'Вопросы к интервью

11 декабря 2016 года.

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» — Екатерина Гусева, актриса, заслуженная артистка России.

Эфир ведёт Ксения Ларина.

ЗВУЧИТ «ПЕСНЯ О ЗЕМЛЕ»

К. Ларина Ну что ж, этот голос прекрасный вы, наверное, узнали. Это Екатерина Гусева — замечательная актриса и певица, актриса Театра имени Моссовета, актриса кино, исполнительница больших ролей во многих мюзиклах российских. И можно, наверное, поздравить Катю сразу с недавней премьерой, с «Анной Карениной».

Е. Гусева Спасибо. Здравствуйте. Спасибо большое.

К. Ларина Здравствуйте. Напомню нашим слушателям, что вы тоже можете задавать вопросы нашей Кате по SMS +7 985 970-45-45. Ну а мой первый вопрос, конечно, связан с музыкой, с тем, что мы сейчас услышали. Ведь вы не сразу певицей стали, сначала были просто артисткой драматической? И правильно я понимаю, Катя, что вы запели-то по-настоящему в «Норд-Осте»?

Е. Гусева Да.

К. Ларина Это была первая роль?

Е. Гусева Да, это был мой первый мюзикл. Но всё-таки я и сейчас мыслю себя как поющая актриса. Сложно как-то говорить о себе, что я певица. Я пою, конечно, но всегда выбираю материал, который всё-таки мне близок именно как актрисе, где есть истории, где есть слово, где есть какая-то мысль. Вот это для меня тоже очень важно. Первым мюзиклом был мюзикл «Норд-Ост», 15 лет назад была премьера.

К. Ларина Я видела вас.

Е. Гусева Правда?

Е.Гусева: Я и сейчас мыслю себя как поющая актриса

К. Ларина Да.

Е. Гусева Очень приятно.

К. Ларина Да, я видела. Все видели и получили действительно удовольствие огромное. И было понятно, что это какая-то ваша новая линия, которая будет успешной. И видите, сколько уже напели всего. Но и в родном театре вы поёте, да?

Е. Гусева В Театре Моссовета, «Иисус Христос — суперзвезда». Уже 25 лет, больше даже, идёт спектакль. Много поколений артистов выросло и зрителей тоже на этом спектакле. И вот мне посчастливилось тоже ввестись. Когда я пришла в Театр Моссовета, первая роль была — «Учитель танцев». «Трамвай «Желание». И вот Мария Магдалина.

К. Ларина Сейчас, видите, вокруг мюзикла, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» много всяких каких-то конфликтных ситуаций. У вас там всё нормально? Не приходили ещё оскорблённые люди?

Е. Гусева Нет пока. Пока нет.

К. Ларина Нет?

Е. Гусева А кого мы обидели?

К. Ларина Ну, бывают группы оскорблённых верующих, которые считают, что это богохульство, что это оскорбление святынь православных и, естественно, оскорбление христианства как такового.

Е. Гусева Я понимаю.

К. Ларина Здесь, конечно, есть некая такая ирония судьбы, мы про это говорили, в том числе со Стасом Наминым, у которого тоже идёт это произведение, у него в театре, что в советское время его запрещали как религиозную пропаганду, а сейчас — наоборот, что называется.

Е. Гусева Конечно, этот спектакль не выдерживает критики с точки зрения православия, безусловно. Например, сцена у Пилата, где Христос в нашем спектакле на вопрос «Родные есть?» отвечает: «Нет, я один в мире». И к Булгакову у меня вопрос. То есть как это понять? Что это значит? Ну и так далее. Конечно.

Но всё равно моё глубокое убеждение, что очень много молодёжи, тех, которые сначала посмотрели этот спектакль, а потом уже пошли в храм и разобрались во всех тонкостях разных конфессий, в том числе и в православии. Но всё равно это безумно важно — говорить о Боге, о вере, о любви, о жертве посредством театра, этой музыки, уже ставшей классикой. Таким образом, наверное… Как сказать? Даже не знаю.

К. Ларина Ну, с этого постижение мира начинается, вот с таких…

Е. Гусева Во многом, да.

К. Ларина Кстати, я говорю про советское время. В советское время, когда мы… Вы говорите, вот Булгаков и «Иисус Христос — суперзвезда» — это была единственная возможность вообще узнать про этот мир, мир христианства и православия в том числе, потому что другого не было, никаких Библий никто нам в тумбочку не клал, ничего этого не было. Так что за это спасибо великим и композиторам, и писателям.

Е. Гусева И конечно, Павлу Осиповичу Хомскому, который взялся ставить этот материал.

К. Ларина Вот давайте про Павла Осиповича. Я знаю, что вы одной из любимых актрис были Павла Осиповича Хомского.

Е. Гусева Спасибо большое.

К. Ларина Он вообще любил красивых актрис и очень их пестовал.

Е. Гусева Он вообще очень любил артистов и людей, позволял нам многое, давал нам полную свободу. Всегда был Театр Моссовета актёрским театром. И давал артисткам и рожать, и сниматься позволял, потому что понимал, что… У меня в дипломе написано «актриса театра и кино», это не два разных человека. И он как-то всегда шёл навстречу. Он необыкновенно любил нас всех. И мы его очень любили.

К. Ларина Вы с показа пришли к нему в театр или как? Он увидел где-то?

Е. Гусева Он видел меня в Щукинском училище, принимал у нас экзамен актёрский по актёрскому мастерству, отсматривал артистов в дипломных спектаклях. Но в театр тогда никого не взял, потому что труппа была переполнена. Он объяснил, что в этом сезоне готовятся два спектакля к премьерной постановке, уже роли распределены, и на каждой главной роли по два-три состава, то есть труппа сейчас не нуждается в молодых артистах. Но очень многих отметил, похвалил, пожелал удачи. В общем, как-то так.

Потом, спустя год или два, увидел меня в мюзикле «Норд-Ост». А потом посмотрел… Театр Моссовета был на гастролях в Израиле. И в большом автобусе туристическом артисты переезжали из города в город со спектаклем, длительные были переезды. И Александр Домогаров тогда взял с собой, захватил диски с сериалом «Бригада», и Павел Осипович краем глаза…

К. Ларина Посматривал.

Е.Гусева: Первым моим мюзиклом был мюзикл «Норд-Ост», 15 лет назад была премьера

Е. Гусева Да. И вот 11 мая раздался звонок. 10 мая закрылся наш мюзикл «Норд-Ост», и 11-го у меня был большой такой знак вопроса в ежедневнике. И раздался звонок. Меня пригласили на встречу с Павлом Осиповичем Хомским в Театр Моссовета. И так я была приглашена в театр на роль… Юрий Иванович Ерёмин ставил «Учителя танцев». Гедиминас Таранда играл главную роль, а я сыграла ту самую Флорелу, которая и обучает танцам. Такая была моя первая роль в Театре Моссовета.

К. Ларина Я в театре вас видела и в спектакле, который мне очень нравится, и это очень серьёзная работа театральная, «Царство отца и сына», где вы играете Ирину, да?

Е. Гусева Царицу Ирину, жену царя Фёдора.

К. Ларина Царицу Ирину. Это, конечно, очень серьёзная вещь. Это Ерёмин ставит, да?

Е. Гусева Это тоже Юрий Иванович Ерёмин, да.

К. Ларина Там замечательные партнёры: и Виктор Сухоруков, и Александр Яцко прекрасный. Вообще труппа замечательная.

Е. Гусева И Анатолий Васильев.

К. Ларина Анатолий Васильев, да.

Е. Гусева Такой состав… Две пьесы, «Иоанн Грозный» и «Фёдор Иоаннович», объединённые… Взяты из трилогии Толстого две пьесы, которые объединены в спектакль. Первый акт — это Грозный, тёмный, чёрный. Виктория Севрюкова делала костюмы. И второй акт — белый. То есть спектакль такой ч/б, светлый. Фёдор Иоаннович… Очень любимый мой спектакль. Поедем сейчас на гастроли с ним.

К. Ларина Вообще скажите мне, пожалуйста, а для чего артисту театр, вот такому артисту, как Екатерина Гусева, у которой собственно такой необходимости, наверное, и нет — работать в репертуарном театре? Холодно, да? Света, сделай нам потише, а то мы простудимся и не запоём завтра.

Е. Гусева Очень холодно.

К. Ларина Зачем театр вам? Что он вам даёт? Ведь могли бы успешно существовать и без него, работать в мюзиклах. Тьфу-тьфу-тьфу, вы в этом смысле абсолютно востребованный актёр, актриса. Работать в кино, в сериалах, причём в сериалах качественных. Тут тоже не будем уж говорить, что в каком-то «мыле» снимаетесь, прекрасные все актёрские работы. Что даёт вам театр?

Е. Гусева Профессию, возможность научиться стать актрисой. И честно говоря, мюзикл и драматический театр… Всё равно для меня понятия… Это театр музыкальный. Я не разделяю эти понятия. Это всё равно сцена, это зритель, это каждый раз как в первый раз, если ты даже играешь уже не первый год этот спектакль. Как-то нужно прожить жизнь за эти три часа. Это такой энергообмен со зрителем. То есть только в театре, наверное, действительно можно научиться профессии. Можно ошибаться, набивать шишки. А если что-то получится, то попытаться закрепить найденное в следующем спектакле или отказаться от каких-то моментов, которые неправильные, ненужные, лишние. Это вечный поиск и стремление просто стать лучше, наверное.

А кино — это работа на результат. В кино недопустимы ошибки. Кино — это зависимость, потому что приходит человек с ножницами и любой фильм, сериал…

К. Ларина Эдвард Руки-ножницы.

Е. Гусева Да, всегда всё решается на монтаже в итоге. Придут, вырежут тебе что-нибудь — сердце, например. И вот ты такой робот.

К. Ларина Часто страдаете от результата, когда смотрите на экран, да?

Е. Гусева Конечно, конечно. Очень много нужно…

К. Ларина Нет, вам везёт, конечно. Тьфу-тьфу-тьфу! Я всё время сплёвываю, потому что фраза такая расхожая, что «камера любит». Камера действительно любит. Даже не то что любит, а она любуется лицом Екатерины Гусевой, кого бы вы ни играли. А играет… Ещё раз хочу напомнить нашим слушателям, что это не просто какая-то инженю, голубая героиня, а роли очень серьёзные. Я очень люблю вашу роль и в фильме «Вербное воскресенье», по-моему, где вы играете… Причём там на протяжении большого количества времени — от молодой девушки до зрелой женщины.

Е. Гусева Да.

К. Ларина А потом, недавно был фильм, где вы разводились… ваша героиня разводилась, тяжёлый был развод с Гуськовым.

Е. Гусева «Тонкий лёд», да.

К. Ларина Ой, такое вообще! Драма настоящая!

Е. Гусева Да…

К. Ларина Тут как вы выбираете себе работу? У вас есть критерии отбора? По сценарию, наверное, или как?

Е. Гусева В первую очередь, конечно, хочется, чтобы сама история захватила, чтобы было интересно, чтобы… Да, наверное, наверное. Хочется увлечься и ролью, и самим материалом. Это и режиссёр. Например, Антон Сиверс, который снял «Вербное воскресенье», сейчас снимал «Чёрную кошку», тоже совсем недавняя премьера, канал «Россия». И конечно, когда он мне предложил, я согласилась из-за фамилии Сиверс, а потом уже взяла в руки сценарий. Роль была небольшая предложена мне, но очень и очень интересная. И партнёр, Костя Лавроненко, с которым я раньше не встречалась, тоже такое открытие для меня. Поэтому хочется быть увлечённой, хочется что-то новое открыть в себе, не хочется повторяться.

К. Ларина А получается?

Е. Гусева Стараюсь, конечно. Но любая какая-то более или менее удача — за ней следуют предложения подобного рода, вот просто как отксеренные. Но я же уже об этом рассказала, я это уже узнала, для себя уже это открыла. И ищешь какой-то свежести, поэтому…

К. Ларина Но всё-таки началом по-настоящему такого успеха и востребованности всё-таки была «Бригада» для вас, да?

Е. Гусева Ну, это был такой проект. Меня узнали — я пришла в каждую семью, в дом — миллионы людей. До этого был фильм «Змеиный источник» Николая Лебедева.

К. Ларина Как раз Николая Лебедева, да.

Е. Гусева Это и Колина была первая работа в кино, дебют, и моя первая роль в кино. Кстати, я не знаю почему… Представляете, он в титрах написал: «Впервые на экране…»

К. Ларина «…Екатерина Гусева»?

Е. Гусева Да. Чем он руководствовался, я не знаю, но в титрах так стоит.

К. Ларина Это был такой триллер мистический, по-моему, страшный.

Е. Гусева Это был психологический триллер, очень страшный фильм.

К. Ларина Про вампиров.

Е. Гусева Да. Там маньяка сыграл Женя Миронов. Ольга Михайловна Остроумова там сыграла директора школы. Очень я её боялась. Она, конечно, такая демоническая там женщина. И потом я с ней встретилась в Театре Моссовета в спектакле «Учитель танцев», где она играла мою сестру Фелисьяну. И мне надо было, наоборот, к ней так вот: «Эй, ты!» — вот так относиться. И это такой был переломный момент, конечно.

К. Ларина Ну а «Бригада» — там собралась такая, конечно, компания, как выяснилось впоследствии, просто больших артистов. А тогда ещё не было понятно. Ну, Безрукова Сергея, конечно, знали и в кино, и как театрального актёра уж точно. А вот все остальные — и Павел Майков, и вы…

Е. Гусева Володя Вдовиченков, Дюжев Дима.

К. Ларина Вдовиченко, Дюжев. Это просто получилось какое-то рождение целого поколения, скажем так, актёрского.

Е. Гусева Ну, это для нас был такой серьёзный старт. И действительно проект, сериал… Много сериалов про бандитов снималось, но как-то он попал, очень точно отразил время, мне кажется, очень точно. Очень многие люди, которые смотрели, говорят: «Этот фильм про меня». А дальше надо было просто из Ольги Беловой превратиться в Екатерину Гусеву.

К. Ларина Это вам удалось.

Е. Гусева Для этого потребовалось очень много сил, конечно, и времени, потому что это ассоциация, именно так меня долгое время называли. Потом был мюзикл «Норд-Ост» и дальше музыкальные работы в театре, и в драматическом театре, и фильмы, сериалы. И уже пришлось заслужить — как это объяснить? — ну, право называться Екатериной Гусевой.

К. Ларина Давайте мы послушаем. Поместится песенка? «Лётчик» мы хотели послушать, вторую, Света. Песни принесла нам сегодня Катя. Мы про них ничего не знаем, поэтому слушаем.

Е. Гусева А давайте два слова, может быть, скажу.

К. Ларина Про «Лётчика»?

Е. Гусева Да. Это Ирина Болдырева слова и музыку написала, потрясающий автор. Она и сама поёт свои песни, и исполняет. Трио Сергея Хутаса. Замечательные джазовые музыканты, с которыми я работаю. Потрясающие! Рома Дмитриев — пианист. Серёжа Хутас — бас. И Давид Ткебучава — барабаны. Давайте послушаем. «Лётчик».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛЁТЧИК»

НОВОСТИ

К. Ларина Возвращаемся в программу «Дифирамб». Напомню, что в гостях у нас сегодня актриса Екатерина Гусева. Заслуженная артистка? Да, заслуженная артистка России, актриса и певица.

Е. Гусева Здравствуйте всем.

К. Ларина Здравствуйте ещё раз. Я хочу нашим слушателям сказать, что билеты мы все раздали, дорогие друзья, поэтому наша SMS-лента свободна для вопросов Кати.

Е.Гусева: Безумно важно — говорить о Боге, о вере, о любви, о жертве посредством театра

Во-вторых, наша любимая игрушка. Когда к нам приходят в гости актёр или актриса, мы всегда просим наших слушателей предложить нашему гостю роль. Вот какую бы роль вы сейчас, сегодня предложили бы актрисе Екатерине Гусевой? Вот в том самом состоянии и виде, в котором она сегодня перед нами существует, какую роль вы бы ей дали? Как вам кажется, какая роль бы сейчас ей была бы очень к лицу? Пожалуйста. Не ограничиваем вас вообще ни в чём. Это музыкальный театр, водевиль, опера, пожалуйста… Нет, не хочет оперу. Драма, исторический персонаж, кстати, тоже очень интересный. Вот какой вам видится актриса Екатерина Гусева сейчас? Пожалуйста, на SMS +7 985 970-45-45.

Катя, я не могу, конечно, обойти «Норд-Ост» и ту трагическую историю, потому что я-то вас видела в этом спектакле 20-го числа. 23-го вы не играли, 23-го у вас был выходной. И конечно, не могу не спросить вас, как вы вообще всё это пережили, как вы узнали об этом. Наверное, сразу приехали туда? В Москве вы были тогда, да?

Е. Гусева Да, я была в Москве. Это был вторник. Нам разрешалось брать выходные, один раз в неделю артист имел право взять выходной. Но в субботу и воскресенье солистов не любили отпускать, потому что очень много было зрителей именно в эти дни. В понедельник официально у нас был выходной у всех. И я тогда взяла во вторник, чтобы было два дня подряд, чтобы можно было отдохнуть. Вот таким образом меня в этот день в театре не оказалось.

К. Ларина А как вы узнали — из новостей или вам позвонили?

Е. Гусева Нет, позвонил мне Сергей Ткачёв, режиссёр, у которого я тогда снималась в кино. Он позвонил, спросил: «Катя, ты где?» — такой вопрос очень простой. Я была дома. И он не осмелился объяснить, в чём дело, а говорит: «Включи телевизор». И тогда мы уже с мужем поняли, что к чему. Поехали туда. Помню, бабушка приехала, мама моя осталась с Лёшей, маленьким тогда ещё. И вот мы таким образом узнали. Потом стала я звонить ребятам, которые там были, но все…

К. Ларина Телефоны не отвечали, да?

Е. Гусева У многих не отвечали. А кто-то, кто мог ответить… Я поняла, что лучше не провоцировать, не дёргать никого. Ну, страшно было. Страшно…

К. Ларина Потом была попытка возобновить спектакль, но…

Е. Гусева Мы возобновили спектакль. Здание полностью за короткий срок было отреставрировано. И на сцену вышли все. Все музыканты, которые в яме просидели все эти три дня. Дети, которые играли в тот день, взрослые. И очень много пришло… И вообще приходила публика на спектакль, просто чтобы поддержать, те, которые уже смотрели и видели мюзикл. Просто чтобы поддержать. И так мы ещё сезон работали, до весны. Так что спектакль был восстановлен, а потом закрыт по непонятным причинам.

К. Ларина Но он мог бы жить, на ваш взгляд, да?

Е. Гусева Конечно, конечно.

К. Ларина То есть можно было этот трагический шлейф всё-таки как-то преодолеть, да?

Е. Гусева Мы его преодолели. Ребята его преодолели. И мы пошли дальше все вместе, сплочённо.

К. Ларина Потому что спектакль был очень хороший.

Е. Гусева И зритель преодолел, и публика. Всегда были переаншлаги весь сезон после восстановления. Но, к сожалению, спектакль, конечно… Лауреат был «Золотой маски», было семь номинаций. Это действительно событие в культурной жизни, можно сказать.

К. Ларина По сути это был первый, по-настоящему наш, российский мюзикл, целиком и полностью, на нашей литературной основе, на нашей музыке. Абсолютно всё своё, что называется. И очень удачно. И очень жаль, что такая трагедия убила спектакль по сути.

Е. Гусева Да. Просто трагедию назвали именем спектакля. И мне кажется, это была основная ошибка. И теперь ассоциация прямая с событиями трагическими, поэтому так сложно. Но я всё равно мечтаю, и все мы, участники…

Е.Гусева: Как-то нужно прожить жизнь за эти три часа. Это такой энергообмен со зрителем

К. Ларина А вы поддерживаете отношения?

Е. Гусева И многие зрители, которые видели, мечтают…

К. Ларина О том, чтобы он вернулся, этот спектакль.

Е. Гусева Чтобы этот спектакль вернулся, да.

К. Ларина А вы поддерживаете отношения с теми, кто там работал, в этом мюзикле?

Е. Гусева Ну конечно. Мы сейчас до сих пор работаем вместе. Вот Сергей Ли, например. С Серёжей Ли в «Норд-Осте» выходили на премьеру. И вот сейчас мы сыграли «Анну Каренину» вместе: он играет Вронского, а я — Анну Каренину. И Георгий Васильев, и Алексей Иващенко тоже видели нас в этом спектакле. Так что прошло достаточно времени для того, чтобы мы состоялись уже как артисты и вокалисты, окрепли. Уже такой путь вместе пройдён. И Оксана Костецкая. Очень много ребят. И Лёша Бобров, и Юрий Мазихин…

К. Ларина А Марат? С Маратом наверняка вы где-то пересекались.

Е. Гусева Марат Абдрахимов, да-да-да. Все мы вместе в этом жанре продолжаем работать, выходим на сцену уже в разных спектаклях. Так что это прекрасно.

К. Ларина Давайте тогда про «Анну Каренину». Тоже отдельный разговор, потому что когда был объявлено, анонсировано уже начало этого проекта, конечно, у многих людей возник вопрос: «Как? Кощунство! «Анна Каренина» — трагический роман, а тут всякие песенки, мюзикл, пошлый жанр! Это вам водевиль, что ли?» Это не водевиль, как выяснилось. Сложно, да?

Е. Гусева Ну, это немножко люди говорят, конечно, которые просто не осведомлены, что мюзикл — это не всегда развлечение и не всегда спектакль для 0+, для семейного просмотра, это не всегда по мультфильму постановка. Нет, есть эпический мюзикл, как был «Норд-Ост» по роману Каверина «Два капитана». Это и «Misérables», «Отверженные», например. «Иисус Христос — суперзвезда» — это тоже далеко не развлекательный такой мюзикл. Есть жанр «эпический мюзикл», который основан на мировом сюжете, на высокой классической литературе — в том числе роман «Анна Каренина», который впервые поставлен в жанре мюзикла. Были и оперы, и балеты, прекрасный с Плисецкой Щедрина балет, и фильмы, и серил сейчас выйдет тоже, который снял…

К. Ларина Шахназаров.

Е.Гусева: Кино — это работа на результат. В кино недопустимы ошибки

Е. Гусева Шахназаров, да-да. И в том числе теперь у нас есть мюзикл «Анна Каренина». Потрясающее либретто Юлия Черсановича Кима, который смог зарифмовать этот роман. Например, ария «Метель», ария Анны, она буквально соткана из толстовских фраз.

К. Ларина А вы можете нам что-нибудь продемонстрировать в качестве поэзии?

Е. Гусева Поэзии? Конечно.

Корабли идут вдаль,
А в лугах цветёт май.
В небе ангельский хор
Обещает всем рай.
Но не слышно их слов
И не виден их свет.
Кораблям грозит шторм,
На цветы летит снег,
Если тебя со мной нет.

Где-то там прошёл слух,
Где-то там звучит смех.
Очертили мы круг
И закрылись от всех.
Кто-то скажет: «Ты прав», —
Усмехнувшись нам в след.
Мне не важно, кто друг,
Мне не важно, кто враг,
Если тебя со мной нет.

Это о любви. Или, например, такие строки:

Соблюдайте правила, добрые люди,
Это пригодится для Божьего суда.
Помните — обратной дороги не будет,
Только туда, только туда…

С этих слов начинает наш спектакль. Замечательные стихи, которые могут существовать, мне кажется… Они самодостаточные.

Но есть великолепная музыка Ромы Игнатьева, молодого композитора, который уже третий проект пишет для Театра оперетты. Это и мюзикл «Граф Орлов», и «Граф Монте-Кристо». Они работают в тандеме с Кимом Юлием Черсановичем. И мне кажется, «Анна Каренина» — это просто… Ну, они как сиамские близнецы, слились, как Инь и Янь, и выдали это произведение. Музыка настолько разнообразна! Она, с одной стороны, очень нервная, электрически заряжена. А с другой стороны, так много мелодизма и простоты. Например, партия Анны — одна колыбельная сыну чего стоит! Или квартеты, дуэты. Музыка, мне кажется, никого не оставит равнодушным. Нельзя так говорить, может быть, но она хитовая, она очень ложится и на сердце.

К. Ларина То есть это мелодия, которую ты запоминаешь, да?

Е. Гусева Запоминаешь. И сейчас мы пишем как раз в студии, начинаем писать диск, чтобы…

К. Ларина Чтобы можно было по радио показать.

Е.Гусева: Роман «Анна Каренина» впервые поставлен в жанре мюзикла

Е. Гусева Чтобы можно было что-нибудь вам принести и поставить, да.

К. Ларина Ну что же, вы убедили, надо смотреть спектакль.

Е. Гусева Обязательно. Меня мама видела с балкона второго яруса. Нет билетов. Муж видел на прогоне. Нет билетов до Нового года вообще, ноль! Поэтому мы ждём января, может быть, когда москвичи разъедутся в отпуска…

К. Ларина И будет полегче.

Е. Гусева И я тогда уже позову своих друзей и близких, чтобы посмотреть спектакль.

К. Ларина Так, ну тогда, раз уж мы начали говорить про творческие планы. А по драме в театре что? Мы с вами не поговорили, как театр живёт после ухода Павла Осиповича Хомского. Я знаю, что у вас совершенно потрясающий директор.

Е. Гусева Валентина Тихоновна Панфилова много лет у руля.

К. Ларина Валентина Тихоновна Панфилова, да, которая просто театр держит. И дай Бог ей здоровья. И я так понимаю, что у вас там сейчас такое коллегиальное руководство, нет главного режиссёра.

Е. Гусева Да, у нас трио — это Юрский, Кончаловский и Ерёмин.

К. Ларина Но это не значит, что у каждого своя труппа?

Е. Гусева Нет, нет, труппа одна. Но всё равно это такой так называемый худсовет. Художественное начало необходимо любому театру, поэтому пока мы так существует. Вот пока это так.

К. Ларина Но у вас там есть что-то сейчас интересное в репетициях, в родном театре, или пока нет?

Е. Гусева У меня нет, потому что я взяла небольшой таймаут для выпуска спектакля в Театре оперетты.

К. Ларина Для «Анны Карениной».

Е. Гусева Это первый сезон, он достаточно насыщенный, много спектаклей. И в этом сезоне в Театре Моссовета пока у меня пока премьер не будет.

К. Ларина Но зато будет концерт в Кремле.

Е. Гусева Будет концерт 17 декабря.

К. Ларина Вообще просто!..

Е. Гусева Давайте об этом скажем.

К. Ларина Давайте. 17 декабря. Так?

Е.Гусева: Ария «Метель», ария Анны, она буквально соткана из толстовских фраз

Е. Гусева Да. Я увижу своих зрителей. Это так редко бывает, когда… У меня такая появится возможность посмотреть на этих людей, которые придут на меня — не в Театр Моссовета любимый, не желающие попасть на мюзикл премьерный, «Анну Каренину», а непосредственно зрители, которые пришли на меня. И я не буду 17 декабря играть какую-то роль, а я буду сама собой, буду общаться со своей публикой. И мне очень дороги такие встречи. Они бывают крайне редко, потому что времени не так много, честно говоря. Я всё время кого-то играют, всё время кого-то играют в театре и кино, а вот так побыть собой, с людьми пообщаться…

К. Ларина Ну подождите. А если концерты происходят, они у вас вообще в каком жанре проходят? В жанре общения с публикой, вы разговариваете? Или это всё-таки только номер за номером?

Е. Гусева Ну, мне хочется поделиться музыкальным материалом, и своим в том числе. Оказывается, так много уже накопилось, и очень сложно на два отделения выбрать, вот остановиться, успокоиться всё-таки, чтобы это было, скажем, максимум 15 в первом отделении и 15 во втором. А лучше 12, потому что хочется пообщаться, хочется поговорить. И я, как ни странно, репетирую сейчас не те произведения, которые буду исполнять, а я думаю (у меня такой мозговой штурм), что народу сказать, что донести. Вот это главное, наверное, для меня будет.

К. Ларина А вы сами пишете песни?

Е. Гусева Нет, к сожалению. К сожалению, нет.

К. Ларина А играете на чём-нибудь? Только не говорите про скрипку.

Е. Гусева Нет.

К. Ларина Нет?

Е. Гусева Это кинообман. Нет.

К. Ларина А для вас пишут специально песни?

Е. Гусева Пишут.

К. Ларина Кто эти люди, которые пишут специально для Кати Гусевой?

Е. Гусева Ну, есть авторы. А есть просто зрители, которые приходят, например, в программу «Романтика романса» на канале «Культура». Очень много музыкального материала очень интересного я получаю. Или вот недавно была встреча в киношколе Михалкова со студентами, и тоже там мужчина подарил стихи совершенно изумительные.

К. Ларина Прямо самотёком так и приходят интересные вещи?

Е. Гусева Приходят интересные вещи.

К. Ларина И вы это рассматриваете? Не бросаете в корзину сразу?

Е. Гусева Нет.

К. Ларина Какая молодец!

Е. Гусева Потому что действительно есть… Ну, это требует… Нужно же сесть, нужно освоить этот материал. Но он есть. И это очень приятно. А вообще я капризная. Мне так сложно выбрать какой-то материал для себя, потому что есть такие композиторы — Вебер, например, Алан Менкен…

К. Ларина Ну конечно! Такие вещи пели.

Е. Гусева Или романсы классические, уже проверенные временем. Всё-таки, когда поёшь на «Культуре» таких композиторов, как Дунаевский (и сын, и отец), когда с Юлием Черсановичем Кимом работаешь, конечно, уже очень требовательно относишься к материалу.

К. Ларина Конечно.

Е. Гусева И всегда сложно выбрать что-то для себя, вот написанное сейчас кем-то. Ну, ничего…

К. Ларина Давайте посмотрим, что нам предлагают сыграть ваши поклонники и наши зрители.

Е. Гусева Так?

К. Ларина Итак, «Дама с камелиями», Виолетта. Это, я так понимаю, практически уже опера, да? «Травиата», «Иоланта»? Дальше — Офелия. Кстати, а Шекспир был в вашей жизни?

Е. Гусева Ну, в Щукинском училище я играла леди Макбет, отрывок был из «Макбета».

К. Ларина Вообще интересно. Этот автор пока мимо вас прошёл.

Е. Гусева Да.

К. Ларина Васса Железнова. Уже можно. А почему нет? Пожалуйста. «Дама с собачкой», Анна Сергеевна. Ваша роль. Нет, нигде не пробовали?

Е. Гусева Нет пока.

К. Ларина Мадам Бовари. Элиза Дулиттл, «Пигмалион».

Е. Гусева С удовольствием.

Е.Гусева: Музыка, мне кажется, никого не оставит равнодушным

К. Ларина «Анна Каренина очень подходит теперешней Екатерине Гусевой. Хочется увидеть её и в драматическом варианте. И почему-то сейчас я вижу её в роли Анастасии Филипповны», — Екатерина пишет, ваша тёзка.

Е. Гусева Вашими бы устами, дорогие слушателями… Спасибо.

К. Ларина Да-да-да. Мэри Поппинс, «Леди Совершенство». Ну, это на фоне мюзиклов, наверное. Вполне возможно. «Ревизор» — и Марья Антоновна, и Анна Андреевна. «Трудно быть богом», Кира, Стругацкие. Тоже интересно. Дездемона, опять предлагают нам Шекспира. Марию Магдалину уже играет, Дмитрий. Катя играет в этом мюзикле.

Е. Гусева Играю, играю, да. Приходите в Театр Моссовета.

К. Ларина «Моя прекрасная леди», то есть «Пигмалион» и в драме, и в мюзикле. Кстати, не было предложений это сделать?

Е. Гусева Очень хочу. Прекрасно! Я вообще хочу какую-нибудь характерную роль. Хочу быть смешной, странной, глупой, нелепой. Вот комедию какую-то хочется найти и прямо оторваться по полной.

К. Ларина Вот музыкальный вариант, кстати, «Моя прекрасная леди», мне кажется, вам бы очень подошёл. Скарлетт. Булгаковская Маргарита. Не знаю…

Е. Гусева Эх, не знаю…

К. Ларина Нет, конечно да, но кто бы это сделал? Это тоже, наверное, в театре у себя. Может быть, кто-нибудь… Нас наверняка сейчас слушают режиссёры, которые говорят: «Ага! Да-да-да! Есть, есть!» Ну, всё, наверное, пока хватит.

Е. Гусева Уже список такой внушительный.

К. Ларина Список очень хороший.

Е. Гусева Спасибо большое за доверие.

К. Ларина Ну, естественно, здесь несколько вопросов есть. Времени не так много, но тем не менее. «Когда вы почувствовали, что ваш путь — это театр?» Когда вы почувствовали, что это ваше призвание? Ну, я готовилась к программе и знаю, что Катя не из театральной семьи. И в театральные студии не ходили, в драмкружки не ходили? Всё случайно?

Е. Гусева Ну, в одиннадцатом классе был у нас такой театр — политический театр «Набат».

К. Ларина Боже мой…

Е. Гусева Элеонора Юрьевна Бараль, директор нашей школы 299, которой скоро исполняется 80 лет, 16 декабря… Вдруг она слушает. И я с удовольствием её поздравляю как бы с наступающим праздником, с днём рождения, с юбилеем. Там я пробовала себя в качестве, если так можно сказать, артистки на сцене.

К. Ларина Ну, «Набат» — это, наверное, что-то такое пропагандистское было, советское?

Е. Гусева Ну, Приставкина, Гумилёва пытались читать со сцены, инсценировать, если можно так выразиться.

К. Ларина А, всё-таки… Это очень хорошая литература.

Е. Гусева Да-да, она нас знакомила с ней. В школе меня и увидели на последнем звонке, ассистентка Евгения Рубеновича Симонова, который набирал курс в Щукинском училище. В школе меня заметили.

К. Ларина Надо же так!

Е. Гусева Когда я попала туда, в этот мир, я поняла, что я в своей воде. Мне так хорошо стало! То, за что я всегда была бита, получала вообще замечания, и проблемы были всё время в школе из-за моих фантазий каких-то… Неважно.

К. Ларина А как конкуренцию переживаете со своими всякими соперницами по искусству?

Е. Гусева Как сказать? Не знаю, я сама себе, видимо… Это сложно. Нельзя ориентироваться на тех, кто вокруг, потому что кто-то уже куда-то так высоко и далеко убежал, что даже и не видно. А кто-то, может быть, где-то позади. Кто-то рядом. Мне кажется, нельзя ориентироваться. Это же не марафон, это не спорт. А вот ставить какую-то задачу, планку себе, заниматься, может быть, само… Как это объяснить? Стараться быть лучше. Наверное, вот это путь такое более реальный, правильный.

К. Ларина Роли не просили сами, не требовали, не интриговали?

Е. Гусева Нет. А это невозможно.

К. Ларина Как ваша героиня из «Вербного воскресенья».

Е. Гусева Нет, нет.

К. Ларина Убрать конкурентов всех.

Е. Гусева Я человек зависимый — вот меня позовут или не позовут. Только сидишь и ждёшь. Иногда мечтаешь. А иногда действительно нужно сделать то, что есть сейчас, сделать достойно, хорошо. И уже даже нет времени думать, не знаю, о будущем, мечтать, а просто хочется осуществить то, что сейчас тебе предложено.

К. Ларина Ну давайте мы завершим тогда красивой песней. Выбирали долго, решили взять хорошую поэзию. Это «Капли дождевые». Скажите два слова про эту вещь.

Е. Гусева Арсений Тарковский, стихотворение «Капли дождевые». Братья Мищуки написали музыку. Трио Сергея Хутаса и Екатерина Гусева.

К. Ларина Не забудьте — 17-го числа, Кремль. Наш Кремль. Спасибо, Катя.

Е. Гусева Спасибо огромное.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «КАПЛИ ДОЖДЕВЫЕ»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире