'Вопросы к интервью

С.Бунтман Добрый вечер, добрый вечер, мы в прямом эфире программы «Дилетанты», которая всегда проходит по следам вышедшего только что, последнего из вышедших журналов «Дилетант». И он посвящен истории татар, Татарстана, этот журнал. И вы мне заказывали, когда я представлял номер… Вы, я имею в виду, слушатели и зрителю Ютуба, говорили: «Обязательно надо сделать передачу о служилых татарах в русском государстве». И я очень рад, что с нами согласился по связи выступить Радик Римович Салихов, исполняющий обязанности директора Института истории Академии наук республики Татарстан, академик и доктор исторических наук. Радик Римович, добрый вечер.

Р.Салихов Добрый вечер.

С.Бунтман Радик Римович, вот здесь… Что такое – служилые люди? Служилые татары в русском государстве? Как мы можем определить эту категорию служилых людей, и когда начинается ее история?

Р.Салихов Служилые люди – это этническое сословие татар, сословная группа, которая возникла в период распада Золотой Орды, это где-то началось во второй половине 14 века и продолжалось вплоть до 17 века, этот процесс, разными волнами он происходил. И эти люди, татары, в большинстве своем это представители ордынской знати или знати средневековых татарских государств, ханств, которые перешли на службу к русским великим князьям, и выполняли в основном воинские повинности.

С.Бунтман Воинские повинности. Сначала мы знаем аристократию. Знаем… «Вышел из Орды», — как писали в родословных книгах. Предок, например, Племянников. Вышел Царевич из Орды и основал этот род, потом они стали Племянниковыми. Или другие роды. Вот это продолжалось.. Это были только знатные татары в начале?

Р.Салихов В начале это была, конечно, знать. Но надо понимать, что эта знать переходила на службу не в одиночку. С этой знатью вместе переходили на службу зависимые от этой знати люди. И мы же знаем, что в средневековых татарских государствах была своеобразная иерархия, даже среди привилегированных сословия. И если были князья, мурзы, в то же время были казаки, это как бы низший слой привилегированного сословия, военное сословие татарских ханств, которые являлись основной ударной боевой силой. Конница, лучники, и они вот переходили на службу вместе со своими лидерами, князьями и мурзами.

Потом роды, которые переходили на службу к русским князьям, они также были довольно многочисленными.

С.Бунтман То есть, это и родственники были? Они переходили семьей. Вот здесь Диана Ибрагимова спрашивает: «Из каких ханств в основном были выходцы эти татары? Были ли только казанские? Были ли астраханские или даже крымские татары?». Хотя, крымские татары – это немного другое.

Р.Салихов Это очень правильный вопрос. В начале переходили из самой Золотой Орды, когда происходила Великая замятня. Затем из осколков Золотой Орды, из Большой Орды, из Казанского ханства, их Астраханского, из Ногайской орды. Ну из Крыма – в том числе. Это был вполне обычный процесс для того времени, когда элита, представители татарской аристократии, военной аристократии, чаще всего в поисках лучшей доли, устав от бесконечных распрей и раздоров в собственных государствах, они приходили на службу к великим московским князьям, которые в тот период занимались собиранием земель, и за которыми в тот период была сила, историческая сила.

С.Бунтман Приходилось ли выходцам, вышедшим из Орды, сражаться против тех или иных ханств, тех или иных частей Орды, уже распадающейся?

Р.Салихов безусловно. Так как это были служивые люди, они шли вместе с тем государством, которому они присягнули. Они шли воевать. Например, известно, что и татары, находившиеся на службе у московских великих князей, они воевали и с Ногайской ордой, они воевали и с Крымом. Ну и они участвовали в том числе в походе на Казанское ханство, брали Казань, они находились в составе русского войска. Во всяком случае, бывший хан Казани, в то же время Касимовский хан, Шах-али, он вместе со своими воинами в количестве двух тысяч человек участвовал в штурме города. Это были воины, они выполняли приказы.

С.Бунтман То есть, вполне феодальные были отношения.

Р.Салихов Совершенно верно.

С.Бунтман Здесь была верность не этническая, не национальная или даже не государственная, а верность присяге, верность тому, что в Европе называлось оммажем, принесением присяги своему сюзерену.

Р.Салихов Совершенно верно.

С.Бунтман Вот скажите, пожалуйста. Вот здесь… Различные вспоминают, что и татары, в особенности крымские, входили в разные союзнические отношения и с Речью Посполитой, с Великим княжеством Литовским, это было повсеместно. А скажите вот, в Московском государстве, в русском государстве насколько составляли изолированный слой? Или ассимилировались достаточно быстро, через одно-два поколения?

Р.Салихов В начальный период, когда татарская аристократия переходила на службу в Московское царство, это была довольно серьезная сила, с которой считались. Хотя, конечно, они были в подчиненном положении. В то же время постепенно, в конце 16 и в течение всего 17 века политика московских князей в отношении татар, перешедших на службу, она менялась. И постепенно служилое сословие начинало терять свои права. В первую очередь, оно подвергалось такому активному миссионерскому воздействию, требовалось принять православную веру. В случае непринятия православной веры могли грозить определенные неприятности, в том числе экономического характера.

Во второй половине 17 века этот процесс усилился. В частности, были приняты указы, по которым ущемлялись права их как мусульман. Например, служилые татары за свою службу поощрялись поместьями, в которых НРЗБ населением были православные крестьяне. Так вот, во второй половине 17 века помещикам-мусульманам запрещалось иметь православных крестьян. Они стояли перед выбором: либо самим принять православие и остаться со своим имуществом. Либо, если они не принимают православие, то все их имущество, в том числе православные крестьяне, отходит государству. Но эти указы, как всегда, они… Исполнители входили в раж и, по сути, у отказавшихся креститься отбирали все. Это вот указ 1681 года. И, хотя он вызвал большие волнения среди татарского служилого сословия, его временно отменили. Но, тем не менее, тенденция была на лицо.

С.Бунтман Вот я бы хотел, Радик Римович, чуть-чуть назад в историю уйти. Уйти во вторую половину 16 века, отойти. Взятие и фактически исчезновение Казанского ханства, Астраханского ханства, завоевание Иваном Грозным. Вот какую оно роль сыграло в положении, в численности, в происхождении служилых татар?

Р.Салихов Это очень серьезный вопрос. Особенно то, что касается взятия Казани и последующей судьбы народов, проживавших на территории бывшего Казанского ханства. Конечно, это была своего рода катастрофа, так как с карты исчезло довольно развитое татарское государство. И, естественно, поражение в первые годы воспринималось населением очень тяжело. И пример тому – так называемые Казанские войны 1952-1957 годов, когда татары, в том числе и элита, бывшая элита Казанского ханства вместе с населением организовывалась в отряды и оказывала активное сопротивление новой власти. Однако в то же время на стороне победителей воевала довольно большая часть также служилых татар. И не только выходцев из Мещеры или Касимовского ханства. На стороне новой власти в Казани воевали мурзы и кньязя, происходившие, в том числе, с территории Казанского ханства. Это все напоминало такую своеобразную феодальную гражданскую войну, когда один князь или мурза вытеснял из собственного поместья нелояльного новой власти мурзу или князя. Мы видим по буквально карте того времени, по условной карте, когда во второй половине 16 века, в начале 17 века большинство поместий служилых татар замещались новыми хозяевами, новыми представителями элиты, лояльными русской власти.

Ну и русская власть также проводила очень гибкую политику. После взятия Казани она, может быть, первые годы, когда еще шло яростное сопротивление, предпринимала определенные жесткие меры. Но в дальнейшем она стремилась утихомирить край с помощью, в том числе, дипломатических мер. И передачи определенных полномочий, своеобразного наместничества влиятельным казанским, татарским фамилиям.

Например, в Казанском крае в 17 веке значительную, большую роль играла династия Яушевых, которые в принципе контролировали всю территорию, населенную татарами бывшего Казанского ханства. Тем самым новой власти, русской власти в Казани удалось в исторически короткий промежуток времени утихомирить татарское население. Хотя, конечно, локальные восстания случались, в том числе – известные всем Черемисские войны. Но исторически они, конечно, потерпели поражение.

С.Бунтман Скажите, пожалуйста, Радик Римович, раздавали ли за Казанский поход на территории Казанского ханства, раздавали ли русским земли? Или сразу политика началась – через местную аристократию лояльную работать?

Р.Салихов Безусловно, раздавались земли и русской знати, и церкви, монастырям. Это самые лучшие земли в окружении Казани. И мы видим, например, по современным русским деревням в районах, прилегающих к городу, довольно большое количество по истории этих деревень, мы видим, что они возникли в период после взятия Казани. И это был такой процесс… Это элита, и русская, и татарская, которая была лояльна, например, Ивану Грозному, она представляла собой единую силу, и у них особых противоречий между собой не было, это были ближайшие союзники. И в тот период даже не было наступления на религиозные права лояльной татарской части населения, оно чуть попозже началось, когда установился порядок относительный. А на начальном этапе была политика очень гибкая, осторожная, учитывавшая интересы местной знати, которая обладала довольно большой силой и влиянием на местное население.

С.Бунтман Ну вот умирает Иван Грозный, проходит царствование Федора Иоанновича. И наступает, в общем-то, потихоньку наступает Смутное время, через конец Годунова. И достаточно долго оно происходит. Вот роль татарских служилых людей… Все были протии всей и в самом Московском государстве. Переходят с одной стороны на другую… Вот как в этом круговороте, что известно о том, как действовали татарские служилые люди?

Р.Салихов Служилые татары не были здесь исключением, они также метались из стороны в сторону, они тоже были в замешательстве. Будучи государственниками, конечно же, они искали сильную власть, надеялись на исчезновение этого хаоса, который возник в период Смуты. И, конечно, было очень тяжело разобраться. Тем не менее, роль татарских служилых людей в этих процессах была довольно серьезная. Во-первых, они представляли собой внушительную военную силу, на тот период – особенно романовские татары или татары Мещеры. В то же время нельзя исключать и казанских татар, которые также активно вмешивались в эти процессы на разных сторонах. Кто-то был на стороне Лжедмитрия, кто-то был на стороне Василия Шуйского. То есть, была полная неразбериха. Но в то же время они каким-то образом, интуитивно, видимо, чувствовали процессы, которые шли в то время. Ведь мы знаем из истории, как плачевно закончилась судьба Лжедмитрия II, который пал от руки служилого татарина. И пал-то он вроде по такой причине как личная месть за убитого друга, касимовского хана.

Но это же мы видим, что убийца Лжедмитрия II был близок к Филарету. И в принципе этот поступок каким-то роковым образом сыграл в судьбе самой Смуты, которая резко пошла на исход свой. И после смерти Лжедмитрия II, когда были народные ополчения, в том числе из Казани, из Казани довольно серьезное войско, серьезное ополчение и из ясачных, и из служилых людей. Знаем, что икона Казанской Божьей Матери пришла оттуда.

С.Бунтман Да.

Р.Салихов НРЗБ говорил о том, что влияние Казанского края было серьезным процессом.

С.Бунтман Это Второе ополчение вы имеете в виду?

Р.Салихов Да. Второе ополчение. И вот эта цепочка событий тоже неслучайна. Когда на Земском соборе возводили Михаила Романова на царство, там ведь вся русская земля собралась, в том числе и служилые татары. И восемь князей-мурз, влиятельных мурз, они поставили свои подписи под этим венчанием Михаила Романова. Это тоже очень серьезный знак. Это говорит о том, что татарский фактор во внутренней политике того времени был очень высок.

С.Бунтман Тем более, Второе во многом, Второе ополчение пришло с Волги, пришло здесь и собирание тем же самым Козьмой Мининым, здесь происходило на Волге…

Р.Салихов Совершенно верно.

С.Бунтман Скажите, пожалуйста. Вот теперь Романову – царство. Когда мы с вами всевозможные установления от 1680-х, о которых вы говорили, такие, в общем-то, грабительские по отношению к служилым татарам были… А вот при первых Романовых, при Михаиле Федоровиче и при Алексее Михайловиче, насколько участвовали? Там были ведь крупные войны, была война большая с Речью Посполитой. И другие были события. Какую роль там играли служилые татары? Насколько они были многочисленны?

Р.Салихов Во всех крупных кампаниях военных Московского государства, Русского государства 17 века татары принимали самое непосредственное и активное участие. И вот как вы правильно совершенно сказали, это и Русско-польская война, и ранее Ливонская война, и русско-шведские войны. И Русско-турецкая война во второй половину 17 века.

С.Бунтман Одну секунду. Мы сейчас прервемся, вот здесь заметим, где мы остановились. Радик Римович Салихов у нас в гостях, и через 3-4 минуты мы продолжим наш разговор.

НОВОСТИ

С.Бунтман Мы продолжаем наш разговор о служилых татарах, это программа «Дилетанты». И сегодня наш собеседник – Радик Римович Салихов, исполняющий обязанности директора Института истории Академии наук республики Татарстан, академик Академии наук республики Татарстан и доктор исторических наук. Мы остановились с вами в середине, во второй половине 17 века, и на достаточно крупных войнах. Они, может быть, находятся в тени последующих очень крупных столкновений, которые вела Россия, в которых участвовала. Но вот здесь какую роль и насколько многочисленны были служилые татары в русском войске?

Р.Салихов Роль была большая, и как я уже говорил, это, конечно, поместное войско, это регулярная конница. Как правило – лучники, легкая кавалерия. Но это, несмотря на это, она играла большую роль, например, в Русско-польской войне, Смоленской войне. Но это, несмотря на это, она играла большую роль, например, в Русско-польской войне, Смоленской войне 1632-34 года. Татарские воины представляли и Казанский уезд, представляли и Арзамасский уезд, татар Мещеры, Касимова. Они составляли довольно серьезную военную силу. И где-то в районе 2000 воинов участвовало в этой кампании. По разным прикидкам вообще во всех военных кампаниях в составе русского войска всегда было от 6 до 10% именно служилых татар. В тот период.

С.Бунтман Скажите, а формировались они, когда вы их происхождение перечисляли, они формировались по территориальному принципу? То есть…

Р.Салихов Да, в основном – да, они формировались по территориальному принципу.

С.Бунтман Кто были командиры? Свои?

Р.Салихов Свои командиры были, да.

С.Бунтман Кто-нибудь представлял их в общем командовании? Представлял эту достаточно большую силу? 2000 – это очень большая сила, 2000 легкой кавалерии. Представляли, участвовали ли в планах, в разработках?

Р.Салихов Как правило, они не присутствовали в высшем командовании, это были отдельные подразделения, которые часто бросались на самые напряженные участки. Как было, например, когда во время Смоленской войны возникли проблемы у Шеина, воеводы в Смоленске. И именно служилых татар бросили на то, чтобы снять там кольцо окружения. Конечно, это не получилось, тем не менее, это характеризует их как своеобразный резерв, своеобразный фактор, который может в решающий момент внести какой-то перелом. Это всегда так было, потому что татарская конница на протяжении 16-17 веков все-таки наводила определенный страх на противника своей тактикой, своим бесстрашием. И поэтому она, ее эффективно довольно старались использовать. Но я еще раз повторю, если не было… В общем командовании обычно мог быть только довольно знатный человек. Например, Чингизиды. Чингизид по происхождению мог вести войско целиком. Это как вот, например, хан Касимова в 1470-х годах, Данияр, когда брали Новгород, он тоже как бы числился среди командующих.

С.Бунтман Иван III брал Новгород, да?

Р.Салихов Да. Иван III, в войске Ивана III он был одним из важных военачальников в этом походе. Тем не менее, роль князей, мурз тоже была большая, к ним прислушивались, как правило, учитывали их мнение.

С.Бунтман Конечно, легкая конница такого типа даже при наличии огнестрельного оружия в 17 веке, в отличие от тяжелой конницы, конницы одного удара, как она была раньше, она была маневренной, могла перестраиваться. И мы прекрасно знаем по всем историям 17 века, мы знали, насколько эта конница может быть страшна и непредсказуема при нанесении удара. Смотрите… Знаете, глубоко это у меня засела история 1680-х годов. Что с одной стороны, поощряют, награждают, но вот эти требования ассимиляции. Требования быть православными. Это связано с изменениями в русском государстве, с никонианской реформой, с положением церкви тоже вот при Алексее Михайловиче и при Федоре Алексеевиче? Как вы это рассматриваете? В чем были причины такого ужесточения?

Р.Салихов Были причины… Вы правильно заметили, в процессах, которые происходили в самой православной церкви, в Русском государстве, с личностями царей. Ну, например, связывается и с личностью Федора Алексеевича, очень набожного человека, очень верующего. Его отношение к мусульманам… Они имели настороженный характер. Еще на это наложились некоторые особенности ведения боевых действий татарскими служилыми в период Русско-турецкой войны, когда ряд служилых татар просто отказывался воевать с единоверцами, и такие случаи были. Все это учитывалось, безусловно. Ну и очень важный фактор – то, что постепенно роль такого поместного войска, особенно регулярного войска, татарского войска постепенно стала падать. Уже начали возникать регулярные войска, которые снабжались более совершенным оружием. И надобность в таких больших силах постепенно стала отпадать. Вероятно, с этим были связаны попытки и крещения служилых татар, что крещение подразумевало приобретение еще большей лояльности, трону — в том числе. И тут, конечно, идеологический фактор был сильный. Религиозный фактор.

Экономически… Не сказать, что уж очень большое количество земель занимали татарские служилые люди, так как они не очень большими поместьями обладали, по большому счету.

С.Бунтман Скажите, пожалуйста. Это касалось только служилых людей и касалось вообще татарской земельной аристократии… Землевладельцев, скажем так?

Р.Салихов Да-да, фактически это так и было. Но практически все татарские землевладельцы так или иначе являлись служилыми людьми. Они находились на службе Русского государства. Они являлись частью привилегированного сословия Русского государства в тот период.

С.Бунтман Перейдем к Петру. Все меняется. Уже до Петра мы говорили, что появляется регулярная армия. Полки уже совершенно другого строя появляются. При Петре, Петр начинает очень серьезные вещи. И тут Азовские походы. Петр идет на Азов, а потом начинается, почти одновременно, Северная война. Здесь участвуют в ней какие-то формирования татарские? Местные формирования7 Может, в другом качестве? Или совсем, теперь они находятся в сторону от новой армии?

Р.Салихов Они еще в небольшом количестве на локальных участках еще используются. Но вед при Петре Первом, как вы верно отметили, там полностью перестраиваются вооруженные силы, строится новая армия, армия нового типа. И огромное значение уделяется уже выходу к морям, к теплым морям и Балтийскому морю. Именно в этот момент Петр обращает свое внимания на Казанский край, свое самое пристальное внимание. На край, который богат строевым лесом, дубравами. На край, в котором есть разветвленная речная сеть. И он видит в Казанском крае основу для российского кораблестроения. То есть, создается Казанское адмиралтейство. И вот ставшие ненужными в результате петровских реформ огромные массы… Это более 50 000 человек служилого населения, он фактически переводит их на другую службу. Она не военная служба, она уже служба по заготовке корабельного леса.

С.Бунтман Это фактически такая флотско-интендантская служба получается.

Р.Салихов Совершенно верно. Это знаменитый его указ от 31 января 1718 года, который переводил… Там прямо было написано: князей, мурз, а также перечислены другие народы. Чуваши, мордва… Он их переводил на службу по корабельному строительству без оплаты. То есть, это бесплатная работа была, тяжелейшая работа, которая фактически поразумевала заготовку в огромных масштабах корабельного леса. И эти люди, князья, мурзы и просто служилые татары, бывшие воины, они получают название «лошманы», это с немецкого «человек, который обрабатывает дерево». То есть, лесоруб. Отсюда начинается новая история татарского служилого сословия.

С.Бунтман Вот новая история, она имеет какое-то продолжение? Как это преображается?

Р.Салихов При Петре I… Это было решающим его шагом. При Петре I также продолжается снижение экономического статуса этого сословия. В 1724 году он облагает это сословие подушной податью. То есть, уравнивает все с податным населением права, татарского служилого класса. И вот вкупе с «лошманской» повинностью татары постепенно начинают терять и земельные владения свои, и они постепенно переключаются на иные сферы деятельности. Именно лошманская повинность, несмотря на всю свою тяжесть исполнения, несмотря на невзгоды и тяготы, в то же время в ней был определенный коммерческий потенциал. Мы по нашим исследованиям видим, что ряд жителей старотатарской слободы Казани умудрялись в период этой лошманской повинности зарабатывать неплохие капитали. Они брали подряды на поставку этого леса, организацию каких-то работ. Так или иначе, они здесь умудрялись сколачивать определенный капитал. И, кроме того, лошманская повинность спровоцировала и развитие плотницкого дела, и деревообработки… Многих других промыслов, которые стали постепенно основой для развития национального предпринимательства.

И вот эта энергия военного служилого сословия, она не реализовывалась на полях сражений, она стала переходить в плоскость торгово-предпринимательской деятельности. И уже во второй половине 18 века у татар возникает мощная торгово-промышленная элита, именно торгово-промышленная. Возникают мануфактуры самого разного вида, кожевенные, мыловаренные, суконные, химические мануфактуры. Причем они располагаются в деревнях, не только в Казани, но и в деревнях, в бывших родовых гнездах татарских феодалов. Вот такая произошла трансформация.

С.Бунтман Интересно. Скажите, Радик Римович. В одной из передач я хотел бы поговорить… Через век будет НРЗБ индустриальное чудо. Вот эти люди, которые ведут свою историю от начал предпринимательства в Татарстане нынешнем, они же принимали очень большое участие в индустриальном чуде, которое на Волге случилось к концу 19 века.

Р.Салихов Совершенно верно. Я, говоря о Казани… Казань во второй половине 19 века стала одним из крупнейших индустриальных центров Российской Империи. То есть, там возникает мыловаренный завод братьев Крестовниковых, московских фабрикантов. И знаменитое кожевенное, льнопрядильное товарищество Ивана Ивановича Алафузова. Это два крупных предприятия того времени, в которых работали тысячи работников, инженеры, огромные масштабы производства. Но эти предприятия возникли на основе очень крепкой базы, которая была создана татарскими коммерсантами, в частности, например, мощные мыловаренные традиции, которые существовали у татар, они и способствовали возникновению именно в Казани этого огромного завода братьев Крестовниковых. Они об этом сами писали, они даже не скрывали этого. Они говорили: «В Казани есть искусные мастера-мыловары, которые дают свои рецепты. Здесь есть сырье, которое приходит из Оренбурга и казанской степи, и татарские купцы могут очень быстро это сырье доставить на заводы».

То же самое – кожевенное производство. Это же тоже переработка животноводческого сырья. Опять-таки, бывшие служилые татары привозили это из Казахстана, из Оренбурга. И вот эти два огромных предприятия – в том числе, я повторюсь, на базе развитого татарского предпринимательства, которое начинали как раз бывшие служилые татары.

С.Бунтман Я очень рад тому, что вы рассказываете. Потому что мой прадед был инженером-технологом в Казани на химическом предприятии. Он был инженер-грек, который приехал сначала в Нижний Новгород, потом в Казань, женился на чудесной девушке Соболевой, и так и остался. И работал до самой Первой мировой войны в Казани. Так что я очень рад, что вы это все подтверждаете. Чудеса индустриальные, которые там были.

Но все-таки татары продолжали уже в новых условиях заниматься… И выходцы из татарских родов. Они не забыли и воинское дело. Ведь они занимались и в 18 веке. В какой степени, насколько это было часто? И в каких формах это было?

Р.Салихов В 18 веке в связи с тем, что уже возникла регулярная армия, открылись возможности для… И бывших служилых татар, и, может быть, даже ясачных татар. Появились широкие возможности военной карьеры. То есть, многие из них, начиная службу даже с рядовых званий, унтер-офицерских становились офицерами и получали в итоге дворянство официальное. И дело в том, что большинство знатных татарских родов так и не сумели, несмотря на все усилия Екатерины II, которая объявила о возможности подтвердить свои княжеские и мурзинские достоинства документально… Когда она умерла, уже при Павле I они не сумели их подтвердить. И из сотен этих родов подтвердили, может быть, несколько десятков. И по сути они так и остались в положении обычных крестьян, хотя у них дома хранились ханские ярлыки, например, в их домах, которые подтверждали их знатное происхождение. Или огромные родословные, которые уходили, предположим, в 12 век.

Мы сейчас это видим, изучая архивные документы. Так вот, эта военная служба в 18 веке давала возможность официально получить дворянство, проявив мужество, героизм, уже в составе регулярной армии. И из татар выходили и в командный состав, и в высший командный состав, были генералы. Генерал Сыртланов, например. Генерал НРЗБ. Был даже адмирал Исламов. Конечно, это довольно редкие случаи. Но в то же время они были. И татары вот так свои традиции воинские продолжали проявлять и в новое время. Хотя, им было тяжело, так как для многих из них были закрыты пути в военные училища, в военные учебные заведения. Тем не менее, случаи такие были.

С.Бунтман Вы говорите, что многие не успели получить… Но те, кто успел раньше, из более ранних, те, которых мы знаем как княжеские фамилии, дворянские фамилии. Они имеют ордынское, а когда и конкретно татарское происхождение. Знаменитые роды. Вот мы приводим в нашем журнале несколько знаменитых семейств, которые имеют совершенно ясное татарское происхождение.

Но вот подводя итог, мы скажем… Если проходить эту историю здесь. Историю о жизни татар уже в России, когда она оформилась как государство. Сумели ведь сохранить и свой фактор, и культурно-этническое самосознание, с ассимиляцией, без… Такой очаг сохранился очень мощный. Вот за счет чего это удалось?

Р.Салихов Это очень важный вопрос для современного татарского народа. Какие механизмы, стимулы, какие факторы способствуют выживанию народа, казалось бы, в самых неблагоприятных условиях. В первую очередь, все-таки, мне бы хотелось сказать, что татары по своему менталитету являются государственными людьми. Потому что на протяжении всей истории, предков татарского народа это было постоянное строительство, создание государства. И переход из, предположим, Казанского ханства, вхождение в состав русского государства, не был катастрофой для татарского народа. Это был просто новый этап истории.

С.Бунтман Он был очень драматичным, очень трагичным.

Р.Салихов Очень драматичным, согласен, тяжелейший… У многих народов в тот период была очень драматичная и трагическая история. Тем не менее, они сумели найти себя. Как мы уже отмечали, это и военная служба, и предпринимательство, это и обширное духовное движение. Татары, служилые татары, они становились не только предпринимателями, они становились религиозными деятелями, учеными, которые влияли на умы. Они составили интеллектуальную элиту всего татарского народа. Это особенно проявилось во второй половине 19, начале 20 века. Когда Ренессанс нашей культуры произошел. То есть, тут вопрос выживания. И это выживание опиралось на созидательные основы, а не на противостояние.

Например, в Казанском крае уже в 17 веке мы видим абсолютно мирные отношения между русским населением и татарским. То есть, люди жили рядом, они понимали, что им надо выжить, а чтобы выжить, надо жить дружно. То есть, это какое-то особое общество формировалось. Оно было, в принципе, терпимо с религиозной точки зрения, потому что в наших городах, например, в Чистополе, уживалась община мусульман, православных и старообрядцев. Очень мощная община старообрядцев. И такой коктейль, образно говоря, имел огромную энергию. Они ведь помогали друг другу, была взаимопомощь. Например, у нас в Татарской слободе интересно… В центре Татарской слободы жили еврейские предприниматели. И татары очень активно создавали фирмы вместе с еврейскими предпринимателями, в том числе – по обработке животных жиров для завода Крестовниковых.

Таких примеров – масса. Мне кажется, что секрет кроется в этом. В верности государству, в толерантности к другим культурам и народам, в стремлении к достатку, в стремлении к знаниями. Вот это все вкупе сохраняло и сохраняет сегодня наш народ, который верен традициям, бережет свою историю, помнит ее. Мне кажется, в этом кроется. Хотя, надо это и дальше изучать.

С.Бунтман Конечно, дальше изучать и продолжать такую традицию. Все мы знаем, кто родился, кто вырос в Москве, жил во многих ее районах, целые татарские общины. Я помню, как мы жили в моем детстве, это замечательно было. Спасибо вам большое. Спасибо, замечательно. Я думаю, у нас будет еще много тем. Радик Римович Салихов, историк и исполняющий обязанности директора Института истории Академии наук республики Татарстан. На этом заканчиваем сегодняшний выпуск «Дилетантов», спасибо большое.

Р.Салихов Спасибо.

С.Бунтман Всего вам доброго, до свидания. Сергей Бунтман вел эту программу.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире