М. АНТОНОВ — Это программа 'Отдел кадров', меня зовут Михаил Антонов, и сегодня мы говорим о комиксах. Еще раз представлю наших гостей в студии, Наталья Монастырева, продюсер международного фестиваля комиксов 'КОММИСИЯ', и Хихус, так зовут этого человека, художник, руководитель творческого объединения комиксистов 'Люди мертвой рыбы'. И тема сегодняшней программы — комиксы и экранизации. Здравствуйте, друзья.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Здравствуйте.
М. АНТОНОВ — Свалились на нас экранизации комиксов, с этим ничего нельзя поделать. У нас Евгения Тэн, наш корреспондент всю неделю погружалась в пучину вот этой вот вселенной комиксов. 'Человеки-пауки', 'Люди Икс', хотел сказать 'Люди в черном', хотя это не комикс. Огромное количество. Комикс это, Хихус?
ХИХУС — По крайней мере, стал комиксом точно, да. Т.е. я его, по крайней мере, видел в комиксах. Не знаю, что было вперед, курица или яйцо, но такой комикс есть.
М. АНТОНОВ — Сначала была, наверное, курица все-таки, т.е. сначала было две экранизации, а потом, не экранизации, два фильма, Барри Зоненфельд снял, а потом уже начались комиксы. И Евгения Тэн, наш корреспондент, подготовила специальную программу для тех, кто никогда не увлекался комиксами, будет интересно это послушать. Вы, уважаемые гости в качестве экспертов у нас выступите, послушаете тоже, если что, поправите наши ошибки. И через 6 минут мы начинаем наш разговор. Итак, Евгения Тэн, препарирование такого жанра, как комикс.
РЕПОРТАЖ
М. АНТОНОВ — Это была препарация такого жанра, как комиксы. Ребята, у нас три минуты до короткого выпуска новостей, вот первое впечатление о том, что вы услышали. Наталья Монастырева так кивала головой на каких-то моментах, что не понравилось, что неправильно?
Н. МОНАСТЫРЕВА — Во-первых, я не очень, я, правда, не очень хорошо помню насчет манги, но, конечно же, манга родилась, как мне кажется, не в 20-е гг. этого столетия.
М. АНТОНОВ — Уже написали на пейджер, что в 12 веке на храмах.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Да, и вообще слово 'манга' всего лишь значит 'книжка с картинками'. И там все запутано, на самом деле. Японцы, у них это как бы плавно вытекло, ничего у них не рождалось одномоментно. Вот, а второе, я хотела ответить вот Эдуарду Успенскому по поводу людей, которые не желают думать. Я, например, знаю другую совершенно историю о том, что люди для того, чтобы читать комиксы, нужно работать обоими полушариями. И тем, которое отвечает за воображение, и чувственные ощущения, и тем, которое за логику отвечает и восприятие текста буквенного, да. И вот где-то до определенного возраста, обычно люди лет до 25, они могут это делать естественно. А дальше, если они не читают комиксы и не развивают оба полушария, они так и остаются либо в одном, либо в другом.
М. АНТОНОВ — Это я.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Вот, например, Хихус, который художник, ему очень многие люди говорили, когда речь шла о том, чтобы он вступал в союз художников, ему говорили — ну зачем текст на ваших картинках, да уберите, у вас хорошие картинки, уберите текст, с текстом это какая-то ерунда, какая-то профанация, да, т.е., естественно. Писатели говорят — ну зачем же картинки, да, вот к нашему тексту прекрасному, что это? Так что я, например, считаю, наоборот, что это некое недоразвитие.
М. АНТОНОВ — Эдуард Успенский имеет право, на самом деле.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Конечно.
М. АНТОНОВ — Если хочет он, чтобы Простоквашино то же или Крокодил Гена были в комиксах, он дает на это добро. Если не хочет, соответственно, к сожалению, мы будем, а, может, к счастью, не знаю, это опять же как нарисовать.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Смотрите, Чебурашка в моде очень сильно в самой комиксовой стране.
М. АНТОНОВ — Да, в Японии.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Тоже национальный герой.
М. АНТОНОВ — Чеба его там называют.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Big in Japan сделал такое он.
М. АНТОНОВ — Не союз художников, Хихус, да? Не поступал или не взяли?
ХИХУС — Нет, так что-то и не собрался. Ну просто с академиками когда говоришь, действительно, такие странные тексты — убери подписи со своих картинок, тогда мы их будем считать искусством. Немножко непонятно. Комиксы, вот в русском языке комиксы читают. Т.е. я прочитал комикс, да, а не посмотрел комикс. И посмотреть комикс, чем, видимо, занимался Успенский, то же самое, что посмотреть по телевизору фильм без звука, да. Понятно, что кто-то бегает, что-то кому-то говорит, но непонятно, за счет и что. Вот, поэтому смотреть комиксы бессмысленно. Это слияние литературы и рисунка. И это может быть хорошее слияние, а может быть и плохое.
М. АНТОНОВ — А у господ художников не возникало вопросов, почему именно такой стиль ты выбрал, своеобразный, нео-лубок, я бы даже сказал?
ХИХУС — Да, нео-лубок. Значит, вообще очень простой ответ дал Алим Велитов из моей студии, вот чудесный художник, который сказал, что наши истории не помещаются в одну картинку, поэтому мы вынуждены наши истории рассказывать в нескольких картинках. Вот, и это отвечает вообще на все вообще вопросы, почему именно комиксы мы рисуем.
М. АНТОНОВ — 13:30, к нашим гостям мы вернемся после небольшого выпуска новостей. Напомню, что у нас в гостях Наталья Монастырева и художник Хихус. Мы говорим сегодня в программе 'Отдел кадров' о комиксах.
НОВОСТИ
М. АНТОНОВ — И на радиостанции 'Эхо Москвы' продолжается программа 'Отдел кадров', Наталья Монастырева, я с должностями этими, Наташа, как вас представлять? Продюсер фестиваля комиксов 'КОММИССИЯ'?
Н. МОНАСТЫРЕВА — Да.
М. АНТОНОВ — И все?
Н. МОНАСТЫРЕВА — В этом смысле да, т.е. вся остальная моя деятельность, не имеющая отношения к комиксам, да.
М. АНТОНОВ — Хорошо, понятно. И художник Хихус, который является руководителем творческого объединения комиксистов 'Люди мертвой рыбы'. Я не буду спрашивать, почему так это все называется, можете зайти на сайт, набрать в поисковой системе слово 'комиксы' вам… обязательно попадете на сайты, соответственно, 'Мертвой рыбы' и все узнаете, и можете посмотреть эти рисунки, которые наши художники отечественные рисуют, превращают их в комиксы. Что же касается экранизаций, за полтора года свалилось на нас такое количество, естественно, зарубежных экранизаций, Россия в чем хороша, в том, что комиксов мы не читаем, а экранизации смотрим с удовольствием. Что же вышло за полтора года? 'Халк', 'Ван Хельсинг', 'Сорвиголова', 'Люди Икс 2', 'Человек-паук 2', 'Бессмертные — Война миров', единственный фактически представитель европейского кино, европейского комикса. Ожидаются, соответственно, в России 'Hell Boy', 'Гарфилд' в озвучке Олега Павловича Табакова, 'Небесный капитан' и 'Мир завтрашнего дня' с Гвинет Пэлтроу в главной роли. Чувствую, что что-то совершенно будет, не знаю, я сейчас эпитет не могу подобрать, какой это будет фильм. 'Женщина-кошка' с Халли Берри выходит очень скоро. И начали снимать 'Бэтмэн против Супермена'. Комиксы мы смотрим с удовольствием, ребята. Что-нибудь из вышеперечисленного, то, что уже выходило, 'Халк', 'Сорвиголова', 'Люди Икс 2', оставило свой след в душах?
ХИХУС — Позитивно, конечно, 'Халка' было посмотреть, офигенный монтаж, очень-очень качественное кино, с какой-то драматургией, такое очень динамичное. Но вообще, конечно, экранизация комиксов — это от затоваривания информационного поля происходит, и начинается как бы экранизация экранизации, римейки римейков и т.д. Т.е., в принципе, я бы не сказал, что это вообще простая задача, взять уже, т.е. комикс — это, по сути дела, где-то кино, т.е. человек, который рисует комикс, он, в первую очередь, режиссер. Он себе где-то что-то планирует, он работает с камерой, наезды-отъезды, все киношные штучки в комиксах очень даже.
М. АНТОНОВ — Крупный план, дальний план?
ХИХУС — Да-да, иначе будет просто скучно его смотреть, там как бы тоже визуальное же искусство.
М. АНТОНОВ — У нас есть герои, которые могли бы превратиться сначала в комикс, а потом в экранизацию? Или наоборот?
Н. МОНАСТЫРЕВА — Уже есть комикс, который, я считаю, мог бы быть, он не до конца нарисован по причине лени художника.
М. АНТОНОВ — Просветите.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Есть такой господин Кузьмичев. Но не тот Кузьмичев, который рисовал 'Азазель', а другой, Данила Кузьмичев, он нарисовал прекрасный комикс, вернее, части из него под названием 'Люди четверга'. Это что-то вроде 'Пиратов Карибского моря', но как бы немножко, там все герои плохие, это отлично.
М. АНТОНОВ — Российский менталитет. Если уж рисовать героев, то всех плохих. Кстати, здесь вопрос на пейджер от Бориса пришел. Были ли попытки сделать фильмы-комиксы по мотивам политических сюжетов, свидетелями которых мы были за последние 5-10 лет? Это интересно зрителям. Вот спрашивает Борис, хотя у меня здесь небольшой комментарий, я с трудом представляю комикс по мотивам 'Норд Оста'.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Есть же комикс 'Mouse', вы знаете, наверное, да, Шпигельмана, это то, с чего началось в Америке вообще движение за, так сказать, когда люди поняли, что комиксы — это интеллектуальное искусство в том числе, это как раз с появлением этого. И он там как бы говорил о Холокосте.
ХИХУС — На примере кошек и мышек, и еще свиней, как бы черно-белый, такой очень жесткий комикс, который рассказывал об истории, соответственно, евреев, немцев и поляков.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Это очень сильная вещь.
М. АНТОНОВ — Хорошо, Хихус, скажи мне пожалуйста, политическое какое-нибудь событие вот за прошедшие 5-10 лет в нашей стране может послужить побудительной причиной для того, чтобы ты нарисовал комикс?
ХИХУС — Может. Я вообще, честно говоря, не очень политикой увлекаюсь.
М. АНТОНОВ — Но дефолт-то тебя коснулся?
ХИХУС — Коснулся. Вот недавно было предложение по 'Владимир Владимирович.Ру', что-то такое исполнять, но мы просто сказали, что мы, честно говоря, не знаем этих персонажей, кто это такие.
Н. МОНАСТЫРЕВА — И знать не хотим.
ХИХУС — Т.е. хорошо, ВВ я знаю, а все остальные персонажи для меня просто темный лес, поэтому я не очень уверен, что это хорошая идея.
М. АНТОНОВ — Т.е. про президента мог бы?
ХИХУС — Мог бы.
М. АНТОНОВ — Как я поставил человека.
Н. МОНАСТЫРЕВА — А есть же про президента уже, вот 'Акимыч и Владимир Владимирович', очень миленький, в 'Большом городе'.
ХИХУС — Президента, по крайней мере, я знаю. Я его видел. И когда мне говорят там, у меня хоть какая-то картинка в голове, все остальные персонажи просто мне неизвестны. Кто такие Кириенко там и остальные, черт их знает.
М. АНТОНОВ — Был премьер-министром Сергей Кириенко.
ХИХУС — Поздравляю.
М. АНТОНОВ — У нас, насколько я понимаю, есть телефонный звонок. Нет телефонного звонка. Вопрос, планируется ли под эгидой 'КОММИССИИ', это фестиваль, на который собирают огромное количество художников, рисующих комиксы, так вот, планируется под эгидой 'КОММИССИИ' создание базы данных отечественных комикс-мейкеров?
ХИХУС — В некотором роде. Вообще-то говоря, она уже создана, потому что есть сайт 'КОММИССИИ', и все художники, которые принимают участие в фестивале, они как бы постоянно на этом сайте висят. Можно зайти на www.commissia.ru и посмотреть на за последние два-три года как бы, народ там растет, в первый год у нас было 80 художников, потом 180. Последний год, сейчас, было 300 художников. В совершенно разных жанрах изо всех стран, но преимущественно русскоговорящих, конечно.
Н. МОНАСТЫРЕВА — А сейчас мы хотим еще сделать, доделать там программную часть и повесить там такой типа каталога, как креативная биржа это называется, вот этих самых художников-комиксистов. И там они будут представлять разные свои картиночки, более подробно о каждом. Собственно, у нас-то база данных такая есть. Я думаю, что каждый, кто мало-мальски.
ХИХУС — В принципе, мы каждый год издаем каталог фестиваля, где в конце можно посмотреть всех участников с e-mail и т.д.
М. АНТОНОВ — Отсюда вопрос, много ли самоучек?
ХИХУС — Очень много. Много и заниматься как бы идет в комиксы, потому что вот типичная история, сейчас Котеночкин, сын, и Курляндский вместе начали рисовать новые комиксы про 'Ну, погоди!', 'Нью погоди'.
М. АНТОНОВ — Хорошо.
ХИХУС — Главное их назвать 'Нью погоди', да, и надо сказать, что когда они начинали, они сказали, что это, конечно, от того, что нам не дают деньги на мультфильмы, мы бы, конечно, лучше делали мультфильмы. А потом увлеклись. И вот журнал выходит и пользуется популярностью. По-моему, очень весело. Вот там Антон наш с удовольствием читает, с 7 лет.
М. АНТОНОВ — Ребята, но это же капля в море. Это капля в море, потому что в киосках, я по старинке, 'Союзпечати' можно приобрести комиксы студии 'Марвелл', 'Человека-паука', 'Росомаху', вот 'Людей Икс', еще 'Великолепную четверку', например.
ХИХУС — Это, к сожалению, имеет совершенно экономическое обоснование, очень простое. Дело в том, что рисовать комикс — это длительный, сложный и тяжелый процесс, трудоемкий и т.д. А покупать лицензию 5-летней давности, которую уже 10 раз продали в Америке…
Н. МОНАСТЫРЕВА — Или 30-летний, да.
ХИХУС — В Европе и везде, так они продают их по 5 долларов за страницу, да. Я не могу рисовать целый день страницу за 5 долларов, мне просто есть еще что-то надо.
М. АНТОНОВ — Я посмотрел несколько комиксов да и фильмов, фильмы, я, наверное, все пересмотрел экранизации, начиная от тех 60-х гг., когда теле 'Бэтмэн' выходил, потому что первой такой, действительно, коммерческой ласточкой, наверное, фильм Ричарда Доннара 'Супермен' является. Потрясающий по спецэффектам. И понятно, что чем дальше развиваются спецэффекты, тем их дальше будут экранизировать, комиксы, намного легче так делать. Что я хочу сказать, что я полистал, пафоса очень много, вот это чисто патриотически, человек-паук — хороший, он против плохих. Конечно, у него бывают свои проблемы, но в финале этого фильма он все равно, или комикса, он все равно произносит какую-нибудь сакраментальную фразу. Типа вот такую.
ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА — Мы не можем быть вместе. У человека-паука всегда будут враги. Я не могу рисковать тобой. Я всегда буду человеком-пауком.
М. АНТОНОВ — Смахнул слезу, натянул маску и полетел между небоскребов. У нас, к сожалению, 'Веселые картинки' и 'Мурзилка' воспитывают тоже достаточно хорошие какие-то, поднимают хорошие проблемы, воспитывают детишек в правильном направлении, но после того, как СССР распался и 'Веселых картинок' не стало, 'Мурзилка' сейчас совершенно другой, выходит, нечего смотреть. И детям не на что, не на чем воспитываться, естественно, они переключаются на 'Человека-паука', на 'Бэтмэна'.
ХИХУС — Да, и, в общем, 'Человек-паук' и 'Бэтмэн' — это не лучшие примеры комиксов. Однако, если вы включите телевизор, то вряд ли вы попадете в лучшие примеры кинематографа, да. Скорей всего попадете в какую-нибудь голливудскую шнягу. И если вы попытаетесь обо всем искусстве кино судить зачем дня, проведенного перед голубым экраном, то вряд ли вы подумаете, что это что-то такое сильно интеллектуальное кино. Это, скорей всего, все бегают и стреляют друг в друга.
М. АНТОНОВ — Попробуем принять телефонные звонки. Алло, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ — Это Игорь из Москвы. Я по поводу вот комиксов. Дело в том, что, как мне кажется, там идет не только словесное описание, будем говорить, чего-то, но и графическое. Поэтому, наверное, (НЕРАЗБОРЧИВО) можно считать одним из соавторов Луки, Матвея и остальных евангелистов.
М. АНТОНОВ — Вопрос понятен. Я добавлю, здесь просто на пейджер еще почти такой же вопрос поступил — господин Хихус, какое ваше отношение к православной иконе, не кажется ли вам, что она была предтечей комикса? В таком случае ваше творчество следует рассматривать как некую анти-икону?
ХИХУС — Давайте начнем с Гюстава Доре. Гюстав Доре прославился в свое время тем, что создал комикс под названием 'Святая Русь', в котором он очень жестоко проходился по российским нравам. Комикс получился настолько откровенный, назовем его так, там на кол сажают, на кострах сжигают, всякие такие дела, что его, собственно говоря, у него на родине запретили и сожгли. С этого, собственно, история запрещенных комиксов начинается. Это был настоящий комикс, поделенный на кадры, с баблами, со всеми пирогами.
М. АНТОНОВ — Баблы, для тех, кто не знает, это вот те самые облачка, в которых пишется текст, который говорит герой, в свою очередь.
ХИХУС — Или думает.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Нет, облачка — это думает, а баблы — это такие с остренькими концами.
ХИХУС — Не суть важно. Что касается иконописи, то да, в российской и вообще византийской школе иконописи было принято излагать жития святых в абсолютно комиксной стилистике, т.е. это в центре крупная картинка, скажем, излагающая какое-то основополагающее событие, вокруг обрамление более маленьких, в которых можно прочитать всю жизнь героя с подписями. Не понимаю, почему мои картинки — анти-иконы, я вообще ничего такого религиозного не рисовал. Я не знаю, анти-лубок.
М. АНТОНОВ — Хихус, много недоброжелателей в Интернете, на самом деле, я их нашел. Вот слово-паразит, на самом деле, все время произношу, постараюсь от этого отказаться. Огромное количество людей, которые недовольны твоими рисунками. Научись рисовать, потом уже лезь в комиксы.
ХИХУС — Слава тебе господи, знаете, довольны все только песнями Алены Апиной, я не знаю. Если там люди что-то такое диспутируют по этому поводу, значит, зацепило. И пожалуйста. Одни меня обвиняют в том, что я на своей картинке подписи ставлю, другие, что я подписи хорошо делаю, а картинки плохо. Супер там.
М. АНТОНОВ — Прислушиваешься, собираешься ли ты это менять или что-то?
ХИХУС — В смысле? Изменить свой стиль рисования на потребу публике?
М. АНТОНОВ — Пишет человек, да, не мог бы ты, там, все-таки побольше юмора или поменьше юмора, реакция твоя на критику, ты остаешься при своем или ты все-таки прислушиваешься?
ХИХУС — Мне вообще-то интересно, вот, что касается, опять-таки, там очень много критики по поводу моей деятельности на фестивале, да, что они считаете, что я все время тяну в какой-то интеллектуальный комикс, а надо еще и суперменов показывать. Суперменов они и так увидят, серьезно. Вот может, в следующем году хотим Америку показать, мы привезем Мэтта Гронинга, который 'Симпсонов', да, у него отличная серия.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Причем мы хотим не с 'Симпсонами' его пригласить.
ХИХУС — Мы не с 'Симпсонами' его привезем, а с серией про кроликов, которых здесь очень мало кто знает, совершенно убойно и очень смешно.
М. АНТОНОВ — Гронинга мы знаем, к сожалению, действительно, только по 'Симпсонам' и по 'Футураме', а вот 'Кролики', я видел их, но только вот обрывочно.
ХИХУС — Вот, на самом деле, кстати говоря, очень смешная история тоже из серии экранизаций, когда Гронинг пришел на студию, где у него хотели выкупить его 'Кроликов'. Он сказал, 'Кролики', комиксы, мое святое, не продам. Хотите, я вам семейку Симпсонов придумаю? Прямо сразу на салфетке вот там же и продал, типа это не жалко, это фуфло. А вот 'Кролики' — это святое. Вот мы со святыми его и привезем.
М. АНТОНОВ — Обещали привезти француза, вот в приватной беседе, когда мы?
ХИХУС — Обещался Енки Билал приехать.
М. АНТОНОВ — Тот самый Енки Билал, чью кассету мы сегодня разыгрываем. Ребята, быстренько мы сегодня поговорили. Уже полчаса прошло. У нас остается выпуск новостей. У меня последний вопрос к Наталье и к Хихусу. Если то, что выпускает 'Марвелл', я, действительно, считаю, что это абсолютно рафинированные, экологически чистые комиксы, правильные до зубного скрежета, каких авторов искать? Вот вы кого посоветуете?
Н. МОНАСТЫРЕВА — Европейских.
ХИХУС — Значит, сейчас вышел комикс, настоящий, полнометражный, да, русский комикс, Кости Камардина, который называется 'Сайтополис', который можно уже купить. Офигенная совершенно история.
Н. МОНАСТЫРЕВА — И по рисунку.
ХИХУС — И по рисунку, и про взбесившееся метро, которое задержавшихся после 12 пассажиров ловит и отправляет в роботы.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Московское метро, заметим.
ХИХУС — По очистке территории.
М. АНТОНОВ — По распоряжению мэра.
ХИХУС — Нет, но это стоит почитать, реально, вот это будет хит сезона, серьезно. Может быть, его даже экранизируют или экранизуют.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Это то, что на русском можно найти. А вообще, есть магазинчик маленький, я надеюсь, не сочтут за рекламу, такой маленький, 'Панглос'.
ХИХУС — 'Панглос', да.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Там продаются комиксы на европейских языках. И европейский комикс — это совсем другое, нежели американское. Они, многие из них можно прочитать на английском.
ХИХУС — И вообще, слово 'комикс' — это только об американской стилистике рисования.
Н. МОНАСТЫРЕВА — Французы называют это les bandes desinnees.
ХИХУС — Да, японцы называют это манга, а мы называем графической новеллой или рисованные истории. Вот, в каждом языке есть какой-то свой термин, который означает присущую данному региону стилистику рисования. И конечно, это такой большой пласт, вот в Японии я видел 8-этажный супермаркет размером с 'Детский мир', посвященный только комиксам, т.е. только манге, если уж говорить конкретно. Это очень впечатляет.
М. АНТОНОВ — Ребята, спасибо огромное. Гронинга, правильно я сказал, да, и Белала, когда привезете, к нам обязательно приходите, к нам в студию, обязательно поговорим. Спасибо вам большое. Более или менее стало понятна ситуация с комиксами в России. Я надеюсь, что и на этом тема наша не закрывается. Наталья Монастырева и Хихус были у нас сегодня в гостях в программе 'Отдел кадров'.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире