'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 15 января 2017, 14:06

О. Пашина 14 часов и 5 минут в столице. Мы продолжаем наш воскресный эфир. Меня зовут Оксана Пашина. Марина Лелякова за звукорежиссёрским пультом. Ну а в студии программы «Дифирамб» — актёр Максим Виторган. Добрый день.

М. Виторган Здравствуйте, здравствуйте.

О. Пашина Так, ага…

М. Виторган Узнали меня? «Так, ага…»

О. Пашина Да. Я надеюсь, Сетевизор показывает и видно хорошо. Нас снимают, так что — да. Мне тут принесли подарки — билеты в театр. Ну, я не знаю, об этом мы поговорим позже. За самый лучший вопрос подарим билеты, так что ваши вопросы вы можете присылать на номер +7 985 970-45-45. Вопросы, кстати, уже есть, они до эфира ещё приходили.

М. Виторган Давайте некомплиментарные.

О. Пашина Они очень некомплиментарные. Вопрос вообще странный, я бы сказала, потому что программа «Дифирамб» — это дифирамб в адрес Максима Виторгана, а спрашивают: «Как вам быть мужем Ксении Собчак?» — красивой, умной, блестящей женщины. Каково оно?

М. Виторган Мне зашибись! Завидуйте мне!

О. Пашина Да?

М. Виторган Да.

О. Пашина То есть, в общем, сбить с толку этим вопросом не удастся? Всё хорошо?

М. Виторган Да.

О. Пашина Никакой ревности популярность и общественный вес жены не вызывают? Вы знаете, как бывает так. Ну, честно сейчас ответьте.

М. Виторган Слушайте, вы знаете, нет, потому что… Как вам сказать? Смотрите…

О. Пашина Ну, есть мужчины, которые любят женщин попроще, чтобы самому блистать на фоне.

М. Виторган Знаете, почему московский «Спартак» никогда не встретится с клубом «Милан» в Чемпионате России?

О. Пашина Не знаю. Я не футбольный болельщик.

М. Виторган Потому что клуб «Милан» не участвует в Чемпионате России.

О. Пашина А, понятно. То есть не надо вступать в конкуренцию.

М. Виторган Поэтому — нет. У нас поляны, на которых мы конкурируем, на самом деле людям представляются значительно большими, нежели они есть. Мы, в общем, в этом смысле — вот в том, в котором, наверное, задают этот вопрос — мы люди достаточно разные. И один из нас любит публичность, другой — наоборот, не любит. Поэтому — нет, мы в этом смысле лишены этой соревновательной составляющей.

О. Пашина То есть вы не любите светскую жизнь, блистать, выступать, светиться на публике?

М. Виторган Я вообще не люблю лишний раз выходить на сцену.

О. Пашина Вот так вот!

М. Виторган Да.

О. Пашина Вот с этого момента уже вообще интересно. А почему тогда такая профессия?

М. Виторган Ну, я люблю выходить на сцену по профессии. Но вот даже в каких-то, я не знаю, компаниях людей я, в общем, крайне редко когда солирую, и мне для этого нужна какая-то подготовка определённого рода. А так я, в общем, с удовольствием слушаю, что люди говорят.

О. Пашина А как вы готовитесь? Какая подготовка? Аутотренинг? Может быть, вы…

М. Виторган О, это страшное дело! Давайте не будем говорить об этом в эфире.

О. Пашина Так, хорошо.

М. Виторган Но иногда бывает.

О. Пашина Понятно. Про конкуренцию на поле. Ну а как же? Вы же даже в одном спектакле играли с женой?

М. Виторган Ну, послушайте, не играли, а играем. Этот спектакль вернётся в репертуар Театра наций.

О. Пашина Вернётся, да?

М. Виторган Да. Он должен быть, если не ошибаюсь, в самом конце, по-моему, марта уже. Будем его вспоминать. Мы его прервали в связи с известными обстоятельствами, эксплуатацию его. А так — нет. Ну а какая? Там мы занимаемся одним делом. Наверное, бывают случаи, когда артисты, играющие в одном спектакле, друг с другом конкурируют. И об этом даже, в общем, есть какие-то и художественные произведения.

О. Пашина Ну да.

М. Виторган Но я вам должен сказать, что мне в жизни везло. Вот с 1993 года, как я закончил институт, я ни разу не попадал в такую ситуацию. Я попадал в ситуацию, только когда артисты, играющие в одном спектакле, являются соавторами и сотоварищами по одному общему делу. А потом, какая между нами может быть в этом смысле конкуренция? Я всё-таки…

О. Пашина Кому больше цветов подарят после спектакля зрители.

М. Виторган Нет, послушайте…

О. Пашина Кого вызовут на бис.

М. Виторган Нет-нет, это вообще не те единицы измерения какие-то совершенно, поэтому давайте на этом уровне даже не будем об этом говорить.

О. Пашина А как вообще пришла эта идея? Просто нашим слушателям расскажите поподробнее. Это вы привели Ксению в театр?

М. Виторган Нет, ничего подобного. Я не знаю, кто первый это придумал: режиссёр Филипп Григорьян, который поставил этот спектакль; я не знаю, может быть, Женя Миронов; может быть, Рома Должанский. Я не знаю, кому первому пришла в голову эта идея.

Дело в том, что там занятная ситуация, потому что примерно за год до этого нам уже предлагали играть, и именно «Женитьбу». Но это предлагался такой антрепризный спектакль, который собственно был задуман и построен исключительно на горячей новости нашего соединения, наших персон и собирался всячески это эксплуатировать. И тогда мы отказались от участия в этом. Я на этом жёстко настоял. Потому что Ксения — человек такой, что она готова хвататься за всё, она любит всё попробовать, тем более что-то новое. Но под моим давлением мы тогда от этого отказались, потому что неинтересно было.

А потом, когда через год появилось это предложение, мы встретились с режиссёром Филиппом Григорьяном, который рассказал нам о своей какой-то концепции, о своём видении, о том, что он хочет сделать. И мы поняли, что вот непосредственно сами наши персоналии в данном случае являются далеко не самым главным, не самым важным и так далее.

И должен вам сказать, что работа была для меня очень непростой, но очень интересной, потому что мы с Филиппом как бы изначально говорили на совершенно разных театральных языках совершенно разных, если угодно, даже школ, привычных образов и способов работы. Он видит всё такими готовыми картинками, и для него картинки как бы диктуют содержание. Он как бы от внешнего до внутреннего, что называется, идёт. А у меня было ровно наоборот, поэтому нам было в какие-то моменты очень непросто. И выпускали мы непросто спектакль. Но в итоге я научился как-то получать от него удовольствие. И надеюсь, что в марте мы к нему вернёмся. Поэтому приходите в Театр наций.

О. Пашина Кстати, про «приходите в театр». Я хочу сказать, что у нас есть два билета на два лица на спектакль «Участь Электры» — это РАМТ, 20 января. И в этом же театре — «Rock’n’roll» на 19 января, тоже два билета на два лица. Присылайте свои SMS-сообщения: +7 985 970-45-45. «Участь Электры» или «Rock’n’roll» — куда бы вы хотели пойти и что посмотреть?

М.Виторган:Я вообще не люблю лишний раз выходить на сцену

Возвращаясь к «Женитьбе», ещё один вопрос пришёл. Кто кому… вернее, не «кто кому», а как вы помогали? И помогали ли вы? Обращалась ли к вам Ксения с какими-то вопросами? Или она сама?

М. Виторган Вы знаете, ну как? Нет, Ксения вообще, надо сказать, она такой перфекционист. И в этом мы, в общем, схожи. Поэтому Ксения работала в два раза больше, чем остальные участники этого спектакля, потому что она наняла себе, можно сказать, педагога по мастерству актёра, поскольку она этим никогда не занималась, который с ней отдельно ещё занимался, репетировал. И она работала много, работала упорно. И она в этом смысле молодец.

То, что касается наших взаимодействий, то тут мне было сложно как-то ей помогать, потому что у меня была огромная и очень такая непростая, ответственная собственная роль, в которой надо было ещё самому разбираться, поэтому, в общем, мне было немножко не до неё.

О. Пашина Понятно. А вообще ваше мнение интересовало? Она спрашивала: «Вот это хорошо? Как тебе вот это?»

М. Виторган Нет, ну конечно, мы в каком-то рабочем порядке как-то контактировали и дома даже начинали время от времени спорить. А мы в споре оба горячи, поэтому у нас споры всегда горячие, затяжные, эмоциональные и, в общем, такие интересные, что там говорить. Нет, конечно, всю основную помощь она получила от режиссёра, от педагога своего. Ну и очень поддерживали все партнёры нас: и Аня Уколова, и Виталик Хаев, и Аня Галинова… Ну, все-все-все.

О. Пашина Наши слушатели поздравляют вас с рождением сына, пишут, что любят вас и Ксению. И спрашивают ещё по поводу семьи: «А ваши главные семейные ценности — каковы они?»

М. Виторган А что это?

О. Пашина А я не знаю, что это. Вот Надежда спрашивает. Надежда, вы уточните ваш вопрос, что вы имели в виду под семейными ценностями.

М. Виторган Да, что такое «семейные ценности».

О. Пашина Я не знаю… Дети, семейная гармония.

М. Виторган Дети — это ответственность, которая, конечно, никуда от тебя не денется никогда, что бы ни происходило в жизни, поэтому ты должен каким-то образом в их жизни участвовать и поддерживать. Это так, да. Нет, не знаю. Сложно говорить про семейные ценности, потому что не очень понимаю, что имеется в виду.

О. Пашина Спрашивают: «Хотели ли бы вы, чтобы кто-то из ваших детей тоже стал актёром?» К вопросу об ответственности.

М. Виторган Вы знаете, тут такая вещь. Хотел, не хотел… Это вечная же история. Артисты всегда не хотят, чтобы их дети становились артистами. И они зачастую именно ими и становятся, потому что…

О. Пашина А ваш отец не хотел? Он вас отговаривал?

М. Виторган Да нет конечно. Нет. Но поверьте мне, это настолько зависимая профессия! Я могу говорить по этому поводу только общеизвестные и банальные слова. Конечно, ты своему ребёнку ты никогда такого не пожелаешь. Но дочь моя в этом году уже заканчивает ГИТИС.

О. Пашина Вот вам и ответ.

М. Виторган Да, вот вам и ответ. Надеюсь уберечь остальных детей от этого дела. И я вам должен сказать, что сейчас, когда ехал сюда к вам, она прислала мне видео. У них вчера был экзамен по вокалу. Я обалдел!

О. Пашина А что она пела?

М. Виторган Она пела какую-то французскую песню, мне не известную, в которой вообще невозможно выговорить, по-моему, ни одного слова — там такая скороговорка. Но она это делала совершенно блестяще! Я не знаю, я сейчас попрошу у неё разрешения и даже выложу это в соцсети, потому что это, по-моему, очень круто.

О. Пашина Жаль, мы не можем в эфире это поставить. А стиль какой? Это шансон? Или что это?

М. Виторган Я не знаю, честно говоря. Ну, это такое, похожее…

О. Пашина Рэп?

М. Виторган Нет-нет-нет.

О. Пашина В котором невозможно понять ни одного слова.

М. Виторган Ни в коем случае! Я не знаю, что это за песня, но это похоже отчасти на ZAZ, вот что-то из этого рода. Не знаю, что это за песня. Боюсь наврать.

О. Пашина Из Республики Татарстан пишут и спрашивают про драматические роли, говорят: «По разговору вы производите впечатление лёгкого, такого юморного человека. А драматическую роль в театре какую хотели бы вы сыграть?»

М. Виторган Вы знаете, у меня в театре в этом смысле всё в порядке.

О. Пашина Это да.

М. Виторган У меня есть немножко засада в кино с этим делом, потому что…

О. Пашина Видимо, слушатель смотрел по кино.

М. Виторган Ну да. Потому что кино значительно больше ориентировано на типажность человека, нежели театр…

О. Пашина Человек из Татарстана в московских театрах не бывал. Давайте мы расскажем про драматические роли.

М. Виторган …поэтому с кино у меня есть в этом смысле некоторая засада. Но вы знаете, и движение некоторое тоже есть. И я надеюсь, что будет… У меня тут есть прямо целая задумка. Я не буду открывать всего, но я хочу предпринять целый ряд усилий для того, чтобы чуть-чуть изменить свою жизнь в кинематографе в целом.

О. Пашина Сменить амплуа.

М. Виторган Ну да, если угодно — так. Нет, тоже бывали… Я вот жду сейчас с нетерпением выхода двух работ. Это два сериала, которые уже сняты. Вот я был на озвучании одного из них недавно. Это сериал, который снял Алексей Попогребский, замечательный до этого момента кинорежиссёр. По-моему, это первый его опыт…

О. Пашина Да, кстати. Первый опыт, да.

М. Виторган …который называется «Оптимисты». Это такая большая, масштабная работа. И я был там на озвучании и озвучивал одну сцену. И должен вам сказать… Я вообще на себя на экране смотрю с трудом, так чуть-чуть через прищур и стараюсь долго… И видел далеко не все свои работы, скажем так.

О. Пашина Серьёзно? Самолюбование — это не ваше?

М. Виторган Нет. Вот в этом — нет. В чём-то другом — может быть, да.

О. Пашина А, в чём-то другом. Так, интересно, ага.

М. Виторган А тут я был на озвучании и озвучивал одну сцену. И должен вам сказать, что я так озвучил, на неё посмотрел и подумал: пожалуй, это лучшее, что я сделал.

О. Пашина И подумал, что это хорошо.

М. Виторган Да, да, да. Просто я остался под впечатлением.

О. Пашина Я не знаю, можно ли раскрывать такую информацию… В общих чертах хотя бы. Это сериал про что? Про современную жизнь? Исторический?

М. Виторган Вы знаете, это, насколько я помню, начало шестидесятых, по-моему, годов. Это богема, КГБ, выставка американского хозяйства… народного хозяйства в Москве, достижений американского народного хозяйства и так далее, это МИД. В общем, там такая целая большая история. У меня не очень большая роль там, но как-то я с огромным удовольствием над ней работал. И она такая очень, по-моему, выпуклая, хорошая.

О. Пашина А вы там кто? Сотрудник КГБ?

М. Виторган Нет, я поэт.

О. Пашина Поэт?

М. Виторган Да, поэт. Такой собирательный образ, наверное, всех поэтов той эпохи. Я поэт, который находится… Вот-вот он… Ну, такая, знаете… Как это называется? Такая молодая звезда поэзии, которая выходит, становится популярным, известным, выходит, поднимается на гребень волны, становится таким модным. И там всякие со мной тоже происходят по этому поводу катаклизмы.

О. Пашина Такой модный и оппозиционный немножко?

М. Виторган Ну нет, нет. Наверное, нет. Хотя все они тогда были подёрнуты этим…

О. Пашина Вот этим флёром.

М. Виторган Да. Воздухом, тонкой струйкой воздуха свободы.

А вторая работа, про которую я тоже хотел сказать, называется «Садовое кольцо». Ничего не видел, ничего не знаю, но остался под большим впечатлением. Это история сорокалетних людей. Там кого только нет: там и Толя Белый, и Маша Миронова, и Юля Ауг, и Голубкина… Ну, масса тоже замечательных артистов.

И это такая достаточно жёсткая современная история, которую снимал совсем молодой режиссёр (по-моему, 24 года ему) Алексей Смирнов с ещё более молодым оператором. И вот они оставили у нас у всех просто какое-то невероятное впечатление. Потому что казалось бы — что они могут вообще в принципе знать о проблемах сорокалетних людей, будучи таким молодыми? А они знали не только это, но и в принципе как делать кино. Чтобы двое настолько молодых людей ни разу вообще не «упустили», что называется, площадку, так держали в руках всех этих артистов и сам процесс, и так далее — это большая редкость по нынешним временам. Поэтому мне очень интересно, что там получилось. Жду с нетерпением.

О. Пашина А там про что?

М. Виторган Там история сорокалетних людей, таких вот…

О. Пашина Современников наших?

М. Виторган Да, современников, живущих в пределах Садового кольца. Ну, такой социальный срез. Я не знаю, есть какие-то подозрения, что этот сериал может, например, не выйти по тому каналу, по которому он задуман для выхода.

О. Пашина Почему?

М. Виторган Ну, как-то… Вы знаете, там такая история — она не то чтобы жёсткая, а она правдивая.

О. Пашина А это никому не нравится.

М. Виторган Она правдивая не с точки зрения общественно-политической, нет, там этого нет напрочь. Там детективная, такая социально-детективная история.

О. Пашина Она просто не весёлая, не развлекательная?

М. Виторган Да, она не весёлая, она не лёгкая и она, по-моему, без положительных героев. Там люди, знаете, не одной краской мазаны. Нет вот этого: «Вот это — злодей…»

О. Пашина «Это — хороший». Вы сейчас ещё скажите, что там плохой конец.

М. Виторган «Вот это — добрый герой, и мы за него всем залом болеем. И болеем против вот этого плохого». Там как-то всё посложнее, помногокрасочнее, не двумя красками.

О. Пашина То есть она философская.

М. Виторган Ну, не знаю, посмотрим. Очень надеюсь, что всё-таки выйдет.

О. Пашина Вы очень хвалите авторов сериалов. А у вас же был опыт тоже режиссёрской работы. Можно об этом поподробнее?

М. Виторган Сериальный вы имеете в виду?

О. Пашина Нет, я имею в виду — режиссёрско-постановочной работы.

М. Виторган Ну, он у меня был, да.

О. Пашина Это было очень смешно.

М. Виторган Нет, просто что вы имеете в виду? Ну, я сделал, да, я поставил один спектакль.

О. Пашина Поставили спектакль, да.

М. Виторган Я сделал вещь, которая… Просто вот тут недавно кто-то мне на просторах Facebook напомнил об этом и прислал ссылку. И я понял, что это вещь, которой я буду гордиться, наверное, всю свою жизнь. Это три новогодние программы, которым уже сейчас, по-моему… Это уже было лет 12–13 назад. За одну из них мы даже получили ТЭФИ каким-то невероятным образом, непонятно как это произошло.

Это была новогодняя программа на канале «РЕН ТВ», которая называлась «Неголубой огонёк». И на следующий год было две новогодние программы, которые мы делали с Мишей Козыревым. Одна там же — на «РЕН ТВ» — «Неголубой огонёк. Красный» он назывался, который начинался с текста о том, что… Знаете, как в «Звёздных войнах», так ушёл вдаль текст. Я уже не помню, что там было, но говорилось про то, что после того, как была отстроена вертикаль власти, власть решила строить диагональ культуры. И там как-то это было всё пронизано этой темой. Было весёлое, бесшабашное веселье.

Тогда ещё не было никаких программ… Вот помните, «Прожекторперисхилтон» была программа такая, где сидели вчетвером, и они там обсуждали новости прекрасно и смешно. А мы посадили… У нас была такая реальная кухня. Мы как бы встречали Новый год от Владивостока до Москвы — в этом была концепция программы. И на этой кухне, перемещаясь в часовых поясах, у нас сидела компания, в которой был Миша Ефремов, Шнур, Сукачёв, Дима Харатьян. И мы снимали их живьём, по-моему, часов пять. Мы их просто посадили, накрыли им стол, снимали их живьём. Потом мы монтировали. И они таким образом стали у нас ведущими этой программы.

М.Виторган: Мне зашибись быть мужем Ксении Собчак! Завидуйте мне!

И была ещё одна программа тогда же, в тот же год, новогодняя, называлась она «Первая ночь с Олегом Меньшиковым». И это, на мой взгляд, была вот лучшая из этих трёх программ, прямо такая сложносочинённая, с очень такими оригинальными номерами и так далее. Вот это просто почему я вспомнил? Мне напомнили об этом в Facebook. И это прямо вещь, которой я буду гордиться, по-моему, до конца своих дней.

О. Пашина Раз уж о новогодних программах зашла речь. Вот последний Новый год. Я честно скажу — я телевизор не смотрела, но я читала эти все отзывы, чуть ли не петиции пишут: «Прекратите эти уже безумные огоньки!» Всё изменилось на телевидении? Всё, не нужны?

М. Виторган Слушайте, во-первых, давайте… Я тоже не смотрел.

О. Пашина А, понятно.

М. Виторган И мы с вами — два человека, не смотревшие новогодние программы — сейчас это и обсудим как раз.

О. Пашина Хорошо. Нет, а почему вы не смотрели? Понимали, что ничего хорошего там не увидите?

М. Виторган Я не попадаю в ту целевую аудиторию, которая…

О. Пашина На которую она рассчитана.

М. Виторган На которую рассчитана эта программа. К сожалению, на всех каналах практически, за редчайшим исключением, эти программы рассчитаны на одну и ту же целевую аудиторию. А я, возвращаясь к нашему опыту новогодних программ, хочу вам рассказать следующую вещь. Тогда были те же самые все вот эти «голубые огоньки» с тем же набором артистов, и всё было то же самое.

О. Пашина На других каналах.

М. Виторган И на Первом, и на Втором канале. Но в тот год, когда мы делали «Неголубой огонёк» вот этот на канале «РЕН ТВ», вдруг канал «РЕН ТВ» — никогда ни до, ни после этого не имевший никаких рейтингов — получил третье место по стране с долей то ли 10, то ли 11 процентов, я не помню точно. То есть он сильно проиграл Первому каналу, сильно проиграл Второму каналу, но собрал вокруг себя огромное количество людей, потому что это очень высокая доля, тем более у этого канала никогда такой доли не было. И выяснилось, что, оказывается, у такого рода материала, продукта тоже есть потребитель, которому надо просто дать возможность это видеть, понимаете. Вот и всё.

Поэтому сейчас… Ну, мы знаем, что в целом количественно люди, смотрящие телевизор, — эта цифра, в общем, неустанно падает время от времени.

О. Пашина Ну, устали уже люди немножко, подустали.

М. Виторган Понимаете, как бы я совершенно не против. И действительно я понимаю руководителей этих центральных каналов, которые должны собирать вот эту аудиторию свою, 55+. Или сколько она? А огромное количество людей, которые не смотрят телевизор просто потому, что им там нечего больше смотреть. И почему для них не сделать проект? Вот это странная вещь.

О. Пашина То есть сейчас с телевидения никаких интересных предложений?

М. Виторган У меня?

О. Пашина Да.

М. Виторган Нет. У меня — нет.

О. Пашина Или каких-то задумок своих собственных, которые хотелось бы?

М. Виторган Нет-нет-нет. Я вообще туда попал совершенно случайно тогда. Я не виноват, я тут ни при чём.

О. Пашина Понятно. Нет, мы вас ни в чём не обвиняем.

М. Виторган Меня позвали — я пошёл и сделал. Нет, у меня в этом смысле не связано с телевидением… Ну, я имею в виду — не в актёрском, а в этом… Я снимал потом ещё какие-то всякие программы разные, такой опыт у меня был. Но вот это то, что я вспоминаю всегда с удовольствием и с радостью. И кстати, надо будет не забыть перед следующим Новым годом своим читателям в соцсетях скинуть действительно ссылку на программы и предложить их посмотреть вместо того, что идёт по телевизору, если есть такое желание. Неволить никто никого не собирается, конечно.

О. Пашина Кстати, спрашивает наш слушатель: «Если выбирать, если бы встал такой выбор — театр, телевидение, кино?»

М. Виторган Ну, тут однозначно…

О. Пашина Вот если всё сразу нельзя, вот если можно только одно.

М. Виторган Нет, тут однозначно театр, конечно.

О. Пашина Однозначно?

М. Виторган Но! Понимаете, если выбор такой стоит и надо выбрать раз и навсегда, а у меня есть ответственность, у меня есть дети, то тогда, конечно, я бы не выбрал театр, потому что театр не приносит дохода никакого.

О. Пашина Вот это честный ответ нашего гостя. Я хотела ещё спросить… И тоже нам тут напоминают. Про драматическую роль-то так и не ответили.

М. Виторган Как «не ответил»?

О. Пашина Ну, вы знаете, есть актёры, которые говорят: «Я мечтаю сыграть Гамлета» или «Я всю жизнь ждал этой роли».

М. Виторган Нет, я ответил вам про два сериала. Я вам рассказал, где у меня чисто драматические роли.

О. Пашина Нет, про театр спрашивали.

М. Виторган Ну, у меня в театре и других-то ролей, кроме уже набивших оскомину «Дня радио» и «Дня выборов», в общем, нет. У меня все остальные роли вполне себе драматические.

О. Пашина Нет, спрашивают: «Что хотите ещё?»

М. Виторган Вы понимаете…

М.Виторган: Я считаю, что профессия журналиста обязывает быть в оппозиции к власти

О. Пашина Гамлета не хотите? Такой вот прямой вопрос.

М. Виторган «Что хотите?» Не знаю. Я ведь начал с Гамлета. Понимаете, в чём дело?

О. Пашина Всё, Гамлет уже…

М. Виторган Я когда-то, когда ещё учился, заканчивал школу… Как это называется? Спецшкола с уклоном на английский язык. У меня в старших классах делали постановку «Гамлета», и я сыграл Гамлета в оригинале тогда.

О. Пашина Ну, это у всех делали постановку в школах, это понятно.

М. Виторган Нет, вы знаете, я бы с удовольствием сыграл, вот если бы кто-то из интересных режиссёров за это дело взялся… Я уже давно вынашиваю такую мысль. Я бы с удовольствием сыграл «Защиту Лужина», конечно, но это надо как-то прямо придумывать постановку.

О. Пашина Я, например, слабо себе представляю, как это в театре.

М. Виторган Да, я тоже. Поэтому я бы взялся не ставить, а играть.

О. Пашина Понятно. Дальше философские вопросы пошли от наших слушателей. И я их обязательно задам, и вы услышите ответы сразу после краткого выпуска новостей.

НОВОСТИ

О. Пашина Мы продолжаем программу «Дифирамб». Актёр Максим Виторган в нашей студии. «Вы стали очень публичным человеком. Вот вы уже и на «Эхе», — пишет Виктор. Всё, Максим. Вы чувствуете, жизнь удалась.

М. Виторган Клеймо поставил.

О. Пашина Но я обещала вопрос философский…

М. Виторган Я Виктору должен ответить. Мне просто неловко об этом говорить. Дело в том, что я не просто первый раз на «Эхе», а я даже, по-моему, не первый раз в программе «Дифирамб». Вот в чём дело.

О. Пашина То есть, в общем-то, пришла земная слава. Артём спрашивает: «Какую черту характера вы не можете принять в себе самом и в других людях?»

М. Виторган Вы знаете, такая вещь известная, что, в общем, человека, наверное, больше всего раздражает в других то, что раздражает в себе, поэтому… Вы знаете, я…

О. Пашина Что?

М. Виторган Сейчас. Я стою на пороге большого признания.

О. Пашина Так?

М. Виторган Вы знаете, я понял недавно (и на это обратила внимание, кстати, моя жена), что я теряю самообладание… Я, в общем, достаточно выдержанный человек, но я теряю самообладание, когда я сталкиваюсь с агрессивным невежеством, которое… То есть тут важно что понимать? Невежество не в смысле необразованности, а в смысле скорее глупости, неумения сопоставлять и анализировать информацию. И когда ещё при этом человек… То есть меня совершенно не смущает, когда кто-то чего-то не знает. Я сам, в общем, не слишком образованный человек, к сожалению. Но вот это вот, когда человек выдаёт какие-то чудовищные примитивные конструкции или банальные в качестве каких-то высоких истинных достижений — я в этот момент теряю самообладание.

О. Пашина А может быть, он только что до этого дошёл.

М. Виторган И это, в общем, должно мне подсказывать таким образом, что что-то во мне самое такое есть.

О. Пашина Резонирует.

М. Виторган Да. Что что-то я, видимо, такое в себе чувствую, что связано с агрессивной невежественностью.

О. Пашина А как вы реагируете на агрессивную невежественность?

М. Виторган Я очень завожусь. Я начинаю… Прямо меня можно просто вывести из себя. Когда человек не способен следовать за несложными логическими построениями, но при этом очень агрессивен как бы — я прямо выхожу из себя, я очень завожусь и прямо не могу оставить человека в покое, хотя надо бы уже давно отвернуться и пойти своим путём.

О. Пашина И перестать его трясти уже, размазывать об стенку и отпустить.

М. Виторган Да, да, да. Ну, видите, это значит, что чего-то я такого в себе боюсь, что вот так я на это остро реагирую.

О. Пашина Дмитрий пишет: «Вы рассказали о насыщенной актёрской деятельности. А интересна ли вам та жизнь за окном, которая то бурлит, то затихает?»

М. Виторган Дмитрий, у вас затихает жизнь за окном? Я вам завидую.

О. Пашина Так?

М. Виторган У меня за окном она вообще не затихает. Ну как? Конечно. Более того, я и хотел бы как-то поменьше на неё обращать внимания, потому что на меня производит это эмоциональное и интеллектуальное достаточно тягостное впечатление. И я даже должен вам сказать, что по собственной слабости характера стараюсь время от времени от этого абстрагироваться, прятаться, не знать. Это же самый простой путь к счастью. Незнание и глупость — в общем, самый надёжный рецепт быть счастливым. Но, к сожалению, это не особо получается.

Я, честно говоря, не очень хочу об этом говорить, потому что у меня как бы нет вопросов к этому, понимаете. Я понимаю, что мы с вами, скорее всего, если мы будем здоровы, то мы с вами, скорее всего, застанем конец очередной эпохи нашей. Это у нас уже было, на наш век уже нам это досталось. Это был конец советской эпохи. И к сожалению, за прошедшие — сколько? — 25 лет мы не построили систему, при которой оно дальше будет таким эволюционным развитием, спокойным. Поэтому я абсолютно убеждён, что нас ждёт конец эпохи. Не то что это хорошо или плохо…

О. Пашина Это факт.

М. Виторган Это факт. И чем он обернётся, этот конец эпохи? И какой кровью он закончится? И кровью ли? Вот это большой-большой вопрос. И я жду этого с очень таким серьёзным волнением и напряжением, потому что ещё и дети мои попадают под этот замес исторический тоже.

О. Пашина То есть у вас скорее позиция наблюдателя? Вот тот же Дмитрий спрашивает: «Вы с Ксенией участвовали в оппозиционной деятельности. Сейчас вас мало, — видимо, в этой сфере, он считает. — Что-то изменилось?»

М. Виторган Вы знаете, смотрите. Давайте я за себя отвечу по поводу участия в оппозиционной деятельности. Я ни в какой оппозиционной деятельности не участвовал. Это же, по-моему, когда-то говорил Вацлав Гавел (но потом, правда, эти слова оказались неправдой). Он когда-то говорил: «Я участвую в общественной жизни исключительно как гражданин, драматург — и не более того. Я, мол, не политик». Но потом, правда, стал президентом Чехии, через какое-то время.

Поэтому… Нет, я занимался этим, я многое видел в этом смысле своими глазами. Я был наблюдателем на выборах. А является ли это… У нас сейчас, куда ни плюнь, понимаете, чуть шаг в сторону — уже оппозиционная деятельность. И причём это ещё носит какую-то отрицательную коннотацию, как будто в этом что-то плохое есть — в оппозиционной деятельности.

О. Пашина Ну, в общем — да. «Пятая колонна».

М. Виторган А на самом деле оппозиционная деятельность — это деятельность людей, которые… Ну ладно, чего я буду говорить сейчас общие и известные вещи? Деятельность людей, которые оппонируют власти. Например, в моём глубоком убеждении… Вот я считаю, что, например, профессия журналиста обязывает быть в оппозиции к власти.

О. Пашина Правда?

М. Виторган Вот в принципе журналист должен придираться, выискивать, то есть он должен максимально беспокоить этим власть. Это залог, один из залогов здоровой системы существования.

Поэтому как бы то, что стало меньше — да. Я не готов этому посвятить жизнь. Я не гожусь в жертвенные… не готов на жертвы такие серьёзные и большие ради этого идти. Не готов. Ну, мы поэтому и живём в такой стране, что мы все не готовы. Мы готовы только до определённого момента. Значит — накопится какая-то «усталость металла», и за нами придут другие.

О. Пашина Слушатели наши беспокоятся, не собираетесь ли вы уехать из страны. Почему-то такой возник вопрос. Мне кажется, нет. Я не знаю…

М. Виторган Нет. Пока я у вас здесь без чемодана. Пока сижу. Пока здесь. Держимся.

М.Виторган: Я выдержанный человек, но теряю самообладание, когда я сталкиваюсь с агрессивным невежеством

О. Пашина Пока Максим Виторган здесь, да.

М. Виторган Пока держимся, да.

О. Пашина Я честно признаюсь, что я не знала об этом, но вот Андрей из Москвы пишет: «Помимо основной работы, вы занимаетесь благотворительным фондом «Бюро добрых услуг». Насколько…»

М. Виторган «Бюро добрых дел».

О. Пашина «Насколько глубоко вы погружены в его деятельность?» И что это вообще за фонд?

М. Виторган «Бюро добрых дел» — это фонд, который помогает детским домам и интернатам с широкой географией, по всей стране. Там как раз нет детских домов и интернатов в Москве и Санкт-Петербурге, а есть только в области Московской и Ленинградской. А так и в Самаре, и в Костроме… Ну, много, много. Там уже больше 15 детских домов и интернатов.

Я являюсь членом попечительского совета этого фонда, и я сотрудничаю уже, наверное, года три или четыре, почти с момента создания. Насколько глубоко я в это интегрирован? Ну, вы понимаете, чем я занимаюсь. Это тем, что популяризирую этот фонд, и тем, что нахожу какие-то деньги для того, чтобы устраивать те или иные программы.

О. Пашина Чтобы он функционировал.

М. Виторган Фонд развивается, тьфу-тьфу-тьфу. В общем, всё пока неплохо. Все подробности нашей деятельности, подробные отчёты и новые проекты вы можете узнать на сайте фонда — www.burodd.ru. И все способы поучаствовать в работе фонде. Я всегда к этому призываю и стараюсь привлечь максимальное внимание.

О. Пашина «Бюро добрых дел», ещё раз правильно назовём.

М. Виторган Да, www.burodd.ru.

О. Пашина Ну, опять вернёмся к жизни за окном, к творчеству. «Какими актёрами или актрисами вы восхищаетесь?» — спрашивает Андрей.

М. Виторган Ой, вы знаете, это…

О. Пашина Это из серии «ваши творческие планы».

М. Виторган Самый страшный вид вопросов для меня…

О. Пашина А вы говорите про тех, которые уже померли, чтобы живущие не обиделись.

М. Виторган Нет, дело не в этом. Это любая попытка составить списки или хит-парады, потому что я сразу начинаю всё забывать, все фамилии всё на свете…

О. Пашина Это как: «Какую последнюю книгу вы прочитали?» И ты думаешь…

М. Виторган Нет, это я как раз помню.

О. Пашина А, тогда ещё расскажете.

М. Виторган И сразу начинаю теряться. А уж когда речь идёт в такой конструкции вопроса о коллегах, то тут их такое множество и такие проявления каждого, что начинать перечислять, мне кажется, совершенно бессмысленно. Я много смотрю. Я сейчас даже боюсь вообще… Я просидел посленовогодние дни, в общем, просидел дома. Надо посчитать, кстати, сколько я всего посмотрел, потому что это какое-то вообще невероятное количество фильмов и сериалов, которые я посмотрел. Я хожу в театр часто, я люблю это дело. Я вообще люблю театр. Я сегодня пойду в театр.

О. Пашина Куда?

М. Виторган На спектакль Крымова «Поздняя любовь» я пойду. Это вообще такой, я считаю… Вот этот крымовский театр — он такой отдельный, ни на что не похожий и единственный такой, пожалуй, вот такого рода коллектив у нас в стране и в Москве, в Москве-стране. Нет, я хожу, смотрю, это меня всегда вдохновляет, заводит. Я очень люблю чувство зависти, когда ты выходишь из зала кинотеатра или из театра выходишь с таким чувством зависти по отношению к коллегам, потому что это значит, что что-то такое у них прямо получилось, что на тебя производит впечатление. Поэтому — нет, я не буду называть отдельные имена и фамилии. Таких людей масса огромная.

О. Пашина Хорошо. А какой-то, я не знаю, как у нас любят, кумир? «Вот мой… Я восхищён… Я бесконечно…»

М. Виторган Вы знаете…

О. Пашина Таких нет?

М. Виторган Нет, так вот чтобы назвать одного человека — нет, таких нет.

О. Пашина Кумира не сотворяет себе Максим Виторган. Всё понятно.

М. Виторган Нет, нет, нет.

О. Пашина Просят рассказать о работе с Мирзоевым в «Петрушке», очень интересуются.

М. Виторган Ой, вы знаете, дело в том, что я не видел этого фильма ещё. Хотя он уже собран, но как-то у меня не получилось пойти на тот просмотр. Я не знаю, какая судьба его ждёт. Я с Владимиром Владимировичем Мирзоевым поработал в двух спектаклях… В двух? Да, в двух спектаклях и потом в фильме «Петрушка». Мирзоев — это такой отдельный мир, отдельная планета. Его можно принимать, не принимать, но это такая по своим законам живущая отдельная вселенная.

Очень сложно говорить… Фильм этот был снят в маленьком помещении театра («Кураж», по-моему, он называется), который находится в «Атриуме». Что там из этого получилось? Судя по тому, как мы выглядели — я был такой с белёным лицом, какими-то яркими губами, чёрными бровями, стрелками какими-то и так далее, — это должно быть какое-то такое очень на грани буффонады зрелище.

О. Пашина Это какой-то эксперимент?

М. Виторган Давайте назовём это, наверное, артхаусом.

О. Пашина Артхаус. Так?

М. Виторган Наверное. Снималось это всё, конечно в очень таких странных условиях — на голом, чистом, как слеза младенца, энтузиазме. Что из этого получилось, сказать не могу, но было это всё интересно. И Кирилл Козаков, и Германова, и молодые ребята-артисты — там много всех было. Надеюсь, что когда-то мне удастся это увидеть. Вот это бы я посмотрел с удовольствием и с интересом.

О. Пашина А вообще есть у вас склонность к экспериментам? Или вы любите, чтобы всё было по плану, более или менее предсказуемо?

М. Виторган В смысле жизни вообще или работы?

О. Пашина В смысле жизни вообще и работы в частности.

М. Виторган Нет, я очень всё планирую в смысле жизни. И в этом смысле я абсолютно… Я планирую и становлюсь неподвижным. То есть я действую только в рамках плана, и любое отклонение от плана меня приводит в состояние лёгкой паники. Поэтому я такой в этом смысле человек, как ни странно, достаточно системный. И в работе у меня, кстати, то же самое. Я очень дотошный и очень такой всё планирующий. И как только что-то начинает сбиваться — меня охватывает лёгкая паника. Это то, что касается жизни. Да, я такой. Я люблю по плану.

О. Пашина А в том, что касается работы?

М. Виторган В том, что касается работы — в смысле экспериментов?

О. Пашина Эксперименты. Ну, не знаю, сменить амплуа, что-то такое…

М. Виторган Нет, к этому я абсолютно готов, абсолютно открыт, я с этим сталкиваюсь. Я вам рассказывал про спектакль «Женитьба», который для меня был, в общем, экспериментом — существование в очень необычной для меня форме. Тут как раз у меня нет никакого предвзятого отношения, которое само по себе меня отпугивает. Я даже не знаю, что должно быть такое, чтобы вот я только потому, что это так как-то страшно, отказался. Нет, я в этом смысле человек достаточно подвижный и готовый.

О. Пашина «Смогли бы вы играть в зарубежном театре?» — спрашивает Алексей. А я бы добавила от себя: хотели бы?

М. Виторган Хотел бы, но вряд бы, наверное, смог из-за языка. Просто надо быть носителем языка для этого. А так хотел бы, конечно, с удовольствием.

О. Пашина И опять пошли общечеловеческие вопросы, я бы сказала. «Что для вас означает понятие «репутация»? Почему она перестала быть мерилом ценностей для интеллигентного человека?» — спрашивает Дмитрий. Вот он считает, что перестала сейчас. А может быть, вы считаете, что и нет. А может быть, и да.

М. Виторган Вы знаете, вот есть закон, что спрос рождает предложение. У нас невысокий спрос на репутацию, я согласен с этим. У нас легко забывают репутационные потери, легко их прощают. Может быть, это… Кстати, я не уверен, что это прямо так плохо. Может быть, это и хорошо — умение прощать. И это тоже. Я болезненно отношусь к этому и стараюсь за собой следить, скажем так, блюсти себя в этом смысле.

О. Пашина Раз уж мы упомянули об этом, то надо ответить. Какую последнюю книгу вы прочитали? И давно ли?

М. Виторган Какую последнюю книгу я прочитал? О, кстати, я тут только успел прийти, уже украл у вас пару книг.

О. Пашина Зацепил, да.

М. Виторган И одна из них вот прямо сейчас лежит передо мной и прямо влечёт меня, потому что называется она «Искусство лежать». Эта книга, мне кажется, может очень полезной для меня оказаться.

Нет, я с большим удовольствием прочитал «Хирурга» Степновой после «Женщин Лазаря». Прямо я считаю, что я нашёл одного из своих авторов. Я прочитал Прилепина «Семь жизней», который остаётся… удивительным для меня образом, но остаётся прекрасным писателем совершенно, хотя… Ну, я не буду начинать этот разговор. Я сейчас собираюсь прочитать, вот открыл буквально вчера вечером книгу Семёна Лунгина. Надеюсь, что меня ждёт очень интересное чтение. Вот такой набор.

О. Пашина А какое место занимает Интернет в вашей жизни? Я не знаю, даже вплоть до того — книжки бумажные любите читать или электронные?

М. Виторган Ну, я люблю читать бумажные, но в поездку, бывает, с собой удобнее, конечно, брать…

О. Пашина Ну, это по необходимости.

М. Виторган Берёшь библиотеку в iPad с собой и, в общем, там читаешь.

О. Пашина А вообще Интернет, соцсети — насколько для вас это важно?

М. Виторган Вы знаете, сильно это забирает моё время. Не то чтобы я придаю этому большое значение… Это, конечно, такой прекрасный дневник самовыражения такого, в общем.

О. Пашина А с кем-нибудь закуситься в споре каком-нибудь и полночи сидеть и писать ответы?

М. Виторган Ну, я могу завестись так, но это, скорее всего, означает, что я либо: а) стою в пробке; б) у меня выходной. А так, в общем, я стараюсь лишний раз этого не делать. Так лучше жить, потому что в споре не выясняется истина — тем более в таком споре, в таком формате.

О. Пашина Зато прекрасно убивается время.

М. Виторган Да, убивается время, и каждый остаётся…

О. Пашина При своём.

М. Виторган …убеждается в правоте своих аргументов, да.

О. Пашина «Можно ли сказать, что свобода слова осталась только в сетях?» — спрашивают у нас. Это к разговору об Интернете. Или у вас нет такого ощущения?

М. Виторган Да нет, конечно есть. Я не уверен, правда, что она и в сетях-то осталась. Мы знаем, что… Сколько там уже? Порядка 100 человек сидит у нас за какие-то перепосты и так далее. Поэтому… Нет, свобода слова осталась у тебя до того момента, пока тебя никто не слышит. Как только ты становишься чуть более слышным — у тебя сразу же начинают возникать какие-то проблемы.

О. Пашина А вы следите за собой в этом плане сейчас на фоне последних событий? Или говорите и пишете то, что считаете нужным?

М. Виторган Вы знаете, нет, слежу значительно больше, чем раньше, по одной простой причине: вследствие моей женитьбы на Ксении Анатольевне меня стало слышать чуть больше народу и ко мне стало обращаться чуть больше внимания. Мне стоит написать какую-нибудь фигню — и через час она уже перепечатана огромным количеством интернет-изданий. Поэтому — да, я себя в этом смысле ограничиваю. И я это признаю. Я себе очень в этом противен и очень неприятен, но — да. Ну а что? Такое время. Это самые ужасные слова, которые я мог произнести в этот момент.

О. Пашина Понятно. А как вы вообще относитесь, я не знаю, к проникновению в своё личное пространство? Ведь так или иначе…

М. Виторган Очень осторожно. Очень осторожно. Вообще я катастрофически не люблю этого, стараюсь этого избегать и стараюсь это каким-то образом минимализировать. И минимализировать ты это можешь, только сам управляя процессом. Поэтому когда говорят «ну, так закройте свои соцсети» — это совершенно не значит, что после этого о тебе будут меньше писать. Это значит, что просто у людей вообще будет негде добыть про тебя хоть какую-то правдивую информацию.

О. Пашина Про тебя будут больше придумывать.

М. Виторган Да, этот механизм работает так. Я это очень не люблю. И у нас посторонним людям вход в дом запрещён. В общем, как-то стараемся это оберегать всё.

М.Виторган: Незнание и глупость — самый надёжный рецепт быть счастливым

О. Пашина Спрашивают про ваш альянс с «Квартетом И», Антон из Москвы.

М. Виторган А что именно? Альянс многолетний.

О. Пашина «Вы часто сотрудничали, — пишет он. — Будете ли продолжать?»

М. Виторган Нет, у нас вышел… А что значит «сотрудничали»? Продолжение есть. У нас вышел спектакль, который вышел вот-вот, буквально — когда там? — в октябре, я забыл уже, который называется «В Бореньке чего-то нет». Это новая пьеса «Квартета И», в которой я играю главную роль. Спектакль не похож на предыдущие спектакли «Квартета» — что, на мой взгляд, очень важно, потому что я считаю, что для ребят это такой качественный шаг вперёд в саморазвитии. Спектакль, где они попытались соединить свой привычный, их театральный язык с какими-то новыми способами выражения и с новым способом общения на сцене.

Я думаю, что, наверное, у каких-то особо фанатичных поклонников «Квартета» этот спектакль даже может вызвать лёгкое недоумение и отторжение, потому что люди… Понимаете, люди же приходят, во многом приходят с тем, что они хотят увидеть. «Вот мы хотим увидеть вот это. Вот это нам покажите».

О. Пашина То есть: «Мы привыкли к этому — дайте нам это».

М. Виторган Да. Нет, в этом спектакле много смешного, поспешу я успокоить побежавших сдавать билеты зрителей. Много смешного, но это такой совсем-совсем другой «Квартет». И я счастлив, что я имею к этому отношение. И надеюсь, что я как-то на это повлиял тоже. Я даже там указан в программке как сорежиссёр спектакля.

О. Пашина Вот как!

М. Виторган Да. Я сам об этом узнал случайно совсем недавно, когда кто-то выложил программку просто в соцсети и отметил меня там. И я увидел, что это так, потому что скромные друзья мои даже об этом не упомянули.

О. Пашина Ну, я думаю, что нельзя этот вопрос тоже не задать, потому что он в тех или иных вариациях появляется всю программу. Ирина из Санкт-Петербурга пишет: «Ваши родители — яркие личности. Видите ли вы в себе их черты?» Тут была чудесная SMS, мы в перерыве говорили о ней: «А не родственник ли вы случайно Эммануила Виторгана?»

М. Виторган Нет, даже не однофамилец. Послушайте, это не мне оценивать. Я был бы счастлив видеть лучшие черты своих родителей в себе. Точно так же, как был бы счастлив видеть лучшие свои черты в своих детях. Поэтому надеюсь… Папа говорит, что я похож на маму во многом.

О. Пашина То есть никто не признаёт.

М. Виторган Во многом это так, да. Поэтому… Ну, не знаю. Надеюсь, что что-то хорошее я от них взял.

О. Пашина А какие свои черты в своих детях хотели бы видеть?

М. Виторган Ох, это сложно сказать. Вы знаете…

О. Пашина У нас одна минута.

М. Виторган Одна минута?

О. Пашина Да.

М. Виторган Это сложно сказать. Но умение работать, вот собраться и работать — это, безусловно, хотел бы. Я умею работать, я умею. Я, правда, и бездельничать умею, как никто, вообще.

О. Пашина Кстати, про книжку…

М. Виторган Да, про книжку «Искусство лежать». Пойду совершенствоваться сейчас.

О. Пашина Учитывая, что ещё 30 секунд осталось. А отдыхать больше всего как любите? Ну, понятно, фильмы, сериалы смотреть. А что ещё?

М. Виторган Нет, я люблю всякие города новые.

О. Пашина Путешествия.

М. Виторган Да, всякие-всякие. Вот ходить. Места, города, природы. Ездить.

О. Пашина А если путешествовать, то скорее Европа или скорее какая-то экзотика?

М. Виторган Да и то, и другое. Новое. Главное — новое.

О. Пашина Главное, чтобы было что-то новое.

М. Виторган Новое, да.

О. Пашина Это была программа «Дифиранд»… «Дифирамб». Боже мой! С дикцией проблема, простите. И актёр Максим Виторган. Спасибо вам большое.

М. Виторган Спасибо и вам.

О. Пашина Всего доброго! До свидания.

М. Виторган Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире