'Вопросы к интервью
В. ДЫМАРСКИЙ: Добрый вечер. Программа «Кредит доверия» и я, ее ведущий Виталий Дымарский. И сегодня у нас в гостях Андрей Макаров, заместитель главы комитета по бюджетам и налогам Госдумы. Добрый вечер.

А. МАКАРОВ: Добрый вечер.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну будем говорить о кризисе. О чем еще?

А. МАКАРОВ: Ну о чем еще можно говорить за два дня до Нового года?

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну действительно, не о Новом годе же, правда?

А. МАКАРОВ: Действительно.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хотя и о новом годе поговорим, о новом годе 2009-м. Поскольку вы у нас представитель депутатского корпуса, вот я бы хотел вам задать сначала такой общий вопрос. Мы каждый день слышим о неких решениях, принимаемых властью, разными ветвями власти, по преодолению кризиса, скажем так. Те или иные меры принимаются. Существует ли какой-то механизм здесь взаимодействия между исполнительной властью, скажем так, и законодательной? Вы уж извините, но о Госдуме такое представление, что вы штампуете просто те бумаги, те документы, те законы, которые к вам приходят из правительства или от президента. Вы можете сказать некое свое слово вот в разработке этих антикризисных мер?

А. МАКАРОВ: Ну я, честно говоря, с собой штамп не принес, поэтому мне поставить нечего. Но вы знаете, на самом деле у нас вообще ведь любимое мероприятие – это расставлять штампы. Это не только в Думе, это и в прессе очень любят делать. Поэтому… вот давайте так, на конкретных примерах. Ну чем я, например, занимаюсь – налоговая сфера. Вот посмотрите, сейчас прошло несколько законодательных актов в области налогов, которые были на самом деле наиболее существенны с момента, скажем, принятия налогового кодекса. Очень серьезные изменения прошли вот сейчас буквально вчера.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, например?

А. МАКАРОВ: Ну, например, скажем, возникла проблема по уплате НДС. Мы понимали, когда вот вместе сидели, разбирались с проблемой. И 20 октября все предприятия страны должны были вместе заплатить 840 миллиардов рублей – налог на добавленную стоимость.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это все предприятия, от малых до больших?

А. МАКАРОВ: Да, вот все абсолютно предприятия страны заплатили бы 20 октября, это срок уплаты, 840 миллиардов. И мы прекрасно понимали, что если это произойдет, то, во-первых, будут вымыты средства из банков, то есть ликвидность банков. Естественно, оборотные средства предприятий и так далее. И вот за 10 дней, чтобы это было просто понятно, мы подготовили законопроект. Причем сразу скажу, просто ваш покорный слуга был одним из авторов этого законопроекта. Мы подготовили законопроект, который, безусловно, был согласован с правительством, с администрацией президента, был внесен в Государственную Думу, на него было дано заключение, принят Государственной Думой в трех чтениях, утвержден Советом Федерации, подписан президентом и опубликован. Я не случайно вот сейчас называю все этапы прохождения закона. Почему? Потому что если бы был пропущен хотя бы один из них, закон не вступил бы в силу. Закон вступил в силу за два дня до 20 октября и дал возможность… мы просто установили порядок, когда этот налог можно платить в рассрочку тремя равными долями.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо, я понял.

А. МАКАРОВ: Еще раз говорю, перед вами сидит человек, который сам реально сидел и готовил этот законопроект.

В. ДЫМАРСКИЙ: У меня в связи с этим к вам вопроса. Ну, вот вы сейчас привели пример, когда вы там писали сами закон, все равно он проходил через правительство и так далее… Хорошо, согласен.

А. МАКАРОВ: Секундочку. А у нас, простите, в соответствии с конституцией, вот в конституции написано…

В. ДЫМАРСКИЙ: Законодательная инициатива?

А. МАКАРОВ: Нет, нет. Что те законопроекты, которые требуют расходов бюджета или возлагают какие-то дополнительные финансовые обязательства, по ним правительство должно давать заключение. Кстати, я скажу больше, это есть во всех странах мира. Другое дело, что в каждой стране существует свой порядок взаимодействия. У нас, может быть, не самый лучший, я еще раз говорю. Кстати, вот не готов сейчас кричать, что нет, у нас все замечательное, самое лучшее. Я говорю о другом. На самом деле это специфика кризиса.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо. А давайте посмотрим обратный процесс…

А. МАКАРОВ: Давайте.

В. ДЫМАРСКИЙ: Если вы получаете законопроект, исходящий из министерства или из правительства в целом.

А. МАКАРОВ: Пожалуйста, я вам приведу пример. Могу другой пример привести.

В. ДЫМАРСКИЙ: Нет, я понимаю, что вы получаете такие законопроекты. У вас были случаи, я не знаю, когда вы не соглашались с целым законом? Такое вряд ли было, да? Но…

А. МАКАРОВ: Вот видите, зачем же опять штамп, зачем сразу ярлык?

В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо, опровергайте.

А. МАКАРОВ: Ради бога, пожалуйста, вот смотрите. Итак, март месяц, у нас идет закон о морских портах, внесенный правительством Российской Федерации. Законопроект о морских портах был внесен правительством. Мы посмотрели, причем, более того, очень серьезно рассматривался вопрос, и сочли, что закон неправильный. Он не то что неправильный, он, к сожалению, с нашей точки зрения, не решал очень многих вопросов, которые необходимо было решить для того, чтобы действительно наше портовое хозяйство стало конкурентоспособным. Это то, о чем мы говорили. Мы подготовили свой законопроект и на Государственной Думе… Кстати, вот опять же я говорю сейчас о том, в чем я принимал участие, а не о том, о чем я слышал, видел и так далее. Мы подготовили законопроект, группа депутатов Государственной Думы подготовили законопроект, и на Государственной Думе рассматривались два альтернативных законопроекта – законопроект правительства и законопроект депутатов. И был принят и поддержан депутатский законопроект, который уже потом дорабатывался опять же вместе с правительством, который был принят и заработал. Я вам еще раз говорю, существуют самые разные ситуации. Вот не надо наклеивать ярлыки. Есть огромное количество действительно недоработок и так далее. А вот это «кто-то кого-то штампует» и так далее – да нет, ну господи…

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну хорошо. Поскольку ваша сфера интересов, как вы сказали, налоги в первую очередь…

А. МАКАРОВ: Ну как есть.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. То вот я просто хочу вам вопрос задать от нескольких людей, которые пришли еще накануне нашего эфира. Это касается… ну, вы расшифруете лучше – отмены ККТ.

А. МАКАРОВ: Контрольно-кассовая техника.

В. ДЫМАРСКИЙ: Контрольно-кассовая техника, да. Я так понимаю, что просто люди из малого бизнеса… поскольку мы в основном все-таки, давайте признаемся, слышим меры о поддержке крупных системообразующих предприятий, о чем я тоже хотел вас спросить, то вот о поддержке малого и среднего бизнеса, которые, на мой взгляд, только и могут позволить выжить стране в этих условиях, мы слышим намного реже. Так вот эта вот ККТ, контрольно-кассовая техника…

А. МАКАРОВ: Более того, не просто ККТ, а ККТ для ЕНВД – единого налога на вмененный доход. Видите, как много букв.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, здесь сложно, много букв, но речь идет, чтобы все было понятно, просто вот о кассовых аппаратах, которые вот пробивали чеки. Да?

А. МАКАРОВ: Совершенно верно.

В. ДЫМАРСКИЙ: И жалуется малый бизнес, что вы все собираетесь что-то там отменить. Вот пишет нам Филиппова Ирина, предприниматель: «Накануне парламентских выборов в 2007 году приняли в первом чтении, а сейчас опять благополучно замотали. 18 октября опять перенесли второе чтение на более поздний срок, даже не на весеннюю сессию 2009 года».

А. МАКАРОВ: Ну, видите как, опять же очень неприятно. Но в данном случае, так как мы говорим о законопроектах, вот того законопроекта, о котором говорит Ирина Филиппова, автором являюсь я.

В. ДЫМАРСКИЙ: Андрей, когда мы выйдем, я пойму, что все законы в нашей стране…

А. МАКАРОВ: Нет, это просто моя сфера. Так вот, проблема немножко в другом. Вот давайте посмотрим одну вещь. Справедливо представители малого бизнеса, которые работают на единый налог на вмененный доход, говорят: нам не нужны кассовые аппараты, поскольку нам не надо смотреть на выручку, это никак не влияет на налогообложение, а вот расходы по этому кассовому аппарату…

В. ДЫМАРСКИЙ: Извините, вот здесь я уже как потребитель спрашиваю. А почему это не влияет на налогообложение? Или деньги приходят просто в карман, или они идут через кассу…

А. МАКАРОВ: Нет, нет, нет. Потому что у нас существует специальная категория, где определяется налогообложение от вмененного дохода. То есть в данном случае действительно выручка как бы не имеет значения, это все совершенно справедливо.

В. ДЫМАРСКИЙ: Понятно.

А. МАКАРОВ: И действительно, расходы на кассовые аппараты, которые, казалось бы, для налоговой нагрузки не имеют никакого значения, чрезвычайно высоки. Кстати, абсолютно полностью с ними согласен. Вот мы рассматривали это. Кстати, вот действительно вопрос, который рассматривали, и это не связано было с выборами абсолютно, это другой вопрос. Действительно мы вместе с малым бизнесом, вместе с организацией «Опора России» рассматривали эти вопросы. И был подготовлен законопроект, который отменял использование контрольно-кассовой техники. И на самом деле таких законопроектов, чтобы было просто понятно, было 14. Вот принят тот, который подготовили мы, принят в первом чтении. Теперь давайте посмотрим на эту проблему чуть-чуть с другой стороны. У нас есть с вами бизнес и есть потребитель. А вот потребитель может защитить свои права. Вот мы приходим в магазин, покупаем какую-то продукцию. Эта продукция оказалась некачественной. Я могу обратиться в суд, могу взыскать деньги, потребовать замены товара. Так вот, единственный документ, который на сегодняшний день принимается для того, чтобы потребитель мог защитить свои права, это кассовый чек. Поэтому, к сожалению, отмена кассового аппарата в том виде, как это говорят «давайте мы просто отменим, потому что это не имеет отношения к налогам», это не совсем корректно. Вот это очень сложный и длительный процесс. Вот нам кажется, что сейчас нам удалось пройти этот процесс и механизм защиты людей с одновременным вот этим вот… чтобы убрать вот это бремя – кассовые аппараты, это действительно дорого и не всегда целесообразно. Нам, кажется, удалось это найти. Сейчас действительно шел огромный вал законов, связанных, в первую очередь, с бюджетом, с налогами и так далее. Я полагаю, что уже в весеннюю сессию законопроект будет рассмотрен.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот видите, вы говорите, что штампы, штампы, ярлыки…

А. МАКАРОВ: Нет, о штампах говорите вы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Нет, и вы тоже. Я полностью с вами согласен. Вот видите, даже не возражаю вам, потому что я просто знаю, что на том же Западе ты в такси садишься, ты получаешь чек, ты везде получаешь чек. Кстати говоря, это важно не только при рекламациях на качество продукции, это важно и для отчета по командировке, мало ли еще для каких вещей.

А. МАКАРОВ: Безусловно. Да, действительно, каждый человек может в такси получить чек, это правда. Но просто единственное, наверное, тут проблема в том, что если бы у нас так же, как на Западе, не было монополистов по производству этих аппаратов, если бы они стоили так, как на Западе, если бы не было вот этих вот…

В. ДЫМАРСКИЙ: А у нас дороже стоят?

А. МАКАРОВ: Конечно, конечно. Это действительно достаточно большие расходы. И именно понимая эту проблему, мы и внесли этот законопроект. Я действительно искренне верю, что нам в ходе весенней сессии уже удастся принять этот законопроект, и он станет законом.

В. ДЫМАРСКИЙ: Давайте еще одну больную тему. О новом годе будем говорить, о 2009-м я имею в виду. Не о празднике, хотя многим праздник будет испорчен тем, что с 1 января тарифы все-таки многие повышаются, несмотря ни на что, несмотря на кризис. Это электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки, в первую очередью. Госдума что-то пыталась делать? Считаете ли вы вообще правильным в таких условиях повышать тарифы?

А. МАКАРОВ: Во-первых, начнем с того, что именно государственная дума при прохождении бюджета уже поставила вопросы о том, что мы считаем… То, что вопросы тарифов включены и идут вместе с бюджетом – это целиком заслуга государственной думы, потому что этого раньше просто в бюджете не было. Сейчас это рассматривается. И вот вопросы об обоснованности повышения тарифов, так как они были заложены, на самом деле, поставила именно государственная дума. Сейчас вопрос действительно очень острый, очень серьезный. Кстати, повышение тарифов, понимаете, это не только вопрос населения. Это вопрос понятной экономики. Скажем, я представляю Кузбасс, у нас проблема колоссальная железнодорожные тарифы для угольщиков – уже уголь Кузбасса не доезжает до Европы. Перевозка становится дороже, чем сам уголь. Проблема колоссальная! Это совершенно несправедливо. И в то же время, нельзя, к сожалению, посадить… Это, на самом деле, проблема, которая не сегодня родилась. Мы сегодня пожинаем результаты бездумного установления абсолютно искусственных цен на электроэнергию, на газ, на тепло, на железную дорогу. Они все нуждаются сегодня в ремонте и так далее, понимаете? Поэтому, к сожалению, эта проблема не столь однозначная. Решения, которые сейчас принимаются об ограничении роста тарифов, вот это как раз те пределы допустимого, которые идут. Еще раз говорю, что на самом деле у нас неэффективная экономика. Я думаю, что не открываю Америки, когда я это говорю, и в общем-то никого не пугаю на ночь глядя, но когда вся экономика неэффективна, мы, к сожалению, не можем вырвать один вопрос и сказать: давайте, мы решим его эффективно и все будет замечательно. К сожалению, это все связано одно с другим! Проблема ценообразования – это общая проблема, и говорить только о тарифах, я думаю, не совсем…

В. ДЫМАРСКИЙ: Об эффективности экономики… Сегодня Владимир Владимирович путин сказал о том, что все события сегодняшние подтверждают правильность выбора, который мы сделали в пользу диверсификации экономики. Может быть, выбор действительно правильный?

А. МАКАРОВ: А что, есть какие-то сомнения в этом?

В. ДЫМАРСКИЙ: Нет-нет! Никаких сомнений. Просто «сделали выбор». Но сколько лет нужно еще, сколько времени? Почему этот выбор не был реализован на практике?

А. МАКАРОВ: Еще раз говорю: я боюсь, что тона черное и белое при оценке ситуации не проходят. Давайте, начнем с очень , может быть, неприятной для нас вещи. Вот почему, скажем, Соединенные Штаты, Запад, где реально все население завязано было в бумагах ценных, в акциях, где действительно кризис колоссальный, вот жилищный кризис ударил по населению гораздо сильнее, чем у нас – у нас 800 тысяч ипотечных… и все, а для 140 миллионов населения это не так много, на самом деле – но тем не менее, по нашей стране во многих сферах кризис ударил гораздо болезненнее…

В. ДЫМАРСКИЙ: Именно из-за того, что у нас диверсифицированная экономика.

А. МАКАРОВ: Совершенно верно. То есть, потому что у нас до конца не были доведены институциональные реформы. Что это значит? Был ли у нас создан независимый суд? Нет. Казалось бы, кризис какое отношение имеет к независимому суду? А независимый суд – это отношения бизнеса и государства, это отношения бизнеса с бизнесом. Простите, вот мы много сейчас… какое-то все-таки начинается раскрутка борьбы с коррупцией реально… но мы же прекрасно знаем, что вот этот административный гнет на бизнес – это проблемы, которые…

В. ДЫМАРСКИЙ: Реальность борьбы с коррупцией это отдельная тема.

А. МАКАРОВ: Наверное. Но я сейчас говорю о другом. Что вот очень долгое время высокие цены на нефть создавали ощущение общего благополучия и благоприятных условий для бизнеса…

В. ДЫМАРСКИЙ: И что это будет всегда!

А. МАКАРОВ: Да. Потому что, если вы вспомните, у нас совсем недавно при бюджете… от нас ведь требовали наши оппоненты, те, кто сегодня нам кричат: если бы слушали нас, все было бы замечательно… Я прекрасно помню, как при последнем бюджете от нас требовали, чтобы мы расчитывали бюджет, исходя из цены 130 долларов за баррель. Простите, если бы мы это сделали, у нас сегодня пенсионеры, грубо говоря, начинали бы день с просмотра телевизоров: какая цена на нефть? Потому что в зависимости от этого то ли им заплатят пенсию, то ли не заплатят. Но, вот здесь возникает и другая ситуация. Давайте все-таки посмотрим, давайте, не будем забывать. Мы выплатили за это время все государственные долги. Опять же нам скажут: ну, при такой цене на нефть немудрено! Мы накопили реально фонд национального благосостояния и резервный фонд, тот самый Стабилизационный фонд. Помните, как нам все кричали: давайте, мы его растратим! Мы накопили золотовалютные резервы. Опять нам говорят: да это не благодаря вам, это благодаря цене на нефть. Простите, сколько раз цена на нефть была огромная в стране, но все эти средства разбазаривались черт знает на что? И в советское время.. Все это мы проходили.

В. ДЫМАРСКИЙ: Ну, в советское время ничего такого не было.

А. МАКАРОВ: Что, не было такой цены на нефть? Да ну, не надо! 70-е посмотрите. Просто я о другом: наше государство никогда не пользовалось благоприятной инфраструктурой, как бы не было хорошо. Но, где бы мы были сегодня, если бы у нас не были выплачены долги и не было бы золотовалютных резервов? А вы вспомните 98-й. Сейчас намного тяжелее кризис. Но и тогда многотысячные очереди у закрытых дверей банков, это действительно миллионы человеческих трагедий. Когда рухнула финансовая система… Сейчас же этого всего нет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо, давайте поговорим о расходовании всех эьтих резервных средств. Вот правительство утвердило список из 295 системообразующих предприятий так называемых. Выделено на их поддержку 92 миллиарда рублей. Хотя они просили в 5 раз больше. Ну, естественно, запросы всегда больше, чем реальность. Скажите мне, пожалуйста, когда составлялся этот список… Я не знаю, может быть он правильный, я говорю как налогоплательщик, как гражданин…

А. МАКАРОВ: Давайте, достаю список, давайте, прочитаем…и вы сразу скажете, какие правильные, какие неправильные.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я не знаю. Я хочу знать. Я знаете, что хочу знать? Я как избиратель, как налогоплательщик, как гражданин этой страны, я хочу знать критерии, по которым отбирались эти предприятия. Я хочу знать, почему только крупные предприятия, почему нет малых и средних? Может быть, то правильно. Но я хочу, чтобы мне хоть что-то объяснили, а не ставили меня перед фактом. Это мои деньги, в конце концов!

А. МАКАРОВ: Абсолютно согласен. Более того, на мой взгляд…

В. ДЫМАРСКИЙ: Извините, вопрос в дополнение. Почему этот список не проходил, кстати говоря, через думу? Или это не нужно?

В. МАКАРОВ: Вы знаете, если бы этот список проходил через думу, я боюсь, что мы бы до сих пор этого списка не имели. Вот. А на самом деле, этот список, безусловно, нужен. Но давайте по порядку. На мой взгляд, очень важно сегодня, чтобы те меры, которые государство предпринимает, чтобы они были понятны людям. Если эти меры людям будут непонятны, тогда эффективно бороться с кризисом нельзя. Вот тут абсолютно согласен. И здесь мы, может быть, подчас недорабатываем. Кстати, недорабатываем все – исполнительная власть… хотя очень много выступает тот же Путин, Медведев, на самом деле, объясняет…

В. ДЫМАРСКИЙ: Никогда ничего не объясняет.

А. МАКАРОВ: Нет, объясняет, объясняет! Теперь смотрите. Вы вот сейчас произнесли фразу: «295 предприятий, выделены 92 миллиарда». Вы дали цифру. Все замечательно. Вы уверены, что это правильно?

В. ДЫМАРСКИЙ: То, что я сегодня прочитал на лентах информационных. Со слов представителей правительства. Я же не придумал это все.

А. МАКАРОВ: Так вот, весь смысл в том, что перечень далеко не закрытый. Далеко не закрытый! А вот теперь к этому перечню начнет добавляться то, что будут предлагать регионы. Потому что еще ведь интересы регионов надо учесть, это очень важно. На самом деле, это перечень тот, который, действительно, является системообразующим, и поэтому здесь головным является министерство экономического развития. Оно головное! В нем происходила как бы сводка того, что давали министерства, что давали отраслевые министерства. То, что они считали ключевыми. Сейчас в этот список добавятся регионы, то, что значимо для регионов, городов и так далее. Это, безусловно, абсолютно… причем заметьте – это следующий шаг. Первый шаг потому что был самый главный – это ликвидность банков. Да, мы сказали, что выделяется 92 миллиарда. Да это не проблема 92-х миллиардов! Там целый комплекс мер, которые будут государством направлены на поддержание предприятий. Это и государственные гарантии, это и кредиты, и система госзакупок. На самом деле…

В. ДЫМАРСКИЙ: Я же это не оспариваю. Вы это знаете, а я нет.

А. МАКАРОВ: Секундочку! Мне очень жаль, но просто весь смысл в том, что если бы вы прочитали…

В. ДЫМАРСКИЙ: Я думаю, что и наша аудитория этого не знает.

А. МАКАРОВ: Конечно! Поэтому я и говорю: значит, это наша недоработка, что мы… Я в прошлом адвокат, я точно знаю – чистосердечное признание смягчает вину, но увеличивает срок. Поэтому , понимаете, я вам еще раз говорю: я считаю, что государство у нас – это, к сожалению, не сегодняшняя проблема, это всегда было – то, что очень мало и не всегда понятно и доступно разъясняем людям. Может быть, если бы мы разъясняли людям, было бы намного меньше проблем.

В. ДЫМАРСКИЙ: Знаете, у нас осталось буквально полминутки. Я хотел бы еще одну вещь сказать. Вот мы с вами перед эфиром об этом говорили. Приезжают знакомые из Америки, из Европы, говорят, что там нет такого психоза, как здесь у нас, в связи с этим кризисом. Не потому, что там легче, чем у нас. А потому что там психологическая устойчивость больше. И кстати, я думаю, что информированность тоже эти панические настроения убирает. То, о чем вы сейчас сказали, в чем вы сейчас признались.

А. МАКАРОВ: Насчет «признаюсь», не знаю. Я знаю только одно: первое, что надо — перестать кошмарить людей. К сожалению, у нас очень много сегодня очень безответственных людей, причем политиков, я подчеркиваю – политиков, даже не журналистов – пресса это просто зеркало. К сожалению, идет огромное количество безответственных заявлений, когда на кризисе люди пытаются себе заработать политический капитал. Вот надо перестать кошмарить людей и спокойно объяснять людям, что собирается государство предпринять для борьбы с кризисом и что государство собирается предпринять для граждан. Так, я думаю, мы его быстрее и лучше преодолеем.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вот с таким оптимистическим прогнозом Андрея Макарова, заместителя главы комитета Госдумы по бюджету и налогам, мы завершаем сегодняшнюю программу. Поздравляем вас с наступающим Новым годом!

А. МАКАРОВ: А я не знаю, пустят ли меня еще раз на «Эхо Москвы», поэтому я все равно поздравляю всех с Новым годом. И я надеюсь, что новый год будет лучше предыдущего. Всего доброго!

В. ДЫМАРСКИЙ: Признаете свою вину – пустим.






Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире