23 августа 2003
Z Комментарий недели Все выпуски

Раз в два года в августе в подмосковном Жуковском с немалой помпой протекает международный авиасалон «Макс».


Время выхода в эфир: 23 августа 2003, 01:01

Вначале приставка «международный» была так, для красоты. Но потом, когда российские авиаперевозчики стали все больше закупать «Боинги» и «Эрбасы», а также сотрудничать с Европой и Израилем в военных областях, западные производители тоже стали в салоне серьезно участвовать. Где есть потенциальный потребитель, появится и продавец. Но все же «Макс», прежде всего, для нашего авиапрома с неизбежным присутствием бывших советских, а ныне украинских транспортных «АНов» и узбекских «ИЛ-76». Традиционно на «Максе» выставляют зенитно-ракетный комплекс «С300» в различных вариантах со всеми возможными радарами, камазными модулями, пусковыми установками и зенитными ракетами Химкинского МКБ «Факел». Каждый прошедший салон «Макс» объявляли беспрецедентно успешным. И каждый, по мнению участников и посетителей, в действительности оказывался хуже предыдущего.

Сегодня «Максы» могут, несомненно, считаться самыми дурно организованными авиасалонами в мире. В связи с глобальной террористической угрозой на всех в мире выставках оружия и авиасалонах происходит обязательная всеобщая проверка металлоискателями, просвечивание сумок журналистов, гостей и досмотр транспорта. Но нигде, ни в странах третьего мира, в Чили, в Арабских Эмиратах, в Малайзии, не говоря уж о европейских различных салонах, нет такого чудовищного безобразия, такого неорганизованного транспортного сообщения, таких бесконечных очередей, где участники выставки бездарно теряют большую часть времени, как на «Максах».

Состоявшийся на этой неделе «Макс-2003», по мнению участников и специалистов, вновь был самым худшим из всех, когда-либо состоявшихся. Раньше, чтобы заработать на билетах как можно больше денег, устроители запускали публику с первого дня, что превращало в полный балаган все мероприятия, не давая профессионалам вообще никакой возможности работать. За границей билеты для публики либо, вообще, не продают, и выставка носит характер закрытого мероприятия для специалистов, либо кассы для всех желающих открывают на день-другой в конце мероприятия, как говорят в таких случаях, для растерзания. К этому времени экспозицию сворачивают, экспонаты, которые могут сломать, по возможности, прячут, специалисты разбегаются. В этом году и на «Максе» решили сделать, как у людей, три первых дня держать экспозицию открытой только для журналистов и специалистов. Но гладко было только на бумаге. Многие участники выставки получили пропуска только за день до начала, и большую часть оставшегося времени без толку потратили в очередях на секьюрити-осмотр. Когда во вторник президент Владимир Путин прибыл на вертолете на открытие, значительной части экспозиции просто еще не было на месте. А кто успел, имел весьма помятый вид, поскольку в ночь с понедельника на вторник КПП закрыли, и представители фирм, что в последний момент настелили экспозиции, вынуждены были остаться ночевать прямо на взлетной полосе, в выставленных самолетах. Естественно, пока ВВП осматривал «Макс», журналистов не из президентского пресс-пула к нему и близко не подпускали.

Некоторым журналистам аккредитацию выдали, только когда дни для специалистов уже закончились. Делалось это, похоже, для того чтобы заставить покупать дорогущий бизнес-VIP-пропуск. Подобной дурацкой во всех отношениях системы безопасности ни на одной авиавыставке ни в одной другой стране мира нет. У России, известно, свой особый путь, свои у орла крылья веером.

Но не это было самым печальным на нынешнем «Максе», а то, что на нем не было вообще ничего нового. Все те же самолеты и вертолеты, разработанные в конце советской эпохи, иногда чуть модернизированные, с использованием западной авионики и электроники. Зенитная система «С300», все с теми же древними цифровыми электронно-вычислительными машинами образца 70-х годов, у которых вместо твердого диска бобина магнитной ленты. Где-то в мире происходит военно-техническая революция, изменившая на глазах военное дело сегодня не меньше, чем сто лет назад бездымный порох и пулемет. Но время продолжает обтекать Россию. У нынешнего авиапрома и оборонки все еще на дворе советское время, и по части организации, и по части технических решений.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире