19 сентября 2004
Z Отдел кадров Все выпуски

Киномюзиклы — модный жанр?


Время выхода в эфир: 19 сентября 2004, 12:10

М.АНТОНОВ — В сегодняшнем выпуске программы 'Отдел кадров', спасибо, что включили микрофон, у нас принимают участие Журбин Александр Борисович — композитор Александр Журбин, около 200 песен, музыка более чем к 50-ти художественным фильмам, а так же ряд классических произведений — симфоний, сонат, он написал так же 6 опер и 17 мюзиклов, но прежде всего известен как автор первый — тогда еще рок-оперы в СССР рок оперы 'Орфей и Эвридика'. А так же гость нашей программы Антон Макарский. Сразу после школы в 17 лет поехал покорять столицу — поступил в три театральных училища сразу, выбрал Щукинское училище. По окончании училища работал в театре 'У Никитских ворот', поиграл какое-то время главные роли, и не получив от работы удовлетворения, ушел в армию, после службы — мюзикл 'Метро', 'Нотр Дам де Пари', сериал 'Бедная Настя', выступал на концертах и многое — многое другое. В ноябре этого года будем праздновать 29-летие Антона Макарского.

К.ЛАРИНА — Что же, получается, что у Антона Макарского биография куда богаче, чем у Журбина?

А. МАКАРСКИЙ — Мое 29-летие будем праздновать завтра, да:

А.ЖУРБИН — Просто те сведения. Которые имеют место здесь, жутко устарели. 16 мюзиклов — я их написал уже около 30-ти. И фильмов больше. Ну, это все устаревшие сведения, я уже молчу, ладно.

М.АНТОНОВ — Ну, если вы такие продуктивные, даже мы не успеваем. У Антона должен выйти сольный диск, насколько я понимаю?

А. МАКАРСКИЙ — Да, да скоро выйдет первый сольный диск, там очень много песен написала Ира Дубцова — очень талантливая девушка.

М.АНТОНОВ — Нельзя объять необъятное.

А. МАКАРСКИЙ — Можно. Как показывает практика, можно. Можно и работать на эстраде, и сниматься в кино, делать театральные проекты.

К.ЛАРИНА — И петь в Большом Театре. Но не долго.

А. МАКАРСКИЙ — Не знаю, это не про меня.

К.ЛАРИНА — Мы сегодня говорим про мюзиклы, именно так мы называем этот жанр, не музыкальное кино, не водевиль, не музыкальная сказка, и даже не рок-опера. А именно мюзиклы. Ну, на мюзиклах у нас 'собаку съел' Александр Журбин, поскольку и передач про это много понаделал. И стоит уже упомянуть факт биографии американский, где целый театр был создан Александром Журбиным, в котором как раз мюзиклами он и заведовал. Он пытался внедрить на американскую почву наше посконное родное. Пока что-то не получается, как мне кажется. Не знаю, согласятся ли со мной гости и Миша Антонов. Мне кажется, что касается кино, все-таки в чистом виде мюзикла у нас все-таки и не было. Мы вот вспоминали с тобой, ну что можно назвать мюзиклами? Это театр. Все-таки.

А.ЖУРБИН — Ну, а киномюзиклы?

К.ЛАРИНА — Ну, это кино. Но я прекрасно понимаю, что Антон наверняка много чего пересмотрел в своей жизни, учитывая, что он человек музыкальный.

А. МАКАРСКИЙ — как раз не могу похвастаться слишком большой осведомленностью, и даже какой-то мало-мальской образованностью в этом.

К.ЛАРИНА — Чего, ничего не видели?

М.АНТОНОВ — А 'Свадьба в Малиновке'?

А. МАКАРСКИЙ — Ну я не знаю, можно ли назвать это мюзиклом. Это как называть этот жанр?

К.ЛАРИНА — Вот, Журбин сейчас скажет, что это? Музыкальная комедия, да?

А.ЖУРБИН — Дело в том, что в России, в 30-е годы мы все это помним и знаем, довольно активно снимали фильмы именно в жанре такого, ну, тогдашнего мюзикла, скажем так. Фильмы: 'Цирк', 'Веселые ребята', 'Волга — Волга', это классические образцы такого псевдоголливудского стиля. Это были откровенные подражания, и режиссер Александров и не скрывал, что он ездил в Голливуд, учился этому. В общем снял он несколько фильмов, на мой взгляд очень удачно. Очень соответствующих модели, и до сих пор их смотришь, и душа радуется, и где нужно, ты волнуешься, и даже плачешь, а где нужно, веселишься. Это замечательные образцы. Но с тех пор в России практически ничего не делали. И я действительно в курсе дела, чтобы сейчас разобраться. На самом деле реально, пожалуй только фильм 'Мелодии Верийского квартала' — грузинский фильм, практически, а не русский, был сделан с соблюдением жанра мюзикла.

К.ЛАРИНА — А критерии какие? Чем отличается от оперетты, от водевиля, от музыкального фильма?

А.ЖУРБИН — Попытаюсь объяснить. Фильм — оперетта — тоже такой довольно редкий жанр, но все-таки иногда пытаются. Но в мюзикле музыкальные номера являются не остановкой действия, а продолжением действия. В мюзикле музыкальные номера, он как бы включаются в драматическое действие, и являются, собственно говоря, сутью этого:

К.ЛАРИНА — Причем, встревают они совершенно неожиданно, казалось бы, в самых непредсказуемых местах. Классическая вещь, кстати, давайте вспомним, мы много сегодня будем вспоминать 'Кабаре'. Это сцена в пивняке, где мальчик встает — начинает петь. С чего это начинается, да? Потрясающе.

А.ЖУРБИН — Кстати говоря, поскольку ты назвала фильм 'Кабаре', я хочу сказать, что конечно, самый лучший фильм — мюзикл на свете, это конечно, фильм 'Кабаре'.

А. МАКАРСКИЙ — Абсолютно согласен. Просто руками и ногами за.

А.ЖУРБИН — Я хочу сказать, что этот фильм 72-го года, ничего с тех пор, за 30 лет уже прошедших подобного не сняли. Хотя была 'Эвита', и был фильм 'Чикаго' совсем недавно. И снимал его очень неплохой режиссер Роб Маршалл, который в этом тоже кое-что понимает. Но такого, как было сделано тогда в 72-м году, К сожалению, никто никогда не сделал. И между прочим, я хочу немножко на грустной ноте сказать, что буквально на этой неделе умер один из создателей этого 'Кабаре' — Фред Эдд — замечательный был поэт. Я с ним был знаком, и он был выдающийся совершенно человек. Если бы у нас была возможность, что-нибудь послушать из 'Кабаре': Что-нибудь есть у нас под рукой?

К.ЛАРИНА — Есть, есть.

А.ЖУРБИН — Было бы здорово, потому что на многие поколения этот фильм оказал колоссальное влияние. И в Америке пытались снимать что-то в этом роде. Да и сам Боб Фосс пытался снимать, фильм 'All that jazz':

М.АНТОНОВ — 'Нью-Йорк — Нью-Йорк' тот же самый:

А.ЖУРБИН — Ну, на самом деле 'Нью-Йорк — Нью-Йорк' — фильм Скорсезе, и он не был мюзиклом вообще, там просто была песня.

К.ЛАРИНА — Там внутри как бы театр — кино, замечательная сцена — отрывок из бродвейского мюзикла, это конечно, классика.

А.ЖУРБИН — Да. Ну, на самом деле, это не было мюзиклом в чистом виде. Но и в Америке сейчас мюзиклы снимают гораздо меньше. К сожалению, так получается, что этот жанр перестал быть кассовым, что ли, перестал привлекать много народу. Но, 'Чикаго' прошел очень хорошо. Но это тоже классика, это старая — престарая работа.

М.АНТОНОВ — А 'Мулен Руж'? Пардон. Они денег собрали, извините меня, знаете сколько?

А.ЖУРБИН — Вот это как раз пример, это хороший музыкальный фильм.

К.ЛАРИНА — То есть, короче, резюмируем. У нас опять же 'Кабаре' получается точкой отсчета. Все равно, это прежде всего история драматическая, не просто там, сюжетная — пришел — ушел, влюбился — разлюбил. Это драматическая история, которая должна не только какие-то чувства возбуждать восхищения — ой, как классно танцуют. Как классно поют, какая музыка. Но при этом и сопереживание. Ведь, если вспомнить 'Кабаре', это трагическая история, такая вообще драма.

М.АНТОНОВ — Ну вот у меня вопрос. К какому жанру вы бы отнесли, был такой фильм с Рашидом Бейбутовым 'Аршин Мал Алан'. Что это? Это мюзикл, или музыкальная комедия?

А.ЖУРБИН — Это самая натуральная оперетта. Азербайджанская оперетта, я ее довольно хорошо помню. Так же, как 'Свадьба в Малиновке', так же как 'Сильва', 'Марица' — это оперетта. В чем отличие оперетты от мюзикла, меня часто спрашивают. Ну, если очень грубо так, сделать разницу, то объясняю. Оперетта — это жанр веселый. Вот и все. Там никто по-настоящему не страдает никогда, там никто не умирает. Если кто-то умирает. То значит. Что на самом деле он не умер, а вот-вот выйдет обратно. Поэтому это оперетта. Там самые большие проблемы — кто-то не получил наследство, а потом выяснится, что это сын графини, оказался сыном княгини, и так далее. Все вот такие несерьезные вещи.

К.ЛАРИНА — А бывают драматические оперетты?

А.ЖУРБИН — Ну, были попытки, я тоже за этим делом слежу, однажды была написана оперетта 'Любовь Яровая'. Прошла она в Театре Оперетты, но большого энтузиазма это не вызвало. Еще такой композитор Сандлер написал оперетту 'На рассвете'. Так в конце всех героев расстреливали. Про партизан что-то такое было. Но это как-то не прижилось.

М.АНТОНОВ — А знаете, почему Макарский сказал про 'Аршин Мал Алан'?

А. МАКАРСКИЙ — Ну, мне это интересно.

М.АНТОНОВ — Он потому что в ней играет.

А. МАКАРСКИЙ — Да, мы поставили спектакль, мы с удовольствием вас пригласим. Михаил Борисович Борисов, 7 лет назад мы делали, это был дипломный спектакль Щукинского училища нашего курса. И сейчас мы его восстановили уже более на профессиональном уровне.

К.ЛАРИНА — Антош, ну может быть покажешь хоть что-нибудь 'а-капелла'.

А. МАКАРСКИЙ — Из 'Аршин Мал Алан' вы имеете в виду?

К.ЛАРИНА — Да, просто интересно.

А. МАКАРСКИЙ — ПОЕТ.

К.ЛАРИНА — Какие кадры, а?!

А.ЖУРБИН — Я требую, чтобы в следующий раз в студии стояло пианино, и мы тогда с Антоном здесь споем.

М.АНТОНОВ — У нас существует в программе 'Отдел кадров' 'Раскадровка', где мы поднимаем достаточно серьезные вопросы.

К.ЛАРИНА — Рассказываем историю.

М.АНТОНОВ — Рассказываем историю вопроса, или поднимаем тему, насколько соотношение мюзиклов Голливуда, мюзиклов бывшего Советского союза, музыкальные фильмы Советского Союза и России, в какой степени это все сейчас находится. Хотя, все мы отдаем себе отчет, что лучшие традиции, конечно, в Индии, где поет все, и танцует. Но, тем не менее, 'Раскадровка', которую подготовила Евгения Тэн, сейчас мы ее послушаем, а потом ваши комментарии по этой теме.

Е.ТЭН — Нельзя сказать, что жанр мюзикла для российского зрителя абсолютно нов и совершенно непривычен. На советских сценах шли оперетты, а на экранах появлялись музыкальные фильмы. 'Веселые ребята' Георгия Александрова, 'Собака на сене' и 'Летучая мышь' Яна Фрида, 'Три мушкетера' Юнгвальд-Хилькевича, или '12 стульев' Марка Захарова. И все же, мюзиклы, пришедшие к нам в 90-е, это совсем другое. Причем, разницу между жанрами каждый режиссер и продюсер чувствует по-своему. Кто-то подчеркивает, что в мюзикле в музыкальных номерах обязательна смысловая нагрузка. Кто-то замечает, что мюзикл не всего предполагает хэппи энд. Юлий Ким видит различие в технике пения, а Марк Захаров поясняет: 'В оперетте говорили, говорили, и вдруг запели. А в мюзикле есть вовлечение эмоциональное, и определенная температура, которая переходит в вокал'. По версии директора «Мосфильма» Карена Шахназарова, все обстоит наоборот. И вообще, будущее в России не за киномюзиклами, а все за теми же хорошо знакомыми киноопереттами.

К.ШАХНАЗАРОВ — Музыкальный фильм — это то, где появление музыки, оно оправдано драматургически. Допустим, вот, я не делал мюзикла, я делал музыкальный фильм 'Мы из джаза' или 'Зимний вечер в Гаграх'. Там музыка связана была с тем, что профессия героев, они были музыкантами. Поэтому, там музыка в основном, она появлялась, это было оправданно. Мюзикл — это где музыка является частью драматургии, актеры могут запеть, вдруг начать танцевать без всяких на то оснований. Мера вот такого искусства, она достаточно для русской культуры чужеродна. Поэтому, мне кажется, вполне логичным, после первого увлечения, некоторое охлаждение к этому. Но мне кажется, сам по себе жанр музыкального фильма, он достаточно должен быть востребованным. Но дело все в том, что их не делают. Во-первых, конечно, проблема сегодня вообще с музыкой. Потому что музыкальный фильм должен стоять на какой-то музыкальной точке опоры. Сегодня время, в котором музыки нету. Такое ощущение, что она не выработала некоего своего стиля, а второе, конечно, их сложно делать. Ничего нет сложнее, чем работать в этом жанре. И ничего нет неблагодарней.

Е.ТЭН — Самостоятельно жанр музыкального фильма не выкарабкается, считает Шахназаров.

К.ШАХНАЗАРОВ — Нужно понимать, что в Советском Союзе этот жанр просто культивировался сверху. Он заказывался, и появлялись замечательные образцы в результате. От него только требовалось, чтобы он существовал.

Е.ТЭН — А продюсер мюзикла 'Норд Ост' и режиссер-постановщик ' 12 стульев' Александр Цекало уверен, что киномюзиклы у нас еще как снимались бы, да только время сейчас не то. У россиян на уме террористы, а не развлечения.

А.ЦЕКАЛО — Непонятность на рынке российского мюзикла, и как следствие не интерес режиссеров к музыкальным фильмам, мне кажется, во многом связан с нестабильностью. Мюзиклы, все-таки, такая штука, достаточно буржуазная. Если бы наступила такая некая стабильность в обществе, народ бы больше жаждал веселья, зрелищ, хлеба, и так далее. И тогда стало бы появляться меньше фильмов по то, как один убийца убивает других убийц, и он становится героем. Было бы больше фильмов с такими благодушными участковыми милиционерами. Мне кажется, что в кино так много пальбы, потому что происходит поиск героя-защитника. Поиск человека, который от всего этого защитит, наверное, это неплохо, потому что это становится все качественнее и качественнее. Возможно, когда это приобретет некое универсальное качество, произойдет самоостановка, и люди заинтересуются еще чем-то. Ведь весь мир в конечном итоге заболел фэнтэзи. Вполне благодушным фэнтэзи, таким как 'Гарри Поттер' и 'Властелин Колец'. И возможно, в течение лет 3-х, когда дай бог, уладятся какие-то террористические темы, наверное, появится кто-то, кто напишет красивую хорошую историю, и ее снимут. Телевидение ведь эту штуку уже подхватило. Телевидение ведь уже последние 4 года под новый год делает то, что называется — телевизионные мюзиклы, То есть те, кто занимается телевидением, пытаются порадовать людей чем-то по смыслу может быть непритязательным, но что-то успокаивающее и стабилизирующее.

Е.ТЭН — Действительно, новогодний телемюзиклов каждый год снимается все больше и больше. С азартом соревнуются друг с другом за зрителя, который, по крайней мере, в одну из ночей в году точно хочет расслабиться и не думать ни о чем, кроме елки и 'Шампанского'. СТС готовит музыкальный фильм 'Али Баба и 40 разбойников' с Егором Дружининым и Жасмин в главных ролях. Первый канал совместно с украинским телеканалом 'Интер' снимает целых 2 ленты — 'Сорочинская ярмарка' с Андреем Данилко, Софией Ротару и еще целой россыпью звезд. И '12 стульев', где Остапа играет Николай Фоменко. А канал 'Россия' совместно с тем же 'Интером' покажет мюзикл 'Три мушкетера'. На роли Портоса с Арамисом выбраны, как ни странно, Наташа Королева и Анастасия Стоцкая. А Кирокоров играет Бэкингема.

К.ЛАРИНА — Я сразу хочу сказать, а потом пусть гости говорят. Все, что делает телевидение, про что нам сейчас Женя Тен рассказывала, это такие одноразовые отвратные акции. Смотреть их второй раз невозможно, поэтому только один раз их показывают. И к предмету нашего разговора они уж точно не имеют никакого отношения. Ну, я так понимаю, что вы согласны.

А.ЖУРБИН — Да, к сожалению. По-моему, и один раз вынести это трудно. Я выключаю, когда все это. Потому что действительно берутся неплохие сюжеты, все это там: 'Фигаро', Гоголя, я еще не знаю кого. Но это так все опошляется, унижается.

К.ЛАРИНА — Уничтожили вообще всю литературу русскую и мировую. Ничего не осталось.

А.ЖУРБИН — И это очень жалко, это на самом деле компрометация жанра более, чем его возрождение.

К.ЛАРИНА — Так теперь к Шахназарову, который нас уверял, что композиторов нет. Вот сидит композитор. Уважаемый Карен. Вот сидит композитор.

А.ЖУРБИН — Ну, если Карен нас слушает, то я был бы очень рад. Нет, но, конечно, по-своему он прав. Действительно, музыкальных фильмов не делается, и не потому что нет композиторов, а просто потому что, прежде всего, если уж в огород Карена бросить камень, нет режиссеров, которые умеют это делать. На самом деле из нового поколения режиссеров:.

К.ЛАРИНА — Да, вот так мы и живем:

А.ЖУРБИН — Практически да. Потому что это то, чем я занимаюсь. Я разговариваю практически каждую неделю с кем-нибудь из кинопродюсеров и говорю — ребят. Вы поймите, что мюзикл, вообще, музыкальный фильм, он может иметь колоссальный успех в России. Россия, это такая музыкальная страна, которая любит петь, танцевать, и это все замечательно пройдет. Они говорят — а кто будет снимать? Назови фамилию режиссера.

К.ЛАРИНА — Гинзбург.

А.ЖУРБИН — Вот. Всегда возвращаемся в Жене Гинзбургу, замечательному человеку. Ну, Женя все время занят, сколько он может снять фильмов, он все время занят какими-то проектами. И потом, он один-единственный, и потом, он все-таки человек старшего поколения.

М.АНТОНОВ — А Хилькевич?

А.ЖУРБИН — Он тоже старшего поколения. А где молодые? Где?

А. МАКАРСКИЙ — А под молодых никто не даст бюджет. Под молодых опасаются, конечно, боятся рисковать. Потому что мюзикл, или музыкальный спектакль, музыкальный фильм, это очень дорогостоящее удовольствие. И если на Западе вкладывается много-много миллионов, то здесь, если кто-то даст какое-то количество денег, это уже счастье.

К.ЛАРИНА — Ну, подождите, Антон, а есть люди, которые по-вашему это умеют делать? Я имею в виду, именно режиссеры?

А. МАКАРСКИЙ — Есть, есть.

М.АНТОНОВ — Дело в том, что поющую 'Бригаду' никто не будет смотреть.

А.ЖУРБИН — Ну, если здорово сделать.

М.АНТОНОВ — Нет, это на по-пацански: Или поющий 'Ночной дозор'.

К.ЛАРИНА — Нет, ну почему, его поющего показывают регулярно по телевизору, он выходит и поет там про березки что-то.

М.АНТОНОВ — Радио 'Шансон', поющая 'Бригада'.

А.ЖУРБИН — Ну, действительно, я хочу сказать, что Антон здесь прав, это очень дорогое удовольствие. Снимать мюзиклы, это не просто снимать там какой-то дешевый сериал, или просто дешевое кино, которое можно скажем так, уложить даже в полмиллиона долларов, ну, в миллион долларов — легко. Но на мюзикл нужно класть минимум 10 миллионов, а такой мюзикл, как 'Чикаго', он стоит в Америке 100 миллионов долларов. Такого бюджета у нас неслыханно, и никогда в жизни не будет. Но все равно, я верю в то, что главное дело в творческих людях, потому что если бы нашлись режиссеры, если тот человек, который снял 'Бумер', или Лебедев. Есть такой Коля Лебедев — очень талантливый человек, который снял фильм 'Звезда' и так далее. Если бы он сказал — я хочу снять мюзикл, ему бы дали деньги, потому что он молодой и талантливый. Но они все заняты другими проектами, и считают, что мюзикл, ну:

А. МАКАРСКИЙ — Они бы начали искать поющих актеров.

К.ЛАРИНА — Подождите, а артисты? Вот мы когда-то на эту тему говорили, и все равно уперлись все-таки в творческий состав. Действительно, в труппу. Вот сейчас Антон нам будет про это говорить, что нам важно?

А. МАКАРСКИЙ — В этом отношении никаких проблем.

К.ЛАРИНА — То есть, есть, которые поют, играют.

А. МАКАРСКИЙ — В отношении артистов, наша страна, она наверное самая богатая в мире, потому что такого количества талантливых людей, наверное нет ни в одной стране. И я знаю безумное количество талантливых и актеров и певцов, которые сидят без работы. действительно талантливых.

К.ЛАРИНА — Антон, мы говорим о таком комплексе талантов. То, чем славен Голливуд, Бродвей, вот Лайза Минелли — великая артистка драматическая, и при этом какая вокалистка.

А. МАКАРСКИЙ — Есть у нас такие.

А.ЖУРБИН — Я хочу поддержать Антона, хотя я знаю меньше. Вот смотрите, вот та же Настя Стоцкая, о которой уже упоминалось сегодня. Дело в том, что просто я можно сказать, в каком-то смысле ее открыл. Она пришла, кода ей было 18 лет. И она пела в спектакле 'Губы', который мы поставили в 'Театре Луны'. Это была ее первая ролью. И там я понял, что она не эстрадная артистка совсем, она не певичка.

А. МАКАРСКИЙ — Ой, как я с вами согласен.

А.ЖУРБИН — Просто она сейчас эксплуатируется, ее внешние данные, ее голос, эксплуатируются, чтобы грубо говоря, зарабатывать деньги, там, для нее, для проекта. Ну, это жизнь. Но вместе с тем, она талантливая драматическая артистка, которая может петь, может играть, может произносить монологи, и таких много. Антон не даст соврать. Когда проходят кастинги в больших мюзиклах, собираются тысячи мальчиков и девочек, и 10 % из них по-настоящему талантливы.

К.ЛАРИНА — На этой оптимистической ноте мы делаем паузу на новости, а потом продолжим нашу передачу.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА — Вот одну музыкальную загадку мы вам загадали и уже разгадали. В начале нашей передачи прозвучал фрагмент из музыкального фильма, я не знаю, мюзикл это или нет 'Смешная девчонка'?

А.ЖУРБИН — Самый натуральный. И я уверен, что никто из наших слушателей не знает, что его написал гениальный композитор Джулиан Стайн, который в Росси вообще не известен. Вот так часто бывает, композиторов вообще игнорируют.

К.ЛАРИНА — Да, Шахназаров нам это продемонстрировал. Наши победители Александр (Саратов) — 64, москвичка Елена -453, Алексей (Саратов) -96, Лена — 457, Юрий — 251.

М.АНТОНОВ — И они получают 5 кассет , соответственно каждый из победителей получает по кассете от компании 'Пирамида Хоум Видео', это французский мюзикл, вышедший буквально на этой неделе, называется он 'Только не в губы'

К.ЛАРИНА — То есть, не 'Губы', а 'Только не в губы', понятно?

А.ЖУРБИН — Они против нас. Это их ответ нам.

М.АНТОНОВ — И у нас осталось еще 5 кассет от 'Пирамиды', которые мы разыграем прямо сейчас, у нас есть музыкальная загадка, у вас, уважаемые слушатели есть 5 минут, чтобы ответить на эту музыкальную загадку. Это отрывок из фильма нашего отечественного музыкального, могу даже сказать композитора. Это Максим Дунаевский. Что за фильм, и кто исполняет эту песню?

К.ЛАРИНА — Ну, вот это загадка так загадка. Я так думаю, что придется потрудиться нашим слушателям. Наш пейджер 974-22-22 для абонента 'Эхо Москвы'. действительно, Миша вам подсказал, но ни Антон, ни Александр Журбин, по-моему, не поняли, откуда это.

А.ЖУРБИН — Нет, я-то знаю, откуда это.

А. МАКАРСКИЙ — Я — нет.

М.АНТОНОВ — А никто не обещал, что кассеты будут даваться просто так.

К.ЛАРИНА — Ну что, поехали дальше. Мы говорили про то, что все-таки есть у нас режиссеры, есть у нас артисты синтетические, как говорили про Костю Райкина. Я все время вспоминаю эту шутку на одном из его концертов. 'Сейчас перед вами выступит прекрасно двигающийся и отлично танцующийся'. Так вот двигающие и танцующиеся у нас есть, но надо деньги найти постараться, у нас страна, где много богатых людей. И неужели тогда получится? Прям так уж и получится? А как же наше родное посконное и их чуждое зарубежное? Разве это не является камнем преткновения?

А. МАКАРСКИЙ — Может быть, и это есть, не знаю. Может быть, и это.

К.ЛАРИНА — Может быть, не стоит вообще, и пытаться, Саш?

А.ЖУРБИН — Я-то настроен вполне оптимистически. И думаю, что то, что происходит с мюзиклами, ну мы все знаем историю мюзикла в Москве, которая была такая короткая и не очень удачная.

К.ЛАРИНА — Ты имеешь в виду театральную?

А. МАКАРСКИЙ — Абсолютно я согласен, и то, что сейчас внимание к этому жанру идет на спад, это абсолютно объективная вещь.

А.ЖУРБИН — А я думаю, что в этом сезоне внимание будет опять привлечено, и опять будет вокруг этого ажиотаж. Просто действительно случилась трагическая история с 'Норд Остом'. Не будем даже ее вспоминать. Но, она, безусловно, в каком-то смысле слово 'мюзикл' поставила в национальном сознании рядом 'мюзикл' и 'террор'. Вот каким-то странным образом это оказалось связанным, но я надеюсь, что каким-то образом это со временем должно упраздниться.

М.АНТОНОВ — Александр Борисович. А не перекормили? по-моему, перекормили просто.

А.ЖУРБИН — Нет, не докормили.

М.АНТОНОВ — Вы понимаете, я сейчас метафору говорю, когда кушаешь черный хлеб изо дня в день, а потом тебя начинают пичкать икрой, или сырокопченой колбасой, то все это достаточно быстро приедается.

А. МАКАРСКИЙ — Наоборот, должно так привыкнуться к хорошему, чтобы не хотелось останавливаться.

А.ЖУРБИН — Я тоже думаю, что к хорошему человек привыкает очень быстро, и привыкать к обратному он не хочет. Но, чтобы вы знали, что в Нью-Йорке, город, достаточно близкий по размерам к Москве, ну, немножко больше, но не намного, на самом деле, идет одновременно 40 -50 мюзиклов каждый день. И заполняется народом. Почему? Правильно, туристская индустрия, огромное количество туристов.

К.ЛАРИНА — У нас пока этого нет. К сожалению,

А.ЖУРБИН — Пока еще нет, но тем не менее. И, кстати говоря, Саша Цекало сказал совершенно справедливо. Да, мюзикл — это буржуазное искусство, да мюзикл — это рассчитано на средний класс. Да это рассчитано на людей, у которых в кармане уже не забота о хлебе насущном, на что купить продукты завтра, а более-менее свободные деньги, и можно жить, и наслаждаться жизнью. Это так сказать, искусство для удовольствия. Я уверен, что такой класс в Москве есть.

К.ЛАРИНА — А мне кажется, еще знаете в чем дело, по поводу того, что на убыль идет интерес к мюзиклу, как к жанру. В нашем очень узком понимании этого жанра. Мы с вами вспоминали различные примеры для подражания, без всякой иронии. Но ведь с другой стороны были и 'Волосы'. Это тоже мюзикл. Почему-то сегодня мы уперлись в эту буржуазность, в развлекаловку. Ведь на самом деле, это все гораздо шире. А 'Иисус Христос — суперзвезда', это что? Рок-опера, не знаю. Но все равно это мюзикл. По всем канонам он сделан.

А.ЖУРБИН — И одно время это был протестный мюзикл — культура хиппи и так далее. Это совершенно правильно все. Но, тем не менее, я например, занимаюсь этим жанром профессионально. У меня в Москве идет 4 спектакля, которые вполне можно назвать мюзиклами. Это 'Губы', это оперетта 'Чайка':

К.ЛАРИНА — Это классическая оперетта, там никто не умирает, никто не застреливается.

А.ЖУРБИН — Еще у меня идет спектакль 'Блуждающие звезды', и детский мюзикл 'Бочка меда'. Но я обещаю вам, что к концу следующего сезона, у меня будут идти еще 2 мюзикла, или оперы…

К.ЛАРИНА — Ну, в театре.

А.ЖУРБИН — Да, в театре. Что касается кино, сложно. Ну, я сейчас например, закончил музыку к фильму 'Московская сага'. Это не мюзикл конечно.

К.ЛАРИНА — Кинороман.

А.ЖУРБИН — Совершенно правильно. И уже много есть откликов. Но пойдет в октябре, посмотрим, как примет его публика, но пока отклики самые хорошие.

К.ЛАРИНА — Я тогда скажу, что в следующем часе будет автор первоисточника, Василий Павлович Аксенов в нашем эфире.

А.ЖУРБИН — Да, по его роману это сделано, и я думаю, что это будет такое больше событие. Но вот следующий мой проект, я как раз его задумал, и мы с Василием Павловичем собираемся это обсудить, написать современный мюзикл. Такую эпопею с героями именно из 'Московской саги'. И даже кое что из музыки, которая уже написана для фильма 'Московская сага', может быть, войдет в этот мюзикл.

К.ЛАРИНА — Я вот, кстати, почему голосую за Журбина, потому что мне все равно кажется, что все, что переводится на русский язык, это все уже совсем другая продукция, вторсырье.

А. МАКАРСКИЙ — Дайте мне сказать, потому что именно в этих проектах я непосредственно участвовал. Это очень качественные и хорошие вещи, но они так или иначе все равно они вторичны. Это вот я очень люблю, и 'Нотр Дам де Пари', и 'Метро', и сейчас вот 'Ромео и Джульетта' идет в Театре Оперетты. Но все равно это вторичность. Хочется что-то такого, чтобы было первым, вот оно было.

М.АНТОНОВ — Даю уважаемому собранию справку. Справка следующая. Фильм 'Чикаго' собрал достаточно большое количество денег в США. А кинопрокат 'Чикаго' в Москве еле-еле окупил свои затраты. Народ не шел туда, потому что была дублированная версия. На DVD 'Чикаго' продаются до сих пор, а между тем, прошло 1,5 года почти, только потому что там есть оригинальная звуковая дорожка. И пусть у Ричарда Гира голос слабенький. Но поет-то он от души. И мы не готовы слушать всем известного артиста, который поет:

К.ЛАРИНА — Вот смотрите, какая интересно вещь. Потому что при советской власти людей уважали гораздо больше. Ведь 'Серенада Солнечной долины', давайте вспомним, Александр Борисович, она вышла с титрами. Никто ее не переводил и не пел ее.

А.ЖУРБИН — Единственно правильный путь выпускать киномюзиклы, да и вообще я считаю, фильмы не надо дублировать. Во всем мире, в той же Америке идут фильмы только с субтитрами, чтобы мы могли слушать оригинальную речь. Тогда мы гораздо больше вовлекаемся, когда мы слышим, как говорят реальные актеры. Почему мы должны слушать голос какого-то нашего артиста, когда мы можем слушать реально.

А. МАКАРСКИЙ — Несмотря на то, что я являюсь артистом дубляжа, я совершенно соглашусь абсолютно. При том, что я знаю, как это делается. Ди Каприо в фильме 'Банды Нью-Йорка' я озвучил за 3,5 часа.

А.ЖУРБИН — Так это был ты?

А. МАКАРСКИЙ — Я. Но, тем не менее, несмотря на то, что мне не стыдно:

К.ЛАРИНА — Антон, а вы пели за кого-нибудь?

А. МАКАРСКИЙ — Нет, не пел, но это совсем неблагодатная почва.

А.ЖУРБИН — Дело в том, что действительно фильм 'Чикаго' провалился в русском прокате, потому что он был скомпрометирован до того. Ну, не будем называть фамилии, но вот эта постановка, которая, в общем-то, провалилась по разным причинам, которая шла в России, этот дубляж, этот перевод, этого не надо было делать. Что касается мюзиклов, в которых участвует Антон Макарский — 'Метро', 'Нотр Дам', все, что делает вот эта троица продюсеров, я отношусь к ним в высшей степени положительно, потому что они имеют успех, и все. Но. Я позволю себе высказать здесь крамольную мысль, пусть меня защипают и заругают. Это никакого отношения к жанру мюзикла не имеет. Особенно 'Нотр Дам де Пари'.

К.ЛАРИНА — Это концерт какой-то. Причем, и во французской версии тоже, дело совершенно не в нашей.

А. МАКАРСКИЙ — Не во французской версии тоже, а во французской версии, как раз, это концерт, у нас это больше спектакль.

А.ЖУРБИН = Антон, можно я поясню свою мысль. Я прекрасно знаю и французскую версию. И смотрел дважды вашу версию. На самом деле, это песня. Вот вышел человек, спел песню, ушел, потом вышли двое человек, спели, ушли. Между ними нет никакого взаимодействия, никакой драмы, никакой пьесы, ничего этого нет. Это костюмированный концерт. Это специальный жанр такой. Это нормально, имеет большой успех, одна песня популярна. На здоровье. Но это не есть мюзикл, ребят. Посмотрите, что такое настоящий мюзикл. Я пытаюсь в своих программах, и вообще в своих интервью объяснять, что мюзикл — это американский жанр, во Франции никогда в жизни не было мюзикла, и это не их:

К.ЛАРИНА — А 'Шербурские зонтики'?

А.ЖУРБИН — Вот. Ксения умница, вовремя мне напомнила.

К.ЛАРИНА — Они там все поют и поют.

А.ЖУРБИН — Это единственный правильный пример. Это был уникальный пример, когда французы сделали очень качественно, благодаря, прежде всего Мишелю Леграну, который замечательный композитор, написал замечательную музыку. И там действительно все, что происходит, происходит на музыке, они поют, они называют слова. Любая ситуация — ты сходил сегодня на рынок — да я сходил. А ты бензином заправила машину — да, я заправила.

К.ЛАРИНА — Очень странные при этом ощущения:

А.ЖУРБИН — Да, но это настоящий мюзикл. Вот так должно быть. Понимаете, а когда человек выходит, поет песню, и уходит, это совсем не то.

К.ЛАРИНА — А 'Романс о влюбленных' не мюзикл?

А. МАКАРСКИЙ — Ну, я позволю себе не согласиться, потому что там есть и сюжет, и то, как выстроено.

К.ЛАРИНА — Написали прекрасно, когда слушаешь, в ушах это великолепно. Есть хиты, есть музыка.

А. МАКАРСКИЙ — И сюжет есть.

К.ЛАРИНА — Вот смотри, у меня было ощущение, я не могла его сформулировать. Когда я посмотрела впервые 'Нотр Дам', на видео. Я смотрела естественно, французский вариант, когда в Москве о нем еще ничего не слышали. И меня не покидало какое-то странное ощущение, что что-то не то происходит. Я не привыкла так воспринимать драматическое произведение. Ко мне выходили на авансцену и мне рассказывали о своих чувствах. То есть, я повторяю то, что говорил Александр, здесь не выстроены взаимоотношения, здесь ничего не происходит. Сюжет-то, вы рассказываете мне сюжет, но он не играется.

А. МАКАРСКИЙ — Я могу даже объяснить вам, почему. Потому что в той версии, которую вы видели, играли звезды. Звезды французской эстрады. А потом, через 5 лет огни переделали и сделали спектакль.

А.ЖУРБИН — Дело в том, что они все равно не могли преодолеть сопротивление этого материала. Песенный, шлягерный композитор, он всю жизнь этим занимался. Он в жизни не писал мюзиклов, вы разве не знаете его биографию? Он вообще выступает с песнями, условно говоря. Это Юра Антонов. Я ничего не хочу сказать плохого про Юру Антонова. Вот Юра Антонов поет песни, замечательно. Представьте себе, Юра Антонов напишет мюзикл. Ну какой же это будет мюзикл. Это буду песни -песни -песни -песни. Это совсем другая специальность, поверьте мне. Это требует другого подхода.

М.АНТОНОВ — А киноверсию мы все-таки увидим 'Нотр Дама', она снимается сейчас, и действительно, договорились с префектурой Парижа, выделили Нотр Дам, специально отведенные места в самом Соборе Парижской Богоматери. Насколько я понимаю, Гару играет все-таки роль Квазимодо, это будет киноверсия, это будет киномюзикл, как говорят французы. Но вот смотрите, мы сегодня разыгрываем французский мюзикл, ставится, и, насколько я знаю, еще три снимается сейчас во Франции. Европа прониклась, послевкусие стойкое у них пошло.

А.ЖУРБИН — Ничего против не имею. Может быть и итальянский мюзикл, и немецкий:

М.АНТОНОВ — Про немецкий интересно.

А.ЖУРБИН — Почему? В Вене есть специальный театр, где ставятся только мюзиклы, он поставил сейчас мюзикл «Элизабет». Про их какую-то там принцессу, или королеву.

К.ЛАРИНА — Саш, а Брехт, извини меня, многие брехтовские вещи. Это абсолютно заявка на мюзикл, да?

А.ЖУРБИН — Конечно. 'Трехгрошовая опера', можно сказать, что это мюзикл. Но это немецкий мюзикл, построенный на отстраненных, как мы говорим, брехтовских песнях, которые комментируют действие, но там опять же нету такого дуэта, который развивал бы действие. Это другой жанр. Я бы очень хотел, чтобы наши российские зрители и слушатели наконец поняли разницу — настоящий мюзикл — это там, где актеры взаимодействуют между собой при помощи музыкальных номеров.

К.ЛАРИНА — Это очень трудно.

А.ЖУРБИН — Да, очень трудно, это особый жанр, именно в Америке и в Англии конечно, этим жанром исторически овладели за 100-120 лет.

К.ЛАРИНА — А у нас учат где-нибудь вообще, Антон, на артистов мюзикла?

А. МАКАРСКИЙ — Нет, нигде не учат. Это только вот:Пока нет школы. Во всяком случае, я не знаю.

К.ЛАРИНА — Ну а есть нужда вообще для участников в таком образовании? Именно для мюзиклов?

А. МАКАРСКИЙ — Наверное, есть.

М.АНТОНОВ — Я могу привести пример американского актера, который был сначала танцовщиком, потом выпустил два сольных альбома, и только после этого начал сниматься в кино. Он не играл на сцене. Это Джон Траволта, который блеснул в музыкальной 'Лихорадке субботнего вечера', а потом плавно перешел в 'Бриолин'.

К.ЛАРИНА — А потом прошло 58 лет, и его нашел Тарантино.

М.АНТОНОВ — Но тоже ведь станцевал в 'Криминальном чтиве'.

К.ЛАРИНА — Замечательно, школа чувствуется мюзикла. Ну, у нас какая-то программа получается оптимистическая все равно. Я думала, мы все разнесем, ничего в жизни у нас не получится. Ну, понятно, композитор и артист присутствуют, которые хотят этим заниматься, именно этим жанром.

А.ЖУРБИН — Я еще раз говорю, что в Росси еще год-два пройдет, не дай бог никаких чрезвычайных событий, чтобы это прервал, и я знаю, что несколько групп артистов сейчас, артистов, режиссеров, продюсеров, готовят в Москве новые проекты. Ну, не будем обсуждать '12 стульев', это немножко прошло, и пусть у них будет своя история. Но есть несколько, в том числе я сам участвую в двух проектах, которые должны вот-вот. И мой коллега, Максим Дунаевский, сегодня упомянутый, тоже делает новые музыкальные проекты. Дело в том, что в России есть довольно мощная группа авторов. Ведь, прежде всего, должны быть авторы. Потому что актер, режиссер и продюсер, это все должно основываться на материале. А материал — это то, что написали авторы. Те песни, пьесы, и так далее. Есть Юлий Ким, который прекрасно действует, есть Юрий Ряшенцев.

К.ЛАРИНА— Кстати, Бумбараш, это мюзикл был в задумке.

М.АНТОНОВ — Здесь вся проблема в том, что Д'Артаньян, 'Ах водевиль-водевиль', 'Бумбараш', 'Свадьба в Малиновке', все это замечательно, все это хорошо. Но там же своей харизмой актеры забивали все. Это делалось на таком энтузиазме, так легко и весело, я понимаю, что сама основа была такая мясная, так еще и свой мясной бульон туда добавили и наши актеры, ведь Д'Артаньян, он даже если бы не пел, там 4 таких потрясающих кадра:

К.ЛАРИНА — Ну разве это плохо?

А.ЖУРБИН — Прекрасно, наоборот.

М.АНТОНОВ — А сейчас у кого харизма?

А. МАКАРСКИЙ — Да есть, есть. Нет, Макарского не трогайте, есть очень много хороших актеров.

К.ЛАРИНА — Ну, давайте назовем их. Чего нам стесняться, назовите.

А.ЖУРБИН — Хотя бы тех, с кем он работал в том же 'Нотр Даме'

А. МАКАРСКИЙ — Александр Маракулин — номер один, потрясающий Фроло, признанный лучшим вообще во всех постановках 'Нотр Дама'. Теона Дольникова — Эсмеральда. Потрясающая. Только я беру из 'Нотр Дама'. Настя Сапожникова, которая сейчас работает в 'Ромео и Джульетте'. Потрясающая. Когда я пришел на спектакль, я ее знаю уже 5 лет, я не узнал, я думал, кто же эта актриса, я должен знать, я из этого мира, я должен всех знать. Я пошел за кулисы, я увидел ее, я чуть не упал, это Настя Сапожникова, которую я знаю давным-давно. Очень много. Просто сейчас у меня мысли разбегаются.

К.ЛАРИНА — А почему, действительно, столько мюзиклов у нас сейчас поставлено, огромное количество талантов у нас выбилось. Почему продолжение карьеры у единиц?

М.АНТОНОВ — Потому что не будь у нас таких программ, я ничего не хочу сказать про эти программы, они имеют право на существование. Но вот 'Фабрика звезд' и 'Народный артист'. Понимаешь, если бы молодым и талантливым не было бы куда идти: А им легче сначала поучаствовать в конкурсе, а потом колесить с концертами по стране и давать вот эти вот чесы, и зарабатывать деньги. И это все достаточно быстро. Чем превратиться в самостоятельную личность, дождаться приглашения в музыкальный спектакль, или в музыкальный фильм, блеснуть в нем, если это все блеснет, конечно.

А.ЖУРБИН — Этого придется ждать всю жизнь, и может быть этого никогда не случится. Что касается раскрутки:

К.ЛАРИНА— Эти таланты оказывается. Не нужны. Вот какая штука.

А.ЖУРБИН — Да, не востребованы. И я короткую шутку вспомнил. Продаются компакт-диски, ларек. Стоит продавщица. У нее диск Филиппа Киркорова, который стоит 500 рублей, а рядом симфония Бетховена, которая стоит 100 рублей. Подходит человек, и говорит, почему же такая разница, Бетховен — великий композитор, а всего 100? Она так подумала, и сказала — наверное, Бетховен еще не раскрутился как следует. Вот эта недораскрутка наших артистов ужасно меня пугает, потому что есть много талантливых мальчиков и девочек, очень хороших, им 22-25 лет, они мечтают играть в мюзиклах, они одержимы, они умеют петь, танцевать, но никому не нужно.

А. МАКАРСКИЙ — А потом, я еще хочу сказать, что это не выгодно продюсерам. Я не беру наших продюсеров. Я беру продюсеров шоу-бизнеса. Легче набрать трех танцоров, чтобы за них спели другие люди, продавать их за 10 тысяч долларов, заплатив им по 50 долларов. Нежели взять личность, которая будет себя уважать. И не даст себя так эксплуатировать. Это невыгодно.

К.ЛАРИНА — Ну, театр вообще такое искусство эфемерное и сиюминутное. А что касается кино, мы с вами начали вспоминать советские комедии музыкальные, так на этом все и закончилось. И как бы вы не говорили Александр Борисович, все равно, 'Биндюжник и Король'. Оно когда было снято?

А.ЖУРБИН — В 89-м?

К.ЛАРИНА — И что?

А.ЖУРБИН — Ну, он имел свой успех.

К.ЛАРИНА — То есть, истории мюзикла в нашем кинематографе нет как таковой. Есть какие-то вспышки.

А.ЖУРБИН — Опять же, если бы сейчас был снят какой-то мюзикл, киношный мюзикл, не телевизионный.

К.ЛАРИНА — Да, это такая медвежья услуга, то, что они делают в ящике, все эти вот, под Новый год.

М.АНТОНОВ — И на этой оптимистической ноте…

К.ЛАРИНА — Я там поставила одну песню, которую я очень люблю. Можно, я ее поставлю? Из моего любимого мюзикла, если говорить о таком классическом мюзикле, как оперетта, это, конечно, 'Пение под дождем'. Я обожаю. Ну, это не ту песню я ставлю, другую.

М.АНТОНОВ — Спасибо огромное нашим гостям, Александру Журбину, Антону Макарскому.

А.ЖУРБИН — Так же я похвастаюсь, что даже знаком с этими людьми, кто это написал — Бетти Конден и Адольф Грин, это были два таких пожилых человека, один из них, к сожалению, уже умер, один живет в Нью-Йорке, и они написали 'Пение под дождем'.

М.АНТОНОВ — Я должен сказать огромное спасибо компании 'Пирамида' за предоставленные кассеты, Ксения в начале следующего часа обязательно скажет победителей.

К.ЛАРИНА — А правильный ответ-то скажи.

М.АНТОНОВ — 'Мэри Поппинс, до свидания', эту песню исполнял мясник — герой. И я должен сказать, что в следующее воскресение в 12-00 мы обязательно встретимся в программе 'Отдел кадров', Ксения Ларина и Михаил Антонов. Нашим гостям огромное спасибо. И до свидания.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире