Сегодня суббота, 30 января, с вами Вера Смирнова, здравствуйте.
День выходной и светлый, а мы начнем с события печального, оправдывает нас разве, что романтические тона, в каковые окрашена трагедь, до сих пор до конца не разгаданная . Вот как живописал это Велимир Хлебников:

Как будто заснувший, лежит общий друг,
И на пол стекают из крови озера.
А в углу близ стены – вся упрек и испуг –
Мария Вечора».

Итак, 30 января в 1889-м, в охотничьем замке Майерлинг были обнаружены тела эрцгерцога Рудольфа, наследника престола Австро-Венгерской Империи и юной баронессы Мари.
Согласно распространенной романтической версии, они добровольно ушли из жизни, Рудольф, не получив разрешения на развод, застрелил свою возлюбленную, а затем застрелился сам. В предсмертной записке, обращенной к матери, Мария написала «Дорогая мама! Прости мне содеянное! Я не сумела превозмочь свою любовь…
В смерти я буду счастливее, чем была в жизни». Рудольф в предсмертном письме к своей жене, написал: «Я спокойно иду навстречу смерти, ибо лишь так могу сохранить свое имя». Эта трагедия весьма впечатлила тогдашний бомонд, говорили даже порожденной ею волне романтических самоубийств…
Но как бы то ни было, что именно произошло на рассвете 30 января 1889 года остается тайной и поныне…

Судьба принца Рудольфа и его возлюбленной не могла не привлечь киношников, вот, например, в 36-м году был снят французский чёрно-белый фильм «Майерлинг» с Шарлем Буайе и Даниель Дарье.
На Венецианском фестивале ему присудили кубок Муссолини, а в 57 году в фильме «Майерлинг» снялась восхитительная Одри Хепберн. И это далеко не все экранизации.

Раз уж мы заговорили о кино, то здесь же вспомним, что 30 января в 1930-м родился американский актёр Джин Хэкмен, актриса Ванесса Редгрейв, кинорежиссеры Леонид Трауберг и всеми любимый Леонид Гайдай.
30 января отмечен рождением всего лишь одной балерины, зато какой! В 1920-м году на свет появилась Розелла Хайтауэр.

Согласно древнему индейскому преданию, «Наступает время, когда в небе восходят сразу пять Лун».
«Пять Лун» – так называли Мари Толчиф, Марджорет Толчиф, Эвонн Шоту, Мос Ларкин, Розелл Хайтауэр. Пять балерин индейского происхождения, которые взошли одновременно, принадлежали одному поколению и ушли в отрыв от своих «бледнолицых» товарок.

Розелл Хайтауэр была «последней из Могикан» племени чактау и первой американкой, которая возглавила крупнейший театр Старого Света (Парижская Опера).

Ей было восемнадцать, когда на просмотре ее увидел Леонид Мясин, хореограф «Русского балета».
Мясин предпочёл пропустить свой поезд, — быстренько смекнув, на какое набрел сокровище.

У нее была безупречная техника.
Буйный темперамент: когда она выходила на сцену со своим другом и партнером Рудольфом Нуреевым, от встречи двух пламенных темпераментов — татарина и индианки — публика ревела, как на петушиных боях. У нее была экзотического коллора красота: за нее дрались на дуэли (это в ХХ-то веке, на шпагах!) директора двух театров – маркиз де Куэвас и Сергей Лифарь…

Всё же, в чём феномен «Пяти Лун»?
В мощной интуиции предков (которая помогала в постижении классики)? Во врожденном чувстве ритма (индеец должен стоять намертво вместе с последним ударом бубна)? Промысел, сбывшееся предсказание индейского божества?..

Диво дивное решили увековечить в скульптуре.
Все «Пять Лун» стоят рядышком в Художественном парке города Тусла, шт. Оклахома. У входа в сквер высечена надпись – древнее индейское изречение:
«Не верьте Богам, которые не танцуют!».


НУ И ДЕНЕК!

От мира па и фуэтэ к миру научному.
Немецкий писатель и ботаник Адельберт фон Шамиссо родился 30 января в 1871-м. Входил в кружок берлинских романтиков, а вот в составе русской экспедиции совершил кругосветное путешествие на бриге «Рюрик», а по возвращении занял должность адъюнкта Королевского ботанического сада в Берлине. В 1820-м капитаном Эдуардом Брансфилдом состоялось очередное уже открытие «земли Троицы» — Антарктического полуострова. В 1901-м родился отважный исследователь Арктики, доктор географических наук Георгий Ушаков. Глеб Котельникова, сконструировавший авиационный ранцевый парашют родился в этот день в 1872-м, а ровно 100 лет назад на свет появился конструктор авиационных двигателей Георгий Литвинович.

Избитая фраза из бодрой песни про сердце-пламенный мотор для него стала судьбой.
Уже в девятнадцать лет Георгий Литвинович попал под начало француза Поля Ришара, который по заказу советского правительства, конструировал «летающую лодку». Из чернорабочих в чертежники-конструкторы. Над этим проектом трудился весь цвет будущей советской авиационной инженерной мысли, Гуревич, Лавочкин, Королев, там то и произошла судьбоносная встреча с легендарным Сергеем Илюшиным, А вскоре Литвинович попал в илюшинскую бригаду. Перед войной Георгий Михайлович, возглавил моторную группу недавно созданного ОКБ, которое авральными темпами ставило на крыло ДБ -3 предтечи «летающего танка», горбатого штурмовика ил – 2 и бомбардировщика ИЛ-4, того самого, что бомбил Берлин в первые месяцы войны. Вязать схему установки микулинского мотора пришлось группе Литвиновича.

Расположение топливных баков, электрика, сектор управления, прочность при вибрациях, решить все эти задачи, буквально на ходу, и тут же запустить машину в серию, практически без права на ошибку, которая могла стать смертельной в буквальном смысле слова.
И с этим недавний выпускник МАИ справился. А после войны инженер –конструктор занимался разработкой всех Илюшиных вплоть до гражданского 96-го. Георгий Михайлович, говорят его коллеги и ученики, человек интеллигентный до косточек, тонкий и проницательный, всегда умел создавать необыкновенную творческую атмосферу. И не случайно технарь Литвинович знает толк в хорошей музыке, да и сам бывал не раз замечен за инструментом. А сегодня жена, сын, внучка, и друзья будут чествовать юбиляра, который разменял какой-то век, к их поздравлениям присоединяемся и мы. Долгие лета и как говориться четного числа взлетов и посадок во всех делах.


НУ И ДЕНЕК!

Кстати, ровная дата и у рожденного в этот день венецианского художника Бернарде Белотто, он же, Каналетто, родился он 290 лет назад.
С родственными связями все непросто. Было всего два живописца с фамилией Каналь — Бернардо Каналь и его сын Джованни Антонио Каналь. Вот этого сына-то первым и прозвали Каналетто, т.е. маленький Каналь — по фамилии отца. А Белотто был, конечно, племянником Джованни Антонио, и иногда подписывал свои работы именем Каналетто, и в некоторых странах более известен под этим именем — но вообще под Каналетто, обычно понимают Джованни Антонио. Та или иначе, прославили его пейзажами в жанре ведуты.

О подробносях жанра ведута мы поведаем в другой раз, а сейчас простимся и скажем спасибо Светлане Гариповой, Тимуру Олевскому и нашему звукорежиссеру…


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире