'Вопросы к интервью
30 апреля 2015
Z Дилетанты Все выпуски

Сталин и церковь


Время выхода в эфир: 30 апреля 2015, 21:10

.Бунтман Здравствуйте все! Сергей Шаргунов, Сергей Бунтман ведущие этой программы.

А.Кураев Добрый вечер!

С.Бунтман Добрый вечер! У нас в гостях Андрей Кураев. Здравствуйте, добрый вечер! Сразу представил гостей. И тема у нас будет такая. Одна из последних публикаций журнала «Дилетанты» – это документы, связанные с 43-м годом и с поворотом в связи с избранием нового патриарха и с поворотом, всеми признанным в отношениях советской власти и Русской православной церкви. И есть очень ценные документы. Почитайте, они известные, история известна. Но мы сегофывафывадня хотели поговорить на такую тему: Сталин и церковь. Здесь очень много есть легенд, мифов как черных, так и белых. И поэтому с отцом Андреем мы сегодня хотели бы поговорить. Скажите, все-таки, во время войны да и до войны год-полтора, очевидно, что церковь стали притеснять гораздо меньше, чем в предыдущие года. Как вам кажется, это больше было связано с политикой, с расчетом или с каким-то пониманием роли церкви руководством советским?

А.Кураев Я думаю, что поначалу просто не до того…

С.БунтманВ начале войны.

А.Кураев Да. А потом уже потихоsdfdsfdнечку стало приходитьпонимание того, что пора сворачивать как-то гражданскую войну, потому что идет война мировая, действительно, по сути, отечественная.

С.БунтманИ, тем не менее, социально продолжались и аресты, и репрессии, и по-прежнему достаточно жестким оставалось государство, но вот по отношению к церкви. Еще, конечно, 22 июня не до Молотова, но примерно в это же время тогда Сергий выступил, прямо 22 июня.

С.Шаргунов Патриарх, да?

С.БунтманДа.

А.Кураев Да, об этом у нас любят говорить, но, с другой стороны, надо задать простой вопрос: В скольких экземплярах было напечатано его воззвание, кто об о нем знал.

С.Шаргунов Поначалу да, но потом же в кинофильмах перед сеансами, в хрониках ТАСС, особенно когда уже формируется танковый корпус «Дмитрий Донской» — это все, что называется, активно пиарилось.

С.БунтманКонечно. Но все равно это публичное высказывание, все равно оно было, сколько бы экземпляров не было, и это все равно такой, кажется, естественный поступок.

А.Кураев Он неестественный на самом деле.

С.БунтманА почему?

А.Кураев Дело в том, что естественно было бы обрадоваться: вот пришла кара на наших палачей!

С.БунтманС этой точки зрения, да.

А.Кураев Конечно. А поступок митрополита Сергия был по-хорошему сверхъестественным, по церковному говоря, духовная благодать.

С.БунтманЗнаете, все-таки я, конечно, понимаю, и достаточно много мы все читаем и понимаем, пытаемся разобраться в чувствах людей по отношению к советской власти при нападении на Советский Союз. Все-таки давайте договоримся, что это было нападение на Советский Союз, а не какой-нибудь там превентивный удар товарища Гитлера.

С.Шаргунов Без объявления войны…

С.БунтманИ вот ощущения людей, что война. Ведь все-таки сразу понять, что это не Сталиным пришли и не за большевиками пришли, а это все-таки война против Россией.

А.Кураев Мне как-то памятно описание войны в «Доктор Живаго». Что повеяло свежим воздухом, что-то настоящее. Не вот этот страшный театр призраков и теней такой вот…

С.Шаргунов Воздух грозы.

А.Кураев Да, грозовой свежий воздух, когда понятно: вдруг вернулось какое-то ощущение земли, родины, ощущения человеческого братства…

С.БунтманПонимание, что делать.

А.Кураев Понимание, что делаем, да.

С.БунтманОчень интересно. Я потом покажу книжку нашим зрителям Сетевизора и скажу, очень будет им любопытно почитать как разна нашу сегодняшнюю тему – почитать книгу, которая вышла несколько лет тому назад. Я ее покажу потом, во второй части нашей программы. Вот там отмечается очень интересно, что в 39-м году градус антицерковной пропаганды и антихристианской заодно снизился. И это связывают с тем, что после начала Второй мировой войны, когда присоединили некоторые земли — Западную Белоруссию и Западную Украину, — снизился градус и объяснение такое: чтобы не будить лишнее напряжение, не порождать лишнее напряжение на новых территориях.

С.Шаргунов То есть присоединились люди, еще не адаптированные к советской власти.

С.БунтманСкажем так, присоединилась масса верующих, масса христиан.

А.Кураев Да. Я вот не очень уверен, что это такой внутренний НЕРАЗБ.

С.Шаргунов Но, кстати, в массе своей неправославных.

С.БунтманПочему?

С.Шаргунов Но если мы говорим о Западной Белоруссии…

С.БунтманТам есть и греко-католики, но есть и православные, несколько я понимаю.

С.Шаргунов Ну конечно есть, но в массе своей…

А.КураевЯ бы все-таки какую-то дату начала торможения отнес бы к более ранним временам. Булгаковская история, Михаила Афанасьевича, который рассказывает о том, как неожиданно совершенно, какая-то совершенно кощунственная постановка про князя Владимир о крещении Руси именно по окрику Сталина была остановлена.

С.Бунтман -34й, если не ошибаюсь…

С.Шаргунов Не-не, позднее.

А.Кураев Эта история… «Богатыри», кажется…

С.БунтманЭто опера Бородина.

С.Шаргунов И Лебедев Кумач был НЕРАЗБ Демьян Бедным там и так далее…

С.БунтманСкандал заключался в том, что это было либретто Демьяна Бедного, но скорее это связано с историей, чем с христианством.

С.Шаргунов Вот я можно задам в этой связи такой сложный вопрос, который меня мучает, потому что, с одной стороны, для меня очевидно, что действительно происходило как бы возвращение к словам: «отечество»…

А.Кураев Столетний юбилей Пушкина.

С.Шаргунов Вот, я тоже хотел сказать…

А.Кураев Академическое издание Льва Толстого.

С.Шаргунов Конечно. И я читал формулировку по поводу этой оперы. Там прямо говорилось, что для нашего отечества крещение былособытием положительным. Точно. Одновременно 37-й год – это Бутовский полигон.

С.БунтманМасса священников.

С.Шаргунов То есть те священники, которых не расстреляли в Гражданскую войну, который арестовывали, потом отпустили – тут из взяли, расстреляли. То есть их воспринимали, если пытаться найти в безумии логику, как потенциальных противников на случай грядущей войны.

А.Кураев Ну тогда противников видели где угодно, даже в собственном генералитете тоже.

С.БунтманПросто дата есть… Здесь это ясно. И 1-й съезд советских писателей – 34-й, 36-й, 37-й как юбилей Пушкина.

С.Шаргунов Ну, конечно, новая античность, возвращается большой стиль…

С.БунтманЭто возвращения понимания истории. Это другое. Это то, что потом Александр Верт назовет «националистическим НЭПом».

С.Шаргунов Имперский ренессанс.

А.Кураев В более широком смысле возрождение культа моногамной семьи.

С.Шаргунов Да. Возвращение «ёлки» в той или иной степени, определенных традиций.

С.БунтманДа, культа моногамной семьи, совершенно верно.

А.Кураев Когда неверных мужей начинают на обкомах и профкомах разбирать.

С.Бунтман Да. Но в 39 году – есть документ, — что Берия, новый нарком внутренних дел подает докладную записку, и несколько тысяч священников и религиозных деятелей, которые еще не были расстреляны, отпускают в 39-м году. Отпускают из лагерей и вот снижается накал.

С.Шаргунов Но надо сказать здесь в скобках, что вообще накал 37-го снижается и появляется доклад Маленкова о перехлестах Ежова и все прочее, происходят реабилитации людей.

С.БунтманТам-то да. Как потом будет ослабление нового накала в начале 50-х – 53-й год.

С.Шаргунов Другая волна.

С.БунтманДругая волна. Это закономерности репрессий. Но сейчас очень хотелось бы вернуться здесь. Значит, поначалу было все-таки не до того.

А.Кураев Здесь, я думаю, мотив экономии. С самого начала, с июня перестает издаваться журнал «Безбожник». Прекращается финансирование и деятельность «Союза воинствующих безбожников». НЕРАЗБ.

С.Шаргунов А Ярославского даже заставили написать текст о положительной роли Русской православной церкви в нашей истории.

С.Бунтман -43й год – это очень во многом перелом. И уже, когда стало совсем понятно, что во-первых, уничтожена почти вся армия довоенного образца, на этом, простите меня, горючем далеко не уедешь, на этом, скажем, пролетарском интернационализме, и что нужен патриотизм. Возвращение старой формы царской армии.

С.ШаргуновПогоны. И даже та самая георгиевская ленточка повязывается на ордена.

С.БунтманОрден Славы, замечательный орден Славы появляется как замену солдатскому Георгию.

С.Шаргунов Но при этом, заметьте, уже в 41-м звучат: «Дмитрий Донской и Александр Невский» с Мавзолея.

А.Кураев: Я думаю, это мотив экономии. С самого начала войны перестает издаваться журнал «Безбожник»

С.БунтманДа, это все звучит потихоньку. Но к осени 43-го года уже конкретные действия власти по отношению к церкви начинаются.

А.Кураев Там было совпадение нескольких мотивов. Во-первых, уже действительно позади то, что позднее будет названо «коренным переломом» в ходе Великой Отечественной войны, уже Курская битваотгремела.Некоторые современные церковные мифологии утверждают, что именно с этой встречи начались победы. Нет, это позже, это сентябрь 43-го года. И самое главное, почему именно эта осень 43-го – потому что Красная Армия вышла к границам Украины и началось освобождение Украины.

При этом Сталин прекрасно понимал тезис будущего Кучмы о том, что «Украина — не Россия». И, естественно, у него были опасения, не будет ли выстрела в спину идущим вперед выстрела в спину, насколько злопамятны хохлы в конце концов. И поэтому за несколько часов буквально до приема трех митрополитов Сталин принимал у себя в кабинете полковника Карпова. Полковник Карпов занимался в Генштабе партизанскими соединениями Украины по той линии фронта. И Сталин его спросил именно о настроениях, которые известные на Украине, в том числе, в религиозной и политической области. Опять же было понятно, и по сию пору такое, обыденное сознание Украины более религиозно, чем российское, опять же все-таки два года под оккупации, эти два года были временем народного возрождения церкви. То есть неправильно говорить, что это оккупационные власти возрождали церковь, но они до некоторой степени не мешали. Отчасти мешали…

С.БунтманВ основном 42-го года до конца там есть документы…

С.Шаргунов Псковская миссия.

С.БунтманПсковская миссия — русская эмигрантская, это очень интересная вещь была.

А.Кураев И было понятно, что это некий новый фактор, который надо учитывать в своей деятельности. Второе, что действовало тогда, это визит министра иностранных дел Великобритании в Советский Союз. И очень важная для Сталина тема, это тема второго фронта. И было понятно, что, с одной стороны, наши любимые союзники будут забалтывать эту тему до некоторой степени, и как всегда, одна из тем – это права человека, это «а как у вас тут внутренняя жизнь?» и так далее…

С.Шаргунов Свобода совести.

А.Кураев Да. И поэтому, поскольку было известно, что в состав делегации англичане включают какого-то своего примаса, то поэтому ему нужен analoguecolleague со стороны советской, наш советский примас. Поэтому надо срочно организовать избрание патриарха. Вот это были основные мотивы, почему Сталин в оперативном порядке отстранил маршалов, и начал общаться с митрополитами. Упомянутый мной Карпов, он уже через несколько часов назначается главой Совета по делам Православной русской церкви.

С.БунтманГеоргий Карпов, да.

С.Шаргунов У нас все были с говорящими фамилиями.

С.БунтманДа, Карпов – это очень интересная фигура. И очень интересные инструкции он получил тогда от Сталина – не вмешиваться во внутренние дела церкви. Но там было очень все так в принципе позитивно. Сами архиерейский собор.

А.Кураев Давайте поясним нашим слушателям, откуда мы это знаем, какие инструкции Карпов получил от Сталина. Потому что прошло 10 лет и начинается хрущевская волна борьбы с церковью. А начальник соответствующего ведомства прежний Карпов получает по голове в ЦК: «Что ты себе позволяешь, что ты попам помогаешь?»

С.Бунтман -54й год.

А.Кураев Да. И соответственно, Карпов в этих условиях пишет докладную записку на первое имя, где он сообщает: «Я исполняю те инструкции, что у меня были. Дайте другие – и я исполню. Тогда все обстояло так: мне было сказано Сталиным — так и я исполнял».

С.БунтманИ дошел разговор, наоборот, может быть он апокрифический: Митрополит Алексий… как-то посмотрели: «Это Карпов – тот самый Карпов, который нас гонял?». На что Сталин ответил: «Он верный человек, исполнительный товарищ. Партия приказала ему гонения устраивать. Вот теперь партия будет вас…»

С.Шаргунов Один из апокрифов – это когда духовное лицо является в светской одежде к Иосифу Виссарионовичу, и он говорит: «Меня боишься, а его не боишься?»

С.БунтманДа, всеэто веселые истории,которые существуют.

С.Шаргунов Это и возвращение многих из заточения.

А.Кураев Да, но невеселая история состоит в том, что, тем не менее, первый храм на территории РСФСР, первое постановление правительства, разрешающее открыть храм, это февраль 44-го. То есть еще полгода после той встречи и договоренности реальных шагов для реальных людей, прихожан ничего еще не делается. То есть поначалу политическое шоу с избранием Патриарха, встреча английской делегации и предъявление такой иконы русской церковной традиционности православной для украинского жителя.

С.БунтманНасколько я понимаю, на освобожденных территориях те храмы, которые былиоткрыты, они их не закрывали, да?

А.Кураев Да, и надо сказать, что вплоть до нового тысячелетия это очень чувствовалось, где прошла линия фронта, то есть по количеству храмов в епархии. И епископы, которые там ценили, какие кафедры богаче, какие беднее, они это всегда учитывали — там были немцы или нет.

С.БунтманИнтересно. И это, несмотря на весьразгул 29-года, начало 30-х. Разрушениехрамов.

С.Шаргунов Антицерковный погром.

А.Кураев Ну храмы, понятно, не разрушались, но все-таки на оккупированной территории восстановление их началось раньше на несколько лет. И вторично они редко уже…

С.Шаргунов Буквально война возрождала храмы.

С.БунтманНу это громко сказано – война, но такие обстоятельства.

А.Кураев И потом, здесь же штука такая: когда речь идет о здании, которое запущено и заброшено – там ведь бывает и каждый пропущенный год риск обрушения тотального увеличивает.

С.БунтманДа. Мы сейчас посмотрели на визит Идена, грядущая Тегеранская конференция. Есть еще один аспект, который подчеркивают очень часто. Это аспект все-таки влияния на страны Восточной Европы будущее, которое уже тогда виделось достаточно реальным, на Балканские страны. Выстраивание именно такого славянского пояса. Борьба была против санитарного кордона возможного, противкаких-тообъединений антисоветских. И вот здесь было решено, что церковь должна играть большую роль.

А.Кураев Я думаю, что Сталин сам не ожидал, какой получится Восточная Европа, скажем, к концу 40-х годов, то есть этот Варшавских договор…

С.Бунтман -49й, да.

А.Кураев Я думаю, что он сам тогда этого не ожидал. Он полагал, что все-таки у этих стран будет больше самостоятельности в и внутренней жизни. И действительно у него были некоторые представления, может быть, некоторые иллюзорные. Видите ли, посколькуон и его партия многие десятилетия боролись с православной церковью, как с политической силой, он, кажется, сам поверил,что это так, что это и естьполитическая сила,поэтому давайте попробуемее использовать, не гнобить, а использовать в наших интересах хотя бы на той части планеты,где мы не успели еще совсем уничтожить.

С.БунтманНу это ведь так и оказалось.

А.Кураев Оказалось, нет.

С.БунтманПочему?

С.Шаргунов Потому что церковь – не партия.

А.Кураев Потому что церковь действительно не такая уж политическая сила и у нее нет к этому вкуса, опытаи так далее. И главное, когда он пробовал приступить к этому проекту уже в послевоенные годы – да, действительно был проект, и это в официальных документах (приписки ведомств соответствующих) это значилось, что Москва – это Третий Рим, и что должна быть вселенскаяпатриархия здесь, в Москве. С этой целью собирался Вселенский собор в 48-м году в Москве. Но тут оказалось, что все-таки есть такая, вообще-то, обычно для правительства радостная черта православия, но в данном случае она обернулась неудачей: все-таки православные иерархи всегда лояльны той власти, которую они над собой имеют в данныймомент на данной территории. И вот понятно, что, когда в Румынии — советские танки, в Болгарии — советские танки, в Югославии и Албании – то же самое, казалось, что весь православный мир наш. Там есть еще Иерусалим и НЕРАЗБ, но там, во-первых, их мало, во-вторых, легко покупаются, эта степень их продажности, этих иерархов за четыреста лет была великолепно известна.

С.БунтманИ это продолжили достаточно эффективно делать.

А.Кураев: Сталин прекрасно понимал тезис будущего Кучмы о том, что «Украина — не Россия»

А.Кураев Но Турция оказалась под американскими танками, под британским влиянием. Да, Греция была в состоянии гражданской войны и там вот-вот тоже должны были коммунисты победить по некоторым расчетам, но вот в турецком патриархе оказаласьзагвоздка.

С.БунтманТам не получилось. Сложнее было еще и с Югославией.

А.Кураев А дело не в этом. В церковном смысле с Югославией все было нормально.

С.БунтманС церковью было все нормально.

А.Кураев Да, но этот самый турецкий патриарх носит же титул вселенского. И он, во-первых, отказался ехать на торжества в Москву, а во-вторых, его делегация, приехав в Москву, с порога заявила: «Мы приехали с вами на банкет по поводу юбилея в жизни Русской церкви, но никакого Собора знать не знаем, участвовать не будем, решение не примем». И богословских знаний, полученных в Тифлисской семинарии, Сталину хватило, чтобы понять, что любое решение принятое без участия вселенского патриархата оно не будет иметь общецерковной рецепции, и поэтому Собор был переформатирован под совещание, которое приняло никогои не к чему обязывающие решения.

С.БунтманКстати, нам здесь задают вопрос: Насколько семинарское образование Сталина ему помогало, мешало, подвигало его на что-то или нет?

С.Шаргунов Вспоминается мистическая пьеса Михаила Булгакова «Батум», где очень странный такой, превратно истолкованный сюжет Тайной Вечери дается, вообще как-то, в общем, евангельский мотив. Там как раз Семинария, молодой Сталин.

С.БунтманНо, с другой стороны, сейчас насколько исследователь насколько по-другому относятся к образованию Сталин и его семинарскому периоду гораздо серьезнее и объективней, мне кажется.

С.Шаргунов Ну есть стихотворение о Христе…

С.БунтманВаш взгляд, отец Андрей. Мы можем три часа подряд беседовать…

А.Кураев Во всяком случае знание Сталиным одной библейской цитаты спасло тысячи судеб советским гражданам: «Сын за отца не отвечает».

С.Шаргунов Хотя, как мы знаем, порой и не раз отвечали.

А.Кураев И статья была, конечно же: сын семьи врага народа и так далее.

С.Шаргунов Но, тем не менее, впрямую этого не было в законе.

А.Кураев Но, тем не менее, кому-то удавалось с помощью этой цитаты из Сталина, которая на самом деле была из Ветхого Завета, удавалось все-таки защитить себя.

С.БунтманНу, слава богу, что они была, без нее было бы хуже.

С.Шаргунов Поднявший меч, от меча и погибнет.

С.БунтманНу это написал Павленко. Павленко внес это в уста Александра Невского тогда.

С.Шаргунов В итоге это стало такой крылатой советской фразой.

С.БунтманКто сказал? Александр Невский – ну да.

С.Шаргунов Хотя идет из евангелия.

С.БунтманАндрей Кураев у нас в гостях. И Сергей Шаргунов, Сергей Бунтман ведут эту программу. У нас еще целая половина передачи. Мы многое, о чем успеем поговорить.

НОВОСТИ

С.БунтманМы говорим в программе «Дилетанты» о проблеме: Сталин и церковь, советская власть и церковь. Сергей Бунтман, Сергей Шаргунов. Андрей Кураев у нас в гостях. Мы остановились на том, что можно ли сказать, что в 48-49-м, когда уже установилась понятная власть в Восточной Европе, что этот проект немножко угас, проект Русской православной церкви в международном масштабе?

А.Кураев Да, православные сталинисты забывают, что было два поворота церковной политики Сталина. Одни, условно, 43-й год, другой – 48-й год. То есть именно с 43-го по 48-й – это пятилетие максимального благоприятствования и развития церковных отношений, церковной жизни. А в 48-м году Сталин разочаровался в политических возможностях православия, разочаровался в возможности сделать православный Ватикан где-то здесь, в Москве или в Загорске. И после этого аппарат потихонечку возвращается в свое привычное антицерковное русло работы, такие заложенные глубоко штампы в отношении к церкви…

А.Кураев: Было понятно, и по сию пору такое, что обыденное сознание Украины более религиозно, чем российское

С.БунтманПостановление вышло новое, да.

А.Кураев Да, все было. То есть с 48-го по 53-й было треть раннее открытых монастырей закрыто при сохранении прежнего числа монахов. Началась новая волна административных актов, запрещающих то то, то сё, крестный ход на поля и так далее. Новая волна арестов, в частности, Афанасий Сахаров очередной срок получил. Ну и, конечно, множество просьб Патриархии теперь уже не находило отклика. Так что с 48-го года по 53-й года ни один храм в Советском Союзе не было открыт православный.

С.Бунтман -54й можно считать переломным годом или это продолжение того, что уже началось с 48-го?

А.Кураев – 54й года надежд. Оказалось, что для патриарха Алексея – это видно из его переписки с Карповым, — что сейчас,когда до Сталина достучаться уже было невозможно, новая власть, как-то может быть знакомый Маленков, что сейчас все-таки начнется все по-новому, можно будет вернуться к 48-году и тому, что было раньше.

С.БунтманСкажите пожалуйста, отец Андрей, а во внутренней жизни церкви? Патриарх Алексей достаточно легко, как кажется, шел на ограничения церковной жизни. Например, крещенские разнообразные…, был доклад Абакумова, и отменили оченьмного обрядов, публичных, во всяком случае, традиционных.

А.Кураев Ему было, с чем сравнивать. То есть, если сравнивать с 30-ми годами, то получалось, что церковь, даже идя на такие уступки, все равно не доходила до той степени капсулирования и изоляции, которая былав предвоенные годы. Плюс к этому у него было все-таки ощущение, что можно договориться. Вот мы докажем свою полезность: борьба за мир на международной арене и так далее. У него были иллюзии,что можно договориться. С тем поколением советских вождей, с Хрущевым это оказалось невозможно.

С.Шаргунов А вот с Брежневым получилось. Я вот помню, например, феноменологию красной церкви, например, Киприан Зернов, может быть, вы знали. Он там произносил проповедитакие, причем яркий и искренний человек,но они были проникнуты солидарностью с советским правительством и тоже вполне искренне. Такое тоже было. Хотя я как раз вырастал в антисоветской религиозной среде, но я видел, что была и такая церковь.

А.Кураев Я не знаю, насколько искренне они разделяли советскую идеологию, но совершенно искренне уних было убеждение, уряда таких епископов, к которым я, например, отношу своего ректора 80-х годов — архиепископ Александр или же Никодим Ротов ленинградский – у них было совершенно искреннее убеждение, что мы сможем их переиграть, мы сможем все-таки убедить в том, что надо возрождать историческую традиционную Россию, что без православия это невозможно, и тогда вместе мы вместе с обновленной советской идеологией, которая станет просто патриотической, возродим Россию с минимумом этих всех советских антуражей.

С.БунтманЯ бы хотел, чтобы мы сейчас послушали фрагмент из фильма «Православие в Советском Союзе». Фильм 1978 года, если я не ошибаюсь. Я так посчитал – он должен был в 78-м году выйти. И там одна минута была предоставлена патриарху Пимену. Это оченькраткий минутный обзор истории Русской православной церкви при советской власти. Я прошу всех послушать, а потом мы поговорим об этом.

«В жизни Русской православной церкви 60 лет назад совершилось важное событие. ВсероссийскийПоместный Собор 1917-18 годов восстановил патриаршество, упраздненное в 1721 году императором Петром Первым. Этим историческим деянием была восстановлена древняя форма церковногоуправления на Руси.Стользнаменательное событие в русской церковной жизни произошло в переломный момент истории нашего отечества, в дни Великой Октябрьской социалистической революции. Возрожденный московский патриарший престол стал осуществлять свою спасительную миссию в социально-политической обстановке, до того времени неизвестной миру.

И ныне мы с глубоким удовлетворением свидетельствуем о нормальномбытии нашей церкви в условиях социалистического общества. Дальнейшее благоприятное течение нашей церковной жизни мы считаем обусловливается новой Конституцией советского государства, принятой в октябре 1977 года».

С.БунтманНу вот, это патриарх Пимен. Кратчайшая история. И я совершенно не понял, простите меня, почему Поместный Собор 17-18 годов – это достижение советской власти.

А.Кураев Это небольшое шулерство, но оно было крайне распространенотогда и в атеистической пропаганде и у таких церковных риторов. Ясное дело, что и без революции патриаршество было бы восстановлено. Но, может быть, не совсем ясно, до некоторой степенивосстановлениепатриаршества тогда на Соборе 17-го года былореакцией на большевистский переворот. Потому что в обществе еще при начале работы Собора,которое пришлось еще на временное правительство, не было консенсуса у соборян, будет патриаршество или все-таки будет синод. В частности, потому что исходили из того, что государственной власти будет легче шантажировать и дажеуправлять одним человеком или каким-то количеством. И такой аргумент тоже был.

И профессура – ее голос был значим в истории того Собора – богословская профессура скорее была против установления патриаршества. Но, когда пришли большевики, стало понятно, что народу нужен какой-то очень понятный символ церкви. Отсюда беспрецедентное решение в истории православия: Собор 17-го года принял решение, что имя Патриарха возвысится в молитвах во всех храмах церкви. Не в храмах, Где служат епископы только, не в кафедральных соборах епископами а каждым сельскимбатюшкой и дьяконом. Ни в одной другой православной церкви мира такого нет.

С.БунтманИ это не было до синодальной церкви?

А.Кураев Нет, не было.

С.Шаргунов Но ведь это же совпадает и с переносом, возвращением столицы в Москву, то есть здесь была некая такая феноменология все равно событий.

А.КураевНо они вряд ли друг с другом были согласованы.

С.Шаргунов Нет, это скорее некий дух времени.

С.БунтманТак же не согласована дискуссия на Соборе о календаре, не согласовано с решением убрать13 дней из месяца в феврале 18-го года.

С.Шаргунов Все равно бывают такие странные сближения.

С.БунтманСкажите пожалуйста, отец Андрей, это избрание патриарха – тяжелейшая история все-таки конца 10-х, 20-х, 30-х годов. Снова появился патриарх в 43-м году. Вот этот период 43-й – 48-й, брежневский период, потом все-таки после 1988-го пошло возрождение церкви в какой-то степени.

С.Шаргунов После тысячелетия крещения Руси.

С.БунтманПосле тысячелетия, да, совершенно ясно это было. Скажите пожалуйста, с чем сегодня осталась церковь и от чего ей нужно или не нужно избавиться. Что появилось такого советского с 43-го года или, может быть,раньше?

А.Кураев Знаете, мне в чем-то ближе и дороже та, советская церковь, потому что там было понимание главного. Знаете, евангелие описывает, что когда Христа в Гефсиманском саду арестовывали, ученикиразбежались. Но один юноша, он где-то прятался за кустами и следил, куда же ведут учителя. Время было ночное и апостолы уже на ночлежку легли, поэтому этот молодой человек был раздет, в простыню завернут – вот он бежал. Стражники заметили, погнались за ним – схватили. Он,оставив эту простыню в руках стражников, голый убежал куда-то дальше.

Вот для меня это образ Русской церкви в советские времена: с нас содрали золотую византийскую парчу и оставилиголыми, а голыми – это означает, самое главное, что делает церковь церковью, а не просто профсоюзом – осталось таинство, осталась вера, Символ веры. Не до богословских книжек было. Вот самый простой Символ веры, который можновызубрить. И кстати, решение Поместного собора 17-го года было совершенно гениальным. Одно из решений: приказали петь Символ верны на литургии. До этого его пел хор, а теперь весь народ. Красивейший ответ советской пропаганде. Когда те твердили, что дескать, это помещики и буржуи навязали веру народу. Хорошо, тогда пусть сам народ поет Символ веры.

С.Шаргунов А как было с Отче наш?

А.Кураев И Отче наш – то же самое.

А.Кураев: Первый храм на территории РСФСР, первое постановление правительства, разрешающее открыть храм – февраль 44-го

С.Шаргунов И тожетеперьстали после этого…

А.Кураев Да-да, всенародное пение. Так вот остались с Отче наш, Символ веры и с чашей с причастием – вот главное, что делает церковь церковью. И церковь за это держалось, и, мне кажется, это было очень здорово. А сегодня появилось множество, от жиру, что называется, иных хотелок и критериев. Что значит быть православным? Это значит, так или иначе, относится к какой-нибудь сказке или церковной постановке или проблемам календаря или языка или к какому-то политическому конфликту. А если это не так, то значит, что ты не православный и так далее. Появилась какая-то избыточность церковной повестки дня, избыточность повестки церковных дискуссий, и церковного учительства.

С.БунтманВ чем-то она недостаточно становится тогда.

С.Шаргунов Совершенно верно, потому что что-то главное уходит. То есть, если в советские времена проповедь была понятна, что она могла быть, кроме вот выступления патриарха Пимена, оно говорит только об одном: чуть-чуть расскажу о чудесах евангельских и вере во Христа. То сегодня по очень многим поводам считается, что вдруг церковь должна высказать свою официальнуюпозицию. И эта позиция обязательная для всех членов церкви. Вот патриарх Пимен не считал, что то, что он сказал, должны транслировались и разделять…

С.БунтманЭто чувствовалосьтогда?

А.Кураев Абсолютно чувствовалось, что патриарх платит тогда налог за нас за всех, за то в конце концов, чтобы мы могли молиться и этого не говорить, поэтому патриарха жалели, за него молились и понимали: ну бедненький – вот ему так приходиться даже и врать, все понятно. А сегодня другая ситуация. Поэтому я, как советский человек в церковь в те годы пришедший, для меня такое позиционирование и понимание церковью самой себя мне как-то ближе и понятней.

С.Шаргунов И еще был такой момент, что люди должны были что-то серьезноепреодолеть,чтобы прийти к церкви. Это былне такой простой путь, поэтому там собирались люди серьезные, и это во много напоминало дух раннего христианства.

А.Кураев Вы, если позволите, я одни минуту займу одним мемуаром. Я помню, был в аспирантуре в институте философии, и у меня научный руководитель Тамара Андреевна Кузьмина была доктор философскийнаук. И вот у нее дома отмечали масленицу. Такой междусобойчик. С института философии пришли люди – блинчики – ну праздник весны. Это не связывалось…

С.БунтманПонятно.

А.Кураев И оказался там один человек не из нашей компании, не из института философии, но он оказался однокурсником Тамары, еще когда она быластуденткой университета. Она, конечно, была отнюдь не советским философом, а этот мужик, он с самого начала ушел от марксизма и где-то там в Калуге кочегаром работал. Но где-то раз в месяц приезжал в Москву, заходил в гости. Его интересовало… и грабил ее библиотеку. То есть: Какие у тебя новинки? Он набирал сумку книг, увозил к себе в кочегарку читать – потом возвращал.

С.Шаргунов Вообще, значение книг тогда было совсем другое.

А.Кураев И вот мы сидим на кухне, едим блинчики, но это уже надоело, и вот начинается философская дискуссия. Тема дискуссии была крайне актуальная, в духе «Литературной газеты» тех лет: Что значит, быть мещанином?

С.БунтманТак.

А.Кураев Двери открываются – этот со стопкой книг. И все на новенького. И хозяйка говорит: «Ну Петя, скажи, что такое мещанин?» И он спокойно с ходу без надрыва говорит: «Ну как? Это просто: мещанин – это человек, у которого бытие определяет сознание». Все.

С.БунтманВсе. Ну вот скажите, когда все-таки этот перелом, и могли бы мы избежать этого? Такоеощущение, что все было в руках, вот в любую сторону могли бы.

А.Кураев Я думаю, что все-таки возможности были. Все-таки действительно в епископате была надежда на тихое внутреннее перерождение советской власти и идеологии в сторону нормальной и вожделенной для церкви имперскости, то есть то, что сегодня называется «китайский вариант», когда формально компартия у власти, те же лица и так далее, но совершенно другое понимание идентичности страны, планов на будущее, другая идеология.

С.Шаргунов Но одновременно с этими я вижу и прекрасные стороны, когда появляется большое количество, например, волонтеров, молодых людей…

А.Кураев Мы уже, о чем говорим?

С.Шаргунов Про современную церковь. Чего-то можно было избежать, а чего-то возникло. То есть в этой же социальной позиции, может быть, не так часто о ней известно, возникают правильные НЕРАЗБ. помощь бездомным, помощь больным.

А.Кураев Я думаю, что это отчасти реакция люди уже на меня и на мой стиль православия, моего поколения. Мы слишком изголодались по слову, мы книжное племя. И поэтому для нас православие – это, прежде всего, мысли, книги и так далее. А вот теперь пришли люди, которые начитались, наслушались книг и им нужно свою веру в делах выражать, в том числе, в заботе о других людях. Это совершенно замечательно.

С.Шаргунов С другой стороны я вспоминаю, как пример, Войно-Ясенецкий, святитель Лука. С одной стороны, это человек,который спасал людей, и кстати, лауреат Сталинской премии и человек, который 11 лет провел в лагерях, и человек, который при этом, в общем, всей душой принял восстановление патриаршества, и канонизированный святой. Все вместе. И был у него даже портретик одного из вождей, что не отменяет его святости.

С.БунтманЭто бог с ним, это Войно-Ясенецкий, это изумительный человек, замечательный…

С.Шаргунов Достойный отдельного выпуска журнала «Дилетант».

С.БунтманМежду прочим. Но вот скажите, отец Андрей, дело в том, что какое-то тревожное ощущение, когда все только государственное. Канонизация и предложения, любимые святые – это государи, князья и так далее – то, что выпячивается. И есть масса самоотверженных людей,о которых Сережа сейчас говорил и молодых, и старых, и не старых. Есть замечательные священники, просто прекрасные. Но такое ощущение, что они не составляют… может быть, они составляют настоящий костяк православной церкви…

С.Шаргунов Часто не видны.

С.БунтманНоони не видны. Вот столько мишуры, столько помпезности, столько этого грандиозного…

А.Кураев Вы знаете, к сожалению, мы в завершение нашей беседы выходим, мне кажется, на очень важное, почти маргинальное событие. 21 апреля отец Всеволод Чаплин был с официальным визитом в Севастополе, и там в зале правительства Севастополя – есть такое – в присутствии первых лиц города он принял участие в работе круглого стола на тему: Роль князя Владимира. И он поделился своими мечтами. Вот я об этом очень давно мечтал, чтобы и сами клерикалы и антиклерикалы в разных залах собрались, но вслух помечтали бы. Вот в мире, если бы все было по ихнему, каким бы был этот мир.

И вот Чаплин прямо сказал, что церковь всегда стремилась к тому, чтобы богатые, власть имущие были с нею. И зачем? Он привел примеры. То есть основа нашей цивилизации православная. Мы этого не стесняемся. Это великие равноапостольные государи, потому что те бродячие проповедники – это его слова об апостолах буквально: «бродячие проповедники» — которых нам преподносили в 90-е годы как суть апостольства, на самом деле это не исключительное апостольство, а вершина апостольства – это святой император Константин, это святой император Феодосий. И вот это упоминание Феодосия Великого, оно чрезвычайно важно, потому что, что сделал Константин? Он разрешил людям быть христианами, а Феодосий обязал всех своих подданных быть христианами. Именно при нем идет волна уничтожения, не просто закрытия, а даже уничтожения языческих храмов, вводятся штрафы, если кто молится прежним олимпийским богам, штрафы, высылки и так далее. Кары налагаются на еретиков ариан и так далее. То есть, начиная с Феодосия, православие – это государственная идеология, обязательная для всех подданных. И вот Чаплин сказал, что это для него образец.

С.Шаргунов Вообще, хорошо будет позвать отца Всеволода на разговор, о разном спросить.

С.БунтманОн действительно сказал про апостолов, что эти босые…?

А.Кураев Эти бродячие проповедники. В YouTube видео есть. Сайт патриархии постеснялся это публиковать, его слова, в YouTube сняли, выложили.

С.Шаргунов Я думаю, надо будет спросить, чтоон имел в виду. А с другой стороны, если говорить о власти и церкви, если не вздыхать как Сергей…

С.БунтманЯ просто думаю, что Всеволод Чаплин меня ничем не может поразить.

С.Шаргунов А вот феноменология государства и церкви – как здесь быть? С однойстороны, обращение к самым бедным, а с другой стороны, если бы не сила князя Владимира: «Кто не крестится, тот не друг мне»— не было бы сонма русских святых, получается так?

А.Кураев Мне кажется, можно же найти простой царский путь, а именно. Пусть даже какая-то система помощи православию, но без гонений в адрес диссидентов. В конце концов, позиция современная путинская, она такая религиозная: какие-то бенефиции фундаментальным традиционно-образующим религиям, но без гонений в адрес баптистов, католиков или еще кого-то.

С.Шаргунов Понятно. Всякое навязывание вызывает ответную реакцию. Я призываю своего коллегу Сергея пригласить отца Всеволода и расспросить его.

С.БунтманДа, я думаю, да. В конце у нас есть еще две минуты. Если мы вернемся к истории. Все-таки можно ли считать, что позиция Русской зарубежной церкви, то, чтоона делала там, это во многом подвиг? Это церковь, которая по-другому сохраняла православие. И как можно присмотреться к опыту Русской православной церкви?

А.Кураев Она и сохраняла и теряла, прямо скажем.

Комментарии

59

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

30 апреля 2015 | 21:15

сталин из тех атеистов, которые вспоминают о Боге, только когда им приходит трындец.


kraft 30 апреля 2015 | 21:19

vdemchenko: Я, уважаемый Владимир, не совсем с Вами согласен в томЮ, что Сталин был атеистом.
Скорее он был воцерковленным аналогично Торквемаде...


30 апреля 2015 | 21:36

kraft: Как метко замечал Гоголь - самый неверующий - это поп.


30 апреля 2015 | 21:40

Кураев умный человек и явно не спекулянт на ситуации.Он более чем отчетливо показывает, что действиями Сталина руководили вовсе не соображеия духовные, а чисто прагматическме, он действовал по принципу - с паршивой собаки хоть шерсти клок.
Прагматики до живодерства типа Сталина редко когда (читай: никогда не) заморачивались нравственными категориями.


(комментарий скрыт)

kraft 30 апреля 2015 | 21:56

tristis: Совершенно верно.


(комментарий скрыт)

30 апреля 2015 | 23:32

"Есть люди, которые отказываются верить очевидному. Им все время кажется, что их обманывают, что вокруг постоянно происходят некие заговоры и таинственные процессы. И когда пристальное внимание этого подозрительного обращается к "таинственному процессу" и снова ничего там не видит таинственного, то это является неопровержимым доказательством для такого человека, что его обманывают и тайное все-же происходит, но незаметно".
Раньше за Булгакова это проходило


svoboda57 01 мая 2015 | 00:14

vdemchenko: Максим Кантор мужик интересный и большая умница в искусстве.
Но вот в экономике/политике, простите, он полный дурак.

Поэтому и рождаются у него "либерал-патриоты" там, где надо написать просто: вор.


smartkitter 08 мая 2015 | 03:16

tristis: т.е. по Вашему мнению, Кураев - как раз из таких?


genviru Геннадий Вилнер 01 мая 2015 | 04:57

kraft: Атеизм, это не вера, а мировоззрение, атеист верит только в науку. Сталин и в науку не верил. Генетиков травили, как продажную девку империализма, великий генетик Вавилов умер в тюрьме от пеллагры. Сталин верил в перевоспитание растений. Электроника была задавлена Сталиным, поэтому СССР отстал от мира на 50 лет. Сталин в сущности был очень невежественным, он ведь нигде никогда серьёзно не учился.


01 мая 2015 | 05:57

genviru:
А что ,его последователи и реаниматоры отличаются грамотностью и интеллектом и высокой моралью?
Изворотливость,лживость,мстительность,мания величия замешанная на игре а простоту и человечность-это ли не главная их черта?
Ни чему то История Россию так и не научила...


01 мая 2015 | 09:42

kotoff2626: Совершенно согласен с вами. Это вообще очень интересная тема - зачем люди идут в большую политику? Если человек одержим какой-то сверхценной идеей, вдруг осенившей его и заведомо не приемлемой для всех, это всегда человек крайне опасный, если ему удается дорваться до вершин власти - у него нет преград для реализации своих амбиций, пусть и самых бредовых. Но поскольку до вершин власти добраться невозможно, если не имеешь крепких локтей и острых клыков и и сильно отягощен моральными ценностями, то и получается, что все радикальные реформаторы становятся отъявленными негодяями.
И большого ума и интеллекта тут вовсе не требуется, такими маньяками движет не знание, а вера в свою идею и уверенность в своей правоте. А вера - вещь, несомненно, крайне опасна своей заразностью, инвазивностью, при определенных умениях ее можно распространять и насаждать и именно на веру клюет большинство народа - верить проще и легче, чем знать.
И в этом - именно в этом смысле - русский народ крайне религиозен, мыслительному синтезу и анализу он предпочитает веру не сильно вдаваясь при этом в изучение объекта и смысла веры.


genia19 30 апреля 2015 | 22:46

vdemchenko: С наступающим праздником всех !
С ДНЕМ ПОБЕДЫ !
ЗИНКА( Юлия Друнина
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...


lernen 01 мая 2015 | 07:05

vdemchenko:
Если Сталин и был атеистом, то вульгарным...


stalk25 01 мая 2015 | 07:48

lernen: Понятно, что он был атеистом. Иначе как можно оправдать миллионы замученных при нём людей и лично им.


lernen 01 мая 2015 | 07:55

stalk25:
Сталин был грубым и вульгарным не только атеистом...поэтому Ленин рекомендовал соратникам убрать с должности генсека Кобу-Сталина...


01 мая 2015 | 09:48

lernen: "Если Сталин и был атеистом, то вульгарным... "

По моему мнению, Сталин не был ни атеистом, ни тем более вульгарным атеистом. Он был истово верующим - в себя и свою непогрешимость. В то, что народ - не более, чем стадо баранов, которому если что и требуется, так это решительный и не останавливающийся ни перед чем пастух и такой пастух именно он. И, как оказалось, был не то что совсем уж неправ.


sparky 30 апреля 2015 | 21:25

Чем-то Шаргунов при Бунтмане напоминает мне Рябцеву при Венедиктове.
Подает голос, чтобы слышали, что он тоже тут.
Извините за оффтоп, не удержался.


kraft 30 апреля 2015 | 21:34

sparky: Почему же оффтоп. Правильно подметили.


30 апреля 2015 | 21:45

kraft: Я недавно наблюдал за ним на "Игре в бисер" на Культуре - производил то же самое впечатление и на фоне привычных высоколобых (в хорошем смысле этого слова) гостей Волгина приблизительно как седло на корове.Мне его по-человечески даже жалко стало


kraft 30 апреля 2015 | 22:00

tristis: Интересный комментарий, гляну передачу на ютьюбе. А дату не скажите?


01 мая 2015 | 09:52

kraft: Дату не помню, но ее нетрудно восстановить - "игра" выходи по четвергам и эта с его участием была на прошлой неделе. Мне кажется, что проще посмотреть в архивах на сайте "Культуры".


(комментарий скрыт)

sparky 01 мая 2015 | 03:04

r714: Я именно об его поддакиваниях не к месту и говорении вместе с гостем. Создание шума. Поэтому при всех его знаниях его присутствие в передаче получается похожим на Лесино. Очень хочется отсутствия.


svetoch 01 мая 2015 | 06:11

r714: Рябцева - это потрясающий феномен. Она очень интересна не тем, что она чего-там не знает. Она очень интересна тем, что ВООБЩЕ не понимает целого пласта мысли. Она настолько абсолютно полностью сформирована ВНУТРИ определённого мировоззрения и мироощущения, что не может даже мысленно ПРЕДСТАВИТЬ, что существуют другие мировоззрения. Даже ПРЕДСТАВИТЬ не может! В своей работе "Конец истории" Фукуяма отметил, что главная задача либерализма - это вытравить из СОЗНАНИЯ людей какое-либо представление об АЛЬТЕРНАТИВНОЙ точке зрения. Леся - это "Конец истории".


01 мая 2015 | 10:00

svetoch: Не берусь рецензировать Фукуяму, так как глупость его утверждения очевидна. Ибо либерализм исходит именно из того, что имеет право на существование любая точка зрения - свобода - это и свобода мнений. А что имеет в виду под словом "либерализм" Фукуяма и вы - это чисто ваше дело. И в этом смысле ни вы, ни Фукуяма ничем не отличаетесь от Олеси Рябцевой - вы находитесь в рамках одной единственной своей точки зрения и не приемлете спектр всех остальных. Какое это имеет отношение к либерализму - либерализм недоумевает.


svetoch 01 мая 2015 | 10:07

tristis: Ибо либерализм исходит именно из того, что имеет право на существование любая точка зрения - свобода - это и свобода мнений.
===================================================

Не всё так просто. Либерализм допускает свободу НЕлиберальных и даже АНТИлиберальных точек зрения только постольку, поскольку такая свобода не угрожает существующему доминированию либерализма. В сущности либерализм допускает свободу только для либералов, а для НЕлибералов - либо репрессии, либо геттоизация. Но пределом вожделения либерализма является то, о чём я написал - такое сознание человека, которое было бы неспособно выйти ЗА рамки либерального мироощущения, ЗА рамки буржуазных концепций базовых ценностей и институтов. В США такое встречается довольно часто - особенно в академической среде, в среде "среднего класса". Я встречаю таких людей повсеместно.


02 мая 2015 | 18:35

svetoch: "...такое сознание человека, которое было бы неспособно выйти ЗА рамки либерального мироощущения..."

То, что выходит за рамки понятия здорового человека, то автоматически входит в рамки понятия человека больного, соответствующим образом здоровый воспринимает больного. Ровно так и с позиций человека цивилизованного и образованного все то,что находится вне рамок либерального мироощущения является проявление дикости и необразованности. Но это вовсе не означает того, что либерал может допустить в отношении кого бы то ни было репрессии и дискриминацию, понятие либерализма исключает эти понятия в принципе. Больные могут вызывать сострадание, сочувствие, жалость, могут вызывать брезгливость и боязнь, но у нормального и воспитанного человека они не могут вызвать презрения, желания физического устранения больного за один факт его существования.
И ваш пример в этом плане очень показателен.


svetoch 02 мая 2015 | 19:31

tristis: Вот я поэтому-то и говорю, что настоящий, убеждённый либерал вообще неспособен даже ПОНЯТЬ нелиберала. Даже понять! Он не может вести цивилизованный диалог с мировоззрением нелиберальным, он не может понять доводов, мыслей, которые подтачивают фетиши "либеральной веры". Неспособность воспринять нелиберальное мировоззрение приводит к полной неготовности подвергать критическому осмыслению СОБСТВЕННЫЕ представления, соизмерять их с историческим опытом. Заканчивается всё это дегуманизацией оппонента, попыткой изолировать оппонента, его точку зрения, подвергать её обструкции, а её носителей - попытке представить сумасшедшими, больными (это в случае, если они не представляют непосредственной угрозе), а то и физически ликвидировать (в случае, если они находятся близко к влиянию на власть или даже взятия власти).


02 мая 2015 | 16:06

r714: Парнишка он не столько начитанный, сколько нахватавшийся по верхам. И всё ему свою "образованность" не терпится показать. А то, что многие ведущие, начиная с самого Веника, любят поговорить вместо гостя - сущая правда. Иногда их реплики, которыми они перебивают гостей, доводят до бешенства. Ну сиди ты молча, слушай и дай другим послушать, что гость рассказывает. Мне это интересно, а не твои дурацкие реплики. Нет! Надо же свои пять копеек вставить. Показать, что, типа, тоже в теме.


02 мая 2015 | 15:59

sparky: Во истину!


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

smartkitter 01 мая 2015 | 01:56

boris_haifa001: обрюзг и одилетантился вконец :)


02 мая 2015 | 18:37

smartkitter: Тактичней надо быть, ребята. Всякие человек стареет, а некоторые, к сожалению, еще и болеют. Вы слушаете говорящих или анализируете их внешний вид? Или больше сказать нечего?


smartkitter 07 мая 2015 | 01:09

tristis: спасибо за замечание. нужно было сразу уточнить: я имел в виду не внешний вид, а интеллектуальное состояние человека - одилетантился - тут, надеюсь, все понятно - игры "в имбицила" (которым он занимается в своем "Дилетанте") - добром не кончаются .... а насчет обрюзг - лично мне всегда неприятно, когда серое вещество человека превращается (как в случае Дымарского) в белый жир - также как другим смотреть на обрюзгших "в физическом смысле" людей


smartkitter 07 мая 2015 | 01:11

tristis: да ... еще насчет передачи - лично мне она крайне не понравилась - глупая и банальная (в так любимом Дымарским "стиле 'Дилетант'")


kunst54 30 апреля 2015 | 21:47

И здесь Джугашвили, и сюда пробрался, этот дьвол! Черт, черт, черт его побери на том свете!


koroleva 30 апреля 2015 | 23:54

Было скучно!


(комментарий скрыт)

01 мая 2015 | 03:22

r714:
Там и слушать нечего - все это в википедии написано.
НКВД создал РПЦ и продолжает ее курировать до нынешнего дня.
Создали - чтоб не позориться перед вторым фронтом, да и после изгнания из Лиги Наций. Коньюнктура и новое погоняло для населения.


01 мая 2015 | 05:34

zodiac777:
Вот хоть смелая нашлась...
И здравомыслящая...
Спасибо!
А то выстилаются перед этими умничающими клоунами в рясах,которые и вашим и нашим во все времена.А копни,так только за свою шкуру да утробу беспокоятся...Так же,кстати,как и все эти сталинисты..
Что ,не так?
Ну пусть хоть какой пример приведут настоящих гражданских подвигов этой публики...


01 мая 2015 | 10:22

kotoff2626: свой подвиг для начали приведите.


(комментарий скрыт)

fsewgw 01 мая 2015 | 03:52

+100. Очень раздражал,встревал не вовремя.хотел показать свою осведомленность.одним словом- Достал.


fsewgw 01 мая 2015 | 03:55

+100. Очень раздражал,встревал не вовремя,хотел показать свою осведомленность.одним словом- ДОСТАЛ.


01 мая 2015 | 05:26

И чего рясу нацепил?.
Этой братии давным давно веры нет.
Попу -оппортунисту тем более...


krestianin_067rus Михаил Никитин 01 мая 2015 | 05:51

каша... Скажите, отец Андрей... и токуют сами взахлёб - "блаблабла -а-а-а-а-а бла-бла-бла а-а-а-а-а-а" Зачем Кураева пригласили? - спрашивается.


(комментарий скрыт)

bikovska 01 мая 2015 | 07:22

А где Дымарский?


stalk25 01 мая 2015 | 07:43

Не согласен со многими тезисами о Сталине, и в целом, о советской власти отца Андрея, но слушать этого человека довольно интересно и даже познавательно. Всегда можно узнать что-то новое, интересное, светлое...


01 мая 2015 | 10:04

stalk25: У психиатра на приеме, извиняюсь, давно были? Подобный плюрализм в одной голове, мягко говоря, настораживает...


01 мая 2015 | 19:59

Не могу больше слушать Сергея Шаргунова. Дикое раздражение. Слышу его голос - и вспоминаю все его ублюдочные слова про "Новороссию".


alexfun 01 мая 2015 | 20:23

Дьяк Кураев упомянул слово "хохлы". До сегодняшнего дня я считал его адекватным человеком - глубоконько ошибался.


02 мая 2015 | 16:12

alexfun: Да это он так... Для разрядки, что ли...


02 мая 2015 | 18:43

alexfun: "...упомянул слово "хохлы"."

Странное у вас восприятие. Моя жена-украинка на мое к ней обращение "хохлушка" реагирует вовсе не так как вы и никак из-за этого именно не меняет ко мне своего отношения.

Какая-то патологическая обидчивость нынче в моде...


alexfun 12 мая 2015 | 00:18

tristis: возможно, вы женаты как раз на хохлушке, а не на украинке - чего бы ей обижаться.


01 мая 2015 | 20:29

И вот Чаплин прямо сказал, что церковь всегда стремилась к тому, чтобы богатые, власть имущие были с нею.
Феодосий обязал всех своих подданных быть христианами. Именно при нем идет волна уничтожения, не просто закрытия, а даже уничтожения языческих храмов, вводятся штрафы.

Интересно получается, а Чаплин - то со Христом ? Или с князем мира сего ?
Впрочем, вектор развития РПЦ МП уже давно наметился.


(комментарий скрыт)

02 мая 2015 | 18:45

romy2015: Некуда буквы девать? Или дурь?


(комментарий скрыт)

sadovnik Георгий Трубников 02 мая 2015 | 21:25

И вот в сентябре 1943 года произошло событие, круто изменившее ситуацию. Неожиданно и в спешном порядке из Ульяновска был доставлен в Москву митрополит Сергий (Страгородский). 4 сентября ему позвонил начальник 4 отдела III управления НКВД (по борьбе с церковно–сектантской контрреволюцией) полковник Г. Карпов. Карпов известил митрополита о желании правительства принять высших иерархов Русской Церкви в любое удобное для них время, желательно безотлагательно.

Встреча состоялась в этот же день. Кроме владыки Сергия, присутствовали еще два митрополита: Леннградский Алексий и Киевский Николай. Сталин сообщил, что Церкви разрешено открыть учебные заведения (до этого в течение 25 лет не было возможности готовить смену духовенству), издавать печатный орган, создать Синод. Нет возражений и против избрания на Соборе Патриарха. И сделать это нужно побыстрее.

Иерархи предложили провести Собор через месяц, но Сталин настоял, чтобы он состоялся через 4 (!) дня. Это было предложение, от которого невозможно отказаться.

В работе Собора 8 сентября приняло участие 19 иерархов: 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов – весь епископат, оставшийся в живых. Все 19 архиереев единогласно проголосовали за избрание митрополита Сергия Патриархом Вся Руси.

В день интронизации Патриарха Сергия 12 сентября вышел первый номер возобновленного Журнала Московской Патриархии, тиражом 15 000 экземпляров.

Еще одно последствие встречи 4 сентября – образование Совета по делам Русской Православной Церкви, который возглавил полковник, а впоследствии генерал НКВД Карпов, исполнявший эту должность до 1960 года.

Почему это произошло именно сейчас, а не раньше? Чем вызвана такая неприличная, в сущности, поспешность? Петербургский историк Михаил Шкаровский, добросовестнейший исследователь истории РПЦ в XX веке, обращает внимание именно на цепочку событий. 4 сентября – разговор со Сталиным, 8-го – Собор, 12-го – интронизация, а уже 19 сентября – в здании, переданном Патриархии, Святейший Патриарх принимает прибывшую из Великобритании делегацию Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским Кириллом Гарбеттом. Англикане давно добивались этого визита, они хотели своими глазами увидеть и оценить положение верующих людей в СССР. Вот им и представили избранного Патриарха, Синод, возрожденные церковную печать и духовное образование. А храмы всю войну были переполнены.

Ведь приближалось намеченное на ноябрь открытие Тегеранской конференции, Сталин хотел предстать на ней легитимным правителем, отцом народов, с которого сняты обвинения в преследовании граждан по религиозным мотивам.

Все сталинские уступки были циничным политическим расчетом и ничем более. Да и свобода, предоставленная Церкви, была ли она реальной свободой? Деятельность Церкви по-прежнему ограничивалась территорией храма. В семинарии принималось не более 60 воспитанников ежегодно. До 1956 года не был напечатан ни один экземпляр Священного писания. Подавляющее большинство храмов так и не было открыто. Были прочно забыты реформаторские решения Поместного Собора 1917 года. Усилилась вертикаль власти. А от людей генерала Карпова нельзя было скрыть ни слова, без них нельзя было сделать ни шагу.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире