многие другие люди скрывался, не ходил никуда, ни в кино, ни в театр. Сидел вдалеке от людей. Да? И смотрел сериалы, фильмы, читал книги, ну, потому что я пока прививку не сделал, боялся вообще шевелиться. Просто очень много людей не боялись. И зря. И вот я тебе скажу, что я посмотрел много наших сериалов комедийных. Я, правда, других не смотрел. Я не буду сейчас называть их, так сказать, титры, титлы… титулы, потому что ты критик утонченный, тебя это будет раздражать. Но я тебе скажу, сколько симпатичных с прекрасными актерами смешных и гораздо более человечных, чем комедии, которые снимает сейчас весь мир. Такое кино, оно, к сожалению, пока уровня Рязанова, Данелия, Гайдая, мы не понимаем…

И в американском кино тоже, честно сказать, много человеческих, объемных и замечательных фильмов

К. Ларина Не будет. И не будет больше.

Ю. Гусман Да. Наверное. Но уровень, когда это веселое, но человеческое кино… Не так это там мальчишник у нас в Вегасе, там есть такие фильмы, их много, где просто, ну, надо показать задницу голую. Прошу прощения за слово «голую». И, значит, веселуха. Я не люблю это, хоть я отношусь с большим почтением к Голливуду. И вот это тоже было. И причем мы не просто соревновались, но когда мы впервые… У нас совет же, состоящий… Высший совет. Президиум. И вот мы на нем смотрели… Мы же вручаем еще призы совета, которые не голосуются, а просто за какие-то невероятные события. Вот когда мы увидели фильм, кстати, на мой взгляд, замечательный «Новый Папа» режиссера Паоло Соррентино. И там играла наша актриса, прелестная Юлия Снегирь.

К. Ларина Снегирь.

Ю. Гусман И играла потрясающе не просто там русского бандита, там или русского мафиози, или какого-нибудь русского просто НРЗБ. Кто не видел, посмотрите «Молодой Папа» и «Новый Папа», эти два сериала. Они сами по себе, мне кажется, замечательные. То мы учредили специальный приз. И посол заболел, не пришел, но пришел почетный консул и вручил. Это такой маленький микро-праздник давно забытых российско-итальянских отношений. Понимаешь? Кроме того…

К. Ларина А, кстати, Юля… Юля… Простите. Я просто комментирую, поскольку Юлий Соломонович рассказывает о том, кто и что получил. А я рассказываю, как это было. Юля, я так поняла, что она так немножко… Ей было, конечно, приятно, но в какой-то степени она немножко так была уязвлена, что ни одной премии она не получила за российское кино. А вот как только она вышла на международную арену, тут же ее и отметили.

Ю. Гусман Вот здесь я ничего… Я всегда говорю о том, что… И это правда, у нас абсолютно чистое, прозрачное голосование. И у меня всегда, и у всех президентов один голос. И мы никогда… Можем рекомендовать, советовать. Я могу звонить часто НРЗБ и спрашиваю, что… какие фильмы вам нравятся телевизионные, чтоб просто об этом думать, там предлагать, смотреть. Но выдвинуть… Это же народ… Проголосовали. Мы можем то, что мы можем. Например, вручили за 19-й год тоже решением совета Боре, Борису Хлебникову за фильм «Шторм».

К. Ларина Выдающаяся работа. Абсолютно согласна. Я сама голосовала за них.

Ю. Гусман … работа с роскошными актерами тоже новыми относительно. Робак и Лагашкин, они, так сказать, ну, просто суперзвезды сейчас, так же как Бурунов такой. Да? Или так же, как Петров. Но это же 10 лет вообще их не было.

К. Ларина Да.

Ю. Гусман То есть совсем новое поколение.

К. Ларина Там Аня Михалкова совершенно замечательная в этом фильме в «Шторме»

Ю. Гусман Ну, а за 2020 год я случайно этот фильм увидел, честно, просто, чтобы…

К. Ларина Отличный.

Ю. Гусман «Волк».

К. Ларина Да.

Ю. Гусман По замечательному роману просто классному «Каменный мост» Александра Терехова Геннадий Островский, милейший, скромнейший, известнейший драматург снял 1-й фильм, и это просто со Шведовым в главной роли, великолепным актером. И вот это так здорово, понимаешь, я смотрел и думал: «Елки-палки! Это триллер же лучше, чем 80% того, что я вообще смотрю», — а я очень много посмотрел. Просто от…

К. Ларина Да.

Ю. Гусман … от безумия.

К. Ларина Я хотела просто… по поводу «Волка» добавить еще одного артиста, который меня там совершенно потряс своей… Я его знаю давно. Он собственно известный. Но я впервые видела такую потрясающую его работу. Это Артур Смолянинов. Совершенно невероятный он в этом фильме.

Ю. Гусман Да.

К. Ларина В фильме «Волк». Да?

Ю. Гусман Да, да. Я сейчас просто как бы не пытаюсь вместить в наш короткий разговор всю информацию, но, конечно, Артур вообще… Ну, у него было много уже ролей. Шведов…

К. Ларина Ну, здесь он просто необычный, совершенно необычный.

Ю. Гусман Вот Шведова воспринимали всегда как просто такой мачо-мачо, олицетворение здорового, красивого русского сильного человека. А Смолянинов он нервный вообще такой, просто из нервов и страсти состоит. Он играл потрясающе. Но как сказать? Например, вот какие фильмы гениальные, режиссерская работа 2019 года. Кантемир Балагов. Не скажу мальчишка, правда, это не имеет… Но молодой человек. Ученик Сокурова. Все знают. Снимал… снимает картину «Дылда», которая была выдвинута на «Оскар». 1-я работа практически. Только что открытие получил. И получила призы, где угодно. Критики НРЗБ… Знаешь, ну, у меня здесь целый список написан. Не буду перечислять. НРЗБ на Каннском фестивале. И, конечно, фильм «Айка», Сергей Дворцевой. Это просто… Он вообще стреляет всегда точно в цель. А там тоже эта девочка Айка, она получила тоже… разделила вместе с «Дылдой» за этот год…

К. Ларина Мирошниченко, по-моему, актриса, да? Которую…

Ю. Гусман Замечательно. Ну, а получил «Нику» в этой категории Андрей Смирнов за фильм «Француз», по-моему, более, чем достойный. А у… Андрей Сергеевич никогда не снимал ничего плохого, я вот такого не видел, от 1-го своего фильма, который стал классикой, до «Русского вокзала», который стал суперклассикой, всем известного, и вот до последнего его фильма «Француз». Это так здорово. Он когда-то… Мы с ним очень дружили-дружили, он когда-то вышел… А он был такой экспансивный, борец за правду. Он вышел на сцену «Ники» и сказал, глядя на меня, между прочим, сказал, что, ребята, ну, что ж такое, вы все такие старые…

К. Ларина Я тоже помню это.

Ю. Гусман … старые, вот НРЗБ. Я хотел ему сказать, что, во-первых, не все такие старые. Во-вторых, как дать дорогу молодежи? Заставить смотреть хорошее кино? Ну, он это сказал, выпустил и ушел. И вот я его не… не преминул припомнить эти слова, когда он… Я говорю назад, а ты что в 80 лет выпускаешь фильм, который является сумасшедшим. Так что я ему… Он получил, потому что, на мой взгляд, не возраст – главное. Ты знаешь, говоря про ученых там или про художников. Главное – молодая ли у тебя душа. Так. Извини за…

К. Ларина Я хочу… Да. Да, давайте я тут тоже в скобочках замечу этот эпизод с «Французом». Да, Андрей Сергеевич получил как лучший режиссер и как лучший фильм за 19-й год. Но там был такой эпизод, за который я все простила, все шероховатости церемонии. Я сказала, все, за этот эпизод я Гусману прощаю все. Когда объявили, что лучшую роль… женская роль 2-го плана… было названо имя Натальи Теняковой, которая сыграла в фильме «Француз» в паре со своей партнершей Ниной Дробышевой целый замечательный эпизод. Обе были номинированы, но в конверте было одно имя. Но поскольку вышел… Я просто рассказываю слушателям, чтобы они… чтобы они понимали. Вышел Смирной, поскольку Теняковой не было в зале, вышел Смирнов на сцену получать эту «Нику» и сказал: «Я так рад за Нину Дробышеву». После этого на сцену выскочил внук Нины Дробышевой, а, по-моему, Женя Цыганов вручал ему, он сказал, что вообще-то это все прекрасно, но получила Наталья Тенякова.

Ю. Гусман … бывает такое.

К. Ларина И тут… Да, да. И тут в эту секунду Гусман со… сходит со своего пьедестала. Идет, хромая к огромному вот этому иконостасу из «Ник» и говорит: «Ара, да в чем… в чем дело? Бери еще одну «Нику». Отдай бабушке». И берет «Нику» и отдает этому прекрасному внуку. Так что две… две актрисы получили.

Ю. Гусман Да, но это было… Это было, конечно, волюнтаристски и не прописано…

К. Ларина Но это была импровизация.

Ю. Гусман … конечно, прием.

К. Ларина Да.

Ю. Гусман Но я тебе скажу, он основывался не просто на эмоции и желание сделать эффектное такое faux pas. А дело в том, что Нина Дробышева – великая актриса с огромным количеством ролей. И она с Теняковой играла на равных. И их разделяло 2 голоса, причем я это знал. Понимаешь? 2 голоса их разделяло, ну, потому что они потрясающий дуэт составили. И особенно когда я видел этого, так сказать, такого в шляпе раскованного, высокого человека молодого…

К. Ларина Чудесный. Да, да.

Ю. Гусман … который готов скандалить за бабушку, я решил обратить эту страсть в прославление Нины, которую мы все очень любим. Но вот когда Вы говорили о том, что разные фильмы, ну, например, 20-й год. Дмитрий Давыдов вошел в номинацию с фильмом «Пугало», которое вообще супер, на мой взгляд, артхаус.

К. Ларина Актриса… актриса какая там играет потрясающая. Ой.

Ю. Гусман Фантастическая. Андрей Зайцев, который получил множество призов достойных, «Блокадный дневник». И Кончаловский «Дорогие товарищи», которые… как смешно, как фильм «Француз» и фильм «Дорогие товарищи», не сговариваясь, как принято говорить, вскрывают пласты нашей истории с помощью художественных приемов. Про расстрел рабочих в Новочеркасске. А за 19-й… А лучшие режиссерские игровые фильмы были те же. Тоже «Айка», тот же «Грех» с продюсером Алишером Усмановым, которые помогает кино, и это ему большое спасибо. «Дылда» тоже, Роднянский, Мелькумов – продюсеры. «Одесса», режиссер Валерий Тодоровский. На мой взгляд, тоже прекрасный фильм. Да и продюсеры Ярмольник, Тодоровский. А как за лучшую мужскую роль получил Леонид Ярмольник. У него там очень, мне кажется, серьезная, большая. И он играет, ну, как такого старого человека и…

К. Ларина Юлий Соломонович, мы все равно все не успеем с Вами обсудить. Я просто тоже смотрю на свои записочки, хочу сказать, что у нас есть, между прочим, в кое-то веки у нас появился лучший кинокомпозитор. И это уже без всяких. Абсолютно…

Ю. Гусман Но это смешно. Да, да.

К. Ларина Это… Но это удивительно, что Анна…

Ю. Гусман Как будто специально придумано организаторами, – да? – чтобы… Это… Это… Ну, расскажи. Да? Как это все выглядело…

К. Ларина Это Анна… Да. Это Анна Друбич, дочка Татьяны Друбич и Сергея Соловьева, которые действительно… Да, композитор кино. И она постоянно работает, сотрудничает с Валерием Тодоровским и с его студией, и практически, по-моему, во всех фильмах работает как композитор. Но это действительно факт. Я слышала ее музыку и в фильмах Валеры Тодоровского, и в сериале «Садовое кольцо» она там… Это тоже студия, собственно говоря, продюсер там был Валерий Тодоровский. И действительно она получает «Нику» за 19-й год за фильм «Одесса» и получает «Нику» за 20-й год за фильм «Гипноз» тоже Валерия Тодоровского. И это ли огромное признание профессиональное, потому что у нас был такой период, я думаю, что вы со мной согласитесь, когда музыка кино предстала такой технической. Технической. То есть она перестала быть отдельным жанром, чем мы всегда славились, собственно говоря, как и Голливуд. Да? Вот кино большого стиля, то всегда и музыка большого стиля. А сейчас действительно Анна Друбич – это композитор. И пусть… и пусть кто-нибудь скажет, что это не так.

Ю. Гусман Нет, ну, это вообще невероятно. Это называется, нарочно не придумаешь.

К. Ларина Да.

Ю. Гусман Причем с большим отрывом победила маститых и прекрасных композиторов. И она сама выходила потрясенная НРЗБ. И я б тоже был потрясен, потому что это невероятно. Вообще там я очень горжусь нашим прологом – песня Стаса Намина…

К. Ларина Да, да.

Ю. Гусман … на стихи Андрея Вознесенского…

К. Ларина «Ностальгия по настоящему». Да?

Ю. Гусман «… по настоящему». И это совпадает с тем, что замечательно, что все фильмы – это настоящая жизнь, настоящее искусство, настоящая работа актеров, настоящее качество и не просто по настоящему времени. Я очень люблю вообще Стаса Намина. Я с ним когда-то делал работу в 1989 году, в США была его музыка, наша совместная пьеса… ну, не пьеса, такая работа. И мы ставили… В Техасе ставили спектакль. Я как режиссер. Но это было в те давние времена, когда он написал песню «Мы желаем счастья вам». Вот эту. И он безоговорочно принял эту идею, взял хор и это сделал. И мы показали… Все не можем показать. Но многое, что хранится, прости тоже это слово, в аналах «Ники», это был, ну, такой… со слезами на глазах парад абсолютных, грандиозных людей, потому что у нас «Ники» получили все от Крючкова за 35 лет. Это ж дикая совершенно цифра – 35 лет. Да? И это так невероятно. Зал Дома кино…

К. Ларина А, кстати, да, там был…

Ю. Гусман … когда-то был Домом кино. Значит, и сцена, которую мы впервые там осваивали. Это было здорово. И еще я должен сказать, что… А?

К. Ларина Я хотела просто добавить именно к этой теме, к этим архивным кадрам. Юлий Соломонович рассказывает про такой видеоряд, который был во время пролога, во время исполнения песни «Ностальгия по настоящему» группой Стаса Намина. Но там еще были сюжеты, связанные с вручениями различных номинаций. Архивные кадры, когда Егор Гайдар вручал премию «Ника»…

Ю. Гусман Это тоже было.

К. Ларина И в этом была такая рифма, потому что сейчас ему на смену пришел Алексей Кудрин. Да? Вот как бы такая вот связь безусловно времен. И он там сказал такие слова, Гайдар, в этих архивных кадрах… Какой это был год? 91-й, по-моему. Или 92-й, да? Что я хочу, чтобы вы понимали, что главное, что происходит… Я пересказываю своими словами. Что главная ценность наша – это не политические наши битвы, не наши съезды, а то, что происходит в общественном сознании, в культурной жизни, то, что является интеллектуальным… интеллектуальным потенциалом нашей страны. А это как раз вот те, кто сидят сейчас в этом зале. И Кудрин по сути вышел… вышел сейчас и сказал, что подписывается под этими словами, что у нас слишком много государства везде. Хорошо бы все-таки помнить о том, кто главный в этой стране. Да? Кто главный в России. Не государевы люди, а совсем другие. Но это тоже пересказываю своими словами. Но это тоже очень важные слова. А Юрий Никулин, который возник тоже в архивных кадрах…

Ю. Гусман Ролан Быков…

К. Ларина … прекрасный. Да, Ролан Быков.

Ю. Гусман Да. В общем, это…

К. Ларина Да.

Ю. Гусман Ну, в общем, это как говорится, слезы. Надо сказать, что тогда не было человека – не было, – из руководства, который не болел бы за «Нику» и который не был бы с нами. Анатолий Собчак очень помогал, за что вечная благодарность. Борис Николаевич Ельцин, который просто жил в Доме кино. Помогать не помогал, но поддерживал, приходил и говорил хорошие слова. Ну, Егор Тимурович соответственно. И даже Владимир Владимирович убедили, когда на вечере «Огонька» там познакомились в 99-м году. То есть вообще времена такие сейчас смешались, это какая-то вот «Ника»… Тоже глупое, может, пафосное заявление, но как бы не прерывается нить времен, потому что мы до сих пор вручаем все время каждый год призы лучшему кино стран Балтии…

К. Ларина Да, да, да.

Ю. Гусман … СНГ. И приезжают. В этот были там из Кыргызстана, из Казахстана приезжают люди со своими фильмами. Где-то войны, где-то грязь, где-то копоть. А вот кинематографисты дружат. И здесь тоже огромную роль сыграл союз или конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, которую бессменно возглавляет Рустам Ибрагимбеков. И вот это потрясающе. И…

К. Ларина А я хочу еще… Юлий Соломонович, простите. Чтобы тоже важное сказали про потрясающего человека, который за вклад премию. Это Леонид Шварцман, который отметил свое 100-летие. И это, конечно, вообще событие НРЗБ грандиозное.

Ю. Гусман … Чебурашки и всех остальных классических фильмов. Да. Ну, в общем, мы могли его привезти. Он бы приехал. Но боялись просто. Все равно, не дай бог, там…

К. Ларина Но он прекрасно сказал вот по связи. И тоже прекрасно сказал Юрий Норштейн про него. Называл его Лёля. Это очень смешно. Лёля.

Ю. Гусман Ну, да.

К. Ларина 100 лет человеку.

Ю. Гусман Это… это вообще на уровне чуда. И я вообще за многих рад. Например, я очень люблю как читатель, я его не знал, впервые увидел вблизи писателя Дмитрия Глуховского. Он…

К. Ларина Отличный мужик.

Ю. Гусман … человек замечательный и гражданин замечательный, и писатель роскошный. Ну, это мое личное мнение.

К. Ларина А Миша… Михаил Сегал?

Ю. Гусман Да. Ну, нет. Я говорю, очень хороший фильм «Текст». И вот… На нас уже обиделся режиссер. Но на нас нечего обижаться. Но расстроился, по-моему, что получил… вошел только в номинацию за лучший сценарий. Но Глуховский получил «Нику» за лучший сценарий. И это здорово, потому что это так ни на что не похоже, хотя не получившие знали НРЗБ Юсупа Разыкова «Керосин». Это тоже грандиозное, мне кажется, явление, скромное, но очень интересно сделанное. Здорово! И, например, вот я тоже рад за Михаила Сегала, который снял «Глубже!». Это, надо сказать, дорогого стоит снять доброе веселое и драматическое кино про неудачливого местами режиссера порнофильмов. Понимаешь?

К. Ларина Как раз он удачливый режиссер пронофильмов!

Ю. Гусман Ну, да.

К. Ларина Он был неудачный… неудачливый режиссер театральный. НРЗБ порно… порноиндустрию, стал звездой настоящей.

Ю. Гусман Я не хотел сейчас наших слушателей призывать к тому, что идите в порноиндустрию. И это, конечно… Вот мы с тобой как бы вот не договаривались, но когда вижу на сцене там Чулпан Хаматову, Юлию Высоцкую…

К. Ларина Таню Догилеву!

Ю. Гусман Таню Догилеву, которая… Ты знаешь, ну, она грандиозная просто! Она же наша подруга близкая. Она… Большинство первых «Ник» она вела. Но это было давно. Это было 30 лет назад. И она играет вот в этих ролях… Она, вот я видел ее в нескольких ролях, там я видел в комедиях сериальных, там все, ну, просто изумительная она. Вот просто чистая радость.

К. Ларина Я еще хочу сказать дифирамб и благодарность лично Юлию Соломоновичу Гусману за начало, мы говорили про пролог Намина, но там до пролога Намина там еще и другой пролог. Это тоже традиция многолетняя, когда церемонию «Ники» открывает стихотворение Дмитрия Быкова, которое всегда читал, каждый год выходил на сцену Михаил… Михаил Ефремов. В этот раз по понятным причинам Михаила Ефремова на сцене не было, а свое стихотворение читал сам автор. А Гусман после того, как автор прочитал стихотворение, предложил залу… призвал зал поддержать Мишу. И это тоже, мне кажется, дорогого стоит, такая пот поддержка, настоящая, дружеская.

Ю. Гусман Ну, на самом деле…

К. Ларина Юлий Соломонович, мы должны кончать, заканчивать.

Ю. Гусман Ну, он заслужил. Как НРЗБ люди он попал в трагедию. Он отбывает…

К. Ларина Да.

Ю. Гусман … наказание. Но мы его любим и будем любить, когда он к нам вернется. Спасибо большое, Ксения. То, что мы забыли, простите. И надеюсь, на следующей «Нике» мы увидимся. Обнимаю.

К. Ларина Спасибо, дорогой. Спасибо.

Ю. Гусман Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире