М. АНТОНОВ — Здравствуйте, дамы и господа. Это программа «Отдел кадров». Меня зовут Михаил Антонов. Радиостанция «Эхо Москвы» сегодня рассказывает о фильме «Ночной дозор», препарируем мы этот фильм сегодня. Представляю наших гостей, хотя Алексей Алексеевич Венедиктов уже это сделал. Сергей Лукьяненко. Можно я вас не буду фантастом называть? Писатель Сергей Лукьяненко, по роману которого и был поставлен «Ночной дозор». Сергей, здравствуйте.
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Здравствуйте.
М. АНТОНОВ — И непосредственный главный герой, который снял фильм «Ночной дозор» с Константином Хабенским в главной роли, это режиссер Тимур Бекмамбетов. Я вас также приветствую, Тимур.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Здравствуйте.
М. АНТОНОВ — Мы с вами начнем разговаривать не сейчас. Сейчас, как я и говорил, будет препарация «Ночного дозора». В течение всей недели наша корреспондент Анастасия Изюмская собирала мнения. У нее вся неделя прошла под знаком «Ночного дозора», что хорошо. Вышла Настя из сумрака, скооперировала эту программу. Что касается меня, я посмотрел «Ночной дозор» 10 часов назад. Стойкое послевкусие. Скажу от себя несколько слов, что, на мой взгляд, 2 дня назад, во время премьеры произошла эволюция в нашем кино, мы поднялись на еще одну ступеньку. Если раньше российские режиссеры снимали фильм с одним или двумя спецэффектами, и то не самыми хорошими, говорили потом, что у нас нет практики такой. Теперь практика есть. Все равняются на Тимура Бекмамбетова. Мы слушаем сейчас 12-минутный блок, посвященный «Ночному дозору». Я призываю слушателей «Эхо Москвы» в обязательном порядке звонить, задавать свои вопросы, присылать их на пейджер или по Интернету. Ну что, «Ночной дозор» на операционном столе. Скальпель.

А. ИЗЮМСКАЯ — Премьера сезона, блокбастер года, наш ответ Голливуду, русская «Матрица». Уж чего только ни писали про экранизацию книги Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». И публика, и критика истомились в ожидании картины и надеялись получить за свое терпение достойную награду. Первая попытка сделать киноверсию «Ночного дозора» была предпринята еще 4 года назад. Но что-то не заладилось, проект на какое-то время завис. Два года назад права на экранизацию перекупил 1-й канал и обещал осенью 2003-го показать фильм в кинотеатрах, а под новый 2004 год и по телевизору. В итоге от телеверсии отказались вовсе, а выход картины отложили еще почти на год. Книга «Ночной дозор» появилась на свет и того раньше, в 98-м.
400 страниц романа, как пишет критик, смесь откровенного «палп-фикшн» и философствования в духе Стругацких. Из романа следует, что планета Земля вообще, да и город Москва в частности давно поделены так называемыми Иными — волшебниками, ведьмами, вампирами. Между светлыми и темными силами существует мирный договор. Со светлой стороны за его исполнением следит Ночной дозор, с темной — Дневной. Роман написан от лица сотрудника Ночного дозора Антона Городецкого.
О том, что роману прямая дорога на большой экран заговорили сразу. Теперь остается только гадать, почему первая попытка экранизации провалилась. Может, денег не хватило, может, Лукьяненко запротивился. Ему категорически не нравился сценарий, который писала Рената Литвинова. Когда за дело взялся 1-й канал, дело пошло живее. К написанию сценария привлекли самого Лукьяненко. Режиссером назначали Тимура Бекмамбетова, который российской публике известен как автор рекламных роликов для банка «Империал». На главные роли позвали цвет отечественного театра и кино — Владимира Меньшова, Валерия Золотухина, Галину Тюнину, Марию Миронову, Гошу Куценко. Заняли даже звезд эстрады — Илью Лагутенко и Жанну Фриске. Главного героя, Антона Городецкого, сыграл Константин Хабенский. Для создания спецэффектов привлекли 15 студий, которые в течение полугода обрабатывали на компьютере чуть ли не всею картину. И вот два дня назад, 8 июля, фильм «Ночной дозор» заступил на смену в 325 кинотеатрах по всей России. Основная премьера состоялась в «Пушкинском».
Темноту кинозала неожиданно прорезали лучи фонариков, по проходам двинулись люди в робах. Это в их руках было основной оружие светлых сил. Поднялись на сцену. У людей в спецодежде с надписью «Горсвет» знакомые лица. Константин Хабенский, Владимир Меньшов, а самый высокий, конечно, Константин Эрнст. На сцене, улыбаясь, стояла съемочная группа фильма «Ночной дозор». Долгих речей не говорили. Самой жаждущей и в то же время самой строгой публикой были, естественно, почитатели творчества Сергея Лукьяненко, а их у писателя-фантаста легион. И надо сказать, большинство из тех, кто пришел на премьеру, к киноверсии отнеслись благодушно. Ольга, петербурженка, отметила массу неточностей в картине, но, несмотря на это, создателям фильма благодарна.
ОЛЬГА — Я давно его ждала, года 3 примерно. Ко всем изменениям… свыклись с мыслью, что их много. С одной стороны, не то, потому что я начинала с книги, то, что переврали, вот это плохо, а то, что вообще сняли, сам факт, это очень приятно.
А. ИЗЮМСКАЯ — Москвичу Роман фильм больше понравился, чем нет. Основная претензия к картине оказалась в сумраке.
РОМАН — Самое главное, чего не показали, не показали сумрак. А сумрак, по идее, это место обитания Иных. Нет такого явного перехода между сумраком и реальностью. Поэтому не всегда понятно. Рядовому зрителю, который книги не читал, вообще будет непонятно.
А. ИЗЮМСКАЯ — Женя приехала на премьеру из Гомеля. Говорит, что книга все-таки сильнее, чем фильм.
ЖЕНЯ — В книге мысли, там слова, фразы, которые запоминаются. В фильме больше на спецэффекты внимание отвлекается, а не на саму идею, не на то, что хочет автор донести в книге.
А. ИЗЮМСКАЯ — За создателей фильма вступилась сценарист Дуня Смирнова. «Экранизация — дело сложное, — говорит она, — кино по природе своей не может полностью соответствовать книге».
Д. СМИРНОВА — Для кино нужно искать принципиально другой образный язык, потому что удельный вес слова в прозе гораздо больше. В кино слова имеют гораздо меньшее значение, гораздо больше значение имеют поступки. Поэтому приходится делать какие-то совершенно для литературы вещи… Не то что грубее, чем в литературе, они просто другие. Проза говорит по-китайски, а кино по-фински. Книга заставляет работать фантазию, ты представляешь себе героев определенным образом, ты даже можешь представить себе их голоса. А кино, наоборот, воплощает фантазию тех, кто его делал. И ты должен смириться с этим. Ты же не можешь приставить свою голову на плечи режиссеру.
А. ИЗЮМСКАЯ — «Все те, кто занимаются экранизацией, делают хорошее дело, — считает Смирнова. — Ведь масса народу пойдет и после кино прочтет книжку». Отмечу, что у отечественного кинематографа богатый опыт создания киноверсий литературных фантастических и фэнтезийных произведений. Он, скорее, положительный, чем отрицательный.
Больше всех, конечно, вниманием кинематографистов избалованы книги Кира Булычева, 8 полнометражных лент. Самая известная из них сделана в 82 году режиссером Павлом Арсеновым по повести «Сто лет тому вперед». Название книги знает мало кто, зато фильм «Гостья из будущего» известен всем. А в исполнительницу главной роли Наташу Гусеву в свое время были влюблены все без исключения мальчишки Советского Союза. А вот сердца прекрасной половины советской страны долгое время покорял Владимир Коренев в образе Ихтиандра. Самую популярную экранизация «Человека-амфибии» Александра Беляева сделали Геннадий Казанский?? и Владимир Чеботарев. Не обошли кинематографисты своим вниманием и другие романы Беляева. «Голова профессора Доуэля», «Продавец воздуха», «Ариэль» экранизировались по нескольку раз. Два фантастических романа Алексея Толстого, «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», также несколько раз ложились в основу сценария к фильмам. Богатым материалом для кино стали книги братьев Стругацкий, «Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу» и другие произведения попали на большие экраны. Одну из самых известных экранизаций сделал Андрей Тарковский . По мотивам повести «Пикник на обочине» он снял фильм «Сталкер». Ему же принадлежит киноверсия книги другого автора, Станислава Лема, по роману «Солярис» Тарковский снял одноименный фильм с Донатасом Банионисом в главной роли.
Как известно, при съемках «Соляриса» писатель и режиссер сильно поругались. Станислав Лем утверждал, что Тарковский экранизировал не его роман, а «Преступление и наказание». У автора книги «Ночной дозор», а по совместительству и автора сценария к одноименному фильму Сергея Лукьяненко, насколько известно, претензий к режиссеру Тимуру Бекмамбетову нет.
«Ночной дозор» задуман как первый полноценный российский блокбастер. Ставки высоки как никогда. Картина может стать как самым громким успехом отечественного кинематографа в этом году, так и его самым сокрушительным провалом. 325 премьерных экранов — это не шутка. Это больше, чем у «Матрицы» и «Терминатора-3». Никита Михалков посмотрел «Ночной дозор», сказал: «Это не мое, но это круто. Это наш ответ Тарантино». Создатели вызов Голливуду бросать пока не собираются. Цель другая — доказать, что в России тоже можно делать развлекательное кино. Генеральный директор 1-го канала, продюсер блокбастера Константин Эрнст говорит: «Покорять сердца российских зрителей будут рассказом о них самих».
К. ЭРНСТ — Фильм ни в коем случае не про вампиров, не про оборотней в Москве или что-то такое. Фильм про людей, про человеческие взаимоотношения. И даже кровь в этом фильме не кровь, а образ энергии. Это история про то, как люди совершают ошибки, пытаются их исправить, о том, что добро часто граничит со злом, важно не нарушить пропорцию. Мы надеемся на российских зрителей, что им будет интересно придти на русских фильм, с отличными актерами, хорошо снятый, здорово смонтированный, со спецэффектами, сделанными в России, и со звуком, ничем не хуже, чем у любого голливудского блокбастера. Кино вообще похоже на футбол. На площадках российских кинотеатров, где играет только сборная Америки, иногда Франция подыграет случаем, мы выставили русскую сборную, которая попытается в российских кинозалах сыграть против американцев. Думаю, что у нас есть шансы.
А. ИЗЮМСКАЯ — Зритель, не читавший Лукьяненко и оттого непредвзятый, и впрямь готов болеть за отечественное кино. Среди тех, с кем мне удалось побеседовать после премьеры, не нашлось ни одного равнодушного.
ЗРИТЕЛЬ 1 — Очень хороший фильм. Мне больше всего понравилась тема отца и сына. Я сопереживаю Антону ужасно, потому что тоже могу оказаться, наверное, в такой ситуации.
ЗРИТЕЛЬ 2 — Эффекты сильные, сам сюжет понравился. Сначала непонятный был, но потом понравился. Сюжет, съемки, сам фильм замечательный. Близко к нашему времени. Просто завуалировано, но на самом деле это очень жизненно.
ЗРИТЕЛЬ 3 — Шокирует. Пока смешанные чувства. По крайней мере, такого не было.
ЗРИТЕЛЬ 4 — Сравнить можно только с «Матрицей». Может быть, до «Матрицы» чуть-чуть не дотянули, но «Гарри Поттера» точно сделали.
А. ИЗЮМСКАЯ — Переплюнул «Ночной дозор» «Гарри Поттера» или нет, станет известно по итогам проката, считает заместитель генерального директора 1-го канала по кинопоказу и продюсер «Ночного дозора» Анатолий Максимов. По его словам, вопрос о состоятельности фильма, это не в последнюю очередь вопрос о том, какие сборы он сделает в кинотеатрах.
А. МАКСИМОВ — Есть комплекс неполноценности по отношению к голливудскому кино большому. Естественно, это не дорогое кино, но оно свое, у него есть определенный потенциал. Оно выглядит, по американским оценкам, достаточно серьезно. Хочется, чтобы наше кино стало собирать хотя бы больше 5,5 млн. долларов, вот мы для себя поставили такой водораздел.
А. ИЗЮМСКАЯ — Пока отечественные фильмы, по словам Максимова, не набирали и 3 млн. долларов, в то время как сборы успешных голливудских фильмов примерно в 3 раза выше. Наш кинообозреватель Вита Рамм считает, что у «Ночного дозора» есть все, чтобы оправдать ожидания создателей.
В. РАММ — Получилось кинопроизведение, словно выставка отечественного народного хозяйства. Что ни актеры, то из первого ряда, что ни спецэффекты, то — на мировом уровне. Первый канал смело решился сыграть на поле, в котором нет места чужакам. Где-то на кромке этого поля стоит европеец Люк Бессон со своим «Пятым элементом». С 8 июля Бессону уже будет не так одиноко. Летние голливудские блокбастеры могут подвинуться — идет «Ночной дозор»!
А. ИЗЮМСКАЯ — Критик кино из «Комсомольской правды» Ольга Бакушинская также уверена: «Ночной дозор» будет иметь успех у российской публики, но художественные достоинства фильма тут ни при чем.
О. БАКУШИНСКАЯ — Мы этим фильмом не сказали ничего нового ни в техническом, ни в умственном плане. «Ночной дозор» очень хорошо пройдет по стране, потому что у него очень большая реклама. За счет этой рекламы, конечно, за счет любви к Лукьяненко молодежи, я думаю, что его у нас посмотрят, и очень много, и даже я думаю, что он выйдет в лидеры проката.
А. ИЗЮМСКАЯ — На блокбастер мирового уровня «Ночной дозор» претендовать не может, считает Бакушинская, к тому же Голливуду он безразличен. Однако мы рискнули предположить, как выглядел бы актерский состав, если бы американцы все-таки заинтересовались нашей картиной и сделали римейк.
Светлый образ шефа Ночного дозора Бориса Игнатьевича Гесера мог бы воплотить разве что Брюс Уиллис, прирожденный спасатель, который к тому же не боится испачкать руки. Роль Антона Городецкого, вероятнее всего, досталась бы Эдварду Нортону, со времени «Бойцовского клуба» актер страдает раздвоением личности, может убить… в кадре. Ольга-Сова — не по годам мудрая и по-птичьи грациозная Кейт Бланшет, профпригодность доказывала неоднократно. Последние сомнения развеял «Властелин колец», где Бланшет уже была светлой волшебницей. На месте Гоши Куценко будет уместен Николас Кейдж. Его глаза цвета печальной собаки как нельзя подходят к образу соблазнителя. К тому актер 87 лет очарован луной. По традиции, а также из политкорректности Голливуд одну роль наверняка отдаст афроамериканцу, например Форесту Уитакеру. Псом-призраком актер уже был, почему на сей раз ему не перевоплотиться в медвежонка-оперативника. Теперь темные. Главного злодея, каким в фильме является шеф Дневного дозора Завулон в голливудской версии непременно должен сыграть Гэри Олдмэн. Сила его отрицательного обаяния в полной мере раскрылась в картине «Пятый элемент». Парикмахер-вампир в «Ночном дозоре» фигура хоть я эпизодическая, но значимая. Пожалуй, только Тим Рот со своими быстрыми пальчиками и ухмылкой портье, к тому же неоднократно убиенный в разных фильмах, может вжиться в этот образ. Блестящую Жанну Фриске может затмить только еще более блестящая Шер, американская певица, к тому же дипломированная иствикская ведьма. А гениального по своему правдоподобию мясника-вампира Валерия Золотухина — только Стив Бушеми. И наконец Егор, неопределившийся Иной. В нашей версии Дима Мартынов. В Голливуде придется потрудиться, чтобы найти актера на роль мальчика. Маколей Калкин и Элайджа Вуд уже выросли.
Повторю, это только наши предположения. Голливуд пока о своих планах сделать римейк «Ночного дозора» не заявлял. Зато российские кинематографисты готовы продолжить экранизацию Сергея Лукьяненко. Во-первых, как обещают, под Новый год, на экраны кинотеатров выйдет «Ночной дозор-2». А весной 2005-го «Сумеречный дозор». Во-вторых, 1-й канал уже приобрел права на экранизацию еще одной книжки Лукьяненко — «Лабиринт отражений». Несколько других компаний собрались делать киноверсии «Осеннего визита», «Спектра», «Рыцари 40 островов» и романа «Не время для драконов». Критики считают, отечественная кинофантастика переживает свое долгожданное возрождение, выходит из сумрака.

М. АНТОНОВ — Ну что ж, дамы и господа, операция под названием «Ночной дозор» прошла успешно. Пациент выжил. Представляю вам еще раз наших гостей. Сергей Лукьяненко, писатель, и Тимур Бекмамбетов, режиссер этого фильма. Послушали. Какие впечатления?
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Достаточно приятные.
М. АНТОНОВ — Т.е. та критика, которая была, она имеет место быть.
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Критика всегда имеет место быть. Она всегда, наверное, заслуженна. Потому что создать идеальную вещь, которая понравится всем, невозможно. Это касается как писателей, так и режиссеров. В целом, мне кажется, что настрой положительный и у критиков, и у массового зрителя.
М. АНТОНОВ — Я смотрю, Тимур Бекмамбетов в это время пытается выяснить все-таки, как прошел прокат этого фильма, который он снял, «Ночной дозор». Я надеюсь, что в следующей получасовке он нам выдаст какую-то информацию. Вы знаете, как прошла премьера, Тимур, сколько денюжков?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Только сейчас получил звонок. Прокатчики страшно возбуждены, они шлют факсы, e-mail каждые два часа. Насколько я знаю, в первый день картина собрала 20 с небольшим миллионов рублей. Это означает около 700 тысяч долларов. Во второй день — на 10% больше.
М. АНТОНОВ — Т.е. уже в пределах полутора миллионов.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Надеюсь, есть. То, что я знаю по сравнению с картинами американскими, которые идут в нашем прокате, лучше нас идет только «Властелин колец» третий. Третий.
М. АНТОНОВ — Мы вернемся к нашей беседе, к нашим гостям, к нашей программе «Отдел кадров» после короткого выпуска новостей.
НОВОСТИ
М. АНТОНОВ — Мы продолжаем программу «Отдел кадров». Меня зовут Михаил Антонов. Наша программа о кино. Сегодня мы говорим о «Ночном дозоре». Стали поступать сообщения. Агрессивная реклама, которая была запущена в связи с выходом этого фильма, все-таки сделала свое дело. Я прочитал большинство статей по «Ночному дозору», шел на показ, уже чувствуя, что я все видел, мне уже ничего не нужно смотреть. Поэтому я пока не буду задавать вопросы, хотя они у меня есть, я начинаю задавать вопросы, которые присылают слушатели. Никодим из Одессы спрашивает: «Тимур, мой вопрос прост. Почему я должен идти на фильм «Ночной дозор»? Сергей, мой вопрос также прост. Почему я должен посмотреть…» В общем, зачем идти на «Ночной дозор»?
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Мне кажется, что это просто интересно. Я могу сейчас выступить с позиции рядового зрителя. Мне было бы интересно посмотреть такой фильм, особенно не принимая участие в его создании. Если бы я не видел еще какие-то промежуточные варианты, то, я думаю, у меня впечатление было бы еще более сильное.
М. АНТОНОВ — А с позиции писателя отторжения ничто не вызывало? Вообще споры были? Так как вы совместные сценаристы, писали сценарий совместно, я, правда, не знаю, кто на какой стадии, были ли у вас трения по каким-либо вопросам?
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Трений как таковых не было. Были споры и попытка выработать единую позицию, перевести книгу, как хорошо было сказано, с китайского на финский язык, с языка литературы на язык кино. Поэтому у меня никаких отторжений фильм не вызывает, при всех, конечно, имеющихся недочетах и отклонениях от книги. Но я еще раз подчеркну, что мы прекрасно все понимали, что мы работаем в другом жанре, мы снимаем кино.
М. АНТОНОВ — Вопрос Сергею Лукьяненко поступил на пейджер: «Вы сказали, что те, кому не понравился этот фильм, это их проблемы, потому что каждый представляет себе свой фильм. Не считаете ли вы, Сергей, что вы этим заявлением ставите себя выше любой критики?»
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Очень странное заявление. Я не говорил, что это их проблемы, мне не свойственно высказываться в таком духе. Я сказал, что причина того, что кому-то может не нравиться из поклонников книги в том, что у них уже в сознании выстроен свой образ фильма, они мысленно для себя этот фильм уже сняли. Поэтому когда они смотрят другой фильм, снятый другим режиссером, снятый наяву, естественно, возникает какое-то отторжение. И я понимаю, что критика, конечно, будет фильма, я и сам Тимура с удовольствием могу иногда покритиковать за те или иные моменты, чем и занимался полчаса назад, говорил: слушай, а почему вот эту сцену убрали, почему это изменили, все-таки не надо нам было этого делать… Но, в общем-то, это неизбежный процесс. Невозможно перенести книгу буквально, дословно на экран.
М. АНТОНОВ — Шикарный вопрос для Тимура. Вероника спрашивает: «Тимур, посоветуете ли вы смотреть ваш фильм беременной женщине? Насколько он страшный?»
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Надо у доктора спросить.
М. АНТОНОВ — Т.е. сначала нужно, чтобы фильм посмотрел доктор.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Да, а потом он скажет женщине беременной.
М. АНТОНОВ — Уважаемая Вероника, там есть в первых 20 минутах кадр, когда женщина чуть ли ни теряет плод. Воздержитесь. Я думаю, что, несмотря на то, что широкий прокат фильма идет всего 3 недели, потом в Киноцентре через 9 месяцев (или сколько там осталось) вы сможете посмотреть эту ленту. Владимир из Краснодара: «Вопрос режиссеру. Почему в фильме так мало магических составляющих? Т.е. за весь фильм сумрак был показан несколько раз, аура людей и Иных вообще никак не показаны. Также оперативники почти не пользовались магическими способностями. Почему это не было показано?»
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Потому что, как мне казалось… Понимаете, люди, которые пошли сейчас в кино, пошли на наш фильм, их миллионы зрителей. Не все из них являются поклонниками фэнтези-фильмов, в том числе я не являюсь фанатом фэнтези-жанра, но мне он интересен. Я считал, что очень важно людей ввести в этот мир, не сразу начинать с ними разговаривать так, как будто они все это уже приняли давно, знают и любят, а просто ввести их в этот мир через человеческие эмоции, через человеческие проблемы. Кроме того, мне кажется, что фэнтези живет среди нас, это самое интересное у Сергея, а не то, что там есть элементы чистого фэнтези.
М. АНТОНОВ — — Абсолютно согласен. Если порыться в русском фольклоре, то та же Царевна-лягушка, которая об землю грохалась и превращалась в Красную девицу, принцесса Лебедь у Пушкина, Финист Ясный Сокол в русских народных сказках, оборотни — всё оттуда, всё от фольклора. Тимур, у меня свой шкурный интерес, хотел очень выяснить. Вы приглашенный режиссер, вас пригласили на этот фильм. Вы стали писать сценарий, перед этим прочитали, естественно, книги Сергея Лукьяненко. Вот вы прочитали книги. До этого, я напомню… Уже напомнили, что до этого у Тимура ролики банка «Империал», до сих пор ходят они фразами среди публики: «Звезду Александру Васильевичу», «Кормить надо, тогда и не улетят», совершенно потрясающие ролики были. Два полнометражных фильма, один из них, предпоследний, если считать с «Ночным дозором», был снят на студии Роджера Кормана. Вы прочитали книгу Сергея Лукьяненко. Не было такого чувства: мама дорогая, как я это буду снимать? Действительно, никогда российское кино такого не снимало, с таким количеством спецэффектов, да и такого чисто фэнтезийного жанра не было.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Это было чистая авантюра.
М. АНТОНОВ — Т.е. сердечко екало.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Нет, сердечко не екало. Просто я достаточно безответственный человек. Только такой безответственный человек, как я, мог взяться, на самом деле, не понимая, чем это закончится. Просто надо было ввязаться в этот бой, дальше разбираться.
М. АНТОНОВ — Жалко, Константина Эрнста нет, чтобы позвонить и спросить, как он доверил достаточно крупный бюджет безответственному человеку.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Я думаю, что и продюсеру надо быть достаточно безответственным, чтобы начать такой проект.
М. АНТОНОВ — Помимо фэнтези, что еще смотрите?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Я люблю кино. Мне абсолютно неважно, какого оно жанра, оно меня радует само по себе.
М. АНТОНОВ — Т.е. вам сейчас будет интересно послушать, что вышло на видео на этой неделе.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Абсолютно.
М. АНТОНОВ — Евгения Тен подготовила новинки видео, новинки DVD. Сейчас мы послушаем 1-ю часть.

М. АНТОНОВ — Сейчас мы снова переходим к «Ночной дозору». Мы продолжаем вопросы от слушателей получать и отвечать на них. Валерий из Ханты-Мансийска: «Сергей, ваш роман оккультная фантастика. Как вы относитесь к магии, колдовству в быту?»
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Я его называл для себя не оккультной фантастикой, а городским фэнтези, или можно даже сказать городским триллером. Потому что оккультная фантастика предполагает в себе какую-то большую степень погруженности во все эти оккультные составляющие, в первоосновы происходящего и так далее. Мне придумывать эту философию было несколько даже неинтересно, мне было интересно писать о людях, которые волей случая, судьба обладают возможностями, сверхъестественными для обычных людей. Вот первое отличие от оккультности.
М. АНТОНОВ — А как относитесь в быту?
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Я ни разу не сталкивался. Хотя иногда мне предлагали показать, что-то продемонстрировать, были темные маги, адепты тех или Иных сил. Но каждый раз, как правило, говорили, что мой скептический настрой все сбивает. Писатели-фантасты, они вообще скептики, как правило, не верят ни во что.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Я ее придумываю, магию эту.
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Да, это работа. А то, что ты придумываешь, ты уже не можешь представить серьезно, что это происходит реально, когда кто-то говорит да, я это умею делать, но показать не может.
М. АНТОНОВ — Вы вдвоем с Тимуром, на самом деле, работаете волшебниками, потому что подарили хорошее зрелище. И, кстати, я понимаю, что это не была самоцель, но ваш статус вырос. Это уже безоговорочно. Потому что, насколько я знаю, в книжных магазинах стали активно спрашивать Лукьяненко. Вчера был в одной компании, которая выпускала фильм «Гладиатрикс» Тимура, тоже стали поступать заявки, хотят посмотреть, чем до этого занимался режиссер. Обрушившаяся слава как повлияла?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Никак.
М. АНТОНОВ — Т.е. последние 2 недели вы жили спокойно, интервью никому не давали.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Тяжелая работа.
С. ЛУКЬЯНЕНКО — Последние две недели интервью были постоянно. Под конец я готов уже был прятаться от них.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Самая большая проблема — это думаешь только об одном, как бы не сказать что-то другое…
М. АНТОНОВ — На один и тот же вопрос отвечать другими словами. Хорошо. Вы продолжаете писать. Это радует. У Тимура немножко другая ситуация. Наверное, каждый режиссер, каждый творческий человек переживает такой кризис, когда произведение закончено. А что дальше?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Да, я смотреть его не могу, в зал не могу заходить, когда идет фильм. Мне очень хочется что-то поправлять. Но уже невозможно. Поэтому лучше не смотреть.
М. АНТОНОВ — И все-таки вопрос был — что дальше?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Дальше все достаточно ясно спланировано. Потому что мы сняли 2-ю часть «Ночного дозора».
М. АНТОНОВ — Она уже снята?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Она снята. У нее нет финала. Финал родится тогда, когда закончится прокат 1-й части, когда мы поймем, как люди приняли фильм, что произошло с ними, что произошло с нами со всеми. Тогда мы решим, как быть с нами в фильме «Ночной дозор-2».
М. АНТОНОВ — «Скажите, можно ли смотреть этот фильм беременным мужчинам?» Рома, это к беременным женщинам, вы как-то соединяйтесь.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Вместе смотрите.
М. АНТОНОВ — Для вас облегченная монтажная версия будет «Ночного дозора». «Уважаемый Тимур, фильм мне понравился, — говорит Роман из Москвы. — Но почему герои так часто выражают свои эмоции через крик? Антон кричит, увидев воронку в метро, кричит, когда появляется Сова Ольга, кричит, когда спасает Егора. Даже Завулон зачем-то кричит в лифте. Пожалуйста, в следующем фильме уговорите своих героев быть чуть-чуть спокойнее». А чего они кричат?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Люди, иные люди, они находятся на пределе человеческих возможностей. Поэтому, совершая поступки магические, они очень затрачиваются. Как известно, когда человек затрачивается…
М. АНТОНОВ — Т.е. во второй части кричат тоже?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Во второй части меньше кричат. Там уже быт, больше о жизни Иных.
М. АНТОНОВ — Я бы сказал, что в 1-й части Константин Хабенский либо кричит, либо говорит хриплым, севшим голосом.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — После крика. Я бы на вас посмотрел, если бы вы оказались в таком вагоне метро с воронкой проклятия над головой.
М. АНТОНОВ — Лучше уж вы к нам. Нет, спасибо. Я ценю… Хотя вы говорите, финал у вас не готов 2-го фильма… Могу посмотреть на это все и покричать, с радостью, кстати. Не знаю, насколько сейчас Тимур с Сергеем смогут ответить на этот вопрос, о выпуске DVD, будут ли дополнения. Здесь целая серия вопросов. То, что DVD будет, да. Вы будете к этому иметь непосредственное отношение?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Да, сейчас готовится. В этом диске будут сцены, которые не вошли в фильм, их очень много. Это, может быть, столько же, сколько вошло. Они хорошие, интересные, смешные. Просто фильм и так идет 2 часа с лишним, поэтому мы не могли все поместить.
М. АНТОНОВ — Я уже спросил у Тимура. К сожалению, про телеверсию пока ничего не известно. Хотя могли бы стать первым российским фильмом, который сначала выходит в прокат, а потом запускает телеверсию. Вот Никита Михалков «Сибирского цирюльника» тоже пытался так сделать. Телеверсию я так и не видел, хотя наснимали они достаточное количество. У вас тоже материала еще осталось.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Чего жалеть-то материал?
М. АНТОНОВ — Это с точки зрения режиссера. А с точки зрения зрителя… Хочется Золотухина, Меньшова побольше увидеть.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — А это во 2-м фильме все будет.
М. АНТОНОВ — Т.е. Золотухин еще появится. А то один раз в «Ночном дозоре» появился.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Замечательная роль у него.
М. АНТОНОВ — «Зачем снимать фильм, если не являетесь поклонником фэнтези? — спрашивает Дмитрий. — Поднять денег?»
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Я являюсь поклонником кино. А фэнтези — это один из жанров кино. Мне было дико интересно оказаться в этом жанре. Фильм — это, собственно, мой пусть внутрь этого жанра. Я не как ментор, знающий много, рассказывал зрителям, что же такое фэнтези, как внутри него живут, я просто сам вместе с Антоном Городецким, героем, погружался в него, удивлялся, боялся, кричал — часто, видно.
М. АНТОНОВ — Дима, насчет поднять денег. Знаете, кино шкурный жанр, честно говоря. Поднять — это в лучшем случае. Отбить бы то, что затрачено. Мы можем сказать сумму, которая была потрачена на фильм?
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Я не продюсер фильма, точно не могу сказать. По моим ощущениям, по той информации, которой я обладаю, на тот фильм, который вы сейчас видите, затрачено в районе, может быть, 3 млн. долларов.
М. АНТОНОВ — И мы слышали, что полтора уже за два дня вроде как… то самое слово — отбились.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Этот вопрос не совсем ко мне. Меня, еще раз говорю, вдохновляет другая статистика — что больше нас за два дня собрал только «Властелин колец-3». Мы обогнали «Трою», обогнали «Day after tomorrow», обогнали «Матрицу», «Гарри Поттера».
М. АНТОНОВ — Все впереди. Все-таки Питер Джексон три части снял, а мы пока что «Ночной дозор» на две поделили. А там еще «Дневной» и «Сумеречный». Мы продолжаем программу «Отдел кадров», которая выходит на «Эхо Москвы». Я снова сейчас предоставляю слово Евгении Тен, это 2-я часть обзора новинок видео.

М. АНТОНОВ — Осталось 5 минут для программы «Отдел кадров» на «Эхо Москвы». Напомню, что Алексей Алексеевич Венедиктов в самом начале, представляя эту программу, задал вопрос, который был косвенно связан с «Ночным дозором». В каком американском фильме маленький мальчик переходит на сторону зла? Как зовут этого мальчика? Естественно, речь шла о фильме Джорджа Лукаса «Звездные войны». Правда, о том, как маленький мальчик переходит в итоге на сторону зла, мы об этом узнаем только через полтора года, когда Джордж Лукас выпустит 3-ю часть фильма.
Т. БЕКМАМБЕТОВ — Мы-то уже знаем об этом.
М. АНТОНОВ — Да, с помощью Тимура Бекмамбетова, посмотрев «Ночной дозор», вы можете уже понять, как это все происходило. Джордж Лукас, я думаю, остался доволен.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
М. АНТОНОВ — Тимур, Сергей, я бы поговорил бы с вами еще, но эфирное время, к сожалению… Спасибо вам огромное. Наверное, мы обязательно с вами встретимся уже как только закончится прокат этого фильма и он появится на DVD. Спасибо вам большое. К сожалению, не все вопросы я смог задать. Как я уже говорил, у меня после этого фильма стойкое послевкусие. Вы сняли хорошее кино для России и для Запада тоже. Сергей, вы написали замечательную книгу. Насколько я знаю, будут еще экранизации ваших произведений, в планах они стоят. Будем ждать. Тимур Бекмамбетов — режиссер, Сергей Лукьяненко — писатель. Спасибо огромное. Они были у нас в программе на «Эхо Москвы». Программа называется «Отдел кадров». Меня зовут Михаил Антонов. Что касается следующей программы «Отдел кадров», она выйдет в следующую субботу, в 13:00. Речь пойдет о комиксах, которые на нас сваливаются, — «Человек-паук-2», «Каратель», «Женщина-кошка», «Гарфилд» и прочие-прочие. Будьте здоровы.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире