Казалось, нет надежнее опоры, чем русские штыки. Теперь все на Кавказе видят на примере Абашидзе и Кадырова, насколько это не так. Россия под Путиным становится с каждым днем все слабее и слабее, по мере того, как бесконечно откладывается военная реформа. Наша сфера влияния откатывается с Кавказа на север, сегодня из Аджарии навсегда, да и реальный контроль в Чечне под вопросом.
В Чечне многочисленные, но коррумпированные, конкурирующие между собой службы безопасности, разведки и контрразведки оказались неспособны обеспечить личную безопасность ставленника Кремля Кадырова и командующего объединенной группировкой генерала Баранова. Баранов, даст бог, выживет, да и генералов у нас немало, будет кем при случае заменить. А с Кадыровым беда, лично вокруг него строилась вся нынешняя система власти в Чечне, эффективно заменить его, в принципе, невозможно. Кадыров создал собственную службу безопасности, хорошо вооруженное бандформирование тысяч на 5 штыков, теперь эти профессиональные бойцы, давно забывшие, что такое мирный труд, остались, по сути, без работы и без прикрытия. Их командир, сын Кадырова Рамзан, слишком молод и незначителен, чтобы стать новым чеченским президентом на смену отцу. Москве придется искать кого-то другого. А что делать тогда с кадыровцами?
В Чечне Кадырова и кадыровцев ненавидели, они похищали людей, пытали их, вымогали выкупы, еще бог знает что творили. Другие промосковские вооруженные группировки, например, братьев Ямадаевых, кадыровцам не друзья. Военные, разные федеральные спецслужбы и МВД не переставали повторять, что служба безопасности Кадырова сплошь состоит из бывших боевиков, именно они, а не Аслан Масхадов и Шамиль Басаев, в основном, нападают на федеральные силы.
Куда повернут теперь осиротевшие кадыровские штыки, точно не предсказать. Но, как это обычно бывает, в Чечне без большой крови, скорей всего, не обойдется. Политика Кремля, основанная на опоре на кадыровцев и прочих наемников из местных, потерпела крах, поскольку строилась не на широком политическом соглашении с массой населения, а на частном сговоре с отдельным бывшим продажным муфтием Кадыровым. Так же, как, впрочем, и вся политика в Грузии строилась вокруг Абашидзе с примерно одинаковым конечным результатом.
Чеченское подполье еще раз сегодня доказало, что оно нисколько не разгромлено, не разобщено и не разбито на мелкие слабые группки, как нас пытались заверить. Операция по ликвидации Кадырова была дерзкой и хорошо продуманной. Подобные высокоточные удары невозможно проводить, не имея отлично функционирующей, хорошо структурированной подпольной сети. Теперь, когда в результате дерзкого точечного удара рухнула вся выстроенная Москвой система власти в Чечне, пришло, наверное, время задумываться, почему все так плохо, с теми ли мы сговаривались?
Подкуп и вербовка племенных вождей проверенный временем метод правления. Но никогда нельзя ставить на кого-то одного, нельзя, чтобы ставленники потом крутили политикой в самой Москве, как это делали и Кадыров, и Абашидзе, себе и нам на горе. И, конечно, прежде, чем пускаться в колониальные авантюры, надо сначала создать профессиональное воинство и не коррумпированные спецслужбы. Нужен порядок дома перед тем, как лезть в чужой монастырь.